С чего десантируются десантники
Парашют: главное «оружие» десантника
Фото: Минобороны РФ
Научно-исследовательский институт парашютостроения холдинга «Технодинамика» – одно из немногих предприятий в мире, которое способно выполнять полный цикл работ с парашютными системами. Институт участвовал в создании всех парашютных систем, которые применялись и применяются в Воздушно-десантных войсках (ВДВ) России.
Пять самых популярных парашютов для российских десантников – модели, уже проверенные временем, а также последние новинки для ВДВ, ‒ в нашем материале.
Простота и надежность: каким должен быть десантный парашют
Если вкратце обозначить основные требования к десантному парашюту, то ключевые слова – это простота и надежность. Действительно, парашют должен иметь минимально простую конструкцию, но вовремя сработать в любой ситуации. При всем этом он должен быть неприхотлив в эксплуатации – хорошая парашютная система сама позаботится о раскрытии купола. Даже десантник без особой подготовки способен с этим справиться – просто шагнуть в небо из самолета и не забыть свести ноги вместе в момент приземления.
Сама конструкция парашютов в принципе не меняется годами, чего не скажешь о тканях, из которых они изготавливаются. В самом начале это были натуральные материалы – шелк например. Затем появились синтетические – полиамид (капрон) и полиэфир (лавсан). Каждый из них имеет как недостатки, так и достоинства. К примеру, лавсан не так восприимчив к солнечному свету, температуре и внешним повреждениям.
Но, как отмечают специалисты, главное здесь другое. Одна из ключевых характеристик парашютной ткани – воздухопроницаемость. К примеру, шелк довольно сильно пропускает воздух, капрон уже не так, а воздухопроницаемость современных тканей совсем мала и иногда доходит до нуля. Чем меньше купол пропускает воздух, тем меньше может быть его размер, а соответственно, и масса. Обычно вес купола составляет порядка 15 кг.
Современные парашюты могут обеспечить мягкую посадку десантникам весом до 160 кг. Раньше этот показатель не превышал 120 кг. Дело не только в том, что десантники покрупнели, скорее увеличился объем вооружений. Если раньше прыгали без вооружений и бронежилетов, то сейчас только один бронежилет «Ратника» весит более 15 кг. Поэтому и необходимы новые легкие ткани, которые позволяют ощутимо снизить укладочный объем парашюта. Так что работа по поиску новых материалов в НИИ парашютостроения никогда не приостанавливается.
Институт участвовал в создании всех парашютных систем, которые применяются в Российской армии. С парашютами, разработанными в стенах института, совершаются как боевые, так и тренировочные прыжки из самолетов и вертолетов. Сегодня основными десантными системами разработки НИИ являются парашюты Д-6 серии 4 и Д-10. К серийному выпуску готовится система Д-14 для экипировки «солдата будущего» «Ратник». Об этих и других моделях парашютных систем – в нашей подборке.
Д-1: первый шаг в небо
При помощи этого парашюта совершили свой первый самостоятельный прыжок, пожалуй, все парашютисты нашей страны. Парашют Д-1, который из-за своего веса в 17 кг получил прозвище «Дуб», появился в 1955 году. С того времени это самый популярный парашют для тренировочных прыжков начинающих парашютистов. Некоторые его модификации используются до сих пор практически без изменений. Особенностями этого парашюта являются простота и надежность – считается, что нужно очень постараться, чтобы этот купол не сработал.
Фото: Минобороны РФ
Минимальная высота прыжка с Д-1 составляет всего 150 метров, из летательного аппарата на скорости около 180 км/ч. При этом парашютист будет снижаться примерно со скоростью не более пяти метров в секунду.
«Дуб» обладает круглым куполом. Считается, что такие парашюты сложно управляемы. Однако современный вариант Д-1-5У имеет специальные прорези на куполе, благодаря чему парашютист может маневрировать во время снижения.
Д-6: рекордсмен по прыжкам
Парашют Д-6 серии 4 пришел на смену Д-5 и стал основным в войсках. Испытания новой парашютной системы начались в середине 1970-х годов, а на вооружение парашют был принят в середине 1980-х. Д-6 прошел полный цикл испытаний – он продолжал свою эволюцию на протяжении почти восьми лет. Примечательно, что все эти годы Д-6 уже применялся в войсках.
Сегодня по показателям надежности Д-6 не имеет аналогов в мире, отмечают специалисты. Дело в том, что с Д-6 прыгали солдаты-срочники с минимальной парашютной подготовкой, поэтому система активно совершенствовалась с учетом простоты и надежности. Специалисты НИИ парашютостроения активно сотрудничали с Государственным испытательным центром Минобороны и ВДВ, в результате чего система Д-6 была доработана до идеального состояния.
Д-10: «патиссон» в небе
На службе ВДВ сегодня находится система Д-10, которая пришла на смену Д-6. Она прошла все испытания в начале 2000-х годов. Конечно, по объему наработки она еще несравнима с Д-6, но со временем приблизится к уровню последнего, считают эксперты. Парашюты Д-6 серии 4 в войсках активно заменяются на Д-10.
Изначально Д-10 создавался для того, чтобы устранить основную проблему, которая существует у десантных парашютов – проблему схождения парашютистов в воздухе. Например, когда десантируется большая группа (до 120 человек), все одновременно раскрывают парашюты в воздухе, и воздушные потоки могут столкнуть парашютистов друг с другом. Даже в такой ситуации конструкторами парашютов предусмотрено спасительное решение – запасной парашют, который можно открыть в ситуации, когда в твой купол провалился другой парашютист. Естественно, посадка все равно будет жесткой – тяжелых травм не избежать.
Д-10 создавался именно для того, чтобы не допустить такого сценария. Поэтому у него такая необычная форма – купол напоминает не шар, а скорее патиссон. Эта форма обеспечивает ему особую аэродинамику, которая уводит парашют при попадании в «след» другого парашюта.
Кроме особой формы, у этого парашюта есть еще один важный элемент, обеспечивающий безопасность, – страхующий парашютный прибор. Выпрыгнув из самолета, через несколько секунд десантник должен дернуть за кольцо, которое раскроет ранец с основным куполом. В случае если парашютист забыл это сделать, за него «дернет кольцо» специальное устройство.
Сегодня Д-10 считается основной парашютной системой ВДВ. С «десятым» прыгают во время тренировок, применяют для реальных боевых прыжков. С этим парашютом десантируются изо всех типов военно-транспортных самолетов (Ил-76, Ан-22, Ан-26 и других), а также из вертолетов Ми-8 и Ми-26. Десантник весом не более 150 кг сможет с Д-10 прыгнуть с высоты до 4 км, а минимальная высота прыжка составляет 200 метров.
Д-14: парашют для «Ратника»
Фото: Минобороны РФ
По своей конструкции новая парашютная система не похожа на все предыдущие модели. Традиционно основной парашют находится за спиной десантника, а запасной – спереди. Грузовой контейнер располагается также сзади, под основным парашютом. Д-14 имеет несколько другую конструкцию: основной и запасной парашюты располагаются за спиной, а спереди – большой грузовой контейнер. На нем расположено несколько точек подвески для различного оборудования, кроме того, контейнер можно использовать как плот при посадке на воду. Благодаря такой конструкции, когда стрелковое вооружение в прямом смысле под рукой, десантник может вступить в бой, находясь еще в воздухе.
«Штурм»: без ранца за спиной
Еще одна российская перспективная парашютная система – безранцевый парашют «Штурм». Главная особенность этой модели следует из самого названия – «Штурм» не имеет ранца. Купол такого парашюта уложен в специальном мешке, который находится в салоне самолета. На десантника он крепится при помощи простой подвесной системы, а ввод парашютной системы происходит прямо из воздушного судна.
Видео: НИИ парашютостроения
Это существенно экономит время на десантирование бойцов – ценные минуты не тратятся на раскрытие стабилизирующего парашюта, затем основного. Таким образом десантники могут совершать прыжки с малой высоты – 70-80 метров, а сама высадка десантников может стать внезапным ударом для противника.
При всех своих достоинствах парашютная система «Штурм» еще не принята на вооружение. На данный момент продолжаются испытания системы по использованию в боевых условиях.
События, связанные с этим
Знамя Победы в небе над Подмосковьем: история рекордного прыжка
Подготовка десантников-парашютистов различных специальностей к прыжку с парашютом из самолетов и вертолетов
РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ПРЫЖКУ
С ПАРАШЮТОМ ИЗ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ
10.1. Подготовка к совершению парашютного прыжка
десантника с автоматом в специальном чехле
Затем к десантированию готовится РД-54. При надевании парашюта на десантника рюкзак должен располагаться под ранцем парашютной системы.
После этого крепится запасной парашют.
10.2. Подготовка десантника с автоматом к совершению
парашютного прыжка со стрельбой в воздухе
Автоматный ремень заправляют под воротник обмундирования и поверх него застегивают грудную перемычку подвесной системы. После этого крепят запасной парашют.
10.3. Подготовка пулеметчика к совершению прыжку с парашютом
Для подготовки пулеметчика к совершению прыжка с парашютом кроме чехла и ремня потребуется шнур ШХБ-125 (ШКП-150) длиной около 1 м и кусок какой-либо ткани.
Делается это для устранения выступания ступеней сошек, чтобы предотвратить возмож-ное зацепление за них частей парашюта. Во-вторых, ввиду большей длины пулемета по сравнению с автоматом предъявляются повышенные требования к росту десантника, совершающего пара-шютный прыжок с РПКС-74. Он должен быть не менее 170 см. В-третьих, дли-ны плечевых ремней РД-54 не хватит, чтобы при помещении ствола в левый карман рюкзака затыльник пулемета не выступил выше плеча парашютиста. Поэтому пулеметчик делает из шнура ШХБ-125 дополнительные петли длиной 15 – 20 см, которые пропускает в ленты (шлевки) сумок для магазинов и для гранат (рис.10.8). После этого пулеметчик действует так же, как и автоматчик.
После этого пулеметчик при помощи товарища надевает основной пара-шют следя за тем, чтобы нижняя часть главного обхвата подвесной системы на-ходилась под рюкзаком десантника. Пистолетная рукоятка РПКС-74 заправля-ется под левый наспинно-плечевой обхват, при этом пулемет не должен выхо-дить за габариты тела парашютиста ни вверх, ни вбок. Особое внимание необ-ходимо обратить на то, чтобы затыльник пулемета не попал между лопатками парашютиста, так как это может провести к блокированию двухконусного замка и как следствие, к отказу основного парашюта. При застегивании подвесной си-стемы парашюта надо следить, чтобы грудная перемычка РД-54 находилась не на груди десантника, а на спине повыше лопаток.
После проверки правильности надевания основного парашюта крепится запасной парашют.
10.4. Подготовка гранатометчика к совершению прыжка с парашютом
головными частями в разные стороны; между ними помещаются стартовые за-ряды в пеналах. Ремни обоих чехлов це-лесообразно максимально укоротить.
При надевании парашюта необходимо следить, чтобы гранатомет и выст-релы располагались по бокам ранца парашюта и не попали между ранцами и спиной десантника, а также не выступали выше плеч парашютиста.
10.5. Подготовка к совершению парашютного прыжка десантника
с автоматом и реактивной противотанковой гранатой РПГ-26
Купола и крылья: топ-5 парашютов российской армии
Двенадцатого июня стало известно, что в России началась разработка новой парашютной системы «Шелест», которая должна прийти на смену самой распространенной парашютной системе российских десантников Д-10. Сайт телеканала «Звезда» рассказывает о парашютных системах, которые уже эксплуатируются российскими военными или находятся в шаге от принятия на вооружение.
Д-1. Самый надежный
Отличительными чертами этого парашюта являются простота и надежность. Минимальная высота прыжка с Д-1 (при условии немедленного введения в действие) из летательного аппарата на скорости 180 километров в час составляет всего 150 метров. Скорость снижения в среднем не превышает пяти метров в секунду, а скорость горизонтального смещения составляет около двух с половиной метров в секунду.
Считается, что парашюты с круглым куполом практически неуправляемы. Однако современная модификация «Дуба» Д-1-5У имеет специальные прорези на куполе, благодаря которым парашютист может маневрировать по горизонтали во время снижения.
Д-10. Основной купол
«Десятый» является основной парашютной системой ВДВ. Д-10 предназначен как для тренировочных, так и для боевых прыжков. Его конструкция позволяет десантироваться с полным комплектом вооружения и снаряжения из всех типов военно-транспортных самолетов: Ил-76, Ан-22 и Ан-26, даже из «кукурузника» Ан-2, а также из вертолетов Ми-8 и Ми-26.
«Арбалет-2». Первое крыло
Первые управляемые купола-крылья появились в парашютно-десантных подразделениях российской армии в составе парашютной управляемой системы специального назначения «Арбалет-2». Главной особенностью «Арбалета-2» является то, что он позволяет привести купол в заданную ограниченную площадку приземления, обеспечить безопасное приземление и приступить к выполнению задач.
Конструкция подвесной системы позволяет размещать на ней дополнительное снаряжение массой до 50 килограмм в отдельном грузовом контейнере с автономной парашютной системой УГКПС-50.
«Стайер». Универсальная доставка
Еще одной российской парашютной системой спецназначения, используемой в военных целях, является «Стайер». Также как и «Арбалет-2», она состоит из двух (основной и запасной) девятисекционных куполов с общей подвесной системой.
«Стайер» предназначен для десантирования специальных подразделений с высот 400-8000 метров. При скорости летательного аппарата до 255 километров в час купол можно раскрывать сразу же после отделения, если же десантирование происходит на скорости в 350 километров в час, то ввод купола в действие происходит с задержкой пять секунд и более.
Сегодня парашютные системы «Стайер» используются в специальных подразделениях российских силовых структур. В частности, они применяются в парашютно-десантной подготовке спецназа войск национальной гвардии РФ «Витязь».
«Штурм». Секунды до приземления
Между тем, при всей отработанности, парашютная система «Штурм» еще не принята на вооружение ВДВ. Продолжается проработка тактики ее применения в боевых условиях.
«Не верьте, страшно всем»: Десантники откровенно о первых прыжках с парашютом и о своей службе
Три секунды бесконечности
Десантник Владимир Михайлов рассказал, что вырос в семье военного врача.
На вопрос, каков в армии рацион, десантник отвечает, что «кормили превосходно»:
«В столовых организована работа по системе «шведский» стол. Ты сам вправе выбирать, чего тебе больше хочется. Первое, второе и салат на выбор».
Что касается смелости во время первых прыжков, то Михайлов говорит откровенно, что, разумеется, это не так просто.
Как сказал «отец» ВДВ Василий Маргелов, «тот, кто ни разу в жизни не покидал самолёт, откуда города и сёла кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра, бьющего в грудь, тот никогда не поймёт чести и гордости десантника».
«Земля приближалась, запасные парашюты не раскрылись»
21-летний десантник Кирилл Бондаренко живет в Благовещенске. Он говорит, что рад, что попал в войска «Дяди Васи». О такой службе мечтал с детства.
Бондаренко признается, конечно, было сложно. Так, например, один из прыжков едва не стоил ему и его напарнику жизни.
Запасные парашюты не раскрылись. Парень признается, что за считанные секунды успел представить, как его родным сообщают о смерти.
К лету 1941 года комплектуют пять воздушно-десантных корпусов каждый численностью 10 тысяч человек. С началом Великой Отечественной войны все пять воздушно-десантных корпусов участвуют в ожесточённых боях на территории Латвии, Белоруссии, Украины.
В 1954 году командующим ВДВ становится генерал армии Василий Филиппович Маргелов, который оставался в этой должности до 1979 года. С именем Маргелова связана целая эпоха в истории отечественных Воздушно-десантных войск, недаром ВДВ получили неофициальное название «войска Дяди Васи».
Чем вооружены, как экипированы и какая техника стоит на вооружении российских десантников (фотоотчет)
Экипировка и вооружение
Десантные подразделения используют парашютные системы двух типов: Д-10 в комплекте с запасным парашютом и более современную систему специального назначения «Арбалет-2″, поступившую в ВДВ в 2012 году. Последняя — часть экипировки разведывательных подразделений бригады.
Д-10, используемая для проведения массовых операций, позволяет десантироваться с высоты до четырех километров. Эта система обеспечивает вертикальную скорость падения до пяти метров в секунду, а также небольшое горизонтальное скольжение. В отличие от Д-10, система специального назначения «Арбалет-2″, при той же высоте десантирования, позволяет планировать на расстояние до десяти километров. В комплекте с ней идет контейнер, способный вмещать до 50 килограммов груза.
Ульяновские десантники уже опробовали «Арбалет-2″ на двух масштабных учениях — в Белоруссии, а также на острове Котельный (архипелаг Новосибирских островов в Якутии), в составе соединения ВДВ.
— На Котельном перед нами поставили задачу захватить аэродром противника при десантировании. Был сильный ветер с порывами до 20 метров в секунду, температура минус 32 градуса. Однако парашютная система позволяет совершить безопасное приземление и в таких погодных условиях. Задачу мы выполнили, все прошло без травм и каких-либо осложнений, — рассказал разведчик-пулеметчик роты специального назначения, старший лейтенант Илья Шилов.
По словам десантника, «Арбалет-2″ — очень удобная, хорошо управляемая, по сравнению с предыдущим поколением, система. С этой системой Илья Шилов совершил 52 прыжка.
Огнестрельное оружие
В арсенале десантников есть 30-миллиметровый автоматический гранатомет на станке АГС-17 «Пламя», предназначенный для ведения боевых действий вне укрытий, в открытых окопах и за естественными складками местности, более легкий вариант АГС-30 и ручной противотанковый гранатомет РПГ-7Д3, имеющий как кумулятивные боеприпасы, так и осколочно-фугасного действия.
Холодное оружие
Кроме этого, в рукоятке имеется капсула выживания, в которую уложены антацид, иголки, булавка, приспособление для извлечения осколков, крючки, спички, леска — все необходимое для того, чтобы выжить в сложных условиях до того момента, пока десантника не найдут, либо он сам себя не спасет.
Экипировка
Автоматчик
Кроме этого, все воины имеют тактические очки, перчатки, специальные накладки на колени и на локти, радиостанцию, позволяющую держать постоянную связь с командиром отделения.
Военная техника, которая стоит на вооружении российских десантников
Боевая машина десанта БМД-2
БМД-2 вооружена 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А42, которая была спроектирована для уничтожения живой силы, легкобронированной техники и воздушных низколетящих целей. С ней спарен 7,62-миллиметровый пулемет. Кроме этого, для борьбы с бронированными целями противника у БМД-2 имеется противотанковый управляемый комплекс.
Боевая машина имеет закрепленные на бортах тент для укрытия и маскировочную сеть (зимой — белую, а летом — зеленую). Ульяновские десантники доработали БМД: с двух сторон у каждой машины закреплены походные комплекты. Это ящики, где находится запас самых необходимых вещей, которые могут потребоваться отделению, внезапно поднятому по тревоге. В НЗ входит комплект дров, печка, газовая плитка, палатка, свечи, аккумуляторы, запас веревок, шанцевый инструмент, лопаты, кирки. Все для того, чтобы десантники не тратили время на сборы, а запрыгнули на машину и отправились бы на выполнение задачи.
Бронетранспортер БТР-Д
Унифицированная машина воздушно-десантных войск. Помимо того, что на ней транспортируется личный состав, она может применяться для перевозки любых грузов, монтажа практически любого вооружения.
В ульяновской бригаде есть, как минимум, три варианта БТР-Д. Первый — со смонтированным на нем пулеметно-гранатометным отделением. Десантники и здесь внесли свои изменения: придумали систему крепления крупнокалиберного пулемета и станкового гранатомета АГС, состоящую из тросиков. Это позволяет воинам на ходу вести в одно и то же время огонь сразу из двух орудий.
Второй вариант, стоящий на вооружении противотанковых подразделений — БТР-РД — имеет две пусковые установки 9П135М1 (или 9К111-1 «Конкурс»). В том случае, когда бронетранспортер вооружен «Конкурсом», он способен уничтожить до десяти танков. Наземный «истребитель» поражает цели на расстоянии до четырех километров.
База всех гусеничных машин унифицирована (разница лишь в том, что бронетранспортеры имеют на один каток больше). Запчасти же, которые могут понадобиться для ремонта или восстановления, одни и те же.
На базе БТР-Д также сконструирован пункт разведки и управления огнем дивизиона (батареи) артиллерии ВДВ 1В119. Его задача — связь с самоходным артиллерийским орудием «Нона-С» и управление огнем, так что две этих машины обычно находятся на поле боя вместе.
«Нона-С»
120-миллиметровое самоходное артиллерийское орудие 2С9-1М «Нона-С» — уникальная даже для сегодняшнего дня артиллерийская система, сочетающая в себе свойства орудий разных видов. Ее назначение — непосредственная огневая поддержка подразделений ВДВ на поле боя.
Машина развивает скорость до 60 километров в час на суше и до 9 километров в час на плаву. Она оснащена специальной системой, которая производит самостоятельные расчеты и выдает данные, которые необходимо ввести для точной стрельбы.
БТР-80
В число трех машин, которые поступили в 31-ю бригаду после развертывания в ней разведывательного батальона, входит БТР-80, который в уже в ближайшем будущем будет заменен на более современный БТР-82А, принятый на вооружение российской армией в прошлом году. Плавающий бронетранспортер имеет восьмиколесную базу, запас хода до 500 километров. Он более мобилен, чем БМД — на шоссе развивает скорость до 80 километров в час.
Основное вооружение БТР-80 — 14,5-миллиметровый станковый крупнокалиберный пулемет Владимирова. В БТР-82А установлена 30-миллиметровая автоматическая пушка, спаренная с 7,62-миллиметровым пулеметом.
«Инфауна»
Кроме этого, «Инфауна» имеет камеры с пусковыми устройствами, которые в автоматическом режиме фиксируют выстрел из противотанкового, либо ручного гранатомета и производят отстрел аэрозольных боеприпасов. В течение двух секунд завесой они прикрывают десантников.
Комплекс развивает скорость до 80 километров в час. Большой плюс заключается в том, что он может действовать как в составе подразделения радиоэлектронной борьбы, так и инженерно-саперных подразделений. У «Инфауны» есть режим, который позволяет сопровождать саперов, ведущих разминирование. Машина следует за ними и, в непосредственной близости, ведет радиоподавление.
«Леер-2″
Мобильный автоматизированный комплекс технического контроля радиоэлектронной имитации и постановки помех радиоэлектронных средствам «Леер-2″ создан на базе бронированного автомобиля ГАЗ-233114 («Тигр-М»). Это высокотехнологичная машина, которая проводит комплексный технический контроль и оценку радиоэлектронной обстановки. «Леер-2″ используют для обнаружения и пеленгования средств ультракоротковолновой радиосвязи, работающих на фиксированных частотах, а также созданию радиопомех. Спецаппаратура позволяет вести поиск по частоте, измерять параметры обнаруженных сигналов, пеленговать их, регистрировать с привязкой к координатам местности. На шоссе «Леер-2″ развивает скорость до 125 километров в час.
КамАЗ-5350
В автопарке десантников есть специальный автомобиль МТО-АМ (мастерская технического обслуживания) на базе КамАЗ-5350 «Мустанг». Это выездной «автосервис», который может заниматься ремонтом и восстановлением машин на месте.
КамАЗ-43501 создан специально для ВДВ. Этот легкий десантный автомобиль может «прыгать с парашютом», для чего его сделали компактным. Это самый маленький по грузоподъемности «Мустанг». Основное использование автомобиля — перевозка личного состава, а также подвоз материальных средств.