Русский язык 6 класс что изучает орфография
Что такое Орфография?
Орфография – раздел науки о языке, подразумевающий общепринятую систему правил написания слов и их звучания в разговорной речи на одном языке.
Термин «орфография» произошел от двух греческих слов («Орфос» — правильный, «графо» — пишу).
Что изучает орфография?
Раздел изучает правильность написания прописной и строчной букв, переноса слов, множество других языковых орфограмм. К примеру, орфография дает понять, что слова «точь-в-точь» пишутся не раздельно, а через дефис, «шепот» не через букву «о», а через букву «ё».
В русском правописании доминирует не фонетический принцип написания слов, а морфологический. Так сохраняется морфема в первозданном виде во всех однокоренных словах и формах, независимости от звучания.
Орфографические принципы построения
Орфография тесно связана с письменностью. При этом появление письменности оказывает основное влияние в формирование языка. Орфография базируется на следующих принципах:
Морфологический принцип
Морфема пишется одинаково, независимо от склонения и фонетических изменений, при этом произношение разное. Пример голова’, головы, головка. При этом есть значительные отклонения от морфологического принципа. Ярким примером является чередование букв «ё» и «е» при различных склонениях.
Фонетический принцип
Данный принцип ( фонетики ) объясняет отличие правописание от разговорной речи.
Яркими примерами является звуковые сочетания и букв «жи», «ши». Примеры. Широкий, живопись, жизнь.
Ослабевание в разговорной речи букв при произношении глаголов (произношение в разговорной речи «цца» передается на письме как «тся» или «ться»). Примеры. Согреться, прокатиться, греется, катается.
Фонетический принцип объясняет, когда в склонения слов с общим корнем пишется буква «о», а когда «е», когда «а» заменяется на «я». Примеры. шелк, шел; стереться, раствориться.
Орфография выделяет принцип графически единообразного оформления слов.
Имена существительные женского рода с мягким знаком в конце: дочь, вещь, мышь.
Написание инфинитива с конечным шипящим звуком: беречь, стеречь, залечь.
Написание форм повелительного наклонения: умножь, повесь, назначь.
Все правила русского языка действуют с 1917-1918 года после проведения языковой реформы. Массовые изменения вносились в 1930-х годах, в 1956 году. В 1962 году была создана Орфографическая комиссия при Институте русского языка Академии наук СССР, которая и сейчас проводит работу по усовершенствованию русского языка.
Русский язык 6 класс что изучает орфография
Орфография — правописание, общепринятая система правил написания слов в данном языке.
Что такое орфография
Сложное слово «орфография», как название правописания слов и системы орфограмм, пришло из греческого языка. Это слово состоит из двух греческих корней: orthos + grafo, что соответственно значит «правильный» и «пишу».
В русском языке словом «орфография» называют раздел науки о языке, изучающий единообразное написание слов и их частей с помощью буквенных и небуквенных графических средств (дефисов, пробелов, черточек при переносе).
Что изучает орфография?
Орфография расскажет о дефисных и раздельных написаниях слов, об употреблении прописной и строчной букв, о переносе слов и о множестве других орфограмм русского языка.
Например, в слове «шёпот» мы всегда напишем букву «ё», а не «о», которую мы слышим после твердого согласного звука «ш».
В русском языке главенствует не фонетический принцип написания слов, а морфологический. Мы обязаны сохранить морфему в первозданном виде во всех однокоренных словах и их формах независимо от ее звучания: оглушения или озвончения согласных, редукции гласных звуков, ассимиляции и прочих фонетических изменений в слове.
Чтобы правильно написать слово «шёпот» воспользуемся орфографическим правилом правописания букв «ё»/»е» после шипящих в корне слова: если в родственном слове или форме слова происходит чередование ё//е, то в корне после шипящего напишем букву «ё».
Проверим это: шёпот — шептать.
Аналогично такое чередование происходит в словах: кошёлка — кошелёк, чёлн — челнок, жёлудь — желудёвый, жёрнов — жернова.
Видео «Орфографические нормы. Основные принципы русской орфографии»
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Фонетика, орфоэпия, орфография
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Повторение знаний о фонетике, орфоэпии, орфографии.
2. Повторение фонетического и орфографического разборов.
3. Повторение правописания ъ и ь.
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.
Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий нормы произношения слов.
Орфография – раздел языкознания, изучающий правила написания слов.
Орфограмма – правильное написание по соответствующему правилу или по традиции. Является одной из основных единиц орфографии.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. Учебник.6 класс. В 2-х ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 12 – 19; 191.с.
1. Рыбченкова Л.М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М. Просвещение, 2014. – с. 19 – 25; 159 с.
2. Граник Г. Г., Секреты орфографии: Кн. для учащихся // Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.: ил.
3. Купалова А. Ю. Дидактические материалы по русскому языку: 5 кл. // Купалова А. Ю., Костяева Т. А., Леденева В. В. и др. – М.: Просвещение, 1997. – с. 77-78; 207 с
Открытые электронные ресурсы:
1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru (Дата обращения 09.06.2019)
2. Информационно-образовательный портал Грамота.ру
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прослушайте отрывок из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова «Пейзаж».
Кругом пестреет лес зелёный;
Уже румянит осень клёны,
А ельник зелен и тенист…
Прислушаемся к звучанию первой строчки. Сравним произношение и написание каждого слова. Выпишем сначала слова, в которых все буквы соответствуют звукам, а затем не соответствующие звукам.
Сделаем вывод: в русском языке есть слова, которые пишутся так, как слышатся. Но в большинстве слов встречаются буквы, которые не соответствуют звукам.
Большинство ошибок делается по причине расхождения звукового и буквенного анализа слова. Чтобы не ошибиться, надо сначала понять, к какой части речи относится слово, каково его лексическое значение, в какой части слова орфограмма.
Причинами орфографических ошибок может быть следующее:
– помните правило, но «не чувствуете» орфограмму, так как не знаете признаков «опасных мест»;
– не можете выделить корень слова или любую другую морфему;
– не можете подобрать проверочное слово;
– не отличаете предлог и приставку;
– не задумываетесь о том, как пишете;
– пытаетесь вспомнить правило, но не можете, так как правило знаете неточно.
Орфограммы в словах можно найти по особым признакам. Для гласных букв – это безударная позиция; гласные после шипящих и ц. Для согласных – стечение согласных, конец слова. Например, слово пестреет (становится пёстрым) – глагол, в котором две безударные гласные: одна в корне, другая в окончании. Правильно написать безударную гласной в корне поможет проверочное слово (однокоренное) или изменение формы слова так, чтобы на эту гласную падало ударение. П_стреть – пёстрый. В корне пишем е. Глагол пестреть относится к 1-му спряжению, стоит в 3-ем лице единственного числа, следовательно, окончание -ет: пестреет.
Вспомним, что звуки речи изучает фонетика, правила письма (орфография), правила произношения (орфоэпия). Правила письма и правила произношения различаются. Например, в словах шапка, шубка третьи буквы (п, б) перед глухим твёрдым [к] произносятся как глухой твёрдый звук [п]: ша[п]ка, шу[п]ка.
Повторим: при фонетическом разборе используют 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы], (в отличие от 10 букв: а, я, о, ё, е, э, и, ы, у, ю). В безударной позиции такие звуки: [а], [у], [и], [ы].
Порядок фонетического разбора.
2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
3. Согласные звуки: звонкие (в том числе и сонорные), глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены.
4. Подсчитать, сколько в слове букв и звуков.
Рассмотрим фонетический разбор слова ковёр:
В слове ковёр два слога. Ударение падает на второй слог: ко-вёр.
Гласные звуки: первый безударный, близкий к [а]; обозначен буквой о, второй – ударный [о]; обозначен буквой ё.
Согласные звуки: [к] – глухой парный, твёрдый парный; обозначен буквой к;
[в’] – звонкий парный, мягкий парный; обозначен буквой в;
[р] – сонорный, твёрдый парный; обозначен буквой р.
В слове ковёр 5 букв, 5 звуков.
Запомните произношения некоторых слов:
повторить – повторишь – повторите
скворе[шн]ик, яи[шн]ица, му[з’]ей.
В скороговорке Коля колья колет, Поля поле полет возникают трудности с произношением слов Коля и колья. Сравним слова Коля и колья. В первом слове [КОЛ’А] – 4 звука и 4 буквы. Во втором [КОЛ’Й’А] – 5 звуков и 5 букв. Мягкий знак никогда не обозначает звука, здесь он разделяет буквы л и а в слоге -лья.
Мягкий знак ещё показатель мягкости согласных: пеньки, пень. Мягкость [л’] перед согласным обозначается мягким знаком: болельщик; В магазине продавалась сельдь.
В сочетаниях чк, чн, чт, щн, нщ, нч, рщ мягкий знак не пишется: точно, овощной, девочка, почта, помощник, пончик, фонарщик. В конце предложения ставится точка.
Мягкий знак после шипящих ставится:
– на конце существительных 3-го склонения: ложь (врач – не 3-е склонение; дач – не 3-е склонение); После дождя много луж.
– в неопределённой форме глаголов и во 2-м лице единственного числа:
Бабушка будет печь блины.
– в неопределённой форме глаголов и во 2-м лице единственного числа:
беречься, поёшь. Тише едешь – дальше будешь.
Следует различать неопределённую форму глагола и 3-е лицо. В неопределённой форме ставится мягкий знак: надо (что делать?) заниматься; он (что делает?) занимается.
Как обозначается слог [ца] у имён существительных и у глаголов? Звуки-то слышатся одинаковые! Помните песенку Водяного из мультфильма «Летучий корабль»?
Я Водяной, я Водяной,
Произнесём: водица [вад’ица] и водиться [вад’ица]. Произнесение слов одинаковое. Необходимо запомнить: звук [ц] слышится у глаголов и у существительных, но в глаголах пишем -тся/ться, а у имён существительных -ца: заботиться, заботится, готовится, готовиться, волшебница, курица, медведица.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
В предложенном списке слов подчеркните слова, у которых все буквы соответствуют звукам.
Дом, сад, коридор, звук, буква, клад, горох.
Разбор задания: вспоминаем, что всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы], (в отличие от 10 букв: а, я, о, ё, е, э, и, ы, у, ю). В безударной позиции такие звуки: [а], [у], [и], [ы]. Запишем слова в транскрипции: дом [дом] – все звуки соответствуют буквам; сад [сат] – на конце слова звучит [т]; коридор [кар’идор] – в безударной позиции [а]; звук [звук] – все звуки соответствуют буквам; буква [буква] – все звуки соответствуют буквам; клад [клат] – на конце слова звучит [т]; горох [гарох] – в безударной позиции [а].
Ответ: Дом, сад, коридор, звук, буква, клад, горох.
Выбор элемента из выпадающего списка
К слову голосок подбери подходящие проверочные слова из предложенного списка.
В) голосование, голосистый.
В слове голосок две проверяемые безударные гласные в корне. Вспоминаем: чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, надо подобрать такое проверочное слово (однокоренное) или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение. Голосок – голос, отголосок.
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Морфология и орфография
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
1. Морфология – раздел языкознания.
2. Части речи: самостоятельные и служебные.
3. Морфологические признаки самостоятельных частей речи.
4. Орфография – раздел языкознания.
Морфология – раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.
Самостоятельные части – это слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных частей речи не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения.
Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.
Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила.
Орфограмма – это правильное написание какого-либо слова.
1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2018. – 175 с.
2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. С. 32
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что такое морфология? Морфология – это раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.
Мы знаем, что в русском языке есть самостоятельные части речи и служебные. Самостоятельные части речи – это слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных частей речи не могут строиться словосочетания и предложения.
Чтобы определять части речи и отличать их друг от друга, необходимо учитывать морфологические и синтаксические признаки.
Рассмотрите таблицу. В ней наглядно представлены основные морфологические и синтаксические признаки таких самостоятельных частей речи, как существительное, прилагательное, местоимение и глагол.
Возьмём для примера предложение: «По весеннему небу плывут белые облака». Разберём из этого предложения прилагательное и глагол.
I. Облака (что делают?) плывут
Начальная форма – плыть
II. Постоянные признаки: несовершенный вид, 1 спряжение, невозвратный, непереходный. Непостоянные признаки: употреблён в форме изъявительного наклонения, в настоящем времени, в третьем лице, множественном числе.
III. Облака (что делают?) плывут (в предложении является сказуемым).
I. Облака (какие?) белые
Начальная форма – белый.
II. Постоянные признаки: качественное. Непостоянные признаки: употреблено во множественном числе, в именительном падеже.
III. Облака (какие?) белые (в предложении является определением).
Мы обобщили свои знания, вспомнили основные признаки самостоятельных частей речи. Но кроме самостоятельных частей речи в русском языке есть и служебные. Это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. К ним относятся предлоги, союзы, частицы.
И самостоятельные, и служебные части речи необходимо писать правильно, без ошибок. Орфография – это раздел языкознания, который изучает систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Орфограмма – это правильное написание какого-либо слова по определённому правилу или по традиции.
Перед вами небольшой текст, на примере которого постараемся вспомнить изученные ранее орфограммы.
Из деревьев на Севере чаще всего увидишь ель и сосну. Это вечные соперницы. Ель растёт на более влажных местах. Корни её неглубоки, и на Крайнем Севере это помогает ей бороться с мертвящим прикосновением вечной мерзлоты. Ель теневынослива и легко уживается под пологом более высокой, менее густой сосны. Но ветви ели плотно застилают солнце, и в еловом лесу всегда темно. Сосна любит сухие песчаные пригорки. Деревья стоят небольшими группами, и в сосновом бору всегда торжественно и светло.
Уже из первого предложения мы можем назвать несколько орфограмм:
1) деревьев – проверяемая безударная гласная в корне слова (деревьев – дерево).
2) Севере – имя собственное, пишется с заглавной буквы;
3) увидишь – в этом слове 2 орфограммы: безударная гласная в личных окончаниях глагола, правописание которой зависит от спряжения глагола; ь на конце слова после шипящего указывает на то, что это глагол 2 лица, единственного числа.
В 3-м предложении в слове растёт мы отметим чередующуюся гласную в корне слова.
Будьте внимательны при написании каждого слова. Постоянно развивайте навык грамотного письма.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выбор элемента из выпадающего списка
Укажите строки с чередующимися гласными в корне слова.
А) г..релый, прик..сались, подб..рать;
Б) р..сток, прил..жить, утв..рждать;
В) к..сить, выр..щенный, прил..гать;
Г) расст..лить, з..рница, предл..жить.
Комментарий к заданию: необходимо вспомнить изученные ранее чередующиеся гласные в корне слова и уметь их отличать от других орфограмм.
Выделите цветом слова с ошибками в написании.
1) Над рекой расстелается туман;
2) Мы прикоснулись к белоствольной берёске;
3) На каникулах дети хорошо оддохнули.
Комментарий к заданию. Во-первых, чтобы успешно выполнить это задание, необходимо вспомнить правописание чередующихся гласных е – и в корнях слов, оглушение и озвончение согласных, а также правописание согласных на конце приставок.
Правильный ответ: расстелается, берёске, оддохнули.
Что такое орфография и как самостоятельно за короткий срок выучить все правила орфографии
Правила написания букв в словах.
Орфография – это один из разделов языкознания. Его еще называют «правописанием». Орфография – это совокупность правил написания слов. Быть орфографически грамотным – значит уметь передавать слова на письме, то есть без ошибок писать буквы в этих словах.
В этой статье я постараюсь вам объяснить, что такое орфография, почему она так важна и как легко выучить ее самостоятельно. Ближе к концу статьи порекомендую полезные книги и бесплатные учебные материалы, которыми пользуюсь сам, так что читайте статью полностью.
Что такое орфография понятным языком
Слово «орфография» пришло в русский язык из греческого. В греческом оно образовалсь из двух корней: «орфо» и «графо», которые дословно переводятся «правильно» и «пишу». В русском языке орфографию еще называют правописанием.
Этот раздел науки о языке изучает правила написания слов. И объясняет, почему надо писать именно так, а не иначе. Почему, например, в слове «положить» в корне «лож» мы пишем «о», а в слове «полагать» – «а». Или почему слово «собака» пишется через «о», а «картошка» через «а».
Зачем она нужна
Чтобы все слова писались одинаково и в языке не было хаоса. Например, если один человек будет писать «алгоритм», а другой «олгоритм», а третий «элгоритм» – получится жуткая каша и язык распадется.
Вторая важная причина – чтобы каждую букву в слове можно было объяснить. То есть ответить на вопрос, почему пишется именно такая буква, а не какая-то другая. Объяснение нужно для того, чтобы не возникало постоянных споров и дискуссий о правописании.
Как связаны орфография и орфограмма
Орфограмма – это одна из букв слова, которую нам надо проверить. Орфография нужна как раз для того, чтобы мы могли проверять орфограммы в словах.
Орфограмма – это буква в «слабой позиции». Слабая позиция означает, что написание буквы вызывает у нас сомнение. Следовательно, чтобы написать правильно, мы находим орфографическое правило и только потом пишем. В соответствии с этим правилом.
Если буква в «сильной позиции», то вопросов по ее написанию у нас не возникает. Например, в слове «коты» мы без проблем напишем «т», потому что она в сильной позиции – перед гласной. А в слове «ко…» у нас уже будет вопрос – «т» или «д», потому что обе буквы произноситься будут одинаково – [кот].
Вот и получается, что орфография помогает нам правильно писать буквы в слабой позиции – орфограммы.
На какие вопросы отвечает орфография
Я перечислю эти вопросы и кратко прокомментирую их. И примеры тоже приведу, чтобы вам было более понятно.
Как писать отдельные части слов
Части слова еще называются морфемами. Здесь основной принцип орфографии такой: «морфемы надо писать одинаково». Поэтому если у нас корень слова «берез», то мы в любых словах этот корень будем писать именно так. Не «бирез» и не «берес». И не «бирес» тоже.
В любом слове одна и та же морфема должна передаваться одними и теми же буквами: береза, березняк, подберезовик, березовый, березка.
В каких случаях надо писать слитно, раздельно или через дефис
По правилам современного русского языка, каждое слово надо писать раздельно с другим словом. Например, «в поле» мы пишем раздельно, потому что «в» – это предлог, а «поле» – существительное.
Если слово одно, то оно пишется либо слитно, либо через дефис. Мы пишем существительное «водоканал» слитно, потому что это одно слово. «Что-нибудь» пишем через дефис, потому что это тоже одно слово – неопределенное местоимение.
Какие слова пишутся со строчной буквы, а какие – с заглавной
Внутри предложения мы пишем с заглавной те слова, которые являются именами собственными. Тем самым мы подчеркиваем, что эти слова обозначают предметы, единственные в своем роде. Например: «У меня была собака Цыган» – вот этот «Цыган» – один единственный во всем мире, моя собственная собака, другой такой ни у кого нет и не было. И не будет.
Со строчной буквы пишутся все остальные слова, потому что они обозначают нарицательные понятия – не единственные в своем роде. «Собака», например, нарицательное существительное, потому что собак полно.
Обратите внимание, в других языках могут быть свои орфографические правила. В немецком все существительные надо писать с заглавной буквы. А в английском с заглавной всегда пишется местоимение «I» – я. В русском такого нет.
Как переносить слова
Переносить надо по слогам. То есть чтобы в каждой перенесенной части слова был гласный. Нельзя оставить на одной строке буквы «пр», а на другую строку перенести «оизводство». На первой строке должен остаться минимум один слог, то есть: «про-изводство».
Подробнее об этом читайте в моей статье про перенос слов.
Какие буквы помогает писать орфография
С помощью орфографии мы пишем три типа букв, или орфограмм: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
Проверяемые
Это такие, которые можно каким-то образом суметь проверить. Например, в слове «кро…» мы пишем «т», потому что проверочное слово «кроты». В слове «желтый» мы пишем «е», потому что эта буква «прослушивается» в родственных словах: желток, желтеть, желтоватый, желтизна.
Непроверяемые
Их проверить никак нельзя и надо смотреть в словаре. Например, почему в слове «корова» пишется «о»? Просто вот так сложилось. Мы не можем подобрать никакое проверочное слово и смотрим в словарь, а в словаре написано «корова».
Иногда непроверяемые гласные и согласные встречаются в окончаниях отдельных слов. В этом случае мы тоже просто запоминаем их написание. Например, мы пишем «котороГо», хотя вслух говорим «котороВо».
Чередующиеся
Чередующиеся гласные встречаются только в корнях слов. Если гласная чередующаяся – значит в одном и том же корне она может меняться на какую-то другую. И проверить эту гласную нельзя, надо смотреть на условия чередования.
Например, самое распространенное условие для выбора правильной гласной – наличие или отсутствие суффикса «а» после корня. Например, если этот суффикс есть, мы пишем во многих корнях с чередованием букву «и», а если его нет – «е»: протирать – протереть, замирать – замереть, напирать – напереть, набирать – наберу, надирать – надеру и так далее.
Что надо делать, чтобы выучить орфографию
Смотрите, в школьных учебниках полно упражнений, в которых надо вставлять в слова пропущенные буквы или выбирать слитное/раздельное написание. Например: «(Пр…)город был (н…)д…леко от моря». Если у вас в школе был слабый учитель, то он требовал просто вставить буковки и все: «Пригород был недалеко от моря».
Если учитель был сильный, то он наверняка требовал от вас разбирать каждую орфограмму. Разобрать, значит ответить на вот эти три вопроса:
Вот смотрите, я разбираю орфограмму в слове «пр…город»:
Вот еще мое видео на эту же тему, я там объясняю правописание слова «вода». Посмотрите.
Чтобы выучить орфографию, надо брать учебник русского с подобными орфографическими упражнениями и объяснять каждую орфограмму.
Если делать это в школе, с 5 по 11 класс, то репетиторы по русскому вообще будут не нужны, проблем с правописанием тоже не будет. Вы «автоматически» будете писать все буквы правильно.
Если вы школу уже закончили, то вам нужен хороший учебник русского и постоянная практика. Давайте разбираться, какой учебник выбрать и как организовать практическую работу.
Полезные материалы
Сначала я порекомендую вам хорошие учебники, а потом – бесплатные и платные материалы для отработки практических навыков.
Учебник
Я вам рекомендую учебник Веры Васильевны Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Ссылка, которую я поставил, ведет на книжный интернет-магазин Лабиринт. Там цены ниже чем в большинстве других книжных магазинов, книги доставляются в пункты выдачи. В вашем городе наверняка такой есть.
Я рекомендую вам эту книгу по следующим причинам. В других учебных комплектах в каждом учебнике есть и теория и практика. Поэтому учебники каждый год меняются и часто выпускаются даже в двух частях, а не в одной.
В учебном комплекте Бабайцевой все немного иначе. Она сделала один учебник с теорией, куда включила весь теоретический материал и все правила, которые дети должны выучить. С пятого по девятый класс этот учебник не меняется, он один-единственный. А вот учебник с практическими упражнениями для каждого учебного года свой.
Получается, что вот эта «Теория» – как бы универсальный справочник. Там изложены все знания, которые должны получить школьники. Написано простым и понятным языком, читается легко.
Отмечу важный нюанс. В плане теории языка в учебнике Бабайцевой могут быть отличия от некоторых других учебников. Например, Бабайцева считает, что «ть» в неопределенной форме глаголов – суффикс, а не окончание. Она называет словосочетаниями не только сочетания слов с подчинительной связью, но и слова с сочинительной связью.
Но эти спорные моменты никогда не выносятся на экзамены по русскому, поэтому, в принципе, проблем нет.
Справочник
Есть очень серьезный справочник по орфографии и пунктуации, который еще в Советском Союзе был издан Розенталем. Он так и называется: «Справочник по орфографии, пунктуации и литературной правке». Автор – Розенталь Дитмар Эльяшевич.
В справочнике вы найдете вообще все необходимые правила русского языка. Но эта книга академическая, читать ее достаточно сложно. Если вы постоянно работаете с текстом, я вам рекомендую эту книгу приобрести, чтобы она была у вас дома и вы могли при необходимости к ней обратиться.
Книга постоянно переиздается, поэтому все новые литературные нормы в ней учитываются.
Наш архив с пособиями
Я собрал в интернете четыре пособия с правилами по русскому языку. Их написали учителя, которые сами преподают в школе и готовят своих учеников к выпускным экзаменам. В пособиях материал излагается не хуже, чем в учебнике Бабайцевой, там много схем и таблиц, которые позволяют систематизировать знания.
Чтобы получить архив с пособиями, напишите на этой странице свою почту, я вам его отправлю. Все бесплатно, вирусов нет, я проверял сам.
Наши статьи по орфографии
У нас периодически публикуются статьи по орфографии. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые материалы. Рассылка бесплатная. Когда подпишетесь, мы автоматически будем вам присылать новые тексты с обзором правил русского языка.
Для примера можете посмотреть вот эти статьи по орфографии. Их писал я. В каждой статье я стараюсь не только говорить, как нужно писать то или иное слово, но и комментировать его, объяснять правило.
К некоторым статьям я еще добавляю свои авторские ролики типа вот такого. Просматривайте их тоже.
Бесплатные тренажеры по русскому языку
Если вы уже взрослый человек, вряд ли у вас будет время выполнять упражнения в школьных учебниках и объяснять в них каждую орфограмму. Следовательно, вам нужно что-то более «модернизированное». В этом плане могу предложить бесплатные тренажеры по русскому языку, которые есть на платформе проекта Викиум.
Вот общая страница с тренажерами, зайдите туда, выберите вкладку «Способность к работе с текстом». Там есть тренажеры для отработки орфографии, пунктуации, подбора синонимов. Некоторые программы были созданы для того, чтобы помогать нам с вами лучше чувствовать родной язык, понимать, какой текст написан слабо, а какой сильно. В общем, великолепная вещь. И главное – полностью бесплатная. Выбирайте и занимайтесь.
Курс «Идеальный русский»
Этот курс тоже с Викиума, он платный, стоит 890 рублей. В нем есть теория и три уникальных тренажера, которых в открытом доступе на сайте вы не найдете. На мой взгляд, курс очень хорошо ориентирован на практику и помогает эффективно закреплять теорию. Если есть возможность – приобретите его и занимайтесь хоть целый день.
Доступ ко всем материалам курса «Идеальный русский» после покупки вы получаете навсегда.
Другие курсы
У нас на сайте есть подборки с другими курсами по русскому языку. Там почти все курсы платные, но есть не очень дорогие материалы. Посмотрите, может быть, найдете для себя что-то полезное.
Помогает ли чтение писать грамотно
Когда я учился в педагогическом институте, нам преподаватели говорили: «Когда ребенок читает, он запоминает написание слов. Поэтому чтение помогает писать грамотно».
Но у нас в группе были студенты, которые поначалу не очень хорошо разбирались в орфографических правилах. И они говорили: «Ну вот мы читаем, много читаем, а грамотно писать все равно не получается, на диктантах бывают ошибки».
Так что я лично думаю, чтение особой роли не играет. Чтобы научиться писать орфографически грамотно, надо именно писать, выполнять практические упражнения.
Чтение – это здорово, но его мало.
Как не потерять мотивацию к изучению правил русского языка
Наша статья подходит к концу и мне хотелось бы сказать пару слов о мотивации. Перед тем как изучать орфографию, ответьте себе на вопрос: «Зачем мне это надо». У вас должна быть реально сильная мотивация, иначе все эти пропущенные буквы в словах вам быстро наскучат.
Я могу вам предложить вот такой интересный лайфхак. Чтобы применять свои знания, вы можете писать статьи в интернет и зарабатывать на этом. Заработок на текстах называется копирайтингом, я лично им занимаюсь вот уже восемь лет. Это моя основная работа.
Посмотрите мою статью о том, что такое копирайтинг, я постарался там понятным языком все описать и объяснить. Если вы будете периодически писать статьи – это будет отличной тренировкой ваших орфографических навыков. А когда начнете еще и достойно зарабатывать на этом – мотивация к изучению орфографии вообще будет зашкаливать.
Заключение
Мы поговорили о том, что такое орфография и как ее изучить. Мне хотелось, чтобы вы из этой статьи не просто почерпнули информацию, но и получили какие-то практические рекомендации.
Были ли вам полезны ссылки на сторонние ресурсы, которые я приводил? Планируете ли вы приобрести учебники или справочники по русскому языку, чтобы изучать орфографию? Начали ли заниматься на орфографических тренажерах?
Жду от вас обратной связи. Всем удачи, не теряйте мотивацию.