С чего лучше всего начинать новый стартап
Что такое стартап и как развить его в успешный бизнес
Стартап в привычном понимании — это новая компания или бизнес, который был создан недавно. Наиболее полное определение этого явления дал Стив Бланк, предприниматель и профессор Стэнфорда, Беркли и Имперского колледжа. По его словам, это «временная организация, созданная для поиска бизнес-модели, которая является повторяемой и масштабируемой».
Стартапы ищут привлекательную бизнес-модель, в то время как компании уже имеют ее и нацелены на ее успешное выполнение. Кстати, стартап не обязательно предусматривает внедрение технических инноваций или изобретений — он сосредоточен именно на новых бизнес-моделях.
Это различие между стартапом и компанией влияет на характер и потребности обоих типов организаций.
Другой предприниматель, Эрик Райс, в которого инвестировал тот же Стив Бланк, разработал «метод бережливого стартапа», который заключается в поиске бизнес-модели на основе проверяемых гипотез, их проверке и анализе результатов. У стартапов, которые быстро экспериментируют, больше шансов на успех, потому что они быстро получают понимание своей будущей бизнес-модели. Бланк отмечал, что наиболее важно сосредоточиться на «обнаружении клиентов» и их «проверке», то есть на «соответствии продукта/рынка».
Чем стартап отличается от малого бизнеса
Помимо того, что у стартапа нет готовой бизнес-модели, аналитики отрасли выделяют еще ряд особенностей такого проекта:
Этапы развития стартапов
Каждый стартап перед выходом на рынок проходит несколько ступеней. Однако в некоторых случаях автор идеи может сознательно пропустить несколько стадий, если позволяет ситуация. Главное — перед запуском определить, что будет со стартапом после того, как он привлечет инвестиции. Это может быть уход в традиционный бизнес, продажа или запуск на фондовом рынке. Такая информация особенно важна для потенциальных инвесторов, чтобы понимать риски и рентабельность вложений.
Существует несколько основных этапов, которые проходит стартап:
Как найти идею для стартапа?
Многие стартапы терпят неудачу из-за того, что представляют собой неудачно скопированную идею или не отвечают реальным потребностям рынка.
Есть несколько способов, которые помогут выбрать удачное решение для стартапа:
Инвестиции в стартап
Инвесторы обычно либо продают свои доли в успешном стартапе, либо сохраняют их для получения стабильного пассивного дохода. Стороны оговаривают разделение прибыли заранее. При этом доля инвестора иногда составляет большую часть дохода, а доля создателя не превышает 10%. В России 42% фаундеров сохраняют долю в компании от 76%, 29% — от 51% до 75%. Это объясняется тем, что большинство из них привлекают собственный капитал или берут кредиты.
Чтобы найти хороший проект для вложений, инвестору нужно провести серьезную работу. Она включает в себя не только поиск и получение информации о стартапах, но и формирование собственного имиджа в глазах авторов идей.
Пять шагов к построению правильной инвестиционной стратегии:
Как заинтересовать инвестора
Перед привлечением инвестиций нужно определить для себя конечную цель финансирования и в зависимости от нее рассчитать размер вложений, источники и сроки их получения.
После этого нужно определиться с инвесторами. Если привлечь деньги от ближнего круга не получается или не хочется, то необходимо составить список подходящих для целей проекта фондов или бизнес-ангелов. Фонды можно находить в деловых медиа или в профильных каналах мессенджеров. С инвесторами можно связаться в LinkedIn, предварительно подготовив теплые письма с необходимой информацией. Можно также задействовать знакомства, чтобы добиться личной встречи.
При личном общении с инвестором важно сразу его заинтересовать. Для этого необходимы привлекательный бизнес-план, а также лаконичная и наглядная презентация или питч. Преимущества перед конкурентами и уникальность своей идеи нужно обозначить вначале. Также нужно указать на явные материальные выгоды и ожидаемый результат. Для этого подойдет статистика по итогам теста прототипа или любая другая, которая обосновывает потребность в данном продукте или услуге.
Краткий план питча:
Чтобы презентация вышла успешной, нужно научиться говорить с инвестором на одном языке — кратко и емко. Необходимо подготовиться ко всем возможным возражениям с его стороны.
Где искать деньги и каким бывает финансирование
Авторы стартапов ищут средства на специализированных площадках, форумах, а также в инвестиционных конкурсах и корпоративных акселераторах. Некоторые из них запускают проекты, уже имея капитал, но бывают и стартапы без бюджета.
Стартапер может предложить инвесторам несколько типов участия. Все зависит от того, насколько самостоятельный стартап и каковы планы его организатора на будущее.
Стартап обычно проходит несколько этапов финансирования:
Проект существует на уровне идеи, а разработка первого прототипа только готовится. Как правило, на этом этапе стартапер привлекает средства своего близкого окружения — семьи и друзей (FFF-инвестирование). Либо автор идеи задействует собственные деньги, берет ссуды или кредиты (бустрэппинг).
Раунд считается самым сложным и может длиться более года. На этом этапе происходит тестирование бизнес-модели. Если она перспективная, то проект могут поддержать деньгами бизнес-ангелы и венчурные фонды ранних стадий.
Стартап становится компанией с рабочей бизнес-моделью, командой и клиентами. Компания привлекает прямых инвесторов.
Если компания еще не начала зарабатывать самостоятельно, то ей необходимо продолжить привлекать средства для масштабирования. На этом этапе ей понадобится несколько бизнес-ангелов или фондов-участников.
Финальная стадия развития стартапа. Компания выходит на фондовый рынок и начинает первичную продажу акций. Список возможных инвесторов резко расширяется, а бизнес получает статус, который позволяет ему расти и развиваться дальше.
Как создать удачный стартап
Около 90% стартапов терпят неудачу из-за плохой бизнес-модели, неэффективного распределения инвестиций, юридических ошибок или высокой конкуренции.
Чтобы минимизировать риски при организации стартапа, нужно следовать простым принципам, которые описывал бизнесмен Стив Бланк:
От стартапа — к успешной компании
Вот несколько примеров удачных стартапов, которые смогли развиться в компании мирового уровня:
Путь от идеи до успешного стартапа
Чтобы стартап не остался на этапе идеи, необходимо четко и решительно действовать. Но как это сделать и не упустить важные моменты? Существуют сотни и тысячи книжек, где представлены успешные истории предпринимателей, которые дают пошаговую инструкцию, как пройти путь от идеи до успешного стартапа.
Эксперт осеннего онлайн-марафона А:СТАРТ Данил Кислинский убежден, что единой инструкции нет – есть только личный опыт и множество шрамов, которые получает фаундер при запуске своей идеи. В рамках акселератора сооснователь сообщества Go Global Word и венчурный инвестор поделился своим видением пути стартапа от идеи до успешного бизнеса, выделив ключевые этапы, которые пройдет разработчик.
Это первый основополагающий шаг, который должен состояться еще до появления идеи. Команда – это люди, которые пойдут с вами осуществлять ваши совместные планы и решения. В любой команде есть две ключевые роли – те, кто создает продукт и те, кто его продает. Остальные роли тоже важны, но они являются сопутствующими и помогающими основным участникам.
В команде, где происходит своя «химия», где у вас есть общие взгляды и желание создать что-то новое, вы формируете идею, которую готовы совместно реализовать. У некоторых предпринимателей существует проблема, когда они придумывают кучу идей и верят в то,что каждая из них выстрелит. Но какую идею лучше выбирать среди множества других? Во-первых, нужно исходить из того, что вас лично беспокоит, какая у вас есть боль, которую нужно решить. Стартап должен быть не только про заработать денег или купить подешевле и продать подороже. Это про то, что вас задевает, и вы это хотите изменить. Таким образом, у вас будет больше усердия и мотивации решить эту проблему. Во-вторых, это должно беспокоить либо вашу команду, либо друзей, либо семью. Видение проблемы с разных сторон и приведет к пониманию того, какую ценность вы будете создавать.
Как строить позиционирование на рынке? Есть много разных методик, я предлагаю свою. Сделайте конкурентный анализ: отберите десять ваших самых крупных и сильных конкурентов, опишите их по двум категориям. Первая – это их плюсы: за счет чего они успешны, почему их любит ЦА. Например, это крупная компания с представительством и партнерами по всему миру, у них есть техподдержка 24/7. Из этого списка вы выбираете то, что можете сами сделать уже сейчас. Вторая категория – это список тех вещей, по которым конкуренты проигрывают перед ЦА. Опросите саму аудиторию, что им не нравится: например, у них плохая техподдержка, неудобный интерфейс и т. п. Это будет «золотая» информация, которая позволит вам выгодно отличаться от конкурентов, создать новую нишу и занять ее первыми.
Конкуренты, целевая аудитория и позиционирование не имеют значение, если у вас маленький рынок – компания должна развиваться и расти. Если вы выбираете узконишевой рынок, возможностей для роста и привлечения инвестиций не будет. Смотрите на рынки не только с позиции той страны, где вы находитесь, а глобально, на мировом уровне. Например, Израиль и Белоруссия изначально разрабатывают свои технологии под рынки других стран. Зачастую наши рынки недостаточно большие, чтобы реализовать инновационное решение ввиду экономической ситуации, консервативных взглядов и политической турбулентности. Если делать продукт, ориентируясь на ведущие страны, это укрепит ваши позиции со стороны бизнеса: у вас будут платежеспособные клиенты, и вы будете интересны инвесторам, которые охотнее вкладываются в проекты с перспективой выхода за рубеж.
Все предыдущие стадии – это наши гипотезы, которые необходимо подтвердить. Для этого мы используем инструмент Customer Development – тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях. Это могут быть опросы клиентов, онлайн или офлайн-встречи, где вы выясняете действительно ли есть боль и поможет ли ваше предложение решить ее.
Есть такой метод «paper prototype» – бумажный прототип, который представляет минимально рабочую модель несуществующего продукта на обычной бумаге. Вы можете нарисовать максимально простой образ, например, интерфейса приложения или прибора, и обсудить его с клиентом: насколько им удобно было бы пользоваться, что можно добавить, а что убрать. На первый взгляд, это кажется примитивным инструментом, но не стоит его недооценивать. Чем раньше вы получаете обратную связь, тем лучше будет конечный результат. Это сэкномит не только время, но и бюджет.
Построение бизнес-модели – это в первую очередь понимание того, как вы будете зарабатывать деньги. Я рекомендую использовать достаточно простой инструмент – это Business Model Canvas, где на одной странице вы можете описать ресурсы, партнеров, ценностное предложение, клиентов, финансы и т. д.
Кроме того, важно финансовое планирование. Так, некоторые инвесторы будут просить финансовые планы на три-пять лет, и это нормально. При этом все они понимают, что эти планы скорее всего не сработают, потому что планирование строилось на гипотезах. Но им важно знать, что вы умеете считать и имеете понимание финансовых основ.
Основные параметры, которые вы должны отобразить для инвестора в юнит-экономике это: стоимость привлечения одного клиента, сколько клиент будет находиться с вами в компании, сколько вы сможете заработать на одном клиенте, процент потери клиентов, процент удержания клиента и т. п. Также инвесторы смотрят на когорты клиентов: кто заплатил первый раз, кто вернулся к вам повторно. Все эти показатели говорят о том, что бизнес устойчив, происходит рост и есть удержание.
Go-to-market strategy – это стратегия выхода на целевой рынок, исходя из аудитории, их боли, ценностного предложения и позиционирования. Так, если ваша ЦА распределена по всему миру, можно сделать маркетинговую кампанию. Оффлайн-возможности – это, например, профконференции, где вы можете заявить о себе и физически встретиться с потенциальными клиентами.
Go global strategy – стратегия выхода на зарубежные рынки, которая дает вам долгосрочный рост. Для этого необходимо понимать на какие страны вы будете выходить, как изменится ваше позиционирование и, может быть, сам продукт.
Exit strategy – стратегия выхода, которая предусматривает заранее продуманный план по выводу инвестиций из проекта в момент его максимальной капитализации. Инвестору часто интересен этот аспект, и если он будет видеть внятный план по возврату вложенных средств, шансы на получение инвестиций значительно увеличатся.
Pandemic strategy – стратегия развития в период пандемии. Коронавирус изменил мир и нанес ущерб экономике большинству стран по всему миру. Логично, что каждый инвестор в дальнейшем будет задавать вопросы о том, как бизнес изменился в этот момент, и как вы собираетесь его развивать, например, в условиях самоизоляции. Определенного алгоритма нет, но я бы рекомендовал использовать те же стратегии выхода на рынок, учитывая новые реалии. Так, в период пандемии могут измениться ЦА, потребности, платежеспособность, а также каналы взаимодействия с клиентами.
По последней статистике, один предприниматель делает до 150 питч-презентаций, чтобы потенциально заинтересовать одного инвестора. Деньги не приходят легко, для этого необходимо проделать колоссальную работу над собой, своим проектом и разбираться в психологии тех, от кого хотите получить денег.
Не идите к инвесторам, которые не разбираются в венчурном бизнесе: они, как правило, инвестируют в традиционный бизнес – строительство, ритейл, и не понимают стартапы.
Идите к венчурным инвесторам, которые финансируют именно стартапы, и работайте с ними, как с целевой аудиторией. Например, есть ли смысл идти к инвестору, который вкладывает деньги в искусственный интеллект, если у вас биомедицинский стартап? Нет, это не его профиль. Венчурные инвесторы люди увлекающиеся и рискуют деньгами больше, чем традиционные, но они не будут инвестировать в то, чего не понимают. Раз не понимают, то не смогут держать руку на пульсе и управлять этим, а значит риск крайне высок. Поэтому определяйте тех инвесторов, которые финансируют проекты в вашей сфере.
Также необходимо понимать, по каким критериям инвесторы отбирают проекты. Как правило, у многих из них свои метрики и критерии. Но вы можете заранее помониторить их сайты, где они сами пишут свои запросы и интересы. Также проследите за ними на питч-презентациях: какие вопросы задают проектам, что их беспокоит, на чем акцентируют внимание.
Чтобы привлечь успешный фандрайзинг, вам необходимо иметь два вида презентаций:
1. Питч, который вы показываете и рассказываете физически. Он должен быть максимально кратким: расскажите с помощью чего и почему вы решаете проблему, Задача: вдохновить, заинтересовать и заразить людей своей энергетикой, чтобы у них было желание познакомиться с вашим продуктом поближе.
2. Питч, который вы отправите на почту заинтересованной аудитории. Это может быть та же самая презентация из первого пункта, но с бОльшим количеством пояснений и аналитикой.
Совет: при составлении питч-презентации руководствуйтесь двумя распространенными форматами – 10 слайдов Гая Кавасаки и питч-дек Y Combinator.
Кроме того, в вашем арсенале должен быть тизер (executive summary) – одностраничный формат презентации, где вы текстом описываете основные шаги, которых достигли в проекте. Такой формат позволяет инвестору быстрее понять основные моменты без изучения большого количества информации и определить, интересен ему продукт или нет. В России не принято использовать executive summary, но на Западе и в Америке это является обязательным документом.
Только после всех этих этапов начинается настоящая работа и бессонные ночи. Это непросто, но крайне интересно. Успехов!
О спикере и сообществе Go Global Word:
Данил Кислинский – предприниматель, ментор Executive MBA бизнес-школы «Сколково», основатель компании IBConsulter.com, VP of Global Business Intelligence в GSD, лидер Go Global Russia Community.
Go Global World (GGW) – это бесплатное англоязычное сообщество для предпринимателей, позволяющее подключаться по всему миру, чтобы приблизиться к глобальному капиталу, клиентам и единомышленникам. Каждый член сообщества Go Global готов делиться своим опытом, связями и другими ресурсами, когда это необходимо и если возможно.
26 советов начинающим стартаперам от опытного предпринимателя
*Эта статья впервые была опубликована в журнале Forbes от 27 Июня 2014 года. На Хабре публикуется её полная версия.
Вот уже 9 лет я занимаюсь интернет-бизнесом и за это время успел создать и вывести на прибыльность 5 собственных стартапов. Кроме того, один из основных моих бизнесов – это заказная веб-разработка, куда часто приходят клиенты, которые хотят разработать свой интернет-стартап и поэтому я все 9 лет каждый день сталкиваюсь с разными проектами, многие из которых являются стартапами в полном смысле этого слова. Даже в LinkedIn одним из первых навыков у меня – Start-ups. Чем-то меня вся эта стартап-романтика привлекает, я люблю строить новые компании или отдельные самостоятельные направления бизнеса в уже существующих компаниях.
Создавая свои стартапы и стартапы своих клиентов я пришел к выводу, что 95% всех стартаперов в корне неправильно подходят к созданию новых компаний и потому прогорают. В этой статье я хочу рассказать о своем довольно богатом опыте в этом нелегком деле и уберечь начинающих стартаперов от фатальных ошибок.
Сразу давайте разберемся, что я имею в виду под «стартапом»? Для меня это, прежде всего, бизнес. Новый проект с еще непроверенной идеей, которую мы хотим превратить в прибыльный бизнес. Поэтому любой стартап я рассматриваю всегда как предприниматель-менеджер и всем советую так относиться к стартапам. Мои мысли будут стоиться именно со стороны предпринимателя-менеджера.
Топ 5 ошибок стартаперов
Главное – это идея. Основная проблема многих стартаперов в том, что они неправильно начинают даже думать о стартапах. Большинство почему-то думают, что самое главное в стартапе – это идея. Это не совсем так. Идея – это еще не бизнес и даже не стартап. Это неосязаемая мысль в вашей голове, которая может быть ошибочной. Пока эта идея не начнет приносить вам деньги – с экономической точки зрения, она ничего не стоит. Безусловно, её очень жалко кому-то рассказывать, а вдруг украдут? А вдруг она может принести миллиард? А вдруг я за пол шага до грандиозного успеха? Все эти мысли очень часто возникают в головах начинающих предпринимателей, но идея – это пока еще очень мало.
Инвестиции. Еще довольно большой процент стартаперов думают, что самое главное – это инвестиции. Это тоже неверно. Большинство интернет-стартапов можно начать вообще без инвестиций, на мелочь, которая у вас в кармане. Если у вас и «мелочи в кармане» нет, то тогда вам рано в стартаперы подаваться, вам нужно научиться хоть что-то зарабатывать наемным сотрудником. Если вы уже работаете и что-то зарабатываете – этого хватит для начала. В любом случае, инвестиции – это фактически чужие деньги, которые вы получаете под обязательства. Если ранее вы не были директором компании и сами не зарабатывали / тратили деньги на бизнес, то любую сумму инвестиций вы потратите бесполезно, на этой стадии вашего личного развития инвестиции вам только навредят и демотивируют.
Синдром подростка. У многих стартаперов можно наблюдать такой себе «синдром подростка», когда стартапер думает, что все знает о бизнесе и безошибочно видит как добиться успеха. Даже если идея стартапа правильная, путь к успеху еще 1000 раз измениться в процессе его достижения и так, как задумывалось вначале – точно не будет.
Главное – продукт. Почти все начинают свой стартап с разработки продукта (часто продуктом выступает сайт). На него кидаются все ресурсы, включая финансовые. Тут сразу две ошибки: во-первых, скорее всего, у вас получится продукт, созданный в отрыве от покупателей, и они его могут не захотеть покупать. Во-вторых, может не хватить денег на маркетинг и продажи, а это важнее продукта.
Совковый менеджмент. Эту ошибку в основном допускают менеджеры старше 40 лет. Люди, с уже устоявшимися подходами к бизнесу, которые учились «делать бизнес» в совке или в лихие 90е пытаются применять такой же подход и к ИТ проектам. Это может выражаться и в методологии ведения проектов, когда они в лучшем случае пытаются применять Waterfall, а чаще не применяют методологий вовсе. Может выражаться в жестких ограничениях бюджета на разработку. Может выражаться в выкручивании рук подрядчикам, когда они воспринимаются не как партнеры, а как рабы. И еще много интересных вещей может быть.
На мой взгляд, это самые серьезные ошибки, но далеко не полный список. Любая из ошибок выше, скорее всего, разрушит ваш стартап, а если сразу несколько ошибок – это 100% провал.
Как добиться успеха?
Об ошибках я кратко рассказал, теперь хочу выделить ряд правил, которые помогут добиться успеха и попасть в те 5% успешных проектов.
1. Протестируйте нишу. Перед серьезным запуском продукта стоит протестировать нишу. Это можно сделать с помощью устных договоренностей и первых пробных продаж, можно сделать заглушку или целый серьезный лендинг с основной информацией и проверить реакцию пользователей, а в некоторых случаях можно даже сделать прототип или взять шаблонный сайт. В любой случае, Вы должны основываться не на догадках, а на реальной реакции людей на Ваш продукт.
2. Начинайте с продаж. У продажников есть такая поговорка: «Хороший продажник может продать даже воздух!». И это действительно так: продавать можно и нужно еще до выхода вашего продукта. Стартап нужно начинать с понимания как именно вы будете продавать ваш продукт. Когда вы поймете, как продавать, в идеале нужно проверить это: найдите потенциальных клиентов, расскажите о вашем продукте и возьмите предоплату. Продукта еще может и не быть, а с клиентами вы уже обязаны наладить связь и получить хотя бы предварительные договоренности. Самый идеальный случай: это продать сразу много, чтобы полученных денег хватило, чтобы создать продукт и тогда инвестиции и не понадобятся. Кроме того, один из первых отделов, который нужно будет выстроить в стартапе – это отдел продаж.
3. Команда. Самое главное в ИТ – это люди. Именно они будут двигателем продукта. Найдите первоклассную команду, которая будет уметь: и создавать, и продвигать, и управлять вашим проектом. Нужно выделить навыки, которые в первую очередь нужны вашему проекту, часть обязанностей взять на себя (но только то, что вы умеете делать действительно хорошо), для части взять помощников, а основную часть отдать на аутсорсинг профессионалам. Особенно важно отдавать на аутсорсинг разовые или небольшие постоянные работы, чтобы вы не платили специалисту, который будет работать 2 часа из 8 рабочих в день. Начните с людей, которые смогут продавать или помогать в этом каким-то иным способом. И не стоит забывать, что на чистом энтузиазме проект довести до конца вряд ли удастся, а хорошие специалисты стоят дорого.
4. Методология. Методология ведения проектов должна быть и я советую для разработки больших сайтов интернет-стартапов – Agile. Это только часть менеджмента, но она касается одной из важнейших частей интернет-бизнеса – сайта. Суть в том, что вы можете гибко управлять требованиями и ходом проекта. Интернет-проект – это всегда очень непредсказуемая вещь. Даже самый опытный специалист никогда не скажет точно, как именно нужно делать и сколько этой займет времени. В связи со спецификой нашей отрасли – лучше выбрать гибкую методологию ведения проектов. Еще есть и другие части управления компанией, но о них позже.
5. Начинайте с малого. Очень часто начинающие стартаперы пытаются построить «космический корабль» и поэтому банкротятся. Разделите проект на бета-версию и на все остальное. В бета-версию должны войти самые основные функции, с которыми можно выходить на рынок, а после этот продукт можно будет ежемесячно обновлять. Задача стартапа – максимально быстро и недорого вывести продукт на рынок, при этом первая урезанная по функциям версия все равно должна быть качественной. Впрочем, сильно резать тоже не стоит, бета должна нести в себе ценность и иметь возможность конкурировать на рынке. И вообще: простота – это хорошо!
6. Маркетинг. Думайте о маркетинге с самого начала. Его нужно учитывать и при создании продукта, и при создании сайта и в дальнейшем. Маркетинг должен давать хороший приток клиентов, полностью считаться и контролироваться. Бюджет на маркетинг должен быть в несколько раз больше, чем бюджет на создание продукта. Не думайте, что хороший продукт будет продаваться сам – это миф.
7. Внешние консультанты. На просторах рунета почему-то не принято обращаться к внешним консультантам. Это огромная ошибка. У любого стартапа есть куча важных задач, для решения которых нужны первоклассные специалисты. Не обязательно нанимать на ставку лучшего специалиста на рынке, его можно привлечь в рамках консультации, скажем, на 2 часа, за которые он решит или скажет как решить какой-нибудь важный вопрос и возьмет за эти 2 часа пусть даже 1000$, но это будет лучше, чем вы сами будете пытаться решить этот же вопрос, не имея нужного опыта и в результате можете нанести значительно больше убытков своему проекту. При наличии бюджета можно нанимать даже целые компании в таком же формате. Это западный подход: привлекать консультантов или отдавать что-то на аутсорсинг и он действительно работает. Пора зайти дальше, чем просто приходящий админ или удаленный бухгалтер.
8. Инвестиции. Они вам в самом начале не нужны, начинайте без инвестиций. Инвестор – это обязательства, лишний груз. Если вы не можете сделать предварительные продажи – это значит, что ваша идея, наверное, не так хороша, как вам кажется и, взяв на борт инвестора, вы можете остаться без трусов в итоге. Инвестора можно привлекать, когда идея проверена и нужны деньги для ускорения роста, но не раньше.
9. Начинайте молодым. Свой бизнес можно начать в любом возрасте. И в 20 и в 60. Я как-то встречал исследование, которое показало интересные цифры: до 30 лет свой бизнес начали только 3% предпринимателей. Исследование было американским, в постсоветских странах, думаю, эта цифра будет немного больше. Я сам начал свой первый стартап в очень раннем возрасте и советую пробовать свой первый бизнес в 20-25 лет, пока у вас еще есть время, есть родители, которые вас обеспечивают, нет семьи, которую нужно кормить. Стартап будет забирать много времени и, скорее всего, будет приносить мало денег или даже генерировать убыток первые 3 года. Если вы не начнете молодым, следующий идеальный период, когда его можно начать – 30-40 лет, когда вы уже получите большой опыт работы и накопите стартовый капитал. В любом случае, с возрастом шансы начать свой бизнес будут падать по ряду причин.
10. Не сдавайтесь. Скорее всего, я бы сказал 99%, наступит тот момент, когда будет так тяжело, что вам покажется это концом вашего стартапа. Если посмотреть историю известных предпринимателей, то вы обнаружите, что многие из них были на гране банкротства или даже банкротами. К примеру, PepsiCo была 2 раза банкротом и это многомиллиардный бизнес! Честно признаться, я и сам за 9 лет своих бизнесов был 3 раза на грани банкротства, но, слава Богу, ни разу так и не обанкротился.
11. Парадокс роста. Чем быстрее будет рост, тем больше денег на поддержание роста понадобится и тем больше их будет не хватать. Другими словами: чем успешнее проект – тем меньше денег. Приготовьтесь к тому, что пока ваш стартап будет быстрорастущим малым бизнесом, он с высокой долей вероятности будет убыточным.
12. Личный доход будет мизерным. Многие уходят со старой работы и начинают свой стартап в поисках лучше жизни, однако не все понимают, что личный доход стартапера будет мизерным ближайшие несколько лет после старта. Не стоит верить в красивые истории о хорошей жизни, лучше сразу готовится к падению личного дохода в несколько раз, а чаще до убытка, пока ваш стартап не превратиться в стабильный бизнес.
13. Все оформляйте документально. Хотите или нет, но все договоренности с партнерами, инвесторами и клиентами нужно оформлять документально и относиться к этому следует очень серьезно. Это бизнес и вас рано или поздно попытаются кинуть, поэтому лучше быть к этому готовым. Сразу поделите доли с партнерами и зафиксируйте это в договорах. Сразу прописывайте все условия с инвесторами еще до получения денег. В секторе b2b заключайте договора с клиентами, а если у вас какой-то сайт-сервис, по типу SaaS, – сделайте договор-оферту.
14. Стратегия и тактика. У вас должен быть план развития на ближайшие 3 года. Причем и стратегия и тактические идеи. Не путайте с бизнес-планом. Еще, есть такая элементарная, но очень полезная штука – дерево целей. Смысл метода в том, что есть одна большая цель (ствол) и много маленьких, которые нужно достигнуть перед тем, как будет достигнута основная (веточки). Другими словами можно захотеть построить миллиардную компанию, но на пути от желания к миллиарду нужно будет добиться еще многих более мелких целей.
15. Стратегия бережливого стартапа. Вам повезло и у вас есть деньги? Это замечательно, но сколько бы денег у вас не было, этого все равно будет мало. Начинайте тратить деньги бережно с самого начала и не тратьте их просто так. Десять раз подумайте, действительно ли нужно то, что вы хотите купить или без этого можно обойтись? Помните про принцип «Бритва Оккама», его можно применять буквально во всем.
16. Сайт – это все-таки важно. Мы говорим об интернет-стартапах, поэтому сайт будет очень важен, он будет основой больших продаж. Важно добиться хорошей конверсии, а до этого собственно понять, какие цели нужно ставить перед сайтом и что мы будем понимать под этой самой «конверсией». Для создания эффективного сайта нужно начинать с профессионального его проектирования. Продумайте маркетинг на сайте, сделайте профессиональнее продающие тексты, адаптивную верстку и т.д. Во многом сайт для стартапа – это еще и инструмент пиара. И да, хороший сайт стоит дорого, но куда, как не в сайт инвестировать деньги в интернет-стартапе!? Сделайте крутой сайт и вас будут серьезно воспринимать. Как говорила Маргарет Тэтчер: «Первое впечатление можно произвести всего один раз».
17. Доверяйте команде. Если вы начали делать стартап и привлекли к его созданию профессиональных исполнителей – им следует доверять в рамках их компетенций. Очень часто можно наблюдать, когда основатель стартапа пытается думать за всех и начинает лезть в те сферы, о которых ничего не знает. Самая частая проблема – это когда основатель говорит дизайнеру, как делать дизайн. Если уже привлекли профессионалов, то лучше прислушиваться к их мнению и местами даже слепо доверять.
18. Делегируйте. Для начинающего стартапера это может стать проблемой, а таких много. Нужно уметь делегировать свои обязанности подчиненным вместе с ответственностью, иначе основатель будет перегружен, а исполнители будут сидеть без дела. Нужно максимум работы поручить исполнителям, но при этом постоянно её контролировать, иначе делаться она не будет или будет делаться совсем не так, как это нужно основателю.
19. KPI. Еще до запуска стартапа продумайте основные показатели эффективности (KPI). Мерить нужно буквально все, особенно на старте проекта, чтобы в случае чего – скорректировать его развитие. Подумайте, что и на каком этапе самое важное для стартапа? Часто в первый год самым важным может быть посещаемость, второй год оборот, а третий чистая прибыль. А может и наоборот. Все зависит от целей. Статистику и аналитику нужно копить, периодически делать ретроспективы, учитывать опыт отрасли в целом. Задайтесь вопросом: «что можно считать успехом, а что провалом?».
20. Юр. лица, оффшоры и т.д. Для стартапа в самом начале юридическое лицо не обязательно. Сначала заключите первую серьезную сделку устно и уже под неё сделаете юр. лицо, оно делается очень быстро при желании. Тем более не нужно лезть в оффшоры – это для больших бизнесов. Единственное, когда это нужно делать – это когда вы все же собираетесь привлечь инвестора. Но и сильно поздно делать юр. лицо не стоит. Идеальный вариант в процессе разработки продукта и после на юр. лицо оформить домен, авторские права на сайт и торговый знак.
21. Нехватка времени. Почти сразу после старта у вас начнутся проблемы с нехваткой времени. Эта вечная проблема, которую полностью решить невозможно, но можно улучшить ситуацию. Во-первых, планируйте свою работу: на день, на неделю, на месяц, на год, на 3 года и на 5 лет. Во-вторых, разделите все дела на группы по срочности и важности, чтобы ваше время не уходило на текучку, а шло на решение важных задач бизнеса. В-третьих, старайтесь делегировать.
22. Держите свое слово. Банально, но не все могут выполнять данные обязательства. Для начала очень осторожно и взвешенно давайте обещания. Они могут быть даны клиентам, партнерам или сотрудникам, это абсолютно не важно, самое главное их всегда выполнять.
23. Не работайте с друзьями и родственниками. Если вы нарушите это правило, то с высокой долей вероятности разрушите свои отношения с близкими вам людьми. Так бывает почти всегда.
24. Вы изменитесь. Бизнес меняет людей и вы тоже изменитесь. Изменится, прежде всего, восприятие окружающего мира, вы его станете лучше понимать. Причем изменения будут проходить в несколько этапов: сразу после старта, после найма первых сотрудников и после превращения стартапа в успешный бизнес. Этого не стоит бояться, это хорошие изменения.
25. Не допустите «перегорание менеджера». Если много работать на износ, то можно столкнуться с «перегоранием менеджера», когда работать станет неинтересно и мотивация падает почти до нуля. Это больше психологическое перегорание, а значит с этим можно бороться. Найдите баланс между работой и отдыхом, старайтесь путешествовать, старайтесь увеличивать положительные эмоции в жизни и уменьшать отрицательные.
26. Стартуйте прямо сейчас! Большинство проектов так и остаются в головах своих создателей. Вам абсолютно ничего не мешает начать прямо сейчас, сразу после прочтения этой статьи! Ни отсутствие денег, ни работа, ни семья. Для начала выделите час времени и начните, дальше будет легче.