С чего начать изучать православие
С чего начать знакомство с христианством?
С чего начать изучение христианства? Как не потеряться в объеме знаний о Боге? Мы сформулировали для вас 5 шагов, которые необходимо пройти, чтобы познакомиться с учением Церкви. Проверьте, на каком из них находитесь вы.
5 шагов, которые вы найдете ниже, выстроены в том порядке, в котором мы рекомендуем их проходить. Исключение составляет лишь второй шаг – его можно сделать одновременно с первым.
Книги, которые мы рекомендуем в этой статье, вы можете приобрести на сайтах «Остров книг» и «Никея» со скидкой 10% по промокоду SMYSL.
Шаг 1. Начните читать Евангелие
Вы только начинаете знакомство с христианской верой? Тогда самый первый ваш шаг – прочитать Евангелие.
Что такое Евангелие?
Евангелие – это, в переводе с греческого, благая весть. Весть о том, что Бог стал человеком Иисусом, чтобы человек стал богом. Очевидцы этих событий – апостолы – записали свой опыт. Так появились 4 книги под названием «Евангелия».
Где найти Евангелие?
Там 4 Евангелия! С чего начать?
Евангелий, действительно, четыре. В идеале, прочитайте все их по порядку: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Однако если вам страшно забросить это чтение на полпути, начните с Евангелия от Марка – оно самое простое и динамичное.
Как правильно читать Евангелие?
Когда вы начинаете читать Евангелие, обратитесь к Богу своими словами: помолитесь о том, чтобы понять те смыслы, которые заложены в текст. Даже если вы еще сомневаетесь в том, есть ли Бог, попробуйте обратиться в Нему, выразите свои сомнения и попросите разрешить их.
В остальном, при первом прочтении Евангелия сосредоточьтесь только на том тексте, который перед вами. Сложные или непонятные места подчеркивайте (это совершенно нормально и правильно писать и подчёркивать в книге), чтобы потом, на следующих шагах, разъяснить их для себя с помощью толкований.
Шаг 2. Начните ходить в Церковь
Невозможно освоить профессию без практики. Тем более невозможно разобраться в сути христианской жизни по одним лишь книгам. Для того, чтобы понять, как живет христианин, начинайте ходить в Церковь.
Какую службу выбрать?
Как вести себя в храме?
Не бойтесь сделать в храме что-то неправильно: вы учитесь, Бога не оскорбят ваши ошибки. Однако чтобы чувствовать себя более уверенно, рекомендуем прочитать статью о том, как вести себя в храме.
Постарайтесь также познакомиться со священником и с другими верующими, которые посещают этот храм. Узнайте, есть ли какие-либо собрания вне богослужений, и постарайтесь регулярно их посещать. Задавайте там те вопросы, которые возникают у вас в ходе знакомства с христианством.
Шаг 3. Изучите катехизис
После того, как вы прочитали Евангелие и начали ходить в храм, смело беритесь за изучение катехизиса.
Что такое катехизис?
Катехизис – это основы христианского учения о вере (вероучения). В нем содержатся ответы на главные вопросы, которые могут возникнуть перед верующим. Такая книга всегда рассчитана на начальный уровень знаний, так как исторически катехизисы писали для тех, кто только еще готовится к вхождению в Церковь.
Зачем нужен катехизис?
Какой катехизис выбрать?
Шаг 4. Прочитайте послания апостолов
Что такое послания апостолов?
Послания апостолов – это письма, которые ученики Христа писали сообществам верующих из разных городов. Обыкновенно каждое письмо писалось в связи с той или иной ситуацией, сложившейся внутри общины и беспокоившей апостола. К примеру, коринфяне считали, что христианство дозволяет жить распутно, а галаты навязывали всем соблюдение пищевых (и не только) ограничений Ветхого Завета. Таким образом, каждое из писем отражает контекст той ситуации, в которой оно возникло.
Где найти послания апостолов?
Послания апостолов находятся в Новом Завете сразу после Деяний святых апостолов (их, кстати, тоже стоит прочитать). В электронном формате вы можете найти их по ссылкам, указанным на первом шаге. Рекомендуем также присмотреться к переводу посланий А. С. Десницкого.
Я ничего не понимаю в посланиях: что делать?
Послания значительно более сложные, чем Евангелие, и при первом знакомстве может оказаться так, что вам почти ничего не будет понятно. Это нормально. Это нестрашно. Очень сложных посланий всего два: к Римлянам и к Евреям – остальные более простые. Когда читаете, подчеркивайте то, что вам непонятно, чтобы потом обратиться к толкованиям. К примеру, можно послушать беседы арх. Ианнуария (Ивлиева).
Также вы можете найти курсы по некоторым посланиям на нашем сайте. В них мы очень подробно и с примерами разбираем смыслы текстов.
Шаг 5. Читайте богословскую литературу и Ветхий Завет
Теперь, когда вы прочитали большую часть Нового Завета, знаете основы вероучения и ходите в Церковь, самое время приступить к наиболее объемным и сложным разделам христианского учения: Ветхому Завету и богословской литературе.
Что такое Ветхий Завет?
Ветхий Завет – это первая часть Библии, в которой содержится история мира до пришествия в него Иисуса Христа. Это несколько десятков книг, написанных разными авторами в разные эпохи, отражающих историю взаимоотношений человека и Бога.
Зачем читать Ветхий Завет?
Ветхий Завет необходим для более объемного и глубокого понимания Нового Завета и Евангелия. И Иисус Христос, и апостолы, как вы уже наверняка заметили, проходя первые шаги, неоднократно ссылаются на ветхозаветных пророков. Для ранних христиан единственными священными книгами были книги Ветхого Завета: Евангелия, и послания написаны спустя несколько десятилетий после воскресения Христа. Кроме того, в книгах первой части Библии содержится множество мудрых наставлений и рекомендаций.
Как читать Ветхий Завет и не потерять веру?
Ветхий Завет очень сложен для понимания. Описания убийств, войн, преступлений встречаются в нем повсеместно. Нередко это вызывает смущение у читателя. Однако важно помнить, что книги Ветхого Завета описывают мир людей, который всегда далек от совершенства, а в древности был и еще более жестоким. Даже Богу Ветхий Завет нередко приписывает человеческие качества. Чтобы спокойно читать это, нужно понимать, что любой текст – это всего лишь несовершенный инструмент описания Того, Кто превосходит наше понимание. В эпоху до пришествия Христа люди иногда описывали Бога довольно жестоким, однако это не значит, что Он действительно жесток.
Еще одна сложность, которая может возникнуть у образованного человека, связана с естественнонаучной картиной мира, которую мы видим в Ветхом Завете: небесный свод, окна в нем, 6 дней творения и другие древние представления об устройстве мира. Здесь опять же важно вспомнить, что это всего лишь язык – способ описания мира, а не буквальные указания на реальность. Не стоит искать учебник естествознания там, где его никто не задумывал.
Богословская литература: с чего начать?
Ветхий Завет очень сложен, однако еще более сложна богословская литература. На этом шаге вы уже переходите на продвинутый уровень, который можно проходить бесконечно – настолько огромен объем текстов, написанных христианами за два тысячелетия истории нашей веры.
На этом шаге мы ограничимся несколькими рекомендациями:
Также начать знакомство с азами вероучения помогут «Дневники поста», специально разработанные для того, чтобы помочь человеку погрузиться в христианство на практике.
Неразрешимые вопросы, или как изучать богословие
Выберите раздел серии
Часто приходится быть свидетелем ситуации: на форуме регистрируется участник, задаёт непростой вопрос из области православного богословия и устраивает бурную дискуссию, не слушая ответы участников и пытаясь доказать, что только его размышления истинны.
Сначала я списывал это на эмоциональность вопрошавших, на их крайнюю самоуверенность, на нежелание заглянуть чуть выше привычных стереотипов. Да, это всё присутствует, но есть и главная причина.
Большинство из нас задумалось о Боге и Церкви уже в сознательном возрасте, не будучи воспитанными в вере и не знающими основ христианского богословия. С одной стороны, у моего поколения нарушена последовательность Богопознания, знакомства с миром духовным. С другой стороны, любой человек, не зная даже основ православного вероучения и не имеющий никакого религиозного опыта, благодаря интернету включается в дискуссии на религиозные темы, самостоятельно пытается толковать Священное Писание, анализировать догматы исходя из собственных представлений о правильности и справедливости.
Отсюда и масса вопросов, недоумений и вероучительных искажений. Люди, не прочитав даже Закона Божьего для детей, искренне не могут уразуметь истин, о которых им и размышлять-то ещё совсем рано. У них ещё нет никакого духовного опыта, они не молятся, не прибегают к Церковным Таинствам, но уже попали в сети падшего разума и пытаются строить логические конструкции там, где для разумения требуется Божественная благодать..
Т.е. получается картина, когда человек, не пройдя первого класса, сразу пытается разобраться и сделать выводы по программе класса девятого.
Рассмотрим простой пример: зашёл человек в храм «поставить свечку». Кажется, простое действие, совершаемое многими. А теперь попробуем поставить перед этим человеком вопросы:
1) Для чего в Церкви продают свечи?
2) Зачем Богу нужны наши свечи?
3) Свечи ставят и перед Крестом. Почему Богочеловек Христос распят?
4) Кто такие святые, какой силой они помогают?
5) Зачем вообще нужен храм, только ли для того, чтобы ветер свечи не задул?
6) Уместно ли во время богослужений ходить по храму и расставлять свечи у икон?
Получается, что большинство заходящих в храм совершают некий обряд, смысл которого более подобает огнепоклонникам, чем христианам, так как их представление о совершаемом ими к христианству имеет весьма косвенное отношение.
Почему-то богословие представляется многим чем-то элементарным, постигаемым на ходу из источников любого сорта (газет, форумов, «авторитетных мнений» юмористов и телеведущих). Более того, большинство людей, не имеющих знаний на уровне первого класса церковно-приходской школы, имеет твёрдые убеждения по многим богословским вопросам на основании своего житейского опыта и «здравого смысла». Как говорит протоиерей Димитрий Смирнов: «Если кого-то спросить, допустим, о высшей математике, он скажет: «Это не моя тема, я в этом ничего не понимаю». Если спросить о кулинарии, он скажет: «Я даже супа не умею варить, это не в моей компетенции». Но, когда речь заходит о вере, тут все имеют собственное мнение. Один заявляет: я считаю так; другой: я считаю так. «.
И получается, что человек, не зная даже основ сотериологии, начинает развивать на форуме собственную модель спасения Богом падшего человечества. И каков итог? Десять страниц полемики – и никаких плодов.
Я сделал эту запись не для того, чтобы свысока поучать или наставлять «заблудших». Я сам некоторое время черпал свои знания из разных случайных источников, пока духовник не посоветовал упорядочить знания и поступить на епархиальные богословские курсы. Только там я почувствовал, насколько отличаются системные знания от «интуитивных». Имея возможность сравнивать, могу рекомендовать всем желающим осознать глубину нашей веры, записаться в ближайшую воскресную школу, или, в крайнем случае, пройти программу самокатехизации на портале «Азбука веры».
Также рекомедую статью прот. Константина Пархоменко, которая посвящена вопросу оглашения: Катехизация: модернистская выдумка или элемент Предания Православной Церкви?
И несколько практических советов:
1) Если вам что-то непонятно в Библии, то посмотрите сначала толкования. Они составлены святыми, или на основании опыта святых, т.е. людей просвещённых Божественной благодатью.
2) Если есть вопросы по молитвам, то пользуйтесь Толковым молитвословом (вверху списка).
3) Духовное чтение имеет свои правила и особенности. См. подробнее.
4) Мы не первые христиане, поэтому практически любой наш вопрос уже возникал у наших предшественников и имеет множество ответов и комментариев. Попробуйте начать с поиска по «Азбуке веры». См. Древо сайта, Алфавитный раздел. Или пользуйтесь окном поиска на Главной странице.
5) Не фантазируйте попусту. Христианское богословие основано не на догадках, пусть даже святых людей, а на Божественном Откровении.
6) Начните с простого: Закона Божьего, Катехизиса, несложного пособия по Догматическому богословию. Очень важно изучать книги последовательно, а не перепрыгивать с одной на другую; Божественное Домостроительство мудро и системно, фрагментарное чтение различных книг не даст цельной картины.
Например, бесплодно размышлять о том, каким образом Господь спас падшее человечество, если не знать, Кто есть Христос.
7) Молитесь к Богу о вразумлении в познании Его истин. Мы ничего не можем уразуметь без Божественной благодати, но и от нас требуется настойчивость и воля в стремлении к Богу. Это называется синергией.
Для начинающих церковную жизнь
После Крещения человек становится членом Церкви, а членство в любом обществе или организации предполагает наличие прав, обязанностей и ответственности. Церковь важнее любой земной организации, так как имеет неземное происхождение и ее Главой является Господь наш Иисус Христос. Крещением открывается дверь в Царство Небесное…
Что делать после Крещения?
— Прежде всего осознать, что после Крещения человек становится членом Церкви, а членство в любом обществе или организации предполагает наличие прав, обязанностей и ответственности. Церковь важнее любой земной организации, так как имеет неземное происхождение и ее Главой является Господь наш Иисус Христос. Крещением открывается дверь в Царство Небесное и человеку дается право в эту дверь войти и при условии исполнения обязанностей, которыми являются заповеди Божии, наследовать жизнь вечную. Ответственность означает ответ или отчет о проделанной работе по исполнению обязанностей, который каждый человек даст Богу на частном суде, то есть по окончании земной жизни и на всеобщем Страшном суде, который будет после Второго Пришествия Христа Спасителя на землю. Путь указан, дверь открыта, остается только приложить усилия, чтобы по этому пути пойти, то есть начать воцерковление.
Как быть, если чувствуешь себя неуверенно при посещении храма, боясь сделать что-то не так?
— Не надо этим смущаться. Неуверенность быстро пройдет, если начать регулярно ходить в храм. Чтобы больше узнать о правилах поведения в храме можно приобрести в церковной лавке соответствующую литературу.
Не следует обижаться, если кто-то в храме не вполне корректно сделал замечание, например о том, что не той рукой и не так поставлена свеча или что-то другое сделано не верно. Надо постараться таких людей не осуждать, а сказать им: «Простите Христа ради». Или отойти молча, помолившись: «Господи! Прости мне грехи мои, как и я этому человеку прощаю!»
Что означает слово «воцерковленный»?
— Воцерковленный христианин — это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни — спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианского — норма жизни, пост для него не просто ограничение в пищи и питии, но и время покаяния о своих грехах, церковные праздники — время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное — к нему самому.
Воцерковление человека прямо влияет на его служебные и личные отношения. Они становятся ярче, глубже и ответственнее. Нарушая церковные установления, он понимает, что поступает не просто неправильно, но обедняет и губит этим свою жизнь. И при первой же возможности он прибегает к Таинствам Исповеди и Причащения, видя в них единственно возможное лекарство для исцеления своей души. Наконец, воцерковленный человек — это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, для которого всякое отдаление от нее мучительно и трагично. Невоцерковленному человеку лишь предстоит обрести в себе такое сыновное чувство и понять, что вне Церкви нет спасения.
С чего начать воцерковление?
— Молитва, посещение храма, регулярное участие в Таинствах Исповеди и Причащения — являются началом и основой церковной жизни православного христианина.
Какие могут быть препятствия на пути воцерковления?
— Препятствиями на пути воцерковления могу служить те соблазны и нестроения, которые иногда встречаются в церковной жизни. Эти соблазны и пороки бывают действительные, реальные, но бывают и кажущиеся, надуманные. Но в любом случае для правильного отношения к ним необходимо всегда помнить о том, что Церковь по своей природе одновременно и небесная, и земная. Небесное в Церкви — это действующий в ней Господь, Его благодать, Его угодники и бесплотные ангельские силы. А земное — люди. Поэтому и в церкви можно столкнуться с человеческими недостатками, совершенно «земными» интересами, немощами людей. В этом случае очень легко соблазниться и разочароваться. Но надо попытаться это правильно понять. Люди приходят в церковь спасаться, но при этом они не становятся автоматически святыми. Они приносят сюда свои болезни, страсти, свои греховные навыки. Многие с Божией помощью побеждают себя, свои худые наклонности, но на это иногда уходят годы.
Также необходимо знать, что враг спасения всегда стремится поссорить, разобщить людей, восстановить их друг против друга. И тут главное его оружие — это ложь. Он показывает то, чего реально нет, мелкие промахи представляет страшными преступлениями.
Надо всегда помнить, что очень многое зависит от того, с каким помыслом, с каким внутренним устроением оценивает человек окружающую его реальность. Замечательно рассуждает о том, на сколько зависит оценка этой реальности от «помысла», старец Паисий Афонский: «Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «Насчет цветов не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот вон в той канаве полным-полно». И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!». И пчела начнет перечислять тебе множество разных цветов — садовых и полевых. Видишь: муха знает только о помойках, а пчела — о том, что неподалеку растет лилия, а чуть подальше распустится гиацинт.
Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а другие на муху. Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивает что-то плохое, и занимаются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всем». «Если хочешь помочь Церкви, исправь себя самого, и сразу исправится одна частичка Церкви. Если бы это все, естественно, исправилась бы Церковь».
Человек, осуждающий чужие недостатки и грехи, сам со временем приходит в полное духовное расстройство и никому таким образом помочь не может, а может только навредить.
И, напротив, христианин, проводящий внимательную жизнь, работающий над собой, борющийся со своими страстями, становится добрым примером и помощником для тех, кто находится рядом с ним. И в этом (в том, чтобы делать то, к чему призван каждый на своем месте, стараясь, чтобы это было по Богу) заключается самая реальная польза, которую может принести верующий человек всей Церкви.
Как и с чего начать духовную жизнь?
— «Обратись к Господу и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои преткновения. Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость» ( Сир. 17:21–23 ).
Духовная жизнь — это внутренняя жизнь. Надо больше внимать внутреннему состоянию души, состоянию совести, стремиться жить по заповедям Божиим, постоянно следить за мыслями, чувствами, никого не осуждать, ни на кого не раздражаться и всех прощать.
Для желающего начать духовную жизнь необходимо:
1) Обратиться с молитвой к Богу, прося Его даровать чистую, глубокую веру, без которой нет спасения души.
2) Приобрести Священное Писание и прочитать Новый Завет. Причем, прочитав его первый раз полностью, вновь открыть сначала и каждый день читать по одной или две главы, не торопясь, внимательно, размышляя над прочитанным, стараясь вникнуть в смысл заложенного в тексте Божественного Откровения. Хорошо и полезно при этом читать Толкования на Новый Завет (например, блаж. Феофилакта Болгарского).
Можно начинать знакомство со Священным Писанием с прочтения Детской Библии, в которой простым доступным языком изложена вся история взаимоотношений Бога и человека, кратко и ясно описаны земная жизнь Господа Иисуса Христа и Его учение о Царствии Божием.
Желательно также приобрести и прочитать «Закон Божий», составленный протоиереем Серафимом Слободским, книгу, в которой объясняются основы вероучения, заповеди Божии, основные молитвы, правила поведения в храме.
3) Начать чтение святоотеческих книг, составляющих сокровищницу духовных знаний.
Подбор святоотеческой литературы для чтения есть дело сугубо индивидуальное, совершаемое по благословению духовного наставника, но есть авторы, чьи труды, понятны и полезны всем. Это епископ Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Из современных авторов — книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина). И, конечно, душеполезно для всех читать жития святых.
4) Для того чтобы начать обучение молитве, необходимо приобрести «Православный молитвослов» — сборник молитв, составленных святыми отцами, людьми, всю свою жизнь посвятившими служению Богу и настолько очистившими свои души, что Господь сотворил их сосудами Благодати, проводниками Божественного Откровения. Можно сказать, что Сам Дух Божий продиктовал святым отцам тексты молитв, которые Церковь впоследствии включила в сборник для всеобщего употребления.
5) Соблюдать установленные Церковью постные дни и все многодневные посты.
6) Регулярно участвовать в таинствах Исповеди и Причащения. Наиболее распространенной является частота Причащения один раз в три недели. Возможно это делать и чаще, испросив благословения у священника.
7) Необходимо молить Бога о даровании духовного руководителя — священника, которому можно было бы доверить свою душу для духовного руководства.
Чего надо остерегаться, чтобы не повредить своей душе?
— Не следует вступать в прения и слушать сектантов, убеждающих, что их вера — самая правильная.
Прежде, чем войти в незнакомый храм, надо узнать, не «служат» ли в нем раскольники.
Не следует ходить для молитвы и к «инославным» (т.е. не православным христианам).
Нельзя общаться с представителями оккультизма, «Белого братства», «Богородичного центра», мормонами, восточными и псевдовосточными кришнаитами, рериховцами, экстрасенсами, колдунами и «бабками», многочисленными «православными целителями». Общение с ними наносит сильный вред не только духовному, но и телесному здоровью.
Не нужно слушать людей, распространяющих различные суеверия. Не стоит брать ни у кого самодельных, переписанных от руки или отпечатанных на машинке молитв и заклинаний, хоть дающий и будет убеждать: «Это очень сильная молитва!» Если же что-то подобное уже взято, надо подойти к священнику и показать ему, священник скажет, как с этим поступить.
Со всеми проблемами следует обращаться к духовнику или к служащему в храме священнику. Не надо обижаться на священника, если покажется, что он оказал недостаточно внимания, важно помнить о том, что есть и другие люди, которые также нуждаются в пастыре. Надо стараться внимательно слушать проповеди священников, читать православную духовную литературу, в которой можно найти ответы на все касающиеся духовной жизни вопросы.
Не следует увлекаться политическими страстями — народ имеет таких правителей, каких заслуживает по своему духовному состоянию; изменять нужно, прежде всего, свою собственную греховную жизнь, улучшит каждый себя — улучшится и окружающий мир.
Важно помнить, что у человека нет ничего дороже собственной души, не стоит увлекаться безудержной погоней за мирскими ценностями, отнимающими силы и время, опустошающими и убивающими душу.
Нужно благодарить Бога за все посылаемое: радости и скорби, здоровье и болезни, богатство и нужду, так как все приходящее от Него есть благо; и даже скорбями, подобно горькому лекарству Господь исцеляет греховные язвы человеческих душ.
Встав на путь христианской жизни, надо не малодушествовать, не суетиться, «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» ( Мф. 6:33 ) — все необходимое даст Господь в свое время.
Во всех своих поступках и словах надо руководствоваться главной заповедью любви к Богу и ближним.
Можно ли христианину пить вино?
— «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе — вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души — вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны. На пиру за вином не упрекай ближнего и не унижай его во время его веселья: не говори ему оскорбительных слов и не обременяй его требованиями» ( Сир. 31:31–37 ). «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Еф. 5:18 ).
Почему курение — грех?
— Курение потому признается за грех, что эта привычка, именуемая даже в светском обществе вредной, порабощает себе волю человека, заставляет вновь и вновь искать своего удовлетворения, в общем, имеет все признаки греховной страсти. А страсть, как известно, доставляет душе человека только новые муки, лишает ее свободы. Иногда курильщики говорят, что сигарета помогает им внутренне успокоиться и сосредоточиться. Однако известно, что никотин действует разрушающе на мозг и нервную систему. А иллюзия успокоения возникает потому, что никотин оказывает еще и тормозящее воздействие на рецепторы головного мозга. Греховным является все, чем человек наносит вред своему здоровью. Здоровье — дар Божий.
Чем опасна нецензурная брань?
— Слово играет большую роль в жизни человека, который, в отличие от всех остальных живых существ назван существом словесным. Слово есть воплощенная мысль и выражение чувств человека. У каждого человеческого слова есть свой дух, сокровенное содержание, которое влияет на душу человека в зависимости от того, какое это слово. Слова молитв облагораживают и приближают душу к Богу, а грязные и нечистые слова приближают душу к тем невидимым существам, которые сами нечисты. Известно, что одержимость нечистыми духами иногда проявляется в виде жуткого сквернословия. И потому тот, кто приучает себя произносить скверные слова, невольно склоняет самого себя к одержимости. Действительно, не одержимость ли тот случай, когда матершинники уже просто не могут говорить без скверных слов, и если вынуждены в определенных условиях долго сдерживать себя, то чувствуют внутреннее побуждение к мату, как будто внутри кто-то требует произнести злое слово. Так что погубить свою бессмертную душу можно простой привычкой произносить нечистые слова. «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишъся» ( Мф. 12:37 ).
Накажет ли Бог тех, кто смотрит телевизор?
— Церковь не запрещает смотреть телевизор, она предупреждает, как опасно быть зависимым от телевизора. Даже не говоря о передачах, разрушающих сознание и души детей и взрослых. Надо уметь выбирать, что полезно, а что вредно и губительно для души. Есть немало и хороших передач, в том числе православных, но немало в других передачах и откровенного развращения, насилия, ненависти к человеку. Надо уметь вовремя нажать кнопку. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( 1 Кор. 6:12 ).
Могут ли православные христиане содержать в своем освященном жилище собаку?
— Мнение о недопустимости нахождения собак в квартирах и иных помещениях, где есть иконы и другие святыни является суеверием. Собака, равно как и иные не опасные для людей животные, могут жить в жилище христиан. При этом необходимо предпринимать меры предосторожности, чтобы домашние питомцы не имели доступа к святыням (иконам, святым книгам, антидору, святой воде и т.д.).
В чем разница между религией и наукой?
— Религия и наука — две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут входить в соприкосновение, но противоречить друг другу они не могут. Религия движет науку в том смысле, что она пробуждает и поощряет дух исследования. Сама Библия учит: «Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью» ( Притч. 15:14 ). «Послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» ( Притч. 1:5 ).
Обе — религия и естественная наука — требуют для своего обоснования веры в Бога, только для религии Бог стоит в начале, а для науки — в конце всего мышления. Для религии Он является фундаментом, для науки — венцом разработки миросозерцания. Человек нуждается в естественных науках для познания, а в религии — для действования (поведения).
Для чего человек живет на земле?
— Земная жизнь дана человеку для подготовки к жизни вечной. Подлинный смысл жизни может заключаться лишь в том, что не исчезает со смертью человека, поэтому искать этот смысл надо в благе не для тела, а для бессмертной души — в ее добродетельных качествах, с которыми она пойдет к Богу. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2 Кор. 5:10 ). Душа бессмертна, и наслаждаться приобретенным даром благодати сможет вечно. «Благодатию вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение — созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф. 2:8–10 ). Однако, чтобы душа смогла наслаждаться не только здесь, на земле, необходимо ее просвещать, воспитывать, обучать, чтобы духовно возрастать и совершенствоваться, чтобы она смогла вместить ту радость, которую Господь предуготовил всем любящим Его.
Именно в поиске добра и творении его, постепенном, но неуклонном взращивании в душе всей полноты любви, на которую она по своей природе способна, в поступательном продвижении души на пути к Богу — в этом обретается единственный истинный, непреходящий смысл жизни человека. Цель жизни — подражание Христу, стяжание Духа Святого, постоянное богообщение, познание и исполнение воли Божией, то есть в богоуподоблении. Цель жизни достижима при условии воплощения главного смысла ее, который заключается в непрестанном возрастании в любви к Богу и людям: «Возлюби Господа Бога Твоего…, и ближнего твоего, как самого себя» ( Мк. 12:30–31 ). Пример всесовершенной жертвенной любви дал Сам Спаситель, пойдя на крестные страдания ради спасения всех людей (см. Ин. 13:15 ). «Подобны будьте мне, как я Христу» ( 1 Кор. 4:16 ).
Если нет стремления к этому, то жизнь, с христианской точки зрения, бесцельна, бессмысленна и пуста. Но чтобы стяжать Духа Святого, надо очистить сердце от страстей и, прежде всего, от гордыни — матери всех пороков и грехов.
Всю земную жизнь человек должен посвятить заботе о своей бессмертной душе, которая будет жить вечно, а не о теле и не о приобретении земных временных благ. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мк. 8:36 ).
Источник: Православная газета, Екатеринбург.