Русский язык 8 класс что такое культура речи
Урок по русскому языку в 8 классе «Что такое культура речи»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: Что такое культура речи
Класс: 8б. Дата проведения: 02.09.2016 г.
Класс: 8б. Дата проведения: 02.09. 2016 г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель – умение анализировать и оценивать устные и письменные высказывания.
Личностные (Л): мотивация к изучению русского языка.
Регулятивные (Р): постановка учебной задачи.
Познавательные (П): смысловое чтение, работа с информацией.
Коммуникативные (К): соблюдение норм речи
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, целеполагание.
2. Повторение ранее изученного
Понятие «Речь». Её типы.
3. Освоение нового материала
3.1. Понятие «Речь» в разных словарях
Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Лингвистический энциклопедический словарь. – М. : Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., М., 1997. – 944 с .
3.2. Развитие умений анализировать тексты с точки зрения их тематического единства. Упражнение 1. Запись текста памятки в тетрадь.
3.3. Упражнение 2. Анализ схемы и таблицы. Развитие умений определять понятия по их характеристикам.
3.4. Упражнение 5. Раздаточный материал «Акцентологические нормы».
Упражнение 6.
Что такое культура речи?
Что такое русский литературный язык?
Назовите признаки культуры речи.
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
§1, упр. 4. Выучить акцентологический минимум.
Презентация по русскому языку «Культура речи» 8 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Родинская общеобразовательная средняя школа На тему: Выполнила: Даненова М.Т. Проверила: ЖулдызайБалгабаевна. 2017-2018 учебный год «Культура речи»
Культура речи – сложнейшее искусство, которому нужно учиться на протяжении всей жизни. Надо постоянно самосовершенствоваться, пополнять словарный запас, узнавать все новые и новые слова. И тогда, я думаю, мы все вместе сможем возродить былое величие русского языка, избавит его от нецензурных высказываний и сделать его кристально чистым.На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи.
Стоит запомнить золотое правильно – «сначала подумай, потом скажи». Так же стоит очистить свой лексикон от «мусора», «слов паразитов». Можно долго говорить о магии приветствия, но понятие все разные, некоторые пришли к нам из старославянского быта… Если углубится в историю, то мы можем узнать, что на Украине дети называли своих родителей на «вы», что указывало на высокое уважение к близким людям. Запомните, уважение к вашему собеседнику, есть очень важным критерием. Культура речи – это нее только чистота языка, но и правильное употребление слов, отсутствие различных жаргонизмов и нецензурных слов, правильная расстановка ударений в словах. Речь – то, что отличает человека от животного. Но просто уметь говорить недостаточно для того, чтобы считаться образованным человеком. Для того чтобы выражать свои мысли правильно, существует культура речи.
По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем. Давайте же с вами разберем, что на самом деле культура речи. Культура речи – это соблюдения правил литературного языка, использование правильных интонаций. Речь – это отражение внутреннего мира человека. Когда нам бывает плохо или хорошо, мы всегда пытаемся этим поделиться с ближним человеком. С помощью душевного настроения, мы передаем правильное настроение диалога. С одной стороны речь человека, не только отображение его внутреннего мира и мыслей, а с другой стороны – это показатель того как человек относится к окружающему миру. Так же я считаю что речь – это умение использовать богатство литературного языка. Во время диалога, не каждый следит за своей речью. Но, есть такие люди, для которых это очень важно. Люди, которые следят за своей культурой речи, чаще всего те, которые получили хорошее образование, начитаны, правильно воспитаны.
Вразительность Логичность Точность Культура речи Содержательность
На сегодняшний день проблема культуры речи очень актуальна и очень остро стоит перед современным обществом. Появление в русском языке множества иностранных слов, иногда не совсем приличных, «засоряет» чистоту и глубину чувств, которые можно передать с его помощью. С давних времен слово являлось одним из мощнейших инструментов, которым можно было и осчастливить человека, и обидеть. С помощью слов поэты разных эпох и государств делились своими мыслями, переживаниями с другими людьми. Особенно ярко это проявлялось в русском языке и литературе. Это один из самых сложных языков в мире, полностью освоить который дано далеко не каждому. На «великом и могучем» писали свои бессмертные произведения гениальные поэты девятнадцатого века – А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой; продолжили писатели двадцатого века – А. А. Ахматова, А. И. Солженицын и т. д. Их произведения считаются образцом и символом культуры речи, несмотря на то, что некоторые слова уже вышли из употребления.
Именно на произведениях классиков понимаешь всю красоту и силу слов. С течением времени культура речи изменялась, но, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Сейчас бытует мнение, что русский язык без ненормативной лексики не русский язык. По-моему, это не так. Ведь любые чувства, мысли, эмоции, переживания всегда можно изложить, используя красивую, емкую и четкую речь. Я считаю, что культура речи – это способность человека рассказать о состоянии своей души с помощью огромного количества слов, которые есть в нашем языке.
Культура речи позволяет избежать ситуаций, в которых вы можете оскорбить или обидеть собеседника. Например, перебивание своего партнера строго запрещено языковым этикетом даже в том случае, когда вы уверены, что ваш оппонент не прав. Культура речи, помимо прочих своих функций, предполагает умение слушать и слышать своего собеседника. Иногда люди забывают о том, что они ведут диалог, а не монолог, и увлекаются своими репликами и мыслями, напрочь игнорируя желания своего собеседника. Культурный человек не позволит себе такого и будет внимателен к каждой фразе своего оппонента.
Классный час 8 класс
Поговорим о культуре речи
Цели: помочь учащимся почувствовать важность культуры речи; содействовать воспитанию патриотических чувств, потребности в работе над речью. Прививать эстетическое чувство и уважение к родному языку.
Оформление: Плакат с высказыванием И. С. Тургенева, портреты, выставка книг.
!.Вступительное слово учителя.
2. Чтение стихотворения учащейся
Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова — словно раны, слова – словно суд —
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
3.Пословицы о слове.
— Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
— Недоброе слово больней огня жжет.
— Добрые слова дороже богатства.
— Худое слово и сладким медом не зальешь.
— И дорого дал бы за словечко, да не выкупишь. ( Ребята дают толкование каждой пословице ).
Дивишься драгоценностям нашего языка: что ни звук, то и подарок. « Настоящий, сильный, где нужно — нежный, трогательный, где нужно — строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно — бойкий и живой…»( Л. Н. Толстой).
« Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» ( А. И. Куприн.)
В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.
— Что вы понимаете под культурой речи? ( Обращение к ребятам).
Учитель. Под культурой речи имеется в виду прежде всего владение человеком нормами литературного языка как письменной, так и устной речи. Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Язык – это самая большая ценность народа, на котором он пишет, думает, говорит.
СЦЕНКА. Выступление учащихся.
Заранее подготовленный диалог « Бабушка и внук ».
— Как получилось, что собеседники не поняли друг друга? Почему так получилось?
Учитель. Повышение культуры речи является актуальной проблемой общества. Так, например, сегодняшние старшеклассники употребляют самое большее количество жаргонизмов. А ведь они – наше будущее. Попробуем же поработать над исправлением наших ошибок.
Задание. Исправьте ошибки в сочетаниях слов.
— Эта новость причинила ей удовольствие.
— С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
— У нее были огромные каштановые глаза.
— Он испытывал к нему крепкую ненависть.
— Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.
— В марте месяце открылось совместное предприятие. – В марте открылось совместное предприятие.
-Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. – Эти компьютеры просты по устройству и дешевы.
— Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом.- Писателя интересуют взаимоотношения участников движения.
— И в то мгновение я почувствовал, что он почувствовал во мне врага. – И в то же мгновение он почувствовал во мне врага.
-И вот недавно сослуживцы по работе преподнесли сюрприз.- И вот недавно сослуживцы преподнесли сюрприз.
Вопросы классу: Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?.
Почему вы так поступите?
Исследователи отмечают, что уровень культуры речи в настоящее время резко падает. Это связано с резкой сменой в 80 гг.20 века политического и экономического курса государства, появлением относительной « свободы слова », а также с отсутствием необходимого контроля.
В нашей речи встречается еще много орфоэпических, лексических, грамматических и стилистических ошибок.
Поэтому каждому культурному, образованному человеку необходимо следить за своей речью, добиваться ее правильности и грамотности.
Что такое культура речи
Просмотр содержимого документа
«Что такое культура речи»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: Что такое культура речи
Класс: 8. Дата проведения: 02.09.2020 г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель – умение анализировать и оценивать устные и письменные высказывания.
Личностные (Л): мотивация к изучению русского языка.
Регулятивные (Р): постановка учебной задачи.
Познавательные (П): смысловое чтение, работа с информацией.
Коммуникативные (К): соблюдение норм речи
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, целеполагание.
2. Повторение ранее изученного
Понятие «Речь». Её типы.
3. Освоение нового материала
3.1. Понятие «Речь» в разных словарях
Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Лингвистический энциклопедический словарь. – М. : Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., М., 1997. – 944 с.
3.2. Развитие умений анализировать тексты с точки зрения их тематического единства. Упражнение 1. Запись текста памятки в тетрадь. Чтение текста упр.
Культура речи. Запись определения в тетрадь
3.3. Упражнение 2. Анализ схемы и таблицы. Развитие умений определять понятия по их характеристикам.
— Памятка. Норма. Гром. Определение значения.
Записать предложение и выполнить синтаксический разбор.
Упражнение 5. Раздаточный материал «Акцентологические нормы».
Упражнение 6.
Что такое культура речи?
Что такое русский литературный язык?
Назовите признаки культуры речи.
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
§1, упр. 4. Выучить акцентологический минимум.
Конспект по русскому языку «Что такое культура речи» (8класс)
Русский язык 8 класс
Тема. Что такое культура речи
Предметные: формировать у учащихся понятие «Культура речи»; какой должна быть речь культурного человека.
Регулятивные: постановка учебной задачи.
Познавательные: смысловое чтение, работа с информацией.
Коммуникативные: соблюдение норм речи
Личностные: мотивация к изучению русского языка.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Оборудование: учебник, словарь
Мотивация к деятельности
Доброжелательный, воспитанный, образованный человек, какой он человек? Каким одним словом можно назвать человека, наделенным такими качествами? (Культурный человек)
Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
(Узнать, что такое культура речи, и какой должна быть речь культурного человека).
Работа со словарем
Понятие «Речь» в разных словарях
Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Лингвистический энциклопедический словарь. – М. : Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., М., 1997. – 944 с.
Знакомство со статьей стр.4
Устно упражнение 1
* внимательно прочитайте правило на странице 5;
* обговорите правило своими словами друг другу;
Выполнение заданий по учебнику стр.5-6 Упр.2-4,6