Рвота в школе что делать

Что делать, если у ребенка тошнота и рвота?

Содержание

Ситуации, когда ребенок жалуется на тошноту, нередки, особенно в раннем возрасте. Каждый родитель хотя бы раз встречался с этим неприятным явлением.

Тошнотой называют неприятные ощущения в желудке и подложечной области. Логическим завершением этого состояния является рвота, то есть «эвакуация» еды и желчи из желудка. Обычно сопровождается такими симптомами, как повышенное слюноотделение, побледнение кожи, снижение температуры и артериального давления, потливость и даже обморок. Может носить как эпизодический, так и постоянный характер (в зависимости от причин).

Причины появления тошноты у ребенка

По происхождению причины тошноты можно разделить на несколько категорий.

Тошнота у ребенка на «нервной почве»

Здесь задействована центральная нервная система. Состояние возникает при:

Если у ребенка наблюдается неоднократная тошнота без температуры (или с низкой температурой) и поноса или же без рвоты, – причины могут быть самые разнообразные. Такие состояния – это поводы для немедленного обращения к врачу. При своевременном обращении прогноз в основном благоприятный.

«Токсическая» тошнота

Она связана с наличием в организме токсинов различного происхождения, которые циркулируют по кровеносной системе:

Тошнота, обусловленная заболеваниями желудочно-кишечного тракта

Если периодически у ребенка возникает тошнота, то это серьезный повод обратиться к детскому гастроэнтерологу, который назначит прохождение исследований. Чем раньше будет начато лечение, тем благоприятней будет врачебный прогноз.

Чем кормить ребенка при тошноте и рвоте?

Многие родители не знают, какой должна быть диета малыша, если его постоянно тошнит. При неоднократной рвоте (особенно при отравлениях, когда она сопровождается поносом) малыш теряет много жидкости, что грозит обезвоживанием. Необходимо давать небольшие порции воды, компота из сухофруктов, остуженных травяных чаев или отвара шиповника. Ни в коем случае нельзя использовать для выпаивания сладкую воду или газированные напитки – это может резко ухудшить состояние. Также не стоит давать ребенку пить за раз много жидкости – так можно спровоцировать новый приступ рвоты. Источник:
Е.О. Комаровский
Справочник здравомыслящих родителей. Часть 2. Неотложная помощь. Эксмо-Пресс, 2011 г.

В каждом случае врач дает индивидуальные рекомендации по питанию ребенка, но общий принцип таков: следует максимально снизить нагрузку на желудочно-кишечный тракт. Из рациона необходимо убрать копченую, пересоленную, жирную пищу. Каши на воде, кисели, домашние компоты и сухарики, паровые котлеты и овощи – все это относится к щадящему рациону и поможет малышу скорее выздороветь.

Врачи медцентра «СМ-клиника» имеют огромный опыт в лечении заболеваний ЖКТ у детей. Передовые методы обследований и квалифицированные врачи помогут быстро выявить причины тошноты у ребенка и начать эффективное лечение.

Источник

Ребёнок жалуется на тошноту и боль в животе, когда нужно идти в школу. Что делать?

«Мам, можно я не пойду сегодня в школу? Живот болит!» — родители школьников регулярно слышат эту фразу. Но что делать, если это становится ежедневной традицией, при том что здоровье ребенка на самом деле в порядке? Отвечает психолог Светлана Филяева.

Вопрос. Как общаться с ребёнком-подростком? Не посещает школу, аргументирует тем, что болит живот, её тошнит, ей плохо, хотя всё проверили, даже то, что никогда не болело.

Ответ. Первая возможная причина такого поведения подростка — психосоматические проявления эмоционального дискомфорта в школе. Возможно, ребенок переживает конфликт со сверстниками или с учителем. Тревога, печаль, раздражение могут проявляться в телесных симптомах — боли в животе, расстройства стула, тошнота, головные боли, мышечные спазмы.

Особенно выражены такие ощущения, когда ребенок лишен возможности обсудить свои проблемы со взрослыми, получить эмоциональную поддержку или конкретную помощь. Дети избегают таких разговоров по разным причинам — часто это страх или стыд, неуверенность в том, что их поймут, опасение услышать «это все ерунда, не делай из мухи слона, не будь тряпкой — ты со всем справишься».

Поэтому нужен доверительный разговор — и если родители понимают, что ребенку сложно поделиться с ними, то лучше вовремя привлечь третью сторону — педагога или психолога. Иногда подростки отрицательно относятся к общению со школьным психологом — «вдруг кто-то подумает, что я странная или узнает, какие у меня проблемы». В таком случае рекомендую найти психолога за пределами школы.

Вторая причина подобных жалоб на самочувствие — манипуляция, привлечение внимания, тактика избегания трудностей и страх возможной неудачи. Иногда это осознанное поведение подростка, иногда бессознательное в случае демонстративной акцентуации личности. Также я не исключаю и вариант тревожного расстройства — когда уровень беспокойства зашкаливает и может вызвать много телесных проявлений вплоть до панических атак.

Остановлюсь подробнее на тактике избегания трудностей и страха неудач. Учебная программа усложняется и, даже если в начальных классах проблем у ребенка не было, в средней и старшей школе не все могут справиться с нагрузкой. Как практикующий психолог я хочу обратить внимание родителей на то, что сейчас именно из-за этого многие подростки переживают стресс и депрессию — в явной или скрытой форме. Если же к домашней работе добавляются репетиторы, дополнительные занятия, если есть давление и завышенные ожидания со стороны родителей, то ребенок может оказаться психологически не готов к такому темпу.

Появляется страх не справиться, эмоциональное выгорание, нарушение сна, физическая усталость, вредные пищевые привычки. Жалобы на плохое самочувствие могут быть как совершенно искренними, так и ложью, к которой подросток прибегает, чтобы избежать нагрузки.

Авторам вопроса я советую прочесть несколько книг, которые тоже помогут разобраться в ситуации:

Фото: Shutterstock / Maya Kruchankova

Источник

Ротавирусная инфекция: как лечить и как не заразиться?

Ротавирусная инфекция — участившееся инфекционное заболевание, с которым сталкивается большинство родителей. Однако о лечении своего ребенка знает далеко не каждый.

Педиатр GMS Clinic Анастасия Вартомянц-Чупрякова рассказала информационному порталу «Здоровые дети», чем опасен ротавирус, как его лечить, и существуют ли способы профилактики.

Рвота в школе что делать. Смотреть фото Рвота в школе что делать. Смотреть картинку Рвота в школе что делать. Картинка про Рвота в школе что делать. Фото Рвота в школе что делать

Анастасия, что такое Ротавирус?

Это кишечная инфекция, которая вызывается вирусом семейства Реовирусы. Инфицирование происходит из-за попадания ротавируса на слизистую ротовой полости, вирус проникает дальше в пищеварительный тракт и начинает размножаться в тонком кишечнике, вызывая неблагоприятные последствия.

У ротавируса есть восемь видов, но человек может заразиться лишь тремя из них, при этом болезнь протекает абсолютно одинаково. Чаще всего в нашей стране заражаются ротавирусом вида А.

Ротавирусная инфекция характеризуется сезонностью, вирус активен при высокой влажности и устойчив к низким и высоким температурам. Чаще всего дети болеют в зимне-весенний и осенне-зимний период.

Какие симптомы характерны при заболевании ротавирусной инфекцией?

Характерно острое начало — рвота, жидкий стул, боли в животе, повышение температуры.

Как передается заболевание?

Через грязные руки инфекция попадает в рот, то есть фекально-оральным путем. Воздушно-капельным путем ротавирус не передается.

В каком возрасте дети наиболее подвержены заболеванию?

До пяти лет практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни переболевает ротавирусом, в той или иной степени. Данная инфекция поражает все возрастные слои населения.

Как происходит массовое заражение детей в школе?

Дети не соблюдают простых правил личной гигиены — после посещения туалетной комнаты не моют руки. Дальше происходят рукопожатие, игры, съели яблочко, поделились яблоком с другом, откусили шоколадку у друга и так далее. Таким образом распространяется инфекция.

Чем опасен ротавирус?

Главная опасность — это потеря жидкости. Обезвоживание и интоксикация ведут к нарушению функций организма.

В течение какого времени после инфицирования проявляются симптомы заболевания?

Инкубационный период — от нескольких часов до нескольких суток. Чаще всего симптомы проявляются на первые — вторые сутки.

Сколько длится острый период заболевания?

Это индивидуально для каждого случая. Чаще всего — от трех до пяти суток. Первые трое суток — самое тяжелое течение заболевания.

Что делать, если у ребенка высокая температура?

Если температура выше, чем 38,5 °C, то ее нужно сбивать жаропонижающими средствами. При преобладании рвоты — лучше ректальные свечки, при превалировании диарейного синдрома — суспензия через рот. Препаратами выбора могут быть парацетамол и ибупрофен.

Существует ли особая опасность для маленьких детей до года?

Как я уже говорила, мы боимся потери жидкости, соответственно, чем меньше человечек, тем меньший объем жидкости находится в его организме. Если у ребенка будет многократная рвота и обильный жидкий стул, значит ребенок быстрым темпом дойдет до обезвоживания. Поэтому в тяжелых случаях — однозначно стационар.

Можно ли лечить заболевание самостоятельно?

При первых симптомах заболевания необходимо обратиться к доктору, чтобы он посмотрел ребенка, сделал необходимые анализы и назначил правильное лечение. До осмотра у врача нужно начать отпаивать ребенка водой — небольшими порциями. Заниматься самостоятельным лечением ребенка не следует.

Рвота в школе что делать. Смотреть фото Рвота в школе что делать. Смотреть картинку Рвота в школе что делать. Картинка про Рвота в школе что делать. Фото Рвота в школе что делать

Нужно ли кормить ребенка до назначения лечения врачом?

Во время болезни ротавирусной инфекцией дети чаще всего от еды отказываются, так как превалирует рвота. Но если ребенок просит есть, то это должна быть еда не жирная, не содержащая большого количества клетчатки. Прекрасно подходит рисовая каша, которая закрепляет стул и является сорбентом.

В народе принято при заболевании ротавирусом давать детям Регидрон. Нужно ли это делать?

Регидрон — это солевой раствор, он является лекарственным препаратом. Принимать его или нет — решает только врач.

Можно ли осуществлять лечение на дому?

Все зависит от степени тяжести заболевания. Если форма легкая — лечение можно проводить на дому. Если заболевание средне-тяжелое или тяжелое — стационар. В любом случае, это определяет врач.

Что делать, если у ребенка в классе много случаев заболевания?

Необходимо объяснить ребенку, что очень важно соблюдать правила личной гигиены.

Какие меры предосторожности принимать в квартире, если болеет ребенок?

В этом случает также необходимо соблюдать правила гигиены. Если рвотные или каловые массы попадают на поверхность, это место нужно обрабатывать дезинфицирующими средствами. Мыть руки чаще.

Какая должна быть восстановительная терапия после того, как спали основные симптомы заболевания?

Соблюдение элиминационной диеты (от англ. Elimination — исключение, устранение — это диета с исключением некоторых продуктов из рациона) — необходимо на время исключить из рациона жирные продукты и продукты с повышенным содержанием клетчатки, а также продукты, вызывающие послабление кишечника, с постепенным расширением диеты.

Какая существует профилактика этого заболевания?

Профилактика — соблюдение правил личной гигиены и вакцинация. Вакцинация проводится для детей в возрасте до 32 недель, то есть в грудничковом возрасте. Это вакцина Ротатек. Существует еще вторая вакцина — Ротарикс — она делается до 24 недели. Если ребенку сделали прививку в этом возрасте, то вакцина защитит от заболевания, если в более позднем возрасте, то вакцинация уже не будет иметь положительного эффекта. Во время заболевания вакцинация также не принесет результата.

Источник

Рвота в школе что делать

Белорусский государственный медицинский университет

Рвота является частым симптомом многих патологических состояний у детей – от однократной, не представляющей опасности для ребенка, до многократной, нередко свидетельствующей о возникновении угрозы жизни пациента. Во всех ситуациях для уточнения ее причин необходимо провести тщательный анализ анамнеза и по возможности полное комплексное обследование ребенка. Собирая анамнез, осуществляя клиническое, инструментальное и лабораторное обследование пациента, медицинский работник должен стремиться определить основной патогенетический механизм рвоты и в зависимости от этого уточнить план диагностики и лечения. Следует помнить, что повторная рвота часто приводит к серьезным клиническим и метаболическим нарушениям, угрожает жизни ребенка.

Необходимо подчеркнуть, что рвота – это прежде всего компенсаторный акт. И здесь же следует заострить внимание на одном очень важном положении педиатрии: у детей довольно быстро включаются в действие компенсаторные (адаптивные) механизмы, но, к сожалению, порой их действие быстро истощается, то есть компенсированные функции сменяются декомпенсированным состоянием.

Кроме того, рвота – сложный рефлекторный акт, который обусловлен возбуждением рвотного центра, вызванным изменением внешней среды (укачивание, раздражение зрительных или обонятельных рецепторов), либо раздражениями, идущими из внутренней среды организма (заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, почек и т. д.). В большинстве случаев рвоте предшествует тошнота, а иногда гиперсаливация.

Рвотный центр находится в нижней части дна IV желудочка продолговатого мозга. Считается, что рвотный центр активируется непосредственно афферентными импульсами, возникающими в различных областях организма, тогда как на хеморецепторную (пусковую) зону воздействуют многие лекарственные средства и токсины. Таким образом, место возникновения рвотного рефлекса может быть как на периферии (рецепторы внутренних органов), так и в продолговатом мозге (хеморецепторная пусковая зона). Рвотный центр находится также под регулирующим воздействием коры головного мозга.

Акт рвоты состоит из ряда последовательных, координированных между собой движений, которым предшествует глубокий вдох. Затем опускается надгортанник, одновременно поднимается гортань и закрывается голосовая щель (чем обеспечивается изоляция дыхательных путей от рвотных масс). Мягкое нёбо, приподнимаясь, отгораживает носовую полость. Сокращение привратника и расслабление дна желудка способствуют передвижению содержимого желудка в область дна желудка. При плотно закрытом привратнике и широко раскрытом входе в желудок, расширенном и укороченном пищеводе происходит сильное сокращение диафрагмы и мышц брюшного пресса. Возникшее повышенное внутрибрюшное давление способствует стремительному выбрасыванию содержимого желудка наружу. Нередко акт рвоты сопровождается усиленной антиперистальтикой кишечника, в результате чего содержимое кишечника может попадать в желудок и составлять содержимое рвотных масс. Рвота сопровождается ощущением общей слабости, побледнением лица, выделением пота, падением артериального давления, учащением ритма сердечной деятельности (табл. 1). Указанные явления проходят, когда прекращается рвота.

Таблица 1. Физиологические реакции, возникающие при тошноте и рвоте

Изменение органов и системОсновная причина
ГиперсаливацияБлизкое расположение рвотного центра к черепным нервам, иннервирующим слюнные железы
ТахикардияСтрессовая реакция
Снижение желудочной секрецииУгнетение эфферентной вагусной регуляции желудка
ДефекацияБлизкое расположение рвотного центра к участкам мозга, контролирующим акт дефекации

Факторы, вызывающие рвотный рефлекс, многообразны, что объясняется большим числом связей, существующих между рвотным центром и всеми системами организма. Еще ведущие педиатры прошлого Н. Ф. Филатов, М. С. Маслов придавали большое значение анализу характера рвотных масс при проведении дифференциальной диагностики и определении последующего лечения причин, вызывающих рвоту.

В зависимости от причин, вызвавших рвотных рефлекс, условно различают рвоту:

Таблица 2. Характеристика рвоты неврогенного происхождения

ПризнакНаличие и выраженность
ТошнотаМожет быть умеренной или отсутствовать
Натуживание при рвотеНе характерно
Повторные акты рвотыЧастые, вплоть до неукротимых
Связь с приемом пищиОтсутствует
Общее самочувствиеБыстро ухудшается
Подавление рвотыСамостоятельно нельзя
Характер рвотных массЖелудочный сок, свежесъеденная пища или выпитая жидкость
Сопутствующие явленияСильная головная боль
Патология других органов и системПоражение центральной нервной системы; возникновение очаговой симптоматики

К первой группе относятся условно-рефлекторная рвота, наступающая уже при виде или даже только при представлении каких-либо вызывающих отвращение факторов (насекомые в тарелке с едой и т. д.); психогенная рвота, связанная с острыми эмоциональными расстройствами, утомлением (табл. 3); рвота, вызванная расстройством мозгового кровообращения или органическим заболеванием мозга или его оболочек (приступы мигрени, сотрясение мозга, кровоизлияние в мозг, менингит, опухоль мозга); рвота при раздражении или поражении органов равновесия – мозжечка или ушного лабиринта (например, при укачивании, болезни Меньера); рвота при глаукоме – один из очень важных и характерных симптомов острого повышения внутриглазного давления; рвота, сопровождающая поражение спинного мозга.

Таблица 3. Характеристика психогенной рвоты у детей

ПризнакНаличие и выраженность
ПолВ основном женский
ВозрастЧаще у школьников
ТошнотаЧасто отсутствует
Натуживание во время рвотыОтсутствует; рвота происходит легко
Повторность рвотыЧаще не характерна
Связь с приемом пищиНаступает вскоре после начала еды или может отсутствовать
Влияние настроения и других психогенных факторовХарактерно
Подавление рвотыУдается не всегда
Характер рвотных массСвежесъеденная пища, без патологических примесей
Сопутствующие явленияЧаще отсутствуют
Место возникновения рвотыВ общественных местах случается редко
Сочетание с анорексиейНередко

Висцеральная рвота вызывается состояниями, связанными с раздражением слизистой оболочки желудка (острый гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка или 12-перстной кишки, сужение и спазм привратника). Сюда также относят поражение кишечника (энтероколит, острый аппендицит, непроходимость), болезни желчного пузыря и печени (холецистит, желчнокаменная болезнь, гепатиты), острый панкреатит, перитонит, воспаление внутренних половых органов у девушек, ранняя беременность, поражение почек, раздражение корня языка, зева, глотки, надгортанника.

При возникновении у родителей жалоб на появление рвоты у ребенка обязательно нужно выяснить у них следующие принципиально важные моменты:

Только с учетом полученных ответов можно ставить диагноз и определять терапию (табл. 4).

Таблица 4. Дифференциальный диагноз рвоты в зависимости от ее вида

Пилоростеноз и пилороспаз, адреногенитальный синдром

Гастрит (если рвота приносит облегчение)

Язвенная болезнь (если рвота приносит облегчение)

Вид рвотыЗаболевания
Пищеводная (возникает во время приема пищи)Стеноз пищевода, врожденный короткий пищевод, последствия ожогов пищевода
Желудочная:

на фоне болей в животе

Упорная, навязчивая, сопровождается болями в правом подреберьеЖелчнокаменная болезнь
С примесью желчиДискинезия 12-перстной кишки
Упорная, навязчивая, не приносит облегчения, может сопровождаться повышенной саливацией и тошнотойПанкреатит
Упорная, навязчивая, с запахом каловых массКишечная непроходимость

Исследование рвотных масс может дать много ценной информации при диагностике ряда заболеваний у ребенка. Обычно при осмотре определяют объем рвотных масс, изменение остатков пищи, наличие примесей (табл. 5) и запах. При подозрении на инфекционно-токсический характер воспаления или на отравление рвотные массы направляют на лабораторное исследование. Объем рвотных масс, превышающий количество принятой перед этим пищи, указывает на расширение желудка и задержку эвакуации. Об этом же говорит наличие в рвотных массах пищи, принятой за несколько часов до рвоты или накануне. Темно-коричневый и темно-зеленый цвет рвотных масс указывает на продолжительность пребывания пищи в желудке. Мало измененный вид кусочков хлеба или мяса, принятых за несколько часов до рвоты, свидетельствует о недостаточной переваривающей активности желудочного сока.

Таблица 5. Дифференциальная диагностика рвоты в зависимости от наличия примесей в рвотных массах

Характер примеси в рвотных массахПричины данного состояния
Пища или свернувшееся молокоНедоношенность, морфофункциональная незрелость, перекорм, аэрофагия, стеноз пищевода, атрезия пищевода, диафрагмальная грыжа, короткий пищевод
Свернувшееся молокоПилоростеноз, адреногенитальный синдром, пищевая аллергия (гастроинтестинальная форма)
ЖелчьАтрезия или стеноз 12-перстной кишки, атрезия тонкой и толстой кишки, дискинезия желудочно-кишечного тракта (дуоденостаз), дуоденогастральный рефлюкс, мекониевый илеус, мекониевый перитонит, истинный мегадуоденум, мегаколон
СлизьОстрый или хронический гастрит, пищевая аллергия (гастроинтестинальная форма), бронхит (дети раннего возраста могут заглатывать мокроту, при приступе кашля бывает рвота с примесью слизи или мокроты)
ГнойФлегмона желудка
КровьИстинная мелена, язвы пищеварительного тракта, меккелев дивертикул, инвагинация, онкогематологические заболевания
Алая кровьИз отделов, расположенных выше желудка: носовое кровотечение, из десен, глотки, дыхательных путей; ожоги или язвы пищевода
«Кофейная гуща»Из желудка и 12-перстной кишки (эрозивно-язвенное поражение), гастроинтестинальная форма пищевой аллергии (непереносимость белков коровьего молока, сои), при воспалении (хеликобактерной этиологии или обусловленным вирусом Эпштейна – Барр)
Большое количество кровиМассивное острое или длительное капиллярное кровотечение, ожог пищевода, язва пищевода, варикозное расширение вен пищевода, синдром портальной гипертензии
Примесь каловых массПоздняя стадия разных форм кишечной непроходимости

Рвота натощак только жидким содержимым указывает на гиперсекрецию желудка. Примесь желчи в рвотных массах говорит о силе рвотных движений и неполном закрытии привратника. При свежем кровотечении из верхних отделов желудочно-кишечного тракта в рвотных массах отмечается алая кровь и, наоборот, при давних кровотечениях массы окрашены в темно-коричневый цвет. При молочнокислом брожении рвотные массы имеют кисловатый, прогорклый спиртовой запах, при уремическом состоянии – запах аммиака (табл. 6)

Таблица 6. Дифференциальная диагностика рвоты в зависимости от запаха рвотных масс

Запах рвотных массСостояния, при которых он встречается
Прогорклого маслаГипо- и ахлоргидрия
КислыйРвота желудочным содержимым
ТухлыйЗастой пищи в желудке
КаловыйКишечная непроходимость
АммиачныйХроническая почечная недостаточность
ВинныйМальабсорбция, отравление стиральным порошком, шампунем
АцетонаСахарный диабет, ацетонемическая рвота, органический ацидемии (ацидурии)
ГнилостныйДивертикул пищевода

Рвота у детей встречается гораздо чаще, чем у взрослых, и наступает, как писал известный русский педиатр Н. Ф. Филатов, «тем легче, чем моложе ребенок». Рвота у детей имеет различное значение в диагностике заболеваний в зависимости от возраста: у детей старшего возраста она по характеру и причинам возникновения мало отличается от рвоты у взрослых, а у детей раннего возраста она нередко является главным симптомом заболевания.

У детей первых месяцев жизни рвота может принимать своеобразную форму срыгивания, которая отличается от рвоты тем, что происходит очень легко, без предварительной тошноты, напряжения брюшного пресса, побледнения лица и каких-либо неприятных ощущений. Механизм срыгивания заключается в сокращении желудка при открытой кардии. Происходит под влиянием рефлекса, идущего через автономную систему иннервации желудка, то есть через местные ганглии, заложенные в стенке желудка в области кардии и привратника. Частота срыгивания варьирует от 18 до 40% случаев у детей, обращающихся за консультацией к педиатру. Не менее 67% всех 4-месячных детей срыгивают хотя бы один раз в сутки. Почти 23% родителей рассматривают срыгивания как повод для беспокойства. По данным S. P. Nelson и соавт. (1997), у половины детей до 3 месяцев наблюдается регургитация: пик частоты приходится на 4 месяца (67%), наиболее выраженное ее падение наблюдается в возрасте от 6 до 7 месяцев, а к 10–12 месяцам частота срыгивания снижается до 5%.

Необходимо указать на следующие анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста, которые приводят к срыгиванию:

Большое значение имеет и вхождение пищевода в желудок не под острым, а под прямым углом, что в сочетании почти с постоянным горизонтальным положением грудного ребенка способствует легкому поступлению жидкой пищи из желудка в пищевод. Срыгивание и рвота у детей первых недель и месяцев жизни чаще имеет функциональный характер. Простое срыгивание нередко наблюдается у детей при беспорядочном грудном кормлении, обычно при перекорме, и считается до известной степени физиологическим процессом, к 4–6 месяцам жизни оно прекращается.

Так называемая привычная рвота наблюдается у детей-аэрофагов, которые при каждом глотке пищи проглатывают воздух, находящийся в полости глотки. Это обусловлено отсутствием у них «глотательного» дыхания – рефлекторного акта, когда при начале глотательного движения происходит слабый, но отчетливый вдох, производимый слабым сокращением диафрагмы. Это движение удаляет воздух из полости глотки и предохраняет желудок от раздувания. У маленьких детей такой автоматический рефлекс еще не выработан, поэтому после заглатывания воздух с силой вырывается обратно из желудка в виде отрыжки, увлекая за собой и его содержимое.

Встречаются дети с атонией (недостаточностью кардиального сфинктера), у которых срыгивание легко наступает вследствие небольшого давления на живот (например, при пеленании ребенка или поднятии его после кормления), а также напряжения брюшной стенки при плаче. При этом молоко из желудка легко затекает в пищевод и, раздражая его слизистую оболочку, может вызывать рвоту. Спазм кардии и привратника также может вызывать рвоту. При спазме кардиального сфинктера тотчас после кормления или даже во время кормления выливается не измененное молоко.

Причины срыгивания и рвоты у детей раннего возраста можно объединить в две группы:

Часто синдром срыгивания и рвоты на первом году жизни ребенка обусловлен перинатальной энцефалопатией. Она возникает в результате острой или хронической гипоксии (нехватки кислорода) плода и травм во время родов. Это так называемый синдром вегето-висцеральных нарушений. Срыгивания и рвота не только доставляют сильное беспокойство родителям, они могут провоцировать развитие разных проблем у малыша: дефицит веса, нарушение обмена веществ, воспаление слизистой оболочки пищевода – эзофагит. При упорной рвоте организм младенца теряет большое количество воды, возникает дегидратация. Самым грозным осложнением является аспирация (попадание рвотных масс в дыхательные пути) с возможным развитием асфиксии новорожденных и синдрома внезапной смерти или аспирационной пневмонии (воспаление легких вследствие аспирации).

Распознавание рвоты органического происхождения у новорожденных детей имеет исключительно важное значение, так как упорная рвота в этом возрасте является ведущим симптомом ряда пороков развития, нарушающих прохождение пищи по пищеварительному тракту и требующих неотложного хирургического вмешательства. К таким порокам развития относятся: атрезия пищевода, пороки развития 12-перстной кишки, нарушение ее проходимости при кольцевидной поджелудочной железе, атрезия тонкого или толстого кишечника, а также некоторые формы диафрагмальной грыжи. Непостоянный характер рвоты с периодической задержкой стула может указывать на частичную непроходимость кишечника в по причине незаконченного его поворота, а также стеноза пищевода вследствие эмбриональных тяжей и спаек в брюшной полости, которые сдавливают тот или иной отдел желудочно-кишечного тракта.

При дифференциальной диагностике рвоты у новорожденных следует помнить о возможности мекониальной непроходимости (при илеусе и перитоните), возникающей при муковисцидозе. У детей первых недель жизни упорная рвота может быть симптомом сольтеряющей формы адреногенитального синдрома с нарушением обмена электролитов.

У старших детей рвота утром натощак с выделением большого количества слюны и слизи наблюдается при хроническом гастродуодените с повышением секреторной активности слизистой желудка вследствие накопления в нем значительного количества желудочного сока. Всегда при наличии рвоты необходимо уточнить у родителей ребенка время ее наступления, связь с приемом пищи и наличием болей в животе, объем и характер рвотных масс и примесей к ним.

Рвота через 10–15 мин после еды может указывать на функциональную диспепсию, острый гастрит, опухолевый процесс кардиального отдела желудка. Рвота пищей, съеденной накануне и даже за 1–2 дня до ее возникновения, характерна для стеноза привратника. Следует подчеркнуть, что у детей с язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки рвота часто возникает на высоте болевого синдрома, причем после рвоты наступает облегчение. При остром панкреатите, почечной колике рвота не вызывает прекращения болей. Таким образом, наиболее часто рвота возникает при различных заболеваниях верхних отделов желудочно-кишечного тракта. Например, так называемая пищеводная рвота встречается при дивертикулах и сужениях пищевода, характеризуется содержанием в рвотных массах мало измененной пищи, отсутствием соляной кислоты, иногда имеет гнилостный запах.

Редко рвота может сигнализировать о начале острой кишечной инфекции. При остром аппендиците рвота наблюдается чаще. Упорная рвота возникает при непроходимости кишечника, при этом рвотные массы имеют фекальный запах. Острый перитонит сопровождается постоянной мучительной рвотой, вместе с тем сопутствующей тошноты почти не наблюдается. Рвота у детей может возникать при эмболии и тромбозе мезентериальных сосудов, при ущемленных грыжах, гельминтозах. Нередко рвота возникает при заболеваниях печени, почек, мочевыводящих путей. В случае когда в хирургическое отделение поступают дети с картиной абдоминального синдрома с рвотой на фоне повышенной температуры, часто имеет место классическая картина острого пиелонефрита.

Родители каждого ребенка (особенно младенца!) должны знать, в каких случаях при появлении рвоты требуется немедленная помощь врача.

Нужно вызвать скорую помощь при следующих симптомах:

С целью практического использования и закрепления представленного материала составлена схема, в которой приведены причины рвоты у детей с учетом их возраста.

В заключение следует отметить, что суть сестринского процесса при синдроме рвоты сводится прежде всего к оценке состояния ребенка, выяснению причин путем тщательного сбора анамнеза, своевременному направлению пациента к врачу. Лечебно-профилактические мероприятия при синдроме рвоты у детей и подростков будут представлены в следующем номере журнала.

Использованная литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *