Ртв в педагогике что это

Технология ТРИЗ и РТВ

Ртв в педагогике что это. Смотреть фото Ртв в педагогике что это. Смотреть картинку Ртв в педагогике что это. Картинка про Ртв в педагогике что это. Фото Ртв в педагогике что это Татьяна Половникова
Технология ТРИЗ и РТВ

В нашем детском саду помимо традиционной программы воспитания и обучения, мы применяем технологию ТРИЗ во всех возрастных группах. Что же такое ТРИЗ? Процесс воспитания и обучения ребенка — это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача системы образования — подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Для того, чтобы понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее «сегодня» от наступающего «завтра».

ТРИЗ-педагогика — это педагогическое направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основана она на теории решения изобретательских задач. Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. Все творчество детей дошкольного возраста заключается в рамках работы по познанию и преобразованию признаков объектов и их значений.

Я в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста на начальном этапе знакомлю воспитанников с некоторыми методами и приемами развития у детей творческого воображения. Авторы данной технологии рекомендуют пользоваться универсальными пособиями, которые позволяют детям системно думать, знакомиться со значением признака, классифицировать, обобщать, устанавливать системные связи.

Итак, первое пособие называется «Имя признака — значение имени признака».В основе этого метода лежит: 1)умение описывать элемент как набор его свойств;2) умение описывать элемент через его признаки — одно имя признака и несколько его значений (например, цвет — синий, красный, желтый и так далее). В младшем дошкольном возрасте к изучению и описанию предметов используются такие имена признаков, как цвет, форма, размер, количество, части, звук, вкус.

Следующее пособие, которое мы хотим предоставить вашему вниманию, называется «Сенсорный ящик». Это многофункциональная игра, цель которой научить детей системно думать и осваивать имена признаков с помощью сенсорных анализаторов — вкуса, зрения, слуха, обоняния и осязания.Первый вариант игры с этим пособием: «Путешествие предмета по сенсорным комнатам». Рассматриваемый объект кладется на каждую их картинок-подсказок и ребенок описывает этот предмет. По мере освоения данной игры, к концу младшего дошкольного возраста ее усложняют с помощью систематизации признаков при угадывании объекта. Детям предлагается игра «Угадай, что внутри». Дети задают наводящие вопросы, пытаясь по ответам воспитателя угадать, какой предмет находится внутри ящика. И последний вариант игры. После того, как дети угадали предмет, загаданный воспитателем, ящик раскладывается на так называемую «пятиэкранку». Что же это такое? Детям предлагается с помощью стихотворения рассмотреть признаки данного предмета.

«Если мы рассмотрим что-то,

Это что то для чего-то.

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то часть чего-то.

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то из чего-то.

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то было чем то.

Если мы рассмотрим что-то,

Чем-то будет это что то.

Что-то ты сейчас возьми

На экране рассмотри».

Применение данного пособия позволяет воспитателю решать основные задачи сенсорного воспитания детей, речевого и познавательного развития.

Именно таким образом мы вводим детей в работу по технологии ТРИЗ В дальнейшем каждый из этих методов имеет свои усложнения и выводят ребенка на творческий уровень. Благодаря применению методов сильного мышления, 86% детей на конец учебного года достигли среднего и высокого уровня развития.

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Источник

ТРИЗ, РТВ и ТРТЛ на практике: разбираемся с советским интеллектуальным прошлым

Ртв в педагогике что это. Смотреть фото Ртв в педагогике что это. Смотреть картинку Ртв в педагогике что это. Картинка про Ртв в педагогике что это. Фото Ртв в педагогике что это

Проблемы, вызовы, решения – неотъемлемая часть жизни любого человека. Человечество всегда пыталось найти универсальный метод их решения, придумывало различные техники по типу дизайн-мышления, метода фокусирования, метода шаблона, бинома фантазии и т.д. В этой же статье расскажем о методике ТРИЗ, разработанной в СССР в середине прошлого столетия.

Имена

ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Многие ученые спорят в отношении правомерности названии её как теории, приписывая ей лишь статус техники или методики. (Кстати, интересно как вы отнесетесь к этому аспекту ТРИЗ – пишите свое мнение в комментариях.) Тем не менее, название она получила от своего основателя Генриха Сауловича Альтушеллера, который был советским изобретателем, писателем-фантастом, знаменитым лектором.

Генрих Альтшуллер проделал громадную работу по изучению и анализу около 40 тысяч изобретательских патентов, он сформировал идею о том, что вообще-то генерация идей в целях создания качественно нового продукта – удел не только талантливых или гениальных людей. Развитие воображения подвластно каждому человеку, а ТРИЗ – как раз-таки техника, помогающая систематизировать и ускорить этот процесс.

