Русский язык нам есть чем гордиться
Выбранный для просмотра документ 11365_Uoi.docx
« Русский язык – нам есть чем гордиться».
Цель: формировать бережное отношение к родному языку.
Задачи: воспитывать интерес к изучению русского языка;
коррекция и развитие связной устной речи, личных качеств учащихся (усидчивости и выдержки).
Форма проведения: внеклассное мероприятие в форме игры-соревнования.
Целевая аудитория: учащиеся начальных классов.
«Нам дан во владение самый богатый, чёткий и поистине волшебный русский язык».
К нам пришёл он по наследью.
Для нас дороже он всего,
Мы заменять чужого медью
Не смеем золота его.
Как стража драгоценной чаши, Должны мы дар веков беречь
И новым блеском жизни нашей Обогатить родную речь.
Помните, что владея родным языком и уважая другие, вы показываете свой культурный уровень.
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа, Его душа и быт родной.
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву А
Только не в начале.
Команды получают задание на карточках.
БРБН, СТРТ, СТКН, РССД, МРК, ПРТ, СХР, КРНДШ
(Барабан, старт, стакан, рассада, марка, парта, сахар, карандаш)
Подведение итогов конкурса.
Разберитесь в шифре. Однажды я шёл по джунглям со своим фотоаппаратом. Вдруг к моим ногам упала стрела с запиской. Там было написано следующее:
«Если беспечный фотограф, ты жаждешь
Знать, что тебя ожидает в пути,
Вычеркни буквы, которые дважды
В этой записке сумеешь найти».
Записка перед вами, что в ней написано?
Команды получают свитки с заданием.
Подведение итогов конкурса.
Найди слова в слове.
Например: плов (лов, вол, пол).
Подведение итогов конкурса.
Придумайте рифму к слову «массаж, (монтаж, мираж, багаж, гараж, этаж) Попробуйте придумать двустишие или четверостишие.
Подведение итогов конкурса.
МА ЛАВ ША КИЙ КОЙ ША ПОД РИК ЛЕНЬ РИТ
(Маленький шарик под лавкой шарит.) (мышка)
Подведение итогов конкурса.
6. Конкурс « Найди спрятанные слова».
Задание даётся каждоё команде по очереди.
Где цветок, где рыба, отыскать попробуй.
Выплесни напиток, а металл не трогай.
Здесь герой античный спрятан в дне недели.
Что над школьной дверью? Что в твоём портфеле?
Подведение итогов конкурса.
Задание получает каждая команда по очереди.
Отгадайте пословицу по двум словам:
Подведение итогов конкурса.
Вот и подошла к концу наша игра.
Подведение итогов соревнования. Награждение победителей.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. Берегите чистоту языка, как святыню!»
Конспект внеклассного мероприятия «Русский язык-нам есть чем гордиться» (6-11класс)
( устный журнал для учащихся 6, 8, 10-11 классов)
Учитель русского языка и литературы
Королева Елена Борисовна
ЦЕЛЬ:- воспитание речевой культуры и этических норм поведения у учащихся;
— тексты стихотворения на партах для учащихся;
— выставка книг на тему урока
2 вед. Без нее невозможна полноценная жизнь. Благодаря ее величеству речи получили развитие наука и техника, литература и искусство.
1 вед. Значение языка нельзя переоценить, ведь именно слово помогает нам понять и полюбить друг друга!
2 вед. Давно доказано. Что русский язык – один из богатейших языков мира.
1 вед. Но именно поэтому овладеть им непросто.
2 вед. Ты так думаешь?
1 вед. Для того, чтобы наша речь стала правильной и красивой, чтобы она помогла поворачивать душу собеседника к добру, нужно многое знать, понимать и чувствовать!
2 вед. Ты прав. Но как разобраться во всем этом? Ведь мы, школьники, не любим «тормозов и правил»!
1 вед. Но без тормозов и правил нельзя прожить на свете. Тому свидетель любой автомобилист, пилот, медик, юрист и строитель…Правила и закон – это то, что помогает построить мост и компьютер, то, что правит миром! Как же обойтись без правил?
2 вед. Значит, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о некоторых правилах нашей речи?
1 вед. Именно! Итак, первая страница журнала – «Русский язык – один из богатейших языков мира».
Уч-ся То, что многие поэты и мыслители, ученые и художники отмечали яркость, богатство, выразительность и гибкость русского языка, ни для кого не секрет.
( Уч-ся читают высказывания о русском языке)
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг…
Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено – тем оно победоносней.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Это клад, это достояние! Обращайтесь бережно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии творить чудеса!
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.
Уч-ся Да, но проблемы разрешимые. Просто надо чаще думать, наблюдать и «мотать на ус». Вспомним книгу Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». (Сценка из книги)
Чтец В день смерти своей тещи предводитель дворянства Ипполит Матвеевич
Воробьянинов зашел в погребальную контору «Безенчук и нимфы».
Воробьянинов. Умерла Клавдия Ивановна.
Воробьянинов. То есть как это считается? У кого это считается?
Чтец Потрясенный Ипполит Матвеевич спросил:
Воробьянинов Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?
Безенчук. Я человек маленький. Скажут: гигнулся Безенчук. Мне дуба дать или сыграть в ящик – невозможно: у меня комплекция мелкая…
2 вед. Как раз этому посвящена вторая страница устного журнала.
1 вед. То, что о человеке многое можно узнать по его голосу,- новостью не назовешь.
2 вед. Однажды к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!»
1 вед. Можно привести много примеров отношения к слову у древних народов. Так, в древнеиндийском стихотворении читаем:
Черным-черна, однажды затесалась
Ворона между черными дроздами.
Её никто не распознал бы в стае,
Сумей она попридержать язык!
2 вед. Чтобы пользоваться голосом как прекрасным инструментом, нужно много потрудиться, выполняя упражнения на дыхание и дикцию. И речь тут вовсе не о том, чтобы вороне прикинуться говорящим дроздом…
1 вед. Свод правил, позволяющий сделать речь красивой и чистой, оставил нам ещё Цицерон.
2 вед. Одно из упражнений для работы над голосом мы попробуем выполнить.
Я сижу и слушаю не дыша
Шорохи шуршащего камыша.
«Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?»
А в ответ шуршание:
Я пляшу у самого камыша,
Словно просят шепотом: «Не пляши».
До чего пугливые камыши!
1 вед. Есть такое слово-интонация. О том, зачем она нужна в нашей речи, нам расскажет учитель.
1)Произнесите предложения, выражая печаль, радость, гнев, страх:
Коля опять позвонил;
Я жду тебя уже целый час;
Надя завтра уезжает;
Здравствуйте, Николай Петрович.
2)Произнесите фразу Ваня, сходи в магазин за хлебом, выражая приказ, совет, просьбу, настойчивое требование.
2 вед. Владение голосом, между тем, ещё и ценное профессиональное качество, нужное представителям разных профессий: педагогам и артистам, дикторам и юристам…
1 вед. Выдающийся адвокат Ф.Н.Плевако лучше многих понимал, насколько важны тон и музыка речи, потому он стал тем юристом, на опыте которого учатся коллеги во всем мире.
2 вед. Однажды Плевако выступал в защиту бедной старушки, укравшей чайник…
(учитель читает текст)
1 вед. Владеть голосом – это лишь полдела. Без умения выразить свою мысль четко и образно ничего не добьешься. Этому тоже надо учиться.
2 вед. А.Н.Толстой однажды заметил: обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно
1 вед. Об этом мы поговорим на третьей странице нашего журнала.
1 уч-ся Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка.
2 уч-ся Люди, которые не знают лексических норм языка, встречаются нередко. Про них даже стихи пишут, правда, только юмористические. За примерами далеко ходить не надо.
Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке.
Лицо, как роза, расцвело!
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
« Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог…
А как спросить: «Почем творог?
А, может, правильнее – творог?»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,
Сказав : «Прошу вас получить
За полкило творожной массы!»
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: «Не осталось!
Она распродана уже!»
1 уч-ся Да, над подобными ошибками можно было бы и посмеяться.
2 уч-ся Но только если их нет в твоей тетради. Вот представь себе: открывает учительница по литературе твое сочинение и читает:
1 уч-ся «Надо воспринимать человека и цветущим и вянущим».
2 уч-ся «Старуха Изергиль была гордая и неприступная, как танкист».
1 уч-ся «Старый князь Болконский не хотел свадьбы сына с Наташей Ростовой и дал ему год условно».
2 уч-ся «Прочитав роман А.М.Горького «Мать», мне самому захотелось стать матерью».
1 уч-ся «У А.С.Пушкина особенная стать – в нем Русью пахнет».
2 уч-ся Да, нужно всегда следить за своей речью, иначе мы будем лишь шутами, приближенными к ее величеству русской культуре и ничего серьезного в жизни не добьемся.
1 уч-ся Ну, например, как известный персонаж И.Ильфа и Е.Петрова Эллочка по прозвищу Людоедка.
Эллочка. Мрачный муж пришел.
Щукин. Здравствуй, Еленочка, а это что такое? Откуда стулья?
Щукин.Нет, в самом деле?
Щукин.Да. Стулья хорошие.
Щукин.Как?! Неужели ты купила? На какие же средства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил…
Щукин.Ну, как же так можно делать! Ведь нам же есть нечего будет!
Щукин.Но ведь это возмутительно! Ты живешь не по средствам!
Эллочка.Не учите меня жить!
Щукин.Нет, давай поговорим серьезно. Я получаю двести рублей…
Щукин.Взяток не беру. Денег не краду и подделывать их не умею…
Щукин.Вот что. Так жить нельзя.
Щукин.Нам надо разойтись.
Щукин.И откуда у тебя этот идиотский жаргон!
Эллочка.Не учите меня жить!
Щукин.Давай разойдемся мирно.
Щукин.Ты мне ничего не докажешь! Этот спор…
Эллочка.Я побью тебя, как ребенка.
Щукин.Я перееду к Ивану Алексеевичу.
Щукин.Он уехал на дачу на все лето и оставил мне свою квартиру. Ключ у меня. Только мебели нет.
Щукин.До свидания, Елена!
Эллочка.Поедешь в таксо? Кр-расота!
2 вед. Но необходимо помнить ещё и о том, что неточность речи – другая ловушка для ленивого.
1 вед. Точности нашей речи посвящена четвертая страница журнала.
2 вед. Знаете, что такое слова-паразиты? Ничего вы не знаете! Ведь из-за этих самых слов может произойти буквально короткое замыкание! Не верите? А вот мы вам расскажем!
Видит как-то гражданин,
« Я не знаю, как начать…
Я звоню вам, так сказать,
В общем, значит, стало быть,
Можно трубку положить:
Кот нахально влез на стол,
Тут хозяин подошел
« Вы, Василий, не того,
Не для вас для одного –
Будут, значит, гости.
В общем, я хотел сказать,
что терпеть не стану!»
Кот давно котлету съел,
2 вед. Да, слова-паразиты, слова-пустышки – это проблема, за которой часто кроются наши нерешительность, неосмотрительность и даже глупость. Но бедой может обернуться и бездумное употребление иноязычных слов.
1 вед. Ты прав. В любой газете мы можем прочитать: « в эксклюзивном интервью», « отсутствие альтернативы»…
2 вед. Кстати, во Франции за применение в средствах массовой информации иностранных слов, которым есть замена в родном языке, взимается штраф.
1 вед. По-моему мудрое решение. А как ещё сберечь то, что тебе дорого в наш рыночный век? Кстати, об этом нужно задуматься даже и нам, старшеклассникам. Ведь от нас зависит то, какой речь станет завтра, останется ли она русской или превратится в сборную солянку, где вместо доброкачественных продуктов – несъедобные вещи!
2 вед. Пришло время перевернуть последнюю, пятую страницу нашего журнала.
1 вед. Попрошу наших корреспондентов подготовить материалы на тему «Русский язык в моей жизни». Пока они готовятся к выступлению, предлагаю провести небольшой опрос. Какой должна быть речь вашего друга?
1 вед. А теперь приглашаем корреспондентов.
( Ребята читают отрывки из сочинений о чистоте русского языка)
1 вед. Вот и перевернута последняя страница нашего устного журнала.
2 вед. Но не закончилось наше общение с книгами. О них нам сейчас расскажет заведующая библиотекой.
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему «Русский язык. Нам есть чем гордиться»
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему « Русский язык. Нам есть чем гордиться»
развитие интереса к родному языку, истории и культуре русского народа.
— развитие информационной, языковой, речевой компетенций учеников;
-формировать умение публично выступать;
— воспитать нравственные качества.
Оборудование: компьютер, слайды для сопровождения занятия.
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
-Тема нашей сегодняшней встречи – русский язык. Язык, на котором мы говорим, настолько для нас привычный, что мы не задумываемся о его значении в нашей жизни, о его культурной ценности. А между тем, язык – это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь.
-Слова рождают в нашем воображении зрительные образы. Мы легко можем представить себе серый вечер, злой ветер с восточной стороны, вороного коня, который разыгрался, разрезвился на просторе и одинокого человека, у которого стонет и болит сердечко.
Песня «Ой, то не вечер, то не вечер…»
А ведь речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые, она прививается, воспитывается, требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека.
Русский народ всегда ценил и бережно относился к слову. В его истории есть немало пословиц и поговорок о слове, языке и о речи, ведь на Руси всегда человека встречали по одёжке, а провожали…. Правильно, …по уму, потому что свои мысли люди всегда выражали и выражают при помощи слов. Всем известно: чем больше у человека словарный запас, тем выше его интеллект.
А сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Ищем вторую половину». Я буду говорить начало пословицы, а вы – её заканчивать:
Красно поле пшеном, а беседа …. (умом)
Живое слово дороже мёртвой … (буквы)
Мал язык, да всем телом….. (владеет)
С умным разговориться, что ….. (мёду напиться)
Говорит, что рублём … (дарит)
Без языка и колокол … (нем)
«Ласковым словом и камень …. растопишь
Стихотворение Вадима Шефнера «Слова» читает ученик.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
В подтверждении этих слов я хочу привести такой пример:
Однажды к богатому и знатному греческому купцу на пир пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть он нам принесёт самое прекрасное, что есть на свете».
Хозяин послал Эзопа. Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там лежит язык.
— Эзоп, ты же принес язык!
— А разве не языком мы произносим слова нежности, верности, любви? Языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода, — говорит Эзоп.
Через некоторое время гости просят хозяина, чтобы находчивый раб принес самое ужасное. Вновь Эзоп принес язык.
И это сокровище, в котором запечатлена вся душа народа, его культура, мы обязаны хранить и беречь, «биться (как сказал Акаткин) над неподатливостью и загадочностью русского слова.
А для того чтобы наша речь была правильной и красивой, «податливой», чтобы она помогала поворачивать душу собеседника к добру, нужно много знать, понимать и чувствовать. И сейчас я предлагаю провести небольшой экзамен среди знатоков русского языка. Есть такие? ( На столе разложены билеты с заданиями по орфоэпии, орфографии, лексике).
К большому сожалению, правильная речь стала редкостью. Уровень речевой культуры постоянно снижается. Как часто мы порой не умеем правильно и точно назвать предмет и описать его признаки, как часто мы довольствуемся жалким набором слов, чем напоминаем известную героиню из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Её словарный запас составлял всего30 слов.
Выходит ученица. Сценка.
Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.
Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:
Сахалинское государственное казенное специальное
учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа
для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
Сахалинское государственное казенное специальное
учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа
для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
« Русский язык – нам есть чем гордиться! »
учитель русского языка
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Дорогие зрители! Сегодня мы пригласили вас на праздник русского языка, посвященный закрытию недели филологии.
Стихотворение А. Яшина
«Я люблю свой родной язык»
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Для больших и для малых стран
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!
Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа.
Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.
Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.
Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:
— Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу.
Стихотворение В. Шефнера
«Есть слова словно раны…»
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Не счесть на земле языков и наречий,
Они существуют, наверное, вечно.
Но нам всех дороже наш русский язык,
Ведь каждый из нас к нему с детства привык.
Но вот незадача, мы русские, вроде,
Однако чего не услышишь в народе:
Слова искажают, коверкают речь.
Мы вас попытаемся предостеречь.
Сценки о жаргонизмах
1-ый – Всё? Отстрелялся?
1-ый — А я тоже не могу врубиться в эту математику. Было бы клёво получить «4». Она говорит, иди, блин, отвечать, а у меня прикинь глаза на лоб.
Вы поняли, о чём шла речь? На каком языке говорили мальчики?
К сожалению, обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и красоте русского языка, правильная речь стала редкостью.
Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?
Доктор: На что жалуетесь?
Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.
Доктор: Температуру измеряли?
Вася: Да я градусник вчера кокнул!
Докто: А как лечились вчера?
Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.
Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.
САША: Эй, Федька, братан! Прикинь, что вчера было. Мы так классно начали отвисать, потом намутили там одну штуку, висели, висели, меня че-то прибило, потом накрыло, и я залип.
ФЕДЯ: Сань, так что все-таки случилось? Я тебя не понимаю!? И вообще, что за жаргон?! Где ты таких слов набрался-то?!
САША: Оооу. Тяжелый случай… По-моему, ты уже совсем отстал от современной жизни. Так сейчас все подростки общаются.
ФЕДЯ: Да ничего я не отстал! Я просто вас не понимаю! Эти ваши жаргонизмы засоряют нашу речь, она становится непонятной, беззвучной. В языке говорящего проявляется культура, воспитанность и знания… Да и словарный запас зависит от уровня культуры, начитанности, интеллекта. Тебе известно, что культурный человек имеет словарный запас 3000-3500 слов?
ЯНА: Ну-да… так много? Да и кому это надо?! По-моему, ты преувеличиваешь …
ФЕДЯ: Мне так не кажется. Некоторые скоро вообще забудут, как говорить и писать нужно. Вот к примеру, смотри, мы вчера с Мишкой переписывались.
Вот, я ему пишу: «Миш, Идем, поиграем в футбол? На улице такая погода хорошая». А он мне: « ( ». Я ему: « А может тогда в кино?». Он: « ) ». Я ему « Попкорн с собой возьмем?». Он « ))». Я ему: «Увидимся». И он мне: « ))) »
Вот и поговорили! Только мне непонятно: он или совсем русский язык забыл, или только как слова пишутся, не помнит.
САША: Ну и что? Что тебя не устраивает-то? И так же все понятно! И время экономится. Да и вообще, за смайликами будущее. Это прогресс! Я думаю, скоро даже стихи в школе по смайликам учить будем.
ФЕДЯ: Что? И как ты себе это представляешь?
САША: Да легко! Во, смотри.
«Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном»
(все это на экране показано с помощью смайликов)
ФЕДЯ: Я не могу с тобой согласиться, может, пойдем и спросим у наших друзей, что они думают?
Меня так колбасит, тебе параллельно…
Поди разберись, где тут правда, где ложь,
Без переводчика и не поймешь.
Ребята, ведь это всего лишь бравада!
Жаргонным наречьем глаголить не надо!
На русском писали Тургенев и Горький,
Есенин, Толстой, Пастернак и не только.
Ты будь с языком осторожней, мой друг!
И вслушайся в речи друзей и подруг!
Ребята, а Лёшка из 7 класса матерится. Ребята-а-а, я не знаю: это хорошо или плохо?
Конечно, плохо. Сквернословие, к сожалению, становится болезнью. А знаете ли вы, что в 17 веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь? А знаменитая мать Мария из монастыря Фрола и Лавра говорила, обращаясь к молодому человеку: «Не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Вот, оказывается, каким образом избавляли наших предков от желания сказать словцо! Защиты не будет. Крыла не будет над тобой!
Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Не говорить плохих слов самому. А.И. Солженицын говорил: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня». Не нужно бояться быть белой вороной. «Все – пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется мужество. Над тобой будут смеяться, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Попробуйте устоять, не испугаться насмешек, презрения и даже одиночества.
Ребята, а еще Колька говорит, чтоб я гнал бабки, припер ему тачку родака, иначе стремная житуха будет у меня. Ребята, я не понимаю, что он хочет. Помогите мне.
Это жаргонная лексика, которая тоже засоряет и портит нашу речь.
Вот какая у нас беда: вирус завелся в родном нашем языке.
Сейчас ребята покажут сценку « Вирус в Королевстве грамматики». Посмотрите, может быть, кто-нибудь узнает себя.
Сценка « Вирус в Королевстве грамматики».
Принцесса Морфология (Марфуша),
(Сцена оформлена, как тронный зал, стоят трон и банкетка для принцессы, кушетка для Всезнайки и Глагола)
Уже много лет во дворце королевы Грамматики все спокойно, выполняются все правила и законы. Давным-давно закончились все войны, даже споры бывают очень редко. Королева неустанно обучает свою дочь, принцессу Морфологию; и всех придворных.
Всезнайка. Ваше Грамматическое величество, к вам с докладом министр Глагол.
Глагол. Ваше Грамматическое величество, довожу до вашего сведения, что во вверенном мне хозяйстве поддерживается полнейший порядок.
Принцесса. Мамочка, можно я задам нашему глубокоуважаемому министру Глаголу вопрос?
Королева. Конечно, Марфуша.
Принцесса. А не скажет ли глубокоуважаемый министр Глагол, как поживает моя кузина Орфограмма? Как ее здоровье? Говорят, что все население их королевства поразил вирус.
Глагол. Ваша светлость, только что прибыл посыльный от вашей кузины. Если желаете, я могу расспросить его, чтобы довести до вашего сведения все события, происходящие в королевстве вашей любимой кузины.
Королева. Пригласите посыльного сюда.
Принцесса. Он нам расскажет все новости из королевства Орфограммы.
(Входит по-современному одетый мальчик, руки в карманах. Он-то и есть Вирус)
Вирус. Хэлоу, чувихи! Чо, прикалываетесь?
Принцесса. Мамочка, он что, француз?
Королева. Да нет, слова, как будто бы русские, только не понятно, о чем говорит.
Принцесса. Надо спросить у Всезнайки.
Королева. Вот именно. Господин Глагол, пригласите нашего Всезнайку.
(Глагол приводит Всезнайку).
Королева. Любезный Всезнайка, можете ли вы перевести речь этого юноши?
Всезнайка. Конечно, Ваше Грамматическое величество.
Вирус. Ты, чо, матуха, в таком прикольном прикиде и баклашнишь?
Всезнайка (переводит). Э-э-э. Ваше Величество в таком красивом наряде и так странно разговаривает.
(Принцесса хлопает в ладоши, хохочет).
Вирус. Ты чо, бронявая? Быстро припухни!
Всезнайка. Ты что, девочка? Перестань смеяться.
Вирус. Слушай, баланда, давай стопудово мутить, будем по трубе бакланить.
Всезнайка. Слушай, девочка, давай обязательно дружить. Будем разговаривать по сотовому телефону, разыгрывать родителей.
Принцесса. Вот здорово! Уважаемый, скажи, пожалуйста, как поживают дядюшка с тетушкой.
Вирус. Матуха в отстойном прикиде собирается на тусу.
Всезнайка. Их светлость в ужасном платье готовится к балу.
Вирус. А батон слушает гранж и рокерит с бакланами.
Всезнайка. Их светлость слушает тяжелый рок и катается на мотоциклах со своими приятелями.
Принцесса. Вот прикольно. А сестрица Орфограмма?
Вирус. А Мармазявка — колбаситца, рамсит, понтуется.
Всезнайка. А сестрица — веселится, несет всякую чушь, красуется, собирает у себя пати.
Всезнайка. Орфограмма собирает молодежную вечеринку.
Принцесса. Вот прикольно! Мамочка, я тоже хочу на пати!
Королева. Так, достаточно. Теперь мне все понятно. Это и есть тот самый Вирус, который называется «подростковый сленг». Наша дорогая кузина не придумала ничего лучше, чем отправить его к нам. Всезнайка, я приказываю взять его в ваше хозяйство, и пока он не забудет все эти слова, никуда его не отпускать. А мы с принцессой Морфологией пока будем офигевать. Ой!
Всезнайка. Испытывать сильные положительные эмоции.
(Министр уводит Вируса).
Глагол. А зараза-то, оказывается, распространяется очень быстро. Побегу к Всезнайке, прослежу, чтобы Вирус не вырвался, а то тогда всех поколбасит.
Незнайка: О-о-ой, какой страшный вирус. Я не знаю. Что же делать?
Николай Васильевич Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери:
— Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — промолвила первая дочь.
— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — проговорила вторая.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — пропела третья.
— Мне тяжело было без тебя, как пчела без цветка, — защебетала четвертая.
— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — проворковала пятая.
— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу — помыть ноги. (как вариант – принесла еды и накормила маму)
Вот какой поэтичный, выразительный, задушевный русский язык. И не только сокращения и жаргонизмы портят и засоряют его, но и чрезмерное использование заимствованной лексики.
1. (уверенно, с напускной важностью, высокомерно)
Уважаемые господа! С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум, погруженный в мотивирующую абстракцию, не может обойтись без утопического объективизма. Я так думаю…
2. (немного растерянно, обескуражено, возмущенно)
Позвольте, господа! Дифференцированный подход к модуляциям абстрагированного мышления дистанцируется от объективизма и концентрирует в себе субъективизм. Это же каждому ясно, как дважды два!
Не соглашусь с Вами, многоуважаемый! Деструктивный подход! Ваши модуляции с ассоциативным мышлением пугают меня! Этак, батенька, мы и до корреляции с компиляцией дойдем!
1. (великодушно развалясь на стуле, снисходительно)
Вы оба правы, господа! Это просто вопрос трактовки метода… Однако нельзя отрицать дезинформацию наших СМИ… Желтой прессы, наконец…
2. (горячо, убежденно, с азартом, быстро)
Господа! Не будем забывать, что мы достигнем успеха благодаря приоритету эмпирии перед креацией в экстраполировании ментального дискурса! Мы верим в нашу молодежь! Вот она, юная, цветущая, подающая огромные надежды… Поприветствуем её!
3. (иронически, с улыбкой)
Не идеализируйте, господа! Мировоззрение нашей публики сегодня зависит от а) менталитета российского гражданина вообще, б) умения анализировать свой жизненный опыт, и, наконец, в) наличия…
Хором: ЧУВСТВА ЮМОРА!
Он с детства мне знаком,
На нём впервые я сказала «мама»,
На нём клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Он дорог мне, он мой,
На нём ветра в предгорьях наших свищут,
На нём впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зелёною весной…
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
На нём живые, трепетные чувства
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране.
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне…
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
(Т. Зумакулова, балкарская поэтесса.)
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны́…
— Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
— Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
— Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть —
Слово тебе сотворит добро.
Мальчик увлеченно читает книгу, восклицает : «Не может быть!», «Вот это да!». Друг зовет его на футбол, девочки в кафе, он отказывается. Девочки предлагают ему чипсы. Он борется между желанием поесть чипсы и продолжать читать книгу. Но снова погружается в чтение. Девочки и мальчик в зал: «Вы знаете, почему Юра не идет играть в футбол, отказывается идти в кафе и есть чипсы?» Юра: «Я читаю толковый словарь русского языка!»
Ученик 1: «Хотите узнать, что общего между капустой и капитаном? Хотите? Тогда с этим этимологическим словарем я иду к вам!
Ученик 2: «Черное и белое… Лед и пламень… Жизнь и смерть… Любовь и ненависть… Читайте словарь антонимов русского языка!
Стихотворение В. Солоухина
Когда ты хочешь молвить слово,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Сценка о синонимах «В ЖЭКе»
В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.
— Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела. Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать.
— Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы.
— Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.
— Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только. вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.
— Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице.
Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:
-Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.
А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать. »
Я помню лазурный рассвет,
Малиновый, теплый закат,-
Дороже мне Родины нет,
Я ей благодарен стократ.
Там есть за деревней родник,
Вода в нем чиста, как слеза.
Там пел свои песни кулик
И плакала ивы лоза.
Спасибо за то, что дала
Мне русский великий язык,
Ты, Родина! – есть и была,
А я твой до смерти должник.
(Все участники выходят на сцену).
Известные мастера русского слова высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
«Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери…- это человек без рода и племени».
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Хоть в меру сил, в дни злобы
Наш дар бессмертный – речь.
Как хорошо, что многие ребята знают и любят свой язык. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте уважать друг друга.
Все вместе: Наш прекрасный русский язык!