Ржаной хлебушко калачу дедушка что означает
Цель:
• расширить знания учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребляемых слов,
• показать необходимость владения языком для успешного общения;
Задачи:
Образовательные:
• Показать значимость и ценность хлеба в наше время и в давние времена.
• Расширить знания обучающихся об истории хлеба, о профессиях, связанных с хлебом.
• Учить ценить и уважать хлеб и труд людей, вырастивших хлеб.
• Активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда.
• Формировать положительно-эмоциональный настрой, умение работать в коллективе.
Развивающие:
• развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление умение сравнивать, группировать, делать выводы;
• развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память;
• развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;
• развивать коммуникативные качества учащихся, связную устную речь через умение правильно формировать свои мысли в процессе работы на уроке по теме урока.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию;
• воспитывать в детях чувство гордости за свою Родину, любовь к традициям, культуре своего народа;
• Воспитывать навык адекватного поведения во время урока при ответе и выполнении заданий, продолжить формирование умения работать в группах.
Планируемые результаты
Предметные:
• Познакомятся со словами, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие хлебные изделия, с историей происхождения этих слов, какие из них сохранились до нашего времени.
Метапредметные:
Регулятивные:
• формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные:
• находят ответы на вопросы и извлекают необходимую информацию в тексте и иллюстрации; устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, сравнение, классификацию; самостоятельно находят способы решения проблемы.
Коммуникативные:
• составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства
Оборудование:
учебник «Русский родной язык» 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., проектор, ноутбук.
Образовательные ресурсы:
— Мультимедийная презентация к уроку
— Выставка книг о хлебе, видеоклип.
— Иллюстрация «Каравай» на рушнике.
Учитель или хорошо читающий ученик читает стихотворение Я.Пишумова «Загадочный рисунок»
(на экране показ презентации СЛАЙД 2)
Подошёл к ребятам Витя,
Показал листок:
Взгляните!
Кто сумеет угадать,
что я начал рисовать.
— Выскажите своё мнение, что же задумал нарисовать Витя.
(дети высказывают свои предположения, учитель продолжает)
— Угадал!- сказал Володя.-
Это солнышко восходит! СЛАЙД 3
Возразила сразу Зина:
— Здесь арбуза половина! СЛАЙД 4
— Чепуха!- смеётся Света.-
Сразу видно, зонтик это! СЛАЙД 5
Подбежал Олег:
— Постой!
Это каска со звездой! СЛАЙД 6
Головой качает Вася:
— Я с тобою не согласен.
Я уверен, будет тут
Нарисован парашют! СЛАЙД 8
Витя свой рисунок взял,
улыбнулся и сказал:
— Вы догадливыми были,
только жаль, про хлеб забыли.
Как собрали урожай,
Испекли мы ……. каравай! СЛАЙД 9
1. Раскрытие конкретного смысла слова ХЛЕБ
— А начнём мы с легенды. (рассказывает заранее подготовленный ученик)
«Это было очень давно, из жизни первобытных людей. Однажды мужчины вернулись с охоты ни с чем. А запасы продуктов закончились. Что будет с племенем?
На рассвете женщина отправилась на поиски пищи. Поблизости всё было собрано, и она спустилась в лощину. И вдруг около ручья она увидела незнакомое растение. Что это? Женщина нагнулась, и из колоска на ладонь упали золотистые зёрна. Они были сладкие на вкус. Вот она пища! Спасение племени.
Так, много лет назад человек открыл хлебные растения. Мучнистые зёрна приносили приятное ощущение сытости.
Сегодня, растения, зёрна которых годятся в пищу, называют одним словом – ХЛЕБ»
— Откройте учебник на стр.14. выполним упр1.
(текст упражнения читает хорошо читающий ученик или уч- ся класса по цепочке)
СЛАЙД 12
— Вот такое коротенькое, но емкое слово « хлеб». А теперь давайте попробуем ответить на вопрос. Почему хлеб называют чудом земли, символом жизни?
( Дети отвечают пользуясь прочитанным текстом).
— Почему он занимает важное место в жизни?
( Дети отвечают используя прочитанный текст).
2. Работа с пословицами
— Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. К хлебу у русского народа во все времена относились почтительно. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. «Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба» гласит народная мудрость. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.
А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе? Тогда пора собирать наш «Урожай пословиц».
— Выполним упр. 2 на стр. 15 учебника
(дети по цепочке читают пословицы из упражнения 2 и объясняют их значение)
— Спиши в тетрадь любые три пословицы.
— Выполним задания упр.3
(дети делятся на четыре группы, знакомятся с текстами в учебнике, готовят краткое устное сообщение, рассказывают данные сообщения)
Учитель рассказывает из истории происхождения слова «коврижка» СЛАЙД 13
— Обратите внимание на иллюстрацию на слайде и в учебнике с.20. Перед вами коврижка.
Коврижка – это вид пряника, обычно медового. Слово коврижка образовано от слова коврига, которое означает большой круглый хлеб, каравай. Коврижки готовят из муки, мёда, изюма, орехов, пряностей, с добавлением сахара.
(На столах у ребят карточки с названиями профессий: мельник, врач, учитель, шофёр, доярка, тракторист, агроном, пекарь, комбайнер);
— Выберите те названия профессий, которые по вашему мнению имеют отношение к хлебу.
(Дети работают с места в парах, учитель контролирует их работу)
— Расставьте названия профессий в порядке очередности процессов изготовления хлеба.
(дети переставляют таблички в правильном порядке:
тракторист, агроном, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь).
Дети читают стихи:
СЛАЙД15
Агроном:
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка
Хлеб с горбушкой золоченой
Шёл к тебе издалека.
СЛАЙД16
Тракторист:
Только снег сошёл в апреле.
Как поля зазеленели.
Все вместе: Мы говорим: «Хлеб
СЛАЙД 17
Комбайнёр:
Золотой простор бескрайний
Здесь работают комбайны.
Все вместе: Мы говорим: «Хлеб».
СЛАЙД 18
Мельник:
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
СЛАЙД 19
Пекарь:
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Все вместе: Мы говорим: «Хлеб».
СЛАЙД 20
Агроном:
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб хлеб вкусный, золотой
Украшал бы стол любой.
5. Правила бережного отношения к хлебу
— Спасибо ребята. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. Что может быть важнее хлеба? Есть, пожалуй, только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово «жизнь». В старину на Руси рожь называли житом, от слова «жить». Есть хлеб – есть и жизнь.
СЛАЙД 21
-А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надо относится с особенным почтением. Нет для человека запаха более приятного, чем запах свежеиспеченного хлеба. Раньше было принято печь хлеб дома. Рождение хлеба – праздник. Хозяйка, прежде чем начать печь хлеб, надевала нарядную одежду, повязывала яркий платок. Хлеб, испеченный из муки, просеянной через решето, называли решетным, через сито – ситным, а караваем называли пшеничный хлеб, испеченный в круглом каравайнике. Ребята, давайте вместе с вами составим «Правила бережного обращения с хлебом».
(дети высказывают свои мнения, учитель помогает правильно сформулировать правила)
СЛАЙД 22
Помните, ребята, такие правила:
1. Обращайся с хлебом бережно
2. Никогда не выбрасывайте хлеб. Не играй с хлебом.
3. Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.
4. Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным или сделай сухарики.
— Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.
— Наш урок подошёл к концу.
— Что нового вы узнали?
— Что особенно запомнили?
— Какой самый главный вывод мы с вами сделали?
СЛАЙД 23
Учитель включает видеоклип «Хлеб»
Урок- презентация по родному (русскому) языку «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», 2 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ржаной хлебушко – калачу дедушка Родной (русский) язык 2 класс «Ржаной хлебушко – калачу дедушка» Подготовила учитель начальных классов первой категории Гончаренко Анна Викторовна
Педагогические задачи: расширить знания учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений обще употребляемых слов, показать необходимость владения языком для успешного общения; Планируемые результат: предметные: показать значимость и ценность хлеба в наше время и в давние времена. Расширить знания обучающихся об истории хлеба, о профессиях, связанных с хлебом. Учить ценить и уважать хлеб и труд людей, вырастивших хлеб. Формировать положительно-эмоциональный настрой, умение работать в коллективе. Метапредметные: познавательные: познакомятся со словами, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие хлебные изделия, с историей происхождения этих слов, какие из них сохранились до нашего времени. регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения; находят ответы на вопросы и извлекают необходимую информацию в тексте и иллюстрации; коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства. Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
ЛЕГЕНДА «Это было очень давно, из жизни первобытных людей. Однажды мужчины вернулись с охоты ни с чем. А запасы продуктов закончились. Что будет с племенем? На рассвете женщина отправилась на поиски пищи. Поблизости всё было собрано, и она спустилась в лощину. И вдруг около ручья она увидела незнакомое растение. Что это? Женщина нагнулась, и из колоска на ладонь упали золотистые зёрна. Они были сладкие на вкус. Вот она пища! Спасение племени. Так, много лет назад человек открыл хлебные растения. Мучнистые зёрна приносили приятное ощущение сытости. Сегодня, растения, зёрна которых годятся в пищу, называют одним словом – ХЛЕБ»
Презентация по русскому родному языку на тему «Ржаной хлебушко калачу дедушка» ( 2 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ржаной хлебушко калачу дедушка… Составила учитель начальных классов МОУ «ООШ № 8» г. Сыктывкар Колосова Александра Владимировна
Хлеб – символ жизни
На Руси в старину хлеб был одним из основных продуктов питания.
В России есть обычай приветствовать дорогих гостей хлебом-солью: выходить им навстречу, держа каравай хлеба, в центре которого солонка. Хлеб-это символ богатства и благополучия. А ещё хлеб-это символ жизни. На Руси в старину хлеб был одним из основных продуктов питания. Издавна известно два основных сорта хлеба- чёрный и белый. Чёрный хлеб пекут из ржаной муки, а белый –из пшеничной муки. Мы покупаем тот хлеб, который нам больше нравится. А раньше пшеничный хлеб был намного дороже ржаного, поэтому он не каждый день был на столе простых людей. К хлебу на Руси всегда было особое уважение. Вырастить рожь и пшеницу, из зерен получить муку и испечь хлеб было непростым делом.
Существуют два основных сорта хлеба: Белый. Его пекут из пшеничной муки. Черный. Его пекут из ржаной муки.
ИЗВЕСТНЫ ЛИ ТЕБЕ ЭТИ ВЫРАЖЕНИЯ? ЧТО ОНИ ОЗНАЧАЮТ? КАЛАЧОМ НЕ ЗАМАНИШЬ НИ ЗА КАКИЕ КОВРИЖКИ.
Заварной бублик ЧИТАЕМ ТЕКСТ НА СТРАНИЦЕ 17 В УЧЕБНИКЕ
ватрушки ЧИТАЕМ ТЕКСТ НА СТРАНИЦЕ 17 В УЧЕБНИКЕ
каравай КАРАВАЙ- ЭТО ТОЖЕ ХЛЕБ, НО НЕ ПРОСТОЙ,А ПРАЗДНИЧНЫЙ. ЕГО ПЕКЛИ К ИМЕНИНАМ, ПРИЕМУ ДОРОГИХ ГОСТЕЙ.
Калачи,сушки,ватрушки,бублики, (….), поэтому эти изделия называют выпечкой.
Какие слова можно составить из слова «ВАТРУШКА»? (вата, каша, трава, рука)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1302165
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по русскому родному языку (2 класс) «Ржаной хлебушко калачу дедушка»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ржаной хлебушко калачу дедушка
В России есть обычай приветствовать дорогих гостей хлебом-солью: выходить им навстречу, держа каравай хлеба, в центре которого солонка. Хлеб-это символ богатства и благополучия. А ещё хлеб-это символ жизни. На Руси в старину хлеб был одним из основных продуктов питания. Издавна известно два основных сорта хлеба- чёрный и белый. Чёрный хлеб пекут из ржаной муки, а белый –из пшеничной муки. Мы покупаем тот хлеб, который нам больше нравится. А раньше пшеничный хлеб был намного дороже ржаного, поэтому он не каждый день был на столе простых людей. К хлебу на Руси всегда было особое уважение. Вырастить рожь и пшеницу, из зерен получить муку и испечь хлеб было непростым делом.
Запиши. Рожь- ржаной Пшеница- пшеничный
Калачи,сушки,ватрушки,бублики, (….), поэтому эти изделия называют выпечкой.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-710912
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
» Ржаной хлебешко калачу дедушка
Учитель: Барышникова Александра Владимировна
Тема урока: Ржаной хлебушко калачу дедушка.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
Личностные результаты: ценностные отношения к родному языку как отражению культуры, культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; обогащение активного и пассивного словарного запаса, культура владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
Калачи, бублик, баранки, ватрушка, сушка, каравай.
3.Работа по теме урока.
1. Знакомство с текстом «Русский обычай» с.14 №1
2. Запись пословиц о хлебе с.15 №2
6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
Лежит на столе тёплый душистый хлеб. Кто дарит нам это чудо? Золотые руки людей растят хлеб. Весной они пашут землю, сеют хлеба. Всё лето они ухаживают за посевами. Люди хотят получить хороший урожай. Без хлеба сыт не будешь.
8. Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
Домашнее задание. Синтаксический разбор предложений диктанта
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.