Русский язык 3 класс тема что такое предложение
Русский язык 3 класс тема что такое предложение
Чугунова Елена Изосимовна
Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.
1.Предложения произносятся с какой-нибудь целью. Предложения различаются по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные.
Предложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют), называется повествовательным. (В конце предложения ставится точка.)
Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется – побудительным. (В конце предложения ставится точка.)
2.Все предложения произносятся с различной интонацией, поэтому они делятся на восклицательные и невосклицательные предложения.
Невосклицательным называется предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства. (В конце предложения ставится точка.)
4.Предложения бывают распространённые и нераспространённые.
Если предложение состоит только из главных членов, то оно называется простым нераспространённым предложением.
Простое предложение может состоять из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов. Такое предложение называется простым распространённым.
Главные и второстепенные члены предложения.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
Подлежащее – это главный член предложения, который показывает о ком? или о чём? говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?
Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим, показывает, что о нём говорится и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Второстепенные члены предложения поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, чей?
ветер (какой?) сильный (определение)
Например. Моряки спасли рыбаков.
спасли (кого?) рыбаков (дополнение)
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, отвечающий на вопросы: как? когда? где? куда? откуда?
Например. Я шёл (как?) быстро. (обстоятельство образа действия)
Дорога шла (куда?) в гору. (обстоятельство места)
Дождь шёл (когда?) с утра. (обстоятельство времени)
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему «Предложение»
МБОУ Медведская ООШ Тоцкого района Оренбургской области
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе
Разработала и провела: Холеева Т.В., учитель начальных классов
Цели: повторить изученное ранее о предложении; формировать умение распознавать предложения и группы слов.
— Прочитайте свои тексты.
— Чей рассказ вам понравился? Почему?
— Назовите тип текста.
— Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.
Так пробежало лето.
Приближалась длинная холодная зима.
Всё лето прожила Дюймовочка в лесу.
Она ела сладкий цветочный мёд и пила утреннюю росу.
1) Небо, по, облака, плывут, белые.
2) Высоко в небе летят журавли.
— Чем отличаются записи?
— Что записано под цифрой 1? Докажите. (Слова. Они не связаны между собой.)
— А под цифрой 2? Докажите. (Предложение. Слова связаны между собой по смыслу.)
— Сформулируйте тему урока.
1. Повторение изученного о предложении
— Прочитайте. Выберите те утверждения, которые вы считаете правильными. Объясните свой выбор. (Утверждения записаны на доске.)
1) Предложение — это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
2) Предложение не может состоять из одного слова.
3) Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
4) Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.
5) В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
— Под какими цифрами записаны верные утверждения? (1,3,5.)
2. Работа по учебнику Упр. 17 (с. 15).
— Прочитайте. Что вы заметили? Почему трудно было читать эту запись?
— Выделите предложения. Прочитайте их с указанной интонацией.
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Как обозначаются начало и конец предложения?
— Прочитайте. Что вы заметили?
— Как составить из слов предложение?
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Как вы обозначили начало и конец каждого предложения?
Работа по учебнику
— Прочитайте сведения о языке на с. 16.
— Что такое предложение?
— Что выражает предложение?
— Составьте любое предложение. Запишите его.
— Подчеркните главные члены предложения.
— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
— Какое название подойдёт к этому тексту? Придумайте. (Далее беседа по вопросам упражнения.)
— Найдите в тексте диалог.
— Как оформляется диалог в тексте?
— Прочитайте диалог по ролям.
— Чем группа слов отличается от предложения?
— Прочитайте. Определите, какой из данных текстов является диалогом.
— Заяц, заяц, чем ты занят?
— А чему ты, заяц, рад?
— Рад, что зубы не болят.
Дятел, дятел — мой приятель
Дуб долбит, как долотом.
Помоги мне, дядя дятел,
Для скворцов построить дом.
— Чем отличается монолог от диалога?
— Оцените свою работу на уроке.
— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
Составить и записать предложения на тему «Летним днём в лесу».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-904975
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по русскому языку на тему » Предложение» 3 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Раздел: «Собеседники. Диалог» Тема: «Предложение» Подготовила учитель начальных классов МАОУ СОШ 43 г.Калининграда Федюнина О.Н.
Отгадай загадку. Запиши отгадку. Не вода и не суша На лодке не уплывёшь И ногами не пройдёшь.
Отгадай загадку. Запиши отгадку. Не вода и не суша На лодке не уплывёшь И ногами не пройдёшь.
Отгадай загадку. Запиши отгадку. Не вода и не суша На лодке не уплывёшь И ногами не пройдёшь. БОЛОТО
Поставьте ударение, разделите слово на слоги БОЛОТО
Поставьте ударение, разделите слово на слоги БОЛОТО
Поставьте ударение, разделите слово на слоги БОЛОТО
Запиши однокоренные слова к слову БОЛОТО
Запиши однокоренные слова к слову БОЛОТО Болотце
Запиши однокоренные слова к слову БОЛОТО Болотце, болотный
Запиши однокоренные слова к слову БОЛОТО Болотце, болотный, болотистый
Выделите корень БОЛОТО- болотце, болотный, болотистый
Выделите корень БОЛОТО- болотце, болотный, болотистый
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы Хор..шо в л..су. П..ют ч..жи. Св..стит иволга. Л..сные тр..пинки т..нисты. Маленькое болото зат..нуло ряской. В т..ни д..ревьев спрятался х..лодный ключ.
Объясните написание. Хорошо в л..су. П..ют ч..жи. Св..стит иволга. Л..сные тр..пинки т..нисты. Маленькое болото зат..нуло ряской. В т..ни д..ревьев спрятался х..лодный ключ.
Объясните написание. Хорошо в лесу. П..ют ч..жи. Св..стит иволга. Л..сные тр..пинки т..нисты. Маленькое болото зат..нуло ряской. В т..ни д..ревьев спрятался х..лодный ключ.
Объясните написание. Хорошо в лесу. Поют ч..жи. Св..стит иволга. Л..сные тр..пинки т..нисты. Маленькое болото зат..нуло ряской. В т..ни д..ревьев спрятался х..лодный ключ.
Объясните написание. Хорошо в лесу. Поют чижи. Св..стит иволга. Л..сные тр..пинки т..нисты. Маленькое болото зат..нуло ряской. В т..ни д..ревьев спрятался х..лодный ключ.
Объясните написание. Хорошо в лесу. Поют чижи. Свистит иволга. Л..сные тр..пинки т..нисты. Маленькое болото зат..нуло ряской. В т..ни д..ревьев спрятался х..лодный ключ.
Объясните написание. Хорошо в лесу. Поют чижи. Свистит иволга. Лесные тр..пинки т..нисты. Маленькое болото зат..нуло ряской. В т..ни д..ревьев спрятался х..лодный ключ.
Объясните написание. Хорошо в лесу. Поют чижи. Свистит иволга. Лесные тропинки т..нисты. Маленькое болото зат..нуло ряской. В т..ни д..ревьев спрятался х..лодный ключ.
Объясните написание. Хорошо в лесу. Поют чижи. Свистит иволга. Лесные тропинки тенисты. Маленькое болото зат..нуло ряской. В т..ни д..ревьев спрятался х..лодный ключ.
Объясните написание. Хорошо в лесу. Поют чижи. Свистит иволга. Лесные тропинки тенисты. Маленькое болото затянуло ряской. В т..ни д..ревьев спрятался х..лодный ключ.
Объясните написание. Хорошо в лесу. Поют чижи. Свистит иволга. Лесные тропинки тенисты. Маленькое болото затянуло ряской. В тени д..ревьев спрятался х..лодный ключ.
Объясните написание. Хорошо в лесу. Поют чижи. Свистит иволга. Лесные тропинки тенисты. Маленькое болото затянуло ряской. В тени деревьев спрятался х..лодный ключ.
Объясните написание. Хорошо в лесу. Поют чижи. Свистит иволга. Лесные тропинки тенисты. Маленькое болото затянуло ряской. В тени деревьев спрятался холодный ключ.
Во втором предложении подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв. Объясните почему. Хорошо в лесу. Поют чижи. Свистит иволга. Лесные тропинки тенисты. Маленькое болото затянуло ряской. В тени деревьев спрятался холодный ключ.
Во втором предложении подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв. Объясните почему. Хорошо в лесу. Поют чижи. Свистит иволга. Лесные тропинки тенисты. Маленькое болото затянуло ряской. В тени деревьев спрятался холодный ключ.
В третьем предложении подчеркните звонкие согласные. Хорошо в лесу. Поют чижи. Свистит иволга. Лесные тропинки тенисты. Маленькое болото затянуло ряской. В тени деревьев спрятался холодный ключ.
В третьем предложении подчеркните звонкие согласные. Хорошо в лесу. Поют чижи. Свистит иволга. Лесные тропинки тенисты. Маленькое болото затянуло ряской. В тени деревьев спрятался холодный ключ.
В третьем предложении подчеркните звонкие согласные. Хорошо в лесу. Поют чижи. Свистит иволга. Лесные тропинки тенисты. Маленькое болото затянуло ряской. В тени деревьев спрятался холодный ключ.
В третьем предложении подчеркните звонкие согласные. Хорошо в лесу. Поют чижи. Свистит иволга. Лесные тропинки тенисты. Маленькое болото затянуло ряской. В тени деревьев спрятался холодный ключ.
В третьем предложении подчеркните звонкие согласные. Хорошо в лесу. Поют чижи. Свистит иволга. Лесные тропинки тенисты. Маленькое болото затянуло ряской. В тени деревьев спрятался холодный ключ.
Что вы знаете о предложении?
Предложение- состоит из слов, выражает законченную мысль.
Предложение- состоит из слов, выражает законченную мысль. В предложении есть главные члены – грамматическая основа.
Предложения различаются по: цели высказывания
Предложения различаются по: цели высказывания повествовательное
Предложение различаются по: цели высказывания повествовательное вопросительное
Предложения различаются по: цели высказывания повествовательное вопросительное побудительное
Предложения различаются по: интонации
Предложения различаются по: интонации невосклицательные
Предложения различаются по: интонации невосклицательные восклицательные
Предложения различаются по: наличию второстепенных членов
Предложения различаются по: наличию второстепенных членов нераспространённое
Предложения различаются по: наличию второстепенных членов нераспространённое распространённое
Использованы материалы: http://www.ebftour.ru/images/import/news/1/124589fb0a0f597787a3133ac093b9c2.jpg болото Поурочные разработки по русскому языку к УМК « Перспектива» Н.Ю. Васильева, И.Ф. Яценко
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-686960
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка в 3 классе «Предложение»
Цели урока: Актуализировать знания учащихся о предложении. Учить делить сплошной текст на предложения, правильно оформлять их в устной и письменной речи; развивать умение интонировать предложения
Долгожданный наш звонок —
— А какой урок у нас начинается?
Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
— А как правильно надо сидеть за партой?
II . Орфографическая разминка
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить сможешь сам
Свое внимание к словам.
— Кто напомнит, что такое орфограмма? (Написание по правилу)
— Назовите первые буквы слов. Прочтите их. Вы что-нибудь заметили? Что у нас получилось? (Пр..длож..ни. )
— Чего не хватает? Какую букву нужно вставить? (Букву «е».)
Я тетрадь свою открою
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
— С какой целью мы проводим минутку чистописания?
— Выделите известные орфограммы в записи даты и слов «Классная работа».
— Один ученик комментирует выполнение работы, объясняя встретившиеся орфограммы.
— Вспомните, как пишется буква «Е».
Сколько элементов входит в ее состав? (Заглавная буква «Е» состоит из 2-х элементов, а строчная «е» — из одного. Начинать писать «Е» нужно чуть ниже верхней линии строки. Написать маленький полуовал, затем большой полуовал, среднее соединение и начать писать строчную букву: выполнить верхнюю петельку, вести вниз наклонную линию с закруглением вправо.)
Посмотрите внимательно на записанную цепочку и определите последовательность ее написания.
Ее ЕеЕеЕЕ ЕЕЕЕ еееее
— Запишите эту цепочку самостоятельно (можно продолжить на следующей строке, если она не помещается на одной).
— Написание какой буквы мы повторяли на минутке чистописания?
Еще раз вспомним все, что мы знаем об этой букве. (Гласная буква «е» может обозначать один звук [э], когда стоит после согласной буквы, а может обозначать два звука — [и] и [э], когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков, например: ели, сидели, свиристели, красивые.)
Второй вариант чистописания
— С какой целью мы проводим минутку чистописания?
Выделите известные орфограммы в записи даты и слов «Классная работа». Один ученик комментирует выполнение работы, объясняя встретившиеся орфограммы.
— Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке
чистописания? (Букву «е».)
Определите порядок написания букв в строчке:
( Строчная буква «е» в начале, а затем строчные буквы в алфавитном порядке.)
Продолжите запись, ориентируясь на алфавит.
Расшифруйте головоломку: НИДЛОПРЕЕЖЕ. (Предложение.) Запишите слово, которое у вас получилось.
IV . Сообщение темы и цели урока
— Итак, тема нашего урока — «предложение».
— А цели? (Дети самостоятельно прогнозируют цели.)
Все, что я вам сообщила, а также вы сообщаете друг другу, — это речь. Вы отвечали на мои вопросы — это тоже речь.
— А из чего она состоит? (Из предложений, из слов, из звуков.)
Предложение передает мысль. Она воплощается в слова, так как в мире можно все назвать. Без звуков не было бы ничего: ни предложений, ни слов. Мы произносим звуки, из которых получаем слова, а из слов составляем предложения. Предложение, таким образом, и будет в центре нашего внимания на сегодняшнем уроке.
V . Изучение нового материала
Составление предложений из слов, записанных в чистописании.
Пример: «На ветке ели сидели красивые свиристели».
— Из чего состоит предложение?
Какой знак препинания стоит в конце предложения?
С какой буквы начинается предложение?
— Как связаны слова в предложении? (Ответы.)
Прочитайте запись на доске. Где слова, а где предложения?
— Почему вы так думаете? Объясните.
Я родился и живу в Беларуси!
У тебя много друзей?
( Предложение должно выражать законченную мысль. В предложении есть предмет речи и его действие, поэтому 1-я и 3-я строки — это предложения, а 2-я — набор слов.)
— Какой вывод можно сделать?
Предложение выражает законченную мысль.
Начинается с прописной буквы.
Работа с учебником (упражнение 28, с. 23).
Сравнительный анализ предложения и группы слов, не связанных между собой по смыслу, самостоятельный вывод о том, что предложение, в отличие от простого набора слов, выражает мысль
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. Глубокий вдох и выдох.
И усталость вся долой!
Раз, два, три, четыре, пять, Вращение головой в одну и другую
Шею надо разминать! стороны.
Стали ровно, наклонились, Наклоны вперед и назад.
Раз — вперед, а два — назад. Встать на носочки, потянуть
Потянулись, растянулись, ся вверх.
Повторяем все подряд.
А теперь мы приседаем —
Это важно, сами знаем:
Мы колени разминаем.
Наши ноги упражняем. Приседания.
Работа с учебником (упражнение 29, с. 24). Самостоятельная работа учащихся.
Анализ текста, самостоятельный вывод о том, что предложение может состоять из одного, двух или нескольких слов
VI . Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа упр.30, с. 24
Разбивка сплошного текста на предложения: определение границ предложений, правильное их интонирование
Творческая работа упр.32, с.25
Работа над правильным интонированием вопросительных и восклицательных предложений
Коллективная работа. Упр.31, с.25
Осложненное списывание предложений
VII . Подведение итогов урока
— Какие элементы урока, задания понравились?
Где и почему возникли трудности? Как вы их преодолели?
Что нового узнали на уроке?
Упражнение 33, с. 26.
— Подойдите к «Лесенке самооценки» и поместите квадратик со своим именем на той ступеньке, которая соответствует вашему настроению на уроке.