Рынок edtech что это

EdTech 2020: как меняется образование при помощи онлайн-сервисов и VR

EdTech чаще всего связывают с онлайн-образованием. Но на самом деле это понятие гораздо шире: оно объединяет все способы использования технологий в образовательном процессе — от интерактивных школьных досок до симуляторов виртуальной реальности для моделирования хирургических операций. Но обучение через интернет — действительно самое популярное EdTech-направление, которое уже прочно завоевало свое место на рынке. Генеральный директор «Учи.ру» Екатерина Зотова рассказывает о главных трендах на EdTech-рынке и первых российских игроках, вышедших на зарубежную арену.

Читайте «Хайтек» в

Ситуация на рынках

Рынок образовательных онлайн-курсов как сегмент EdTech стал развиваться во многих странах практически одновременно. В 2012 году в Штатах была запущена платформа Coursera, и в этот же период в России появились проекты, которые на данный момент являются достаточно крупными игроками на отечественном и международном рынках. Сегодня бесспорный лидер в мировом EdTech — США, однако темы прироста американского рынка постепенно снижаются. Зато набирает обороты Юго-Восточная Азия, особенно Индия и Китай: в 2016 году они обогнали Западную Европу, а в 2018-м инвестиции в китайские EdTech-проекты впервые оказались выше, чем в американские стартапы. В последнее время интерес к образовательным технологиям стал заметен и в Африке. Так, в этом году на конференции eLearning Africa уже обсуждались возможности онлайн-образования для изучения сельского хозяйства в рамках борьбы с голодом.

Виртуальные симуляторы и учителя-роботы

Один из самых заметных EdTech-трендов в мире за последнее время — смещение фокуса с массовых онлайн-курсов на персонализированное обучение. Популярность видеолекций объяснялась тем, что это самый доступный и недорогой формат, который проще всего реализовать, но по своей эффективности он мало чем отличается от стандартных университетских занятий. Постепенно такие курсы уступают место продуктам, позволяющим формировать индивидуальные образовательные траектории. Это программы, которые либо адаптируются под потребности каждого человека, либо дают возможность самостоятельно собирать свой процесс обучения.

Первую стратегию мы используем на нашей платформе: один и тот же курс ученик может пройти как за два, так и за 125 часов — в зависимости от его темпов усвоения информации. Система анализирует скорость выполнения задач, число ошибок и степень изучения материала, подбирая для каждого свои задания и порядок подачи контента. Пример второго типа персонализированных продуктов — голландский производитель осветительных приборов Signify (в прошлом Philips Lighting), который вместо учебных курсов назначает своим сотрудникам сертификационные экзамены, способ подготовки к которым они могут выбрать самостоятельно.

Разумеется, персонализация в EdTech невозможна без Big Data и ИИ, который применяется в образовательных продуктах очень широко: для анализа поведения учеников, создания алгоритмов обучения и проверки домашних заданий. В 2016 году студенты Технологического института Джорджии в течение пяти месяцев работали с преподавателем Джилл Уотсон — она помогала им на учебном форуме в подготовке работ. О том, что Джилл — не настоящий человек, а система искусственного интеллекта, работающая на базе IBM Watson, ученики узнали только спустя почти полгода общения с ней. А с марта 2019 года бельгийские школы начали использовать британскую обучающую платформу Century Tech, которая основана на искусственном интеллекте. Система анализирует интересы ученика, его уровень и пробелы в знаниях и на основании этих данных предлагает ему индивидуальный контент. Подобные проекты существуют и в других странах — например, в Китае или Австралии.

Понемногу технологии VR и AR начинают проникать в школьную и студенческую среду: так, нидерландская компания VR Owl разработала платформу TeachVR, которая позволяет создавать виртуальные уроки по биологии, истории и географии. В России в рамках программы «Цифровая школа» к 2024 году планируется внедрить такие решения в 25% пилотных учебных заведений. Распространению AR/VR-технологий способствует и тот факт, что они становятся всё более доступными: сейчас самые простые VR-очки для смартфонов можно приобрести уже за 300–400 рублей.

Бизнес и государство

Если говорить о наиболее перспективных образовательных сегментах в EdTech, прежде всего это дошкольное и школьное образование, корпоративное обучение, изучение иностранных языков и репетиторство. За рубежом онлайн-технологии активно используются в школах и вузах. Так, в США возможность пройти обучение полностью в онлайн-формате с присвоением государственного диплома предлагает большинство колледжей и университетов, среди которых — университеты штатов Пенсильвания и Индиана, а также Бостонский университет.

В России большинство инноваций связано со средой дополнительного обучения — профессионального, дошкольного, языкового, а также с сегментом подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. В отличие от основного образования, эти области менее регламентированы, поэтому здесь шире поле для запуска стартапов, но и конкуренция значительно выше. В 2018 году россияне потратили на дополнительное образование больше 1,3 млрд рублей, и, по прогнозам, в течение ближайших пяти лет этот сегмент будет расти на 20% в год.

Однако государство тоже делает шаги в сторону интеграции технологий в академическую среду. Рост отрасли поддерживают существенные инвестиции в рамках национальных проектов, которые покрывают вопросы не только создания инфраструктуры (доступ к высокоскоростному интернету и техническое оснащение), но и цифрового контента.

Бизнес выстраивает свою стратегию взаимодействия с властями. Например, активно развиваются частные школы и вузы, предлагающие полностью дистанционное образование с получением государственной аттестации. Также существует ряд платформ, которые интегрированы в академический учебный процесс: помимо «Учи.ру», это разработчик цифровых платформ для школ «Дневник.ру» и система по повышению квалификации и профессиональной переподготовке «Инфоурок». Государство поддерживает и экспорт образовательных технологий за рубеж. Так, при дипломатической поддержке мы проводим онлайн-олимпиаду по математике BRICSMATH.COM на всех официальных языках пяти стран БРИКС.

Масштабирование рынка

У российских игроков в сегменте EdTech есть серьезный конкурент — корпорации, которые всё активнее занимают долю рынка. Процесс освоения образовательной среды большими компаниями начался в 2016 году с поглощения стартапа GeekBrains компанией Mail.ru Group. Сейчас таких примеров становится все больше, самые заметные — «Школа 21» от Сбербанка и «Яндекс.Практикум». И, судя по тенденциям, в ближайшие годы число их последователей будет увеличиваться.

Набирает обороты и языковое обучение: его доля на отечественном рынке онлайн-образования составляет почти 69%. Аудитория языковых курсов за последние пять-семь лет существенно расширилась, охватив широкий круг потребителей с разным уровнем дохода и разными целями. Чаще всего это прикладные задачи: путешествие за границу, работа с иностранными коллегами, изучение навыков деловой переписки. Дистанционное обучение гораздо лучше отвечает этим целям из-за более доступной стоимости и гибкого формата.

Источник

Не путать: в чем разница между EdTech и инфобизнесом

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

EdTech — молодой и перспективный рынок. По исследованиям Startup Barometer 2019, EdTech входит в топ-10 самых привлекательных областей для венчурных инвестиций. Еще пять лет назад эксперты не рассматривали эту нишу всерьез. Однако за последнее время несколько крупных проектов доказали, что EdTech может быть прибыльным и хорошо масштабируемым. В прошлом году емкость российского сегмента достигла 30 млрд руб., причем крупные игроки сгенерировали только треть. Это означает, что рынок еще не сконцентрирован, на нем есть место для начинающих компаний.

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

Учитывая тенденции, вероятно, что в ближайшее время Россию ждет «бум» цифровых образовательных проектов в поисках инвестиций. Перед инвесторами, в свою очередь, встанет задача оценки перспектив EdTech-стартапов. Это непросто, учитывая возраст ниши и отсутствие накопленной статистики по работающим бизнес-моделям. Кроме того, сегодня не существует безусловно принятых определений того, что такое EdTech (случается, что его приравнивают к онлайн-образованию).

Существует и такое понятие, как «инфобизнес». Оно приобрело негативную окраску в России, но за ее пределами есть информационные проекты, которые считаются перспективными, своего рода весьма доходными «звездами».

Поэтому стоит разобраться, в чем отличие EdTech-платформ от образовательных информационных проектов, где пролегает граница между ними и какие формы приобретают оба направления.

Терминология: два типа образования

Под EdTech мы понимаем нишу технологических решений для сферы образования. Она включает в себя создание оборудования и гаджетов (школьных досок, планшетов), разработку ПО (например, тренинговых 3D-симуляций для пилотов, врачей и нефтяников). При этом львиная доля EdTech — это онлайн-обучение. А эта сфера в свою очередь включает в себя не только технологические сервисы и платформы, но и чисто информационные (то, что и называется инфобизнесом).

