Руководитель и управленец в чем отличие
Руководитель, управленец, топ-менеджер: сходства и отличия
Что делает руководитель
Человек, который имеет право принимать жизненно важные решения, несёт ответственность за результат и отвечает за деятельность специалистов компании – это руководитель.
В экономической литературе принято разделять руководителей на 3 группы в зависимости от выполняемых функций:
Какие задачи решает правленец
Управленец планирует, организовывает, мотивирует и контролирует. В его задачи входит анализировать состояние коллектива, понимать мотивы поведения подчинённых. Специалист имеет навыки сбора, оценки и сравнения информации, умеет ставить цели и задачи. При этом управленец знает, как донести задачу до исполнителей, мобилизовать и стимулировать их.
Идеальный кандидат на место обладает таким набором качеств:
Чем занимается топ-менеджер
Топ-менеджер воплощает политику руководства. Он может работать над целями, позиционированием, стратегиями и отдельными проектами. Топ-менеджер принимает решения, которые отражаются на коллективе, несёт ответственность за успех и неудачи в той нише, за которую отвечает.
К образованию и опыту этого специалиста предъявляются повышенные требования:
Хороший топ-менеджер, оперируя фактами, формирует у подчинённых положительное мнение о владельце. Если достигается баланс между повышением стоимости компании и реализацией личных целей учредителей, предприятие развивается и достигает своих целей.
Выводы
По сути, роль руководителей, управленцев и топ-менеджеров сводится к эффективному развитию компании. Каждый из них на своём уровне осуществляет управление группой сотрудников, организовывает процессы и ведёт бизнес вперёд.
Идеальный руководитель: управленец или лидер?
Талантливого руководителя уважают за его успехи в управлении и способность поддерживать высокий моральный дух сотрудников, то есть его умеют слушать и слышать. Однако функции управления и лидерства имеет смысл разделять: известно, что наиболее успешные компании в разное время назначают ответственным руководителя, ориентированного либо на организацию бизнес-процессов, либо на мотивацию сотрудников. В одно время нужен тот, кто укажет правильный путь развития, в другое – тот, кто сделает это возможным. Но чаще обе эти функции принадлежат одному человеку, который должен уметь вовремя переключаться между ними.
Вопрос мотивации в последние годы встает все более остро – сейчас сотрудникам необходимо точно знать и понимать, для чего они каждый день приходят на работу, какую лепту привносят в общее дело. Для этого управленец должен уметь донести эту информацию, найти подход не только к заказчикам и партнерам, но и, что еще важнее, к своим подчиненным, и это бывает непросто.
Сейчас начальник должен уметь объединять под своим руководством не только офисных сотрудников, но и удаленщиков, фрилансеров, уметь создавать команды и получать обратную связь от сотрудников, налаживать эмоциональный комфорт внутри коллектива, поощрять инициативу и обучение. Успешному руководителю сегодня приходится идти на риск – без новых методов управления и взаимодействия бизнесу не выиграть конкурентную гонку в современных реалиях.
Если вы еще не задумывались о своей лидерской функции, начните с вопроса своим сотрудникам: «Что вы цените в своей работе» и подумайте, как вы можете учесть и поддержать ценности и интересы своих подчиненных. Рискните узнать о том, что бы они хотели изменить в своей работе – вы можете получить ценные предложения об улучшении и оптимизации внутренних процессов, что сможет повысить удовлетворенность и производительность сотрудников, то есть улучшить качество их работы.
Руководители склонны переоценивать свои навыки управления так же, как и водители автомобилей. Это создает проблему для роста – когда мы чувствуем, что преуспели в чем-либо, нет мотивации двигаться дальше. При этом согласно исследованию, проведенному Rasmussen Reports LLC для Hudson, кадровой и аутсорсинговой фирмы, 92% менеджеров считают, что выполняют свою работу на хорошо или отлично, только 67% работников согласны с этим.
В этих результатах нет ничего странного: мы склонны полагать, что хорошо делаем свою работу. Руководитель – не исключение. Но если специалисту менеджер укажет на его ошибки, то боссу это сделать некому. Не говоря об отсутствии подготовки руководящих кадров в большинстве компаний. Вывод: необходимо получать обратную связь. Это кажется очевидным в вопросе оценки инвестиций, маркетинговых вливаний – нам важно знать результаты этой деятельности. Но знать результат управленческой деятельности – еще важнее.
Конечно, не так-то просто получить честную обратную связь от подчиненных, но выход есть: достаточно обратить на них пристальное внимание, увидеть их поведение и реакции – обычно обратная связь «налицо». Руководителю важно хотя бы примерно оценить уровень своих управленческих качеств, взять на себя ответственность за команду, понять и принять важность саморазвития в этой области.
Материал подготовлен рекрутинговым агентством в ИТ- и digital-сфере iD:HR.
Руководитель и менеджер — две стороны одной медали
Как бы многим ни хотелось думать иначе, но слова «руководитель» и «менеджер» — не синонимы. Да, у них есть общее, но, по сути дела, это две своеобразные стадии зрелости в понимании и овладении сутью и смыслом руководства. Одного можно сравнить с императором, другого — с надсмотрщиком. А чем еще руководитель отличается от менеджера?
«Катящиеся камни никогда не покроются мхом»
Чем знаток и мастер отличается от простого любителя? Тем, что у него значительно богаче и разнообразнее палитра красок и набор инструментов, с помощью которых он рисует картины своего внутреннего и окружающего миров. Гурман различает мельчайшие нюансы предвкушения, вкуса, послевкусия. Он смакует каждый оттенок аромата (вспомните роман «Парфюмер» П. Зюскинда). Чтобы достичь совершенства нужно много работать и не уставать развивать свои творческие способности.
Обычно мы просто применяем в своей реальной практической деятельности те знания о менеджменте и руководстве, которые почерпнули из книжек, обучения, собственного опыта. Забот, задач, амбиций и проектов обычно так много, что мы мчимся, не переставая, в надежде покорить очередную призрачную вершину. Не успевая оглянуться назад и не пытаясь по-настоящему смело и решительно посмотреть вперед. Давайте попробуем хотя бы мысленно остановиться и провести эксперимент рефлексии, чтобы посмотреть на свою деятельность со стороны, понаблюдать за ней из внешней позиции.
Наука управления людьми дает базовый набор понятий, методик, способов и инструментов для выполнения функций начальника. Дополнительно были придуманы роли, игра в которые позволяет сделать процесс управления людьми более естественным. Далее я ограничусь только двумя, наиболее характерными ролями: менеджер и руководитель. В принципе обе они придуманы для организации, руководства и управления. Для выполнения самой работы, прежде всего, не лично самим, а с помощью голов и рук других людей — так называемых подчиненных. На мой взгляд, это две своеобразные стадии зрелостив понимании и овладении сути и смысла руководства. Говоря предельно жестко, о самых пограничных случаях, по моему мнению, (если обратиться к исторической ретроспективе), менеджер — это надсмотрщик над рабами, а олицетворением руководителя является император в древнем Китае. Задача надсмотрщика — заставить раба физически работать, не допустить порчи инструмента. При правлении древних императоров их авторитет был настолько велик, что все делалось «словно само собой», а среди людей царила справедливость, согласие, доверие и уважение к существующему порядку вещей. Лао-цзы так писал о стилях управления:
Среди правителей наилучший тот,
Чье существование люди едва замечают;
Не столь хорош тот, кого они слушаются и превозносят;
Хуже всех правитель, которого презирают.
«Люди не уважают того,
Кто не уважает людей».
Мудрый правитель, добившись своей цели,
Не славит свои труды,
И люди скажут: «Мы сделали это сами».
Другой важный ракурс при исследовании управления — это лидерство. В данной статье мы на лидерстве отдельно не фокусируемся, а более подробно исследуем нюансы ролей «чистого» исполнителя чужой воли и «чистого» творца развития социума.
Если обратиться к словарям, то можно узнать, что:
В реальной жизни мы обычно имеем некую комбинацию из этих двух ролей. Понимание их отличий и умелое применение в каждой конкретной ситуации дает возможность реализации наиболее эффективного и гармоничного сплава науки и искусства управления людьми. Далее, для лучшего понимания специфики ролей менеджера и руководителя в современных условиях, умения их осознанно применять в конкретной ситуации, даны два списка. Первый показывает, в чем разница между менеджером и руководителем. Второй — описывает специфические компетенции, характерные и необходимые именно руководителю.
Чем руководитель отличается от менеджера
Что должен уметь делать руководитель
В заключение хочется пожелать всем нам не уставать работать над дальнейшим совершенствованием собственного личного мастерства и открытия новых смыслов, красок и горизонтов в менеджменте и руководстве. Делать это весело, с творческим задором и огоньком! Тем более, что в современном мире отношения начальник — подчиненный носят в определенной степени условный характер. Каждый человек по-своему уникален, знает и умеет делать что-то лучше всех в мире. Поэтому отношения лучше учиться выстраивать на принципах партнерства равных коллег. Но это уже другая история…
Павел Горбунов
По материалам
Разница между руководством и управлением («Governance» vs. «Management»)
25 Сен 2015
В зарубежной практике существуют различные понятия: «Governance» и «Management». В российской практики их переводят, как правило, «Руководство» и «Управление». Иногда «Governance» также переводят как «Корпоративное управление». Данная статья более подробно раскрывает эти понятия и разницу между ними в контексте проектного управления. – Прим. пер.
Акционеры всё чаще и настойчивее требуют от организации «качественного руководства» («good governance»). Активность акционеров и заинтересованных сторон всё сильнее влияет на работу организации, в том числе и в части проектного управления.Но когда речь заходит о «руководстве», его очень часто путают с «управлением» («management»). Это распространённая ошибка. В самом общем виде, различия между этими понятиями можно описать так: «руководство» фокусируется на создании организационной среды, в которой «управление» сможет эффективно функционировать, а также в поддержании этой среды на необходимом уровне.
Глобальные организации часто сталкиваются с неприятием акционерами низкого уровня «руководства», которое приводит к некачественному «управлению». А это значит, что те неудачи, которые раньше были допустимы, в будущем вряд ли будут спокойно переноситься акционерами. Это относится и к проектной деятельности: акционеры ожидают от компаний эффективного и проактивного подхода к управлению инвестициями в проекты и программы.
Такое положение дел приводит к тому, что проектное управление должно фокусироваться на двух составляющих. Во-первых, на полной цепочке добавленной стоимости от начального инвестиционного решения до получения выгод. Во-вторых – на традиционных областях знаний в управлении проектами, программами и портфелями.
В связи с этим профессионалам в области проектного управления предоставляется возможность расширить зоны своего влияния. Вероятно, проектное управление, в будущем, будет связано как со старшим менеджментом, так и с высшим руководством. PMI уже двигается в этом направлении.
Функции руководства и управления
Понимание различий между управлением и руководством необходимо для эффективной работы проектного менеджера и отстаивания интересов проекта.
Руководство, в первую очередь, фокусируется на балансировке интересов заинтересованных сторон организации. Среди основных функций руководства можно выделить следующие:
Управление и его функции направлены на достижение целей организации в рамках установленной руководством модели и методологии. Анри Файоль в свой книге «Общее и промышленное управление» 1916 года выделил 5 функций управления:
Рисунок 1 иллюстрирует взаимоотношения между функциями руководства и управления. Функции управления имеют иерархическую структуру (М2 следует за М1), имеют входы от независимых функций руководства (G1-G5 влияют на М1 и М2) и имеют выходы в независимые функции руководства (М5 влияет на G5 и G6).
Рисунок 1: Взаимосвязь между функциями руководства и управления
Задача многих крупных организаций – сформировать эффективную модель руководства для того, чтобы она формировала и обеспечивала эффективную работу функций управления и избежать проблем на нижнем уровне (проектов и программ) из-за неэффективности высокоуровневых функций руководства. Но для этого, в первую очередь, нужно понять, что проблема именно в некачественной реализации функций руководства. Диагностировать проблему на таком высоком уровне не просто, ведь результаты деятельности, на первый взгляд, не напрямую зависят от руководства. Причины неудач часто ищут в управлении, а не руководстве.
После осознания приведённой выше информации встаёт вопрос: как могут руководители проектов и программ повлиять на функции «руководства» для обеспечения эффективной реализации проектов и их успешного завершения?
Смотрите также:
Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы не пропускать новые статьи:
Чем отличается начальник от руководителя в трудовых правах и обязанностях
Управление коллективами зависит от качества и профессионализма руководства. Управленческие инструменты используют лица, называемые руководителями или начальниками. Стоит разграничивать эти понятия или поставить между ними знак равенства, попытаемся разобраться.
Определение понятий начальника и руководителя
Источники дают различающиеся трактовки (формулировки) этих двух понятий. Прослеживаемое единство мнений состоит в следующем.
Начальник – это назначенный на управленческую должность человек, наделенный распорядительной властью и получающий вознаграждение за труд. Права и обязанности определяются законодательно и распорядком предприятия. В его подчинении находятся иные лица (штатные сотрудники).
На него возлагаются следующие обязанности:
Для начальника значение имеют личностные характеристики, постоянное совершенствование приобретенных навыков.
Руководитель – это, как правило, профессия человека, статус, обеспеченный формальной должностью и неформальными позициями. Статус определяется в зависимости от обязанностей, прав, условий. Руководитель может исполнять, например, обязанности:
Однако обязанности для достижения результата выполняются как за вознаграждение, так и неформально.
Понятие руководителя организации как наемного работника определено Трудовым Кодексом (ст.273). Согласно ему, это физическое лицо, которое осуществляет руководство организацией.
На руководителя возлагаются следующие обязанности:
Работа руководителя регулируется нормами как трудового, так и гражданского права. Контакты с коллегами, обмен опытом, деловые встречи – все это в ведении руководителя. Он должен обладать управленческими способностями, развитым интеллектом, работоспособностью, дисциплинированностью.
Из истории
Выполнение обязанностей руководителя считается древней профессией. Руководителями считались предводители, вожди. Ранее они управляли не только трудовым процессом, но и различными сферами повседневной жизни подчиненных.
В ведении современных руководителей находятся работники конкретных трудовых коллективов (организаций). Профессия востребована на рынке труда. Руководитель подразделения компании выступает одновременно в роли начальника и подчиненного.
Сведения из толкового словаря Д.Н. Ушакова
Начальник в словаре определяется как должностное лицо, заведующее, руководящее чем-либо. А руководитель – как лицо, возглавляющее что-либо, наставник.
Общие черты начальника и руководителя
Во многих источниках эти два слова называют синонимами. Грань между ними тонкая, легко стирающаяся. Главное, что и тот, и другой – должностные лица, участвующие в управлении коллективом, сферой, отраслью. К тому же, кроме образовательных и управленческих навыков, им должны быть присущи черты:
И начальник, и руководитель выигрывают, если пребывают в позитивном ключе.
Для тех и других недопустимы такие факторы:
Важной для всех является правильная самооценка, отсутствие излишней амбициозности и авторитарности.
Отличия в реализации прав и обязанностей
Несмотря на частое отождествление понятий, есть несколько пунктов различий.
Управление организацией предполагает работу с людьми. При всех имеющихся отличиях, начальник и руководитель для успешной работы призваны заслужить уважение в коллективе, совершенствовать профессиональные характеристики.
Эффективный стиль руководства напрямую зависит также от использования в практической деятельности позитивных личностных качеств.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.