Рукомойник с двумя носиками для чего
Рукомойник с двумя носиками для чего
В Ярославской и Костромской областях, в отдаленных деревнях, куда еще не добралась современная цивилизация с ее достижениями, и по сей день можно видеть глиняный предмет, похожий на чайник, но с двумя, а то и с четырьмя носиками. Городскому жителю невдомек, что это такое, но еще каких-нибудь полвека назад такой «чайник» висел на цепочке над лоханью и в Устье, и в Ручьях, и во многих других деревнях. Служил он для умывания и назывался рукомойником.
Есть данные, что именно из такого глиняного рукомойника с двумя рыльцами умывался Михаил Васильевич Ломоносов, чья усадьба находилась совсем недалеко от нынешнего Соснового Бора – в Усть-Рудице. У него в одной из работ, посвященных лингвистике, есть пример, от каких корней образовалось это слово – рукомойник, рукомытник, рукомоя. А в народе называли и по-другому – «баран», например, или «урыльник», в разных регионах по-разному.
Славяне и финно-угорские народы издревле предпочитали проточную воду. Почему это так, историки спорят до сих пор. Может быть, дело в том, что селились они у рек и ручьев. А может, придавали проточной воде сакральный смысл. Но, скорее всего, важно было и то, и другое. Поэтому и в славянских, и в финно-угорских домах руки мыли не в тазике, а из рукомойника – сначала глиняного, а потом ему на смену пришел жестяной, устроенный совершенно иначе.
Почему у глиняного рукомойника два носика? Некоторые современные гончары, занимающиеся реконструкцией старинных технологий, считают, что такой рукомойник было легче сделать. Однако историки крестьянского быта утверждают, что много носиков нужны были для того, чтобы на мытье рук уходило меньше времени. Ведь мыться на Руси любили, еще с языческих времен омовение рук было обязательным ритуалом и перед молитвой, и перед едой, и просто при возвращении в дом.
Вешали такой рукомойник у входной двери или в углу, возле печного столба. Под него ставилась деревянная лоханка – сравнительно небольшого размера, чтобы не особенно сильный человек мог в одиночку ее вынести. Следили за тем, чтобы лохань не переполнялась, а в рукомойнике всегда была вода, чаще всего старшие дети. Именно они обычно носили воду из колодца. И первый ковш воды всегда выливали именно в рукомойник.
Рукомойник был освещен – над ним размещали светец с лучиной. Искры и угольки падали в воду, так что риск пожара был исключен. Во второй половине прошлого века, когда на смену глиняным рукомойникам пришли жестяные, менее презентабельные, но более дешевые, сосуды с двумя носиками стали использовать как светильники. В носики вставляли лучины или свечки. И это была вторая жизнь этого предмета.
Изготовление таких сосудов было, естественно, под силу не каждому крестьянину. Рукомойники, точно так же, как и кринки, и горшки, и миски делал гончар. И был он не в каждой деревне. Секреты ремесла передавались по наследству. Но самым сложным делом было даже не выучиться на гончара, а найти подходящий материал. Это только кажется, что глины полно везде. Ее, конечно, много, но она разная – красная, белая, синяя, из песчаника. И по ее составу специалисты определяют, где было сделано то или иное изделие.В середине прошлого века керамика утратила былую популярность. Для изготовления посуды стали использовать другие материалы, а вместо глиняных рукомойников сельских домах появились металлические – вместительные и дешевые, но не особенно красивые, потом появились самодельные из пластмассовых бутылок.
В нынешнем столетии керамические вещи снова вошли в моду. Гончары, которые занимаются ижорской, волховской или оятской керамикой, делают не только посуду. На их лотках, которые всегда есть на фольклорных праздниках, вы можете видеть и вот такую забавную штуку с двумя или четырьмя носиками, медной крышкой и цепочкой. Она, конечно, может послужить в качестве светильника или просто для того, чтобы придать гостиной особый деревенский стиль. Но на самом деле у этого предмета – самое что ни на есть простое назначение.
Коллекция предметов быта предков. Приглашаю
Никогда не выбрасываем и собираем старинные вещи
Россия
Сообщений: 10641
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 24261
Древнерусская домашняя утварь
П.А. Гоголев. Письма с фронта 6 июня 1942 года.
Хочу тебе описать ещё одну здешнюю интересную особенность в среде местных жителей. Интересные умывальники – глиняный горшочек подвешивается где-нибудь в избе возле печи. Для подвески имеет два ушка. Имеет и два носика для воды – впереди и сзади. Ухватишь за носик, наклонишь весь этот нехитрый сосуд, и вода у тебя в руках, умывайся. Умываются над лоханью. О таких умывальниках я читал в книжках, видел их на рисунках. А здесь посмотрел наяву и могу гордиться – умывался из такого древнего умывальника. Я как-то разговорился с нашим хозяином. Он говорит, что умывальники железные с носиком – это будут армейские
Вернусь к рассказу о домике маминой крестной. Когда Мария Александровна и ее муж лишились большого дома, то часть обширного сада тоже отошла к новым жильцам. Бывшим хозяевам оставили лишь половину его. Мне запомнилось, как с одной стороны их домика были сарай и будка для собаки, бегавшей на цепи. Собака была большая, черная, по кличке Буржуй. А с другой стороны был сад, где и находилось то, что поразило мое детское воображение и о чем я, собственно, и хочу сейчас рассказать. Это была большая клумба, и устроена она была очень интересно. В центре ее росли какие-то невысокие цветы, а по краям она была обнесена широким барьером из земли. И весь он был усажен кустами белых роз. Рано утром, когда все еще спали, я любила выходить в сад. Около домика на цепи висел старинный чугунный умывальник-кувшинчик с двумя носиками. И вот, умывшись, я сразу бежала к клумбе. Белые розы все были в ночной росе, она капала с них, и это было так красиво, что я начинала обнимать кусты, словно общалась с какими-то живыми существами. Я буквально погружала в цветы лицо и потом возвращалась в дом вся мокрая. Вспоминаю тогдашнее свое какое-то особое состояние — то ли восхищения, то ли детского восторга перед красотой цветов, и в памяти всплывают все подробности, словно это было лишь вчера — настолько сильным было впечатление. Вряд ли тогда, еще ребенком, я отдавала себе отчет, что такое красота. Нет, все происходило помимо меня, все было на уровне ощущений. Красота просто сама входила в детское сознание.
Книга
_________
Очень любили такие умывальники кузнецы в кузнях. Можно было пить (не только умываться) воду с разных сторон, не держа руками сосуд.
Моск. обл.
Сообщений: 1160
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1344
Акваманил или, проще говоря, рукомойник
Акваманил, на Руси их еще называли «водолеями», (от лат. aquaemanalis, от лат. aqua — вода и лат. manus — рука) — антропоморфный или зооморфный сосуд для омовения рук, применявшийся в сакральных и светских целях в Европе в период с XII по XVI века.
Бронзовый акваманил второй половины XIII века из Нижней Саксонии (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Первоначально акваманилы использовались для омовения рук духовными лицами в ходе обрядов богослужения. а затем «перекочевали» и на столы знати, которые с их помощью мыли руки перед трапезой и между переменами блюд.
А вот так этот акваманил выглядит снизу. Сразу видно, что перед нами конь.
Большая часть сохранившихся «водолеев» изготовлена из бронзы по методу «вытесненного воска». Редкие образцы выполнены из глины или драгоценных металлов. Метод вытесненного воска на примере изготовления медного кадила был описан монахом-бенедиктинцем пресвитером Теофилом в его трактате Schedula diversarum atrium, представляющим обзор средневековых искусств, содержащий ценную информацию о техниках и технологиях производства. Появление акваманилов в XII веке свидетельствует о серьезном прогрессе в навыках средневековых умельцев.
Доминирующим мотивом были львы, кони в группе с наездником, крылатые существа, среди которых грифоны, драконы, птицы. Небольшим числом представлена группа антропоморфных акваманилов, имитирующих форму головы, бюста, а иногда и полную человеческую фигуру. Акваманилы отливались, в основном, в мастерских Нижней Саксонии с центром в Хильдесхайме, в Магдебурге и в регионе реки Маас на территории современных Бельгии, Франции и Голландии (Маасский регион).
На первых порах освоения нового жанра европейские умельцы находились под влиянием мастеров исламского Востока, в котором фигурные сосуды были в ходу вплоть до XII века. Целая типология акваманилов сложилась под воздействием античных сосудов. Иконография акваманилов формировалась под воздействием монументальной пластики, книжной миниатюры и поэзии. В неразрывной связи с новым жанром находились и другие образцы декоративно-прикладного искусства, реликварии, подсвечники, купели
Акваманил-грифон, Нюрнберг, середина 15 века
В качестве образца обычно брали животное, обладавшее мощным телом, чтобы было бы куда налить достаточное количество воды. Среди них доминирует лев, составляющий 55% выборки, задокументированных акваманил. Следующими наиболее популярными являются вариации на тему лошадей — мужчины верхом на лошадях, включая рыцарей, и одни лошади — 40%. Самыми редкими являются акваманилы в форме русалки (единственный пример хранится в Германском национальном музее в Нюрнберге) и сирены (единственный пример хранится в Музее декоративно-прикладного искусства в Берлине). Акваманилы в виде льва последовательно производилась с XII по XIV века. Интересно, что в XII веке, когда акваманилы стали особенно популярны, встречается наименьшее разнообразие их форм. То есть это лучшее доказательство того, что во все времена люди следовали за модой и хотели «быть как все».
Акваманил в виде русалки, Нюрнберг
При определенной степени условности в пропорциях фигур, мы видим рыцаря в характерном для этой эпохи снаряжении – шлеме топфхельм с отверстиями для дыхания, сюрко с фестончатым подолом, высокое «кресельное седло» и стремена со шпорами. Кольчуга на доспехах показана штрихами.
Лига историков
8.3K постов 36.2K подписчика
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Мой любимый акваманил вот этот, на фото ниже.
Сатира начала 15-го века (:
У тётеньки копьё в руке ещё должно быть.
Я акваманила так к себе манила,
Я акваманила летом в поле ждала.
Как сверкали эти штучки на рассвете!
Ах какой прохладной водичка была!
— Джейсон Мамоа, ты где был?!
а кто может пояснить последовательность литья методом вытесненного воска
. на нашу улицу в три дома, где всё просто и знакомо, на денёк.
А его дома парень ждёт
Проблема с неназываемыми национальностями
Пришло вдруг на ум. Зачем упоминать национальности жителей юга, когда куда действеннее было бы упоминать их ПОЛНУЮ родословную? Не надо оповещать весь мир о том, что пьяный чечен Мага избил в Москве парнишку, ведь совершенно иное воздействие будет у заметки типа «Магомет Сасикуев, уроженец села Ахалай Махалайского района республики Чечня, сын прежде почтенного Султанбащи Сасикуева из тейпа Мурминдоновых, употребил спиртосодержащие жидкости и под воздействием шайтана совершил преступление против закона. Тем самим опозорив себя, свою семью и весь свой род. «
Как вы думаете, если хоть несколько журналистов или блогеров начнут освещать происшествия в таком ключе, что горцы сделают с виновником своего позора?
Сын маминой подруги
Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник
Нечаев Р.Ю. Коллекция умывальников в фондах музея-заповедника
Коллекция умывальников Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника начала складываться с 1978 года. В настоящее время она насчитывает 35 единиц хранения и постоянно пополняется. В их числе 31 подвесной умывальник, 1 крышка от подвесного умывальника, 2 настенных умывальника и 1 на ножках. Экспонаты были подарены музею жителями городов Усть-Каменогорска, Зыряновска и различных сел ВКО (Бутаково, Тарханка, Орловка, Поперечное, Черемшанка, Верх-Уба, Быструха, Большая Речка, Боготырево, Бородино, Кутиха, Коробиха, Путинцево, Маралиха).
Большинство умывальников постоянно используются в различных экспозициях, отражающих быт различных народов и разных слоев населения Восточного Казахстана в конце 19 – первой половине 20 века. К сожалению, многие экспонаты, хранящиеся в фондах музея, находятся в плохом состоянии: у них погнуты или утрачены ручки, крышки и шарниры для крышек, на бортиках глубокие сколы, отломлены петли, в корпусах сквозные трещины и отверстия, металл загрязнен, потемнел, заржавел. Надписи и клейма стерлись от времени, что делает невозможным определение места изготовления данных предметов. Поэтому, требуется длительная кропотливая работа реставраторов, прежде чем все умывальники можно будет демонстрировать на выставках и в экспозициях.
Анализируя характер повреждений можно отметить, что наиболее часто отломлены крышечки. Видимо это объясняется слабостью горизонтального шарнира. Даже у тех умывальников, которые сохранили саму крышечку, шарнир в основном утрачен. Также широко распространена утрата ручки. Больше половины умывальников имеют самодельную ручку, как правило, изготовленную из проволоки или не имеют её вовсе. Кроме того, часто встречаются глубокие сколы на бортиках или сквозные отверстия. Последние порой заделаны кустарным способом владельцами умывальников.
Свое начало умывальник берет в Древнем мире, с развитием человечества возникла необходимость мыть руки, лицо, различные мелкие предметы. Для этих целей древние люди использовали небольшие водоемы, углубления в пещерах, которые можно было использовать как место хранения воды. Время шло, и люди научились обрабатывать камень, придавая ему необходимые формы, а их внимательность и наблюдательность подсказали, какой формы должен быть умывальник. Так и появились первые умывальники, созданные человеком.
Если сравнить умывальники Древнего мира и современные, то сходств немного. Раковины прошлого очень отдаленно походили на современные, они были необычных форм и размеров. В Храме Соломона была найдена чаша, предназначенная для религиозных ритуалов. Эту чашу прозвали «Медное море» за её внушительные размеры. Диаметр этого сосуда был равен 5 метрам, толщина стенок составляла 7,5 сантиметров, весила эта реликвия 33 тонны, объем купальни был равен тысяче кубическим метров. В основном эту чашу использовали для проведения религиозных ритуалов. Во дворце одного из царей государства Ярим-Лима датируемого 1700 годом до нашей эры археологами было найдено помещение очень похожее на туалетную комнату. В ней располагался предмет, напоминающий умывальник. В первых умывальниках полностью отсутствовал слив для использованной воды, вместо него предусматривалось дополнительное небольшое углубление в раковине, где скапливалась грязная вода.
Родоначальником умывальника, приближенного к современному, принято считать Древнюю Грецию. Именно там было создано первое устройство, отдалённо напоминающее современный умывальник. Греческий историк Филон Византийский описывает его как «устройство, отдаленно напоминающее водяные часы». Оно представляло собой чашу со стойкой. В стойке была установлена ложка, когда человек нажимал её, то благодаря системе рычагов и противовесов из ёмкости внутри стойки выливалось определенное количество воды.
Также со времен античности известен ручной сосуд с водой, использовавшийся как настольный рукомойник – водолей или акваманил (от латинского aquaemanalis: aqua – вода и manus – рука). Этимология слова очевидна, что позволяет использовать его в качестве примера словообразования путём словосложения. Ещё Ломоносов в «Российской грамматике» отметил: Сложение бывает от совокупления двух или многих речения воедино: «порука» из имени «рука» и предлога «по»; рукомойник от «рука» и «мою». Массовое распространение водолеев на Востоке и в Европе наступило в Средневековье (с 11 до 16 века). Они применялись как в церквях для омовения рук, так и реже в быту. Водолеи изготавливались из керамики или бронзы, обычно в форме животного (льва или лошади), всадника или фантастического существа (например, грифона), но встречаются и другие фигуры и даже скульптурные группы (например, лев и охотник, Аристотель и Филлида, Самсон и лев). Некоторые сосуды имеют форму головы, бюста или фигуры человека. На Руси водолей появился как минимум с 12 века. Именно этим временем датируется знаменитый бронзовый водолей русской работы из города Вщиж, изображающий птицу с головой юноши (см. фото 1). Он представляет собой не только историческую, но и огромную художественную ценность, являясь настоящим произведением декоративно-прикладного искусства.
Комплект утвари для умывания имел сосуд, из которого умывались и сосуд, над которым умывались. Те, что предназначались для чистой воды, в древнерусский период имели два основных наименования: умывальница и рукомыя. «Умывальница» было образовано от глагола умывати. Это слово закрепилось в художественных и повествовательных текстах церковно-книжного характера. С 1499 года в письменности наблюдается соответствие мужского рода умывальник, которое хотя и употреблялось нечасто, но уже в начале 18 века усваивается литературным языком.
Слова умывальник, умывальница – слишком общие термины. У древних славян были другие более конкретные названия. Например, уже упоминалась рукомыя. Рукомыя и производное от нее рукомыец известны лишь по религиозным текстам, поэтому с начала 16 века в письменности начинает активно употребляться слово рукомойник. Рукомойниками служили вначале кувшины или кумганы. «Куплено в Котелном ряду у торгового человека у Ивашка Данилова кумган медной – диаком рукомойник». Рукомойник царицы Натальи Кирилловны, сохранившийся в Оружейной палате, представляет собою кувшин с изогнутым длинным носиком, фигурной ручкой, высоким горлом и крышкой. Рукомойники – серебряные кувшины, распространенные в быту старой московской знати иногда именовались по материалу серебряниками: «Королевна из-за стола встала и почала умывать руки и, умыв руки, велела серебряник с водою поднести Григорию». «Серебряник, а по осмотру рукомойник – золочен лев». Рукомойник с крышкой и ручкой иногда называли наливок.
А у крестьян появляется специфический сосуд с виду похожий на чайник с ушками или дужкой для подвешивания, с рыльцем – носиком для слива воды. Вода выливается из него при наклоне сосуда. За ним и закрепляется название рукомойник. Вот как описывается этот предмет в описи имущества в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря в 1684 году: «Над лоханью рукомойник с покрышкой медной на железной чепочке». Именно к этому типу и относится подавляющее большинство экспонатов нашего собрания (см. фото 2). Правда, все они датируются более поздним периодом: 19 – серединой 20 веков. В отличие от чайника такие рукомойники на подвесе порой имели два носика-рыльца, зачастую украшенных головами животных, по одному с каждой стороны от ручки. К сожалению подобных экземпляров в музейной коллекции нет.
Слово рукомойник широко употреблялось во всех видах письменности и на всей русской территории, проникло в украинский язык. Одновременно на севере и в средней части России было известно слово рукомой, а в Устюге и Холмогорах – даже рукомойка, в Подвинье – рукомытник. Согласно словарю Даля, «[п]одвесной гончарный рукомойник с двумя ушками и рыльцами накрест» раньше назывался «бараном». Это название распространено сейчас в калининских, ярославских, костромских и владимирских местах. Любопытно, что во всех приведенных названиях подчеркнуто назначение предмета, его материал или форма, все они являются исконными по происхождению. Слово рукомойник победило в соперничестве с названием умывальник. Теперь, когда вода во многие дома и квартиры поступает по трубам, течет из крана, эти названия уже выходят из ежедневного у потребления, но век их еще не закончен.
Использованная вода стекала в деревянные лохани. Они упоминаются в исторических документах с 12 века. Название лохань взято, вероятно, из греческого языка. Преимущественное назначение ее – сосуд для мытья и умывания. В зависимости от достатка лохани, как и рукомойники, были разными: в домах богатых стояли дорогие металлические, у бедняков – деревянные. С конца 15 века лоханки начинают заменяться металлическими тазами. Судя по данным письменных источников, слово таз заимствовано из тюркских языков, особенно широко употреблялось в тюменских, енисейских, томских и якутских актах.
Как мы уже отмечали выше, хотя на некоторых экземплярах отлиты неразборчивые клейма изготовителей в виде букв или надписей, сказать что-то определенное о центрах производства умывальников не представляется возможным. Так как умывальник являлся повседневным предметом быта, то мастера стремились сделать его изящным и эстетичным, украшая основание носика и крышку выпуклым геометрическим орнаментом. В отличие от чайников умывальники имеют выпуклое дно, потому что им не надо было стоять на ровной поверхности. Представляют интерес два экземпляра музейной коллекции более крупных размеров, чем обычные и с петлями для крепления ручки расположенными не по бокам от горлышка, а спереди и сзади. Хотя сравнительно небольшой объём воды в рукомойнике делает использование водопроводного крана непрактичным, тем не менее, в нашей коллекции есть один уникальный настенный умывальник, снабженный снизу трубочкой и краном (см. фото 3).
В 19 веке появляется рукомойник с устройством, дозирующим количество выпускаемой воды. Типичным является конический клапан, который открывается нажатием снизу на прикреплённый к клапану стержень, а закрывается сам под действием силы тяжести и давления воды. Такие умывальники благодаря своему удобству получили широкое распространение. Их выпускали двух типов: настенные и на ножках с раковинами для слива использованной воды (см. фото 4-5). Последние уже были очень похожи на современные подключенные к водопроводу мойки. Но в отличие от подвесных в них на смену красоте пришли простота и функциональность.
Судя по легендам, умывальниками очень дорожили, передавая из поколения в поколение, получая по наследству от бабушки или дедушки, родителей – отца и матери, получали в приданое. Некоторым сдатчикам умывальники доставались от соседей, брали в домах. Со временем старинные умывальники хранились на чердаке дома. Судя по скупым рассказам сдатчиков, в конце 19 – начале 20 века умывальники покупали в лавке. В советский период они продавались в магазине. Центрами торговли умывальниками являлись города: Риддер, Усть-Каменогорск. Они были распространены и среди старообрядческого населения края.
Хотя в музейной коллекции немного умывальников в целом она располагает всеми разновидностями, бытовавшими у населения Рудного Алтая в 19 – 20 веках и представляет несомненный интерес для изучения.
Нечаев Р.Ю., научный сотрудник
отдела русской этнографии музея-заповедника