С чего начать изучать канта
Спасибо Канту за это
Статья для тех, кто хоть раз пытался открыть одну из «Критик» Канта, но так ничего и не понял.
В предисловии к своей книге «Краткая история мысли» (на русском языке книга выпущена в переводе Сергея Рындина совместными усилиями Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem) философ и политик Люк Ферри рассказывает, как однажды ему пришлось развлекать детей своих друзей импровизированным курсом по философии. Конечно, в дружеской обстановке профессиональному философу пришлось отказаться от сложных терминов, цитат и аллюзий, которые обычному человеку кажутся заумью.
Раздумывая над этим, Ферри понял, что ни разу не встречал книги по философии, которая была бы понятна и сыну-старшекласснику, и родной тёте, и лучшему другу-физику. Получить подарочное издание Витгенштейна, возможно, приятно, и оно станет достойным украшением интерьера, но принесёт ли оно пользу человеку неподготовленному? Не отпугнёт ли его первая же страница тома? Не закроет ли он это шикарное издание с разочарованием?
Получается, что философия как искусство мыслить оказывается закрыта для огромного количества людей, которые так же достойны знакомства с логическим позитивизмом, идеализмом, рационализмом и чем угодно ещё, как и узкий круг окончивших философский факультет. А чтобы вам стало интересно разбираться в философских концепциях, вам нужно лишь показать, что в вашей голове философские вопросы находятся всегда. Так же, как и в миллиардах голов людей, живших до вас. Некоторым людям удавалось посвятить свою жизнь размышлениям и повлиять на мировоззрение целой эпохи, а то и не одной. Вот об одном таком влиятельном человеке и идёт речь в нескольких главах книги Люка Ферри — об Иммануиле Канте и его «Критиках».
Вы поймёте, что философия Канта — это не нагромождение малопонятных терминов, а изложение важных принципов, которыми мы руководствуемся и сегодня: научное мышление, ограничение собственной свободы комфортом окружающих и стремление к совершенствованию.
Приводим наиболее примечательные отрывки из глав о Канте в адаптированном изложении.
Читайте также :
Как видишь, с первого взгляда не скажешь, что речь в этой книге идёт о чем-то особенно интересном, да, по правде говоря, не скажешь так и на второй взгляд… Долгие годы я почти ничего не понимал в Канте. Разумеется, я понимал отдельные слова и фразы, находил более или менее вразумительное значение для каждого его понятия, но всё целиком продолжало для меня не иметь почти никакого смысла, и уж тем более никак не сочеталось ни с какими моими жизненными задачами. Только когда я осознал новизну той проблемы, которую пытался решить Кант после крушения древних космологий, я понял цели и задачи его вопросов, которые до этого казались мне чисто «техническими».
XVI век, в котором всё полетело к чертям
Сегодня принято говорить о «кризисе ориентиров», замечая походя, что у молодежи «всё летит к чертям»: вежливость и обходительность, чувство истории и интерес к политике, знание литературы, религии, искусства и т. д. Но могу сказать тебе, что это так называемое затмение основ, этот предполагаемый упадок по отношению к «старым добрым временам» — просто мелочи, пустяки по сравнению с тем, что должны были чувствовать люди XVI–XVII веков. Они были в полном смысле слова дезориентированы и должны были найти новые ориентиры, без которых невозможно научиться жить свободно, без страхов, сами, в себе самих — вот, кстати, почему этот период, когда человек оказывался один на один с самим собой, без спасительного космоса и Бога, называют «гуманизмом».
Чтобы осознать разверзшуюся тогда пропасть, тебе понадобится влезть в шкуру человека, который вдруг понимает, что совершённые научные открытия опровергают представление о том, что космос гармоничен, справедлив и добродетелен и что, как следствие, космос отныне не может являться этической моделью, а его былая спасательная шлюпка — вера в Бога — начинает нещадно протекать!
Читайте также :
Нам теперь трудно представить ужас человека Возрождения, который начинал предчувствовать, что мир больше не является ни коконом, ни домом, что он — необитаем. В этическом плане эта теоретическая революция дает совершенно очевидный разрушительный результат: вселенную больше нельзя использовать как образец для подражания в плане морали. А если к тому же пошатнулись и самые основы христианства, если послушание Богу уже не разумеется само собой, то где же искать основы новой концепции взаимоотношений между людьми, где искать новые принципы совместной жизни?
Теперь, может быть, тебе лучше понятно, перед каким вызовом оказалась новая философия. Ей предстояло решить сложнейшую задачу неслыханного масштаба, и тем не менее задачу крайне срочную, ведь никогда ранее человечество не сталкивалось с таким потрясением как в интеллектуальном, так и в моральном, и в духовном плане.
Кант, который вернул всё на место «Критикой чистого разума»
Важнейшая книга, повлиявшая на всю философию Нового времени и являющаяся подлинным памятником истории мысли, — это «Критика чистого разума» (1781) Иммануила Канта. Конечно, я не смогу тебе кратко пересказать здесь её содержание. Но несмотря на то, что эту книгу чрезвычайно тяжело читать, мне все же хотелось бы попытаться дать тебе представление о том, каким образом, совершенно по-новому, в ней переформулирован вопрос о теории.
Читайте также :
Вернёмся к нити тех рассуждений, которые тебе уже хорошо знакомы: поскольку отныне мир является не космосом, а хаосом, переплетением сил, которые без конца конфликтуют друг с другом, очевидно, что познание больше не может принимать форму теории в собственном смысле этого слова. Ведь слово «теория» происходит от theion orao («я созерцаю божественное»). Космический порядок обрушен, его заменила лишённая всякого смысла и пронизанная конфликтами природа, в которой нет ничего божественного, ничего того, что можно было бы созерцать.
Порядок, гармония, красота и благо не даются нам исходно. Они больше не являются неотъемлемой частью самой реальности. Чтобы найти что-то связное, чтобы мир, в котором мы живём, всё же продолжал иметь хоть какой-то смысл, необходимо, чтобы сам человек установил в этой вселенной некий порядок. Отсюда берёт свое начало новая задача современной науки: теперь она будет не пассивно созерцать некую данную, присущую миру красоту, а работать, активно вырабатывать и даже конструировать законы, позволяющие придать смысл этой развенчанной вселенной.
Учёный Нового времени будет с помощью принципа причинности вводить в хаос природных явлений некие связность и смысл. Он будет активно устанавливать «логические» связи между некоторыми из них, относя одни из них к следствиям, а другие — к причинам. Иными словами, теперь мысль — это не «созерцание» (orao), а действие, работа, которая заключается в связывании природных явлений между собой таким образом, чтобы они стыковались друг с другом и объяснялись друг через друга. Это и станут называть «экспериментальным методом», который древним учёным был практически неизвестен, а вскоре станет фундаментальным методом современной науки.
Стойте, а при чём здесь синтетические суждения?
Задаваясь вопросом о нашей способности производить «синтезы», «синтетические суждения», Кант просто-напросто ставил проблему современной науки, проблему экспериментального метода, то есть вопрос о том, как следует вырабатывать законы, устанавливающие ассоциации, когерентные и ясные связи между явлениями, порядок которых больше нам не дан, а должен вводиться в мир нами самими, извне.
Знакомство с Кантом. Лайфхак для новичков (и не только)
Что же касается философии, то здесь вклад Иммануила Канта сопоставим с переворотом Коперника в естественных науках. Кант «перезагрузил» философию своего времени, дав новые фундаментальные подходы к природе познания. Он стал родоначальником немецкой классической философии.
Фото: Наталья Красакова
Начать можно с небольшого эссе «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?». Затем перейти к труду «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного». Потом познакомиться с трактатами «К вечному миру», и «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Чтобы узнать, почему люди начинают видеть духов, можно взять эссе «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики». Завершить ознакомительный курс можно трактатом «Спор факультетов». В этих работах масса остроумия. Они ориентированы на широкий круг читателей, в них есть ответы на вопросы, зачем нужна философия, что такое красота, чем мужчины отличаются от женщин, каким должно быть мироустройство, чтобы установить мир либо на земле, либо на всемирном кладбище, в чём суть религии, почему нужно дышать носом, как сохранить здоровье и многое другое. Затем можно взять что-то потяжелее как в физическом, так и интеллектуальном плане. Например, «Основы метафизики нравов», «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» или «Антропологию с прагматической точки зрения»».
4. Кант И. Критика способности суждения. Сочинения в 8 т. Т. 5.
М.: ЧОРО, 1994.
Иммануил Кант и его философия
Иммануил Кант заложил фундамент классической философии в Германии. Представители немецкой философской школы концентрировали внимание на свободе человеческого духа и воли, его суверенности относительно природы и мира. Философия Иммануила Канта определяла главную задачу в том, чтобы дать ответ на основные вопросы, в которых затронута суть жизни и человеческого разума.
Философские взгляды Канта
Начало философской деятельности Канта называют – докритическим периодом. Мыслитель занимался естественнонаучными вопросами и разработкой важных гипотез в этой сфере. Он создал космогеническую гипотезу о происхождении Солнечной системы из газовой туманности. Также, он работал над теорией влияния приливов и отливов на суточную скорость вращения Земли. Кант изучал не только природные явления. Он исследовал вопрос естественного происхождения отдельных человеческих рас. Он предложил классифицировать представителей животного мира по порядку их вероятного происхождения.
После этих исследований, наступает критический период. Его начало приходится на 1770 год, когда ученый становится профессором в университете. Суть исследовательской деятельности Канта сводится к исследованию ограничений человеческого разума в качестве инструмента познания. Мыслитель создает свое наиболее значимое произведение в данном периоде – «Критика чистого разума».
Биографические данные
Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в небольшом городе Кенигсберг, в бедной семье ремесленника. Его мать, крестьянка, стремилась вырастить сына образованным. Она поощряла его интерес к наукам. Воспитание ребенка носило религиозный уклон. Будущий философ с детства имел плохое здоровье.
Кант обучался в гимназии «Фридрихс-Коллегиум». В 1740 году поступил в Кенигсбергский университет, но юноша не успевает доучиться, ему приходит известие о смерти отца. С целью заработать на пропитание семьи, будущий философ работает репетитором на дому в Юдшене в течение 10 лет. На это время приходится разработка его гипотезы, что Солнечная система произошла из первоначальной туманности.
В 1755 году философ получает докторскую степень. Кант начинает преподавательскую деятельность в университете, проводит лекции по географии и математике, и обретает все большую популярность. Он стремится научить своих учеников думать и искать ответы на вопросы самостоятельно, не прибегая к готовым решениям. Позднее, он начинает проводить и лекции по антропологии, метафизике и логике.
Ученый преподает на протяжении 40 лет. Осенью 1797 года, он завершает педагогическую деятельность по причине своего преклонного возраста. Учитывая слабость здоровья, Кант всю жизнь придерживался крайне строгого распорядка дня, что помогло ему дожить до преклонных лет. Он не женился. Философ никогда в жизни не выезжал из родного города, и был в нем известен и уважаем. Он умер 12 февраля 1804, и был похоронен в Кенигсберге.
Гносеологические взгляды Канта
Под гносеологией понимают философско-методологическую дисциплину, исследующую знание как таковое, а также изучающую его строение, развитие и функционирование.
Ученый не признавал догматический способ познания. Он утверждал, что необходимо основываться на критическом философствовании. Свою точку зрения он ясно выразил в исследовании разума и достижимых им пределов.
Кант во всемирно известном произведении «Критика чистого разума» доказывает правильность агностических идей. Агностицизм предполагает, что невозможно доказать истинность суждений, если основываться на субъективном опыте. Предшественники философа рассматривали объект познания (т.е., окружающий мир, действительность), как основную причину трудностей познания. Но Кант не соглашался с ними, высказывая предположение, что причина трудностей познания – в субъекте познания (т.е. в самом человеке).
Философ говорит о разуме человека. Он считает, что разум несовершенен и ограничен в возможностях. При попытке выйти за пределы возможностей познания, разум натыкается на непреодолимые противоречия. Эти противоречия Кант выделил и обозначил как антиномии. Пользуясь разумом, человек способен доказать оба утверждения антиномии, несмотря на то, что они противоположны. Это ставит разум в тупик. Кант рассуждал, как наличие антиномий доказывает, что у познавательных возможностей человека существуют пределы.
Взгляды на этическую теорию
Философ подробно изучает этику, и выражает свое отношение в работах, ставших впоследствии известными – «Основы метафизики нравственности» и «Критика практического разума». Согласно взглядам философа, моральные принципы берут начало из практического разума, перерастающего в волю. Характерной особенностью этики мыслителя является то, что внеморальные взгляды и доводы не влияют на моральные принципы. За ориентир он принимает те нормы, которые происходят от «чистой» моральной воли. Ученый считает, что существует нечто, объединяющее моральные нормы, и ищет это.
Мыслитель вводит понятие «гипотетический императив» (также, его называют условным или относительным). Под императивом понимают нравственный закон, принуждение к действию. Гипотетический императив – это принцип действия, который эффективен для достижения конкретной цели.
Также, философ вводит противоположное понятие – «категорический императив», который следует понимать, как единый верховный принцип. Данный принцип должен предписывать поступки, которые объективно хороши. Описать категорический императив можно следующим кантовским правилом: следует поступать, руководствуясь принципом, который можно сделать общим законом для всех людей.
Эстетика Канта
В своей работе «Критика способности суждения», мыслитель досконально обсуждает вопрос эстетики. Он рассматривает эстетическое, как нечто, нравящееся в идее. По его мнению, существует так называемая сила суждения, как высшая способность чувства. Она находится между рассудком и разумом. Сила суждения способна соединить чистый разум и практический.
Философ вводит понятие «целесообразность» по отношению к предмету. Согласно этой теории, существует два вида целесообразности:
Мыслитель считает, что чувство прекрасного зарождается в человеке именно тогда, когда он не рассматривает предмет с целью применить его практически. В эстетическом восприятии главную роль играет форма наблюдаемого объекта, а не его целесообразность. Кант полагает, что нечто прекрасное нравится людям без понимания.
Сила рассудка же вредит эстетическому чувству. Это происходит потому, что рассудок пытается расчленить прекрасное и проанализировать взаимосвязь деталей. Сила красоты ускользает от человека. Невозможно научиться чувствовать прекрасное сознательно, но можно постепенно воспитать в себе чувство красоты. Для этого человеку необходимо наблюдать гармоничные формы. Подобные формы представлены в естественной природе. Развить эстетический вкус возможно и через соприкосновение с миром искусства. Этот мир создан для обнаружения красоты и гармонии, и ознакомление с произведениями искусства – лучший способ воспитать в себе чувство прекрасного.
Влияние на мировую истории философии
Критическую философию Иммануила Канта по праву называют важнейшим синтезом систем, ранее разработанных учеными со всей Европы. Работы философа можно считать великим венцом всех предшествующих философских взглядов. Деятельность и достижения Канта стали отправной точкой, с которой начала отсчет новейшая философия. Кант создал гениальный синтез всех важных идей своих современников и предшественников. Он переработал идеи эмпиризма и рационализма, теории Локка, Лейбница, Юма.
Кант создал общую модель, использовав критицизм по отношению к существующим теориям. Он добавил в уже имеющиеся идеи свои собственные, оригинальные, порожденные его блестящим умом. В дальнейшем, критицизм, заложенный ученым, станет неоспоримым условием по отношению к любой философской идее. Критицизм невозможно опровергнуть или разрушить, его можно только развить.
Важнейшей заслугой мыслителя является его решение глубинной, древней проблемы, делящей философов на сторонников рационализма либо эмпиризма. Кант проработал данный вопрос, чтобы показать представителям обеих школ узость и однобокость их мышления. Он нашел вариант, отражающий реальное взаимодействие интеллекта и опыта в истории человеческого познания.
Какие книги стоит прочитать перед «Критика Чистого разума»-Иммануила Канта чтобы понять её смысл?
Решил прочитать классика,мне крайне интересно его по мнение про априорный и апостериорный опыт.Однако я столкнулся со сложностью прочтения данного материала,он имеет достаточно специфичный язык а также разделение книги на части.Не помогло и то что я читал в оригинале.Посоветуйте книги с каких стоило бы начать изучееие принципа написания философских работ Германии XVIII века.
Ахаха, опять выёбистый. Посмотрите на меня читаю умные книжки. Иди посмотри полицейский с рублевки или сериал дальнобойщики вот где жизнь а не эта ваша поебень.
Вот согласен. Встречался я как-то с девченкой-неокантианкой. А она в итоге оказалась неокантианцем.
Встречался я как-то с девченкой-неокантианкой. А она в итоге оказалась «девчонкой», Куксин, ну.
Женщин увлекающихся философией не существует. Это типично мужской бзик.
А это((. Я на каникулах!
Не пизди! У вас сегодня один день рабочий!
Че палишь контору-то?
Три ошибки, блеать, три.
согласен. наверн баба а не мужик, ща рыбачить надо!!а не фигней заниматся
Евангелие от Иоанна
Комментарий удален по просьбе пользователя
Видимо видение Иоанна Богослова🤷♂️ну хоть коротенькое
Комментарий удален по просьбе пользователя
Комментарий удален по просьбе пользователя
Неужто тут кто то заинтересован в таких книгах? Круто.
Да и еще как минимум 491 человек
Комментарий удален по просьбе пользователя
,мне крайне интересно его по мнение про априорный и апостериорный опыт
он имеет достаточно специфичный язык а также разделение книги на части.
начать изучееие принципа написания философских работ Германии
1. Слово апостериорный существует.2. Я это заметил,писал с телефона и допустил опечатку изменить вроде нельзя.
Я не говорю, что что-то не существует, я говорю что у вас весь текст из опечаток так называемых состоит, на что вам и намекнули.
Мне лень было это писать, отнесла в категорию опечатки
Комментарий удален по просьбе пользователя
Как философия связана с правописанием?
В какой кабинет вести?
По тебе хорошо заметно
Комментарий удален по просьбе пользователя
Комментарий удален по просьбе пользователя
Какойнибудь курс по риторики и «как поймать демагога на вранье, для чайников»
Тоесть просто пройтись по твоим комментам
Да учитесь у меня как разоблачать лицемерианцев пока я жив
Комментарий удален по просьбе пользователя
Комментарий удален по просьбе пользователя
Шопенгауэра вытекает из Канта начни с него. А вообще вот хороший канал.
Не помогло и то что я читал в оригинале.
Попробуй стоя
Знакомство с Кантом. Лайфхак для новичков (и не только)
Сегодня, 22 апреля, день рождения великого мыслителя Иммануила Канта. Во всем мире его знают как философа, но немалую славу Канту принесли и работы по естественным наукам. Он первым сформулировал гипотезу о возникновении небесных тел из изначального космического газа под воздействием сил притяжения и отталкивания, также он предположил, что за Сатурном должны быть другие планеты, Кант вместе с Маркизом де Помбалом заложил основы сейсмологии, одним из первых в мире стал преподавать курс физической географии, объяснил природу муссонов и пассатов.
Что же касается философии, то здесь вклад Иммануила Канта сопоставим с переворотом Коперника в естественных науках. Кант «перезагрузил» философию своего времени, дав новые фундаментальные подходы к природе познания. Он стал родоначальником немецкой классической философии.
Иммануил Кант — философ, этик, естествоиспытатель, во многом предвосхитивший науку будущего. Читать классические труды Канта – задача не из лёгких. С чего же стоит начать знакомство с Кантом и как не испугаться сложных концепций и непривычного языка изложения? О том, с чего начать изучение философии Канта, нам рассказал Валентин Балановский — кандидат философских наук, магистр права, старший научный сотрудник БФУ им. И. Канта, популяризатор науки, проживающий на родине Канта, в Калининграде (бывший Кёнигсберг). А чтобы ориентироваться в многообразии трудов немецкого философа было проще, Валентин составил список литературы.
Фото: Наталья Красакова
«С чего лучше начать изучать Канта? Тут, если честно, решать вам. Потому что всё зависит от цели, которую вы ставите перед собой. Если вы хотите рассказывать друзьям, что читали Канта и знакомы с его основными идеями, но при этом не хотите тратить на это много времени, то рекомендую начать с нескольких небольших предельно ясных работ. От их прочтения можно получить массу удовольствия, даже если вы прогуливали философию в университете, или ваши занятия сводились к беседам «за жизнь».
Начать можно с небольшого эссе «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?». Затем перейти к труду «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного». Потом познакомиться с трактатами «К вечному миру», и «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Чтобы узнать, почему люди начинают видеть духов, можно взять эссе «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики». Завершить ознакомительный курс можно трактатом «Спор факультетов». В этих работах масса остроумия. Они ориентированы на широкий круг читателей, в них есть ответы на вопросы, зачем нужна философия, что такое красота, чем мужчины отличаются от женщин, каким должно быть мироустройство, чтобы установить мир либо на земле, либо на всемирном кладбище, в чём суть религии, почему нужно дышать носом, как сохранить здоровье и многое другое. Затем можно взять что-то потяжелее как в физическом, так и интеллектуальном плане. Например, «Основы метафизики нравов», «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» или «Антропологию с прагматической точки зрения»».
Литература:
Про Канта
1. Гулыга А.В. Кант. М.: «Молодая гвардия», 1977.
2. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973.
3. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб.: Университетская
книга, 1997.
Труды Канта. Начальный уровень
1. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? Сочинения в 8
т. Т. 8. М.: ЧОРО, 1994. С.29–37.
2. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного.
Сочинения в 8 т. Т. 2. М.: ЧОРО, 1994. С.85–142.
3. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане.
Сочинения в 8 т. Т. 8. М.: ЧОРО, 1994. С. 12–28.
4. Кант И. К вечному миру. Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994.
С. 5–56.
5. Кант И. Спор факультетов. Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО,
1994. С. 57–136.
6. Кант И. Новые замечания для пояснения теории ветров.
Сочинения в 8 т. Т. 1. М.: ЧОРО, 1994. С. 343–358.
7. Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба.
Сочинения в 8 т. Т. 1. М.: ЧОРО, 1994. С. 113–260.
8. Кант И. О причинах землетрясений. Сочинения в 8 т. Т. 1. М.:
ЧОРО, 1994. С. 333–342.
Труды Канта. Средний уровень
1. Кант И. Основоположения метафизики нравов. Сочинения в 8 т.
Т. 4. М.: ЧОРО, 1994. С. 153–246.
2. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения.
Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994. С. 137–376.
3. Кант И. Опыт введения в философию понятия отрицательных
величин. Сочинения в 8 т. Т. 2. М.: ЧОРО, 1994. С.41–84.
4. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая
может появиться как наука. Сочинения в 8 т. Т. 4. М.: ЧОРО,
1994. С. 5–152.
Труды Канта. Продвинутый уровень
1. Кант И. Критика чистого разума. Сочинения в 8 т. Т. 3. М.:
ЧОРО, 1994.
2. Кант И. Критика практического разума. Сочинения в 8 т. Т. 4. М.:
ЧОРО, 1994. С. 374–565.
3. Кант И. Метафизика нравов. Сочинения в 8 т. Т. 6. М.: ЧОРО,
1994. С. 223–543.
4. Кант И. Критика способности суждения. Сочинения в 8 т. Т. 5.
М.: ЧОРО, 1994.