Руководство пользователя это что
Руководство пользователя
Руководство пользователя (англ. user guide или user manual), руководство по эксплуатации, руководство оператора — документ, назначение которого — предоставить людям помощь в использовании некоторой системы. Документ входит в состав технической документации на систему и, как правило, подготавливается техническим писателем.
Большинство руководств пользователя помимо текстовых описаний содержит изображения. В случае программного обеспечения, в руководство обычно включаются снимки экрана, при описании аппаратуры — простые и понятные рисунки или фотографии. Используется стиль и язык, доступный предполагаемой аудитории, использование жаргона сокращается до минимума либо подробно объясняется.
Содержание
Содержание
Типичное руководство пользователя содержит:
Все главы и пункты, а также рисунки и таблицы, как правило, нумеруются, с тем, чтобы на них можно было сослаться внутри документа или из другого документа. Нумерация также облегчает ссылки на части руководства, например, при общении пользователя со службой поддержки.
Стандарты
Структура и содержание документа Руководство пользователя автоматизированной системы регламентированы подразделом 3.4 документа РД 50-34.698-90. Структура и содержание документов Руководство оператора, Руководство программиста, Руководство системного программиста регламентированы ГОСТ 19.505-79, ГОСТ 19.504-79 и ГОСТ 19.503-79 соответственно.
Корпоративные хранилища данных. Интеграция систем. Проектная документация.
РД 50-34.698-90 Руководство пользователя (пример оформления)
Ниже представлен пример (образец) документа «Руководство пользователя«, разработанного на основании методических указаний РД 50-34.698-90.
Данный документ формируется IT-специалистом, или функциональным специалистом, или техническим писателем в ходе разработки рабочей документации на систему и её части на стадии «Рабочая документация».
Для формирования руководства пользователя в качестве примера был взят инструмент Oracle Discoverer информационно-аналитической системы «Корпоративное хранилище данных».
Ниже приведен состав руководства пользователя в соответствии с ГОСТ. Внутри каждого из разделов кратко приведены требования к содержанию и текст примера заполнения (выделен вертикальной чертой).
Разделы руководства пользователя:
1. Введение
В разделе «Введение» указывают:
1.1. Область применения
Требования настоящего документа применяются при:
1.2. Краткое описание возможностей
Информационно-аналитическая система Корпоративное Хранилище Данных (ИАС КХД) предназначена для оптимизации технологии принятия тактических и стратегических управленческих решений конечными бизнес-пользователями на основе информации о всех аспектах финансово-хозяйственной деятельности Компании.
ИАС КХД предоставляет возможность работы с регламентированной и нерегламентированной отчетностью.
При работе с отчетностью используется инструмент пользователя Oracle Discoverer Plus, который предоставляет следующие возможности:
1.3. Уровень подготовки пользователя
Пользователь ИАС КХД должен иметь опыт работы с ОС MS Windows (95/98/NT/2000/XP), навык работы с ПО Internet Explorer, Oracle Discoverer, а также обладать следующими знаниями:
Квалификация пользователя должна позволять:
1.4. Перечень эксплуатационной документации, с которой необходимо ознакомиться пользователю
2. Назначение и условия применения Oracle Discoverer Plus
В разделе «Назначение и условия применения» указывают:
Oracle Discoverer Plus в составе ИАС КХД предназначен для автоматизации подготовки, настройки отчетных форм по показателям деятельности, а также для углубленного исследования данных на основе корпоративной информации хранилища данных.
Работа с Oracle Discoverer Plus в составе ИАС КХД возможна всегда, когда есть необходимость в получении информации для анализа, контроля, мониторинга и принятия решений на ее основе.
Работа с Oracle Discoverer Plus в составе ИАС КХД доступна всем пользователям с установленными правами доступа.
3. Подготовка к работе
В разделе «Подготовка к работе» указывают:
3.1. Состав и содержание дистрибутивного носителя данных
Для работы с ИАС КХД необходимо следующее программное обеспечение:
3.2. Порядок загрузки данных и программ
Перед началом работы с ИАС КХД на рабочем месте пользователя необходимо выполнить следующие действия:
3.3. Порядок проверки работоспособности
Для проверки доступности ИАС КХД с рабочего места пользователя необходимо выполнить следующие действия:
В случае если приложение Oracle Discoverer Plus не запускается, то следует обратиться в службу поддержки.
4. Описание операций
В разделе «Описание операций» указывают:
Для каждой операции обработки данных указывают:
В описании действий допускаются ссылки на файлы подсказок, размещенные на магнитных носителях.
4.1. Выполняемые функции и задачи
Oracle Discoverer Plus в составе ИАС КХД выполняет функции и задачи, приведенные в таблице ниже:
Функции | Задачи | Описание |
---|---|---|
Обеспечивает многомерный анализа в табличной и графической формах | Визуализация отчетности | В ходе выполнения данной задачи пользователю системы предоставляется возможность работы с выбранным отчетом из состава преднастроенных. |
Формирование табличных и графических форм отчетности | В ходе выполнения данной задачи пользователю системы предоставляется возможность формирования собственного отчета в табличном или графическом виде на базе преднастроенных компонентов. |
4.2. Описание операций технологического процесса обработки данных, необходимых для выполнения задач
Ниже приведено описание пользовательских операций для выполнения каждой из задач.
Задача: «Визуализация отчетности»
Операция 1: Регистрация на портале ИАС КХД
Условия, при соблюдении которых возможно выполнение операции:
На компьютере пользователя необходимо выполнить дополнительные настройки, приведенные в п. 3.2 настоящего документа.
Основные действия в требуемой последовательности:
Ресурсы, расходуемые на операцию:
Операция 2: Выбор отчета
Условия, при соблюдении которых возможно выполнение операции:
Успешная регистрация на Портале ИАС КХД.
Основные действия в требуемой последовательности:
1. В появившемся окне «Мастер создания рабочих книг» поставить точку напротив пункта «Открыть существующую рабочую книгу».
2. Выбрать нужную рабочую книгу и нажать кнопку «Откр.»:
После завершения работы с отчетом необходимо выбрать пункт меню «Файл», далее выбрать пункт «Закрыть».
Ресурсы, расходуемые на операцию:
Задача: «Формирование табличных и графических форм отчетности»
Заполняется по аналогии.
5. Аварийные ситуации
В разделе «Аварийные ситуации» указывают: 1. действия в случае несоблюдения условий выполнения технологического процесса, в том числе при длительных отказах технических средств; 2. действия по восстановлению программ и/или данных при отказе магнитных носителей или обнаружении ошибок в данных; 3. действия в случаях обнаружении несанкционированного вмешательства в данные; 4. действия в других аварийных ситуациях.
В случае возникновения ошибок при работе ИАС КХД, не описанных ниже в данном разделе, необходимо обращаться к сотруднику подразделения технической поддержки ДИТ (HelpDesk) либо к ответственному Администратору ИАС КХД.
Класс ошибки | Ошибка | Описание ошибки | Требуемые действия пользователя при возникновении ошибки |
---|---|---|---|
Портал ИАС КХД | Сервер не найден. Невозможно отобразить страницу | Возможны проблемы с сетью или с доступом к порталу ИАС КХД. | Для устранения проблем с сетью обратиться к сотруднику подразделения технической поддержки (HelpDesk). В других случаях к администратору ИАС КХД. |
Ошибка: Требуется ввести действительное имя пользователя | При регистрации на портале ИАС КХД не введено имя пользователя. | Ввести имя пользователя. | |
Ошибка: Требуется ввести пароль для регистрации | При регистрации на портале ИАС КХД не введен пароль. | Ввести пароль. | |
Ошибка: Сбой аутентификации. Повторите попытку | Неверно введено имя пользователя или пароль, либо такая учетная запись не зарегистрирована. | Нужно повторить ввод имени пользователя и пароля, однако после третей неудачной попытки регистрации учетная запись блокируется. Если учетная запись заблокирована, нужно обратиться к администратору ИАС КХД. | |
Сбой в электропитании рабочей станции | Нет электропитания рабочей станции или произошел сбой в электропитании. | Рабочая станция выключилась или перезагрузилась. | Перезагрузить рабочую станцию. Проверить доступность сервера ИАС КХД по порту 80, выполнив следующие команды: — нажать кнопку «Пуск» — выбрать пункт «Выполнить» — в строке ввода набрать команду telnet ias_dwh.ru 80 — если открылось окно Telnet, значит соединение возможно. Повторить попытку подключения (входа) в ИАС КХД |
Сбой локальной сети | Нет сетевого взаимодействия между рабочей станцией и сервером приложений ИАС КХД | Отсутствует возможность начала (продолжения) работы с ИАС КХД. Нет сетевого подключения к серверу ИАС КХД | Перезагрузить рабочую станцию. Проверить доступность сервера ИАС КХД по порту 80, выполнив следующие команды: — нажать кнопку «Пуск» — выбрать пункт «Выполнить» — в строке ввода набрать команду telnet ias_dwh.ru 80 — если открылось окно Telnet, значит соединение возможно. После восстановления работы локальной сети повторить попытку подключения (входа) в ИАС КХД. |
6. Рекомендации по освоению
В разделе «Рекомендации по освоению» указывают рекомендации по освоению и эксплуатации, включая описание контрольного примера, правила его запуска и выполнения.
Рекомендуемые курсы обучения:
В качестве контрольного примера рекомендуется выполнить операции задачи «Визуализация отчетности», описанные в п. 4.2. настоящего документа.
Руководство пользователя для пользователя
Екатерина Филатова, 12.06.2006
Известно, что пользователи часто даже не заглядывают в инструкции, прилагаемые к программным продуктам, предпочитая постигать все премудрости работы программы на практике. Получается, что руководство, призванное помочь пользователю, никак не облегчает его жизнь, а многие полезные функции программного продукта так и остаются недопонятыми и невостребованными. Почему так происходит?
Очевидны две базовые проблемы. Авторы руководств:
Выход прост, но используется лишь частично: создаваемое руководство пользователя должно соответствовать своему названию — объяснять и помогать, а не просто описывать функциональность программы. То есть автору руководства следует хорошо представлять себе:
И с учетом этих представлений создавать текст руководства.
Главными составляющими качества руководства пользователя, безусловно, являются его структура и собственно текст. И от того, насколько эти составляющие отвечают нуждам пользователя, зависит качество всего руководства.
Структура руководства
Большая, детально разработанная и разветвленная структура руководства, с одной стороны, является показателем профессионализма технического писателя, однако, с другой стороны, часто запутывает пользователя. В поисках нужной информации приходится долго и нудно просматривать многостраничное содержание, состоящее из множества пунктов и подпунктов. А ответ на вопрос, как лучше выполнить ту или иную задачу, может находиться в нескольких различных разделах, посвященных разным функциям программного продукта, причем последовательность в описании действий пользователя иногда нарушается.
Заглянув в такое руководство и потратив впустую некоторое время, пользователь вряд ли воспользуется им вновь. Поэтому очевидно, что:
Попробуем применить эти принципы к конкретному руководству. Проанализируем структуру руководства пользователя для работы с Автоматизированной информационно-аналитической системой «Библиотека». Его содержание:
Как видно, структура этого руководства довольно большая и нечеткая, формулировки расплывчаты, разделы дублируют друг друга. Рассмотрим наиболее характерные ошибки и способы их решения:
С учетом обозначенных замечаний получаем более простую и логичную структуру руководства:
Приведенное в качестве примера руководство вполне обычно. Инструкций подобного качества, к сожалению, множество. Собственно именно это и заставляет многих авторов и пользователей считать, что руководство пишется ради самого руководства («чтобы было»), и никто его не читает. Но эту ситуацию вполне можно изменить.
Безусловно, помимо правильной разбивки текста существуют и другие важные условия, необходимые для создания практичного руководства, например:
Игнорирование любой из этих деталей способно испортить руководство и затруднить восприятие текста пользователем. Однако здесь нужно не перестараться и не перегрузить текст лишними деталями. Пестрящий подчеркиваниями, предупреждениями и ссылками текст рассеивает внимание читателя. Обо всех особенностях текста и верстки необходимо рассказать пользователю в начале руководства.
Краткость и стиль
Хорошее руководство пользователя отличается не только продуманной структурой, но и качеством текста. Установленных критериев здесь нет, так же как нет единого стиля. Главные принципы — текст руководства должен давать пользователю четкие и исчерпывающие ответы, не перегружать читателя лишними и не нужными ему техническими деталями, легко читаться и быть грамотным.
Как применить эти принципы на практике рассмотрим на примерах с типичными ошибками.
Список может содержать информацию ссылочного типа. Стандартным действием для просмотра этой информации является нажатие клавиши Enter для выбранной строки списка. В том случае, когда для ссылочной информации предусмотрен режим редактирования в отдельной форме, открывается эта форма. Если информация для списка находится в состоянии «Только просмотр» (не разрешено редактирование), то информация в открываемой форме тоже будет недоступна для редактирования.
Это тяжело читаемый, слишком большой и стилистически неправильный текст, отдающий канцеляризмом. В него приходится вчитываться, чтобы понять, о чем же идет речь. Пользователю придется потратить много сил, чтобы выудить из такого руководства нужную информацию. А ведь достаточно всего лишь сообщить, что пункты списка могут быть ссылками, ведущими на отдельную форму с подробной информацией, а также объяснить, в каких ситуациях и для чего он может менять эту информацию.
Пользователей в системе могут заводить администраторы или руководители подразделений. Существует еще один способ заведения пользователей в системе. Пользователь может сам подать заявку на регистрацию, которая должна быть одобрена администратором.
Расплывчатая формулировка с повторами, не объясняющая разницу в регистрации. Следует указать, что существуют именно два способа, и разъяснить когда именно применяется каждый их них.
Перед тем, как начинать вводить данные в программу, необходима предварительная настройка программы, т.к. не всегда значения по умолчанию могут отвечать специфике вашей организации.
Нет нужды изъясняться так длинно и витиевато, к тому же это предложение несогласованно. Достаточно написать Перед началом работы установите параметры, соответствующие вашей организации.
В этой части базы данных отображается вся информация об учете. Выражаясь более подробно, можно сказать, что здесь находятся все акты, сопроводительные документы, личные дела сотрудников, формы суммарного и индивидуального учета, читательские формуляры.
Лишние и вводные слова затрудняют восприятие текста. Кроме того, создается впечатление, что автор сам не уверен в написанном. Здесь хранится вся учетная информация: акты документы, формы и т.д.
Ниже приведена рекомендуемая последовательность действий, которую необходимо произвести перед началом работы.
Такой шаблонно-бюрократический текст не только непонятен, но и отпугивает пользователя. Руководство, написанное похожим языком, вряд ли когда-либо будут читать. Фраза Перед началом работы выполните следующие действия проще в разы.
Для возможности составления акта поступления литературы необходимо составить список источников поступления.
Главным действующим лицом здесь должен быть не некий документ, а пользователь, который собственно и должен уяснить, что без списка источников он не сможет создать нужный документ. Помимо этого, фраза для возможности составления безграмотна.
Для работы с программой необходимо, чтобы в базе данных было зарегистрировано ваше учреждение, были назначены подразделения библиотеки, было сформировано строение книг суммарного и индивидуального учета, был подготовлен список читателей.
Элементарные грамматические ошибки или обычные недочеты, как в данном случае — многократное повторение слова «было», не добавят доверия к руководству и его автору.
Выводы
Итак, если руководство пользователя создается для пользователя, а не для описания программного продукта, оно должно отвечать нескольким требованиям:
Руководство пользователя согласно требованиям ГОСТ
Документ «Руководство пользователя» относится к пакету эксплуатационной документации. Основная цель руководства пользователя заключается в обеспечении пользователя необходимой информацией для самостоятельной работы с программой или автоматизированной системой.
Таким образом, документ Руководство пользователя должен отвечать на следующие вопросы: что это за программа, что она может, что необходимо для обеспечения ее корректного функционирования и что делать в случае отказа системы.
Руководящими стандартами для создания документа Руководство пользователя могут являться как РД 50-34.698-90 в п.п. 3.4. «Руководство пользователя», так и ГОСТ 19.505-79 «Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению». Ниже для сравнения приведены структуры документа согласно двум перечисленным стандартам.
РД 50-34.698-90 (п.п. 3.4 Руководство пользователя) |