Помимо инициатора идеи Г. Альтшуллера разработкой теории решения изобретательских задач занимался Рафаэль Шапиро. Ученые своей целью считали создать алгоритм решения таких задач, так как все технические системы развивались по определённым законам. Что это за законы? Давайте посмотрим подробнее.

Законы ТРИЗ

Итак, среди основополагающих законов (или принципов, или закономерностей) проследим следующие:

Стремление к идеальному результату

Объектом совершенствования ТРИЗ стали искусственные системы, развивающиеся с определенной спецификой, к примеру, бизнес-системы будут оперировать доходами, расходами, учитывать денежные законы, физические системы будут ориентированы на объективные законы природы и т.п. Однако при любом раскладе мы должны стремиться к совершенному результату.

И тут выход такой: мечтайте! Представляйте то, что было бы в идеальной ситуации, в таком случае решение придет быстрее. Прямо сейчас подумайте о своей проблеме, вообразите её разрешение (то есть то самое идеальное состояние) и спросите себя, как к этому прийти? Вашу голову однозначно посетят какие-то мысли, цепляйтесь за них.

Противоречия неминуемы

И это правда. Мы думаем, что по своему жизненному опыту вы уже смогли в этом убедиться, и ведь действительно, в какую сферу ни подайся, за что ни возьмись, во всем нужно искать компромисс. Сама жизнь человека – сплошное противоречие: мы рождаемся, зная, что в конечном итоге нас не станет, однако принципиально важно, что мы способны жить и радоваться.

Альтшуллер говорил: «… в одном выиграешь – в другом проиграешь… Мы пытаемся как-то улучшить одно свойство [технического объекта], невольно ухудшаем другое». В пример ученый привёл автобус, который, с одной стороны, должен быть длинным и, соответственно, вместительным, с другой не нагромождать улицы и дороги. Явное противоречие было решено с помощью прицепа, который соединял два коротких автобуса в один длинный, но технически компактный и разворотливый.

Обратите внимание: любое противоречие может быть решено. Генриху Альтшуллеру понадобилось много времени, чтобы составить специальную таблицу устранения противоречий, по которой возможно решить множество технических проблем путем сопоставления параметров, образующих противоречие. Таблица по сей день служит инструментарием при решении технических задач.

Ресурсы системы

Чтобы найти компромиссное решение системы, мы должны осознавать весь её потенциал, а если быть более точным – её ресурсы, их функции и возможности. Если вы хотите передать своему другу длинный, но информативный текст, то, воспользовавшись ресурсами мессенджера, вы можете отправить голосовое сообщение, таким образом решая проблему.

Или другой пример. Допустим, вам нужно выучить много слов на иностранном языке, но времени у вас не так много. Отличным вариантом может служить использование техник для запоминания иностранных слов, в числе которых ассоциации, составление рассказов сразу из нескольких слов, использование изображений. Однако если вы не знаете об этих техниках (о ресурсах данной системы), то вы не придете к этому решению. Учитесь и развивайтесь!

Таким образом, три основополагающих принципа ТРИЗ, описанные выше, составляют в сущности алгоритм решения изобретательских задач или АРИЗ. Этот алгоритм является содержательной базой ТРИЗ и заодно результатом долговременного труда Генриха Альтшуллера. Подробнее лекции Альтшуллера можно посмотреть в этом видеоролике:

Теория решения изобретательских задач не является монотонно изложенным материалом и включает в себя кое-какие составляющие. Давайте рассмотрим одну из них – РТВ.

РТВ: развитие творческого воображения

Именно это и есть один из важнейших курсов, входящих в программу ТРИЗ. Развитие творческого воображения – важная составляющая теории решения изобретательских задач. Г. С. Альтшуллер, помимо изобретательских и исследовательских способностей, обладал талантом писателя-фантаста, что в значительной мере определяло развитие его смекалки, воображения, фантазии, творческих навыков. К тому же было выявлено, что инженеры, увлекающиеся чтением фантастики, проявляли лучшие способности в творческих заданиях, нежели другие. Напишите в комментариях, какие книги нравятся вам и чувствуете ли вы развитие воображения от прочтения этих книг.

Важным фактором творческого процесса являлось снятие психологических барьеров или «психологической инерции», как выражался автор ТРИЗ. Когда мы сталкиваемся с проблемой, волей-неволей мы начинаем мыслить в тех категориях и тех формулировках, которые даны в задаче. Это накладывает рамки мышления и ограничивает при поиске решения. Согласитесь, расширить психологические границы – дело непростое, но не невозможное. Обратитесь к другим сферам, отвлекитесь, задумайтесь об иных вещах, возможно, решение кроется совсем рядом. Управление психологической инерцией – важный шаг к раскрытию воображения.

Когда вы думаете о творчестве, вы, наверное, сразу представляете кружки рисования или самоделия, танцевальные студии или музыкальные школы. На самом же деле, творчество – это процесс, посвященный созданию качественно нового продукта, причем сфера его применения может быть и не связана с искусством. Конечно же, изобретения самым что ни на есть наилучшим образом подходят под данную категорию, поэтому в ТРИЗ много внимания уделено развитию творческого воображения.

Особенно актуально для родителей развитие воображения их детей, что может быть достигнуто разными способами. В небольшом видеоролике ниже можно послушать полезные советы на эту тему:

А самим родителям (и не только родителям) мы могли бы порекомендовать нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике», которая поможет оценить и развить свои творческие способности, научит применять алгоритмы решения задач в различных областях всего за 4 недели.

Здесь вкратце опишем методы РТВ:

Помимо развития отдельной составляющей человека, его воображения, ТРИЗ останавливается на развитии целого ряда качеств личности. Эта концепция стала основой для следующей аббревиатуры.

ТРТЛ: теория развития творческой личности

Как думаете, вы – творческая личность? Если да, то как это проявляется? Какие факты вашей биографии говорят об этом? Постарайтесь дать честные ответы, а мы пока расскажем о взгляде часто упоминаемого Генриха Сауловича на данную тему.

Исследовав множество биографий изобретателей, Альтшуллер на пару с И. М. Верткиным заметили, что все они обладали рядом одинаковых качеств, соответственно, ученые пришли к выводу, что выдающийся изобретатель появляется не от рождения, а воспитывается по ходу жизни, соответственно, каждый может преуспеть в изобретательском ремесле. Давайте посмотрим, какие именно качества предлагали развивать в себе советские исследователи:

ТРТЛ была создана в 80-е годы прошлого века, когда пришло понимание того, что воображение – не панацея нового изобретения. Личность должна развивать комплекс качеств, которые будут способствовать воспитанию изобретательского духа. Не останавливаясь на этих наработках, Альтшуллером и Верткиным была создана и жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ), построенная по аналогии с шахматной игрой между личностью изобретателя и жизненными обстоятельствами. Довольно подробно это описано в этой статье

Кстати говоря, в последнее время все чаще применение ТРИЗ становится заметным в бизнес-сфере. Если вы заинтересованы в поиске стартап-идеи или совершенствовании уже имеющейся, можете взять на заметку эту методику. Ряд крупнейших компаний, к примеру, Samsung, LG, Procter&Gamble, Boeing, Caterpillar и др. используют в своей практике методику ТРИЗ.

Заключение

Мы часто слышим сегодня слова и словосочетания «инновации», «инновационный продукт», «эпоха инноваций», но, в сущности, понимаем ли мы это понятие? Основной любой инновации служит какая-то новая жизнеспособная особенность объекта, его характеристика, доселе не существовавшая и меняющая мир к лучшему. Фактически, вся изобретательская деятельность направлена именно на это, и примеры тому доказательство: компас в Древнем Китае, лампочка Эдисона, ручной типографский станок Гутенберга, термоскоп Галилея, печь Франклина, вакцинация Дженнера, кинематограф братьев Люмьер, компьютер Конрада Цузе и многое другое. Все эти объекты толкали человеческое общество к прогрессу, являлись базой для создания новых инноваций.

ТРИЗ – еще одна методика, первоначально служившая дополнительным инструментом в технической, изобретательской среде, но, тем не менее, сегодня область ее использования гораздо шире и объемнее.

Помните, что для создания чего-то качественно нового и полезного необходимо тренировать изображение, саморазвиваться и формировать образ жизни, толкающий на созидание, а не разрушение. В этом и кроется суть любого творчества – в какой бы области оно вам ни пригодилось.

Источник

Проект «ТРИЗ – РТВ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования»

«ТРИЗ – РТВ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования»

Ранний возраст – это важный и ответственный этап развития человека. Ребенок – дошколник не только познает мир, но учится познавать себя. Взрослея, он должен учиться самостоятельно выбирать индивидуальный путь развития, ответственно принимать решения, эффективно и разумно действовать в современном меняющемся мире.

Поэтому педагоги и родители нашего детского сада не только освоили, но успешно применяют технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ) – развитие творческого воображения (РТВ) для развития малышей. Девиз совместной деятельности: «Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему». Родители и педагоги вместе с детьми учились решать изобретательские задачи любой сложности и направленности, которые обеспечивают пробуждение, тренировку и использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления).

За годы работы накопился богатый практический материал, который не только используют педагоги, но родители. Встал вопрос: «Каким образом сделать процесс применения данных технологий более открытым, материалы доступными?». Так родилась идея создания WEB – страницы на сайте детского сада «ТРИЗ – РТВ технологии в развитии ребенка».

В процессе работы по ТРИЗ – РТВ технологии ребенок учится:

Методы ТРИЗ – РТВ технологии, используемые в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 51»

Групповое обсуждение с целью формирования умения давать большое количество идей в рамках заданной темы.

Морфологический анализ (МА)

Позволяет систематизировать перебор вариантов, увеличивать их число.

Для усиления возникновения процесса возникновения ассоциаций.

Метод фокальных объектов (МФО)

Усовершенствованный метод каталога.

Представление незнакомого – знакомым, а привычное – чужим.

Приемы типового фантазирования

Обучение фантастическим преобразованиям как самого объекта, так и его составляющих.

Для педагогических и руководящих работников МДОУ города и региона:

Инновационный проект «ТРИЗ – РТВ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования» (представлен в областном конкурсе дошкольных образовательных организаций муниципальных образований Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области в 2014 году)

Пояснительна язаписка. (алгоритмическая последовательность мыслительных действий по фантастическому преобразованию объектов).

Методические разработки:

Сборники игр и творческих заданий.

Конспект непосредственно образовательной деятельности:

Источник

Крохина И.Н. Заслуженный учитель РФ,

МДОУ «Детский сад № 45»

Ключевым механизмом системной работы с детьми стала для нас работа с моделями. Общеизвестно, что все люди мыслят моделями. По мнению Н. Бехтеревой, мозг легко берет на вооружение стереотипы, базируется на них для обеспечения следующего уровня деятельности и в то же время, пока может, пока есть богатство, борется с монотонностью. Чем больше вовлекается мозг в деятельность, тем ярче человек. Обобщенная модель – это и стереотипность, с одной стороны, (без которой невозможно работать, например, с детьми с нарушениями речи, с ЗПР) и эффективное вовлечение мозга в деятельность с другой стороны.

— Знакомство детей и родителей с умными советами и правилами * Гуни (сказочный герой, который будет находиться в группе на протяжении нескольких лет):

*Советов и правил должно быть немного и они должны быть системообразующими

— Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

— Учись терпению, потому что твоя подсказка – медвежья услуга для друга. и т. п.

— Для мотивации детей и облегчения вхождения в деятельность в процессе занятий, режимных моментов использовали устойчивые выражения и заклички.

— Для усвоения внутреннего плана действий, обобщенных моделей учебной деятельности и формирования способности к самооценке, самоконтролю, к командному взаимодействию ввели рефлексию как один из сильных мыслительных приемов.

— Для оптимизации воспитательно-образовательного процесса ежедневно создавались условия для самостоятельной деятельности детей (развития мелкой моторики, пространственных представлений, сюжетно-ролевых игр, опытническо-исследовательской деятельности и т. Д.), использовались кинезиологические программы, тренинги межполушарного взаимодействия.

— Анализ литературных произведений по определенному алгоритму.

— Решение творческих задач.

Результаты использования этого метода:

Благодаря отлаженной системе, родители также гармонично включаются в воспитательно-образовательный процесс. В работе с родителями главными принципами стали принципы системности и обратной связи. Их использование помогло усилить эффект воздействия на развитие личности ребенка.

В процессе работы педагоги и специалисты ДОУ:

Все, о чем я рассказала, гарантированно помогает нашим воспитанникам стать более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, способными к взаимопониманию и сотрудничеству, более внимательными и заботливыми. Ведь для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, большего добьется в жизни. А использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ как раз и помогает дошколятам каждый день ставить перед собой достижимые цели в разных областях и гарантированно добиваться их достижения, т.к. в технологии есть эффективный «инструмент сильного думанья». При этом взрослый – партнер, который сочувствует и переживает вместе с детьми, помогает справиться с неудачами. На наш взгляд такой путь развития педагогики самый оптимальный в современном мире. Методы и приемы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ помогают нам создавать «нашу педагогику», она открывает возможности для позитивной социализации ребенка, личностного развития, творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям видам деятельности.

. Статья на Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»

Источник

Опыт работы по внедрению ТРИЗ –Отсм — РТВ

1. Статья по ТРИЗ – ОТСМ – РТВ

Современный мир, меняющийся за короткий отрезок, времени, требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям.

В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании» является одной из социально значимых задач современного общества.

От нас, воспитателей, зависит, каким станет в будущем малыш.

Так, в сентябре 2015 года, наряду с программой «Детство», я начала внедрять технологию ТРИЗ – ОТСМ – РТВ в свою работу.

На начальном этапе был разработан маршрутный лист. Для более плодотворной работы с детьми, сделала своими руками много игр по ТРИЗ. Например, игра «Паровозик», где у нас водителем какой-нибудь объект, а в каждом вагончике признаки и мы разбираем объект по признакам. Или игра «Ромашка» с божьими коровками. Эти игры очень нравятся детям.

«Ароматные баночки» нам дают более полно использовать анализатор обоняния.

Мы учимся с детьми правильно задавать вопросы. Для этого у нас у всех детей есть свои планшеты, сделанные своими руками. У нас в ТРИЗе 7 видов вопросов. На данном этапе нами изучены восполняющий (какой? какая? какие, описательный (кто?что?где?как, каузальный (почему? отчего? зачем, начали изучать оценочный (что хорошего? что плохого) вопрос. С помощью самодельных игр дети учатся выбирать правильный корректный вопрос.

Также к нам в гости приходят волшебники. Они нам помогают создавать новые объекты, попасть в любое измерение времени или сделать что-то наоборот.

Дети играют кругами Луллия, где они находят реальные сочетания объектов, а также нереальное сочетание и фантазируют, как например, может оказаться цыпленок в конуре собаки и что из этого может получиться?

Мы придумываем с детьми сказки фантастического содержания на основе сказок, которые мы хорошо знаем.

По 2 методу Эмпатии мы вживаемся в роль кого-то. Например, что чувствует собака, которую не кормили?

Технологию ТРИЗ я использую и на занятиях, не в ущерб основной образовательной программе, в режимных моментах, в совместной с детьми деятельности, а игры я всегда держу в поле зрения детей, чтобы они свободно играли.

Второй год в неделю один раз я веду творческие мастерские по ТРИЗ – ОТСМ – РТВ с детьми других групп. Мы играем в разные игры, знакомимся с человечками твердого, жидкого и газообразного вещества, придумываем разные сказки.

В ходе своей работы я вижу результаты своего труда. У детей формируется своя точка зрения на различные вещи, появляется смелость общения, умение работать в команде, развивается гибкость мышления, речь и творческое воображение. Мы получаем раскрепощенного ребенка, который не стесняется выражать свои мысли.

ТРИЗ – ОТСМ – РТВ для дошкольников – это система игр, занятий, призванная не изменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Я стараюсь более глубоко изучить эту технологию и дальше намерена применять в своей работе.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ-ртв «Найди прадеда» Данная дидактическая игра разработана на основе ТРИЗ Технологий. Цель игры:учить находить аналоги современным объектам рукотворного мира.

Доклад «Опыт работы педагогов ДОУ по внедрению этнокультурного компонента» Добрый день уважаемые участники конференции. Коллектив Унэгэтэйского детского сада «Колосок» спешит поздравить всех с началом учебного года.

Игротека к универсальному пособию по освоению дошкольниками способов познания (ОТСМ-ТРИЗ) Использование методического комплекса «Я познаю мир» направлено на освоение детьми способов интеллектуально-творческой и познавательной.

Конспект НОД с использованием ОТСМ-ТРИЗ технологий «Спешим на помощь солнышку» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский Занятие подготовила.

Консультация для воспитателей «Использование ТРИЗ и РТВ в воспитательно-образовательном процессе старших дошкольников» В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной.

Ртв в педагогике что это. Смотреть фото Ртв в педагогике что это. Смотреть картинку Ртв в педагогике что это. Картинка про Ртв в педагогике что это. Фото Ртв в педагогике что этоЛепбук по математическому развитию с элементами технологии ТРИЗ — ОТСМ — РТВ «Машина математика» Лепбук – интерактивная самодельная папка, которая содержит внутри множество кармашков, книжек-раскладушек, картинок, конвертиков, окошек,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с элементами ТРИЗ — РТВ «Кто живет на Севере Земли» Цель: развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста методами ТРИЗ-РТВ при закреплении темы: «Животные севера». Задачи:.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *