С чего начать читать фромма
C чего начать изучать западную философию Отличный способ провести зимние каникулы
В преддверии Нового года, пока дедлайны горят и все в поиске новогоднего настроения, «The Village Владивосток» посоветовались с Натальей Малковой — кандидатом философских наук, доцентом кафедры культурологии и искусствоведения ДВФУ, и подготовили для вас список книг для чтения в новогодние праздники. Не классические рождественские истории, а пять трудов, с которых стоит начать знакомство с философией. Мы рекомендуем изучать книги в том порядке, в котором они представлены.
«Краткая история мысли. Трактат по философии для подрастающего поколения»
После того, как книга «Что такое успешная жизнь» французского философа и политика Люка Ферри стала бестселлером, писатель задумался об издании обзорной работы по истории и назначению философии. Успех этой книги превзошел прошлый и спустя два года она была переведена и издана российским издательством Ad Marginem. Автор рассматривает философию как способ спасения человека от бессмысленного существования и на страницах двухсотсемидесятистраничной книги раскрывает перед читателем наиболее значимые вехи в развитии западной философской мысли.
От Древней Греции до трудов Мартина Хайдеггера, от стоицизма до переосмысления человеческого существования в работах Фридриха Ницше. В книге автор предлагает три грани для понимания философского знания: разумность того, что существует или теория, жажда справедливости или этика и поиски спасания или мудрость.
После прочтения вы сможете разобраться в том, что такое постмодернизм и почему постулаты эпохи просвещения неактуальны в 21 веке, а воззрения стоицизма все еще на волне популярности.
«Диалоги»
Однажды Карл Маркс сказал, что Платон есть олицетворение философии. Кроме того, что труды древнегреческого философа изучали не только эллины, но и арабские мыслители, приверженцы мистических течений иудаизма, католики и представители классической немецкой философии, Платон славился своими талантами и в других сферах: литературы, живописи и спорте.
Философ высокого происхождения и родственником царя, учился у Сократа, чей способ ведения беседы заложил основы современной психотерапии, а также обучал Аристотеля. Знакомство с древнегреческой философией стоит начинать с его «Диалогов», став наблюдателями разговоров о любви, смысле жизни, искусстве, понятиях прекрасного и ужасного, представления о государстве и философии Сократа.
«Философы двадцатого века», том третий
Для тех, кто хочет подготовиться к чтению первоисточников и глубже понять идеи философов 20 века, идеальным чтивом станет именно это сборник. На страницах книги собраны статьи и заметки русских философов об интеллектуальных биографиях крупнейших западных мыслителей прошлого столетия.
Среди них Ален, который осмыслял проблемы морали и жизненной мудрости; Эрих Фромм, чей опыт в совмещении философии и психоанализа стал не менее известен, чем его предшественника Зигмунда Фрейда; Освальд Шпенглер, ознаменовавший закат европейской культуры; французский философ Мишель Фуко, ставший звездой среди интеллектуалов 20 века и заложивший основы теории гендерной перформативности, которую описала американка Джудит Батлер.
Кроме того, авторы рассматривают политическую и философию процесса, фрейдомарскизм, критический анализ истории систем мысли, культуру и цивилизацию, стоицизм в 20 веке. Подобный анализ жизни и творческого пути поможет не просто углубить свои знания, но еще и полюбить тех, кто развивал философскую мысль в прошлом.
«Душа человека»
Когда Зигмунд Фрейд создал психоанализ, он не только заложил основы всей современной психологии, а полностью изменил представления о культуре. В след за ним многие психоаналитики были философами и наоборот. Потому что, не только философия и религия занимаются поиском смыслов, но и психоанализ.
Так, немецкий социолог, психоаналитик и философ Эрих Фромм удачно совмещал работу с пациентами и осмысление современного ему мира. В сборнике «Душа человека» соединились основные труды мыслителя, среди которых «Забытый язык», «Из плена иллюзий», «Концепция человека у К. Маркса» и настоящий интеллектуальный бестселлер «Искусство любить». В последней автор размышляет о природе любви, современном западном обществе и его трудностях, а также дает рекомендации по развитию способности любить себя и другого, которые стали отголоском стоической традиции в философии.
В своих работах Эрих Фромм старался переосмыслить психоанализ, культуру, философию, этику и другие науки, давая им новое прочтение в условиях современности.
«Чума», «Посторонний»
Если вы чувствуете, что пока не готовы сидеть с карандашом и вдумчиво перечитывать отрывки философских текстов, то обратите внимание на представителей французского экзистенциализма, многие работы которых имеют художественные формы. Одним из видных философов этого направления был Альбер Камю — лаурят нобелевской премии, философ, прозаик и эссеист.
И если абсурд в «Постороннем» уловим не сразу, то в романе-притче «Чума», где жители Алжира сталкиваются с чумой, мы можем проследить всю двусмысленность и иррациональность, о которой говорил французский философ. История врача Риэ, который отказывается от собственного спасения и бросает все силы на то, чтобы спасти других. Риэ отказывается философствовать, он верит лишь голым фактам, куда это его приведет и к каким умозаключениям, вы можете увидеть на страницах «Чумы».
Что я понял, прочитав 3 книги Эриха Фромма
Недавно я прочитал 3 книги товарища Эриха Фромма: “Иметь или быть”, “Искусство любить” и “Искусство быть”. Постараюсь кратко и доступно изложить главные мысли, которые посетили мою голову при прочтении.
Почему мир такой?
Каждый день мы бежим на работу, откуда поскорее бежим домой, чтобы потреблять медиа-контент и забывать о прожитом дне. Мы носим “умные часы”, чтобы не пропускать ни одного уведомления, ни одного пука в социальных сетях, а на работе заряжаем смартфон, чтобы не разрядился по дороге домой.
Вместо “быть” люди выбирают “иметь”. Иметь красивую жизнь, как с обложки журнала, иметь дом, машину, детей, любовь, красивую любовницу и собственный бизнес. Меня самого пожирает эта “мельница успеха”, которая перемалывает человеческие судьбы в пепел.
Люди уже счастливы от факта того, что им удалось “убить время”, которое они постоянно экономят. “У меня нет времени читать такую большую и заумную статью, но есть время 30 минут листать фидленту”.
Формула современного человека: “Я есть то, чем я обладаю”.
Так, человеку становится страшно потерять автомобиль/смартфон, ведь это части его собственного “Я”.
Главной целью любого индивида в новом обществе потребления является удовольствие, совсем как по Хаксли. То, что не приводит к удовольствию — отбраковывается.
Как перестать иметь и начать быть?
Для понимания этого, нужно понять концепт модуса бытия и обладания Это не черное и белое, а куча оттенков серого. Нельзя только “обладать”, как и нельзя только “быть”.
В разное время человек может ориентироваться как на “обладать”, так и на “быть”.
Сейчас приведу простые примеры. На лекции студенты с ориентацией на обладание, жадно конспектируют каждое слово лектора, чтобы потом его выплюнуть на зачете и забыть материал, выйдя из вуза. Студенты с ориентацией модуса на бытие воспринимают материал лекции сквозь себя. Они бурно реагируют на него, в их голове рождаются вопросы. Они могут иметь собственное мнение по этому материалу. Конечно, это все при условиях адекватного лектора, что далеко не часто встречается.
В любви человек с модусом обладание хочет овладеть партнером. Он ревнует его, он контролирует его жизнь и эмоции, он манипулирует им. Такой брак выполняет две функции. Партнерство, в виде совместной оплаты ипотеки и сексуальное удовлетворение. Человек с модусом бытия дополняет свою пару, а не имеет её. Он стимулирует рост и развитие личности и получает это же обратно.
Говоря о чтении, легче привести цитату самого Фромма:
Чтение бездарного, дешевого романа напоминает сон наяву. Такое чтение не вызывает продуктивной реакции; текст просто проглатывается, как проглатывается телевизионное шоу и хрустящий картофель, который мы жуем, бессмысленно уставившись в телевизор. Если же мы возьмем, к примеру, роман Бальзака, то его чтение может быть продуктивным и вызывать внутреннее сопереживание, если оно происходит в модусе бытия. Между тем даже такие книги в наше время люди часто читают по принципу потребления (то есть в модусе обладания). Как только любопытство читателя-потребителя возбуждено, его охватывает желание узнать фабулу романа: останется ли в живых герой или умрет, соблазнит ли он героиню или ей удастся устоять, он хочет знать ответы на все вопросы. Сам роман в этом случае играет лишь роль прелюдии, «счастливый» или «несчастный» финал — это кульминационный момент переживаний читателя. Узнав конец, он ощущает радость обладания всей историей, которая становится для него почти столь же реальной, как если бы она жила в его собственной голове. Однако от такого чтения его знания не стали шире: действующие лица романа остались далеки, их мотивы непонятны, и потому читателю не удалось глубже проникнуть в суть человеческой природы или лучше узнать себя.
Активная или пассивная жизнь?
Современное общество не видит различий между “активностью” и “занятостью”. А штука ведь очень важная. Часто совершенно пассивного человека называют активным и наоборот. Важно понимать различие, человек может быть активным по внешним обстоятельствам и только лишь подчиняется воле чего-то другого. В то время, как он сам хочет, чтобы от него все отстали.
Представьте себе человека, который год провел в затворничестве собственной квартиры. Он не выходил строить карьеру, не пытался построить интернет-бизнес и всякое такое. Такой человек активный или пассивный? На самом деле информации слишком мало, чтобы судить. Да и судить вообще не классно. Но именно такого человека чаще назовут пассивным, чем активным. Но ещё Аристотель на пару с Фомой Аквинским говорили, что созерцание и размышление есть именно активная форма бытия. В то время, как другой человек бежит делать проекты, работать, потреблять и которые по сути является узником собственных желаний и именно такого человека ошибочно называют активным.
Когда я ем, я ем. Когда я сплю, я сплю.
Человек, который жаждет овладеть искусством быть должен набраться терпения. Как и всякое искусство, наше требует активной деятельности, дисциплины и работы над собой.
Прежде всего, человек должен научиться любить себя, но не в эгоистичном плане. Наоборот, преодолеть нарциссизм. Замечали ли вы, что вам тяжко находиться даже 15 минут наедине с собой в комнате не делая ничего? Вы обязательно начнете убирать вещи, готовить, залипать в смартфон или думать о занятиях на вечер. Научитесь любить компанию из самого себя, медитировать и рефлексировать.
Ещё труднее в наше время держать фокус внимания. Внимание отжирает буквально всё. Каждое приложение, сайт, email, сообщение от друга в соц. сетях, размывает наш фокус. То, что вы в этот момент делаете, и только это, должно быть для вас важно, вы должны отдаться этому целиком. Сосредоточиться — значит жить целиком и полностью в настоящем, здесь и сейчас, и, делая что-нибудь, не думать о том, что будешь делать после.
Кратко говоря, я суммирую идеи Фромма в одну емкую в фразу: люби себя, люби мир и люби то, чем занимаешься и не занимайся хуйней.
20 цитат из книг Эриха Фромма
Каждый новый шаг может окончиться неудачей — вот одна из причин, заставляющих людей бояться свободы
Эрих Фромм (1900 — 1980) был одним из наиболее влиятельных социологов, философов и психологов XX века. Он стоял у истоков идей неофрейдизма и фрейдомарксизма, почти всю свою жизнь посвятил изучению подсознания человека. Вот уже не одно десятилетие его работы по психоанализу пользуются огромной популярностью во всем мире. Самыми известными из них стали «Искусство любить», «Иметь или быть?» и «Бегство от свободы».
Мы отобрали 20 цитат из книг Эриха Фромма:
Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен. («Искусство любить»)
Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя». («Искусство любить»)
Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви. («Искусство любить»)
Именно недостаток любви к себе и порождает эгоизм. Кто себя не любит, кто себя не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем никогда не зародится некая внутренняя уверенность, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и самоодобрения. Эгоист просто вынужден заниматься только собой, тратя свои усилия и способности на то, чтобы достать что-нибудь, что есть уже у других. Так как в душе у него нет ни внутренней удовлетворенности, ни уверенности, он постоянно должен доказывать самому себе и окружающим, что он не хуже остальных. («Бегство от свободы»)
Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить. («Искусство любить»)
Человек нуждается в драматизме жизни и переживаниях; и если на высшем уровне своих достижений он не находит удовлетворения, то сам создает себе драму разрушения. («Анатомия человеческой деструктивности»)
Современный человек — это реалист, придумавший отдельное слово для каждого типа автомобиля, но лишь одно слово «любовь», чтобы выразить самые разнообразные душевные переживания. («Иметь или быть?»)
Каждый новый шаг может окончиться неудачей — вот одна из причин, заставляющих людей бояться свободы. («Иметь или быть?»)
В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя. («Искусство любить»)
Сознаем мы это или нет, но мы ничего так не стыдимся, как отказа от себя, а наивысшую гордость, наивысшее счастье испытываем тогда, когда думаем, говорим и чувствуем подлинно самостоятельно. («Бегство от свободы»)
Человек может играть множество ролей и быть субъективно уверенным, что каждая из них — это он. На самом же деле человек разыгрывает каждую роль в соответствии со своими представлениями о том, чего от него ждут окружающие; и у многих людей, если не у большинства, подлинная личность полностью задушена псевдоличностью. («Бегство от свободы»)
Забота и ответственность — составные элементы любви, но без уважения и знания любимого человека любовь вырождается в господство и собственничество. («Человек для себя»)
Выбор между жизнью и смертью скорее мнимый, чем реальный; реальный же человеческий выбор — между хорошей жизнью и плохой. («Человек для себя»)
Знать свои подлинные желания гораздо труднее, чем кажется большинству из нас; это одна из труднейших проблем человеческого бытия. Мы отчаянно стараемся уйти от этой проблемы, принимая стандартные цели за свои собственные. («Бегство от свободы»)
Право выражать свои мысли имеет смысл только в том случае, если мы способны иметь собственные мысли. («Бегство от свободы»)
Любовь начинает проявляться, только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях. («Искусство любить»)
Наше общество — это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить. («Иметь или быть?»)
Насколько важно избегать пустых разговоров, настолько же важно избегать плохого общества. Под «плохим обществом» я понимаю не только порочных людей — их общества следует избегать потому, что их влияние гнетуще и пагубно. Я имею в виду также общество «зомби», чья душа мертва, хотя тело живо; людей с пустыми мыслями и словами, людей, которые не разговаривают, а болтают, не думают, а высказывают расхожие мнения. («Искусство любить»)
В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей. («Человек для себя»)
Эрих Фромм: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Биография
Эрих Фромм родился в Германии в еврейской семье в 1900 году. Его папа владел винной лавкой, а мама была дочерью раввина, эмигрировавшего из Познани. Практически все свое детство провел во Франкфурте. Посещал национальную детскую школу, где акцент делался не только на предметах общеобразовательного цикла, но и на вероучения и религиозные традиции. В 1918 году Эрих поступает в Гельдбергский университет, где происходит погружение в мир философии, психологии и социологии. В 1922 защищает докторскую диссертацию. Подготовка по профессии была завершена в Берлинском психоаналитическом институте.
Когда годы образования остались в прошлом, Фромм открывает собственную частную практику. Продолжал заниматься ей на протяжении последующих 5 лет. Активное взаимодействие с клиентами послужило базой для переосмысления соотношения биологического и социального в процессе формирования психики человека.
Когда в 1933 году к власти пришел Гитлер, Эрих переезжает жить в Женеву, а в последующем в Нью-Йорк. Там он начинает заниматься преподавательской деятельностью. Важные события в жизни:
Скончался Эрих Фромм в своем доме в Швейцарии в 1980 году.
Некоторые социально-философские идеи Фромма
Файл:Fromm.jpg Эрих Фромм, 1900—1980
По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить.[1]
В своей книге «Бегство от свободы» 1941 г. Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведет к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Во второй своей книге «Человек для самого себя» 1947 г/, которая по сути является продолжением «Бегства от свободы», Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей. «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие Согласно последними данным, неврозы рассматриваются как симптом моральной несостоятельности (хотя „приспособление“ никоим образом не может рассматриваться как симптом морального благополучия)».[2]
Для Фромма неврозы — это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплеку. Во многих случаях невротические симптомы суть конкретное выражение морального конфликта. Это означает, что успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит от понимания и решения моральной проблемы человека.
«неврозы — это выражение моральных проблем, а невротические симптомы возникают как следствие неразрешенных моральных конфликтов».[3]
Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделенным совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.
В контексте обсуждаемых Фроммом проблем гуманистический психоанализ представляет собой такую терапию, которая нацелена не столько на приспособление человека к существующей культуре и социальной реальности, сколько на оптимальное развитие его способностей и задатков, реализацию его индивидуальности. Психоаналитик выступает не в роли наставника по приспособлению, а в качестве «целителя души».
Искусство любить
Две противоположные формы любви
Эрих Фромм сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Если первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения»[ИскусствоЛюбить 1], то вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее»[ИскусствоЛюбить 2].
Любовь по принципу бытия или плодотворная любовь
Такие мировые религии как Буддизм, Иудаизм, Христианство, и ряд других религий и учений посвящены культуре плодотворной любви[ИскусствоЛюбить 3]. Но плодотворная любовь является скорее исключением, чем правилом. Для понимания природы любви необходимо понимать природу человека: «Человек может адаптироваться к рабству, но он реагирует на него снижением своих интеллектуальных и моральных качеств; он может адаптироваться к культуре, проникнутой всеобщим недоверием и враждебностью, но он реагирует на такую адаптацию ослаблением своих сил и бесплодностью. Человек может адаптироваться к культурным условиям, требующим подавления сексуальных влечений, но при такой адаптации, как показал Фрейд, у него развиваются невротические симптомы. Только если человек «осознает человеческую ситуацию, дихотомии, присущие его существованию, и свою способность раскрыть свои силы, он будет в состоянии успешно решить эту свою задачу: быть самим собой и для себя, и достичь счастья путем полной реализации дара, составляющего его особенность, — дара разума, любви и плодотворного труда»[ИскусствоЛюбить 4].
Когда пара не может преодолеть желания возродить прежнее чувство любви, у того или другого из партнеров может возникнуть иллюзия, будто новый партнер (или партнеры) способен удовлетворить его жажду. Все это не означает, что брак не может быть наилучшим решением для двух любящих друг друга людей. Вся трудность заключается не в браке, а в собственнической экзистенциальной сущности обоих партнеров и в конечном счете всего общества. [ИскусствоЛюбить 5].
Любовь — это искусство
Большинство людей исходят из предпосылки, что «любовь — божий дар, выпадающий человеку как счастливый случай, удача»[ИскусствоЛюбить 6], однако проведя исследование природы любви Эрих Фромм показывает, что «любовь — искусство, такое же, как искусство жить»[ИскусствоЛюбить 7], и это искусство требует «знаний и усилий»[ИскусствоЛюбить 8]. Фромм в своих работах отражает много граней любви: искусство, самообновление, самообогащение, наслаждение и т. п., и при изложении теории любви он дает такое определение: «Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство»[ИскусствоЛюбить 9]. Он также исследует мотивацию активности и показывает, что активность бывает двух видов, и активность творца отличается от «пассивной» активности «жертвы»[ИскусствоЛюбить 10].
Теория любви
Любовь — ответ на проблему человеческого существования
Человек — это осознающая себя жизнь, для которой невыносимо переживание отчужденности от природы, от других людей. Поэтому глубочайшей, стержневой потребностью человека является стремление покинуть тюрьму своего одиночества, стремление обрести единение с другими людьми. «История религии и философии есть история поисков ответов на этот вопрос»[ИскусствоЛюбить 11]. И полное единение возможно только «в достижении межличностного единения, слияния своего „я“ и „я“ другого человека, то есть в любви»[ИскусствоЛюбить 12]. Однако кроме истинной, зрелой формы любви существуют незрелые формы любви, которые могут быть названы симбиотическим союзом. «Пассивная форма симбиотического союза — это подчинение, или, если воспользоваться клиническим термином, мазохизм»[ИскусствоЛюбить 13]. «Активная форма симбиотического союза — господство, или, используя клинический термин, соотносимый с мазохизмом, садизм»[ИскусствоЛюбить 14]. «В противоположность симбиотическому союзу любовь — это единение при условии сохранения собственной целостности, индивидуальности. Любовь — это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими. Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом позволяя ему оставаться самим собой и сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя»[ИскусствоЛюбить 15]. «Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояний»[ИскусствоЛюбить 16].
Объекты любви
Способность любить тесно связана с отношением человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Поэтому любовь — это установка, ориентация характера. Однако большинство людей уверены, что любовь зависит не от собственной способности любить, а от свойств объекта любви. «Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме „любимого“ человека, это доказывает силу их любви»[ИскусствоЛюбить 17], однако это не любовь, а симбиотический союз. Таким образом любовь — это ориентация, которая направлена на всё, а не на что-то одно. Однако же существуют различия между разными типами любви, зависящими от видов объекта любви.
Утверждение, что добродетельно любить других людей («возлюби ближнего, как самого себя») и грешно любить себя, внутренне противоречиво, постольку, поскольку я тоже человек. Любовь — это активная борьба за развитие и счастье любимого человека, исходящая из самой способности любить, и установка на любовь к себе присутствует у всех, кто способен любить других.[ИскусствоЛюбить 18]. Напротив эгоист из-за отсутствия созидательности не способен любить других, но точно так же он не способен любить и самого себя. Эгоизм может проявляться также в форме «неэгоистичности». «Человек, лишенный эгоизма, „ничего не желает для себя“, „живет только для других“, гордится тем, что не считает себя сколько-нибудь заслуживающим внимания. Его озадачивает, что вопреки своей неэгоистичности он несчастен и его отношения с близкими людьми неудовлетворительны. Анализ показывает, что полное отсутствие эгоизма — один из его признаков, причем зачастую самый главный. У человека парализована способность любить или наслаждаться чем-то, он проникнут враждебностью к жизни; за фасадом неэгоистичности скрыт утонченный, но от этого не менее сильный эгоцентризм. Такого человека можно вылечить, только если признать его неэгоистичность болезненным симптомом и устранить её причину — нехватку созидательности»[ИскусствоЛюбить 19].
Основу религиозной формы любви, любви к Богу, также составляет переживание одиночества и вытекающая отсюда потребность преодолеть тревогу одиночества посредством объединения. В примитивных религиях животное превращается в тотем, на более поздней стадии — это идолы — творение рук человеческих. Позже появляется антропоморфный бог и две тенденции. «Одна исходит из женской или мужской природы Бога, другая отталкивается от уровня достигаемой человеком зрелости, уровня, который определяет природу его богов и природу его любви к ним»[ИскусствоЛюбить 20]. Развитие идет дальше и «Бог стал тем, чем он потенциально является в монотеистической теологии, безымянным Единым, чем-то невыразимым, понимаемым как единство, составляющее основу всего феноменального мира, основу всякого существования; Бог стал истиной, любовью, справедливостью. Бог — это я, насколько сам я — человек»[ИскусствоЛюбить 21]. «Учителя парадоксальной логики говорят, что человек может постигать реальность только в противоречиях и никогда не может постичь в мысли высшую реальность — единство, Единое само по себе. Это ведет к тому, что человек не должен искать как высшей цели ответа именно в мышлении. Мысль может привести нас только к знанию, что она не может дать нам окончательного ответа. Мир мысли оказывается в плену парадокса. Единственный способ, которым мир в его высшем смысле может быть охвачен, состоит не в мышлении, а в действии, в переживании единства. Так, парадоксальная логика ведет к выводу, что любовь к Богу не познание Бога мыслью, не мысль о собственной любви к Богу, а акт переживания единства с ним»[ИскусствоЛюбить 22]. «Это ведет к усугублению значения правильного образа жизни. Все в жизни — всякое мелкое и всякое важное действие — посвящено познанию Бога, но познанию не с помощью правильной мысли, а посредством правильного действия»[ИскусствоЛюбить 23].
Личная жизнь
Автор множества научных трудов имел три жены:
Содержание
Карьера социолога
Исследователь начал заниматься психиатрией и психологией, когда на Западе стала модным писать о тайнах познания, феноменах. На протяжении всей своей жизни он сохранил верность антропологической теме. Однако ни в одном своем произведении не были изложены в систематическом виде антропологические взгляды.
Приход ко власти Гитлера воспринялся населением Германии положительно. Фромм сделал вывод о том, что ответственность за свою судьбу – невыносимая ноша для большинства людей. Именно по этой причине, по его мнению, народ готов расстаться со свободой.
Когда Эрих Фромм становится руководителем отдела социальной психологии, начинаются активные исследования неосознаваемых мотивов социальных групп. Благодаря им были сделаны выводы, что народные массы не только не окажут сопротивления нарождающемуся фашизму, но и приведут его к власти.
Связано это было с безработицей, инфляцией и другими сложными обстоятельствами. По мнению социолога, это привело к стремлению отказа от привилегий, которые даются свободой. Книга «Бегство от свободы», разоблачившая различные разновидности тоталитаризма, принесла автору известность в Америке и ненависть в Германии.
Переосмысление и развитие теории Фрейда стало толчком к формированию одного из самых влиятельных направлений гуманитарной науки – неофрейдизма. Она подчеркивает идею самоактуализации. По мнению ученого, самый важный плод усилий каждого человека – его собственная личность.
Фромм переставляет акценты с биологических мотивов на социальные факторы, уравновешивая эти два понятия. В своих работах он опирается на концепцию отчуждения человека от своей сути в процессе труда и жизни. В этом случае субъект начинает использоваться как инструмент или средство, но не как цель.
Наследие
В области психоанализа Фромм заметного следа не оставил. Его желание обосновать теорию Фрейда эмпирическими данными и методами лучше удалось другим психоаналитикам, таким как Эрик Эриксон и Анна Фрейд. Фромм иногда упоминается как основатель неофрейдизма, но он оказал небольшое влияние на последователей этого течения. Его идеи в психотерапии имели успех в области гуманистических подходов, но он критиковал Карла Роджерса и других до такой степени, что изолировал себя от них. Теории Фромма обычно не обсуждаются в учебниках по психологии личности.
Его влияние на гуманистическую психологию было значительным. Его работы вдохновляли многих социальных аналитиков. Примером может служить работа Кристофера Лэша «Культура нарциссизма», которая продолжает усилия по психоанализу культуры и общества в неофрейдистских и марксистских традициях.
Его социально-политическое влияние завершилось вместе с его участием в американской политике 1960-х и начале 1970-х годов.
Тем не менее книги Эриха Фромма постоянно заново открываются учеными, на которых они оказывают индивидуальное влияние. В 1985 году 15 из них учредили Международное общество его имени. Количество его членов превысило 650 человек. Общество занимается поощрением научных работ и исследований, базирующихся на работах Эриха Фромма.
Творчество и основные концепции
Центральной частью мировоззрения стала концепция «я» как социального характера. Характер каждого из нас формируется под действием экзистенциального разочарования тем, что возникает необходимость подняться над природой и собой благодаря способности рассуждать и любить. По мнению психоаналитика:
Эрих Фромм считал, что любовь – не эмоции, а творческая способность. Он рассматривал влюбленность в качестве доказательства неспособности постичь истинную природу любви, которая имеет элементы заботы, уважения и знания. В работах прослеживается и идея, что человек, выбирающий прогресс, может найти новое единство благодаря развитию всех своих человеческих сил. Они могут быть представлены вместе или отдельно.
Вклад знаменитой личности в социологию, психологию настолько большой, что монографии по сей день активно изучаются в вузах многих стран. Особенно популярны работы: «По ту сторону от иллюзий», «Психоанализ и дзен-буддизм», «Душа человека», «Революция надежды», «Иметь или быть?».