С чего начал деятельность апх мираторг

Некоторые продукты на прилавках выглядят для нас настолько естественно, что мы и не задумываемся о том, кто их поставляет. Особенно часто это относится к “фермерским” продуктам. Сегодня мы поговорим о бренде, который научился зарабатывать огромные деньги на мясе. От импорта бразильской свинины до собственных ресторанов — журнал Reconomica изучает историю компании “Мираторг”.

История основания компании

Агропромышленный холдинг “Мираторг” был основан в 1995 году братьями-близнецами Линниками. В те годы в Россию активно завозили “ножки Буша” и прочее дешевое мясо из других стран. Линники сосредоточились на свинине и говядине. Изначально импорт вёлся из европейских стран (Голландия, в первую очередь).

Заработав на импорте, “Мираторг” сосредоточился на собственном производстве. Компания стала открывать собственные мясокомбинаты. В то же время компания не отказывалась от ввоза зарубежной продукции, активно работая с производителями из Латинской Америки.

Это был правильный шаг, так как при относительно низкой цене они приобретали продукт высокого качества. Правильные решения позволили без особых проблем преодолеть кризис 98-го года.

Беспрерывное развитие

С каждым годом “Мираторг” увеличивал количество собственных мясокомбинатов. При этом компания заключала прибыльные контракты с ресторанами и кафе (именно “Мираторг” поставлял мясо в российский MacDonald’s).

Поглощение конкурентов

В середине нулевых “Мираторг” активно скупал своих конкурентов, расширяя своё влияние на российский рынок. И если в 2006 году “Мираторг” имел 3% на своём рынке, то к 2013 году процент дошёл до отметки 13.

Стоит отметить, что не всегда поглощения были мирными. В конце нулевых фермеры считали, что если в твой регион приходит “Мираторг”, то ты уже не сможешь вести своё хозяйство, ведь “Мираторг” занизит цены.

С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть фото С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть картинку С чего начал деятельность апх мираторг. Картинка про С чего начал деятельность апх мираторг. Фото С чего начал деятельность апх мираторг

Продукцию компании знают все!

Полуфабрикаты, мраморная говядина

Ещё в 2007 году компания стала выпускать мясные полуфабрикаты. Как показало время, это было правильным решением. Теперь полуфабрикаты “Мираторг” являются одними из самых узнаваемых в России.

В определенный момент менеджеры компании решили, что на российском рынке представлено мало продукции из мраморной говядины.

В данный момент поголовье скота, необходимого для производства мраморной говядины, составляет более 450 тысяч голов — самое большое поголовье в мире.

Объёмы производства

На данный момент компания производит около 400 тысяч тонн свинины и 40 тысяч тонн говядины в год. Такие объёмы возможны благодаря отлаженной системе, по которой уже несколько лет работает компания. “Мираторг” контролирует все этапы производства, совмещая это с высокими технологиями. Компания даже производит корм для своего поголовья.

Сеть ресторанов

В 2017 году компания запустила сеть «Бургер&Фрайс», в которых продаёт стейки, бургеры и прочие мясные блюда. Само собой, в качестве продуктов работники ресторанов используют продукцию “Мираторга”.

С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть фото С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть картинку С чего начал деятельность апх мираторг. Картинка про С чего начал деятельность апх мираторг. Фото С чего начал деятельность апх мираторг

Несмотря на то, что собственная сеть магазинов приносит лишь убытки, она выполняет главную цель — выполнение функции витрины компании.

Также в состав бренда входит более 70 магазинов и несколько гипермаркетов, реализующих продукцию “Мираторга”. При этом эксперты считают, что собственная сеть магазинов приносит лишь убытки, её цель — выполнять функции витрины компании.

Скандалы

В 2009 году “Мираторг” получил кредит от государства. Сообщалось, что эти деньги необходимы для преодоления последствий финансового кризиса. Многие участники рынка были этим недовольны.

Добавляет недовольства и тот факт, что многие журналисты долгие годы связывают основателей компании и Дмитрия Медведева.

Слухам способствует девичья фамилия жены Медведева (Линник), а также лоббирование интересов компании со стороны бывшего президента. Однако обвинения не имеют доказательств.

Скандал с импортозамещение

По словам Виктора Линника, президента компании, россияне должны больше думать о местном производителе и не ввозить в страну мясные и молочные продукты из других стран. Это вызвало массу негодований в социальных сетях, были призывы бойкотировать продукцию бренда.

С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть фото С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть картинку С чего начал деятельность апх мираторг. Картинка про С чего начал деятельность апх мираторг. Фото С чего начал деятельность апх мираторг

Еще один продукт от “Мираторг”.

Выводы

При этом продукция “Мираторг” отличается не самой высокой ценой и приемлемым качеством, что и делает их одним из главных игроков на рынке мясной продукции.

Источник

История динамичного развития агропромышленного холдинга «Мираторг»

С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть фото С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть картинку С чего начал деятельность апх мираторг. Картинка про С чего начал деятельность апх мираторг. Фото С чего начал деятельность апх мираторг

По объемам производства мясной продукции и полуфабрикатов агропромышленный холдинг «Мираторг» обходит конкурентов в 1,5-2 раза. Сейчас эта одна из крупнейших частных компаний в России обеспечивает миллионы граждан свежим мясом и активно работает над увеличением объема экспорта за рубеж.

Краткая информация:

Холдинг «Мираторг» – признанный лидер России в области производства и дистрибьюции мяса, занимает первое место по объемам изготовления говядины и свинины. Достигать высоких производственных показателей помогают высокие технологии, применяемые в производстве продукции, и оптимально выстроенная система бизнес-процессов. За 20 лет истории развития компания успешно преодолела несколько мировых экономических кризисов и стала одним из системообразующих предприятий России.

История возникновения компании «Мираторг»

Агропромышленный холдинг (АПХ) основан в 1995 г. российскими предпринимателями – Александром и Виктором Линниками (штаб-квартира расположена в Москве). Они увидели большой потенциал российского рынка продовольствия в кризисные для России 90-е годы. Бизнесмены сначала занялись импортом продовольствия из европейских стран (в частности, из Голландии), накопив первоначальный капитал, построили свинокомплексы в Белгородской области в количестве 12 штук.

Дело начало активно развиваться, несмотря на общую депрессию в экономике. В то время, когда множество участников рынка занимались импортом и продажей дешевой курятины из США, Линники делали акцент на производстве и реализации других видов мяса.

В то время «Мираторг» также активно занимался импортом мяса из-за рубежа, только акцент делал на свинине и говядине. В 1997 году был открыт филиал компании в Калининграде: активно использовался местный рыбный порт, через который ввозилось зарубежное мясо.

Грамотное управление позволило «Мираторгу» успешно пережить экономической кризис 1998 года – братья Линники показали себя надежными партнерами. В скором времени компания занялась импортом свинины и говядины из стран Латинской Америки:

Интересный факт! Сотрудничество с партнерами из Южной Америки позволило «Мираторгу» существенно улучшить свои основные показатели – братья Линники одними из первых стали завозить качественное и недорогое мясо из этого региона.

Дальнейшие события показали правильность выбранного курса построения бизнеса: в 2003 году в России введена система квотирования на импорт мясной продукции. Квоты высчитывались по каждой стране отдельно, превышение квот по ввозу курятины было запрещено, по другим видам мяса допускалось, но по высоким таможенным ставкам.

Бразилия занимала небольшую долю в структуре российского импорта, это позволило «Мираторгу» с успехом продолжить работу. В то же время руководство компании понимало, что следовало налаживать собственное производство. В связи с этим Линники инвестировали большие средства в развитие собственных свиноферм.

Была разработана, принята к реализации масштабная стратегия развития, предполагающая:

В 2004 году был открыт филиал «Мираторга» в Санкт-Петербурге, который обеспечивал своей продукцией многочисленные предприятия общественного питания, сетевые магазины, мясоперерабатывающие компании.

Производитель сотрудничал со множеством компаний, в том числе занимался поставкой мяса в рестораны быстрого питания «McDonalds».

Развитие деятельности и производственной базы

Активно инвестировались деньги в сельское хозяйство, началось строительство комбикормового завода.

В 2005 году холдинг выкупил 40% акций двух свинокомплексов компании BelgoFrance в Белгородской области. В 2007 году «Мираторг» завладел ими полностью в результате заключенной сделки.

С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть фото С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть картинку С чего начал деятельность апх мираторг. Картинка про С чего начал деятельность апх мираторг. Фото С чего начал деятельность апх мираторг

Рисунок 1. Рабочий процесс на СК «Короча».
Источник: youtube.com

В 2006 году возникла «Короча» – объект по убою и первичной переработке мяса, расположенный также в Белгородской области. Предприятие было создано в партнерстве с компанией «Агро-Белогорье», а к 2008 году «Мираторг» выкупил у нее 49% акций СП.

Интересный факт! Благодаря усилиям холдинга в регионе возник самый масштабный в России животноводческий кластер. В 2009 г. здесь прошло выездное совещание Правительства РФ с участием премьер-министра Владимира Путина и вице-премьера Виктора Зубкова. По его результатам «Мираторгу» был выделен кредит Внешэкономбанком.

Кредит, полученный в 2009 году, потребовался «Мираторгу» для дальнейшего развития отрасли, повышения конкурентоспособности своей продукции и преодоления последствий экономического кризиса 2008 г.

Внимание и поддержка со стороны государства объяснялись курсом на повышение своей экономической устойчивости и самодостаточности. В этом смысле агрохолдинг вошел в перечень системообразующих предприятий России.

Подробнее узнать о крупнейших агропромышленных холдингах в РФ можно узнать в статье: «7 самых крупных агрохолдингов России».

В скором времени «Мираторг» занял лидирующие позиции в своей отрасли на российском рынке. Это объясняется несколькими факторами, в том числе и снижением импорта, ростом производства и отладкой работы всех звеньев производственно-сбытовой цепочки. С 2006 по 2013 гг. АПХ увеличил свою рыночную долю до 13,7% с 3,2%.

Ежегодно на значительные величины увеличивается уровень производства и продаж. Например, в 2012 году произведено 280 тыс. тонн свинины, на 50% больше, по сравнению с предыдущим годом.

Продукция «Мираторга» пользуется популярностью у покупателей по причине высокого качества и стабильного ценового предложения – производитель оптимизировал себестоимость, реализовал схему полного цикла производства, за счет чего продает мясо по оптимальной стоимости.

Интересный факт! Также холдинг создал собственную розничную сеть – в разных городах России в 2017 году работало более 50 магазинов «Мираторг».

Одно из последних нововведений – разведение бычков популярной абердин-ангусской породы крупного рогатого скота (КРС). Для обеспечения активного прироста поголовья специалисты АПХ пригласили для работы американских ковбоев, знающих толк в работе с этими животными. Мраморная говядина пользуется большой популярностью, и «Мираторг» достиг существенных успехов: обладает самым большим в мире поголовьем этой породы в размере 450 тыс. бычков.

Холдинг продолжает динамично развиваться. Так, в 2017 году объявлено о намерении инвестировать 70 млрд руб. в развитие свиноводческого кластера Курского региона.

Конкурентные преимущества АПХ

Сейчас «Мираторг» ежегодно производит более 400 тыс. т свинины и 40 тыс. т говядины, что делает компанию лидером на российском рынке: по итогам 2016 г. занимаемая доля составила 11,5%.

С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть фото С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть картинку С чего начал деятельность апх мираторг. Картинка про С чего начал деятельность апх мираторг. Фото С чего начал деятельность апх мираторг

Рисунок 2. Продукция «Мираторг» на прилавке магазина.
Источник: mcx.ru

Работать с такой производительностью и успехом позволяют несколько факторов:

Направления деятельности холдинга

Стратегия полного цикла производства «от поля до прилавка» побуждает холдинг активно работать на нескольких направлениях.

Компания сама занимается выращиванием основных культур, необходимых для дальнейшего использования. В настоящее время валовый сбор бобовых и зерновых культур превышает 1 млн т. Основные поля расположены в районах Черноземья.

Интересный факт! «Мираторг» занимается покупкой земли для сельскохозяйственного производства от собственников и активно инвестирует в развитие аграрного сектора экономики. Суммарный объем вложений достигает 165 млрд руб.

В составе АПХ работает собственное производство комбикормов (рассыпные и гранулированные корма). Основные предприятия расположены в Белгородской и Брянской областях, они обладают международными стандартами ISO, выпускают энергонасыщенные корма высокого качества.

Выпускать продукцию высокого качества позволяет технологичность всего процесса производства: условия на фермах способствуют уходу за животными, поддержанию их здоровья. Завод по убою и первичной переработке мяса является самым технически оснащенным и эффективным в России.

Автоматизированные свинокомплексы имеют огромную племенную базу свиноматок, оснащены репродукторами, площадками откорма и доращивания. Производственный процесс организован с учетом самых последних научных достижений.

Компания производит 75 тыс. т мяса цыплят-бройлеров, куриных полуфабрикатов, первая партия поступила в продажу в 2014 году. Условия на птицефермах гарантируют наилучшие условия для выращивания здорового поголовья птиц.

В производство высокотехнологичного завода в Калининградской области инвестировано более 5 млрд рублей, сейчас на нем изготавливается более 200 видов различной продукции. Применяются самые высокие стандарты качества европейского уровня.

Высокотехнологичное производство «Vитамин» производит более 200 наименований овощей и ягод. Надежное оборудование по «шоковой заморозке» позволяет сохранить в продуктах большое количество витаминов и микроэлементов.

Оснащенные по последнему слову техники заводы по убою и первичной переработке говядины, свинины, курятины перерабатывают до 300 тыс. т мяса в год (запланировано увеличение до 400 тыс. т), и, возможно, войти в 7 самых крупных мясокомбинатов России. Объекты отличаются высоким уровнем автоматизации производства, контролем качества и соблюдением всех санитарно-ветеринарных норм.

Холдинг обслуживает собственная логистическая компания с общим грузооборотом более 3 млн т. Парк транспорта, специализированного для перевозки мясной продукции, превышает 1000 ед.

Собственная торговая сеть создана в 2010 году. В магазинах, расположенных в 7 регионах России, продается более 300 наименований фирменной продукции, своя выпечка и другие товары.

Активы и показатели выручки

«Мираторг» реализовал поставленную цель по создания агропромышленного предприятия полного цикла «от поля до прилавка».

Таблица 1. Структура и количество активов холдинга «Мираторг».
Источник: Википедия

2 (площадью более 400 тыс. га)

4 (порядка 1,5 млн т в год)

Птицеводческие площадки, птицефермы

Низкотемпературные автоматизированные склады

С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть фото С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть картинку С чего начал деятельность апх мираторг. Картинка про С чего начал деятельность апх мираторг. Фото С чего начал деятельность апх мираторг

Рисунок 3. Ферма КРС «Мираторг».
Источник: sdelanounas.ru

Интересный факт! С 2017 году запущена собственная сеть бургерных «Бургер&Фрайс» по продаже мясных бургеров, стейков и другой пищи.

Владельцы холдинга «Мираторг» – братья Линники. Виктор Линник занимает должность Президента компании, Александр Линник – Председателя совета директоров.

АПХ входит в рейтинг 200 самых крупных частных компаний России, по версии журнала Forbes.

Источник

«Мираторг» – история большого бренда

Многие слышали о компании «Мираторг», чья она и чем занимается, но далеко не все знают, как за 20 лет своего развития ей удалось добиться таких результатов. В этой статье мы подробно расскажем не только об успехах агрохолдинга, но и его неудачах.

История развития «Мираторг»: начало

Данная компания — яркий пример того, как профессионализм и упорство позволили из обычной идеи создать самый прогрессивный холдинг в стране. Создано предприятие двумя братьями — Виктором и Александром Линниками в далёком 1995 году. Согласно неофициальным данным они занялись первыми поставками продовольственной продукции из-за рубежа 4-мя годами ранее, ощутили перспективы отрасли и потом уже создали свою компанию. По утверждениям многих специалистов до начала 2000-х о них никто толком и не слышал на крупных торговых площадках страны. Все кардинально изменилось в 2003 году, когда на государственном уровне были введены квоты на импорт продовольственной продукции, в частности мяса свинины, птицы и говядины.

С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть фото С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть картинку С чего начал деятельность апх мираторг. Картинка про С чего начал деятельность апх мираторг. Фото С чего начал деятельность апх мираторг

В этот момент братья Линники сумели проявить себя и занялись поставками свинины и говядины из Латинской Америки, а не из США. В этом было их конкурентное преимущество, поскольку в то время «ножками Буша» не занимались только ленивые, что существенно снижало актуальность курятины. Именно этот момент можно назвать первым шагом небольшой компании, которая со временем превратилась в агропромышленный холдинг «Мираторг», предоставляющий самые большие объёмы мясной продукции на отечественном рынке. Ещё один важный момент заключался в том, что при введении квот на импорт мяса производитель вложил огромное количество средств в развитие свиноферм. И это в итоге стало правильным решением.

Сотрудничество с Латинской Америкой

До кризиса 1998 года все иностранные инвесторы охотно вкладывали свои деньги в российских трейдеров, поскольку это был совершенно новый неосвоенный рынок. С наступлением кризиса большая часть из них потерпели огромные убытки из-за непомерной девальвации. Братья Линники по неизвестным для всех причинам сумели остаться на плаву и даже обеспечить выплаты своим инвесторам. Именно этот момент определил дальнейшую судьбу компании «Мираторг», история создания которой была тесно связана с огромными рисками и постоянными финансовыми потерями.

В 1999-м делегация компании отправилась в Бразилию и заключила прямой договор с корпорацией Sadia, гарантируя бесперебойные объёмы закупок. Спустя год практически такой же контракт был заключён с Minerva Foods, которая на тот момент была крупнейшим производителем мясной продукции в Южной Америке. Поскольку введённые в 2003 году ограничения на поставки мяса были довольно жёсткими, а на долю Бразилии приходился минимум экспорта, Линники получили возможность заниматься поставками мяса из США. Если курятину можно было ввозить строго в оговорённых объёмах, то свинина и говядина ввозились практически в неограниченных количествах, правда, с более высокими пошлинами. Поскольку внутреннее производство в стране не могло конкурировать с экспортом, более дорогую продукцию из Америки распродавали очень быстро, применяя стратегию «бросовых» цен. Компания если и не терпела от этого убытки, то все же едва держалась на плаву. Расчёт был на то, что экспортированные объёмы становились нормативной квотой на следующий год, что позволяло в дальнейшем получать прибыль при более высоких товарооборотах.

С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть фото С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть картинку С чего начал деятельность апх мираторг. Картинка про С чего начал деятельность апх мираторг. Фото С чего начал деятельность апх мираторг

Собственное производство и рост мощностей

С 2005 года позиции компании на рынке существенно укрепились, появилась возможность инвестировать в собственные предприятия, благодаря чему владельцы «Мираторга» получили возможность активно развивать аграрную промышленность страны уже практически полностью без внешнего инвестирования. Началось все с комбината «Конкордия», который занимался поставками мяса в российские отделения «Макдональдс». Примерно в этот же период начались недопонимания касаемо дальнейшего развития со стороны Бразильских коллег. В итоге это привело к тому, что в 2009 году 60% данного предприятия было выкуплено братьями Линниками за сумму около 77 миллионов долларов.

В 2005-м президент РФ открыто заявил, что сельскохозяйственный сектор становится ключевой отраслью в экономике. Большинство крупных игроков начали вкладывать деньги в птицеводство, ведь именно здесь был самый короткий производственный период, который составлял всего около 40 дней. Те, кому до сих пор принадлежит компания «Мираторг», пошли совершенно по другому пути, инвестируя в развитие производства свинины и говядины, где производственный цикл составлял полгода и около 30–35 месяцев соответственно. Это решение оказалось верным. В те времена крупных игроков на рынке производства свинины попросту не было, что позволило Линникам занять совершенно свободную от конкуренции нишу.

С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть фото С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть картинку С чего начал деятельность апх мираторг. Картинка про С чего начал деятельность апх мираторг. Фото С чего начал деятельность апх мираторг

Два приобретённых свинокомплекса в тесном сотрудничестве с французскими инвесторами позволили получать довольно неплохую прибыль и впоследствии «Мираторг» полностью их выкупил. Вырученные от производства свинины деньги пошли на дальнейшее развитие отрасли, увеличивая её конкурентоспособность по сравнению с импортируемой продукцией.

Несколько лет спустя

Лишь спустя пять лет, получив поддержку со стороны государства и преодолев кризис 2008 года, компания «Мираторг» сумела занять лидирующие позиции на рынке мясной промышленности. Во многом на это повлияло то, что с 2008 по 2011 год. уровень экспортной продукции компании снизился более чем в два раза с 75 до 35%. В дальнейшем эта цифра достигла отметки 1/5 от общего уровня производства. Это до сих пор позволяет владельцам инвестировать в развитие отрасли, получая прибыль от непосредственной торговли.

Если смотреть на сухие цифры, то в период 2006–2013 гг. общий процент продукции компании на рынке вырос более чем в 4 раза — с 3,2 до 13,7%, что представляет собой огромный показатель в количественном эквиваленте выпускаемой продукции. В значительной мере такой рост обязан владельцам — по утверждениям некоторых сотрудников, директорский состав способен отвечать на важные письма в любое время суток, что во многом влияет на то, как агрохолдинг функционирует и развивается.

С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть фото С чего начал деятельность апх мираторг. Смотреть картинку С чего начал деятельность апх мираторг. Картинка про С чего начал деятельность апх мираторг. Фото С чего начал деятельность апх мираторг

Стоит отметить одно из последних нововведений — реализация проекта по разведению коров мясных пород абердин-ангус. Для того чтобы организовать стабильный прирост поголовья, в Брянскую область были приглашены настоящие американские ковбои, знающие толк в разведении этой породы. Стоимость их услуг по отечественным меркам выглядит заоблачной, но владельцы компании свято верят в то, что эти затраты полностью окупятся. Если же учесть, что их действия неоднократно поддавались критике, а вот результат всегда оказывался положительным, то вера в правдивость их надежд существенно возрастает. Это позволит вывести скотоводство на качественно новый уровень, что в очередной раз подтверждает правильность такого решения в призме последующей экономической перспективы.

Если Вас интересует оборудование для переработки мяса, посмотрите здесь.

Источник

Как «Мираторг» с помощью государства стал продовольственным гигантом

Неподалеку от деревни Леденево Брянской области дорога упирается в шлагбаум с аккуратной караульной будкой и крепким охранником в камуфляже. За будкой в сотне метров светло-серое, похожее на аэродромный ангар здание, а рядом прямо на снегу толчется несколько сотен мощных антрацитно-черных быков породы абердин-ангус. Вдоль дороги от бычьей фермы «Леденево» тянутся поля, огороженные рядами колючей проволоки. По одну сторону от асфальта ходит стадо быков, по другую — сложены горы тюков и рулонов сена. А на асфальте работает бригада дорожников. Латают ямы, выбитые мощной мираторговской техникой.

В компании «Мираторг», площадка которой так тщательно охраняется, утверждают, что ее стадо абердинов, более 629 000 голов, — самое большое в мире. Свиней у «Мираторга» больше, чем у кого бы то ни было в России, — выращивается почти 3,5 млн голов в год. Два года назад (более поздних данных пока нет) земельный банк «Мираторга» был вторым по размерам в стране — 676 000 га в восьми областях. Из них на Брянскую область приходилось около половины — более 300 000 га.

«Мираторг» спас эту землю, — говорит советник сельскохозяйственного товарищества «Пересвет» Александр Субботин, который в начале 1990-х годов был первым заместителем губернатора. — Еще бы пять-семь лет, и вообще была бы беда — все бы заросло». По его мнению, компания создала хороший имидж нынешнему брянскому руководству: в области начался рост инвестиций, чем она обязана «пяти-шести именам, но главное — «Мираторг». «Это положительные моменты, но есть и отрицательные», — уточняет Субботин.

Купи-продай

Склонность к секретности у «Мираторга», можно сказать, унаследованная: до 1991 года Линники были инженерами на оборонном заводе. А затем водили по Москве иностранных туристов. С одним познакомились ближе и получили у него товарный кредит на машину голландского сухого молока. Перепродажа принесла хорошую прибыль, и братья, создав в 1995 году «Мираторг», занялись импортом говядины и свинины из Латинской Америки. Когда в начале 2000-х годов в России ввели импортные квоты с льготными таможенными пошлинами, Линники зачастую ввозили мясо сверх квот, иногда себе в убыток. Затем они получили аккредитацию Россельхознадзора на импорт мяса для перерабатывающих предприятий, построили с бразильской Sadia комбинат в Калининграде, а после выкупили его.

Большая земля

Николай Денин, бывший в 2004–2014 годах губернатором Брянской области, вспоминает, как в 2008 году был по делам в Россельхознадзоре и его руководитель Сергей Данкверт посоветовал «обратить внимание на молодых ребят, у которых есть хороший проект». Линники приехали в область и рассказали, что готовы инвестировать 27 млрд рублей в производство кормов и выращивание американских быков. «В области около 1 млн га пашни, и больше половины тогда не обрабатывалось, — рассказывает Денин. — Я думаю, мы своими силами не вернули бы ее в оборот». Он говорит, что не раз объяснял главам районов: там, где земля не обрабатывается, не нужно быть собакой на сене.

И «Мираторг» начал большую скупку. В селах Брянской области земля была в основном в долевой собственности. С начала 1990-х годов работникам бывших колхозов выделили паи, то есть доли колхозной земли. С тех пор многие колхозы развалились, земля зарастала бурьяном.

Елена Козлова, глава Крыжинской администрации, где находится леденевская ферма, рассказывает, что паи у них были по шесть-семь гектаров и в 2010-х годах «Мираторг» покупал их по 25 000 рублей, то есть менее 4000 рублей за гектар (судя по данным Росреестра, кадастровая цена гектара на участке вокруг леденевской фермы составляет около 22 500 рублей). Юристы компании привозили владельцев земли в сельскую администрацию и оформляли сделки. Козлова и сама продала свой пай по этой цене. Почему продавали? «Землей мы не пользовались, а налог платили, да и деньги были нужны, — объясняет она. — А кроме того, пошли слухи, что сильно поднимут налоги, а неиспользованную землю отберут».

К 2012 году «Мираторг» выбрал в некоторых районах области разрешенные местным законом 35% земли, и областная дума быстро изменила закон, разрешив одному владельцу покупать до половины угодий в районах. При этом депутаты признавали, что компания «ошибочно выставляла ограждения», то есть прихватывала незарегистрированные участки.

Попросивший об анонимности адвокат, ведущий земельные сделки, рассказал о своем клиенте — фермере, имеющем 300 га. Он арендовал паи со сложной историей (наследственные, с уехавшими владельцами, необходимостью судиться с Росреестром), а потом выкупал. Длилось это более трех лет, а когда оформили права, выяснилось, что все это время «Мираторг» получал на этой земле урожай. Обошлось без тяжб, компания по соглашению выплатила компенсацию. «Но история показательная», — говорит адвокат.

Если в Брянской области «Мираторг» выкупал угодья при поддержке администрации и депутатов, то в соседней Курской доходило до скандалов. Там, в отличие от Брянска, у сельских администраций были собственные земельные банки, и в 2015 году главы двух из них отказались продать «Мираторгу» 760 га уже используемой компанией земли. Росреестр оштрафовал за это «Мираторг», а компания подала заявление в Следственный комитет, требуя привлечь сельских руководителей к уголовной ответственности. Компания шла на принцип, потому что планировала создать в области комплекс по производству и переработке свинины, а для этого требовалось 160 000 га угодий.

Арбитражный суд отклонил иск «Мираторга», требовавшего признать отказ продавать землю незаконным, и компания перенесла часть свиноводческого проекта в Орловскую область. Впрочем, позже российское правительство разрешило Росимуществу передать «Мираторгу» в аренду на 49 лет 7000 га свободных земель курского НИИ агропромышленного производства.

Насколько в компании оберегают свою землю, настолько легко относятся к чужой. Ее тяжелая техника, вспоминает Субботин, не раз заезжала на посевы товарищества, а официальную компенсацию получить так и не удалось. «У них отношение такое: мы тут главные, от Москвы, и ничего вы с нами не сделаете, — сетует он. — Для престижа местных властей они спасательный круг, и, что бы ни сделали, все сходит с рук».

За мраморным мясом

К 2012 году у «Мираторга» было в Брянской области 150 000 га земли и 12 ферм, заселенных 36 000 привезенными из Австралии и США абердинами. Эта порода знаменита своим мясом, в котором прослойки внутримышечного жира создают рисунок, похожий на красный мрамор. При правильном приготовлении это мясо, составляющее, кстати, всего около 10% туши быка, становится особенно нежным. Остальное не столь изысканное и дорогое.

Фил Джордж, бывший профессор Иллинойского университета, а теперь заместитель гендиректора входящей в «Мираторг» Брянской мясной компании (БМК), закупил 110 000 генетически чистых животных. Целый месяц они добирались в Россию на кораблях. Приехали не только коровы и быки. Закупили также лошадей специально выведенной «ковбойской» породы квотерхорс, умеющих пасти полудикий крупный рогатый скот. Джордж разместил в фермерском рекламном журнале RanchWorldAds.com объявления о наборе ковбоев, которым предстояло учить местных скотников обращению с заморскими животными. И посыпались заявления от желающих приехать в Россию. Но половина из 70 приехавших не выдержали трехмесячный испытательный срок, а половина оставшихся — первые полгода.

Льюис, изучавший в колледже пастбищное содержание скота и уход за лошадьми, а в Университете Колорадо — ветеринарию, учил 15 подчиненных ему «операторов» ухаживать за абердинами и управляться с лошадью. Он работал так же, как его подчиненные, и этим «растопил лед», который поначалу был между ними («ведь между нашими странами было немало недоразумений»). Затем он несколько лет выводил местных «ковбоев» на арену «Русского родео» — многолюдного праздника, который «Мираторг» устраивает каждый сентябрь возле леденевской фермы. «Самым сложным для них было владение лассо», — вспоминает он. Ведь надо было быстро заарканить и стреножить 500-килограммового бычка или затолкать его в трейлер. Однако к скачкам на разъяренном быке их не допускали.

Любимцы государства

«Мираторг», как заявляет компания, — крупнейший инвестор в аграрном секторе. И крупнейший в АПК получатель государственной помощи. «В этом не было бы ничего плохого, если бы и все остальные имели такой же доступ к этой помощи», — рассуждает директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. В центре пытались подсчитать размер помощи, получаемой 13 холдингами — владельцами крупнейших земельных банков. В Министерстве сельского хозяйства «холдинги не видят», говорит Шагайда. Субсидии выдаются отдельным предприятиям. Поэтому ученые выясняли структуру холдингов, а затем определяли, сколько пришлось на каждую дочернюю компанию и суммарно на каждый холдинг. Результаты подсчетов директор центра разглашать отказалась. Но они показали, что «у «Мираторга» объем субсидий был значительно больше, чем у других. За последние три года — десятки миллиардов рублей».

Субботин из «Пересвета» объясняет, что всего существует около 20 программ государственной поддержки и значительная часть средств приходится на «Мираторг». «Иногда создается впечатление, что не просто на «Мираторг», — смеется он, — а они вводятся по предложению «Мираторга». Субботин хорошо информирован. Он считает, что из ежегодно поступающих в область по разным программам примерно 10–10,5 млрд рублей господдержки около 9 млрд рублей уходит «Мираторгу» по программам мясного животноводства, поддержки на гектар пашни, на льготные проценты по кредитам и др. «А ведь пастбища, однажды введенные в эксплуатацию, не нуждаются, в отличие, например, от зерновых, в каком-то особом уходе. Так почему им эти дотации идут?» — недоумевает он.

Бывший президент Российского мясного союза, а сейчас независимый аналитик Мушег Мамиконян полагает, что структура поддержки животноводства должна быть другой: «Если посмотреть на все страны, кроме Китая, то мы увидим стремительное изменение пропорций: доля свинины в производстве и потреблении увеличивается, а говядины — уменьшается». В России, по данным Национального союза свиноводов, эта тенденция тоже заметна. Доля потребления говядины продолжает сокращаться и опустилась в 2017 году ниже 20% (13,5 кг/чел. в год), хотя в 1990-м достигала 45%, зато доля птицы с 20% приближается к 50% (34,1 кг/чел. в 2017-м), потребление свинины стабильно составляет 32–35% в мясном рационе.

Мамиконяна беспокоит, хватит ли богатых российских покупателей на большое количество дорогого мяса, он считает, что «Мираторгу» для дальнейшего развития нужно быстро наращивать экспорт. Хотя на мировом уровне покупатель «будет смотреть, у кого цена более выигрышная, а она будет ниже у того, кто, находясь в более теплом климате, по максимуму или круглогодично может осуществлять выпас скота, в первую очередь это страны Латинской Америки». «Мираторг» же всю зиму хотя и держит быков на улице, но дает им заготовленные летом корма, затраты на которые в структуре себестоимости мяса составляют в разных регионах 45–70%. Эту часть себестоимости тоже субсидирует государство.

Министерство сельского хозяйства не ответило на запрос Forbes о размере компенсаций и субсидий, полученных компаниями Линников. Сам Виктор Линник в одном из интервью объяснял: «Назовите другие агрокомпании, которые инвестируют сопоставимые средства в развитие отрасли, и мы сравним объемы господдержки и результат».

В конце 2012 года правительство утвердило правила выдачи сельхозпредприятиям субсидий на возмещение части процентной ставки, которые позволили банкам кредитовать село на 15 лет, и «Мираторг» был первым, кто получил в Сбербанке кредит на 1 млрд рублей. Через два года Sberbank CIB выдал компании еще 7,6 млрд рублей на пополнение оборотного капитала.

Стейк и бургер

Мясоперерабатывающий комплекс мощностью 40 000 т в год у деревни Хмелево в Брянской области «Мираторг» заложил в 2011 году. Тем самым Линники начали надстраивать недостающие этажи своего вертикально интегрированного холдинга. В 2014-м там, где недавно было чистое поле, уже стояли построенные из легкосборных конструкций огромные светло-серые «кубики» с терракотовой крышей. На оснащенном самой современной техникой заводе куски говядины упаковывал в вакуумный пакет робот, а ручные операции остались в основном на участке обвалки, где мясо делят на куски.

На конвейер, где разделываются туши, «Мираторг» привез полсотни польских специалистов, которым платили до €25 в час. За смену они разрубали острым как бритва мечом 600–700 быков. Работа тяжелая, требует сноровки: в 2015-м лишь один местный рабочий смог сдать экзамен и встать на конвейер рядом с поляками.

В 2017 году неподалеку от цехов мясопереработки начали строить завод по обработке шкур, его продукцию надеются продавать производителям престижных немецких автомарок в калужском автомобильном кластере. А год спустя на той же площадке стали монтировать линию по выпуску готовой еды: супов, бульонов и соусов. Тогда же на заводе «Рубеж» в Санкт-Петербурге на арендованном оборудовании начался выпуск колбас. Тем временем на мощной мясохладобойне в Курской области строится собственное колбасное производство.

Готовой продукции нужен сбыт. И еще в 2011 году в подмосковном Домодедово «Мираторг» открыл одноименный пилотный супермаркет площадью 750 кв. м. Затем, удовлетворившись его показателями, начал экспансию за счет более крупных, около 1000 кв. м, точек. Однако были выбраны не лучшие по проходимости и арендным ставкам локации, и торговля шла плохо. Но в 2014-м пришлось закрыть около 40% из 86 магазинов, открытых в 15 областях, к концу года осталось 53 в 11 областях. «Они не вышли на самоокупаемость», — объясняли в компании. «Их объекты были просто никакие: полка товаров «Мираторга» была огромная, ассортимент несбалансированный», — объясняет гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

В 2015 году «Мираторг» поменял концепцию, сократив площади в среднем до 600 кв. м и сделав цены более доступными. Тем не менее некоторые товары остались намного дороже, чем у конкурентов. Аналитик «Агро24» Дарья Ширяева по просьбе Forbes проанализировала цены продукции «Мираторга» в 22 магазинах разных сетей на московском рынке в сравнении с товарами конкурентов. Например, свиной бекон по-английски в супермаркете «Мираторг» стоил в конце 2018 года 146,9 рубля за 180 г, а бекон «Черкизово» — 155 рублей за 360 г, «что меньше цены бренда «Мираторг» почти в два раза». Да и вообще мясо от «Мираторга» дороже: в один день стейк рибай «Мираторга» в Metro стоил 2899 рублей за 1 кг, а от «Австралийского торгового дома» — 2316 рублей. Бурмистров говорит, что такая разница в цене показывает, что «Мираторг» «добился блестящего качества продукта и что у них уже есть бренд».

В конце января 2019-го сеть компании состояла из 75 магазинов и супермаркетов и двух гипермаркетов. «По эффективности это далеко не «Перекресток», — говорит Бурмистров. — У них огромная разница объемов с производственным бизнесом, и эта сеть должна играть «витринную», имиджевую роль». По данным «СПАРК-Интерфакс», компания «Продмир», управляющая магазинами, все годы была убыточной. По итогам 2017 года при выручке 9,2 млрд рублей убыток составил 1,3 млрд рублей. Но имиджевую роль сеть выполняет.

«Популяризация мяса, а в этом случае говядины — вечная тема, — говорит исполнительный директор компании Restcon Андрей Петраков, комментируя выход «Мираторга» в ресторанный сектор. — А у «Мираторга» простая цель — гарантировать сбыт довольно дорогой для магазинов собственной продукции». В 2015 году этот путь открыл для компании известный ресторатор Аркадий Новиков. Он рассказывает, что познакомился с мираторговской мраморной говядиной, когда вел телепрограмму «МастерШеф». Тогда он понял, что «подобного российского продукта еще не бывало». Когда он создал на Никольской улице в Москве мясной ресторан «Рыбы нет», в помещении оставались свободными еще около 100 кв. м. Новиков подумал, что рядом с мясными витринами было бы странно делать что-то немясное. И вспомнил о «Мираторге». Контактов Линников у него не было, и он просто позвонил на общий телефон компании. Ответа не было около двух месяцев, а потом они встретились, и Новиков предложил концепцию бургерной #Fаrш.

Проект выстрелил. #Fаrш стал на Никольской модным местом, куда ходят чиновники из расположенных поблизости ведомств и центровая молодежь. В декабре 2018 года компания запустила франшизу этого бренда. А до этого, в 2016 году, прямо на промплощадке в Брянской области «Мираторг» открыл супермаркет-бургерную, после чего стал открывать в помещениях супермаркетов сеть бургерных «Бургер & Фрайс» с несколькими видами бургеров, стейком, картофелем фри, салатами, пивом и безалкогольными напитками. К концу января 2018 года их было уже пятнадцать. По мнению Петракова из Restcon, «это нечастый случай, когда компания, занимающаяся производством, открывает свои заведения и у них что-то получается».

С государственной поддержкой бизнес «Мираторга» быстро растет. В 2017 году холдинг был включен в перечень системообразующих предприятий. Но Наталья Шагайда из РАНХиГС видит риски в том, что гиганты вытесняют малый бизнес и получают особые условия для развития. По ее мнению, государство позволило вырасти мегапроектам, которые в кризисных ситуациях будет обязано спасать или нести убытки. «Когда я ездила по Брянской области, — говорит она, — все время вспоминала песню из мультфильма «Кот в сапогах», в которой на вопрос «Чье это хозяйство?» ответ был «Маркиза, маркиза, маркиза Карабаса!».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *