Русская хтонь это что значит
Про хтонь простыми словами с примерами
Примеры:
Это как переночевать на кладбище в пустой могиле или присутствовать при жертвоприношении. Это хтонь. Девушка на секунду умолкает, глядя во двор. [В. В. Лорченков. Копи Царя Соломона // «Волга», 2011]
Слишком велика Россия, слишком сложна для обустраивания, наши вечные проблемы ― дураки и дороги ― связаны с тем, что хтонь непобедима. [Дмитрий Бавильский, Игорь Манцов. У каждого ума свой телескоп // «Частный корреспондент», 2010]
Хтонические существа (от греч. χθών «земля, почва»), во многих религиях и мифологиях, — существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д.
Среди характерных особенностей хтонических существ традиционно выделяют звероподобие, наличие сверхъестественных способностей, органично сочетающееся с отсутствием созидательного начала, и оборотничество.
К хтоническим существам относились также умершие предки, живущие в загробном мире (преисподней). Хтонический характер имеют и соперничающие с Демиургом властители преисподней.
В славянской традиции к хтоническим существам относились прежде всего гады, в число которых включались и животные, связанные со смертью и потусторонним миром.
Сама Земля в ряде традиций (вавилонских, греческих, шумерских) представлялась как хтоническое существо: растительность — шерсть, полуострова — ноги и т. п.
Хтонические существа связаны также с брачной символикой. Брак героя с хтонической богиней означал овладение землей (страной). Хтонические черты имеет образ богини-матери, мифической прародительницы, связанной также и со смертью (хаосом). Амбивалентный характер хтонических божеств обнаруживают мотивы брака с небесным богом, изгнавшим жену в нижний мир.
В древнегреческой мифологии, к хтоническим существам, архаическим музам, восходят олимпийские музы. Источник Вики
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
🐙 Это самый хтонический выпуск «Дурного словаря» от Сергея Антонова. Потому что он про слово хтонь.
👨🎓 Вообще, никакой хтони не существует. В том смысле, что слова хтонь в словарях нет — даже с пометкой разговорное, жаргонное или диалектное. На этом можно бы было и закончить, но попробуем все же разобраться, что это слово значит и откуда оно взялось.
🗻 В русском языке имеется прилагательное хтонический — олицетворяющий собой дикую природную мощь земли или относящийся к подземному царству. Происходит от древнегреческого χθών — земля, почва. В греческих мифах из глубин выползал какой-нибудь хтонический пи* и сжирал главного героя.
🛴 Неизвестно, какой хипстер образовал из прилагательного существительное — хтонь — и запустил в люди. Обычно хтонью называют просто нечто страшное и ужасное, но это в корне неправильно. Хтонь обязательно должна быть подземной и не обязательно опасной.
🦍 Крот — в большей степени хтонь, чем Кинг-Конг. Если пи* хтонический, то он всегда приходит из-под земли: землетрясение — хтонический пи*, а метеоритный дождь — нет. Если алкоголизм хтонический — то бухарь должен жить в подвале, а не на чердаке.
Нейроссия: как я научил нейросеть рисовать русскую хтонь
Вступление
В России модно грустить. Популярная культура под разными соусами толкает нам депресняк: всякие майки «Россия для грустных», фестивали «боль», подборки «Russian doomer music» на ютубе и так далее. Рунет завален однотипными постпанком, панельками и серостью, которые тем не менее довольно много людей видят чем-то родным и уютным, ощущают частью своего культурного кода. Мне стало интересно, сможет ли ИИ если не победить то хотя бы возглавить эту моду и затронуть струны душ рашн думеров. Ведь что может быть более бессмысленно и тоскливо чем нейросеть, рисующая гипертрофированно-хтоническую Россию? Так появился проект нейроссия.
Собираем данные
Примеры скачанных фотографий
Чтобы выкачать фотки, лайки и комменты я воспользовался python-библиотечкой vk_api. Этот модуль позволяет работать с методами api вконтакта, а также обрабатывать капчу и двухфакторную аутентификацию. В качестве примера приведу скрипт скачивающий фоточки из последнего поста на стене сообщества:
Качаем картинки из последнего поста на стене группы
Обучаем стайлган
Отчего так в России берёзы шумят?
Обучение на Google Colab в бесплатной версии идёт со скоростью примерно полчаса на эпоху для разрешения 1024х1024. Когда уже на первых эпохах на генерируемых сеткой картинках проступила родная цветовая гамма, вспомнился мем про «отчего так в России берёзы шумят».
Несколько эпох спустя
Генерируем видео
В какой-то момент проект из гиковских прикольчиков превратился в прикольчики творческие. Возникла идея привлечь к этому друзей-музыкантов и сделать генеративное видео с генеративной музыкой (впоследствие трансформировавшаяся в вариативный стрим на платформе mubert). Хотелось чтобы переходы в видео были хоть немного осмысленными и согласующимися с музыкой.
Латентный вектор это промежуточное сильно сжатое представление картинки, в котором скрыты все выученные нейросетью свойства. Наверное, можно было заморочиться и найти в латентном векторе (размерности 512) компоненты отвечающие за тот или иной параметр картинки (чтобы например плавно менять освещение, сохраняя структуру картинки), но я решил что проще сгенерировать видео по ключевым кадрам. Если плавно переходить от вектора соответствующего одной картинке (ключевому кадру) к вектору соответствующему другой, то картинки также будут плавно перетекать одна в другую. Для этого я поменял несколько строк в скрипте generate.py так, чтобы на вход он принимал папку с латентными векторами выбранных картинок, и список, в котором эти картинки должны появляться в видео.
В заключение
Ещё картиночки
Русская хтонь это что значит
Константин Замятин
запись закреплена
сибирская язва
История русской хтони
Глава 1. Древнерусский хоррор
Начать можно с определения этого слова. Простым языком, хтонь – это нечто жуткое, древнее и стихийное. Русскую же хтонь характеризует тесная связь с традициями и обычаями, она буквально «вшита» в наш генетический код. Прямо как феномен русской тоски. И связь эта настолько прочна, что корни её уходят глубоко в века. Например, начало колыбельной песни такого содержания:
«Бай-бай да люли!
Хоть сегодня умри.
Завтра мороз, снесут на погост.
Мы поплачем, повоем, в могилу зароем»
Стремновато, не так ли? История этих «смертных» колыбельных прошла свой путь от древней Руси аж до самого конца XX-го века. Исполнение этих песен зафиксировано почти по всей России (кроме Юга, где они не упоминаются). Всё говорит о том, что жанр этот – сугубо традиционный. Наибольшее толкование же он получал во времена войн, голода и прочих катастроф. Одни из последних найденных текстов датируются 1997-ым годом, и найдены они были в селе Архангельской области. Однако несмотря на распространённость этих песен, нет единого толкования их смысла. Могут ли они говорить о безнравственности русского крестьянства? Может, это пожелания избавиться от мук и обрести покой?
Но всё же я придерживаюсь мнения, во-первых, об отличном от нашего теперешнего отношения к смерти. Во-вторых, есть другая точка зрения, которая говорит о том, что это были «обманки». То есть няни буквально заговаривали несчастью зубы, чтобы оно не коснулось ребёнка.
Однако не стоит заострять внимание исключительно на древнерусском фольклоре. Всё равно большую его часть все прекрасно знают ещё с детства. Это и баба Яга, и Кащей, и вообще очень многие персонажи сказок.
Так что пора переместиться на несколько сотен лет вперёд, к уральским горам.
Глава 2. Уральские легенды
Неподалёку от гор проживает народ коми-пермяков. Вообще их мифологию разделяют народы коми-зырян и язьвинцев, но не суть. Коми-пермяки, прежде всего, многобожники, и поклоняются они стихийным богам. Больше всего внимания уделено божествам леса: множество их. Опять же не будем сильно углубляться в эту тему, остановимся лишь на паре пунктов.
2. Этногонические духи
Этногонические – то есть произошедшие от народа. Тут у нас есть коршун, крылья которого издают гром, а клюв извергает пламя. По легенде Урал появился из оброненного им пера. Были у коми и свои богатыри, не без этого. А сами же пермяки произошли от братьев Остъяса и Ошъяса и должны были приносить человеческие жертвы своим богам.
3. Антропогонические мифы
Тут всё совсем просто: есть верховное божество Ен, есть свои Адам и Ева. Всё)))))
Но то была лишь прелюдия, затравка к самой мякоти поднимаемой темы. Так чего ждать – ну чё, народ, погнали?
Глава 3. Жанр ужасов в литературе
Само собой наша хоррор-тема отличается от западной, и обусловлено это как раз хтоническими мотивами. Не беря в расчёт Лавкрафта (персонаж весьма уникальный сам по себе) можно провести чёткую границу «нашей» и «не нашей» литературы. Если западный хоррор всё же больше про мистику – это и духи-приведения, и различные монстры с ожившими мертвецами – то у нас преобладают как раз хтонические мотивы. И первой моей подобной «любовью» стал Леонид Андреев и его повесть «Красный смех». О чём же она была?
Ещё один пример антивоенной литературы, только вид сбоку. В этот раз книга Шмелёва «Солнце мёртвых» рассказывает уже о событиях на юге Крыма в период гражданской войны. Ещё принципиальное отличие в том, что война показана не как полноценный «персонаж», но как декорации, выгодно подчеркивающие судьбы героев книги. Да, боевые действия тут имеют схожую с Андреевскими вайбы стихийности, но тут эта самая стихийность убивает героев не столько морально, сколько физически. Впрочем и по психике бьёт тоже неслабо. Интересным моментом является язык повествования. Дореволюционный язык. Сельский диалект. Украинский говор. Всё это сдобрено татарским и советско-канцелярским языками. Впрочем стоит ли читать книгу только из-за этого? Нет, однако есть в ней и другие приятные особенности. Ужас войны тут обозначается крайней степенью отчаяния действующих лиц. Кто-то из последних сил пытается остаться человеком и даже не съедает своих домашних животных, а кто-то опускается до каннибализма или вовсе убивает «по приколу». Ещё яркий момент – это самоубийство с помощью горького миндаля или виноградных косточек. Жути наводит и город Ялта, который, хоть и находится где-то на периферии повествования и места действия, но чёрной тенью нависает над жителями деревни. Ведь Ялта того времени – это в первую очередь город, куда коммунисты уводят неугодных, чтобы потом расстрелять. В этой ситуации выражение «поехать в Ялту» равносильно нашему современному «стать героем». Но и без минусов в книге не обошлось. Мне она показалась чересчур затянутой как по объёму, так и по насыщенности действиями. Разумеется, «Солнце мёртвых» не про мощный экшен, но меня это всё равно как-то оттолкнуло. Впрочем я прочитал её до конца и после концовки остался с приятным чувством удовлетворения. Вообще ты можешь прочитать эту книгу, но в целом произведение на любителя. Вот как-то так.
Начать, как водится, лучше с более популярных исполнителей, а закончить как обычно – на том, что поглубже.
Да, и у Хаски есть хтонические мотивы. Первым же делом вспоминается его трек «Крот», в котором внутри главного героя живёт сущность (в виде гномика, ага), грызущая его изнутри и жаждущая крови. Этот образ, хоть и метафоричен по своей сути, но описывается как вполне материальный. Крот у Хаски – это все потаённые желания человека, срез его бессознательного. Ловко я к Фрейду перешёл, да?))0)0 Сам же сюжет трека отсылает к песне «На двоих» от «4 позиции Бруно», но там вообще история в несколько слоёв постиронии. Об этом позже. Сейчас же стоит обратить внимание и на другие треки Хаски. В песнях «Поэма о родине», «Панелька» и прочих (это в целом одна из основных тем его творчества) образ России является ничем иным как настоящей хтонью во плоти. Это и беспомощность перед стихийностью русского бытия, это и всепоглощающий образ панельных домов, от которых не спастись. Всё это, разумеется, густо заправлено русской тоской, атмосферой глубинки, спальных районов. Внимание нужно уделить и треку «Черным-черно», сюжет которого, по сути, это перепевка «Чёрного человека» Сергея Есенина. Естественно, не без своих нюансов. Во-первых, чёрный человек Есенина это скорее крот Хаски, то есть то, что скрыто, что нападает исподтишка и не даёт жить спокойно. Чёрный же человек Хаски – это сокрытое, окончательно вылезшее наружу и победившее в битве за человеческую душу. Также как в «Черным черно», так и во многих других его треках, образ чёрной тьмы – это окружение, прогнившее и опустившееся до уровня перманентной депрессии. Конечно, не обошлось и без богатейшего русского языка Хаски, без его филигранной игры образами и средствами, без личной для каждого из нас истории о тяжёлом детстве и несчастливой будущей жизни. Кстати, я что-то говорил о «4 позициях Бруно»? Погнали к ним, чё.
2. «4 позиции Бруно» и «Порез на собаке»
В общем-то на этом обширном количестве тем, связанных с русской хтонью, пора бы и остановиться. Мы выяснили, что стихийность экзистенциального ужаса и смерти уходит корнями глубоко в нашу историю. И с каждым витком века, эпохи развивается, обрастая новыми гранями. Это тот пласт культуры, который каждый житель нашей страны должен знать и ценить, и это даже не преувеличение. Наша родная хтонь, такая личная, но вместе с тем и такая широкая, это неотъемлемая часть менталитета русского человека. А на этом я закончу и попрощаюсь. Ждите смысловой и религиозный анализ «Евангелиона»)000))00))0
Записки Айболита
December 2021
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
ЧТО ТАКОЕ «РУССКАЯ ХТОНЬ».
Мгновеники
(мои комментарии на Фейсбуке)
Юнна Мориц
«Почему ненастье в России неизбывно, только меняет облик: то это Афган, то дешёвые квартиры в панельных домах, за которые люди бьются едва ли не насмерть, а то город Батуев с его промзонами, толкучками, бурьяном на газонах и дымящими городскими трубами. Этот русский город и весь этот русский мир созданы, словно для грейдеров, грузовиков, бэтээров или каких-нибудь шагающих экскаваторов. Однако живут здесь люди. Взгляд Сергея Урсуляка, режиссёра фильма «Ненастье», чутко уловил вечную русскую хтонь, ямщицкую тоску, экзистенциальную бездну национального существования.»
Весь букет этих «кошмаров» я видела во всех процветающих странах запада, «золотого миллиарда».
В дешёвых квартирах в панельных домах, за которые люди бьются едва ли не насмерть, живут миллионы граждан во всех процветающих странах запада, «золотого миллиарда». И я в таких квартирах жила
в районе «Речного вокзала», Арбата, и не было там никакой ямщицкой тоски, «вечной русской хтони».
Кстати, про хтонь, с древнегреческого – земля, почва, с которой в мифологии связаны загробные, подземные миры, где обитают хтонические чудовища, мерзкие гады ползучие, страшные дУхи мертвецов.
Естественно, хтонь – земля, почва – в мифологии связана также с плодородием, с праздником урожая, но это – не про «ямщицкую тоску», не про «вечную русскую хтонь» с её ненастьем, которое «в России неизбывно».
В общем, русская серия про «экзистенциальную бездну национального существования» – это кино про вечную русскую хтонь, в которой лично я никогда не жила, никогда не живу и никогда жить не буду, и никому не советую жить в этой хтони. Берегите себя, своих родных и близких!
Среди характерных особенностей хтонических существ традиционно выделяют [ кто? ] звероподобие, наличие сверхъестественных способностей, органично сочетающееся с отсутствием созидательного начала, и оборотничество.
К хтоническим существам относились также умершие предки, живущие в загробном мире (преисподней). Хтонический характер имеют и соперничающие с Демиургом властители преисподней.
В славянской традиции к хтоническим существам относились прежде всего гады, в число которых включались и животные, связанные со смертью и потусторонним миром.
Сама Земля в ряде традиций (вавилонских, греческих, шумерских) представлялась как хтоническое существо: растительность — шерсть, полуострова — ноги и т. п.
Posted on Jul. 20th, 2021 at 04:49 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag
Русская хтонь это что значит
Фото: Нина Астафьева/«Петербургский дневник»
Напомним, что один из актеров театра Тихон Жизневский сыграл главную роль в сериале «Топи», снятому по книге Глуховского. А сериал как раз и повествует о хтони, хотя это понятие и требует разъяснения.
Из википедии: хтони – умершие предки, живущие в загробном мире, а также существа, олицетворяющие дикую природную мощь Земли.
«Я никогда не хотел быть типичным русским писателем, – заявил Глуховский. – Мои книги переведены на 40 языков, и иногда за границей я слышал обращение к себе как к русскому писателю, что ставило меня в один ряд с балалайкой, берёзой и хохломой. Для меня это кич, гораздо интереснее культурный код: то, что заставляет без слов понимать соотечественников».
По словам автора «Топей», русский культурный код – подавленный, вытесненный в бессознательное. Мы его не понимаем, но он в нас присутствует. Он сравнил его с антропоморфной Россией, которая приезжает на заседание совета безопасности ООН, рассказывает, что мечтает о мире, дружбе и справедливости. На параде она тем не менее испытывает счастливую дрожь при виде межконтинентальной ракеты… Потом Россия ложится на кушетку психоаналитика, бессознательно рассказывает свои детские воспоминания, просыпается и ничего не помнит из сказанного. То, что она рассказывает психоаналитику, – это и есть хтонь, резюмирует автор. Это и есть объяснение, почему мы мирные люди, но на машинах у нас наклейки «Можем повторить!».
По сюжету «Топей», одноименная деревня, куда попадают герои, населена живыми и мертвыми людьми: последние не ведают, что они умерли, а им этого не говорят, чтобы не расстраивать. Типичный русский больше рад общаться с покойниками, чем с живыми, готов предаваться иллюзиям и самообману, будет рад сложить руки и впасть в бездействие, принять за истину, что жизнь – это сон. А почему?
Выигрыш в чрезвычайной ситуации
«Одна из причин, – говорит Дмитрий Глуховский, – что Россия была и остаётся империей, переживая разные этапы созидания и распада. Главный смысл империи – в расширении, и когда она перестает расширяться, возникает кризис. Подданные империи (именно подданные, а не граждане) будут гордиться не личными достижениями, а общим муравейником и тем, что он внушает трепет всему миру. А еще в империи жизнь отдельного человека не имеет особой ценности, поэтому нам с советского детства на примерах пионеров-героев прививали готовность жертвовать собой ради страны. Или государства, поскольку у нас эти понятия соединены».
Отсюда в подсознании родилась мысль: мертвые – важнее. Находясь в состоянии борьбы, как-то не предполагается, что можно наслаждаться жизнью.
Однако, отметил он дальше, в критической ситуации, в частности, во время эпидемии все переворачивается с ног на голову. Коронавирус вгоняет весь мир в шок и трепет, а россияне находятся в относительно комфортном статусе. Мы готовы и помереть, если надо, напоминает Глуховский. Мы вот тусуемся, а вся Западная Европа еще сидит на карантине. Риск болезни и смерти оказывается меньше, чем риск недополучить интересный досуг.
Описанный культурный код больше соответствует модели поведения сорокалетнего человека (плюс-минус 10 лет), у которого было советское детство. Этот человек не знает, что ему снится, а что происходит наяву. Он предпочитает сладкую ложь горькой правде, потому что сладкая ложь дает возможность поддерживать комфортное существование. Его отличительные черты – призыв к смирению, отказ от гордыни и покорность. Конечно, те, кому сейчас 20, мыслят иначе: они рассчитывают на себя и считают, что мир в их руках. Но иногда им снятся сны, которые снились нашим родителям и достались нам в наследство. Это и есть русская хтонь, потом что сознание у людей может быть новое, а подсознание – вечно, заключает писатель.