Рыночная экономика более эффективна чем планово административная так

Глава 2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА

Два способа решения фундаментальных проблем экономики

Теория

02.211.0.

2.2. Административно-плановая система

Теория

02.221.0.

Рынок и его функции

Теория

02.231.0.

Кругооборот доходов в рыночной экономике

Ключевые понятия, термины, определения

Какое понятие (термин) соответствует следующему определению:

Форма организации контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, на основе которой совершается купля-продажа предметов торговли?

Форма юридического закрепления за гражданином или группой людей прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, используемым или для личного потребления, или для осуществления предпринимательской деятельности?

Субъект рыночной экономики, представленный отдельным человеком или семьей, являющийся собственником факторов производства и не участвующий в производстве товаров и услуг?

Экономическая система, в основе которой лежит государственная форма собственности, а общественное производство организуется на основе директивного планирования?

Метод организации производства, когда отдельный производитель или группа производителей выполняют строго установленный вид работ или специализируются на изготовлении определенного вида продукции или ее части?

Борьба между производителями товаров и услуг за рынки сбыта своей продукции и за получение дохода от ее продажи?

Субъект рыночной экономики, использующий факторы производства для изготовления товаров и услуг с целью их продажи на рынке для получения прибыли?

Экономическая система, основанная на частной собственности, свободном предпринимательстве и ценовом механизме регулирования экономики?

Теория

02.241.0.

Тесты, Проблемы

Верно ли представленное утверждение:

Рыночная экономика более эффективна, чем планово-административная, так как правительства в странах с рыночной экономикой лучше знают экономическую теорию и проводят правильную экономическую политику?

Производители в рыночной экономике выпускают именно те товары, в которых нуждаются люди, потому что их взаимодействие координируется правительством?

В планово-административной экономике ответ на вопрос «Кто получает производимые товары?» определяется производителями товаров и услуг?

В рыночной экономике прибыль побуждает фирмы производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и продавать их по цене которая устраивает покупателей?

Разделение труда приводит к росту взаимозависимости производителей?

Конкуренция способствует снижению цены?

Природный эгоизм Адам Смит считал вредным для общества?

В странах с рыночной экономикой планирование недопустимо?

Любая экономическая система сталкивается с необходимостью согласования интересов людей?

Вопросы, упражнения, задачи (без использования экрана)

Какой тип экономической системы характеризуют следующие события:

В магазине стояла длинная очередь за хлебом: с завтрашнего дня ожидалось повышение цен, и потому люди покупали хлеб впрок?

Члены независимой партии любителей пива в большинстве своем потомственные пивовары. Они производят пиво, используя новейшие технологии, понимая, что таким путем они могут получить более высокую прибыль?

Распоряжение главы государства гласило, что впредь до особого распоряжения в стране прекращена свободная купля-продажа иностранной валюты?

Страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, и правительство издало постановление о продлении срока выплаты пособия по безработице до полутора лет?

Коллектив предприятия был премирован за сверхплановый выпуск продукции?

Выпускники медицинского училища были направлены на работу в сельские больницы области?

Засуха этого года привела к росту цен на пшеницу?

Специальные задания

(расчетные и графические решения на экране, табличное решение)

Источник

Можно ли обновить плановую экономику

Казалось бы, какое отношение советская система планирования может иметь к сложившейся в России рыночной экономике? Оказывается, самое прямое. Последние 10–15 лет российская экономика становится все более государственной. Увеличивается доля госпредприятий, многие отрасли фактически контролируются госструктурами, а частный формально бизнес, попадая под всё большую зависимость от органов госуправления – министерств, комитетов и комиссий, сидя лишь на госзаказах, становится фактически государственным. Цели усиления контроля в экономике вполне благие – уменьшение нецелевого расходования средств, борьба с коррупцией, контроль за госсобственностью. В открытую идут разговоры, что рынок имеет огромное количество недостатков, а если исправить недостатки советской плановой экономики, добавив к ней современные компьютерные достижения, то получится новая жизнеспособная модель экономики. Так ли это?

Как это было

Советская экономика просуществовала довольно долго – около 50 лет. Началом ее можно считать 30-е гг., когда частное крестьянское хозяйство было фактически уничтожено катком коллективизации, а окончательно она перестала работать в конце 80-х, когда ее попытались спасти с помощью перестройки. Все это время плановая экономика работала с большим напряжением, сначала стараясь обслужить нужды ВПК, а с 60-х гг. – еще и обеспечить население. Получалось не очень хорошо. В большинстве случаев плановая система хорошо сводила баланс на верхнем уровне, однако, когда система плановых заданий доходила до конкретных предприятий, возникали большие искажения.

Одной из причин таких искажений была проблема, которую хорошо описывает теория игр, объясняющая, как агенты, учитывая действия других агентов, принимают решения. Успешность работы директора советского предприятия зависела не от прибыли, а от того, выполнит он план или нет. Значит, директору выгоднее было занижать план, чтобы его было легче выполнить, а министерство, понимая эту игру, старалось план увеличить. В итоге выполнимость плана зависела от того, смог ли директор убедить министерство снизить его.

Вторая причина искажений была обусловлена особенностями советского планирования. Утвержденный правительством план, построенный на балансовом принципе, где все показатели были взаимоувязаны, министерства распределяли по отдельным трестам, фабрикам и заводам так, чтобы он был полностью выполнен. Однако при спуске вниз от министерств к главкам и от главков к предприятиям он постепенно превращался в весьма приблизительное планирование от достигнутого. На местах план на следующий год составлялся исходя из плана прошлого года и, как правило, немного корректировался в сторону увеличения (и это еще одно объяснение того, почему директора стремились занижать план – чтобы оставить себе возможность для неизбежного роста в будущем). Понятно, что снижение плана для одного завода требовало увеличения плановых заданий для других заводов, ведь министерство тоже обязано было выполнить стоящий перед ним план.

Ошибки планирования – как быть?

В такой системе неизбежно возникали диспропорции. Ведь если в прошлом году предприятию неправильно спланировали поставку цемента и его не хватило, то на следующий год, при пропорциональном увеличении планового задания, нехватка цемента только увеличится. Добавим сюда неизбежные ошибки планирования, приводящие к тому, что зачастую предприятие получало вместо запланированных другие, не нужные ему ресурсы. Конечно, теоретически можно было отправить их обратно и добиваться получения нужных плановых, но путь этот был долгий и ненадежный. Во-первых, плановые ресурсы уже поступили на другой завод и не факт, что в распоряжении министерства остался их запас, во-вторых, нужные ресурсы могут прийти и через месяц, и через два, и через три, а план выполнять нужно сейчас. Что же делать директору завода?

Борьба с ошибками планирования происходила с помощью «толкачей», как называли в советское время снабженцев. Эти мастера невидимого рынка перемещались между предприятиями, виртуозно меняя свободные ресурсы на те, что были необходимы. Этот серый рынок спасал негибкую и противоречивую советскую экономику. Конечно, в этой цепочке неизбежно возникала коррупция. Всегда можно было пойти навстречу, посмотреть на вещи шире, снизить план или увеличить направляемые ресурсы. Подпись сотрудника министерства, разрешающая сократить план или выделить дополнительные ресурсы, позволяла ему получить для себя дефицитные товары или квартиру в хорошем районе.

План и асимметрия информации

Жесткий контроль не мог избавить плановую систему от ошибок, ведь причиной их было хорошо известное экономистам явление – асимметрия информации. У сотрудника министерства не было полной информации о состоянии и возможностях завода, а сотрудники завода не могли знать досконально о планах, спущенных им сверху. Чем жестче контролировалась плановая система, тем сложнее в ней было работать и тем чаще приходилось идти на нарушения, помогающие системе сохраниться.

Как же работала такая система? Рассмотрим процесс реального планирования на примере разработки плана капитального строительства большого нефтяного объединения. Весной в объединении собирались предварительные заявки на строительство на следующий год. Предварительные планы отправлялись на согласование подрядчикам (т. е. исполнителям). Каждый объект согласовывался отдельно и подписывался на уровне начальников главков или управляющих трестами. Далее объединение направляло в свое министерство заявки на необходимые материалы и оборудование. В министерстве этим занимались разные управления, и с каждым из них приходилось согласовывать количество запрашиваемых материалов, объем вводимого жилья и многие другие параметры.

Подрядные организации принадлежали к другим министерствам, поэтому протоколы согласований по каждому объекту направлялись и в каждое из этих министерств, на новый этап согласования. А поскольку каждый из объектов входил в план сразу двух министерств – своего и подрядного, то все согласовывалось на уровне заместителей министров по капстроительству. Доходило до смешного: я знаю реальный случай, когда замминистра нефтяной промышленности со своим коллегой из Министерства строительства предприятий нефтяной промышленности (было и такое) согласовывали строительство бани в одном из далеких северных поселков. Особо крупные проекты согласовывались уже на уровне госплана. Ну и все без исключения проекты объемом выше 3 млн руб. (в ценах второй половины 1970-х – это цена примерно 500 «Жигулей») согласовывались со стройбанком, который проводил финансирование капстроительства.

В итоге согласование планов только номинально заканчивалось к концу предшествующего года. Реально согласование и дележка фондов продолжались и в течение самого планируемого года. Иногда в конце года план переписывался по факту сделанного, и это никого не удивляло, но в результате из-за дефицита ресурсов и асимметрии информации советская система работала крайне неэффективно.

Можно ли было решить две эти проблемы? Начнем с того, что они присущи не только плановой экономике, но и рынку и даже само понятие «асимметрия информации» впервые было описано для рыночной экономики. Ну а ограниченность ресурсов содержится в самом определении экономики.

Если с нехваткой ресурсов справиться невозможно, то реально ли улучшить ситуацию с асимметрией информации? Рыночная экономика более или менее научилась бороться с ней за счет конкуренции и создания новых информационных рынков. Однако эти способы не очень годятся для плановой экономики. Что происходит в рыночной экономике? Проигравшая конкурентную борьбу компания, скорее всего, разорится. Сотрудники уйдут на рынок труда, оборудование продадут или утилизируют, офис арендует другая компания, а рыночную нишу подберут конкуренты. В плановой же экономике убыточное предприятие продолжало существовать еще много лет. Например, убыточными были во второй половине 1970-х почти 60% совхозов, десятилетиями убыточной была угольная промышленность. Существовал даже термин «планово-убыточные предприятия», впрочем, сохранившийся до сих пор.

А теперь компьютеризация

Можно ли в условиях плановой экономики за счет компьютеризации и информатизации добиться более точных плановых заданий и роста эффективности? Чтобы проверить это, нет необходимости воссоздавать плановую экономику. Уже накоплен огромный опыт внедрения информационных систем на различных предприятиях. Несмотря на успешное внедрение новых информационных технологий, их влияние на эффективность предприятий не так велико, как это может показаться. Вот несколько реальных примеров искажения информации при применении информационных систем в бизнесе.

Первый кейс. Производственная компания, работающая на рынке b2b. Сотрудники отдела продаж, работающие с клиентами, должны вносить информацию о своих действиях в подробную базу данных. Однако внезапная проверка показывает, что на самом деле информация о контактах в базу не вносится или проставляется задним числом. В результате начальник может получить достоверную информацию, только проверяя все, что сделал каждый продавец, в частности, вновь обзванивая клиентов. Не внося в базу полную информацию о своей работе с клиентами, продавец может скрывать свое бездействие или уводить заказы налево. Ему невыгодно сообщать точную информацию руководству, которое в результате не может точно планировать продажи.

Второй кейс. Компания, занимающаяся дизайном, получает небольшой, но важный проект. Руководитель дизайнерского отдела понимает, что лучший дизайнер серьезно загружен и лучше его сейчас не донимать новыми проектами, даже не очень большими. Есть несколько молодых дизайнеров, которые теоретически выполнят этот проект, но качество работы будет низким и можно в итоге потерять клиента. Поэтому он говорит гендиректору, что все дизайнеры очень загружены, а проект тяжелый, поэтому делать его будут медленно. При этом он откладывает срок выполнения проекта до того момента, когда опытный дизайнер сможет за него взяться. В результате ни руководство компании, ни заказчик не могут понять реальную ситуацию с невыполнением этого проекта.

Третий кейс. Компания занимается перевозками сырья в контейнерах, обратно контейнеровозы идут порожними из-за невозможности обеспечить их регулярную заполняемость встречным грузом. Поскольку это регулярные перевозки, то цена порожнего пробега включена в цену перевозки. Сотрудники отдела логистики договариваются с водителями и начинают возить в обратном направлении нерегулярные грузы небольших компаний. Поскольку порожний пробег уже оплачен, логисты с водителями могут соглашаться на очень дешевый тариф, который, однако, их вполне устраивает, ведь это живые деньги. Конечно, компания может попытаться бороться с этим, установив водителю премию за экономию горючего или за сокращение порожнего пробега, только вот величина этой премии будет явно недостаточна, чтобы водитель захотел работать честно.

У этих кейсов много общего. Они описывают ситуацию с асимметрией информации внутри компании, когда подчиненные знают ситуацию лучше своего начальства и осознанно пользуются этим в своих интересах. Ни одна, даже самая продвинутая информационная система не сможет искоренить эту асимметрию.

Быстрые изменения против плана

Пока мы говорили о сознательном манипулировании информацией, но есть еще один аспект современной экономики – это быстрые изменения, на которые бизнесу необходимо учиться реагировать. Появление новой технологии зачастую приводит к столь резким изменениям, что огромные производства стремительно превращаются в ничего не стоящий хлам. Можно вспомнить, как за несколько лет потеряли практически весь свой рынок такие гиганты, как Kodak или Motorola. Мир изменяется столь быстро, что впору говорить о смерти стратегического планирования – этому посвящено множество научных публикаций.

Почему это происходит? Высокие темпы экономического роста, выросшая доля сферы услуг, кастомизация потребления, быстрая передача информации – все это приводит к быстрым изменениям, которые невозможно предсказать. Здесь против плана работает то, что всегда считалось его преимуществом, – полная загрузка мощностей и предотвращение дисбалансов спроса и предложения. Но в современной экономике гибкость и скорость подстройки под колебания спроса и новые заказы дают большую прибыль, чем полная загрузка мощностей. План же всегда делается по старой информации и хорош при высокой инерционности процессов и стабильном круге их участников. Потребителю сегодня нужно очень многое, и в то же время очень разное. А плановая экономика хорошо работает для массового производства, которое становится все менее распространенным. Не случайно в экономике наиболее успешных стран больше половины ВВП приходится на малый и средний бизнес, который более гибко реагирует на происходящие вокруг изменения.

Так что будущее экономики лежит уж точно не в сфере централизованного планирования. Мир намного разнообразнее, чем может посчитать самый умный алгоритм, и этим и привлекателен.

Автор – доцент кафедры политических и общественных коммуникаций ИОН РАНХиГС

Источник

Экономика будущего: как можно сгладить несовершенства капитализма и рынка

Итоги долгого развития экономической теории в части исследования достоинств и недостатков рыночных механизмов можно свести к двум простым утверждениям:

Слабости (несовершенства) рынка — неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи.

Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества.

Назовем наиболее важные из них:

Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач:

Устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка

1. Монополизация рынка

Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме занять главенствующее положение на рынке определенного товара. При этом такая позиция фирмы может быть достигнута в силу либо экономического преимущества, либо различных сговоров или уничтожения конкурентов. Монополизация рынка за счет экономического преимущества той или иной фирмы может возникнуть, если эта фирма смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена — качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение более совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного — ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу: обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат или наивысшего качества.

И то и другое хорошо для потребителей, а потому оснований для вмешательства государства здесь нет. Если же такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия, позволяющие другим фирмам — даже имеющим более высокие издержки — выжить за счет предложения покупателям более низких цен.

Монополизация рынка за счет сговора или уничтожения конкурентов — совсем иное дело. Такая ситуация возникает, когда господство на рынке одной или нескольких фирм является следствием не лучшей технологии или организации производства, а следствием сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения остальных конкурентов с рынка или поглощения их. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов, а просто самые крупные или ловкие в уничтожении соперников. В этом случае производственные ресурсы распределяются хуже, чем могло бы произойти на немонополизированном рынке (они попадают в руки не самых успешных фирм).

2. Трудности создания общественных благ на коммерческой основе

Большинство благ люди потребляют по принципу исключительности, т.е. если потребляет один человек, то другой этого сделать уже не может. Однако в ассортименте человеческих нужд есть такие блага, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, — они равно доступны всем. Такие блага называются общественными.

Простой пример общественного блага — правовая система общества, т.е. законы и способы обеспечения их исполнения. Эта система призвана оберегать от произвола всех граждан страны и гарантировать равное соблюдение их интересов. Подобная организация общественной жизни дает всем гражданам равные исходные возможности, и потому услуги по созданию и обеспечению соблюдения законов полезны людям, т.е. являются благом.

Вместе с тем представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг (например, «защищаем от ограбления только этого гражданина, поскольку он за это заплатил») в нормальном обществе просто невозможно. Подобные ситуации характерны для криминализированных стран, где государство слабо, а потому и люди, и фирмы ищут защиты от бандитов или вынуждены добиваться вроде бы гарантированных им законом прав путем подкупа коррумпированных чиновников. С подобным «криминальным правопорядком» хорошо знакомы жители не только России, но и юга Италии, а также стран Латинской Америки, Африки и некоторых азиатских государств.

В большинстве стран мира «криминальный правопорядок» уничтожен правовой системой, которая поддерживается силой государства. Именно для получения такого общественного блага, для того, чтобы закон равно защищал всех, а не только тех, кто оплатил мафии «крышу», люди готовы согласиться на вмешательство государства в жизнь общества.

Ассортимент общественных благ огромен. Сюда относятся услуги армии, милиции, проверка доброкачественности поступающих из-за рубежа продуктов питания и лекарств, аварийные службы для чрезвычайных ситуаций, службы профилактики эпидемий и т.д. Все это удобнее делать с помощью государства, чем на рыночной основе.

3. Возникновение внешних эффектов или внешних затрат

Такая ситуация характерна, например, для производств, загрязняющих окружающую среду. Химический комбинат загрязняет через атмосферные выбросы окружающую территорию, и от этого болеют дети в близлежащем городе. Это никак не волнует дирекцию комбината, зато очень заботит родителей этих детей — им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.

Однако жители этого города никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию. Следовательно, в рамках стандартных коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого ими товара.

В результате загрязнение воздуха над жилыми кварталами оказывается как бы «внешним» эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции, и потому никак не учитывается в формировании цен на нем. Это, естественно, сердит жителей пострадавшего города, и они начинают требовать от правительства «навести порядок», учесть их интересы, т.е. заставляют его вмешаться в обычные рыночные процессы.

Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц вечером за счет реклам и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. А значит, также не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае — ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещаемыми витринами и световой рекламой).

Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества в целом могут иметь большое значение, но рынком не учитываются и потому не могут влиять на то, как он распределяет ограниченные ресурсы. Если рыночные решения принимаются без учета всех издержек и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, недоучет внешних эффектов означает игнорирование потерь или выгод некоторых групп граждан или фирм, а это может породить общественные конфликты.

Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций.

4. Смягчение неравенства доходов и богатства

Изменить эту ситуацию можно несколькими способами:

1. Самый прямой и на первый взгляд самый простой — изъять у наиболее богатых граждан часть их доходов и богатства и распределить собранные средства между беднейшими гражданами страны.

Этот способ вполне разумен, но практическое его использование всегда порождает массу проблем, что мы и наблюдаем сегодня во всем мире, в том числе и в России. Назовем только некоторые из них.

Во-первых, изъятие достаточно большой доли доходов может отбить охоту к деятельности у наиболее экономически активных (а зачастую именно потому много зарабатывающих) граждан. Действительно, какой смысл работать особенно интенсивно или рисковать, создавая фирмы, если государство все равно отнимет почти весь полученный доход? Но если самые экономически активные или одаренные граждане перестанут работать в полную силу, то в итоге все общество начнет производить меньше благ и сумма совокупных доходов населения упадет.

Во-вторых, изъятие на цели перераспределения очень большой доли доходов может привести к тому, что граждане с самыми высокими доходами начнут прятать их от государства, пускаясь на те или иные (в том числе противозаконные) ухищрения. Между тем, развитие теневой экономики всегда и везде ведет к росту взяточничества и укреплению мафии, что разрушает все устройство государства.

Наконец, получение беднейшими гражданами денег от государства просто «за то, что они бедные» часто ведет к возникновению иждивенчества: люди начинают считать само собой разумеющимся, что они могут особенно и не стараться заработать — все равно государство «подбросит на жизнь».

2. Более сложный, но экономически более рациональный способ смягчения неравенства в доходах и богатстве семей — создание как можно более равных стартовых условий для начала трудовой деятельности.

Самый очевидный пример таких мер — это всеобщее бесплатное школьное образование. Если бы такая возможность не обеспечивалась государством и школьное образование было только платным, то получить образование и шансы на высокие доходы в будущем могли бы лишь дети из состоятельных семей.

Дети бедняков были бы обречены, даже при наличии у них больших природных способностей, заниматься во взрослой жизни только низкоквалифицированной (а значит, и малооплачиваемой) работой. Тогда неравенство доходов стало бы уделом определенных семей навсегда (вспомним, сколько об этом написано в русской литературе XIX — начала XX в.)

Создание системы бесплатного всеобщего школьного образования выпадает из рыночного механизма, требующего платить за все жизненные блага, но зато оно дает всем детям равные стартовые условия, во всяком случае с точки зрения возможности проявления своих дарованных природой умственных способностей.

Однако этого мало — необходимо устранять и другие барьеры, затрудняющие людям равный старт на рынке труда и в бизнесе. Как же государство может этого добиться?

Прежде всего необходимо не допускать дискриминации при найме на работу по этническим или иным признакам. Это весьма актуально для России, где в городах с наивысшей экономической активностью и наибольшими заработками часто невозможно найти работу только потому, что человек приехал из другой местности и у него нет регистрационной отметки в паспорте.

В идеале желательно помогать еще и начинающим предпринимателям, поскольку выходцы из беднейших семей просто не могут собрать сумму, достаточную для начала собственного дела. Вот почему во многих развитых странах мира существуют специальные программы государственной поддержки начинающих предпринимателей.

Способ ликвидации неравенства в доходах за счет поощрения трудовой и предпринимательской активности граждан — самый эффективный, но и самый трудный для реализации. Именно поэтому пока еще большинство даже самых развитых стран мира вынуждено пользоваться наиболее прямолинейным методом сглаживания различий в благосостоянии — изъятием части доходов граждан с помощью системы прогрессивного налогообложения и использованием собранных средств для оплаты программ социальной помощи беднейшим слоям населения.

Таким образом, основные функции современного государства в сфере экономики весьма многообразны.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *