Рутокен для налоговой для чего нужен

Рутокен ЭЦП 2.0: преимущества и сфера применения

Рутокен ЭЦП 2.0 — один из видов носителей для закрытого ключа электронной подписи. В чем его преимущество и в каких системах можно использовать?

Основные характеристики

Носитель Рутокен ЭЦП 2.0 предназначен для:

Рутокен ЭЦП 2.0 выпускает компания «Актив-софт», токен выполнен в виде флеш-накопителя со встроенным микроконтроллером и защищенной памятью для безопасного хранения данных владельца.

Носитель можно использовать на любом компьютере или на мобильном устройстве с USB-разъемом. Рутокен ЭЦП 2.0 поддерживает российские и международные стандарты информационной безопасности и совместим c операционными системами Windows, Linux и Mac.

Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть фото Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть картинку Рутокен для налоговой для чего нужен. Картинка про Рутокен для налоговой для чего нужен. Фото Рутокен для налоговой для чего нужен

В чем преимущества носителя

Дополнительный уровень безопасности

Шифрование данных на Рутокен ЭЦП 2.0 производится методом двухфакторной аутентификации с использованием PIN-кода. Для успешной аутентификации требуется выполнить два условия:

Это обеспечивает гораздо более высокий уровень защиты по сравнению с обычным доступом по паролю. Если устройство попадет в руки злоумышленника, он не сможет воспользоваться информацией на нем или создать подпись, даже если ему известен пароль.

Встроенная лицензия на криптопровайдер

Для работы с Рутокен ЭЦП 2.0 не нужно устанавливать средство криптографической защиты информации (СКЗИ) на компьютер или мобильное устройство. СКЗИ вшито в носитель и работает внутри него, а не в операционной системе.

Благодаря этому владелец не привязан к одному рабочему месту и может выполнять операции создания электронной подписи и шифрованию на любом компьютере, где установлено соответствующее ПО. Кроме того, исключен конфликт Рутокен ЭЦП 2.0 и других СКЗИ.

Криптография на борту

Рутокен ЭЦП выполняет криптографические операции таким образом, что закрытая ключевая информация не покидает пределы токена. Это исключает возможность компрометации ключа и повышает информационную безопасность системы, в которой используется токен.

Где используется?

Рутокен ЭЦП 2.0 используют в электронном документообороте и самых разных системах, в том числе где установлены высокие требования к безопасности информации:

«Рутокен ЭЦП 2.0» также можно использовать на сайте ФНС для аутентификации в сервисе «Личный кабинет индивидуального предпринимателя». С его помощью налогоплательщики подписывают и отправлять в ФНС заявления на регистрацию, перерегистрацию и снятие с учета контрольно-кассовой техники и другие документы.

Источник

Восемь вопросов об электронной подписи налоговой: когда, кому и зачем получать

Пора ли мне менять электронную подпись? Этот вопрос сейчас волнует почти каждого предпринимателя — подписи начала выдавать ФНС, изменились правила их использования. В этой статье попробуем разобраться, стоит ли ИП уже сейчас обращаться в налоговую и что делать, если срок действия текущей подписи заканчивается в середине 2022 года.

В июле 2021 года сертификаты электронной подписи (далее — электронные подписи) начал выдавать удостоверяющий центр ФНС (УЦ ФНС). К 1 января 2022 года подпись ФНС нужно получить всем ИП и руководителям организаций, чтобы продолжить сдавать отчетность, работать с закупками и вести другой электронный документооборот. Этого требуют поправки в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

В одной из статей мы рассказывали о том, как изменения отразятся на бизнес-процессах. Но по-прежнему у предпринимателей остаются вопросы об ЭП, которую будет выдавать налоговая, а также о том, где и к какому сроку ее нужно получать.

Эльба задала эти вопросы редактору Удостоверяющего центра Контура Ольге Кураевой и подготовила видеосюжет:

Ходят разговоры, что с 1 июля электронную подпись можно получить только в налоговой. Правда ли это?

Да, ЭП действительно можно получить в налоговой. Но не только в ней — об этом в вопросах ниже.

С 1 января 2022 года предприниматели и руководители организаций нужно при смене электронной подписи должны будут получать электронную подпись ФНС и использовать только её.

Она подойдет для работы на всех электронных площадках и в сервисах, чтобы сдавать отчетность, вести документооборот, предоставлять налоговые декларации (расчеты). ЭП налоговой — универсальный инструмент.

Получать её можно и после 1 января 2022 года, а до этого пользоваться текущей электронной подписью. Это относится только к тем, у кого есть электронная подпись аккредитованного по новым правилам УЦ (Контур относится к их числу).

Как к 1 января 2022 года все ИП и руководители организаций успеют получить электронную подпись в налоговой бесплатно?

Стоит отметить, что процесс получения подписи с 1 июля 2021 года заметно усложнился. При этом получить её можно будет не только в налоговой. ФНС возьмет себе помощников из числа УЦ, которые пройдут аккредитацию по новым правилам. Для помощников организован еще более жесткий дополнительный отбор. Те УЦ, которые его пройдут, станут доверенными лицами ФНС.

Чтобы получить ЭП налоговой, можно будет обратиться либо непосредственно в инспекцию, либо к доверенному лицу в офис. За первой подписью нужно будет прийти лично — к этой дате налоговая хочет каждого предпринимателя, руководителя организации увидеть в лицо и убедиться, что ЭП получает именно он.

Контур планирует стать доверенным лицом ФНС.

Допустим, ИП когда-то получил подпись, которая у него заканчивается в сентябре 2021 года. Сможет ли он спокойно продлить ее в Контуре?

А если срок действия ЭП заканчивается в 2022 году в марте?

Мы обновили ответ в этом вопросе, потому что в вышло разъяснение от Минцифры РФ.

Такая электронная подпись будет работать до марта 2022 года. Минцифры РФ разъяснило, что электронные подписи удостоверяющих центров с новой аккредитацией, например, Контура, действуют весь свой период.

Получается, если подпись действует до 1 марта 2022 года, она обнуляется 1 января 2022 года?

Ответ в этом вопросе мы также обновили согласно разъяснению Минцифры.

Нет, после 1 января 2022 года ИП и руководителям можно использовать либо подпись налоговой, либо уже имеющуюся у них подпись аккредитованного УЦ. А вот получить новую подпись они смогут только в налоговой.

Можно ли получить эту ЭП заранее, обратившись в налоговую?

Да, можно уже сейчас обращаться в налоговую за получением такой подписи.

Правда ли, что ФНС выдает подпись бесплатно?

Да, в ФНС ЭП бесплатная. Точнее файлы ЭП выдают бесплатно. Но эти файлы нужно куда-то записать, поэтому в налоговую нужно будет прийти со специальной флешкой (токеном). Помимо этого перед визитом в налоговую нужно убедиться, что на компьютере есть программа криптозащиты КриптоПро. А если ее нет, то приобрести лицензию на неё у производителя или в коммерческом УЦ.

Если вы не хотите разбираться с программами, флешками и установками, обратитесь в Контур или к другому доверенному лицу ФНС. Они выдадут ЭП налоговой с флешкой, помогут установить её, устранят ошибки, если они возникнут.

Срок действия ЭП от Контура заканчивается в августе. Стоит ли ИП уже сейчас обращаться в налоговую за получением новой ЭП, или продлить контуровскую подпись и потом в конце года заменить ее в Контуре на новую? Какие варианты возможны?

1. Если ИП хочет получить новую ЭП от налоговой прямо сейчас, то он может обратиться в налоговую инспекцию. Но для этого ему потребуется собрать комплект документов и инструментов:

2. ИП может обратиться в Контур, где процесс получения ЭП налоговой будут проще. Мы поможем собрать документы, предоставим токен и лицензию КриптоПро, установим всё, что необходимо, и решим технические вопросы во время работы с подписью. Эту услугу мы пока разрабатываем.

ИП останется только прийти в инспекцию лично, чтобы она убедилась, что вы действительно существуете и подпись принадлежит именно вам.

3. ИП может продлить подпись в августе, как это он делал всегда в Контуре. У него будет контуровская ЭП, а не подпись налоговой. И она будет работать до августа 2022 года, если была выдана на 12 месяцев. А потом заменить свою ЭП на ЭП налоговой.

Контур поможет получить ЭП налоговой. Поскольку к тому времени компания планирует стать доверенным лицом ФНС, идти в налоговую не придется — только посетить один из наших офисов.

В любом из трех вариантов ИП станет обладателем ЭП налоговой.

Если хотите узнать больше о новшествах, о том, как с 2022 года работать сотрудникам и обслуживающим бухгалтериям, что такое электронная доверенность — читайте статью «Электронная подпись: что изменится с 1 июля 2021 года и позже» с подробным разбором изменений.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Токены для ФНС: какие бывают и как выбрать

Подпись, выпущенную в удостоверяющем центре ФНС России или у доверенного лица ФНС России, нельзя скопировать на компьютер. Это требование налоговой. Поэтому для хранения нужно покупать сертифицированный носитель — USB-токен. Внешне он похож на обычную флешку.

Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть фото Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть картинку Рутокен для налоговой для чего нужен. Картинка про Рутокен для налоговой для чего нужен. Фото Рутокен для налоговой для чего нужен

Главное отличие USB-токена от флешки — защищаемая паролем карта памяти, встроенная в устройство. Только владелец подписи, который знает пин-код, может подписать документ. Если бы подпись хранилась на обычной флешке, ее бы мог присвоить любой человек, который имеет к ней доступ.

В статье расскажем, какие бывают токены и как выбрать модель под свои задачи.

Требования к USB-токенам

Удостоверяющий центр ФНС России может записать сертификат электронной подписи только на носитель, соответствующий требованиям:

Некоторые удостоверяющие центры продают смарт-карты. Я могу записать электронную подпись на нее?

Если вы выпускаете подпись в удостоверяющем центре ФНС России или у ее доверенного лица — нет. Требования к токенам четко прописаны ФНС России.

То же самое касается использования облачной подписи.

Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть фото Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть картинку Рутокен для налоговой для чего нужен. Картинка про Рутокен для налоговой для чего нужен. Фото Рутокен для налоговой для чего нужен

Смарт-карта выглядит как банковская карта. Чтобы ей пользоваться, нужно покупать считыватель. Сейчас выпускают смарт-карты с NFC модулем — ими можно пользоваться, приложив к компьютеру или телефону.

Какие бывают USB-токены

USB-токены можно поделить на две группы: простые и продвинутые.

Простые

Чтобы подписать документ, нужно установить на компьютер СКЗИ — средство криптографической защиты информации. Например, КриптоПро CSP. К таким носителям относится, например, Рутокен Lite, Рутокен Lite micro.

Продвинутые

В носитель уже вшит чип шифрования, устанавливать СКЗИ на компьютер не нужно. Но если хотите подписывать документы в браузере, нужно установить плагины.
К таким носителям относится, например, Рутокен ЭЦП, Рутокен ЭЦП 2.0 и JaCarta SE.

Для подписания документов по ЭДО, участия в торгах и подачи деклараций в ФНС России можно использовать любой USB-токен. Для работы в ЕГАИС «Алкоголь» и ЕГАИС «Лес» подойдет только продвинутый токен со встроенной криптографией.

Главное отличие простого токена от продвинутого — первый не работает в ЕГАИС, так как система предъявляет повышенные требования к средствам, которые используются при создании закрытой части ключа.

Электронные подписи для торгов, отчетности, госпорталов и других задач на сертифицированных носителях

УЦ «Росэлторг» аккредитован Минцифры России

Сравнение популярных в России USB-токенов

Рутокен LiteРутокен ЭЦП 2.0eToken 5110JaCarta-2 SE
Подходит для большинства задач: торги, ЭДО, работа на госпорталах
Работает в ЕГАИС
ОсобенностиЕсть версия ЭЦП 2.0 type‑c с разъемом для Макбуков.Генерирует и хранит закрытые ключи, пароли и цифровые сертификаты внутри чипа.
Сколько сертификатов можно записать88518
Средняя цена1200 ₽2000 ₽1900 ₽1800 ₽

Все модели из таблицы подходят для компьютеров на Windows, Linux и macOS.

Вы можете записать новый сертификат электронной подписи на токен, который уже используете. Главное, чтобы он соответствовал требованиям ФНС России. Если будете выпускать сертификат в удостоверяющем центре ФНС России, перед визитом убедитесь, что на токене нет действующих сертификатов. Перед записью сотрудники налоговой службы могут удалить с токена всю информацию.

Где купить токен для ФНС России

Есть три варианта, где можно купить носитель для электронной подписи:

Удобнее купить носитель в удостоверяющем центре. Во-первых, удостоверяющий центр всегда имеет запас носителей на складе. Во-вторых, удостоверяющий центр точно продает сертифицированные носители и может приложить сертификат соответствия от производителя. В-третьих, специалисты удостоверяющего центра помогут подобрать модель носителя, которая точно подойдет для решения ваших задач, например, для работы в ЕГАИС или взаимодействия с банками по системе «Клиент-Банк».

Если кратко

Электронные подписи для торгов, отчетности, госпорталов и других задач на сертифицированных носителях

УЦ «Росэлторг» аккредитован Минцифры России

Источник

Рутокен: что это и как использовать

Рутокен — это вид ключевого носителя (токена). Он хранит электронную подпись и цифровой сертификат. В отличие от флешки, на токенах данные защищены паролем и дополнительными средствами безопасности. Рутокены имеют сертификацию ФСТЭК/ФСБ, что соответствует требованиям 63-ФЗ.

Что вы узнаете

Популярные варианты

Рутокен Lite

Это базовый и самый бюджетный вариант.

В нем нет встроенного средства криптозащиты, поэтому для использования ЭЦП нужно установить ПО на компьютер. Информация на токене защищена ПИН-кодом владельца — без него получить доступ к ЭЦП нельзя.

Если владелец 10 раз неправильно введет ПИН, устройство заблокируется. Чтобы его разблокировать, нужно скачать драйверы Рутокена и ввести ПИН под учетной записью «Администратор» (стандартно — 87654321). Либо обратиться в удостоверяющий центр.

Рутокен не подходит для работы с алкоголем в ЕГАИС.

Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть фото Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть картинку Рутокен для налоговой для чего нужен. Картинка про Рутокен для налоговой для чего нужен. Фото Рутокен для налоговой для чего нужен

Рутокен Lite micrо

Отличие от предыдущего варианта — в размере устройства. Подойдет для пользователей, которые работают на ноутбуках.

СКЗИ приобретается отдельно (для работы в СБИС СКЗИ не требуется).

Не подходит для работы с алкоголем в ЕГАИС.

Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть фото Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть картинку Рутокен для налоговой для чего нужен. Картинка про Рутокен для налоговой для чего нужен. Фото Рутокен для налоговой для чего нужен

Рутокен ЭЦП 2.0

Модель содержит встроенное СКЗИ: для использования подписи не нужно устанавливать дополнительные программы.

Токен защищен двухфакторной аутентификацией — для его использования нужен ПИН-код.

Единственная модель Рутокена, которая подходит для работы с ЕГАИС.

Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть фото Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть картинку Рутокен для налоговой для чего нужен. Картинка про Рутокен для налоговой для чего нужен. Фото Рутокен для налоговой для чего нужен

Рутокен ЭЦП 2.0 Type-c

Тот же вариант, но с другим разъемом: подходит для ноутбуков с портом USB Type-C или Thunderbolt 3 (кроме Apple iPad Pro 2018 года).

Подходит для работы с алкоголем в ЕГАИС.

Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть фото Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть картинку Рутокен для налоговой для чего нужен. Картинка про Рутокен для налоговой для чего нужен. Фото Рутокен для налоговой для чего нужен

Сравнение моделей

Для наглядности мы подготовили таблицу.

Как настроить

Для работы с носителями без встроенного СКЗИ нужно устанавливать ПО на компьютер. Самая распространенная программа — это КриптоПро CSP. Установить программу и драйверы можно самостоятельно либо обратиться в удостоверяющий центр.

Мы предлагаем упрощенное решение — запустить мастер настройки рабочего места. Он установит не только драйвер, но и другое ПО, которое требуется для работы с электронной подписью. С мастером не нужно устанавливать драйверы вручную.

Мастер проверит, есть ли на вашем компьютере приложения для работы с ЭП. Выполняя рекомендации, установите или обновите ПО — напротив всех пунктов должна появиться зеленая галочка.

Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть фото Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть картинку Рутокен для налоговой для чего нужен. Картинка про Рутокен для налоговой для чего нужен. Фото Рутокен для налоговой для чего нужен

Выберите вашу электронную подпись.

Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть фото Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть картинку Рутокен для налоговой для чего нужен. Картинка про Рутокен для налоговой для чего нужен. Фото Рутокен для налоговой для чего нужен

Когда все работы будут завершены, появится кнопка «Начать работу». Нажмите ее, чтобы перейти в личный кабинет и отправить первый отчет или утвердить отгрузочные документы на приобретенную ЭП.

Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть фото Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть картинку Рутокен для налоговой для чего нужен. Картинка про Рутокен для налоговой для чего нужен. Фото Рутокен для налоговой для чего нужен

Ваш компьютер будет готов к работе с ЭП.

В состав драйверов Рутокен входит специальное приложение — «Панель управления Рутокен». В ней можно:

Срок действия электронной подписи — 12 месяцев.

Источник

Получаем подпись в ФНС: как выбрать носитель

Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть фото Рутокен для налоговой для чего нужен. Смотреть картинку Рутокен для налоговой для чего нужен. Картинка про Рутокен для налоговой для чего нужен. Фото Рутокен для налоговой для чего нужен

Чтобы бесплатно получить подпись в ФНС, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо или нотариус должны приобрести специальный токен. Токен — это носитель электронной подписи, он служит для хранения ключа ЭП и его использования.

В этой статье мы разберёмся в том, какие носители существуют, в чём разница между ними и расскажем, как с ними работать и какие ошибки могут возникнуть во время их эксплуатации.

Какие носители бывают

Все токены внешне напоминают флешку и выполняют её функции — выступают в качестве носителя. Однако, в отличие от обычной флешки, токены являются защищёнными носителями: на них устанавливается пароль и в них встроены криптографические алгоритмы. Это сделано для того, чтобы максимально обезопасить хранимую на них электронную подпись от компрометации, то есть доступа постороннего лица к защищённой информации.

Мы лишь вскользь упомянем о том, что хранить электронную подпись можно и на компьютере, но это небезопасно. В то же время, с 1 января 2022 года, получить подпись для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов можно будет только в удостоверяющем центре ФНС. И получатель должен иметь при себе токен, на который и будет загружен ключ.

К носителям выставлены определённые требования: они должны быть сертифицированы и соответствовать формату USB Type-A. К этому типу можно отнести следующие токены:

В чём разница

Носители различают по следующим критериям: производитель, внешний вид, аппаратная криптография, объём защищённой памяти, цена, дополнительные опции, поддержка тех или иных операционных систем и необходимое программное обеспечение для работы.

Токены могут различаться также и по максимальному количеству электронных подписей, которые можно на них установить. Например, если размер носителя 64 Кб, то на него можно установить до 8 электронных подписей.

Объём защищённой памяти варьируется от 32 до 128 Kb, в зависимости от производителя. Некоторые модели могут содержать дополнительную flash-память для автоматического запуска необходимого программного обеспечения. Большинство токенов поддерживает множество версий Windows, а также Mac OS X и GNU/Linux.

Несмотря на все отличия, носители служат одной цели. Мы рекомендуем при выборе токена обращать внимание на то, подходит лишь ваша операционная система или нет для работы с данным носителем. При необходимости можно покупать карту с дополнительными опциями.

Как работать с носителями

Порядок получения электронной подписи на токен выглядит следующим образом:

Чтобы полноценно работать с установленной на токен электронной подписью, нужно выполнить ещё несколько действий. Главное — на компьютер нужно установить криптопровайдер « КриптоПро CSP », это требование налоговой. Остальное зависит от выбранного носителя: нужно будет установить драйвер для работы с токеном.

Порядок работы с носителями очень прост: в случае с Рутокеном, который является самым распространённым российским носителем, достаточно установить драйвер и воткнуть сам токен в гнездо USB. Настройка носителя осуществляется в специальной панели управления, которая устанавливается вместе с драйвером.

После выполненных действий электронную подпись можно будет использовать по назначению: подписывать электронные документы, работать с государственными порталами и участвовать в закупках.

Какие могут возникнуть ошибки

Во время работы с токеном могут возникать ошибки, которые может исправить либо сам пользователь, либо организация, выдавшая носитель. Рассмотрим основные ошибки, которые возникают при работе с Рутокеном.

Носитель ключа электронной подписи нужно хранить в недоступном для посторонних лиц месте, чтобы избежать компрометации. Использовать его нужно чётко в соответствии с прилагаемой инструкцией, а при возникновении проблем — пользоваться вышеуказанными методами их решения или обращаться в службу поддержки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

МодельВстроенный СКЗИРабота с ЕГАИСДвухфакторная защитаСертификаты
Рутокен Lite