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

На практике отличия между EdTech- и инфобиз-проектами проявляются в следующем:

Одним из самых известных практиков этой бизнес-модели на международном рынке является американский предприниматель и бизнес-тренер Энтони Роббинс.

EdTech-платформы предлагают непрерывный мониторинг обучения, и, в конечном итоге, делают достижение практических результатов частью своего торгового предложения: например, сдачу ЕГЭ, как у школы математики Mindset, или трудоустройство через партнерскую программу стажировки, как у Geekbrains.

Возьмем в качестве наглядных примеров разную деятельность в сфере обучения языкам.

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

Допустим, преподаватель английского записывает мини-курс и продает его на своем сайте. Это инфобиз-проект, успешные из них — единицы. Как правило, все продажи идут за счет силы бренда преподавателя. Пример EdTech-проекта в этой сфере — DuoLingo: это онлайн-платформа, которая также обучает английскому, но на которой автоматизированы процессы анализа ошибок, мониторинга обучения, непрерывно осуществляется измерение вовлеченности пользователей и ряда других параметров.

Инвестиционные возможности

Инфобизнес

Если говорить об информационном бизнесе, то в очень редких случаях они интересны инвесторам: привлекательны во многом те, кто сумел реализовать успешную маркетинговую стратегию. Например, школа, в которой учат выражать мысли посредством текстов Free Publicity School, — это сообщество единомышленников с постоянным потоком студентов.

Большинство же проектов в этой категории не обладают собственной технологической платформой и методикой обучения, что существенно сокращает их возможности к масштабированию. Кроме того, поскольку продуктом является именно контент, такие проекты легче копируются.

Плюсы инфобиз-проектов (скорее для создателей, чем для инвесторов):

EdTech

Что же касается EdTech-платформ, их перспективы расширяются, учитывая ускоряющуюся интеграцию классического офлайн-образования и цифровых сервисов. Инвестиции в них очень оправданы, учитывая текущие темпы роста российского и мирового рынка. Однако они предполагают «длинные» деньги, стратегические вложения инвесторов в следующие активы:

Запомнить

EdTech-проекты в отличие от информационного бизнеса предполагают методологическую основу и сильную технологическую составляющую. Они живут в режиме непрерывного улучшения себя как продукта, опираясь на обратную связь от пользователей.

Инфобизнес — это проекты человека или группы людей, делящихся контентом, своими знаниями в различных форматах за денежное вознаграждение. Чаще всего они ассоциированы с конкретной личностью, за которой может стоять команда, но носителем опыта и информации является, как правило, человек-бренд.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

EdTech: рынок, тренды, инвестиции

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

Глава отдела интервью и лонгридов

Команда RB.RU представила интерактивную карту российского рынка EdTech. Она включает более 200 технологичных проектов из сегментов b2b и b2c, а также десятки венчурных фондов, акселераторов и частных инвесторов, которые поддерживают EdTech-стартапы.

В материале — о тенденциях рынка, представленных на карте стартапах и инвестициях в российских EdTech.

Что такое EdTech

В медиа EdTech часто выступает синонимом онлайн-образования, однако на самом деле это понятие гораздо шире и включает весь набор цифровых инструментов, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.

Помимо онлайн-школ, интерактивных курсов и образовательных приложений, на рынке представлены разработчики электронных систем для образовательных учреждений, обучающего оборудования, VR-тренажеров, платформ для корпоративного обучения и других продуктов.

Рынок EdTech

Ожидается, что пандемия COVID-19 и связанные с ней карантинные ограничения окажут долгосрочное влияние на образование, и к 2025 году рынок EdTech удвоится — мы увидим обновление инфраструктуры и появление новых цифровых бизнес-моделей.

EdTech в России

Российский EdTech наиболее активно развивается в сегменте онлайн-образования.По данным совместного исследования TalentTech и «Нетологии», в конце 2019 года объем российского b2c-рынка онлайн-образования составил 38,5 млрд рублей при среднегодовых темпах роста на уровне 20%.

В соответствии с прогнозом аналитиков, к 2023 году он должен достичь отметки в 60 млрд рублей. 2020 год стал прорывным для отрасли и значительно ускорил ее развитие — рост составил 30-35%. По оценке экспертов, тренд сохранится и в 2021 году.

Читайте о российских EdTech-стартапах, которые вышли на рынок в 2020 году, в материале RB.RU: 9 российских EdTech-стартапов, которые взлетели в пандемию

EdTech-компании

Более 40% от представленных в карте компаний работают в сегменте b2b — это вендоры ИТ-решений, разработчики платформ и вспомогательных сервисов для образовательных учреждений и бизнеса. Среди них:

Интерактивная карта российского рынка EdTech постоянно дополняется. Если вы хотите, чтобы ваша компания попала на карту, отправьте письмо на [email protected] с информацией по форме, указанной здесь.

Тренды EdTech

Редакция RB.RU обратилась к фаундерам технологичных проектов в индустрии образования с просьбой обозначить ключевые тренды на российском рынке EdTech.

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

Андрей Лобанов, СЕО «Алгоритмики»

Тренд 1: образование новый черный

В 2020 и 2021 годах только ленивый не занимается образованием. Все поняли, что за этой сферой большое будущее — ко мне в последнее время чуть ли не раз в неделю приходит какой-нибудь человек, который делает образовательный проект.

Когда «Алгоритмика» только начиналась, мне многие говорили: «На образовании не построишь бизнес, там нет денег, зачем тебе это». В 2021 году, если ты рассказываешь, что у тебя образовательная компания, ты слышишь совершенно другую реакцию: «Круто — это же так классно и перспективно!».

Так вышло, что как социально полезная сфера бизнеса оказалась в центре внимания, в тренде. Что из этого получится, прогнозировать рано. Рынок не настолько большой, как шум вокруг него. И есть вероятность, что многие новые проекты не выживут в такой конкурентной среде.

Тренд 2: консолидация рынка

В последние несколько лет крупные игроки, такие как Mail.ru Group и «Яндекс», активно начали вкладываться в образование. В то же время на рынке появились сильные EdTech-компании. Сейчас видно, что идет очень много разговоров о различных сделках, покупках, игроки начали «заходить» на территорию друг друга, расширяя зоны, в которых они работают.

Условно говоря, Skyeng занялся обучением навыкам и профессиям, «Алгоритмика» стала обучать детей не только программированию, но и математике. Это, как говорится, новый этап конкуренции. Скорее всего, сейчас крупные игроки начнут покупать маленьких. И если раньше каждый занимал какую-то одну нишу, то теперь, как мне кажется, компании будут работать сразу в нескольких нишах, таким образом конкурируя друг с другом.

Тренд 3: согласование офлайна и онлайна

Будем надеяться, что ковид потихоньку уходит. Для EdTech это значит, что скоро вернется офлайн-обучение. Заметно, что клиенты устали от онлайна.

Что будет? Технологии, которые выросли за время пандемии, и инвестиции, которые пришли в образование за это время, будут работать и на офлайн-обучение. Выход образования обратно в офлайн приведет, скорее всего, к появлению множества смешанных образовательных форматов и новых технологий в этих форматах.

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

Михаил Котлов, CEO IntellectoKids

Тренд 1: во время пандемии вырос спрос на детские образовательные приложения.

Не только в России, во всем мире родители оказались в условиях, когда работа стала удаленной, ребенок сидит дома на карантине, его нужно занять чем-то полезным. И в этом смысле обучающие приложения стали спасением для многих мам и пап.

Что происходит в 2021 году? Мы продолжаем наблюдать устойчивый интерес к образовательным мобильным продуктам для детей.

Тренд 2: у всех игроков дополнительного школьного и дошкольного онлайн-образования, предлагающих качественный продукт, будет расти число пользователей.

Если до пандемии основной поток учеников и денег шел к частным репетиторам, то теперь все познакомились с дистанционным обучением и гораздо больше родителей рассматривают его как полноценную альтернативу. Соответственно, доля онлайна в рынке дополнительного образования школьников и дошкольников будет увеличиваться.

Тренд 3: будет развиваться и приобретать популярность формат blended learning.

Blended learning — это смешанный вариант, когда часть обучения проходит дистанционно, а часть в офлайне. Поскольку и у онлайна, и у офлайна есть свои преимущества, было бы странно не использовать и те, и другие в обучении. Думаю, все больше офлайн-игроков будут пробовать применять онлайн-инструменты, и наоборот.

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

Наташа Флокси, СЕО Cerevrum

Много лет инновационные технологии пытались ворваться в обучение, но лишь пандемия дала шанс. Мы вошли в новую эпоху, где умение учиться станет одним из важнейших навыков.

Безусловно, искусственный интеллект и виртуальные люди будут помогать контролировать процессы получения знаний. В новом мире разработчики смотрят на синхронизацию носимых устройств с усвояемостью материалов.

Помимо этого, нельзя не отметить тренд на популяризацию машинного обучения и аналитики усвоения знаний, которые помогут традиционным методам улучшать сами процессы, предугадывать действия обучаемого и создавать адаптивный контент в реальном времени.

Инвестиции в EdTech

В соответствии с исследованием Агентства инноваций Москвы, в 2020 году на EdTech пришлось 15% от общего объема инвестиций, сделанных венчурными фондами и частными инвесторами в Москве. Число сделок выросло на 164% по сравнению с показателями 2019 года.

Наиболее часто инвесторы обращали внимание на образовательные продукты для школьников, сервисы дополнительного образования и платформы для учителей.

Заключение

Эксперты и аналитики в России и по всему миру сходятся во мнении, что онлайн-образование и другие сегменты EdTech продолжат экспоненциальный рост в течение ближайших пяти лет.

К изменениям индустрию подталкивают глобальные вызовы, и пандемия — не единственных из них. Так, известно, что к 2050 году в мире будет на два миллиарда больше выпускников школ, вузов и других образовательных учреждений, чем сегодня. Без фундаментальных изменений в области подходов, инфраструктуры и бизнес-моделей образовательная система не справится с растущей из года в год нагрузкой. Рынку предстоит решить проблему дефицита кадров и нехватки финансирования.

Источник

Полная трансформация: как изменился EdTech и что его ждёт

Почему Россия занимает лишь 1% мирового EdTech и сколько стоит самый дорогой на планете образовательный стартап.

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

Из всех рыночных секторов EdTech в пандемию получил самые интересные возможности: связанные с коронавирусом ограничения стимулировали его развиваться во всех направлениях. Согласно данным HolonIQ, за 2020 год в EdTech-стартапы было инвестировано 16,1 млрд долларов, это в два раза больше, чем за 2018 год. Особенно мощной была вынужденная динамика рынка в России.

Последние несколько лет наш рынок EdTech развивался в основном за счёт образования для взрослых. «Общешкольную» часть сдерживал консерватизм российской системы, однако пандемия стала мощным драйвером и в этом сегменте. Изучаем, что именно изменилось в России и в мире и как дальше будет развиваться EdTech.

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

Пишет про бизнес и технологии. Работает с изданиями Republic, «Секрет фирмы», «Хайтек» и другими.

EdTech перед пандемией и во время неё

Что происходит с рынком?

Мировой рынок образования вместе с входящим в него EdTech начиная с 2000 года показывает хороший рост. По данным HolonIQ, с 2010 по 2015 год его объём увеличился на 1 трлн долларов и достиг 5,2 трлн. К 2020 рост замедлился, и к концу прошлого года объём рынка составил 5,4 трлн. Через пять лет рынок может вырасти до 7,3 трлн долларов.

С чем связан подъём рынка?

В исследовании HolonIQ говорится, что спрос на цифровые образовательные решения увеличится, среди прочего, из-за роста числа школьников и студентов. За последние 30 лет потребителей в сфере образования стало больше на 2,3 млрд, такая же динамика сохранится в следующие 30 лет. Это обусловлено ростом населения в развивающихся странах.

Что может поддержать рост?

В 2018 на проекты по цифровизации образования было потрачено 152 млрд долларов, то есть 2,6% от всего объёма рынка. Этого оказалось недостаточно, чтобы учебные заведения подготовились к работе в условиях пандемии. Во время самоизоляции резко возрос спрос на цифровую трансформацию обучения. По итогам прошедшего года траты на EdTech составили уже 227 млрд долларов, или 3,6% от объёма рынка. К 2025 эксперты HolonIQ прогнозируют увеличение доли EdTech до 5,2% от общих затрат.

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

Текущие подходы очного обучения из XIX века с доской и мелом не выдерживают никакой критики.

Относительно низкий уровень затрат на цифровизацию во многом объясняет то, с чем мир пришёл к началу коронавирусного кризиса: нехватку гаджетов как у учащихся, так и у педагогов, плохой доступ к интернету, недостаточное техническое оснащение школ. И с этими проблемами столкнулся весь мир: например, во Франции резко обострилось цифровое неравенство. Хотя сама страна — в числе лидеров по развитию IT-рынка.

Антон Сажин, CEO и основатель образовательной платформы CORE, уверен, что рынок давно ждал этой резкой трансформации: «Система образования — отрасль консервативная, и не только в России. Переход в онлайн позволил давно нарастающим трендам проявиться. Текущие подходы очного обучения из XIX века с доской и мелом не выдерживают никакой критики и экономически нерентабельны в связи с низкой производительностью. Цифровые технологии жизненно необходимы».

В пандемию разброс стартапов по секторам стал следующим: половина ведущих европейских проектов EdTech занимается корпоративным образованием, дальше — K12 (школа) и университеты. В Северной Америке картина другая — 30% ведущих EdTech-стартапов ориентированы на корпоративный сектор, остальные работают в K12 и со студентами. При этом растёт потребность в подобных проектах именно со стороны B2B-клиентов. В Индии и Южной Азии распределение по трём основным секторам получилось равномерным, при этом из-за того, что местный рынок молодой, он следует строго за потребительским спросом.

К середине ноября 2020 в мировом EdTech насчитывалось 20 стартапов-единорогов, при этом на первых четырёх строчках — азиатские (Китай и Индия), за ними следуют американские. Список составлен в основном из проектов США, Китая, Индии. Больше всех инвестиционных средств привлёк Yuanfundao (его оценка достигла 15,5 млрд долларов) — это комплекс продуктов онлайн-обучения для школьного сегмента (K12), разрабатываемый с 2012 года. Компания предлагает репетиторскую платформу, приложение для английского языка, банк вопросов-ответов, проверку математических задач.

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

Среди единорогов также есть американский стартап Duolingo (оценен в 2,4 млрд долларов), работающий в том числе и на русском языке. Компания предлагает учить английский, французский, испанский или немецкий в игровой форме, имеет свою платформу для школ, тесты, результаты которых принимают университеты. Другой американский единорог — Udemy (3,3 млрд долларов). Это база из 130 тысяч курсов в любых категориях — от бизнеса до музыки и личностного роста.

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

Трансформация российского рынка

В глобальной EdTech-индустрии доля российского рынка — всего 1%: по неточным данным, это 45–50 млрд рублей в 2019 году. Однако, хоть Россию и нельзя сравнить, например, с Китаем, динамика роста у отечественного рынка хорошая — 20–25% ежегодно.

По этой причине в марте предполагалось, что по итогам 2020 года его объём составит уже 60 млрд рублей, но с учётом пандемии цифры могут оказаться и больше. Однако преимущественно российский EdTech развивается за счёт корпоративного и дополнительного образования для взрослых — на эти секторы суммарно приходится 50% объёма рынка.

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

Сергей Богданов (YellowRockets):

Зарабатывать на этом [школьных стартапах] деньги не получится, поэтому стартапов в системе школьного образования не выросло.

Сложность со школьным сектором (K12) объясняет Сергей Богданов, CEO YellowRockets, сооснователь фонда YellowRockets.vc: «В России волна школьных техстартапов прошла примерно в 2014 году, когда были „Дневник.ру“ и другие решения. Это огромный сектор, но приходится бороться с системой в целом и с системой бюджетирования образовательных заведений».

Богданов пояснил Skillbox Media, что зарабатывать на этом деньги не получится, поэтому стартапов в системе школьного образования не выросло. «Из-за этого в пандемию ученики и школы столкнулись с проблемами и стали каждый на своё усмотрение лепить монстров Франкенштейна из Zoom, WhatsApp, Slack, Discord. Все эти инструменты надо было совмещать и проводить уроки».

По его мнению, к концу прошлого года ситуация мало изменилась: «Всё так же большинство школ не приспособились и используют разные образовательные системы, страдают и ученики, и учителя. Это главная проблема, с которой придётся столкнуться российской системе образования в 2021 году».

Онлайн-платформами до введения массового дистанционного обучения пользовались лишь 64% педагогов, причём делали это не регулярно. Во время школьных уроков к ним прибегали 50% учителей. После первой волны коронавируса о работе с онлайн-платформами заявили уже 85% педагогов, из них почти каждый второй сообщил, что и дальше продолжит такую практику.

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

Наиболее популярными сервисами оказались «Учи.ру», «ЯКласс». По второго квартала 2020 года обе компании показали рост выручки на 50% и 142% соответственно (по сравнению с тем же периодом 2019).

Первое полугодие 2020 подарило отличные возможности для развития некоторым из российских EdTech-стартапов: Lectera привлекла 2,1 млн долларов от европейских инвесторов, NovaKid — 1,5 млн долларов от LETA Capital. Хотя сделкой года стала покупка 25% компании «Учи.ру» (долю можно будет увеличить до контрольной) холдингом Mail.ru Group. Сумма сделки — 3,75 млрд рублей. Это можно считать признанием платформы «Учи.ру» одной из крупнейших среди российских LMS. Сегодня ей пользуются 8 млн школьников и больше 350 тысяч педагогов.

Илья Паршин, генеральный директор «Учи.ру», сообщил Skillbox Media, что эта сделка — большой шанс для дальнейшего роста: «Mail.ru Group имеет большой опыт взаимодействия с активно растущими стартапами, включая сектор EdTech. Поэтому сделка позволяет получить нам доступ к мощной экспертизе экосистемы Mail.ru Group, благодаря чему мы сможем расти дальше, улучшать продукт и развивать его на зарубежных рынках».

Инвестиционная активность в пандемию

Активность на мировом венчурном рынке в первом полугодии 2020 была ниже, чем в том же периоде 2019: 78 сделок на общую сумму 240 млн долларов. При этом рост инвестиционной активности в EdTech до пандемии был умеренным: с 2014 до 2018 объём вложений вырос в четыре раза — с 2 млрд долларов до 8 млрд долларов. А за 2020 стартапы получили уже 16,1 млрд долларов.

Почти половина венчурных инвестиций до пандемии приходилась на Китай, обладающий крупнейшим рынком образования. В 2020 году китайский рынок получил уже 60% венчурного капитала. Около 15% инвестиций пришлось на проекты из США, 14% — на рынок Индии, и лишь 5% — на страны Евросоюза и Великобританию.

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

Сергей Богданов считает, что в 2020 году инвесторы на российском рынке были одинаково активны на поздних и на ранних стадиях: «Например, в начале года стартап MyBuddy.ai привлёк 1 млн долларов от фонда LETA Capital. А на днях была объявлена сделка клуба инвесторов Angelsdeck с проектом Educate Online. На российском рынке в этом году отличился Mail.ru Group».

Богданов уверен, что это положительная история для рынка, так как у Mail.ru уже было несколько сделок в EdTech: «Они получили долю в Skillbox, инвестировали в образовательный сервис SkillFactory. При этом в портфеле Mail.ru уже есть GeekBrains и последняя их публичная сделка была с проектом „Учи.ру“. Наличие стратега на рынке — это всегда хорошо для тех, кто строит на нём свои стартапы, и для венчурных инвесторов».

Богданов добавил, что, несмотря на отчасти сформированный рынок, искать новые ниши всё ещё возможно, поэтому в этом году он ждёт волну новых компаний в EdTech.

Александр Земляк, старший аналитик LETA Capital, также называет сферу EdTech одной из наиболее привлекательных для венчурного капитала в ушедшем 2020 году: «Если посмотреть на общий объём инвестиций компаний, которые закрывали раунды в течение 2020, окажется, что 40% от общего объёма привлечённых средств приходится именно на 2020. Если оценивать успешность компаний с точки зрения привлечённых инвестиций в этом году, то в фаворе у инвесторов был сектор General e-Learning (как Coursera, онлайн-курсы, маркетплейсы). Также отлично себя чувствуют компании из Education Management — онлайн-инструменты для мониторинга и вовлечения студентов, управления учебными планами».

Игорь Рябенький, управляющий партнёр фонда AltaIR Capital, отмечает назревающие глобальные изменения в секторе образования и огромную конкуренцию среди инвесторов за перспективные проекты.

«Нестабильность марта-апреля была недолгой, дальше всё восстановилось и даже пошло в гору: оценки стартапов не только не снижались, но и повышались в 2–4 раза за счёт конкуренции среди инвесторов. Конкретно наш фонд вкладывал средства не только на стадиях seed и roud A, но и на pre-seed, и вместо запланированных 10 стартапов мы в итоге выбрали 25, потому что появилось очень много достойных, перспективных проектов», — комментирует Игорь.

Новые тренды и перспективы

Если цифровые платформы для школьного образования стали более востребованы из-за вынужденной дистанционки, то централизованные комплексные сервисы ДПО и ДО (дополнительное образование — профессиональное и обычное) существенно и неожиданно нарастили выручку во втором полугодии 2020. По данным РБК, у Skillbox она увеличилась на 349% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, у GetCourse — почти на 200%, у Яндекс.Практикума — и вовсе на 625%. EdTech стал развиваться не только в школьном направлении.

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

Согласно мартовскому исследованию Интерфакс, ДПО и ДО пользуются спросом у 15% россиян, в то время как в развитых странах доля потребителей таких услуг доходит до 45%. А по итогам первого полугодия 2020 популярность онлайн-курсов в России возросла в 8 раз (цифры зависят от конкретной платформы). Причём студенты стали проходить даже курсы, которые покупались ранее, но «ждали своего часа». Во многом это связано с вынужденной необходимостью или повышать свою квалификацию, или искать способ сменить профессию. На фоне таких запросов перспективы развития у онлайн-университетов радужные.

«Что касается конкуренции со специализированными мобильными приложениями — это всё-таки разные аудитории, — отмечает Анастасия Веремьёва, директор по коммуникациям инвестиционного акселератора HR& ED-tech. — Одни выбирают прокачивать отдельные навыки, другие — получать полноценное ДПО. Кому-то актуальнее сразу окунуться в практику. Сфокусированные на одном предмете проекты вообще стремительно двигаются».

Веремьёва уверена, что, несмотря на небольшую долю российских проектов на фоне лидеров рынка EdTech, настоящий рывок ещё впереди. «Игроки стремятся поддерживать друг друга: сейчас не до борьбы, лучший путь — коллаборации. Стартапы, которые приходят к нам в акселератор — Edstein, SpeakerGuru, Diductio, BeSavvy, Vectorly, Hinted и другие, — вообще изначально нацелены на международные рынки», — рассказывает она.

Рынок edtech что это. Смотреть фото Рынок edtech что это. Смотреть картинку Рынок edtech что это. Картинка про Рынок edtech что это. Фото Рынок edtech что это

Александр Земляк (Leta Capital):

К 2025 году появится первый полноценный онлайн-университет — в классическом понимании университета, но мирового масштаба.

Ускоренный рост рынка EdTech стал поводом для HolonIQ пересмотреть свой предыдущий прогноз, который делался до пандемии. Если ранее аналитики предсказывали рост рынка EdTech к 2025 году до 342 млрд долларов, то теперь их оценка составила 404 млрд долларов, что в 2,5 раза больше, чем в 2019. Такая динамика особенно показательна, если учесть, что по обновлённым данным мировой образовательный рынок к тому же году составит не 7,8 трлн, а 7,3 трлн долларов.

Активность крупных игроков тоже даёт основания думать, что динамика с завершением пандемии не замедлится. В частности, Яндекс и Mail.ru Group намерены сделать свои сервисы для видеоконференций к 2022 году и предоставить их школам. Пока неизвестно, произойдёт это на базе уже существующих платформ этих корпораций или будет новым проектом. А министерство просвещения решило запускать отечественный ВКС-сервис, разработанный с Ростелекомом на замену Zoom.

Оценки некоторых экспертов ещё оптимистичнее, чем описанные прогнозы. «Не удивлюсь, если к 2025 году рынок Edtech даже превысит ожидаемый рост x2,5 в сравнении с 2019 годом», — сказал Skillbox Media Александр Земляк, старший аналитик LETA Capital.

«Если представить себя сейчас в 2025, то мы, скорее всего, увидим, что от одной до трёх систем управления обучением (LMS) превратились в технологических монстров (наподобие сегодняшних FAANG), выйдя далеко за пределы e-Learning и став своеобразным Humanity Knowledge Management Super App», — добавляет он. Земляк полагает, что, скорее всего, к 2025 году появится первый полноценный онлайн-университет — в классическом понимании университета, но мирового масштаба.

Приём в обучении, когда большие объёмы информации разбиваются на мелкие блоки для лучшего усвоения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *