С чего начать изучать гитару
Что нужно знать, чтобы начать играть на гитаре
Начать играть на гитаре никогда не поздно, особенно если есть желание. Возможно, вы не прирожденный Джимми Хендрикс или Ангус Янг, но после года тренировок «Enter Sandman» или «Kill the King» освоите точно! Главное – придерживаться основ, которые и изложены в этой статье.
Базовые гитарные аккорды
Игра на гитаре – это гармоничное складывание разных аккордов в мелодию, поэтому с этого и начинается знакомство с инструментов. Про барре и сладинг пока даже не задумываетесь – стартуйте с простых звуков.
Вот аккорды на гитаре, необходимые для новичков. Ничего не понятно? Просто научитесь их читать:
Запись может незначительно отличаться.
Уже на этом этапе многие новички задумываются, сложно ли им будет научиться играть на гитаре. Если сразу ничего не выходит – не отчаиваетесь, со временем движения дойдут до автоматизма.
Для начинающих не с нуля, ноты для гитары могут быть удобнее. Их порядок выглядит так.
Как научиться играть на гитаре: основы
И так, вы попробовали зажать аккорд, а звук глухой. Все нормально, ваши руки еще не привыкли. В среднем, период адаптации длиться 2-3 месяца. Упорно тренируясь, за это время гитарист уже начинает играть не глядя.
Как держать гитару
С чего начать учиться играть на гитаре? С постановки инструмента:
Как правильно держать инструмент – точно сказать нельзя. Посадка подбирается индивидуально, учитывая длину рук, высоту корпуса и размах.
Как ставить пальцы на струны
Перед тем, как играть на инструменте – научитесь правильно ставить пальцы. Струны должны зажиматься кончиками пальцем, а не всей подушечкой.
Давление должно быть сильным, чтобы струна прижалась к ладу. Если зажатие хорошее, звук будет звонким, если нет – дребезжащим или отсутствующим. Скорее всего, сразу поставить пальцы не получится – нужна практика. Всего есть 2 причины, почему не получается зажать струну:
Большой палец — опора для грифа. В идеале, он не должен выступать вообще, чтобы большая часть ладони покрывала струны.
Игра на одной струне
Когда пальцы более-менее освоились, можно начинать играть на одной струне на гитаре. Начните тренировки с классики, а именно – “Iron Man” группы Black Sabbath. Играется она на 5-й струне (вторая сверху) следующим образом:
— глиссандо или «скольжение». То есть, переходя с 10 лада на 9 не отрывайте пальцы.
Многие преподаватели запускают уроки игры на гитаре для начинающих с нуля именно в Iron Man, но у нее есть конкурент – Smoke On The Water группы Deep Purple.
Играется она на той же пятой струне со следующей последовательностью:
«0» означает, что бить нужно по не зажатой струне.
За сколько можно научиться играть на гитаре эти мелодии? В среднем, у новичков уходит полчаса, чтобы играть их не глядя на гриф.
А в добавок, вот обучающее видео, где разбирается 7 мелодий на одной струне.
Игра аккордами
Теперь самое сложное — научиться играть на гитаре аккордами самостоятельно с нуля. Пока что вы не чувствуете гриф и зажимаете струны под присмотром.
Избавится от этого поможет тактильные упражнение, вроде «змейки» и «паука».
Змейка
Классика из самоучителя игры на гитаре для начинающих. Выполняется упражнение так:
Постоянно меняйте струны для обучения. Затем берите не близлежащие, а удаленные, например 3 и 6.
Ответ на вопрос: «Как играть перебором на гитаре?». В отличие от змейки, двигаться нужно не вдоль струн, а поперек, спускаясь верху вниз.
Как только зажмете лад, на диафрагме дергаете соответствующую струну. Упражнение хорошо тренирует координацию обеих рук и улучшает топологические навыки.
Переход к бою и перебору
Техника боя – это последовательность ударов вниз регистра и вверх. Отмечаются они стрелочками.
Какой-либо совет здесь дать нельзя – только практика. Ищите подходящую мелодию, зажимайте аккорд и начинайте играть. Часто бойные указатели идут вместе с табулатурой (картинки с аккордами на грифе). Вот, например, табулатура песни Егора Летова «Все идет по плану» и бой к нему.
Вот видео-урок боя на гитаре для начинающих с нуля.
Самоучитель игры на акустической электрогитаре говорит, что перебор – это техника последовательного перебирания струн. Она чуть сложнее и требует сенсорной ориентации по инструменту.
В момент зажатия струны на ладу, гитарист дергает ее на диафрагме, что создает определенный звук. Вот, например, табулатура перебором для песни Кино «Кукушка».
Плюс в том, что многие переборы стандартные: знаешь их – знаешь все. Ознакомиться с ними можно в видео.
Техники игры на гитаре
Скорее всего, вопрос: «Как быстро научиться играть на гитаре?» — у многих уже отпал. Навык вырабатывается практикой и трудом.
Но если вы осилили игру на аккордах, можно выбрать и саму технику игры. Всего их 4.
Играется, как на акустической, так и на электрогитаре. Характерен жесткий, ровный бой с переборами в «соляке». Количество аккордов небольшое, преобладают квинты (они же пауэр-аккорды).
Смотря концертные записи, многие не понимают, чем музыканты играют на гитаре вместо пальцев. Это медиатор – пластиковый флажок, которым удобнее бить по струнам. На акустике он позволяет добиться более яркого и громкого звука.
Кстати, некоторые новичка сразу целятся в металл или панк. Рекомендуется до того, как научиться играть на электрогитаре, освоить акустику – она дешевле и проще.
Блюз более техничный и требует хорошей игры перебором вперемежку с легким боем. Характерно минорное звучание и «заигрывающий» мотив.
Преимущественно играется на электрогитаре, но есть и композиции для акустики. Например, можно попробовать эту инструкцию.
Соло-гитарист украшает композицию отдельным небольшим кусочком. Как правило, соляк более техничный и богатый на аккорды и квинты.
Сейчас соло встречаются только в металле, роке, джазе и блюзе.
Импровизация
Высшая ступень «гитарной науки». Импровизатор должен уметь на ходу подбирать звуки, складывающиеся в красивую музыку.
Как научиться играть на гитаре
Кажется, не только музыкант, но и любой человек проходит стадию, когда его пленяет такой инструмент, как гитара. Песни у костра под ненавязчивый аккомпанемент… Уютные композиции для домашних посиделок… Тонкие пальцы, перебирающие струны… Владеющему игрой на ней рады в любой компании, да и сам гитарист получает невероятное удовольствие от дивного звучания любимого инструмента… Но как научиться играть на гитаре самостоятельно? Эта статья подробно расскажет о такой возможности.
Плюсы и минусы самостоятельного обучения
Обучаясь дома самостоятельно, человек экономит много времени, потому что не тратит время на дорогу до музыкальной школы и сам определяет темп и наполненность своих занятий. Сконцентрироваться можно только на главном и интересном. Углубляться туда, куда нужно. Искать лишь то, что действительно послужит на пользу.
Далее, самообучение воспитывает такие качества, как ответственность, целеустремленность и трудолюбие. Дело, которое человек делает с душой и желанием, всегда будет спориться, а лёгкие трудности лишь вдохновят на новые свершения.
И, наконец, занимаясь самостоятельно по чёткому алгоритму и составленному плану, начинающий музыкант раскрывает в себе огромный творческий потенциал и накапливает ценный опыт, который поможет ему в достижении любых поставленных задач.
Минус обучения игре на гитаре в домашних условиях состоит в том, что встречающиеся на этом пути трудности придется решать самому. Этот минус не должен останавливать тех, кто привык добиваться своей цели. Гитара покориться верному её почитателю, если он приложит немного усилий и будет ревностно относиться к самообучению.
Иногда бывает трудно заставить себя трудиться, но если поставить себе цель научиться играть на гитаре в кратчайшие сроки в домашних условиях, то это наоборот может стать вдохновляющим моментом для ранних подъемов или продуктивного досуга.
Как научиться играть на гитаре в домашних условиях
Человек, который решил встать на тернистый путь самостоятельного освоения инструмента и научиться играть на гитаре с нуля, должен решить для себя, на каком уровне он хочет ею владеть. Если он хочет овладеть инструментом как профессионал, играть классические композиции и мастерски импровизировать в любом стиле, то самообучением здесь не обойтись. Ему следует записаться в музыкальную школу или походить на частные уроки.
Но если начинающего гитариста привлекают легкие аккомпанементы и несложные пьесы, то, обладая усидчивостью и целеустремленностью вместе с трудолюбием и позитивным настроем, он вполне может освоить гитару дома самостоятельно с помощью Интернета и регулярных занятий.
Обязательными условиями продуктивных самостоятельных занятий являются:
Подготовка к игре на гитаре
Начинать нужно с изучения самой гитары и её настройки. Основная часть гитары – это её корпус или дека. Он изготавливается из дерева. К нему крепится гриф. На грифе располагаются ладовые порожки или лады. Именно на них нужно опираться при зажатии струны. Сверху, на головке грифа, находятся колки, которые натягивают струны.
Количество струн на гитаре может варьироваться. На самой удобной для обучения, 6-струнной, их шесть. Располагаются они сверху вниз, от самой толстой к самой тонкой. При открытых струнах (когда мы не зажимаем их на каком-нибудь ладу) они дают следующие ноты: первая, самая тонкая, нижняя – ми; следующая, потолще – си; третья – соль; четвёртая – ре; пятая – ля и шестая, самая верхняя, толстая – ми, в октаву с первой.
Всё это работает, когда инструмент настроен правильно. Поэтому сразу после изучения устройства инструмента можно перейти к настройке.
Настраиваем первую струну на ноту ми. После этого зажимаем вторую струну на пятом ладу и настраиваем в унисон с открытой первой. То же самое проделываем с остальными струнами, за исключением третьей. Её настраиваем в унисон со второй, зажимая в четвертом ладу. Настройку гитары можно проверить по тюнеру, причём пользоваться лучше всего электронным. Он крепится к грифу и ловит её вибрации, что обеспечивает качество всего процесса.
Далее – правильная посадка, залог комфортной игры и плодотворных занятий в домашних условиях, поэтому учимся играть на гитаре в удобном и раскрепощенном положении. Сесть нужно на край стула или дивана, закинув ногу на ногу или поставив её на специальную подставку.
Левой рукой нужно взяться за гриф так, чтобы большой палец был параллелен ладам, а указательный палец и остальные легли на струны. Правая же будет отвечать за перебор струн. Руки напрягать не надо. Найдя правильное и удобное положение, можно попробовать взять несколько произвольных аккордов, пробуя разные способы, приноравливаясь зажимать струны так, чтобы они не дребезжали, а звучали сочно и приятно.
Первые шаги к самостоятельному освоению гитары
Переходим непосредственно к игре на инструменте и поучимся играть разные несложные мелодии на одной струне. Ниже представлен рисунок расположения нот на грифе гитары.
По видео или нотам, которые можно найти с помощью Интернета, легко будет потренироваться в освоении несложных композиций и популярных мелодий. Поиграем их и послушаем звучание инструмента. Полезно это ещё и тем, что рука будет привыкать к новым движениям, тело – к положению за инструментом, а пальцы – к острым струнам.
Болевые ощущения на пальцах могут стать неприятным сюрпризом для тех, кто решил научиться играть на гитаре и осваивает это дело самостоятельно дома, но пугаться не стоит. Спустя некоторое время они пройдут, когда подушечки пальцев адаптируются, и кожа на них немного огрубеет.
Далее переходим к изучению основных аккордов. И начать лучше всего с буквенного обозначения нот: до – C, ре – D, ми – E, фа – F, соль – G, ля – A, си b – B и си – Н. Такие буквы означают мажорный аккорд. С – это до мажор. При записи буквы с маленькой m используется минор (Cm — до минор), а если к букве приписана маленькая семерка – берём септаккорд (B7). Таким образом аккорды пишутся в нотах для гитары.
Следующим шагом станет запоминание расположения этих аккордов на струнах. Ниже представлены схемы аккордов для 6-струнной гитары.
Читаются такие схемы очень легко. С их помощью новички смогут освоить расположение аккордов на струнах. Точками показаны места, где нужно зажимать струну, а линиями – ладовые порожки. Толстая линия показывает начало первого лада.
Всё это сначала будет довольно сложно, но со временем пальцы запомнят расположение струн и аппликатуру, что позволит производить быструю смену аккордов.
Перебор и бой на гитаре
Существует и другой способ этого боя, когда второй и пятый удары делаются с глушением. Глушение означает зажимание рукой струн после удара по ним. Это обеспечивает чёткие границы звуков и создает эффект ударного инструмента.
Также представим схему боя «Звезда по имени Солнце»:
Такая схема научит начинающего гитариста свободно владеть правой рукой, что в последствии поможет перейти к более сложным видам боя.
Перебор от боя отличается тем, что струны нужно дёргать по очереди. Рассмотрим некоторые несложные виды перебора.
Шестёрка» — самый простой и популярный перебор. Его схема: 6 – 3 – 2 – 1 – 2 – 3 (цифра соответствует номеру струны). Такой вид перебора используется во многих песнях.
«Вальсовый» — перебор на ¾, исполняется в темпе вальса: 6 – 123 – 123 или попроще 6 – 12 – 12.
«Восьмёрка» — тоже довольно известный вид перебора. Исполняется он так: 6 – 3 – 2 – 3 – 1 – 3 – 2 – 3.
В переборе «Четвёрка» задействованы 4 струны и существует несколько способов его исполнения:
6 – 3 – 2 – 1 – самый простой и легко запоминающийся;
6 – 3 – 1 – 2 – посложнее;
6 – 3 – 2 – 3 – тоже довольно лёгкий для запоминания перебор;
6 – 1 – 2 – 3 – ещё один способ исполнения «Четвёрки»
Играя на гитаре перебором, необходимо помнить, что каждой струне соответствует свой палец. 4,5 и 6 струны щипают большим пальцем, 3 – указательным, 2 – средним, а 1 – безымянным.
Обладая всеми этими знаниями новичок, может по началу и неуверенно, сможет подбирать аккомпанементы к несложным песням и читать ноты для гитары, которые найдет на просторах Интернета, а затем, отточив мастерство, сыграть более сложные композиции и пьесы.
Подытожим разговор о самостоятельном обучении игре на гитаре и составим алгоритм действий для желающих освоить её дома в короткие сроки:
Следуя этому алгоритму, довольно несложно научиться играть на гитаре, даже если человек начинает это с нуля.
Дальнейший путь начинающего гитариста – это тренировка и развитие. Пусть его не останавливают ни ноль знаний по музыкальной теории, ни трудности, с которыми он столкнётся по началу, ни негативное мнение недоброжелателей. Важно помнить, что регулярные упражнения со временем придадут уверенности, поиск занимательных уроков онлайн и полезной информации позволят отточить умения и приёмы, а твёрдое желание освоить инструмент станет двигателем всего этого увлекательного процесса. Упорство и вера в свои силы рано или поздно дадут свои плоды, и усердные любознательные новички добьются взаимности от этого удивительного инструмента.
С чего начать обучение игре на гитаре взрослому самоучке
Гитарная музыка звучит захватывающе во всех стилях и направлениях на самых разных типах гитар. Как говорится, всё такое вкусное. То есть вопрос не только в том, как сделать первый шаг, но и куда.
Для взрослого самоучки начать обучение игре на гитаре логично с общих навыков, необходимых всем гитаристам. То есть для любого стиля, направления и типа гитары. Сюда входят базовые технические навыки, понимание музыкальной фактуры, развитие музыкальной памяти, подбор учебного репертуара и даже выбор первой гитары.
Такой вывод я сделал, когда решил, что пора осуществить свою давнюю мечту научиться играть на гитаре. Разумеется, передо мной встал естественный вопрос, с чего начать обучение. В тот момент я осознал, что даже не понимаю, чего именно я хочу.
Оказалось, что это и есть та проблема, в которую упирается большинство желающих научиться играть на гитаре во взрослом возрасте. Не сталкиваются с ней только дети, которых родители отдают учиться в ДМШ. Там всегда преподают только классическую гитару и по устоявшейся программе. А решения за ученика принимают компетентные преподаватели.
Начинающие взрослые самоучки, как правило, лишены такой роскоши. В результате этого они легко впадают в растерянность и постоянно откладывают начало занятий. Иногда новички точно знают, что и на какой гитаре они хотят научиться играть. Но их — меньшинство. Как выясняется, большинство остальных даже не представляет, что гитары бывают разные.
Чему вы хотите научиться на гитаре?
Независимо от стиля и направления, речь в любом случае идёт о красивой музыке. Значит, не будет ошибкой начать с изучения неотъемлемых основ любой красивой музыки. К их числу можно бесспорно отнести мелодию, ритм и красивый звук.
Чтобы дальше всё было ясно, давайте определимся с отправными понятиями. Красивая музыка в чистом виде, это то, у чего есть слушатель. Проще говоря, это то, что вы будете слушать ушами, не занимаясь больше ни чем. То есть ни фоном за рулём, ни в спортзале, ни рисуя презентацию для шефа и т.п. Здесь важно отметить, что и мелодия и ритм и красивый звук составляют музыку только вместе. Если что-то одно убрать, то музыка в чистом виде исчезнет.
Представьте штатив для камеры. Нельзя убрать одну ногу, не подперев его чем-то другим. Иначе конструкция просто упадёт.
Из чего состоит красивая гитарная музыка?
Сделанное выше утверждение легко проверить. Что будет, если убрать из музыки линию мелодии? Неважно даже, исполняется она на инструменте или вокально. Останется аккомпанемент, который воспринимается только фоном к чему-то ещё, но не сам по себе.
Вот несколько простых примеров для большей наглядности. Как долго вы сможете слушать аккорды песни «Пачка сигарет» без самой песни? Или слушать турецкий барабан, не видя танца живота, который, по сути, заменяет мелодию. А как часто вы выделяете хотя бы час времени, чтобы насладиться музыкой риверданса? Не на живом концерте с толпой ногастых красоток, а закрыв глаза в аудиофильских наушниках.
Аналогично и с другими компонентами музыки. Что будет, если гитарист играет красиво, попадает в ритм, и вдруг случайно сфальшивил? Никто не обратит на это внимания. А если попадание в ноты и ритм идеальное, но звук некрасивый? Такую музыку мало кто будет слушать. И наконец, что если звук красивый, ноты точные, но гитарист всё время сбивается с ритма? Это тоже сильно раздражает слушателей.
Таким образом, любому начинающему гитаристу нужно:
Ниже я более подробно раскрою смысл каждого пункта и расскажу о том, как их реализовать.
Зачем гитаристу нужно развитое чувство ритма?
Хотя главной в музыке и является мелодическая линия, но строится она всегда на ритме. Ритм — это основа и фундамент музыки.
Для большей наглядности приведу аналогию со зданием. Любое здание можно менять как угодно. Надстроить, уменьшить, реконструировать, изменить интерьер, заменить окна и сантехнику, перекрасить. Но всё это происходит на невидимом, но неизменном фундаменте. Можно даже совсем снести здание и на этом же фундаменте построить совершенно новое. Но основа будет та же самая.
Аналогично любую мелодию можно сыграть в разных тембрах и темпах или перенести в другую тональность. Но при сохранении неизменного ритма это будет та же самая легко узнаваемая мелодия. Если же в одинаковой последовательности нот и интервалов изменить ритм, то получатся разные мелодии. Вот простой пример (верхняя строка — ритмический рисунок).
Это нисходящая гамма «Соль мажор».
Гамма «Соль мажор» (нисходящая)
А это фрагмент Адажио из балета Чайковского «Щелкунчик».
Адажио из балета «Щелкунчик» (фрагмент)
Чем можно заменить основные компоненты музыки?
Здесь сама собой напрашивается другая аналогия. Что будет если из стихов убрать вообще всякий ритм, то есть стихотворный размер и рифму? Стихи станут прозой, но благодаря смысловой нагрузке самих слов, останутся литературой. Разрозненные звуки, в отличие от слов, никакой смысловой и художественной нагрузки не несут. Поэтому и мелодия без ритма, то есть организации звуков во времени, не существует.
Проще говоря, ритм можно заменить только другим ритмом. Но это будет уже и другая мелодия.
Начинаем строить с незаменимого фундамента
Итак мы подходим к неожиданному для многих начинающих гитаристов ответу на вопрос из названия статьи. Обучение игре на гитаре, особенно взрослому самоучке, будет очень правильно начинать с развития чувства ритма.
Ритм вообще пронизывает всё мироздание. Природа живёт в определённом ритме. Для нашего организма важен сердечный ритм. Случись у сердца аритмия, человеку становится нехорошо. Любовь бывает ритмичной, а дворник легко сбивает с ритма весь квартал. В автомобиле, вы киваете в такт музыке головой и барабаните ритм пальцами по рулю.
Обратите внимание на детские стихи Остера и взрослые одностишия Вишневского. Ведь они напрочь лишены какой бы то ни было рифмы. И всё равно мы считаем их стихами именно благодаря их ритму.
И ещё один ключевой момент, почему начинать лучше именно с ритмических упражнений. Ваш нулевой технический уровень ещё долго не позволит вам играть хоть сколько-то сложные мелодии. А сложные ритмические упражнения вы сможете выполнять уже очень скоро. При этом одновременно и закладывая правильный фундамент, и чувствуя прогресс в результате усилий. Ведь ваши упражнения будут становиться всё сложнее и сложнее.
Более того, это позволит вам плавно влиться в плотный интенсивный график регулярных занятий. Потому что большинство ритмических упражнений вообще не требуют наличия гитары и специального времени. Проще говоря, во время каждого перекура на работе вы можете вместо лишней палочки здоровья пять минут потопать-похлопать. И вот вам вместо пачки смолы в лёгких полтора часа более полезных занятий каждый день.
Что есть развитое чувство ритма у гитариста?
Но какова в идеале финальная цель занятий ритмическими упражнениями? И можно ли измерить степень развития чувства ритма?
Первый шаг в этом направлении — уметь чувствовать ритм и уверенно воспроизводить его.
Однако любому гитаристу гораздо важнее научиться рождать собственные ритмические пульсации во время исполнения музыки. В противном случае ваш слушатель вряд ли начнёт пританцовывать или напевать под вашу музыку. А это, пожалуй, самое главное мерило того, что вы на правильном пути.
С чего начать обучение на гитаре? С развития чувства ритма.
Кстати, интересный факт: испанцы очень нервно относятся к неритмичному исполнению их жгучей народной музыки иностранцами. Вы можете сфальшивить, сыграть недостаточно страстно, не выделить музыкальные интонации — к вам отнесутся снисходительно. Но если вы не попали в ритм фламенко — пусть даже звук был идеальным — горе вам.
Где найти ритмические упражнения и как по ним заниматься, мы обсуждаем в отдельной статье. Здесь же необходимо дать небольшое пояснение. Предложенный мной путь вовсе не означает, что вам сначала надо заниматься исключительно развитием чувства ритма. А к собственно музыкальной части занятий приступить только после достижения ритмической нирваны.
Начинать извлекать звуки из струн можно и нужно одновременно с ритмическими упражнениями. Каким образом это совместить я расскажу ниже.
Как гитаристу найти и покорить слушателя?
Помните, мы обсуждали чуть выше, что музыка — это то, у чего есть слушатель. А слушатель появляется, когда вы рассказываете ему что-то важное и значимое именно для него. И не менее важно, чтобы рассказ был связным и внятным. При этом нет никакой разницы, рассказываете вы словами или музыкой. Отсюда опять напрашивается аналогия, на этот раз с человеческой речью.
Устный рассказ — это не монотонный набор текста на одном дыхании без ударений, пауз и акцентов. В интересном рассказе всегда есть интонации, подводки, кульминации, темп и логика повествования. В гитарной музыке всё то же самое.
Представьте, что звуки гитары — это не ноты, а иностранная речь на неизвестном слушателю языке. Не понимая ни слова, он, тем не менее, легко определяет начало и конец предложения. И даже запросто чувствует настроение говорящего или в каком месте надо смеяться.
То есть гитаристу нужно научиться играть так, чтобы его музыка захватывала как интересный рассказ.
Что такое музыкальная фразировка?
Таланты талантами, но этому можно научиться, просто разобравшись в том, что и как происходит. Если дробить устный рассказ на фрагменты, то получится вот такая цепочка. Буква — слово — словосочетание — предложение — абзац — рассказ.
Слово — это минимальная смысловая единица с ударением. Словосочетания содержат несколько слов и имеют более оформленное смысловое содержание. При этом последнее слово в словосочетании обычно выделяется интонацией как опорное или имеющее больший вес. Между ним и словом, открывающим следующее словосочетание, делается отчётливая пауза, выраженная знаком препинания. Жирным шрифтом я для наглядности выделил эти самые опорные слова.
Несколько словосочетаний составляют предложение, которое обладает смысловой, а главное — интонационной законченностью. И окончательно выраженная мысль может иметь форму абзаца, который состоит из нескольких предложений.
Вернёмся к музыке и разберём аналогичные понятия.
Не пугайтесь, все эти страшные термины — на будущее, и для тех, кто продолжит учиться серьёзно. Сейчас для начала достаточно усвоить фразу и предложение. Это уже сделает вашу игру осмысленной даже на простых учебных мелодиях самого начального уровня. Чем раньше гитарист начинает мыслить музыкальными фразами, тем быстрее он начинает именно красиво играть. Это не то же самое, что и просто вовремя попадать в нужные ноты.
Кроме прочего, игра на гитаре с фразировкой очень тесно связана с развитием чувства ритма. В устной речи дыхание всегда берётся на фразу или предложение, в зависимости от ситуации. Перед следующей фразой или предложением надо сделать паузу на новый вдох. Научившись брать такое же дыхание на музыкальную фразу, вы начнёте чувствовать пульс произведений. Через дыхание всё ваше тело начинает попадать в ритмические пульсации того, что вы играете.
Как научиться строить мелодические фразы?
Однако вспомним, что тема этой статьи не общие теоретические основы игры на гитаре. Мы обсуждаем вопрос «с чего начать обучение взрослому самоучке». Лично мне начать освоение мелодической фразировки помог вдумчивый подбор учебного репертуара.
На раннем этапе в него очень желательно включить не просто элементарные пьесы самого начального уровня. Лучше всего для этих задач подходят короткие детские песенки. Они не только просты для начала игры на гитаре, но и содержат слова. Ключ к правильному старту — пение этих простых песенок одновременно с дёрганьем струн.
Обратите внимание, что вокальные данные в этом случае не важны. Мы сейчас не учимся петь под гитарный аккомпанемент. Нам нужно использовать тесную связь мелкой моторики пальцев с речевым аппаратом. То есть наша цель — приучить пальцы к плавной связной игре с правильными интонациями. А использовать мы для этого будем речь, для которой такое звучание привычно и естественно. И подстраивать дыхание под мелодические фразы через текстовые мы тоже начнём рефлекторно.
Кроме того, есть ещё один способ связать ритмические упражнения с занятиями мелодической фразировкой. Эти же самые песенки с простыми текстами можно использовать в качестве ритмических упражнений. То есть помимо игры на гитаре их можно просто хлопать со счётом или по слогам.
В примере ниже верхняя линия — это ритмический рисунок, а нижняя — нотная запись мелодии. Для простоты вся пьеса играется на одной открытой струне. В данном случае «АНДРЕЙ — ВОРОБЕЙ,» — это фраза, интонационно отделённая логической запятой. «АНДРЕЙ — ВОРОБЕЙ, НЕ ГОНЯЙ ГОЛУБЕЙ.» — это предложение, на всю длину которого берётся дыхание.
Учебная пьеса «Андрей-воробей»
Красивый звук
Чтобы извлекать из гитары красивый звук, надо научиться двум вещам. Во-первых, внимательно слушать то, что играешь сам во время занятий. Практически никто из новичков этого не делает. Потому что всё внимание первое время сосредоточено на попадание пальцами в ноты. Звук получается резкий, некрасиво острый, отрывистый и с дребезгом. А половина нот наоборот глохнет раньше времени. И со временем привычка играть, не слушая самого себя, к сожалению, закрепляется. Надо с самого начала обращать на это внимание и вырабатывать правильные привычки.
Во-вторых, будет полезно регулярно слушать самую разную красивую музыку. Причём важно делать это не фоном к другому занятию, а именно уделить внимание слушанию музыки. Совершенно необязательно каждую неделю посещать симфонический концерт. Одной композиции раз в два-три дня в интернете вполне достаточно. Главное — эти несколько минут внимательно вслушиваться в каждый звук.
В результате таких регулярных усилий очень скоро придёт понимание разницы между плохим и красивым звуком.
Что касается техники качественного звукоизвлечения, лично мне помогли два источника. Книга Джона Тэйлора «Звукоизвлечение на классической гитаре» и мастер-классы известного гитариста и педагога Евгения Финкельштейна. И то и другое легко найти в интернете. И хотя оба источника посвящены классической гитаре, они здорово формируют направление мысли для любого гитариста.
Дело в том, что они учат размышлять, как это работает и почему получается именно так. Для новичка голословное утверждение «потому что так правильно» — это пустой звук. Море вещей и так полностью поглощает его внимание во время овладения новыми навыками. В этот период всё, что не имеет ясной причины, влетев в одно ухо, тут же вылетает из другого. Это пример того, как полезно сразу вдаваться в «физику» процесса, независимо от стиля и направления.
Одна очень полезная привычка для любого гитариста
На мой взгляд, формирование стойкой привычки разбираться в деталях — это самый продуктивный путь к мастерству.
Возьмём, к примеру, постановку рук. Даже держа руки правильно, гитарист совершенно не обязательно будет играть красиво. Потому что есть огромное количество других факторов, которые тоже надо учитывать.
А вот ища способ сыграть красиво, гитарист неминуемо и уже осознанно придёт к тому положению рук, из которого только и можно это сделать. И со всеми сопутствующими факторами автоматически произойдёт то же самое.
Я бы даже выделил это в отдельный подпункт. Начинающему гитаристу самоучке надо приучать себя постоянно думать о том, что и зачем он делает на гитаре.
С чего начать обучение игре на гитаре взрослому самоучке: 2 комментария
Я слышал про чувство юмора. И про навык внимательного чтения. Судя по всему, Вы не знаете старый анекдот про дворника, контекст которого полностью пропустили во второй части предложения. И при чем тут подмена понятий? Вы когда любовью занимаетесь, занимаетесь чувством? Или у этого слова есть несколько значений? Или Вы любовью не занимаетесь, потому что чувством нельзя заниматься? Да и про верлибр… Умное слово ради умного слова? Статью-то про самостоятельное обучение игре на гитаре вообще прочитали? Или мой сайт выпал Вам в поисковике по запросу «стихи без рифмы про любовь»? По теме есть, что сказать? Или спросить? Или Ваш пост — это просто спам, в котором главное — ник с названием бренда? Видите, сколько вопросов из-за одной необдуманной попытки поумничать.
Добавить комментарий Отменить ответ
Гитара по-взрослому для самоучек
С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.