Рынок e commerce что это
Электронная коммерция
E-commerce или электронная коммерция – это предпринимательская деятельность, которая, так или иначе, связана с распространением, рекламированием, продвижением, продажей услуг или товаров через Интернет. Если упростить, то любые действия с коммерческим уклоном в глобальной сети подпадают под определение онлайн-коммерция. Эта сфера зародилась в США, потом получила развитие в Европе и в конце 90-х годов прошлого века стала активно развиваться в Китае и России.
Электронная коммерция объединяет такие глобальные категории – онлайн-продажи, интернет-банкинг, бронирования билетов и отелей, транзакции в платежных системах, онлайн-маркетинг и реклама.
В техническом плане электронная коммерция в Интернете стоит на трёх основах – сервер, база данных и система доставки товара или услуги покупателю. Критически важна первая составляющая – качественный и быстрый сервер. База данных нужна крупным объектам, а доставка электронных товаров или услуг не требует сложной логистики.
Виды электронной коммерции в Интернете
Сфера E-commerce подразделяется на виды в зависимости от целевой аудитории, с которой работает компания:
Сегодня большую часть занимают ниши В2В и В2С. Сектор госзакупок имеет достаточно высокий порог входа, поэтому не выделяется массовостью. Хорошо развиваются ниши G2C и С2С. В любом случае, интернет-коммерция должна включать следующие элементы:
Как работает электронная коммерция
Рассмотрим принцип работы E-commerce на примере с заказом товара в онлайн-магазине. Алгоритм следующий:
Шаг первый – покупатель, просматривая онлайн-каталог, решает выбрать продукт. Его ПК или мобильное устройство через браузер взаимодействует с сервером, на котором находится магазин.
Шаг второй – сервер, получив заявку пользователя, отправляет её менеджеру в систему обработки заказов.
Шаг третий – Менеджер делает запрос в базу данных о наличии товара на складе. Если товара нет, то делается запрос производителю, выясняется время поставки на склад, после чего клиенту предоставляется конкретная информация.
Шаг четвертый – если товар на складе, сотрудник магазина продолжает обработку заявки.
Шаг пятый – обращение к финансовой системе с запросом на обработку транзакции – оплаты от клиента.
Шаг шестой – финансовая система разрешает или блокирует проведение сделки в зависимости от ситуации со счетом клиента (недостаток денег, нерабочая карта и другое). Если сделка совершается успешно, то менеджер подтверждает транзакцию и уведомляет об этом сервер.
Шаг седьмой – сервер выводит покупателю сообщение, что оплата успешно проведена, заказ принят в обработку.
Шаг восьмой – заявка направляется на склад, где формируется товар для отправки по адресу клиента.
Шаг девятый – сотрудники логистического отдела доставляют товар клиенту.
Шаг десятый – после отправки заказа со склада, сервер высылает клиенту оповещение на e-mail или телефон (SMS), что товар находится в пути.
Алгоритм для онлайн-сервисов, интернет-банкинга примерно одинаковый за исключением, что услуги могут не иметь физического воплощения. Например, продажа доступа к полному функционалу программы, покупка электронных книг и другое.
Примеры электронной коммерции
Приведем несколько ниш успешной реализации E-commerce:
Начиная с 1998 года электронная коммерция плавно вышла на оборот 3-3,5 триллионов долларов за 20 лет деятельности. Лидеры E-commerce – Китай, США. Россия занимает 10 место в рейтинге, но имеет хорошие шансы подняться на несколько ступенек выше, благодаря плотному сотрудничеству с китайскими онлайн-гигантами – Али Экспресс, Тао-Бао и другими.
Преимущества и недостатки
Электронная коммерция, как и любая ниша на рынке, имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим подробнее.
Недостатки электронной коммерции:
Резюме
Мы изучили, что такое электронная коммерция. Узнали, какие виды E-commerce используются на рынке, в каких нишах активно развивается электронная торговля. Несмотря на серьезные вызовы для каждой компании, за бизнесом в сети будущее торговли.
eCommerce для новичков
От переводчика: этот перевод предназначен для тех, кто совершает первые шаги в сфере e-Commerce или только задумывается над созданием бизнеса в этой области. Здесь довольно крупными мазками обрисовано то, с чего стоит начинать и о чем желательно задуматься в начале этого большого (и, безусловно, интересного) пути. Мы решили добавить к материалу несколько ссылок на наши статьи и переводы – к ним можно будет обратиться, чтобы подробнее изучить ряд вопросов, затронутых в этом топике.
О том, какие особенности характеризуют американскую электронную коммерцию можно прочесть в нашем посте «Чему российский e-Commerce может научиться у американского»
Глядя на цифры, перечисленные выше, можно решить, что данная индустрия слишком велика, чтобы вам был смысл заниматься подобной деятельностью, но это попросту неправда. На самом деле, вам будет проще открыть свой бизнес и начать продавать товары, именно потому, что данный рынок такой крупный. Да, здесь существует конкуренция, но также здесь есть и огромное количество покупателей, просматривающих предлагаемые товары в интернет-магазинах с кошельком под рукой.
Эта статья расскажет о том, как начать бизнес в сфере электронной коммерции с нуля, создав прочную базу, так, чтобы ваш бизнес рос и развивался должным образом. Мы не будем углубляться в более сложные процессы, такие как организация продаж и логистика, потому что они не являются главными проблемами на старте.
Начало работы
Безусловно, советы, которые приводятся ниже, достаточно универсальны, но если вам интересны региональные особенности электронной коммерции, советуем обратиться к нашей публикации «7 факторов успеха интернет-магазина в Рунете».
Первое, что вам нужно сделать — это определить свои цели в электронной коммерции: хотите ли вы открыть своего рода «торговый центр» и продавать все, до чего дотянутся руки? Или вы лучше создадите специализированный магазин, сосредоточившись на удовлетворении конкретных нужд общества путем продажи своих продуктов?
У «торговых центров» больше шансов на успех при торговле в крупных масштабах, и существует постоянный риск неудачи, если у вас нет большого капитала для инвестиций, нет ресурсов для проведения качественного маркетингового исследования и тому подобного. Также в этом случае требуется намного больше времени на закупку большого ассортимента товаров у надежных поставщиков.
Лучшим вариантом для вас в самом начале будет выбор определенной специализаци, или ниши, другими словами. Это небольшой участок рынка, в котором вы будете стремиться занять лидирующее положение в качестве эксперта в этой области. Примерами здесь могу быть: снаряжение для верховой езды, оснащение скутеров, оригинальные шлемы для мотоциклов, печать на футболках или игрушки для детей от 3 до 6 лет. Выбрав нишу, вы значительно повышаете шанс на успех, и также намного упрощаете поиск поставщиков, управление продажами и логистикой.
Вам будет нужно найти надежных поставщиков, чтобы торговать качественными товарами. Ищите поставщиков, работающих в вашей сфере, и изучите, что они предлагают. Если вы закупаете товар из другой страны, вам следует изучить правила импорта и систему импортных пошлин. Если вы не желаете содержать слишком много складских помещений, то вам также подойдет система прямых поставок, при которой вы, по сути, закупаете товар у поставщика только тогда, когда клиент делает у вас заказ. Таким образом, отсутствие риска делает этот вариант вполне подходящим для вас на первых этапах.
О том, как мы сами создавали и оптимизировали свои складские помещения, можно прочитать здесь: 1, 2. А про то, что делать, если выбранных покупателем товаров нет на складе (с примерами), мы рассказали здесь.
Итак, после того, как вы определились с тем, что хотите продавать, следующий шаг — подумать, где продавать. Не стоит особо переживать по этому поводу, так как электронная коммерция сегодня является крупной индустрией, и существуют десятки мест для продажи, где вы можете разместить свои товары, даже имея ограниченный бюджет или не имея его совсем!
Создание высокопрофессионального бренда
Когда вы создадите бренд, за счёт платформ электронной коммерции и/или маркетплейсов, у вас должна появиться постоянная покупательская аудитория, а также достаточный капитал. Вам следует использовать этот капитал для повторного инвестирования в ваш интернет-бизнес, увеличивая тем самым уровень продаж, и развивая в целом вашу торговую деятельность онлайн.
Первое, что нужно будет сделать — это правильно представить себя в интернете, что потребует разработки специализированного сайта для продажи товаров. Создание сайта для электронной коммерции является непростой задачей, поэтому лучше всего нанять веб-дизайнера — не пытайтесь создать сайт самостоятельно. Попросите его использовать платформы по разработке сайтов. Они позволяют самостоятельно вносить небольшие изменения без помощи веб-дизайнера, и вы, таким образом, избежите будущих расходов.
Ваш логотип и оформление бренда также являются важными факторами, на которые нужно обратить внимание. От них зависит, с чем покупатели будут ассоциировать вашу продукцию. Наймите профессионального графического дизайнера и поручите ему/ей разработать красивый логотип, который бы идеально отражал особенности вашего бизнеса.
Составление уникального торгового предложения (УТП)
Когда ваша фирма станет более известной, вам потребуется подумать над уникальным торговым предложением (УТП). Несложно время от времени продавать некоторое количество товаров, а вот расширять свою деятельность и увеличивать тем самым объем продаж и выручку, намного труднее, и это требует более тщательного планирования, подготовки, а также более интенсивной работы.
О том, что делать, если вы продаете не уникальный товар, но хотите сформировать уникальное торговое предложение, можно прочитать в этом переводе.
Ваше УТП — это то, что отличает вас от конкурентов, это причина, по которой ваши клиенты будут покупать товары у вас, вместо них. При составлении УТП необходимо думать о недостатках индустрии и о том, как их можно исправить. Это может касаться продленного срока гарантии, сокращения срока поставок, улучшения уровня поддержки клиентов или составления подробных каталогов товаров, которые помогут покупателям приобрести именно то, что им необходимо.
Многие фирмы, занимающиеся электронной коммерцией, выбирают цену в качестве своего УТП, и, в большинстве случаев, это сказывается на них негативно. Покупатели, которые ищут самый дешевый товар — скорее всего, не те клиенты, которые вам нужны. Есть вероятность, что вы до сих пор не располагаете достаточным капиталом из-за того, что хотите приобретать товары по низкой цене, что требует массовых закупок. Более того, если ваш магазин не специализируется на продаже уцененных товаров, ваши клиенты пойдут в другое место, как только кто-то предложит товары дешевле.
Отслеживание важной информации и ключевых показателей
Очень важно отслеживать значимую информацию и ключевые показатели, так как это поможет повысить эффективность вашей деятельности и справиться с любыми будущими трудностями. Анализировать информацию — значит объективно оценивать ваш бизнес. Вы попросту не можете спорить с данными, если они находятся у вас перед глазами.
Самый доступный ключевой показатель, который проще всего будет отслеживать — это коэффициент конверсии. Он показывает количество пользователей, купивших у вас товар относительно числа всех посетителей вашего интернет-магазина. Например, если 1000 человек посетило ваш сайт, но лишь 20 из них сделало покупки, то коэффициент конверсии будет равен 2%.
Показатель количества «брошенных покупательских корзин» также является важным, так как он отражает то, сколько посетителей собиралось купить у вас товар, то есть количество ваших потенциальных покупателей. Старайтесь, чтобы эта цифра оставалась как можно более низкой — высокое значение данного показателя может означать, что ваш сайт требует доработки.
Средняя стоимость заказа (ССЗ или AOV, Average Order Value) — это средняя сумма денег, которую один покупатель тратит, делая покупки на вашем сайте. Вам нужно стараться постоянно повышать этот показатель, например, назначая скидки за оптовые заказы или дополнительно предлагая различные родственные товары или нечто подобное. Amazon превосходно использует подобные приемы, размещая ссылки в разделе «пользователи, которые покупают этот товар, также покупают. ».
Отслеживая информацию и ключевые показатели, указанные выше, вы сможете точно знать, насколько успешен ваш интернет-бизнес на любом этапе. Это может быть очень полезным, когда вы начнете планировать расширение бизнеса, увеличение ассортимента, повышение выручки, обеспечение большей посещаемости вашего сайта и тому подобное.
Рынок e-commerce в России: анализ, прогнозы и потенциал для бизнеса
Как изменился российский рынок e-commerce после пандемии, какие прогнозы можно дать на ближайшие пять лет, что двигает рынок вперед и как поменялась структура электронной коммерции — рассказали в статье.
Для кого эта статья?
Материал подготовлен на основе выступления Надежды Виноградовой, аналитика Data Insight, в рамках конференции Optimization-2021. Видеозапись выступления можно купить по ссылке, скачать презентацию доклада — здесь.
Влияние пандемии на российский рынок e-commerce
Пандемия перевернула не только наше представление о работе, покупках или отдыхе, но и прогнозы относительно рынка e-commerce, вычисленные до 2020 года. Можно с уверенностью сказать, что все представления и исследования о развитии рынка электронной коммерции, сделанные до пандемии, больше не актуальны и абсолютно не соответствуют действительности. Например, отчеты Data Insight по итогам 2020 года говорят, что российский рынок e-commerce совершил в период пандемии самый сильный скачок на международном рынке и показал рост до 58%, чего до событий карантина не мог предсказать никто — не было оснований.
Агентство Data Insight подготовило актуальное исследование российского рынка электронной торговли и прогнозы его развития на основе динамики в пандемию и последующих изменений структуры рынка. О том, что поменялось в e-commerce в России и чего ожидать в планах на пять лет — рассказали в статье.
E-commerce в России: анализ и прогнозы на пять лет
К 2025 году рынок вырастет в 4 раза
Как мы уже говорили, в 2020 году на фоне пандемии наблюдался сильный рывок на российском рынке электронной коммерции — рост до 58%, что составляет 2,7 трлн рублей, на 1 трлн рублей больше, чем в 2019 году. Сказалась пандемия, удаленная работа, запрет на работу многих торговых и развлекательных пространств, а также общий страх новой неизвестной болезни, высокий уровень стресса от нового формата жизни. Пользователи покупали онлайн не только из-за отсутствия альтернативных каналов покупок, но и от потребности порадовать себя, получить положительные эмоции.
Отсутствие возможности покупок в привычном офлайне вынудило покупателей выйти в Сеть и многие пользователи открыли для себя формат электронной коммерции — прирост новых покупателей в онлайне в 2020 году составил 10 млн человек.
Прогнозы с учетом новых данных и нового пандемического опыта говорят о том, что к 2025 году рынок e-commerce в России вырастет в 4 раза и достигнет 11,1 трлн рублей.
О чем это говорит? Пользователи оценили удобство онлайн-покупок и продолжают пользоваться интернет-магазинами даже после снятия ограничений на офлайн-торговлю. Кроме того, в случае нового локдауна пользователи готовы оперативно вернуться в онлайн.
Что это значит для бизнеса? Офлайн-торговля все еще пользуется спросом, хотя и в меньшей степени, чем раньше. Поэтому полностью отказываться от офлайн-ритейла не стоит, а вот дополнить бизнес хорошо развитой системой онлайн-продаж — необходимо. Магазины, которые еще во время пандемии увидели потенциал в электронной коммерции и развивали это направление, практически не просели в доходах тогда и наращивают обороты сейчас.
Драйверы роста: что толкает e-commerce вперед?
Основные драйверы роста рынка согласно исследованию — заказы продуктов питания (ниша e-grocery) и заказы из маркетплейсов. Важно отметить соотношение количества заказов к объему продаж:
О чем это говорит? Покупатели тратят меньше денег и больше заказывают. То есть предпочитают делать заказы чаще, но на меньшую сумму и меньшего объема товаров.
Что это значит для бизнеса? На данный момент в приоритете у покупателей — небольшие и недорогие товары первой необходимости (e-grocery), а также покупки на маркетплейсах.
Почему пользователи стали чаще заказывать онлайн?
Стремительный рост количества заказов обусловлен таким же стремительным развитием маркетплейсов. По данным исследования, уже в 2020 году доля маркетплейсов (WildBerries, OZON, Яндекс.Маркет и AliExpress) в структуре заказов составляла 60%. На 2021 год только WildBerries и OZON, не считая остальных сервисов, занимают долю в 66% рынка. Популярность E-grocery тоже влияет на структуру рынка: в 2020 году доля этого сегмента составляла 15%, в 2021 году занимает уже 21%.
Если рассмотреть динамику детальнее, получается, что рост рынка в первой половине 2021 года составил 94%. Если отнять долю e-grocery, значение упадет, но не критично — до 80%. А если отнять долю e-grocery, WildBerries и OZON (даже без остальных маркетплейсов), рост превратится в падение и составит всего 24%.
О чем это говорит? Из всех драйверов роста наиболее значимыми являются маркетплейсы WildBerries и OZON, чуть менее значимым — сегмент e-grocery.
Что это значит для бизнеса? Сотрудничество с WildBerries и OZON принесет бизнесу больше прибыли и перспектив в новых условиях электронной коммерции.
Анализ сегмента маркетплейсов в e-commerce
В 2020 году объем продаж четверки крупных маркетплейсов (WildBerries, OZON, Яндекс.Маркет и AliExpress) составил чуть больше четверти всего рынка — 721 млн рублей. Также растет количество заказов: в первой половине 2020 года оно составило 158 млн штук, а в первой половине 2020-го — 330 млн штук, то есть на 109% больше.
Маркетплейсы сохраняют рост и среди магазинов рейтинга топ-100, то есть лидеров интернет-торговли в России. В 2016 году их доля составляла 16%, в 2020 году — 37%.
О чем это говорит? Значение маркетплейсов для e-commerce растет и продолжит расти, по прогнозам динамика роста будет сохраняться. Наиболее большой прирост имеет WildBerries, на втором месте OZON, затем AliExpress и замыкает четверку Яндекс.Маркет.
Что это значит для бизнеса? Интернет-магазинам выгоднее выбирать для сотрудничества маркетплейс из «большой четверки». Наиболее перспективны в плане онлайн-торговли WildBerries и OZON.
Анализ сегмента e-grocery в e-commerce
По оценке Data Insight, объем продаж e-grocery в 2020 году составил 130 млрд рублей, а количество заказов — 20 млн штук. На 2021 год объем продаж вырос до 450 млрд рублей, а количество заказов увеличилось до 90 млн. штук. Рынок e-grocery вырос почти в пять раз, и этому способствовал прирост новых покупателей в онлайне, развитие сервисов для товаров первой необходимости, появление новых способов доставки.
Драйверами этого сегмента рынка стали магазины ВкусВилл, Самокат, СберМаркет и Яндекс.Лавка — четыре крупнейших игрока, которые растут и развиваются быстрее остальных интернет-магазинов товаров первой необходимости и принимают на себя 68% заказов рынка e-grocery.
О чем это говорит? Сегмент e-grocery развивается также стремительно, как и маркетплейсы. Но за счет доступности продуктовых магазинов в оффлайне покупатели не так часто пользуются доставкой на данный момент. Однако потенциал наиболее крупных игроков e-grocery заметен и говорит о сохранении динамики роста.
Что это значит для бизнеса? План развития для магазинов продуктов питания и товаров первой необходимости состоит в сотрудничестве с четверкой крупнейших онлайн-сервисов e-grocery.
Логистика в электронной торговле
Очевидно, что с развитием рынка e-commerce начали развиваться и сервисы логистики, а также способы, технологии и удобство для пользователей систем доставок. По данным Data Insight, объем посылок в 2020 году составил 883 млн штук, что на 35% больше, чем в 2019 году. В первой половине 2021 года объем посылок уже вышел на новый уровень и достиг показателей полного 2019 года. То есть, по общим прогнозам, объем посылок в 2021-ом превысит объем 2019-го в два раза. Однако более точные прогнозы, учитывающие распродажи «Черной пятницы» в ноябре, сезонные распродажи в интернет-магазинах и покупки к Новому году, говорят о том, что показатели 2021 года будут намного выше показателей и 2019-го, и 2020-го.
Интересные данные дает исследование и по каналам доставки. Доля доставок маркетплейсов (WildBerries, OZON) на первую половину 2021 года составляет 69%, что на 23% больше, чем в первой половине 2020 года. А вот логистические компании с доставкой в ПВЗ и до двери сохраняют стабильные позиции без роста, но и без значительного падения (1-2%).
Как пандемия повлияла на логистику в e-commerce?
До пандемии в России лидировали заказы в ПВЗ — покупатели могли сами выбрать время, когда им удобнее забрать заказ, у многих ПВЗ находились по пути домой или на работу, что тоже было комфортно. В апреле 2020 года пункты выдачи приостановили работу, многие покупатели не рисковали выходить из дома, поэтому процент заказов до двери резко вырос, а ПВЗ — упал. По сути, два канала поменялись местами. В декабре 2020 года показатели вернулись на прежние позиции и ПВЗ снова оказался лидирующим каналом.
О чем это говорит? Покупатели предпочитают пользоваться ПВЗ из-за большей свободы в выборе времени и дня, когда они могут забрать заказ. Доставка до двери ограничивает свободу передвижений, поэтому ей покупатели пользовались только под давлением обстоятельств. Как только ситуация с локдауном стабилизировалась, клиенты вернулись к привычному каналу доставки.
Что это значит для бизнеса? Доставка до двери редко пользуется спросом, поэтому есть смысл развивать сеть пунктов выдачи и постаматов. Однако совсем отказываться от доставки до двери не стоит, сохраните эту опцию для доли клиентов, которым она нужна, и для ситуаций повтора локдауна.
Экосистема электронной торговли: исследование Data Insight
Экосистема электронной торговли — регулярно обновляющийся проект Data Insight с образовательной и информационной функцией. В исследовании собраны все сервисы рынка электронной торговли и помещены в пять блоков. Каждый блок закрывает потребности интернет-магазина: голубой — привлечение клиентов, салатовый — логистика, зеленый — платежи, оранжевые блоки — управление магазином и работа с клиентами, фиолетовый — отраслевые организации с информационной поддержкой рынка.
Перейдите по QR-коду, чтобы подробнее изучить исследование
Рассмотрим структуру экосистемы: блок (возьмем для примера зеленый — платежи) состоит из категорий сервисов, для платежей это МПС, финансирование, эквайринг и другие. Категория состоит из подкатегорий, например в эквайринг входят банки, агрегаторы, электронные кошельки и другие.
О чем говорит исследование? По сравнению с 2019 годом, в 2021-ом уменьшилось количество блоков, поскольку они стали более общими. А количество подкатегорий увеличилось, поскольку они стали более узкими и точечными.
Что это значит для бизнеса? Сервисы рынка e-commerce постепенно становятся универсальными, начинают развиваться комплексные услуги для закрытия потребностей нескольких направлений. Даже сервисы, которые появились недавно, занимают одну нишу и имеют узкую направленность, по прогнозам, со временем перейдут на универсальную концепцию. Также развитие новых сегментов, например, маркетплейсов, подталкивает развитие новых сервисов, например, для работы с маркетплейсами.