Русский язык в 1 классе что изучают

Рабочая программа для 1 класса по предмету «Русский язык» УМК Школа России

Данная программа составлена на основе программы учебного курса «Русский язык» пункта 2 раздела 2 основной образовательной программы начального общего образования муниципального автономного образовательного учреждения «Ясновская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с приказом Минпросвещения России № 286 от 31 мая 2021 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», авторской программы В.П Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык». УМК «Школа России».

На изучение предмета в 1 классе отведено 132 часа (из них 26 часов на внутрипредметный модуль «Буквоград») в соответствии с учебным планом МАОУ «Ясновская СОШ».

Содержание учебного предмета «Русский язык» 1 класс

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.

Слово и предложение

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Последовательность букв в русском алфавите.

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма. Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста. Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Орфография и пунктуация

Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.

Общие сведения о языке

Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие соглас­ные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).

Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.

Русский алфавит : правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.

Орфография и пунктуация

Правила правописания и их применение: раздельное написание слов в предложении;

прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных; перенос слов (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн; слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника); знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.

Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Планируемые результаты учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты освоения программы начального общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:

1. Гражданско-патриотического воспитания :

— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного

-уважение к своему и другим народам;

-первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

2. Духовно-нравственного воспитания :

— признание индивидуальности каждого человека;

-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

-неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

3. Эстетического воспитания :

-уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

-стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

-соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

-бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

5. Трудового воспитания :

-осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

6. Экологического воспитания :

-бережное отношение к природе;

-неприятие действий, приносящих ей вред

7. Ценности научного познания :

-первоначальные представления о научной картине мира;

-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.);

-устанавливать аналогии языковых единиц; объединять языковые единицы по определённому признаку;

— характеризовать существенные признаки языковых единиц, определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

— анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи, формулировать запрос на дополнительную информацию.

Базовые исследовательские действия:

— формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

— формулировать на основе наблюдения выводы, сравнивать сделанные выводы с формулировками языковых законов, правил;

— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание.

Работа с информацией :

— выбирать нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; находить необходимую информацию в словарях, справочниках;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию, обращаясь к словарям, справочникам, учебнику;

— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова в сети Интернет в условиях контролируемого входа;

— анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

У обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Общение:

— соблюдать правила участия в диалоге: слушать собеседника, задавать вопросы, корректно делать замечания, приводить доказательства своей точки зрения;

— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения. Создание устных и письменных текстов:

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; корректно и аргументировано высказывать своё мнение;

— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

— готовить небольшие выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания.

— принимать цель совместной деятельности на уроках «Русского языка», коллективно строить план действий по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

— ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

У обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

— планировать действия по решению орфографической задачи, при анализе языковых явлений, языковых единиц;

— выстраивать последовательность выбранных действий.

— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку.

— устанавливать причины успеха/неудач при выполнении орфографической задачи;

— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

— различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;

— вычленять звуки из слова;

— различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]);

— различать ударные и безударные гласные звуки;

— различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);

— различать понятия «звук» и «буква»;

— определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;

— обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;

— правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

— писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

— применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;

— писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;

— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

— понимать прослушанный текст;

— читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

— находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;

— составлять предложение из набора форм слов;

— устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;

— использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

Источник

Русский язык, 1 класс

Уроки по русскому языку в первом классе состоят из изучения основных понятий языка. Ученики 1 класса последовательно проходят все буквы алфавита и соответствующие им звуки: учатся классифицировать их гласные и согласные, звонкие и шипящие, ударные и безударные. Изучают деление слов на слоги. Первоклассники знакомятся с понятием «предложение», учатся различать основные типы предложений: повествовательное, восклицательное и вопросительное. Знакомятся школьники и с основными правилами правописания.

В этом разделе собраны готовые конспекты уроков, контрольных работ; учебные задания, тесты, викторины и внеклассные мероприятия по русскому языку в первом классе.

Русский язык в 1 классе: конспекты уроков, планирование, разработки

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Конспект урока русского языка в 1 классе «Согласный звук [д] и буквы «Д, д» Конспект урока русского языка в 1 классе по теме : «Согласный звук [д] и буквы «Д, д». Письмо букв «Д, д», слогов и слов с буквой «Д» (комбинированный урок чтения и русского языка) Технологии: игровая, технология разноуровневой дифференциации, интегрированного обучения.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков» Цели: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки; совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь (мягкий.

Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему «Алфавит» Тема: «Алфавит» Цели: Совершенствовать у учащихся навыки чтения; поддерживать стремление как можно лучше читать; формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита. Задачи. 1. Открыть новый способ алфавитного расположения слов; способствовать прочному.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе коррекционной школы «Слово. Однокоренные слова» Конспект занятия по русскому языку в 1 классе. Тема: Слово. Однокоренные слова. Цели и задачи: познакомить детей с родственными и однокоренными словами; закрепить знания детей о правописании родственных слов, научить выделять корень слова; учить детей работе со словарными.

Статья «Конспект урока русского языка в 1 классе «Списывание с печатного. » Предмет: русский язык Тема: Списывание с печатного текста. Тип урока: Урок повторения знаний Цель: Учить списывать текст с печатного образца. Задачи: повторить и закрепить материал, изученный на уроках обучения грамоте; создать условия для знакомства с алгоритмом списывания.

Урок русского языка в 1 классе «Буквы, обозначающие гласные звуки» «Буквы, обозначающие гласные звуки» Учитель начальных классов Акопян Лена Владимировна, МБОУ СОШ №7 г. о. Королёв [/b] Тема : буквы, обозначающие гласные звуки. Цели : закрепить основные понятия о гласных буквах и звуках; уметь определять гласные звуки в словах. Тип урока.

Задания для урока по русскому языку «Учимся быть грамотными» в 1 классе Учимся быть грамотными Урок 1 1. Выпиши слово, в котором одинаковое количество букв и звуков. Ельник, капель, коньки, шмель. 2. Выпиши слово, которое не делится на слоги для переноса. Доктор, рыбка, яма, яблоко. 3. Выпиши слово, которое может иметь два значения в зависимости от.

Источник

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ

1.Слушание, говорение, чтение, письмо – это речь.

Устная речь – это речь, которую мы произносим или слышим.

Письменная речь – это речь, которую мы читаем или записываем.

2.Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов.

· Предложение выражает законченную мысль.

· В предложении говорится о ком-либо или о чём-либо.

· Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

· В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой (остановкой).

· На письме одно предложение от другого отделяется точкой (.), вопросительным (?) или восклицательным (!) знаками, многоточием ().

· По интонации предложения бывают невосклицательные (.), восклицательные (!), вопросительные (?).

3. Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и общей темой. У текста есть заголовок, тема, главная мысль.

Тема текста – это о чём говорится в тексте (Можно задать вопрос «О чём говорится в тесте?»).

Главная мысль текста – вывод, жизненный урок, это то, что хотел сказать автор (Можно задать вопросы «Чему учит текст?»)

4.Первое слово в предложении пишется с заглавной (большой) буквы.

Красная строка – строка в тексте, начинающаяся с отступа («два пальчика»).

5.С заглавной буквы ВСЕГДА пишутся:

· Имена, отчества, фамилии людей;

· Названия деревень, сёл, городов, стран, озёр, морей, рек и т.д.

6.При произношении слова состоят из звуков. Звуки обозначаются буквами.

Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух во рту проходит свободно, называют гласными. Гласный звук образует слог.

Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [и], [э], [ы].

Букв, обозначающих гласные звуки 10: а, о, у, и, э, ы, е, ё, ю, я.

7.Звуки, при произношении которых воздух во рту встречает преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум (например, [с]) или голос и шум (например, [з]) называются согласными.

Все согласные бывают звонкие (произносим их с голосом и шумом) и глухие (произносим их только с шумом).

Буквы, обозначающие звонкие согласные звуки: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж, з (верхняя строка ленты букв).

Буквы, обозначающие глухие согласные звуки: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ (нижняя строк ленты букв)

Таким образом, согласные по звонкости-глухости образуют пары.

Согласные звуки
ЗвонкиеГлухие
[б][п]
[в][ф]
[г][к]
[д][т]
[ж][ш]
[з][с]

Есть непарные согласные: звонкие ([р], [л], [м], [н]) или глухие ([ц], [ч], [щ], [х]).

8. Слог– это те звуки, которые можно произнести одним толчком воздуха. Слог может состоят из одного (гласного) или нескольких звуков (согласных и одного гласного). В слоге всегда только ОДИН ГЛАСНЫЙ звук. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков:

9.Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называют ударным. Все остальные слоги называются безударными.

Знак ударения (ʹ) ставится над буквой, которая обозначает гласный ударный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог (он и так будет произносится с ударением) или есть буква ё (она ВСЕГДА стоит под ударением).

Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов.

Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный звук стал ударным.

Проверяемое слово – это слово, в котором надо проверить написание безударной гласной буквы.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением.

Проверяемое словоПроверочное слово
пишемПроизносим и слышимпишемПроизносим и слышим
домá[д ам á]дóм[д óм]

10.В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо.

Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

Проверяемое словоПроверочное слово
пишемПроизносим и слышимпишемПроизносим и слышим
столб[с т о л п]столбы[с т а л бы]

11.В русском алфавите 33 буквы (выучить). Каждая имеет своё место и название.

Русский язык в 1 классе что изучают. Смотреть фото Русский язык в 1 классе что изучают. Смотреть картинку Русский язык в 1 классе что изучают. Картинка про Русский язык в 1 классе что изучают. Фото Русский язык в 1 классе что изучают

12.Буквы Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый знак) звука не обозначают. Ь (мягкий знак) показывает, что согласные звук произносится мягко.

пишемПроизносим и слышим
уголь[у г о л’]

Мягкость согласных звуков на письме также обозначается гласными буквами е, ё, ю, я, и, но только в том случае, если стоят после них («дружат с согласными»).

пишемПроизносим и слышим
лес[л’эс]

13.Буквы е, ё, ю, я (йотированные гласные) в начале слова или после гласного звука обозначают два звука и один звук, если стоят после согласного.

Русский язык в 1 классе что изучают. Смотреть фото Русский язык в 1 классе что изучают. Смотреть картинку Русский язык в 1 классе что изучают. Картинка про Русский язык в 1 классе что изучают. Фото Русский язык в 1 классе что изучают

пишемПроизносим и слышим
яма[й’а м а]
мяч[м’а ч]

Русский язык в 1 классе что изучают. Смотреть фото Русский язык в 1 классе что изучают. Смотреть картинку Русский язык в 1 классе что изучают. Картинка про Русский язык в 1 классе что изучают. Фото Русский язык в 1 классе что изучают

14. Перенос слов. При письме переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку.

Русский язык в 1 классе что изучают. Смотреть фото Русский язык в 1 классе что изучают. Смотреть картинку Русский язык в 1 классе что изучают. Картинка про Русский язык в 1 классе что изучают. Фото Русский язык в 1 классе что изучают

Русский язык в 1 классе что изучают. Смотреть фото Русский язык в 1 классе что изучают. Смотреть картинку Русский язык в 1 классе что изучают. Картинка про Русский язык в 1 классе что изучают. Фото Русский язык в 1 классе что изучают

Буквы й, ь, ъ при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами.

Русский язык в 1 классе что изучают. Смотреть фото Русский язык в 1 классе что изучают. Смотреть картинку Русский язык в 1 классе что изучают. Картинка про Русский язык в 1 классе что изучают. Фото Русский язык в 1 классе что изучают

Слова – названия
Предметов или объектов, явлений, чувствПризнаковДействий предметов или явлений
Отвечают на вопросыКто? (одушевлённые)Что? (неодушевлённые)Какой? Какая? Какое? Какие?Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?
ПримерМаша, дедушка, медведьДерево, деревня, гроза, радостьБольшой, большая, большое, большиеРастёт, вырастет, растут, вырастут

16.Слова на, в, от, об, по, из, к, у, за, под, над, с – предлоги. Они служат для связи слови в предложении. Предлоги пишутся отдельно от других слов.

Сравни:
Пришёл школуПришёл в школу

17. Диалог – разговор двух или нескольких человек. В письменной речи слова каждого участника разговора пишутся с красной строки, перед ними ставится знак «тире».

3 + 5 =6 + 2 =
5 + 2 =4 + 1 =
4 + 5 =6 + 4 =
4 + 2 =4 + 3 =

а) Измерь длину отрезка и запиши результат. Начерти ещё один отрезок, который короче первого на 2 см.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *