С чего начался рэп
С чего начался рэп
Рэп (англ. rap, rapping ) — ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Исполнитель рэпа называется рэ́пером [1] (не путать с репе́ром), или более общим термином MC.
Рэп — один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синоним понятия хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Многие исполнители драм-н-бэйс используют рэп. В рок-музыке он встречается в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернативный рок, альтернативный рэп и некоторые другие, например, новые направления хардкор-музыки. Поп-музыканты и исполнители современного RnB также нередко используют рэп в своих композициях.
Содержание
Слово «рэп»
Позднее возникли ошибочные теории-бэкронимы, по которым слово рэп — якобы аббревиатура. Назывались расшифровки типа «Rhythm and Poetry» (Ритм и поэзия), «Rhytmic African Poetry» (Ритмическая африканская поэзия), или «Radical American Poetry» (Радикальная американская поэзия) и т. п. Однако rap в английском не пишется заглавными буквами, и имеет однокоренные слова — rapping, rapper, итп. В основном такие ошибочные теории бытуют в не-англоязычных странах.
История
Рэп в его современном виде появился в 1970-х годах среди афроамериканцев района Бронкс, куда его «экспортировали» приезжие ямайские ди-джеи. В частности, родоначальником рэпа называют диджея Kool Herc. Читали рэп изначально не в коммерческих целях, а ради удовольствия и делали это поначалу в основном ди-джеи. Это были незамысловатые рифмованные куплеты, обращённые к аудитории.
Исполнение рифмованных речёвок прямо на улицах по сей день остается традицией чёрных кварталов. Кроме того, устраивались т. н. «баттлы» — словесные поединки, в которых два рэпера переругивались, сохраняя рифму и ритм. Баттлы могут быть и не только руганью, это может быть подача зарифмованного текста на определённую тему
Термин «хип-хоп» для описания жанра появился в 80-е. Его введение приписывают то Африке Бамбате, то Грэндмастеру Флэшу. Жанр и культура хип-хоп достигли пика популярности в 1990-х годах. Также «хип-хоп» оказал серьёзное влияние на R’n’B-музыку.
Хип-хоп-музыка
Музыка хип-хоп достаточно разнообразна. Она может быть проста, но в то же время интересна и мелодична. Её основу составляет бит — ритм песни. Обычно на каждом втором такте ставится акцент (backbeat):
Клэп (англ. clap ) — однократный звук, похожий на хлопок.
Снэр, снейр (англ. snare ) — звук ведущего барабана, чёткий и короткий.
Также для бэкбита могут использоваться перкуссии (типа свистков и цепей).
Также важным элементом является бас-барабан (не путать с басом) — kick drum. Партия музыкальных инструментов в хип-хоп-музыке довольно разнообразна. Она может состоять и из мелодий клавишных, духовых и из многочисленных компьютерных звуков (бас, эффекты).
Интересные факты
С чего начался рэп
Что такое рэп, история рэпа
В далёком 1972 году популярный итальянский актёр, певец и композитор Адриано Челентано впервые представил слушателям композицию с удивительным названием «Prisencolinensinainciusol». Песня имела не только странное заглавие, но и содержание, которое было наполнено ничего не обозначающими вымышленными словами. Помимо того, необычным было и само исполнение композиции, так как певец слова не пропевал, а проговаривал под музыку. Тогда ещё никто даже не подразумевал, что через десять лет подобное исполнение возродиться в Америке, поначалу ради развлечения и удовольствия, а затем станет одной из важных составляющих не только суперпопулярного хип-хопа, но и других музыкальных жанров.
Что такое рэп?
В перкуссии для рэпа важную роль играют: бас барабан – ударный инструмент низкого звучания и малый барабан – снейр. Кроме того, на слабых долях, то есть в бэкбите рэповых композиций, возможно использование различных элементов, например таких, как свистки и цепи. Также стоит обратить особое внимание на два специфических компонента музыкального оформления рэпа – это «скретчинг» (иголка у проигрывателя специально подталкивается так, что царапает пластинку и издаёт при этом скрипучий звук), а также «сэмплинг» (подбор и соединение коротких отрезков ранее сочинённых мелодических композиций).
Тексты рэпа очень разнообразны, так как охватывают любую тематику от любви до политики. Они все взяты из повседневной жизни и повествуют о людских радостях и печалях, успехах и неудачах. Рифмование в рэпе имеет несколько разновидностей, среди которых стоит особо отметить:
Исполнитель, читающий рэп, называется рэпер или МС – аббревиатура, которая расшифровывается как «мастер церемонии».
Популярные композиции
Разновидности рэпа
Поскольку рэповский стиль с момента появления является одним из самых популярных, то вполне естественно, что в процессе его развития возникло невероятное множество различных направлений, каждое из которых имеет свою историю, характерные особенности и исполнителей. Иногда непосвященному слушателю трудно определить, к какому типу относится та или иная композиция, однако преданные фанаты очень хорошо в этом разбираются. Вот некоторые из музыкальных видов данного жанра.
Помимо этих направлений рэпа существуют ещё и такие виды как Contemporary R&B, Dirty Rap, Dirty South, Foreign Rap, Funk, G-Funk, Hardcore Rap, Narco-Rap, Old School Rap, Party Rap, PoliticalRap, Pop-Rap, Ragga, Rhytm’n’Blues, Southern Rap, Underground Rap и другие.
Интересные факты
История рэпа
Первые музыкальные направления, основу которых составляет рэп, появились сравнительно недавно. Они зародились в Соединённых Штатах в первой половине 70-х годов прошлого века в одном из самых неблагоприятных округов Нью-Йорка, на 90% заселённого выходцами из стран Африки и Латинской Америки, а именно в Южном Бронксе. Своеобразную быструю декламацию зарифмованного текста нью-йоркцам впервые представили на дискотеках ди-джеи с острова Ямайка. Жителям «чёрных кварталов» такой стиль исполнения пришёлся по душе и они его не только быстро подхватили, но и стали интенсивно развивать.
Несколько ранее дискотеки в США были только привилегией среднего зажиточного класса, простая молодежь не могла позволить себе купить дорогой билет в соответствующий клуб. Кроме того в стране в то время всё ещё имела место расовая дискриминация, и в такие заведения допускались люди только с белым цветом кожи. В связи с этим предприимчивые уроженцы с Ямайки стали организовывать свои танцевальные площадки, которые приобрели большую популярность у молодежи бедных районов Бронкса, а одним из первых инициативных диджеев был Кул Герк (настоящее имя Клайв Кэмпбелл). Важно отметить, что на подобных дискотеках особая роль отводилось человеку, которого называли МС (Master of Ceremonies – ведущий мероприятия). Он выступал как конферансье, то есть представлял диджеев, объявлял исполняемые композиции, которые звучали без остановок, а кроме того постоянно «разогревал» присутствующих. Именно в то время ямайские диск жокеи и познакомили американских МС с техникой зачитывания певучей декламации, и ведущие на танцполах стали называться Microphone Controller, Music Commentator, Microphone Commander. Вот они то, по сути являлись первыми рэперами, так как во время дискотек под музыкальное сопровождение зачитывали свои рифмованные тексты, обращённые к посетителям.
Этаким диджем стал Джозеф Саддлер, выступающий под сценическим именем Грэндмастер Флэш. Он вместе со своей группой перехватил и усовершенствовал технику Кула, тем самым явившись зачинателем совершенно новой музыки, которая очень понравилась афроамериканцам. Они стали слагать рифмованные тексты, выходить на улицы и показывать горожанам своё умение, а кроме того устраивать между собой своеобразные словесные поединки – баттлы. Всё это делалось не для коммерческой выгоды, а ради удовольствия. Но всё же вскоре диджеи прямо во время дискотек стали записывать свои выступления на магнитофонные кассеты и продавать их, причём не только в Нью-Йорке, но и других городах Соединённых Штатов. Новый стиль исполнения быстро приобретал популярность, хотя необходимо отметить, что его продвижению также способствовали и любительские радиостанции, так называемое «чёрное радио», на котором крутили музыку, получившую признание у афроамериканского населения. Например, группа «Last Poets», выступающая против расовой сегрегации, записала два альбома, которые тогда являлись революционными в новом жанре и часто исполнялись в эфире.
Сегодня музыкальные стили и направления, в основе которых лежит рэп, находятся на вершине популярности. Зародившиеся когда-то в бедняцких кварталах Нью-Йорка ради развлечения простого люда, считающиеся музыкой гангстеров и бандитов, они теперь покоряют слушателей лучших мировых концертных залов, да и с коммерческой точки зрения считаются наиболее выгодными.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
С чего начался рэп
Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем, хотя нередки композиции и без вокала. В такой комбинации исполнители рэпа называют себя «эм-си» (англ.MC — Microphone Controller или Master of Ceremony). Некоторые MC превращают свои тексты в настоящие запутанные загадки (напр. Гостфейс Килла говорит, что нарочно стремится сочинять такие рифмы, чтобы никто не понял, кроме него, о чём идёт речь). В задачу одного или нескольких ди-джеев входит программирование ритма на драм-машине, сэмплирование (использование фрагментов чужих композиций, особенно партий баса и синтезаторов), манипуляции с виниловыми пластинками и иногда «битбоксинг» (вокальная имитация ритма драм-машины). На сцене музыканты часто сопровождаются танцевальным ансамблем.
В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически представлен множеством направлений внутри жанра.
История [ ]
Хип-хоп зародился в афроамериканской и латиноамериканской среде Бронкса, района Нью-Йорка, в первой половине 1970-х гг. В то время это была музыка для вечеринок, которую создавали диск-жокеи (называемые сокращённо «ди-джеями»), работавшие в крайне примитивной тогда технике сэмплирования: она зачастую сводилась к повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции. Первые «эм-си» были буквально типичными конферансье («Master of Ceremony» — то есть сокращённо MC; эта аббревиатура затем вобрала в себя множество других значений), они представляли ди-джеев, а также поддерживали внимание аудитории энергичными возгласами и целыми тирадами. (Необходимо отметить, что на Ямайке подобная манера исполнения была выработана ещё на рубеже 1960—1970-х гг. благодаря зародившейся технике даба.)
Популярность музыки на этих вечеринках привела к тому, что местные ди-джеи стали продавать на руки кассеты с записанными «живьём» «сетами» (программой выступления), в которых искусно микшировались ритмы и басовые партии снятые с композиций в стилях диско и фанк, поверх которых эм-си начитывали рэп. Это было сугубо любительское занятие, и в тот период (1974—1978 гг.) никаких студий и официальных выпусков пластинок рэпа не существовало.
В самом начале 1980-х гг. в среде рэпперов возник сильный интерес к европейской электронной поп-музыке, — в первую очередь, к Kraftwerk и Гэри Ньюману, широко сэмплировавшимся, — технологические находки которых, вкупе с развившимся «брейкбитом» — ломаным, совершенно новым ритмом, — способствовали отрыву хип-хопа от ритмической зависимости от диско и фанка. Брейкбитовый ритм в сочетании с более развитой к тому времени техникой ямайского даба вывели хип-хоп на новый уровень (см. электро). Новаторами раннего хип-хопа были Кёртис Блоу, Африка Бамбата, Грандмастер Флэш и Whodini, — именно их записи 1980-84 гг. (относимые ныне к «старой школе хип-хопа») явились определяющими для становления жанра. Музыкальный журнал Rolling Stone назвал самой влиятельной композицией в истории хип-хопа «The Message» Грандмастера Флэша (1982).
Эстафету новаторства подхватили коллективы Run DMC, Mantronix, Beastie Boys, каждый из которых привнёс в хип-хоп свои открытия: Run DMC играли минимальный драм-машинный брейкбит, Mantronix же получили признание своей революционной техникой микширования, а Beastie Boys сочетали элементы панк-рока и рэпа и стали первым белым рэп-коллективом, добившимся коммерческого успеха. Рэп-композиции записывали и панк-команды, например, The Clash (их сингл «The Magnificent Seven» 1980 года интенсивно раскручивался на негритянских радиостанциях Нью-Йорка), Blondie (их сингл «The Rapture» возглавил американский хит-парад в 1982 г.).
К середине 1980-х годов музыка хип-хопа перестала ориентироваться исключительно на атмосферу вечеринок, и следующее поколение рэпперов стало разрабатывать более серьезные темы, например социально-агрессивные рэпперы Public Enemy принесли им культовый статус среди слушателей не только в негритянской среде. Усложнялась и музыкальная сторона хип-хопа: современный этап в его развитии начинается с выхода в 1987 году альбома «Paid in Full» дуэта Eric B. & Rakim. К концу 1980-х гг. рэп-музыка достигла уровня популярности, сравнимого с роком, кантри и эстрадой, а такие крупные институты музыкальной индустрии как Американская академия грамзаписи, заведующая «Грэмми», и American Music Awards в 1988 году учредили категории для рэпа. Олицетворением этой популярности в Америке стали MC Hammer, Kris Kross и др., адресовавшие свою музыку более широкой слушательской аудитории, что, в свою очередь, дало толчок для развития более бескопромисных жанров в хип-хопе.
Начиная с конца 1980-х, хип-хоп подпитывает стилистически и технологически модифицированный благодаря ему ритм-энд-блюз («нью джек свинг», «хип-хоп-соул»).
На рубеже 1990-х с подачи NWA, скандально известных своими вызывающе-скабрезными и агрессивными текстами, приобретает популярность «гангста-рэп», отражающий криминальный быт негритянских гетто. Самым влиятельным деятелем хип-хопа десятилетия становится бывший участник NWA по имени Dr. Dre; он вводит в оборот новый стиль джи-фанк, наиболее ярким представителем которого был его протеже Снуп Догг. Несколько лет спустя участники трио The Fugees своим альбомом «The Score» наглядно продемонстрировали возможности для интеграции хип-хопа с другими музыкальными направлениями — ритм-энд-блюзом, рэгги и даже джазом. Они одними из первых хип-хоп-проектов приобрели широкую популярность за пределами США.
В середине 1990-х развернулось соперничество между гангста-рэперами с Западного и Восточного побережий США, которое завершилось гибелью ярких представителей с каждой из сторон — Тупака Шакура и Notorious B.I.G. Трагический исход этого противостояния породил такое широкое обсуждение в средствах массовой информации, что практически в течение всего 1997 года рэпперы оккупировали верхние строчки хит-парадов США. Для этого периода характерна интенсивная коммерциализация хип-хопа, что принято связывать с именем Паффа Дэдди — рэппера, который пропагандировал гламурный стиль жизни и строил свои композиции на весьма обширном цитировании поп-шлягеров прежних десятилетий. На исходе XX столетия известность приобрёл белый рэппер Эминем, который попытался возродить заряд провокации и социального протеста.
В середине первого десятилетия 21-го века наиболее востребованные хип-хоп-продюсеры — Скотт Сторч, The Neptunes, Тимбалэнд — способствовали дальнейшему освоению эстетики фанка. Исполнителей хип-хопа, несмотря на его изначальный негроцентризм, можно встретить в большинстве стран мира, от Аргентины до Японии.
В 2004 году впервые в истории премия «Грэмми» в самой престижной «наджанровой» номинации — «за лучший альбом» — была присуждена рэп-артистам — дуэту OutKast. В современном хип-хопе, как и в других крупных стилях популярной музыки, большую роль играют продюсеры, от которых зависит вся индустрия.
Музыка [ ]
Эй, диджей! История хип-хопа в СССР и России
История возникновения хип-хоп и рэп музыки в нашей стране
80-е. Зарождение
Рэп-культура (или хип-хоп) начала просачиваться на территорию Союза в начале 1980-х, выражалась она в первую очередь в субкультурах – граффити, брейк-танцах и диджеинге. На многочисленных танцплощадках новоиспеченные диск-жокеи монтировали свои сеты, зачастую – еще на пленочных «вертушках». А вот исполнение рэпа подтянулось немного позже, и приставка МС (Мастер Церемоний) после псевдонимов артистов стала появляться уже к концу 80-х. Органы, ответственные за мыслепреступления, тогда были заняты охотой на субкультуры рокерского спектра, поэтому хип-хоп существовал вполне себе официально. Например, проводился ежегодный танцевальный фестиваль брейка, который транслировали по телевидению, проходили съезды художников граффити и дискотеки.
Хотя такие группы, как «ДК» и «Час Пик», читали рэп еще в первой половине 80-х, настоящий костяк жанра сформировался во второй половине десятилетия – с приходом коллективов «Метро», «Провинция», «Черное и Белое», «Бэд Бэланс». Что касается звукозаписи, в Самаре в 1984 году была записана первая совместная 25-минутная программа DJ студенческой дискотеки Александра Астрова и местной группы «Час Пик». Программа вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома под простым названием «Рэп». Интересный факт: в 1985 году в Питере был записан дебютный студийный альбом «Энергия» рок-группы «Алиса», в списке которого был трек «Меломан», где Константин Кинчев читает рэп о том, как он читает рэп. Вообще тексты рэпа той поры характерны простотой и наивностью, по сути мало чем отличаются от текстов «официального» рок-н-ролла, который разрешалось петь со сцены тогдашним «рок-группам» вроде «Карнавал» и «Чёрный Кофе». Примерно то же самое можно сказать о битах и о звуке в целом – все было вполне «одобряемым цензурой».
Тогда же на экраны выходят молодежные фильмы «Курьер» и «Танцы на крыше», наполненные атрибутами хип-хоп-культуры (впрочем, эти сцены под копирку слизаны с аналогичных американских лент). К 1990-м из хип-хоп-тусовки, которая была едина, начали выделяться профилированные диджеи, танцоры и исполнители. Вообще в тот период данная культура отставала от американской примерно на 10 лет, постепенно после падения «железного занавеса» и появления интернета разрыв был ликвидирован.
Трамплин 90-х и уход в андерграунд
С 1989 по 1991 годы в хип-хопе уже сложились свои «специализации», оформились безусловные лидеры сцены. В этот период эстрада становится средством коммерции, появляются настоящие директора, продюсеры, менеджеры, некоторым исполнителям удается побывать на обучении или просто фестивалях в Европе и США. За пультами-вертушками обретают известность Диско7, DJ Василич, профессиональной подачей себя как хип-хоп-артистов прославились Влад Валов (Шеф) и его группа Bad Balance, «Мальчишник», «Многоточие», «25/17» «Лика МС», D.M.J., «МС & Павлов», «Дубовый Гай», «Термоядерный Джем», «Академия-2», «Клуб55», «Имя Защищено», «Терра Мобиле», «Искусственное Дыхание», «Factory Of House», «Raketa». Проекты Валова, которые он собрал из тусовки конца 80-х, можно считать пионерами большого хип-хопа в России. Правда, колоритный исполнитель Богдан Титомир, считает первопроходцем себя (что оспаривается артистами вроде Стаса Барецкого).
Перечисленные рэперы по большей части все еще считаются ответвлением попсы. Они выступают на сценах, на телевидении, ездят с гастролями. Все меняется с кризисом 1991 года, когда людям было не до покупок билетов. В этот период многие продюсерские проекты трансформировались в попсу или быстро закрывались. Но идеологи развивали хип-хоп, двигали культуру вперед, поэтому во многом субкультура, лишившись цензурного надзора, уходила в андеграунд и частные проекты. Большую сцену заменили фестивали, сходки, междусобойчики. Однако, популярности хип-хопа делали реверанс другие направления массовой культуры. Граффити и рэп интегрировали в развлекательные телепередачи – от детской «Мультимашина» до «Маски-Шоу». Образы рэперов использовались в рекламе. На улицах нередко можно было встретить компании с магнитофонами (битбоксами), в широких штанах, балахонах, танцующих брейк, а граффити появились повсеместно.
Вообще в те времена о новинках сцены узнавали в первую очередь из телепередач вроде «МузОбоз», «50х50» или «Утренняя звезда». Они и были главными источниками хайпа. Попав в телевизионный эфир, можно было моментально стать знаменитым. В качестве дани уважения жанру ведущий программы «50х50» Сергей Минаев (да, он тогда был артистом и журналистом, а не писателем) даже записал трек «Диск-жокей».
Первой андеграунд-тусовкой считается созданное Сергеем Булавинцевым (Bust A.S.) сообщество D.O.B. Community, из которого вышли «Рабы Лампы», «Грюндик и Jeep», «DJ Пахан», мать Жака-Энтони Симона Йори, отец Жака-Энтони Лигалайз, «LadJack», «Гвоздь», «Lee AS», «Money Mike». С комьюнити также тесно сотрудничали группы «Ю.Г.», «Nonamerz», «Многоточие», «43 градуса», «25/17», «Дымовая завеса». В 1993 году МС Павлов сделал самый первый рэп-сборник России, который получил название «Da Moscow Rap Flava». В сборник вошли исполнители-друзья Павлова «Bust A.S.», и многие вышеперечисленные, но еще на нем засветились Ladjak, KTL DLL, Raketa, Gouri. В этом же году было положено начало андеграунд-империи: группа Bust A.S. совместно с Ledjack-ом, который параллельно с Лигалайзом состоял в группе «Slingshot», создают группу D.O.B., что расшифровывается как «Department of Bustas».
В следующем году произошел первый биф (то, что сейчас называют рэп-баттл или версус). Кому-то не понравился один из фестивалей, был записан диск, в ответ пришло предложение выйти на разборки (так было принято в 90-х), но в итоге решили уладить дело рэп-соревнованием. Соревнования рэперов проходили и раньше, но перед жюри (вроде как в шоу «Голос»), а не друг против друга. 12 декабря 1994 состоялся первый «Rap Music ‘94», который поставил на поток соревнования мастеров слова, где и необходимо было продемонстрировать свои умения рифмовать, создавать шоу и доказывать, что в этом ты сильнее всех своих коллег по цеху. Интересный момент: в 90-е рэп без стеснения читали на английском языке, считалось, что он намного проще и больше подходит для речитатива.
Нулевые: новые люди и выход из подполья
В начале нулевых четко прослеживаются два параллельно живущих мира хип-хопа – поверхностного, более тяготеющего к попсе (Black Star, Децл, «Многоточие»), к модному тогда гламуру, ротируемого по радио и центральным каналам, и закрытого андеграудного, предназначенного больше для «своих» внутри тусовки. Разницу между ними и их идеологиями можно проследить в конфликте между гламурным Тимати с его клубной эстетикой и исполнителем Севой, музыка которого была ориентирована на «чётких пацанчиков из падика». Кроме того, популярность жанра порождает ряд проектов-подражаний, на грани рэпа и попсы – вроде «Дискотеки Аварии», «Отпетых Мошенников». Да и вообще редкая попсовая песня в нулевых обходится без вставки речитатива в стиле рэп.
Аранжировка при этом становится более самобытной, а вот стили текста и читка отличаются зачастую как небо и земля. В нулевых можно было наткнуться на брутальные речитативы о жесткой жизни пацана, приправленные криминальной субкультурой (например, группа «Кровосток»), и на розовые сопли сентиментального рэпа с пианинной аранжировкой о неразделенной любви (вроде бастовского «Медлячка»), где-то рядом – вечная тема тусовок с пацанами и бесконечное курение марихуаны (Гуф). По всей стране возникает множество MC и коллективов разной степени талантливости, оригинальности и маргинальности.
Перечислим самые известные из андеграунда, ставшие известными в это время: «Каста», Krac, «Смоки Мо», «Ассаи», Баста, Center, Гуф, «Триада», NTL, «Бонч Бру Бонч», ST1M, Loc-Dog, ST, «Кровосток», «Рыночные отношения» и многие другие. Впрочем, старые исполнители вроде Лигалайза, Шеффа и «25/17» продолжали карьеру. Под конец десятилетия выстрелили исполнители АК47 и Грот.
К концу нулевых андеграундная сцена начинает выходить на поверхность, способствуют этому популярность таких промежуточных стилей, как грайм и рэпкор, в которых исполняют Оксимирон и Нойз-МС. Именно тогда рэп становится любимым или хотя бы приемлемым для широких масс, начинает просачиваться в теле- и соцсети. Жертвовать приходится стилем – рэп становится менее жестким, к тому же больше тяготеет к коммерческим лейблам. Если в начале десятилетия рэперов показывали по специальным музыкальным каналам (МузТВ и МТV), то ближе к 2010-м они начали мелькать на центральных федеральных каналах, рассчитанных не только на молодежную аудиторию.
Десятые. Новая волна, Переворот в игре
В начале нового десятилетия Окси и Нойз, будучи, по сути, совершенно разножанровыми исполнителями, стали локомотивами индустрии.
Благодаря соцсетям поднимаются новые персонажи: «Ассаи», Ярмах, Бахти, Rickey F, Птаха, СлаваКПСС, Johny boy… Их стилистика отличается от брутально-трогательного рэпа прошлого десятилетия, появилось качество аранжировки и колко-вызывающие тексты.
Black Star разросся до гиганта продакшна и поставил на поток раскрутку новых исполнителей, впрочем, их проекты всегда тяготеют к попсовому сегменту.
В 2012 году происходит значимое событие: открывается баттл-площадка Slovo. Позже Ресторатор запускает свой Versus Battle. Площадка обоснуется в питерском баре «1703». С 2015 года обретает популярность Cloud-рэп, более мягкий по звучанию, пошлый по текстам, рассчитанный на более молодой сегмент. Его представители – Kizaru, Pharaoh, «L’ONE».
В 2016 году игра была перевернута. Оксимирон прославился благодаря нескольким блестящим рэп-баттлам и потрясающему альбому «Горгород». Хип-хоп настолько плотно вошел в жизнь обычных людей через соцсети и телевидение, что непонятно – то ли Оксимирон стал человеком года, то ли 2016-й стал годом Оксимирона и пиком развития новой волны хип-хопа. Тем не менее за долгое время отечественному рэперу удалось собрать «Олимпийский». На этой волне стали возвращаться почивавшие на лаврах мастодонты прошлых лет, активность возобновили Bad Balance, Гуф и другие.
Успех версуса «1703» привел к тому, что на площадку стали приходить медийные персоны, не имеющие к хип-хопу отношения, чтобы пропиариться. В основном – видеоблогеры, такие как Петр Ларин. Впрочем, и здесь нашлось место для относительно удачных проектов: в здание ворвались скандальный Юрий Хованский и Эльдар Джарахов, помимо баттлов записавшие восторженно принятые публикой треки.
Во второй половине нулевых слушателю становятся известны имена Скриптонита, Мияги, Эндшпиля, T-Fest, Федука, Миллигана, «Грибы». Треки Face и Morgenshtern, получившие известность к самому концу десятилетия, отличаются крикливыми текстами и рассчитаны на аудиторию школьного возраста, этих исполнителей часто критикуют за декаданс и обвиняют в постепенном упадке хип-хоп-культуры.