Русский строй гармони что это

«Диатоника» и «хроматика» в гармонях

На «гармонных» форумах встречаются утверждения, что, якобы, понятие «диатоника»- это о гармонях с разным звуком на сжим-расжим мехов(русский строй, немецкий строй), а «хроматика»-о гармонях с одинаковым звуком(хромка). Это ошибка. Понятия «диатоника» и «хроматика» не имеют отношения к тому, разные или одинаковые ноты звучат на сжим-расжим мехов в гармони. Эти понятия говорят(если упрощённо) о строении звукоряда гармоней: «диатоника»-каждая октава состоит из семи нот(в самом простом для понимания случае-всем известная последовательность «до, ре, ми, фа, соль, ля, си»).

Почему диатоническую по-сути «хромку» обозвали «хроматической гармонью»-другой вопрос, точный ответ на который, вряд ли кто-то знает(есть лишь версии).

«Почему диатоническую по сути «хромку» обозвали «хроматической гармонью» — другой вопрос, точный ответ на который вряд ли кто-то знает (есть лишь версии).»

Лично меня вполне устраивает своей логичностью (а потому и правдоподобностью) такая версия: впервые звучание, полностью независящее от направления ведения меха, получили гармоники с хроматическим звукорядом, диатонические же, звучащие одинаково на расжим и на сжим, появились уже после них и вот, благодаря этому их общему с хроматическими гармониками качеству (неизменному звуку при смене меха), они и получили название «хромка». Таким образом определённая историческая взаимосвязь между хроматическим строем и одинаковым звучанием на расжим и сжим всё-таки прослеживается (отсюда, собственно, и возникает эта путаница), только строй у «хромки», конечно же, диатонический, звуки располагаются по ступеням мажорной гаммы, а начинается звукоряд у конкретной гармони совсем не обязательно с ноты «ДО». Поэтому-то и говорят о гармонях разных тональностей, хотя, на мой взгляд, в данной ситуации правильнее было бы использовать слово «строй», а не «тональность», потому что на одной и той же гармони (имеющей, естественно один и тот же строй) можно играть в нескольких тональностях.

Да,Александр,мне эта версия происхождения названия «хроматическая» тоже кажется более правдоподобной.

Источник

Гармонь

Гармонь – распространенный народный инструмент, который является ярчайшим представителем семейства ручных гармоник. С греческого языка гармонь означает «созвучный», «гармоничный», «стройный». Инструмент относят к язычковым, клавишным, пневмоническим, потому что звук извлекается посредством работы меха, который находится между разделенными частями корпуса, которые обычно называют левой и правой частью. На аккордеоне справа находятся клавиши, а у гармони кнопки, в этим и заключается основное различие, также профессионалы отмечают варианты настройки звучащих элементов в «розлив».

Русский строй гармони что это. Смотреть фото Русский строй гармони что это. Смотреть картинку Русский строй гармони что это. Картинка про Русский строй гармони что это. Фото Русский строй гармони что это

Нужно отметить, что существует обширное понятие – гармонии, так называют все гармоники ручного типа, которые не относятся прямым образом к баяну и аккордеону. Об этих инструментах сегодня и пойдет речь.

История

Существуют различные версии происхождения гармони, но по одной из них первый подобный инструмент был сконструирован в Германии в конце XVIII века, изобретателя звали К. Бушман. Также немалой популярностью пользуется версия о русском происхождении. Считается, что наибольший вклад в развитие инструмента на пространстве СНГ внес академик Мирек, который занялся доработкой гармони в 1783 году. При этом был заимствован новый метод извлечения звука, который изобрел Ф. Киршник в Чехии, мастер, который изначально специализировался на починке, конструкции и реконструкции органов. По сути устройство элементарно: металлический язычок, который вибрирует под действием потока воздуха. Многое зависит от толщины язычка, его положения, а также материала, из которого он изготовлен.

Конструкция

Русский строй гармони что это. Смотреть фото Русский строй гармони что это. Смотреть картинку Русский строй гармони что это. Картинка про Русский строй гармони что это. Фото Русский строй гармони что это

Конструкция у всех видов гармоний схожа: левый и правый полукорпус, левое клавишное поле служит для аккомпанемента, верхний ряд кнопок – бас, нижние кнопки – готовые аккорды. На правой части играется мелодия. Меховая камера, расположенная между частями корпуса служит для нагнетания воздуха, который воздействует на язычки, которые звучат в зависимости от того, как контролирует кнопки и мех музыкант. Разумеется, при игре многое зависит от исполнителя.

На некоторых инструментах имеются переключатели, чтобы играть слева не аккордами, а нотами более нижнего регистра. Каждая фирма, каждый мастер – изготавливают специфические инструменты, поэтому такое большое различие в форме, строению и особенностях звучания различных гармоний. В наше время применяются электронные технологии, которые позволяют встроить в гармонь «целый оркестр», чаще всего информацию обрабатывает компьютерный процессор и устройство в целом является только наполовину акустическим. Такие инструменты пользуются немалой популярностью, благодаря своим замечательным звуковым качествам.

Музыкальные особенности гармонии

Русский строй гармони что это. Смотреть фото Русский строй гармони что это. Смотреть картинку Русский строй гармони что это. Картинка про Русский строй гармони что это. Фото Русский строй гармони что это

Русский строй гармони что это. Смотреть фото Русский строй гармони что это. Смотреть картинку Русский строй гармони что это. Картинка про Русский строй гармони что это. Фото Русский строй гармони что это

Интересно, что все европейские и русские гармони можно разделить на две большие группы по звукоизвлечению. Дело в том, что при растяжении мехов язычок может издавать один звук или два – в зависимости от направления движения камеры – на растяжение или на сжатие. Отметим, какие гармошки относятся к первому типу, где направление движения полукорпусов не имеет значения:

Второй тип сложней в использовании, но это не значит, что такие гармонии меньше распространены – наоборот, в некоторых городах и областях используются только они, перечислим основные из них:

Тульская гармонь, «тальянка», саратовская

Русский строй гармони что это. Смотреть фото Русский строй гармони что это. Смотреть картинку Русский строй гармони что это. Картинка про Русский строй гармони что это. Фото Русский строй гармони что это

Тульскую хроматическую гармонь по официальной версии изобрел Н. Белобородов и Л. Чулков, сейчас имеется фабрика «Тульская гармонь», где можно купить инструменты как лично, так и заказом через интернет. Данные инструменты востребованы и пользуются большой популярностью, благодаря своим качествам: возможности инструмента широки – и он может быть использоваться для занятий в музыкальной школе, в училище, в консерватории. Второе место по востребованности в народе занимает тальянка, сокращенно от «итальянка», на правой клавиатуре всего 15 или менее кнопок, а на левой три, издающие колокольный звон. Уникальность инструмента заключается в том, что аналогов в мире не существует. Другая интересная гармонь Саратовская, она также считается народной и вряд ли где ещё можно найти такую конструкцию, она также имеет кнопки с колокольчиками, но это вариативно.

Детская гармошка

Русский строй гармони что это. Смотреть фото Русский строй гармони что это. Смотреть картинку Русский строй гармони что это. Картинка про Русский строй гармони что это. Фото Русский строй гармони что это

Источник

Минорка русского строя — Новгородско-тверская разновидность петербургской гармоники

Зависимость названия петербургской гармоники от области бытования

В разных ареалах бытования петербургская гармоника фигурирует под разными названиями. Во Псковской области это «гармонь немецкого строя», в Прибалтике и Белоруссии – «Петроградка». На петербургскую гармонику могут распространяться обобщенные названия сменнотонных гармоник — «тальянка» и «трёхрядка».

Бытующая в восточной части ареала разновидность петербургской гармоники имеет местное название «минорка». Область её бытования – северная часть Новгородской и Тверской областей, восточная часть Ленинградской и запад Вологодской областей. Термином «минорка», могут называться различные типы гармоник в разных регионах России (например, уральская минорка[1]) однако, применительно к разновидностям петербургской гармоники, это название бытует только в новгородско-тверском регионе. Сам термин «минорка» по отношению к петербургской гармонике, по одной из версий, происходит от официального названия инструмента «Петербургская гармонь с минорами». Минорка может фигурировать и как «шестипарка» или «петроградка на 12 басов».

Новгородско-тверская минорка,как особое явление своего региона

В литературе, как правило, не выделяют новгородско-тверскую минорку русского строя, а упоминают её среди других разновидностей петербургской гармоники: полная\неполная, русского\немецкого строя, 12\16 басовая. Однако в этом случае инструмент характеризуется только по одному параметру, в то время как конструкция минорки и особенности её бытования в традиционной среде даёт устойчивое сочетание различных признаков, позволяющее увидеть этот инструмент в системе культурных взаимосвязей восточно-балтийского региона (её преемственность по отношению к различным тенденциям и процессам) и выделить минорку как особое явление в инструментальной культуре Северо- Запада России конца XIX – первой половины XX ст.

Характерные отличия от петербургской гармоники

На более поздних образцах металлические детали могут быть выполнены из алюминия. Декор делается в технике инкрустации или металлических накладок (на инструментах петербургского производства в декоре используется мельхиор, именуемый мастерами «нойзильбер» или «польское серебро»). Деки минорки — венской системы (клапаны утоплены в корпусе) закрыты резными сетками[3]. Мех – 18 борин, разделённых по 6 двумя перерамками, в отличие от петербургских гармоник имеющих 3 секции по 7 борин (всего 21).

Минорка имеет два характерных для петербургских гармоник грифа с расположенными с лицевой стороны лопаткообразными клавишами из прессованной кости, 28 клавиш расположены в три ряда (по 9 в крайних и 10 в среднем ряду) в правой клавиатуре и 12 (в два ряда по 6) в левой, в то время как петербургская гармоника имеет 37 клавиш (реже 34) правой клавиатуры, и 16 — левой[4]. С тыльной стороны левого грифа расположен «душник» — клапан для манипуляции объемом воздуха внутри меха.

Как и петербургская гармоника, минорка относится к сменнотонным гармоникам (все клавиши дают разные звуки на сжим и разжим). Русский строй характеризуется звуками тонической группы (устои и тоническое трезвучие) на разжим и доминантовой (неустои и доминантовое трезвучие) на сжим; при немецком строе — наоборот.

Почему три ряда клавиш и почему-русский строй

На рубеже XIX – XX веков, в период формирования инструмента и вхождения его в исполнительскую практику музыкантов новгородско-тверского региона, предположительно здесь можно было наблюдать значительное разнообразие разновидностей петербургской минорки (двухрядные, четырёхрядные инструменты, русского и немецкого строя, а также авторские экспериментальные модификации) однако в первой половине XX столетия, наибольшее распространение получил трёхрядный инструмент русского строя, как, вероятно, наиболее удовлетворяющий потребностям местной музыкальной традиции.

Особенности звукоряда

Правая клавиатура минорки имеет 2,5 октавы звукоряда на диатонической основе, включая дополнительные хроматизмы. Три ряда клавиш правой клавиатуры имеют квартовое соотношение. В каждом ряду на разжим извлекаются устойчивые, а на сжим — неустойчивые ступени соответствующие тональности. Поскольку устойчивых ступеней в октаве 3, а неустойчивых — 4, соотношение между звуками извлекаемыми одной клавишей на сжим и разжим, меняется по мере продвижения от нижнего регистра к верхнему. По этому признаку каждый ряд (за исключением дополнительных хроматизмов) можно разделить на три участка: а) с восходящей секундой (3 клавиши); б) с нисходящей секундой (4 клавиши); в) с нисходящей терцией (1-2 клавиши). Звуки клавиш правой клавиатуры с секундным соотношением на сжим и розжим, образуют два отдела (верхний и нижний). Верхний отдел включает в себя 12 клавиш — по 4 из каждого ряда, основу нижнего отдела составляют 9 клавиш — по три из каждого ряда, с включением дополнительных. Каждый отдел позволяет извлекать 12 звуков диатонической последовательности. В верхнем отделе звуки одной клавиши расположены с понижением ступени на сжим, в нижнем — с повышением (у петербургской гармони немецкого строя наоборот — в верхнем с повышением, в нижнем с понижением на одну ступень звукоряда)[5].

Левая клавиатура состоит из шести пар клавиш (басы и сопутствующие аккорды) в кварто-квинтовой последовательности. В первом ряду тоники и доминанты мажорных тональностей трёх рядов правой клавиатуры, во втором — соответствующие функции параллельных минорных тональностей.

Наличие групп звуков (отделов клавиатуры), каждая из которых организованна по одному принципу (восходящая или нисходящая секунда) оказывает значительное влияние на формирования звукоряда наигрышей т.к. формирует специфику аппликатурно-игровой позиции исполнителя в дальнейшем реализуемую в фактуре наигрышей (особенностях артикуляции и мелизматики).

Особенности игры на минорке

Движения меха и партия левой руки распределяются так, чтобы организовать безостановочное звукоизвлечение, стараясь максимально сократить момент смены меха[6]. Через некоторое время такой «раскачки» инструмента т.е поддержания динамики движения воздуха внутрь\наружу инструмента возникает компрессионно-динамический тонус (баланс), исполнители в таких случаях говорят «гармонь начинает дышать» или «гармонь заработала». После этого исполнение наигрыша только «поддерживается» (по выражению Ю.Е. Бойко гармонь «играет сама»).

Играют на минорке преимущественно в верхнем отделе клавиатуры, задействуя при игре 10-12 клавиш, с периодическими включениями нескольких дополнительных[7]. Опытные исполнители могут продублировать некоторые переборы в нижнем отделе или сыграть более схематизированную версию наигрыша.

Звукоряд верхнего отдела предоставляет возможность как ионийской, так и миксолидийской трактовки, в то время как нижнего — только ионийской. При этом соответствующий бас трактуется либо как T-D, либо как T-S.

Показательно, что раскладка клавиатуры минорки русского строя без дополнительных клавиш с терцовым соотношением звуков на сжим и разжим полностью совпадает с клавиатурой бологовки бытующей в этом же регионе, и резухи (псковской трёхрядной тальянки)[8]. Таким образом новгородско — тверская минорка русского строя обнаруживает преемственность к местным типам гармоник, как вполне успешная попытка адаптировать последние тенденции в гармонном промысле своего времени к реалиям исполнительской практики.

Организация звукоряда правой клавиатуры петербургской гармоники немецкого строя совпадает с трёхрядной венкой[9], в то время как организация левой имеет существенные отличия[10]. Можно сказать, что единообразие аппликатуры левой и правой руки для всех тональностей отличающее петроградку немецкого строя от венки, нашло своё воплощение также в минорке русского строя явившись синтезом и ещё одним шагом адаптации городских инструментов к потребностям музыкальных традиций Северо-запада России[11].

Основной репертуар

Основу репертуара минорки русского строя составляют местные формы наигрышей «под песни» (припевки), «под пляску» и их специфическая разновидность «под драку». На севере и востоке региона (Ленинградская и Вологодская области) доминируют плясовые формы, на юге и западе — песенные. Помимо этого, на минорке исполняются общерусские частушечные наигрыши («Цыганочка», «Семёновна», «Сербирьянка»).

[1] Бойко Ю.Е. Частушка Среднего Урала (напев и наигрыш). // Экспедиционные открытия последних лет. СПб, 1996

[2] Берберов В.Х. Пецярбургскi гармонiк на Беларусi: рэгiён распаусюду i тэндэнцыi укаранення. Верагоднае паходжанне баяна пецярбургскай систэмы (Стэрлiгава)//Аутэнтычны фальклор: праблемы захавання, вывучення, успрымання. Зборнiк навуковых прац удзельнiкау VI Международнай навукова-практычнай канферэнцыи., Мiнск, БДУКМ 2012. с. 222

[3] на деке «немецкой системы» клапаны располагаются снаружи корпуса, как и на бологовке также бытующей в новгородско-тверском регионе.

[4] левая клавиатура минорки, как и петербургской гармоники, образована по «немецкому типу» (когда клавиши выносятся на гриф), в то время как по «венской системе» левая клавиатура располагается непосредственно на корпусе, как например у хромки.

[5] Интересно отметить, что традиционные гармонисты зачастую обозначают верхний регистр (с точки зрения звуковысотности) как нижний, с точки зрения его физического расположения в пространстве. Так, при переходе в верхний регистр на хромке могут сказать: «перейти на низ».

[6] Движения меха могут быть такими динамичными и точными, что совершенно не улавливаются на слух.

[7] Например А 4 на розжим можно взять только в нижнем отделе клавиатуры

[8] Резуха и Бологовка имеют отличия только в декоре и конструкции (например у Бологолки дека «венского типа», у Резухи «немецкого») и практически идентичны с точки зрения строя, звукоряда и организации клавиатуры.

[9] Берберов В.Х. Пецярбургскi гармонiк на Беларусi: рэгiён распаусюду i тэндэнцыi укаранення. Верагоднае паходжанне баяна пецярбургскай систэмы (Стэрлигава)//Аутэнтычны фальклор: праблемы захавання, вывучення, успрымання. Зборнiк навуковых прац удзельнiкау VI Международнай навукова-практычнай канферэнцыи., Мiнск, БДУКМ 2012. с. — 223.

[10] В. Берберов отмечает удобство исполнения в ре-миноре на венке, и неудобство исполнения в этой тональности на петербургской гармони.

[11] Интересны наглядные изменения, внесённые миноркой в исполнительскую практику музыкантов новгороско-тверского региона на примере записей «новгородской под песни» в исполнении В.И. Григорьева из п. Мошенское Новгородской области, исполняющего этот наигрыш последовательно на минорке и на бологовке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *