Русский язык 4 класс что должен знать ребенок
Требования к результатам обучения учащихся 4 класса
Требования к результатам обучения учащихся к концу 4-го класса
Учащиеся должны знать:
– названия и признаки изученных частей речи, правила написания слов с изученными орфограммами.
Учащиеся должны уметь:
– видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– опознавать изученные части речи по их признакам;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– производить звукобуквенный анализ слов;
– разбирать слово как часть речи с указанием изученных признаков;
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему (20–25 предложений);
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть типом правильной читательской деятельности: самостоятельно осмыслять текст до чтения, во время чтения и после чтения; делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
– различать простое предложение из 2–3 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
Учащиеся должны знать:
– единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;
– иметь представление о позиционности десятичной системы счисления;
– как образуется каждая следующая счетная единица;
– название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
– название, количество разрядов, содержащихся в каждом классе;
– названия и последовательность первых трех классов;
– названия и последовательность разрядов в записи числа;
– сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
– сколько разрядов содержится в каждом классе;
– соотношение между разрядами;
– функциональную связь между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).
Учащиеся должны уметь:
– выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
– выполнять умножение и деление с 1000;
– вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них;
– решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
– решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
– решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
– уметь прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда одна из компонент действия остается постоянной и когда обе компоненты являются переменными;
– уметь находить значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
– решать уравнения вида a ± x = b; x – a = b ; a • x = b; a : x = b; x : a = b на основе связи компонент и действий сложения, вычитания, умножения, деления;
– уметь сравнивать выражения в одно действие, понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент;
– вычислять объем параллелепипеда (куба);
– вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
– выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник;
– строить окружность по заданному радиусу;
– выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;
– распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
– находить среднее арифметическое двух чисел.
Обучающийся должен знать/понимать:
— название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут обучающиеся; родного города (села);
— государственную символику России; государственные праздники;
— основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
— общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
— правила сохранения и укрепления здоровья;
— основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе, транспорте);
— историю развития авто и мототранспорта и проблемы безопасности движения;
— историю возникновения и развития дорожных знаков;
— дорожную разметку и её предназначение;
— общие требования по ПДД к водителям и велосипедистам;
— правила поведения на дороге, в пассажирском транспорте;
Учащиеся должны уметь:
— определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
— различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
— различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
— приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
— показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
— описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества ;
— пользоваться велосипедом как транспортным средством на дорогах;
— различать предупредительные сигналы транспортных средств;
— пропагандировать ПДД среди воспитанников детских садов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
— ориентирования на местности с помощью компаса;
— определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
— установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
— ухода за растениями (животными);
— выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
— оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
— удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Учащиеся должны знать /понимать:
— названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Учащиеся должны уметь:
— читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
— определять тему и главную мысль произведения;
— пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
— делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
— составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
— читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
— создавать небольшой устный текст на заданную тему;
— приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
— различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные
— приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
— различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· самостоятельного чтения книг;
· высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
· самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
· работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
· самостоятельного чтения книг;
· работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
· самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
События года 2019
Финансы
Страхование
Потребительский рынок
Энергетика
Транспорт
Здравоохранение
Технологии
Бизнес
Недвижимость
Образование
Что должен знать ребенок к концу начальной школы
В документе четко прописано: чему и в каком классе ребенка должны научить. Вот лишь некоторые требования из проекта новых школьных стандартов начальной школы.
Русский язык
— создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений), (письма, поздравительные открытки, объявления);
— распознавать типы речи: повествование, описание, рассуждение (простые случаи);
— определять тему и основную мысль текста, самостоятельно озаглавить текст, пересказать;
— применять изученные правила правописания, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
— определять род, склонение, число, падеж существительного;
— составлять предложения с однородными членами;
— правильно списывать, писать под диктовку тексты объемом не более 80 слов; писать подробное изложение (50-60 слов);
Литературное чтение
— различать произведения устного народного творчества и художественной литературы;
— находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— сочинять сказки, рассказы по аналогии с прочитанным;
— писать сочинения на заданную тему (не менее 8 предложений) после предварительной подготовки;
— выбирать книги для самостоятельного чтения;
Иностранный язык
— Вести диалог объемом 4-5 реплик;
— читать вслух и понимать учебные и адаптированные тексты объемом до 80 слов, построенные на изученном языковом материале;
— писать электронное сообщение личного характера объемом до 40 слов с опорой на образец;
— распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише);
Математика
— считать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1 000 000;
— находить доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
— знать и использовать при решении задач единицы: длины, массы, времени, вместимости, цены и стоимости, площади, скорости;
— различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг, изображать окружность заданного радиуса; пользоваться циркулем;
— заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму;
Окружающий мир
— рассказывать о государственных праздниках России; достопримечательностях столицы России и родного края;
— знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
— показывать на карте горы, равнины, реки, озера, моря, субъекты Российской Федерации и города России;
— ориентироваться на местности по местным признакам, Солнцу, компасу;
— использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения смены дня и ночи, смены времен года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон;
— ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование;
— различать полезные и вредные привычки;
— осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов в сети Интернет;
— соблюдать правила безопасного поведения при использовании личных финансов, в том числе в сети Интернет; при использовании объектов транспортной инфраструктуры, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха;
— соблюдать правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста).
Не слишком ли много требований? Откуда они взялись? И не перегружают ли ребенка? Об этом «РГ» рассказала Руководитель центра начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО Наталья Виноградова:
По словам Натальи Виноградовой, какие-то отдельные конкретные требования могут быть завышены. Но большинство предметных требований соответствуют возможностям и особенностям развития ребенка в этом возрасте.
Русский язык 4 класс. Что должен знать и уметь ребенок по ФГОС
Фонетика и графика
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (в объёме орфоэпического словаря учебника). Использование орфоэпического словаря учебника, других орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Слово и его лексическое значение. Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значений слова (простейшие случаи). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, устаревших слов (простейшие случаи). Выявление в художественном тексте слов, употребленных в переносном значении, эмоционально-оценочных слов, эпитетов, сравнений, олицетворений (без терминологии). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Морфология
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение имен существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи
Глагол. Общее значение, употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис
Различение слова, словосочетания и предложения (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Наблюдение за однородными членами предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах:
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Развитие речи
Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Написание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Изложение (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинение как виды письменной работы.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Предметные результаты усвоения учебного предмета
В результате четвертого года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:
— осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение), выбирать адекватные языковые и неязыковые средства;
— соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи (в объеме изученного) и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников, в том числе при общении с помощью средств ИКТ;
— определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
— создавать небольшие тексты для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);
— характеризовать звуки русского языка: гласные ударные —
— безударные; согласные твердые — мягкие, парные — непарные, твердые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
— знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
— пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного);
— выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета; подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
— различать изменяемые и неизменяемые слова, разграничивать однокоренные слова и формы слова;
— определять состав слов с однозначно выделяемыми морфемами (окончание, корень, приставка, суффикс), соотносить состав слова с представленной схемой его строения;
— определять грамматические признаки имен существительных — род, склонение, число, падеж;
— определять грамматические признаки имен прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
— определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
— распознавать глаголы, находить неопределенную форму глагола, определять грамматические признаки глаголов — время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам;
— распознавать наречия как часть речи, понимать их роль и значение в речи;
— устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных признаков;
— различать предложение, словосочетание и слово; классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации); распознавать предложения с однородными членами;
— применять ранее изученные правила правописания:
числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
— находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки (в объеме изученного) в собственном тексте и в тексте, предложенном для контроля;
— безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов;
— писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов с учетом изученных правил правописания.
Содержание курса «Русский язык 2 класс» Фонетика и графика Различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных…
Содержание курса Фонетика и графика Различение звуков русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твердый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объеме изученного). Определение функции…
Содержание курса Обучение грамоте Фонетика Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление количества и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Различение гласных…