Рукотворная графика что это
Классификация графики.
А —по технике исполнения:
2 — Печатная графика, позволяющая воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров.Эстамп (от французского слова — штамповать) — печатно-графическое произведение, представляющее собой оттиск (отпечаток) на бумаге с печатной формы, выполненный самим автором.
Основным видом печатной графики являетсягравюра — эстамп, напечатанный с форм, на которых изображение вырезано, выгравировано.
В зависимости от материала печатной формы гравюра делится на следующие типы:
• ксилография — гравюра на дереве,
• литография — гравюра на камне, выпуклая гравюра
• линография— гравюра на линолеуме,
Существуют различные технические способы обработки (гравирования) материала доски: механический (резьба, процарапывание), химический (травление).
Б — по целевому назначению:
(Различные виды графики желательно иллюстрировать примерами репродукций или слайдов)
Средства выразительности в графике
Видимый мир передается на холсте или бумаге с помощью определенных средств изобразительного языка. Главные изобразительные средства графики – это линия, тон (отношение темного к светлому), пятно, штрих и цвет. Перо или карандаш огибает части плоскости, отделяя их от фона, превращает в предметы и фигуры, дает нам представление об их форме. Кисть прокладывает на рисунке темные тени, более светлые проходы от тени к свету (полутень), оставляя нетронутыми освещенные части формы: тон, передавая светотень, лепит объем. Наконец, цвет – самое богатое и гибкое изобразительное средство, наряду с естественной окраской вещей, может передавать такое освещение, характер поверхностей атмосферу.
Средства эти могут применяться по отдельности – в линейном рисунке, светотеневом рисунке пятном, в воздушном цветном изображении, избегающем контуров и теней. Но чаще они объединяются, используются все вместе, дополняя друг друга.
Изобразительный язык не нейтрален. Он не только «показывает», но и активно характеризует окружающий нас мир. Все элементы и средства этого языка есть в тоже время средства выразительности. А наше к ним внимание обращено не к технической только стороне искусства, но к тем его глубинным смыслам, которые не поддаются простому пересказу. Язык линии, тона, цвета говорит нам не только о предмете изображения, но и о его значении, о том, для чего этот предмет изображен, как его воспринимает и как к нему относится автор. Проверим это утверждение на самых ясных примерах, взятых из искусства графики. Ведь она часто обходится минимум изобразительных средств. И мы сможем найти произведения, в которых каждое из них выступает, в чистом виде, наиболее наглядно демонстрируя свои особенности и возможности.
ЛИНИЯ – это величайшая «волшебница», которая рождается как след от движения точки на плоскости листа бумаги. Соединив движением карандаша две поставленные на плоскости точки, мы получим прямую линию. Линии могут быть бесконечно длинными и совсем короткими. Короткие линии называются ШТРИХАМИ. Они могут быть самыми разнообразными по начертанию и длине. Чем меньше точка, тем тоньше будет линия.
Во время движения точка может менять свое направление и двигаться то вниз, то вверх, вправо и влево. От этого образуются разные по начертанию линии, которые можно классифицировать так:
1. Прямые линии образуются от движения в одном заданном направлении;
2.
Волнистые (кривые) линии образуются от точки, меняющей свое направление плавно;
3. Зигзаг (ломаные линии) образуются от движения точки, меняющей свое направление резко скачкообразно;
4. Комбинированные – сложные линии образуются от точки, быстро меняющей свое движение в разных направлениях;
Линия – одно из основных средств изображения, передачи информации, выражения чувств художника. По воле линия может быть «ласковой» и «нежной» или «колючей», по воле художника она то стрелой взлетает в высоту, то змейкой извивается как тропинка или течет подобно ручью.
Энергия, которую включает художник в свое произведение, его мысли и чувства, все передается им на плоскости листа, фиксируется в линиях.
При всей кажущейся незатейливости линейный рисунок необычайно богат выразительными возможностями. Линия тянется следом за рисующей рукой, чутко реагируя на каждое ее колебание, нажим, поворот. Мы ясно чувствуем характер этого движения – уверенного или колеблющегося, твердого или воздушно – легкого, нервного или спокойного, быстрого или медленного. Вот почему так живо передает рисунок линией душевное состояние художника, его характер, ощущение жизни. У человека, рисующего линией, есть, как и у пишущего, свой почерк – манера вести линию, обрисовывать контуры предмета, обрывать и перегибать ее. И почерк этот может быть отточено – каллиграфическим или небрежно – беглым и непринужденным, или упругим и энергичным.
Если контур линейного рисунка залить изнутри цветом, получится СИЛУЭТ – плоскостное изображение. Подробностей в нем не прибавилось, однако оно приобрело некоторую массу, стало весомым, определеннее отделилось от плоскости листа. Казалось бы, выразительность силуэту дает все та же линия контура. У него ведь и нет ничего другого, кроме равномерно закрашенной поверхности. Но все таки это цветовое ровное пятно воспринимается уже не совсем как плоскость, но как масса.
Рисунок пятном может и не быть силуэтным, то есть сплошь залитым ровным цветом. Большей частью в нем используются градации тона, то есть постепенные переходы от темного к светлому. Они позволяют наглядно передать объем и свет, пространство, наполненное воздухом, его туманную, дымчатую глубину. Рисунок Н. Купреянова «На лестнице» (1928) выполнен черной акварелью. Сюжет его незатейлив: женщина с керосиновой лампой в руке, открывая дверь, выходит на темную улицу. Но есть в этом простом наброске с натуры какое-то поэтическое обаяние и романтическая таинственность. Главное выразительное средство в нем и можно сказать, «главный герой» рисунка свет. Сияющий вблизи лампового стекла, скользящий по ступеням и стенам, выхватывающий из полутьмы лицо и грудь женщины, но оставляющий в глубокой тени большую часть ее фигуры.
Здесь нет никаких контуров, резких границ света и тени, предметов и окутывающего их темного пространства. И поэтому оно кажется таким подвижным, наполняется живой игрой разбегающихся от лампы густых теней, сжимающихся и колеблющихся по мере движения светильника. Белизна и чернота в этом рисунке – не свойства изображаемых предметов, не отображение их цвета. Она принадлежит только свету, внесенному в это темное помещение и преобразившему его.
Выразительные возможности ТОНА проще всего показать на примерах одноцветного, чисто тонального рисунка. Однако отношения темного и светлого играют порой решающую роль и в построении живописного произведения. К концу 16 века на смену ясному и ровному, все заливающему свету картин эпохи Возрождения приходят поиски напряженных светотеневых контрастов, острых эффектов освещения. Пространство картины погружается в глубокую тень, внимание зрителя концентрируется лишь на определенных, резко выделенных и вылепленных и важных деталях. Систематически разрабатывал и утверждал в своей живописи эту систему сильных светотеневых контрастов итальянский мастер рубежа 16-17 веков Микеланджело Мерзини де Караваджо.
|
|
Дата добавления: 2015-07-25 ; просмотров: 768 | Нарушение авторских прав
План- конспект урока по изобразительному искусству «Знакомство с произведениями художников-графиков мира»
План-конспект урока по изобразительному искусству
Тема урока: «Знакомство с произведениями художников-графиков мира».
образовательная: Дать определение понятия «Графика», познакомить учащихся с техникой исполнения и назначением графики, познакомить учащихся с некоторыми произведениями художников-графиков Казахстана и мира.
развивающая: Развивать воображения, образное мышление, способность к художественному творчеству.
воспитательная: Воспитывать любовь и интерес к предмету. Формировать нравственные качества личности, воспитание чувства красоты к окружающей природе.
Тип урока: Повторение, изучение нового материала.
Методы: Словесный, наглядный, практический.
Словарная работа: «Графика»; « Уникальная, рукотворная графика»; «Печатная графика»; «Эстамп»; «Г равюра»; «Выпуклая гравюра»: «Ксилография», «Литография», «Линография»; «Углублённая гравюра»: «Офорт»; «Станковая графика»; «Книжная графика»; «Прикладная или промышленная графика»; «Монументальная графика».
а) Для учителя: Слова темы урока, иллюстративный ряд «Графические материалы», репродукции работ художников-графиков Казахстана В.Антощенко-Оленева, М.Кисамединова, Е.Сидоркина, С. Романова.
б) Для учащихся: Альбомы, карандаши, ручки, ластики.
1. Позитивный настрой на урок
2. Объявление темы, цели урока. Сообщение нового материала:
4. Объяснение этапов выполнения работы:
5. Практическая работа.
6. Физминутка – гимнастика для глаз
7. Анализ детских работ.
9. Подведение итогов.
10. Домашнее задание.
11. Завершение урока.
1. Позитивный настрой на урок
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Установить дисциплину.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Сейчас мы узнаем, готовы ли вы быть сегодня внимательными на уроке.
Сейчас я буду показывать вам движения, вы должны делать движения, которые я называю. Готовы?
Учитель намерено ошибается.
2. Объявление темы, цели урока. Сообщение нового материала
Сегодня мы с вами поговорим о понятии «Графика», о технике исполнения, о назначении графики, вспомним графические материалы. Познакомимся с некоторыми известными художниками-графиками Казахстана и мира. А также выполним графическую работу.
А какие графические материалы вы знаете?
Обратите внимание на доску.
Работа с иллюстративным рядом: «Графические материалы»
Карандаш, тушь, сангина, уголь и т.д.
С произведениями графики мы встречаемся в жизни очень часто.
Попробуйте назвать как можно больше примеров различных видов графики.
Обратите внимание на материал, который находится на ваших партах.
Рисунки, гравюры, плакаты, газетные и журнальные карикатуры, реклама, упаковки различных товаров, этикетки, эмблемы, афиши кино и театра, дорожные и товарные знаки, марки.
Молодцы! Вы назвали такое количество различных видов графики, что можно запутаться. А чтобы этого не случилось, попробуем разобраться в этом разнообразии, классифицируя графику по двум параметрам:
По технике исполнения.
По технике исполнения:
Уникальная, рукотворная графика – это рисунки, наброски, зарисовки, шаржи, карикатуры, выполненные художником в одном экземпляре.
Печатная графика – позволяет воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров.
Эста́мп (фр. estampe, от итал. stampa) — произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы).
Основным видом печатной графики является гравюра – эстамп, напечатанный с форм, на которых изображение вырезано.
В зависимости от материала печатной формы гравюра делится на следующие типы:
Ксилография – гравюра на дереве.
Литография – гравюра на камне.
Линография – гравюра на линолеуме.
Офорт – гравюра на металле.
Существуют различные технические способы обработки материала доски: механический (резьба, процарапывание), химический (травление).
Станковая графика – это рисунки и эстампы, не имеющие прикладного значения и несущие самостоятельное художественное значение.
Книжная графика – система формирования конструкции книги, иллюстрации, фигурные буквицы, шрифты, миниатюра.
Прикладная или промышленная графика – это художественное проектирование товарных, почтовых, денежных знаков, эмблем, этикеток, товарных упаковок и т.д.
Монументальная графика – плакат, вывеска, афиша, реклама.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с некоторыми произведениями художников-графиков Казахстана и других художников-графиков мира.
Обратите внимание на доску:
Валентин Иосифович Антощенко-Оленев. 1900-1984 годы жизни. З аслуженный деятель искусств Казахской ССР.Участник выставок с 1927.Член Союза художников СССР с 1957.
МакумМустафовичКисамединов.1939 – 1984 годы жизни. Казахстанский художник-график. Член Союза художников СССР. Лауреат премии Ленинского комсомола казахской ССР.
Евгений Матвеевич Сидоркин.1930-1982 годы жизни. Советский художник-график. Народный художник КазССР, Лауреат Государственной премии КазССРим. Ч. Валиханова. Международные награды – бронзовая и золотая медали книжных выставок в Лейпциге, I премия и золотая медаль Международных биеннале графики в Кракове, дипломы выставок в Венеции, Будапеште. Родился в селе Лебяжьем Кировской области.
СахиРоманов.1926 – 2002 годы жизни. Казахстанский график, живописец, художник кино. Народный художник Казахстана. Работал на студии «Казахфильм». Творчество художника является значительным вкладом в сокровищницу изобразительного искусства Казахстана. Награжден Орденом «Знак почета», Орденом «Трудового Красного Знамени» и Орденом «Парасат».
Учитель показывает учащимся различные движения, сопровождая каждое действие пояснением, намеренно ушибается (На внимательность и физическую разгрузку).
4. Объяснение этапов выполнения работы
Сегодня вы познакомились с различными произведениями художников-графиков. Сейчас я предлагаю вам самим стать художниками-графиками. Но что же мы будем рисовать?
Если видишь на картине –
Или ель и белый иней,
Или снежная равнина,
Обязательно картина называется… (пейзаж).
Мы свами будем рисовать графический пейзаж.
Сначала необходимо провести линию горизонта.
На линии горизонта ставим точку схода.
Не забываем правила перспективы, рисуем линии схода (тропинка).
Теперь можем штриховать.
Во время самостоятельной работы учитель ходит между рядами, ведёт индивидуальную работу.
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
-Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
-Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
-Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.
-Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.
-Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть вдаль.
-Сведение глаз ко лбу, затем смотреть вдаль.
-Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.
Анализ каждой работы, оценивание.
Каждый учащийся показывает работу, выполненную на уроке.
Оформляем выставку по окончании практической работы.
Записываем в дневник домашнее задание: Завершить работу.
ГРАФИКА.
Оригинальные рисунки выполняются художниками разнообразными графическими материалами на бумаге или картоне: мягкие материалы (уголь, пастель, соус, сангина, сепия, мел), твёрдые материалы (карандаши графитные и цветные, ручки шариковые, гелевые и другие, линеры, фломастеры, маркеры, восковые мелки), жидкие материалы (тушь, акварель и гуашь в лаконичном графическом исполнении).
Печатная графика (гравюра, эстамп) бывает 3 видов:
* глубокая печать (офорт, меццо-тинто, сухая игла);
* высокая печать (ксилография, линогравюра, гравюра на пластике);
* плоская печать (монотипия, шелкография, литография);
встречаются и смешанные авторские техники. Иногда чёрно-белую гравюру подкрашивают акварелью.
Изначально термин употреблялся применительно к каллиграфии и письменности, но получил собственное распространение. Вплоть до конца XIX века графика использовалась в прикладных целях (как подготовительный этап работы над живописным произведением, строением или скульптурой. Лишь в начале XX века графика стала считаться полноценным самостоятельным видом искусства.
Основой графики чаще всего является бумага. В большинстве случаев, художники-графики используют белую бумагу, реже тонированную или цветную. Искусство графики не исключает цвет, но в отличие от живописи, цвет в графике лаконичен, условен, не имеет полутонов и множества оттенков.
Важную роль в графике играют отношения предмета и пространства в листе, при этом фон вокруг предмета может быть как цвета бумаги (пустым, не проработанным), так и лёгкого цветового тона, сквозь который просвечивает цвет листа (заполненным). Предмет в графической трактовке выглядит условным, степень пространственности и плоскостности может изменяться в зависимости от идеи художника.
Соответственно задаче, графическое изображение может носить характер:
* пространственного построения;
* тщательной моделировки тоном (штудия);
* выявления структурного объёма предмета;
* стилизованно-плоскостного изображения;
* передачи фактуры предметов;
* впечатления от предмета;
* описательно-повествовательного описания;
* авторской интерпретации.
По назначению графика делится на:
2) книжную;
3) газетно-журнальную (иллюстрации);
4) прикладную (книжный знак, экслибрис);
5) плакат и афиша.
Скупые и максимально-выразительные художественные средства графики придают рисункам и гравюрам особую ёмкость и точность образа, создают визуальные графические метафоры, развивая воображение зрителя. Именно поэтому особую ценность имеют не только законченные графические произведения, но и подготовительные рисунки (наброски, зарисовки, эскизы) художников к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры (Микеланджело, Рембрандт, Баженов и т. д.).
Графика: ее суть, виды и история. Известные художники-графисты
Графика — это разновидность изобразительного искусства, где изображение создаётся преимущественно с помощью линий, штриховки и пятен, которые рождают тональные нюансы. Цвет в графике тоже может применяться, но он считается вспомогательным изобразительным средством. В отличие от живописцев, мастера-графики могут работать с одним цветом (например, используя тушь или карандаш), при этом создавая не только плоскостные, но и объёмные изображения.
Графика — термин, происходящий от древнегреческого слова «графо», что в переводе означает «писать, чертить, царапать». Но не следует сводить графику к каллиграфии, это лишь один из её видов.
Графика более условна, нежели живопись. Для неё характерны лаконичность художественной манеры и ёмкость образов. Отсюда и присущая многим графическим произведениям недосказанность. Несмотря на ювелирную точность, с которой работают многие художники-графики, эта техника неразрывно слита с искусством намёка, оставляющим зрителю пространство для воображения.
При этом провести чёткий водораздел между живописью и её сестрой-графикой порой довольно сложно: например, поп-арт и оп-арт скорее графические направления, нежели живописные, акварель — пограничное.
Виды графики, классификация
Существует две основные классификации графических произведений: по способу создания изображения и функции.
Согласно первому подходу, она делится на две большие группы — рисовальную и печатную. Но в связи с компьютерно-информационной революцией, произошедшей на рубеже XX-XXI веков, этот подход устарел и классификацию следует расширить. Актуальное деление таково:
Интересно, что до конца XIX столетия рисунок не относился к графическому искусству — его считали всего лишь подготовительным материалом для живописи (то есть сужали понятие до эскизов и набросков). Только в XX столетии термин охватил и работу по созданию иллюстраций, карикатур, рисунков. Ну а когда появилась компьютерная графика, и её выделили в качестве отдельного подвида.
Теперь рассмотрим классификацию по функциям графических работ. Необходимо выделить:
Книжную. Включает не только иллюстрирование, но и создание обложек и суперобложек, виньеток, заставок и других элементов художественного оформления книги.
Газетно-журнальную. К ней относятся работы по оформлению периодических изданий. В качестве отдельного подвида выделяется такая разновидность иллюстраций, как карикатура.
Первая включает разработку вывесок и иных рекламных носителей (буклетов, листовок, флаеров). Также к ней примыкает айдентика (разработка фирменного стиля).
К промышленной относится создание банкнот, почтовых марок, упаковок. Зачастую рекламные и промышленные задачи пересекаются — например, при создании дизайна упаковок для товара.
Графику письма. Это каллиграфия — мастерство красивого письма, эпиграфика — нанесение надписей на твёрдых материалах, разработка шрифтов.
Компьютерную, которая включает дизайнерское оформление сайтов, мобильных приложений, разработку 3D-визуализаций для интерьерного дизайна. Эта область в значительной мере пересекается с рекламной.
История графики
Рисунок — самый древний вид изобразительного искусства. Графика древнее живописи: именно к ней относятся наскальные изображения первых художников человечества. Затем наскальный рисунок перекочевал со стен пещер на посуду, папирус, пергамент, бумагу (её изобрели в Китае во II веке до нашей эры). На его же основе возникла пиктография — предшественница письменности, а потом появились и иероглифы (постепенно они становились всё более абстрактными).
Графические изображения мы встретим у самых разных народов — от инков до австралийских аборигенов, на всех континентах (кроме Антарктиды).
В Европе с развитием живописи в эпоху Возрождения рисунок отошёл в тень и многими мастерами стал восприниматься в качестве эскизной базы для живописных картин. Тем не менее, и в этом виде искусства были созданы самостоятельные произведения, обретшие бессмертную славу — например, «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci).
А Микеланджело вообще настолько ценил рисунок, что называл единственным искусством. И считал остальные искусства проистекающими из него.
А вот с гравюрой дело обстояло иначе — эта разновидность графики получила широчайшее распространение в Европе благодаря печатной революции Гуттенберга (сама техника возникла в VI веке в Китае в виде ксилографии, а гравюры на металле появились в Швейцарии или Южной Германии в 1440-х годах). В XVI-XVIII столетиях в этой технике было создано немало шедевров.
В период рококо популярной стала пастель, которая тоже относится к графическим техникам. А на рубеже XVIII-XIX веков обретает самостоятельность акварель, в которой сочетаются свойства графики и живописи.
Известные художники-графики
Одним из величайших гравёров и художников-графиков мира считается гений немецкого Ренессанса Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer). Графика в его творчестве занимала важное место. Среди признанных шедевров мастера — серия гравюр «Апокалипсис», акварельный «Заяц», таинственная «Меланхолия».
Для работ Дюрера характерна ювелирная точность штриха, сочетающаяся с великолепной пластичностью.
Великие вещи в графических техниках создавали и другие знаменитые творцы. Характерные примеры:
Всемирное признание получили работы японских мастеров-графиков — воспевавшего красавиц Утамаро Китагавы, мастеров пейзажа Утагавы Хиросиге и Кацусики Хокусая.
Сейчас и гравюры, и эскизы старых мастеров высоко ценятся коллекционерами. Отслеживая лоты на онлайновых аукционах сайта VeryImportantLot, вы сможете приобрести уникальные произведения, которые могут стать вашей фамильной ценностью или инвестицией. Свою коллекцию можно пополнять и работами современных художников-графиков, с которыми можно связаться, используя функционал VeryImportantLot. Эти вещи интересно смотрятся в модных интерьерах и, что немаловажно, растут в цене.