Русские лингвисты и что они сделали
Русские лингвисты и что они сделали
Виктор Владимирович Виноградов родился 31 декабря 1894 г. (12 января 1895 г.) в г. Зарайск. В 1918 г. по рекомендации А.А. Шахматова был зачислен в Петроградский университет в качестве стипендиата для подготовки к получению профессорского звания по русскому языку и словесности. В 1919 г. написал магистерскую диссертацию «Исследования в области фонетики северно-русского наречия. Очерки из истории звука [Ь] в северно-русском наречии».
В 1920-е гг. преподавал в институтах Петрограда (Ленинграда), в 1930 г. переехал в Москву, став профессором Московского городского педагогического института и других вузов. В 1934 г. был арестован и в 1934–1936 гг. и 1941–1943 гг. находился в ссылке, где продолжал свои исследования.
В дальнейшем занимал различные руководящие должности в научных организациях филологического профиля: декан филологического факультета (1944–1948 гг.) и заведующий кафедрой русского языка (1946–1969 гг.) Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, академик-секретарь Отделения литературы и языка Академии наук СССР (1950–1963 гг.), директор Института языкознания (1950–1954 гг.) и Института русского языка (1958–1968 гг.) Академии наук СССР, главный редактор журнала «Вопросы языкознания» (1952–1969 гг.) и др. С 1946 г. – академик Академии наук СССР.
Лингвистические труды В.В. Виноградова связаны, в первую очередь, с изучением грамматики и истории русского языка. Его работа «Русский язык. Грамматическое учение о слове», которая неоднократно переиздавалась, представляет собой систематическое изложение теоретической грамматики русского языка. Также занимался изучение языка и стиля, посвятил этим вопросам множество работ. Руководил работой над коллективными трудами, в частности, над двухтомной «Грамматикой русского языка» (1952–1954 гг.). Участвовал в составлении толкового словаря под редакцией Д.Н. Ушакова, был одним из редакторов семнадцатитомного академического «Словаря современного русского литературного языка».
Труды В.В. Виноградова явились основой для развития новых отраслей филологии: истории русского литературного языка, науки о языке художественных произведений, фразеологии.
Основные работы: «Этюды о языке Гоголя», «Очерки по истории русского литературного языка XII–XIX вв.», «Язык Пушкина», «Стиль Пушкина», «Русский язык. Грамматическое учение о слове», «Наука о языке художественной литературы и ее задачи», «О задачах стилистики. Наблюдения над стилем «Жития протопопа Аввакума», «Стиль прозы Лермонтова», «И.А. Крылов и его значение в истории русской литературы и русского литературного языка», «Проблема авторства и теория стилей», «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика», «О теории художественной речи», «Из истории изучения русского синтаксиса (от Ломоносова до Потебни и Фортунатова)», «О категории модальности и модальных словах в русском языке», «Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка», «Вопросы изучения словосочетаний», «Основные вопросы синтаксиса предложений».
Презентация по русскому языку «Великие русские лингвисты»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш. В.И. Даль
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Отечественная языковедческая наука блещет именами великих ученых-русистов: М.В.Ломоносова, В.И.Даля, А.Х.Востокова, А.А.Шахматова, Д.Н.Ушакова, А.М. Пешковского, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, С.И.Ожегова и др. Познакомимся с ними поближе.
Научные идея Михаила Васильевича Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Значительны открытия М.В.Ломоносова в лингвистике. Опубликованная в 1757 году «Российская грамматика» М.В.Ломоносова является первым научным описанием русского языка, в котором рассмотрены вопросы морфологии, синтаксиса, словопроизводства, систематизированы орфографические правила и орфоэпические нормы. Огромна заслуга М.В.Ломоносова в развитии теории красноречия (риторики). Его «Краткое руководство к красноречию» стало фактически первой книгой такого рода, написанной на русском языке. До Ломоносова учебники красноречия составлялись либо на церковно-славянском, либо на латыни.
Начало XIX века в Европе ознаменовалось становлением языкознания как науки. Научную строгость лингвистики приобрела благодаря сравнительно-историческому изучению языков. В России у истоков сравнительно-исторического изучения славянских языков стоит Александр Христофорович Востоков. В труде «Рассуждение о славянском языке…»(1820) А.Х.Востоков сопоставил славянские языки и установил звуковые закономерные соответствия между ними как доказательство их искомой близости, родства. Востоков создал научную грамматику; изучал памятники древней письменности, изучал диалектную лексику, редактировал «Опыт областного великорусского словаря» (1852); занимался проблемами культуры речи, морфологии; исследовал русское стихосложение.
В 1852 г. Вышло исследование В.Даля «О наречиях русского языка», в котором впервые была предложена классификация русских диалектов, наметил задачи изучения народных говоров. Главным трудом жизни Владимира Ивановича Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка», которому он посвятил свыше 50 лет своей жизни. Словарь содержит около 200 тысяч слов. Этот словарь стал огромным событием в истории отечественной лексикографии.
Лингвист и литературовед, исследователь народной словесности и древнерусского искусства, Буслаев был блестящим педагогом и лектором, академиком, профессором Московского университета. Свои научные исследования Ф.И.Буслаев обобщил в книге «О преподавании отечественного языка» (1844г.), которая по праву считается первой в нашем отечестве научной методикой преподавания русского языка. Основная мысль этого фундаментального труда о важности изучения родного языка в школе для развития личности.
А.А.Шахматов, великий русский лингвист, внес огромный вклад в изучение синтаксиса и истории языка. В книге А.А.Шахматова «Синтаксис русского языка»,по словам В.В.Виноградова, «впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка». А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.
Лев Владимирович Щерба-русский языковед, академик. Работал в области фонетики, орфоэпии, лексикологии, лексикографии, грамматики, принимал участие в составлении свода правил орфографии и пунктуации. В течение многих лет под редакцией Л.В.Щербы выходил школьный учебник русского языка.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-671368
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Презентация
к уроку
(родного) русского языка
по теме:
« Выдающиеся русские лингвисты»
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА:
Есаулова Оксана Юрьевна
муниципальное автономное
общеобразовательное
учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная
школа № 217»
Новосибирск 2021
Описание слайда:
Виноградов В. В.
1895-1969 г.г.
Литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР. Автор знаменитых работ по истории русского языкознания, публикаций о творчестве А.А. Ахматовой, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. За труд «Русский язык. Грамматическое учение о слове» был удостоен Сталинской премии
Описание слайда:
Описание слайда:
Научная деятельность В. В. Виноградова
Виноградов — автор ряда заметных работ по истории русского языкознания. Создал фундаментальные труды по истории русского литературного языка, по грамматике, работы о языке художественной литературы; занимался лексикологией, фразеологией, лексикографией. Свой анализ русской синтаксической традиции В. В. Виноградов изложил в книге «Из истории изучения русского синтаксиса (от Ломоносова до Потебни и Фортунатова)» (1958) и в статьях, посвященных грамматическим взглядам М. В. Ломоносова, А. Х. Востокова, А. А. Потебни, А. В. Добиаша, А. А. Шахматова, А. М. Пешковского, Л. В. Щербы, И. И. Мещанинова, М. Н. Петерсона и других ученых (Эти статьи переизданы в кн.: Виноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975). В. В. Виноградов напечатал широкий обзор работ по русскому литературному языку — «Русская наука о русском литературном языке» (1946). Посмертно вышел также сборник избранных работ
В. В. Виноградова по истории русских лингвистических учений, рекомендуемый в качестве учебного пособия по одноимённому курсу и выдержавший уже 2 издания.
Описание слайда:
Виктор Владимирович Виноградов (1894/1895 – 1969) – основоположник крупнейшей научной школы в отечественном языкознании
Описание слайда:
Виктор Владимирович Виноградов
— русский филолог, академик, ученик А.А.Шахматова и Л.В.Щербы. Создал фундаментальные труды по истории русского литературного языка, по грамматике, работы о языке художественной литературы; занимался лексикологией, фразеологией, лексикографией.
Описание слайда:
Описание слайда:
Академик АН СССР
Доктор филологических наук
Лауреат Сталинской премии (1951)
Директор Института русского языка
Филолог
Специалист в области грамматики, лексикологии, фразеологии, стилистики, теории нормы, истории русского литературного языка, поэтики, языка и стиля русских писателей
Описание слайда:
«Грамматика русского языка» – основы синтаксической концепции В. В. Виноградова;
Классификация фразеологизмов вошла в вузовские учебники;
С 1946 г. возглавил группу лингвистов, работавших над «Словарем языка Пушкина»;
Принял активное участие в составлении «Толкового словаря» под ред. Д. Н. Ушакова;
«О языке художественной литературы» (1959);
«Проблема авторства и теория стилей» (1961);
«Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика» (1963);
«О самосожжении у раскольников-старообрядцев 17-20 веков» (1917);
«Исследования в области фонетики севернорусского наречия. Очерки по истории звука «ять» в севернорусском наречии» (1919);
«Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков» (1934);
Работал над изучением стиля русских писателей 19 века;
«Современный русский язык» (1938);
«Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947);
«Основные вопросы синтаксиса предложения» (1955);
Описание слайда:
Николай Константинович Дмитриев
(16 (28) августа 1898, Москва —
22 декабря 1954, Москва) — советский лингвист-тюрколог, доктор филологических наук (1938), профессор (1930), член-корреспондент АН СССР (1943), член-корреспондент (1944) и академик (1945) Академии педагогических наук РСФСР. Заслуженный деятель науки Туркменской ССР (1950), Башкирской АССР (1947), Чувашской АССР (1953).
Описание слайда:
Окончил 3-ю Московскую гимназию (1914, с золотой медалью) и историко-филологический факультет Московского университета (1920): классицист, славист и индоевропеист-компаративист школы
Ф. Ф. Фортунатова (1848—1914) и его ученика В. К. Поржезинского (1870—1929).
Успешно окончив Московский институт востоковедения (1922), он получил квалификацию сразу по трем разрядам: турецкому, арабскому и персидскому.
В 1920-40-х параллельно работал в нескольких научно-исследовательских учреждениях и вузах Москвы и Ленинграда, руководил тюркологическими кафедрами и секторами Московского государственного университета и Ленинградского государственного университета, Института языкознания АН СССР, научно-исследовательского института национальной педагогики. В 1934 г.
Н. К. Дмитриев — профессор Ленинградского, позднее Московского отделения курсов редакторов-переводчиков трудов марксизма-ленинизма, заведующий балкарским, башкирским, казахским, крымско-татарским отделениями этих курсов
Похоронен на Пятницком кладбище.
Описание слайда:
Научная деятельность
Имеет фундаментальные труды по грамматике башкирского, кумыкского, турецкого, азербайджанского, гагаузского, крымско-татарского, туркменского, татарского, чувашского языков, руководитель и соавтор первого многотомного труда по сравнительной грамматике тюркских языков.
Исследовал, в том числе в полевых условиях, по тюркскому фольклору и диалектологии, работы по взаимодействию тюркских языков со славянскими («Тurсо-Slavicae»), а также по методике преподавания русского и ряда тюркских языков в национальной школе.
Был в свое время был ближе всего из советских тюркологов к идее сравнительно-исторической грамматики.
В 1950 г. в Секторе тюркских языков Института языкознания АН СССР, работой которого руководил Н.К. Дмитриев, был составлен план подготовки сравнительной грамматики тюркских языков и началось его осуществление.
Описание слайда:
Основные работы
Строй турецкого языка. М. 1939;
Грамматика кумыкского языка. М., 1940;
Башкирские народные сказки / ред., введение и прим. Н. К. Дмитриева.- Уфа, 1941;
Грамматика башкирского языка. Л., 1948;
Вопросы изучения хакасского языка и его диалектов. (Материалы для научной грамматики). Абакан, 1954 (совм. с Ф. Г. Исхаковым);
Строй тюркских языков. Сб. избр. трудов. М., 1962.
Награды и премии
Орден Ленина (27.03.1954)
Орден Трудового Красного Знамени (10.06.1945)
Описание слайда:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
НАПИСАТЬ СТАТЬЮ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ О ВКЛАДЕ РУССКИХ УЧЕНЫХ-ЛИНГВИСТОВ / НА ВЫБОР: О В.В.ВИНОГРАДОВЕ ИЛИ Н.К. ДМИТРИЕВЕ/
Описание слайда:
РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА:
1.www.vseznaika.ru/literatura/referaty
2.www. ru.wikipedia
3.http://elenaranko.ucoz.ru/
Ссылки:
•Профиль Николая Константиновича Дмитриева на официальном сайте РАН
Статья на сайте НПБ им. К. Д. Ушинского РАО Биографические данные на сайте «Летопись Московского университета»
Статья на сайте БашГУ
Статья на сайте «Куль0турное наследие Чувашии»
Статья в «Чувашской энциклопедии» Историческая справка на сайте Архива РАН Дыбо А. В., Тенишев Э. Р. [1] //
Николай Константинович Дмитриев. 100-летие со дня рождения. М., 2001. С.3-260
Описание слайда:
Информационные источники
1.Энциклопедия для детей «Аванта+», том 10. «Языкознание. Русский язык». 2004
2. (Энциклопедия для детей «Аванта+». Языки мира. М.: Астрель, 2009.
3.Энциклопедический словарь юного лингвиста. М.: Наука, 2006.
6.шаблон для презентации:
7.Севортян Э. В. Из истории развития советской тюркологии (памяти Н. К. Дмитриева) // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. 1955. Т. 14. Вып. 2;
8.Дмитриев Николай Константинович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
9.Аракин В. Д. Николай Константинович Дмитриев (1898—1954). — М.: Изд-во Московского ун-та, 1972. — 87 с. — (Замечательные учёные Московского университета). — ISBN 011888709.
10.Николай Константинович Дмитриев: К 100-летию со дня рождения / Институт языкознания РАН; Редкол. Г. Ф. Благова, А. В. Дыбо, К. М. Мусаев и др.; Отв. ред. чл.-кор. РАН Э. Р. Тенишев. — М.: Наука, 2001. — 280, [2] с. — 1000 экз. — ISBN 5-02-022643-2.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Известные ученые лингвисты
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Виктор Владимирович Виноградов
(1895-1969) — русский филолог, академик, ученик А. А. Шахматова и Л. В. Щербы.
Создал фундаментальные труды по истории русского литературного языка, по грамматике,
работы о языке художественной литературы;
занимался лексикологией, фразеологией, лек-
рафией.
Описание слайда:
Александр Христофорович Востоков
(1781 — 1864)
явился основоположником славянской филологии. Он написал знаменитую «Русскую грамматику» (1831), в ней он осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени.
Востоков первый пришёл к выводу, что старославянский язык надо рассматривать как историческое явление. Русский лингвист уточнил также классификацию славянских языков, отметив особые свойства восточнославянских языков.
Описание слайда:
Сергей Иванович Ожегов (1900-1964)-замечательный русский языковед-лексикограф, известен прежде всего как автор «Словаря русского языка», который выдержал более 20 изданий.
С. И. Ожегов был не только прирождённым лексикографом, но и одним из крупнейших историков литературного языка. Его перу принадлежат многочисленные статьи по вопросам культуры речи, об истории слов, о развитии русской лексики на новом этапе развития общества.
Описание слайда:
Лев Владимирович Щерба
(1880—1944) — русский языковед, академик. Работал в области фонетики, орфоэпии, лексикологии, лексикографии, грамматики, принимал участие в составлении свода правил орфографии и пунктуации. В течение многих лет под редакцией Л. В. Щербы выходил школьный учебник русского языка.
Описание слайда:
Дмитрий Николаевич Ушаков
(1873— 1942) — русский лингвист. Работал в области диалектологии, орфографии, орфоэпии, был главным редактором «Толкового словаря русского языка». Является автором «Орфографического словаря», которым и сегодня пользуются школьники.
Описание слайда:
Описание слайда:
Даль Владимир Иванович
(1801 – 1872)
В.И. Даль был необыкновенно одаренной
личностью. Он блестяще проявил себя в
самых разных областях деятельности: был
профессиональным моряком, находился на
военной службе, работал врачом и
министерским чиновником, писал, собирал
этнографические материалы, пятьдесят три
года из семи десятилетий своей жизни отдал
работе над составлением «Толкового словаря
живого великорусского языка»(1863 – 1866
гг.), за который был удостоен Ломоносовской
премии Российской академии наук, а в 1863 г.
звания почетного академика. Этот основной
труд всей жизни В.И. Даля не потерял своего
значения до сих пор.
Описание слайда:
Потебня Александр Афанасьевич
(1835 – 1891)
А.А. Потебня – выдающийся украинский и
русский филолог. В 1850 – 1856 гг. он
обучался в Харьковском университете, здесь же впоследствии и работал.
В 1863 – 1891 гг. А.А. Потебня – доцент, профессор, заведующий кафедрой российской словесности Харьковского университета.
За свои научные труды он был отмечен
премиями и золотой медалью Академии
наук. В 1877 г. Потебня стал
членом-корреспондентом Петербургской
Академии наук.
Описание слайда:
Ломоносов Михаил Васильевич
(1711 – 1765)
М.В. Ломоносов – первый русский
ученый-естествоиспытатель, языковед и
литературовед, выдающийся деятель
российского просвещения, поборник
развития самостоятельной русской науки.
Подлинный ученый-энциклопедист, он в1746
г. впервые начал читать лекции в Академии
на русском языке. Вопросами филологии
Ломоносов начал заниматься с середины
40-х годов наряду с исследованиями в
области точных и естественных наук.
Ученый создал первую подлинно научную
грамматику русского языка (она вышла в 1757
г. и называлась «Российская грамматика»).
Описание слайда:
Реформатский Александр
Александрович
(1900 – 1978)
А.А. Реформатский – выдающийся
советский языковед и прекрасный педагог.
Свою языковедческую деятельность он начал
с книги «Техническая редакция книги» (1933
г.), которая из практического учебника
переросла в глубокое исследование по
теории знаковых систем. В ней автор
предвосхитил многие идеи теории
информации.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Русские ученые-лингвисты, внесшие вклад в изучение русского языка
Дидактическая цель: создать условия для систематизации и повторения учебного материала, информационно-технологической компетентности у учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
В связи с этим перед учителем стоят следующие задачи:
Знания, умения, навыки, полученные учениками в ходе урока:
Оборудование урока: Мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS Power Point «Русские ученые – лингвисты, внесшие вклад в изучение русского языка».
План урока:
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд 1.
Слово учителя о целях и задачах урока с использованием ЦОР, о роли русских ученых-лингвистов в развитии науки о русском языке.
II. Объяснение нового материала и демонстрация слайдов.
Слайд 2.
– Что такое языкознание?
Языкознание (лингвистика) – наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка.
– Когда появилось языкознание?
Развивалось на Древнем Востоке: в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии (5-4 вв. до н. э.) Слайд 3
– Кого мы называем лингвистом?
Лингвист (языковед) — ученый, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению). Первые русские лингвисты: М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, А.А. Потебня.
III. Игра «Лингвистическое лото».
Слайд 4
Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слов | Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения | Раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов |
Раздел языкознания, изучающий части речи | Раздел языкознания, изучающий звуки | Раздел языкознания, изучающий постановку знаков препинания |
Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов | Раздел языкознания, изучающий происхождение слов | Раздел языкознания, изучающий стили речи |
(Слова для справок: лексика, фонетика, орфоэпия, фразеология, морфология, пунктуация, стилистика, этимология, орфография)
Такие же таблицы находятся на каждой парте у учащихся. Рядом находятся карточки с ответами.
– У вас на партах находятся таблицы и карточки с названиями разделов науки о языке. Распределите соответствующие карточки в ячейки этой таблицы. Дайте определение каждому разделу науки о языке.
IV. Объяснение нового материала и демонстрация слайдов.
Слайд 5
В России конца XIX века сложились две большие лингвистические школы — Московская и Казанская. Их основателями были два великих русских лингвиста – Филипп Фёдорович Фортунатов и Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.
Слайд 6
Филипп Федорович Фортунатов, русский языковед. Родился 2 января 1848 в Вологде в семье учителя. В 1868 окончил Московский университет. За четверть века преподавательской деятельности в Москве Фортунатов прочел множество разнообразных университетских курсов по сравнительно-исторической грамматике, общему языкознанию и древним индоевропейским языкам и стал основоположником Московской лингвистической школы.
Слайд 7 Исследовательская деятельность Ф.Ф.Фортунатова.
Фортунатов особенно активно занимался сравнительно – историческим языкознанием. Изучал древнеиндийские памятники письменности. Ф.Ф.Фортунатов ввёл термин морфология вместо бытовавшей в то время этимологии и разработал учение о форме слова, превратив морфологию в самостоятельную дисциплину. учение о форме слова опиралось на реально существующее в языке материальное выражение этой формы, т.е. форма слова могла быть установлена только там, где она материально представлена.
Слайд 8 Представители Московской лингвистической школы.
V. Обобщение изученного материала.
Слайд 9
– Что изучает морфология?
– Что такое спряжение и склонение?
Какие морфемы вы знаете?
– Назовите известные вам части речи?
– Какие способы образования слов вы знаете?
Слайд 10 Морфологические нормы современного языка
Произведите морфологический и словообразовательный разбор выделенных слов. «Современные школьники должны бережно относиться к родному языку и осваивать приемы научно-исследовательской работы при изучении основ науки о языке.»
VI. Объяснение нового материала и демонстрация слайдов.
Слайд 11
Иван Александрович Бодуэн де Куртене, русский и польский языковед, родился 3 ноября 1929 года в Варшаве. По родословной легенде происходил из древнего французского рода Куртене, который выводил себя от короля Людовика VI. В 1875 учёный стал профессором, а в 1897 членом-корреспондентом Академии наук. Работал в Казанском (1874—1883), Юрьевском (1883—1893), Краковском (1893—1899), Петербургском (1900—1918) университетах. Основал Казанскую лингвистическую школу.
Слайд 12
Исследовательская деятельность И.А. Бодуэна де Куртене. Бодуэн де Куртене совершил переворот в науке о языке: до него в лингвистике господствовало историческое направление, а языки исследовались исключительно по письменным памятникам. Ученый доказал, что сущность языка – в речевой деятельности, и призывает к изучению живых языков и диалектов. Он проводит по нескольку месяцев в экспедициях, изучая славянские языки и наречия и при этом тщательно записывает все фонетические их особенности. Важность этого нового подхода к изучению языка можно сравнить с ролью, которую в естественных науках играет принцип эксперимента: без экспериментальной проверки теория мертва. И.А. Бодуэн де Куртене создал теорию фонем и фонетических чередований, которая до сих пор сохраняет свою научную ценность. Логическим развитием теории фонем явилась с теория письма. В ней были заложены многие основные идеи и понятия, фигурирующие в современных работах.
Слайд 13. Представители Казанской лингвистической школы.
VII. Обобщение изученного материала.
– Что изучает фонетика? Что такое транскрипция?
– Дайте характеристику гласным и согласным звукам русского языка.
Слайд 14. Современные фонетические нормы.
Произведите фонетический разбор выделенного слова. «Русский язык – это научная система, развивающаяся по своим законам и являющаяся предметом изучения ученых-лингвистов».
VIII. Рефлексия.
Слайд 15. Что нового мы узнали сегодня на уроке?
IX. Итог урока.
Вместе оценим наш урок. Закончите предложения
Мы работали (как?)…, говорили о (чём?)…
Слайд 16. Домашнее задание.
«Подготовьте сообщение о любом представителе Московской или Казанской лингвистической школы, о котором вы услышали сегодня. Расскажите о его вкладе в изучении русского языка».