С чего начать изучать медицину самостоятельно

Как постигать медицину: анатомия

С чего начать изучать медицину самостоятельно. Смотреть фото С чего начать изучать медицину самостоятельно. Смотреть картинку С чего начать изучать медицину самостоятельно. Картинка про С чего начать изучать медицину самостоятельно. Фото С чего начать изучать медицину самостоятельно

Путь в тысячу миль начинается с одного маленького шага. В противовес этому афоризму хочется сказать, что путь к успеху в медицине начинается сразу с многокилометрового марафона. После поступления в медицинский университет мы видим, что на пороге оного нас встречает одна из самых необъятных дисциплин — анатомия. Приняв нас в свои хладные объятия, она окутывает до самого конца лечебной деятельности. Никто не сможет обойти эту науку: ни теоретик, ни практик, даже пациенту придется столкнуться с «делением на части» своего единого организма. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать о необходимости скрупулезного изучения этой парадоксально точной и индивидуальной дисциплины. В этом пособии мы попробуем разобрать основные правила и инструменты, которые помогут будущим и действующим докторам в изучении этого непростого предмета. С первого взгляда может показаться, что вещи, указанные в этой статье, вы уже многократно слышали, однако помните, что именно наиболее очевидными вещами пренебрегают, и из таких деталей и строится общая картина.

Чем по своей сути является анатомия?

Анатомия (от греч. ἀνα- «вновь; сверху» + τέμνω «режу, рублю, рассекаю») — фундаментальная наука, изучающая строение организма. Но, как говорил академик А.И. Струков: «Функция без структуры немыслима, структура без функции бессмысленна». Именно поэтому в рамках анатомии нужно рассматривать функции тех или иных органов и систем (физиология), а также заглядывать в смежные предметы, изучающие строения на меньшем уровне (гистология). По моему мнению, учить анатомию, не заглядывая в другие дисциплины, — сизифов труд.

Итак, мы можем вывести первое правило, которое является к тому же первым инструментом:

Изучение смежных дисциплин

Все мы были первокурсниками и понимаем, что программы в университете хватает с головой. Далеко не у всех есть свободное время, силы и возможности читать что-то помимо тех книг, что выдали в университетской библиотеке. Однако при обучении гораздо продуктивнее обращаться к так называемой клинической анатомии. Читаете анатомию глаза — смотрите этот раздел в офтальмологических учебниках. Читаете анатомию сердца — смотрите кардиологию и какой-нибудь атлас по коронароангиографии. Читаете анатомию костей — смотрите атлас рентгеноанатомии. Учите синтопию — КТ/МРТ атласы (названия учебников и авторов приведены далее).

Хорошим примером является спланхнология (наука о внутренних органах); если понять принцип работы, к примеру, печени (белоксинтезирующая, дезинтоксикационная и т.д.), то можно с легкостью объяснить особенность ее анатомии — прохождение воротной вены сквозь оную. Так же и наоборот: зная, что воротная вена собирает кровь от ЖКТ, несложно догадаться, что из нее нужно извлечь максимум питательных веществ. Какой орган способен на это? Конечно же печень. Для полного освоения нормальной физиологии настоятельно рекомендую учебник Гайтона А. К. и Холла Д. Э. «Медицинская физиология», 2-е издание, 2018. Довольно доступный и полноценный учебник, считается отличным началом для освоения медицины в целом, ибо содержит в себе не только информацию по физиологии, но и по другим фундаментальным отраслям медицины. Также можете обратиться к следующей книге С. Зильбернагль, А. Деспопулос «Наглядная физиология».

По гистологии рекомендую читать гистологический атлас Жункейра и Карнейро. Также неплох учебник Кузнецова и Мушкамбарова «Гистология, цитология и эмбриология», 2005. Читается взахлеб, как художественная литература, однако очень скуден по количеству фотографий микропрепаратов, поэтому приходится подсматривать в различные электронные:

или печатные атласы:

Полный список хорошей литературы по вышеупомянутым дисциплинам вы можете найти в соответствующих гайдах.

Таким образом, зная только функцию органа, вы сможете описать примерное его строение. Зная только строение, можно предположить функцию, которую этот орган выполняет. Так что, изучая анатомию, не ленитесь заглядывать в книги других дисциплин.

Рисовать. Больше рисовать. Еще больше рисовать

Кажется, этот пункт настолько очевиден, что его можно было бы и не включать, однако в этом гайде мы рассмотрим и совсем примитивные вещи.

Логично, что выучить анатомию просто по тексту невозможно. Именно поэтому существует огромное количество всевозможных атласов, схем, рисунков.
Все, что требуется для лучшего понимания и запоминания — перерисовка или создание схем. Не важно, насколько хорошо вы рисуете, не стесняйтесь взять в руки карандаш или ручку. Делайте это для себя, чтобы вы сами могли ориентироваться в своих рисунках. После того, как нарисовали все, что можно, делайте схемы. Не зря существует поговорка, что все гениальное — просто. Чем проще рисунок, тем проще его запомнить, и, соответственно, тем проще его воспроизвести в голове. Нарисовав несколько десятков рисунков, вы, во-первых, будете идеально знать то, что учили (вам начнет это даже сниться), а, во-вторых, вы научитесь рисовать. Это может пригодиться вам в будущем.

Несмотря на то, что существует неисчислимое количество наглядных пособий и атласов, кое-что все-таки выделить можно:

Первые 3 указанных атласа знает каждый человек, связанный с медициной, потому что это основа. К сожалению, пользоваться лишь одним атласом не получится, так как зачастую в каждом из них не хватает рисунков. Используя более двух источников, вы увидите больше ракурсов, начнете лучше ориентироваться в пространстве, поэтому вы не просто заучите, но и поймете анатомию. Вдобавок к классическим атласам я рекомендую книги, которые содержат в себе фотографии результатов лучевой диагностики, что пригодится вам как в изучении анатомии, так и в вашей дальнейшей врачебной практике. Тем более, по большей части, учебники учат нас «норме» — тому, что встречается чаще всего. Однако анатомия парадоксально точна и индивидуальна одновременно. Существует множество различных аномалий развития, которые в атласах встречаются не так часто, но в жизни с ними приходится сталкиваться чуть ли не ежедневно–еженедельно.

Не стоит забывать, что мы живем в 21 веке и анатомия сильно шагнула вперед благодаря высоким технологиям. Одним из самых серьезных нововведений я считаю появление 3D атласов с множеством функций: выделение отдельных областей и органов, пироговские разрезы, удаление каких-либо структур и добавление оных, вплоть до визуализации патологические процессов. Далее приведены основные источники, которые невероятным образом помогут вам в обучении и на которые стоит сделать основной упор при подготовке:

И в дополнение еще парочка неплохих сервисов с видеолекциями, 3D атласами и прочими приятными вещами:

Конечно же, делая упор на рисунки, нельзя забывать про текст. На вашей кафедре нормальной анатомии вам скорее всего выдадут либо кафедральный учебник, либо учебник Сапина/Синельникова. В учебнике М. Р. Сапина огромное количество текста и мало иллюстраций, соответственно, запомнить без другой литературы будет практически невозможно. В учебнике Р. Д. Синельникова количество иллюстраций больше, однако по личному опыту могу сказать, что их хватать все равно не будет. Лично я учился по учебнику Сапина, использовал дополнительно 3 атласа и остался доволен.

Повторюсь, все мы прекрасно понимаем тот факт, что у первокурсников и так весь шкаф завален книгами и что времени на чтение другого совсем нет. Этот раздел был написан потому, что необходимость в этих источниках у вас обязательно появится. Это вопрос времени. Все вышеуказанные атласы и ресурсы нельзя назвать необходимыми. Они представлены для облегчения запоминания скучной и сухой информации, написанной на выцветших страницах университетских учебников. Используя эти ресурсы, вы скорее всего уменьшите время на изучение определенной темы, потому что будете не просто ее заучивать, но и отчасти понимать.

Наглядность

Какими красочными не были бы атласы и электронные аналоги оных, они никогда не сравнятся с реальностью. Поверьте, артерии не совсем красные, а вены не совсем синие. В живом организме очень сложно дифференцировать эти структуры лишь по цвету. Именно поэтому вам нужно посещать морг в университете или за его пределами. Попробуйте найти патологоанатома, который сможет водить вас в морг и покажет анатомию, как она есть. С первого же вскрытия и препарирования вы увидите огромную пропасть между «бумагой» и «материей». Предложите свою помощь в подготовке материалов для студентов, и вы сможете быть в непосредственной близости от наглядной анатомии.

Но тем не менее, далеко не у всех будет возможность найти контакты с врачами-патологоанатомами, особенно с теми, кто пустит с удовольствием в морг. Именно для этого в университетах на кафедре анатомии есть препараты и трупы. Не стесняйтесь подходить к ним с учебником/атласом/конспектом в руках. Нужно использовать все виды запоминания (зрительную, слуховую, тактильную) для того, чтобы не потеряться в большом объеме информации. Обычно у таких препаратов собирается большое количество студентов, но вам это лишь на руку, потому что среди них скорее всего найдется отличник, который с радостью объяснит ту или иную структуру. Кроме того, вы можете напроситься на кафедре нормальной анатомии на самостоятельное препарирование анатомических препаратов. Вы будете изготавливать готовые препараты по отдельным темам (сосудисто-нервный, мышечный, костный препараты), а следовательно, будете изучать полное топографическое строение той или иной области. Смотрите, трогайте, спрашивайте, формируйте пространственное мышление, и вы добьетесь результатов.

Учите сразу на латыни

Во-первых, изучая латынь, вы сильно облегчите себе медицинскую жизнь в дальнейшем — многие заболевания, синдромы, симптомы, препараты несут в своем названии всю необходимую информацию. Во-вторых, постоянное использование другого языка стимулирует работу мозга. В-третьих, если вы хотите не только быть, но и производить впечатление квалифицированного специалиста, то латынь прекрасно вам в этом поможет. В-четвертых, переводить с латыни на русский проще, нежели наоборот (субъективное мнение автора). В-пятых, учить надо термины не откуда-то абстрактно (даже современные и особенно отечественные учебники иногда дают термины по давно устаревшей ПНА), а из актуальной Номенклатуры.

Основные проблемы при изучении

У каждого предмета есть свои нюансы в изучении: гистологию придется представлять перед глазами, можно перепутать тип эпителия, расположение слоев в тканях, физиологию придется понимать, а в анатомии можно просто запутаться.

Основная проблема анатомии — огромное количество структур, при запоминании которых мозг может отказаться раскладывать их по полочкам и упорядочивать. Решить эту проблему можно разными способами, даже простым зазубриванием, однако это не приведет к полному запоминанию и воспроизведению спустя годы. Лично я рекомендую выписывать и систематизировать информацию, написанную в учебниках и атласах. Учите ангиологию? Обратитесь к схемам Вебера. Сделайте схему крупной артерии, от нее стрелочки, которые являются ее крупными ветвями. От них такие же стрелочки с более мелкими разветвлениями. Попробуйте упростить всю информацию, ее будет легче запомнить.

Другая проблема анатомии — малое количество времени. Наверное, это можно будет считать вредным советом, но я все же рекомендую вам рационально исключать что-то из вашего внимания. Если трезво смотреть на ситуацию, то у всех был или будет момент полного отсутствия времени для изучения чего-либо. Решением этой проблемы будет «вычеркивание» из списка необходимой для запоминания темы. Учите сердце, но зачет уже через пару часов? Сделайте упор на основные моменты анатомии сердца: коронарные артерии, клапанный аппарат, полости сердца, проводящая система оного. Перикард, скелетотопию, иннервацию оставьте в покое. К изучению этой части темы вы всегда успеете вернуться, но, когда поджимают сроки, лучше заняться рациональным исключением чего-либо. Тем более, в спешке запоминания всего подряд вы сможете запутаться даже в том, что очень хорошо знали. Однако не забывайте, что вернуться к изучению пробелов вам в любом случае придется, так что не откладывайте это в долгий ящик. Да и вообще желательно не попадать в ситуацию отсутствия времени. Учите анатомию по полчаса в день вместо того, чтобы просидеть целый день и ночь перед зачетом. Постоянная стимуляция мозга к работе дает хорошие результаты.

Ну и наконец самая главная проблема изучения анатомии — утрата знаний. Спустя некоторое время вы поймете, что практически все ранее изученное бесследно исчезло в просторах вашего разума. Это нормально, ведь наш мозг устроен таким образом, что та информация, которую мы не используем, «стирается», чтобы на ее место поместить более необходимые знания.

Заключение

Как вы видите, никаких секретов в изучении нет. Придерживаясь этих несложных принципов, вы сможете сильно облегчить себе этот кажущийся непосильным труд и станете лучше ориентироваться в информации в своей голове. Осмелюсь сказать, что вы превратите эту информацию в знания, а знания в мудрость. Не останавливайтесь никогда на достигнутом: выучить анатомию полностью никогда не получится, но всегда нужно пытаться. Если вы не будете пренебрегать вышеописанными советами, то никогда операционное поле не будет для вас пропастью незнания, а жалобы пациента на боль никогда не заставят вас сомневаться в диагнозе.

Никто и никогда не даст вам самой секретной информации, овладев которой вы будете знать все. Все потому, что этой информации нет. Весь ваш результат будет зависеть от вашего собственного желания.

И помните, что не стыдно знать мало — стыдно не тянуться к знаниям.

Источник

Медицинское образование онлайн «для чайников»

С чего начать изучать медицину самостоятельно. Смотреть фото С чего начать изучать медицину самостоятельно. Смотреть картинку С чего начать изучать медицину самостоятельно. Картинка про С чего начать изучать медицину самостоятельно. Фото С чего начать изучать медицину самостоятельно

Условно все онлайн-курсы по медицине можно поделить на три больших раздела. Некоторые из них созданы как введение в ту или иную профессию. Узнав основы работы биоэтика или генного инженера, можно прикинуть, насколько интересно вам было бы трудиться в этой области.

Другие составлены по принципу научно-популярных книжек: если вам хочется узнать, откуда берутся инфекции, как гены определяют наследственность или что такое вирус Зика, преподаватели десятков разных вузов увлекательно расскажут об этом, не углубляясь в детали чересчур.

И, наконец, последняя группа — самая полезная из всех с практической точки зрения. Довольно много курсов снимается для людей, которые столкнулись с какой-либо проблемой со здоровьем, для их родственников, а также для тех, кто хочет научиться лучше заботиться о себе и уметь оказать при необходимости первую помощь. Словом, это курсы с советами, для применения которых на практике не нужно быть врачом.

Ниже — небольшие подборки курсов каждого из этих типов. Если в них нет того, что было бы интересно вам, пройдитесь по сайтам площадок, публикующих онлайн-курсы, и вы почти наверняка найдете нужное: на каждой из них десятки, если не сотни, программ, посвященных медицине.

Профориентационные курсы

«Мини-школа медицины»

Предоставлен Школой медицины Университета Колорадо

Пожалуй, самый удачный курс для тех, кто хочет понять, стоит ли идти на лечебный факультет (впрочем, не только для них): преподаватели не только рассказывают о том, как работает организм человека, но и уделяют много внимания тому, как меняется профессия медика во времени и как сегодня развивается сфера медицины.

«Введение в фармацевтику»

Предоставлен Государственным университетом Огайо

Полноценное исследование профессии фармацевта: какой она была в прошлом и как развиваются отдельные ее аспекты сегодня. Исследовательская работа, этика, нормативная база. Что особенно приятно, преподаватели курса рассказывают о карьерных возможностях для молодых фармацевтов.

«Геномная медицина»

Предоставлен Массачусетским технологическим институтом

Этот курс отличается от предыдущих: он — аудиозапись лекций по геномике, которые читали в знаменитом Массачусетском технологическом институте будущим инженерам-биомедикам. Слушая о том, как ключевые геномные технологии меняют сегодня подходы к диагностике и лечению заболеваний, можно понять, насколько интересно вам участвовать в развитии этого направления медицины.

«Индустрия здравоохранения», специализация

Предоставлена Школой менеджмента Карлстона Университета Миннесоты

Специализация на сайте Coursera — это серия курсов лекций, связанных между собой общей тематикой. В данном случае это менеджмент в медицине. Пройдя их все, вы узнаете о том, как устроен рынок здравоохранения и как можно стать успешным менеджером на нем.

«Итак, вы хотите быть биомедицинским инженером»

Предоставлен Институтом инженеров электроники и электротехники (международная некоммерческая ассоциация технических специалистов)

В описании курса прямо говорится, что его цель — рассказать людям, которые хотели бы работать в области биоинженерии, с чего начать, на чем можно сфокусироваться, какие карьерные опции существуют.

Научно-популярные курсы

«Сенсорные системы»

Предоставлен Массачусетским технологическим институтом

В этой серии видеолекций Массачусетского технологического института речь идет о нейрофизиологических основах сенсорного восприятия. Если вы хотите узнать, как устроена нервная система млекопитающих и как она позволяет им видеть цвета и определять, где находится источник звука, — вам сюда.

«Основы вирусологии»

Предоставлен Новосибирским государственным университетом

Один из двух русскоязычных курсов в подборке — к сожалению, российские вузы пока не так много сотрудничают с платформами онлайн-образования. Описание этого конкретного курса выглядит очень заманчиво — речь в нем идет не только об огромном и не до конца изученном мире вирусов, но и о том, как работают ученые-вирусологи.

«Генетика»

Предоставлен Новосибирским государственным университетом

«Почему у голубоглазых родителей не может быть кареглазых детей? Что общего между дальтонизмом у человека и черепаховой окраской у кошек? Отчего седеют лошади и не слышит голубоглазый кот?» — если вам интересны ответы на эти вопросы, то хорошо структурированный курс по генетике «для чайников» вам точно понравится.

«Медицинская нейрофизиология»

Предоставлен Университетом Дьюка

В отличие от большинства курсов в этой подборке, для того, чтобы пройти этот, нужно как минимум неплохо помнить школьный курс биологии. Это один из самых больших курсов на платформе Coursera. Лектор, профессор Леонард Уайт, искренне любит то, чем занимается, и на полном ходу несется вперед, перечисляя доли мозга и типы нейронов. Если вы чувствуете, что базовые рассказы об устройстве нервной системы покажутся вам слишком скучными, беритесь за этот курс — несмотря на то что он рассчитан на людей без медицинского образования, назвать его базовым вряд ли кто-то осмелится.

«Иммунная система: новые открытия в исследованиях» (часть 1)

Предоставлен Осакским университетом

От базовых принципов работы иммунитета до новейших открытий в иммунологии — этот курс отвечает на базовые вопросы об устройстве иммунной системы и рассказывает о самых последних исследованиях в этой сфере. Курс ведут сразу пять преподавателей Осакского университета в Японии.

«Человеческое тело как машина»

Предоставлен Школой медицины Университета Флиндерс

Этому курсу стоило бы отдать приз за самый творческий подход к составлению учебной программы. Начиная с основ человеческой биологии, автор курса, профессор южноавстралийского университета Флиндерс Колин Карати, постепенно разбирает, как разные системы работают, взаимодействуя между собой и заставляя «машину» двигаться и чинить себя.

Курсы с практическими советами

«Основные показатели жизнедеятельности»

Предоставлен Университетом Пенсильвании

О чем может рассказать пульс, кровяное давление, уровень метаболизма, температура тела, скорость дыхания и чувство боли, и как интерпретировать эти данные — профессор Конни Сканга, преподаватель Школы медсестер, расскажет о том, как использовать эти знания, пока ждешь даты приема у врача, или для того, чтобы ответить на вопросы врачу скорой помощи.

«Здоровье для всего гендерного спектра»

Предоставлен Школой медицины Стэнфорда

В этом курсе, в отличие от остальных, нет теории и тестов на проверку ее заучивания: здесь рассказывается о шести трансгендерных детях и их семьях. А также врачах, психологах, преподавателях и тьюторах, которые работали, чтобы помочь членам семей принять друг друга. Здесь нет даже сертификата об окончании (такое на Coursera совсем редкость): смысл не в том, чтобы поставить галочку, а в том, чтобы научиться лучше понимать близких, которые чем-то от тебя отличаются.

«Контроль зависимостей: условия для эффективного лечения»

Предоставлен Университетом Аделаиды

Этот курс поможет узнать, каковы признаки развивающейся у близкого человека зависимости и как помочь ему получить необходимое лечение.

«Как спасти жизнь: продвинутый курс экстренной педиатрической помощи»

Курс организован платформой EdX

Курс, который нужно пройти всем родителям и тем, кто готовится ими стать: он позволит распознать опасные для жизни состояния и быстро отреагировать на них в ожидании скорой.

Источник

Медицина, здоровье

Центральная нервная система. Часть 3. Строение и функции ЦНС

Кровь человека, гемоглобин, эритроциты. Анемия (малокровие) причины, лечение

Лимфатическая система человека. Строение и функции лимфосистемы

В этом онлайн уроке рассказывается о том, как устроена лимфосистема человека и для чего она нужна. Лимфатическая система очень важна и выполняет такие функции как вывод из организма ядов, особенно бактериальных, грибковых, паразитарных, т.е. яда простейших. От неё зависит иммунитет человека. Лимфатическая система идет снизу вверх от кончиков пальцев на ногах до грудного лимфатического протока. А массаж многие делают наоборот сверху вниз, что разрушает лимфатические протоки. Важно знать, что.

Грибки. Симптомы, лечение. Грибок ногтей, кожи, на ногах, руках, в ухе, половой

В этом онлайн уроке рассказывается о том, что такое грибки, симптомы, лечение. Например, грибок ногтей, кожи, грибок на ногах, на руках, в ухе, половой грибок. От грибковых заболеваний никто не застрахован, и они могут быть как у маленьких детей, так и у взрослых. Существует множество видов грибков, которые живут по своей системе и по своим законам. Одни из них поражают лимфатическую систему и живут паховой области или под грудью. Другие поражают ногтевую пластинку и живут только на ногтях.

Снятие Мышечных Зажимов Рук Туннельный синдром

Сегодня наше занятие посвящено снятию мышечных зажимов рук. Почему может создаваться мышечное напряжение? Дело в том, что мы очень много находимся с закрытыми ладонями (например, нам нужно тянуться большим пальцем делая что-то на экране своего телефона). К сожалению, мы и работаем с телефонами и отдыхаем тоже с телефоном. Листаем ленту Инстаграма или любой другой социальной с помощью большого пальца. В результате, это создает очень большое излишнее напряжение. Еще больше страдают наши руки. К.

Центральная нервная система. Часть 2. Причины заболеваний ЦНС

Похудение. Часть 2. Методы коррекции веса

В этом видео уроке рассказывается о том, как похудеть, методы коррекции веса. В современном мире для похудения часто прибегают к SPA процедурам. В СПА салонах обычно проходят электропроцедуры, т.е. надевают специальные ремешки с электродами, и Ваши мышцы работают. Но если вдруг этот импульс попадет не на мышцу, а например, на зону щитовидной железы, матки, молочных желез или надпочечников, то мало не покажется. Следующая процедура, которую предлагают в СПА салонах, это термогенез. А именно.

Здоровье детей. Часть 1. Сохранение и укрепление здоровья ребенка

Это видео посвящено вопросу о том, как сохранить и улучшить здоровье детей. Особенности организма ребенка, как правильно растить детей. Водный баланс детей, т.е. сколько воды нужно пить ребенку каждый день. Иммунитет, аллергии, зрение, паразитарные инвазии, поведение, интеллектуальное, психологическое и физическое развитие ребенка. Питание, опорно-двигательное развитие, травмы, период полового созревания, сердечнососудистая система, инфекции. Дородовый и послеродовый период матери. Рассмотрим.

Очистка лимфы

В этом видео уроке рассказывается об очистке лимфы, т.е. лимфатической системы человека. Токсические яды попадают в организм через дыхание, питание и кожу. Далее они через кровь попадают в артериальную систему и доходят до клетки. Обратно они выходят через лимфатическую систему, попадают в венозную систему и выделяются через кожу, почки, печень, систему пищеварения и через бронхи в виде слизи. Это концептуальная схема очистки. Теперь разберемся, каким образом мы можем на неё воздействовать.

Иммунитет организма человека. Часть 1. Как устроен, функции

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *