Русский язык в 1 классе что изучают
Рабочая программа для 1 класса по предмету «Русский язык» УМК Школа России
Данная программа составлена на основе программы учебного курса «Русский язык» пункта 2 раздела 2 основной образовательной программы начального общего образования муниципального автономного образовательного учреждения «Ясновская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с приказом Минпросвещения России № 286 от 31 мая 2021 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», авторской программы В.П Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык». УМК «Школа России».
На изучение предмета в 1 классе отведено 132 часа (из них 26 часов на внутрипредметный модуль «Буквоград») в соответствии с учебным планом МАОУ «Ясновская СОШ».
Содержание учебного предмета «Русский язык» 1 класс
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Последовательность букв в русском алфавите.
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма. Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста. Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.
Русский алфавит : правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов в предложении;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных; перенос слов (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн; слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника); знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Планируемые результаты учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты освоения программы начального общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания :
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
-уважение к своему и другим народам;
-первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания :
— признание индивидуальности каждого человека;
-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
-неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания :
-уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
-стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
-соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
-бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания :
-осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания :
-бережное отношение к природе;
-неприятие действий, приносящих ей вред
7. Ценности научного познания :
-первоначальные представления о научной картине мира;
-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.);
-устанавливать аналогии языковых единиц; объединять языковые единицы по определённому признаку;
— характеризовать существенные признаки языковых единиц, определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
— анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи, формулировать запрос на дополнительную информацию.
Базовые исследовательские действия:
— формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— формулировать на основе наблюдения выводы, сравнивать сделанные выводы с формулировками языковых законов, правил;
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание.
Работа с информацией :
— выбирать нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; находить необходимую информацию в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию, обращаясь к словарям, справочникам, учебнику;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова в сети Интернет в условиях контролируемого входа;
— анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
У обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Общение:
— соблюдать правила участия в диалоге: слушать собеседника, задавать вопросы, корректно делать замечания, приводить доказательства своей точки зрения;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения. Создание устных и письменных текстов:
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; корректно и аргументировано высказывать своё мнение;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания.
— принимать цель совместной деятельности на уроках «Русского языка», коллективно строить план действий по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
У обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
— планировать действия по решению орфографической задачи, при анализе языковых явлений, языковых единиц;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку.
— устанавливать причины успеха/неудач при выполнении орфографической задачи;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
— различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
— вычленять звуки из слова;
— различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
— различать ударные и безударные гласные звуки;
— различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
— различать понятия «звук» и «буква»;
— определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;
— правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
— писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
— применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
— писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать прослушанный текст;
— читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
— находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
— составлять предложение из набора форм слов;
— устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
— использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
Русский язык, 1 класс
Уроки по русскому языку в первом классе состоят из изучения основных понятий языка. Ученики 1 класса последовательно проходят все буквы алфавита и соответствующие им звуки: учатся классифицировать их гласные и согласные, звонкие и шипящие, ударные и безударные. Изучают деление слов на слоги. Первоклассники знакомятся с понятием «предложение», учатся различать основные типы предложений: повествовательное, восклицательное и вопросительное. Знакомятся школьники и с основными правилами правописания.
В этом разделе собраны готовые конспекты уроков, контрольных работ; учебные задания, тесты, викторины и внеклассные мероприятия по русскому языку в первом классе.
Русский язык в 1 классе: конспекты уроков, планирование, разработки
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
Конспект урока русского языка в 1 классе «Согласный звук [д] и буквы «Д, д» Конспект урока русского языка в 1 классе по теме : «Согласный звук [д] и буквы «Д, д». Письмо букв «Д, д», слогов и слов с буквой «Д» (комбинированный урок чтения и русского языка) Технологии: игровая, технология разноуровневой дифференциации, интегрированного обучения.
Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков» Цели: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки; совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь (мягкий.
Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему «Алфавит» Тема: «Алфавит» Цели: Совершенствовать у учащихся навыки чтения; поддерживать стремление как можно лучше читать; формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита. Задачи. 1. Открыть новый способ алфавитного расположения слов; способствовать прочному.
Конспект урока по русскому языку в 1 классе коррекционной школы «Слово. Однокоренные слова» Конспект занятия по русскому языку в 1 классе. Тема: Слово. Однокоренные слова. Цели и задачи: познакомить детей с родственными и однокоренными словами; закрепить знания детей о правописании родственных слов, научить выделять корень слова; учить детей работе со словарными.
Статья «Конспект урока русского языка в 1 классе «Списывание с печатного. » Предмет: русский язык Тема: Списывание с печатного текста. Тип урока: Урок повторения знаний Цель: Учить списывать текст с печатного образца. Задачи: повторить и закрепить материал, изученный на уроках обучения грамоте; создать условия для знакомства с алгоритмом списывания.
Урок русского языка в 1 классе «Буквы, обозначающие гласные звуки» «Буквы, обозначающие гласные звуки» Учитель начальных классов Акопян Лена Владимировна, МБОУ СОШ №7 г. о. Королёв [/b] Тема : буквы, обозначающие гласные звуки. Цели : закрепить основные понятия о гласных буквах и звуках; уметь определять гласные звуки в словах. Тип урока.
Задания для урока по русскому языку «Учимся быть грамотными» в 1 классе Учимся быть грамотными Урок 1 1. Выпиши слово, в котором одинаковое количество букв и звуков. Ельник, капель, коньки, шмель. 2. Выпиши слово, которое не делится на слоги для переноса. Доктор, рыбка, яма, яблоко. 3. Выпиши слово, которое может иметь два значения в зависимости от.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ
1.Слушание, говорение, чтение, письмо – это речь.
Устная речь – это речь, которую мы произносим или слышим.
Письменная речь – это речь, которую мы читаем или записываем.
2.Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов.
· Предложение выражает законченную мысль.
· В предложении говорится о ком-либо или о чём-либо.
· Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
· В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой (остановкой).
· На письме одно предложение от другого отделяется точкой (.), вопросительным (?) или восклицательным (!) знаками, многоточием (…).
· По интонации предложения бывают невосклицательные (.), восклицательные (!), вопросительные (?).
3. Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и общей темой. У текста есть заголовок, тема, главная мысль.
Тема текста – это о чём говорится в тексте (Можно задать вопрос «О чём говорится в тесте?»).
Главная мысль текста – вывод, жизненный урок, это то, что хотел сказать автор (Можно задать вопросы «Чему учит текст?»)
4.Первое слово в предложении пишется с заглавной (большой) буквы.
Красная строка – строка в тексте, начинающаяся с отступа («два пальчика»).
5.С заглавной буквы ВСЕГДА пишутся:
· Имена, отчества, фамилии людей;
· Названия деревень, сёл, городов, стран, озёр, морей, рек и т.д.
6.При произношении слова состоят из звуков. Звуки обозначаются буквами.
Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух во рту проходит свободно, называют гласными. Гласный звук образует слог.
Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [и], [э], [ы].
Букв, обозначающих гласные звуки 10: а, о, у, и, э, ы, е, ё, ю, я.
7.Звуки, при произношении которых воздух во рту встречает преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум (например, [с]) или голос и шум (например, [з]) называются согласными.
Все согласные бывают звонкие (произносим их с голосом и шумом) и глухие (произносим их только с шумом).
Буквы, обозначающие звонкие согласные звуки: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж, з (верхняя строка ленты букв).
Буквы, обозначающие глухие согласные звуки: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ (нижняя строк ленты букв)
Таким образом, согласные по звонкости-глухости образуют пары.
Согласные звуки | |
Звонкие | Глухие |
[б] | [п] |
[в] | [ф] |
[г] | [к] |
[д] | [т] |
[ж] | [ш] |
[з] | [с] |
Есть непарные согласные: звонкие ([р], [л], [м], [н]) или глухие ([ц], [ч], [щ], [х]).
8. Слог– это те звуки, которые можно произнести одним толчком воздуха. Слог может состоят из одного (гласного) или нескольких звуков (согласных и одного гласного). В слоге всегда только ОДИН ГЛАСНЫЙ звук. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков:
9.Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называют ударным. Все остальные слоги называются безударными.
Знак ударения (ʹ) ставится над буквой, которая обозначает гласный ударный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог (он и так будет произносится с ударением) или есть буква ё (она ВСЕГДА стоит под ударением).
Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов.
Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный звук стал ударным.
Проверяемое слово – это слово, в котором надо проверить написание безударной гласной буквы.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением.
Проверяемое слово | Проверочное слово | ||
пишем | Произносим и слышим | пишем | Произносим и слышим |
домá | [д ам á] | дóм | [д óм] |
10.В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо.
Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
Проверяемое слово | Проверочное слово | ||
пишем | Произносим и слышим | пишем | Произносим и слышим |
столб | [с т о л п] | столбы | [с т а л бы] |
11.В русском алфавите 33 буквы (выучить). Каждая имеет своё место и название.
12.Буквы Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый знак) звука не обозначают. Ь (мягкий знак) показывает, что согласные звук произносится мягко.
пишем | Произносим и слышим |
уголь | [у г о л’] |
Мягкость согласных звуков на письме также обозначается гласными буквами е, ё, ю, я, и, но только в том случае, если стоят после них («дружат с согласными»).
пишем | Произносим и слышим |
лес | [л’эс] |
13.Буквы е, ё, ю, я (йотированные гласные) в начале слова или после гласного звука обозначают два звука и один звук, если стоят после согласного.
пишем | Произносим и слышим |
яма | [й’а м а] |
мяч | [м’а ч] |
14. Перенос слов. При письме переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку.
Буквы й, ь, ъ при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами.
Слова – названия | ||||
Предметов или объектов, явлений, чувств | Признаков | Действий предметов или явлений | ||
Отвечают на вопросы | Кто? (одушевлённые) | Что? (неодушевлённые) | Какой? Какая? Какое? Какие? | Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают? |
Пример | Маша, дедушка, медведь | Дерево, деревня, гроза, радость | Большой, большая, большое, большие | Растёт, вырастет, растут, вырастут |
16.Слова на, в, от, об, по, из, к, у, за, под, над, с – предлоги. Они служат для связи слови в предложении. Предлоги пишутся отдельно от других слов.
Сравни: | |
Пришёл школу | Пришёл в школу |
17. Диалог – разговор двух или нескольких человек. В письменной речи слова каждого участника разговора пишутся с красной строки, перед ними ставится знак «тире».
3 + 5 = | 6 + 2 = |
5 + 2 = | 4 + 1 = |
4 + 5 = | 6 + 4 = |
4 + 2 = | 4 + 3 = |
а) Измерь длину отрезка и запиши результат. Начерти ещё один отрезок, который короче первого на 2 см.