С чего начать изучение литературы для себя
С чего начать читать классику
Классические произведения изучаются в школе, но нередко учащиеся не понимают или попросту не хотят читать огромные книжки. Но с возрастом приходит осознание того, что классика играет большую роль в нашей жизни. В классической литературе раскрываются проблемы, которые будут актуальными во все времена — любовь, расставания, война, семейные отношения. Помимо всего прочего, литература тесно связана с историей и открывает новые взгляды на исторические события.
Читать классическую литературу непросто. В основном проблемы связаны с тем, что в произведениях используется уже устаревшая лексика. Чтобы классическая литература была понятна, а ее чтение приносило удовольствие, упражняться нужно регулярно. Здесь как в спорте: чтобы поднять большой вес, нужна практика и тренировки. Необходимо постепенно и логически продвигаться от более легкой литературы до сложной и многотомной.
Как начать читать классику?
Во-первых, определитесь с жанром, который вам близок, познакомьтесь с существующими направлениями в литературе — классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом, модернизмом, постмодерном. Каждое направление имеет свои особенности и специфику. Подумайте, что вам интересно: отправиться в историю Отечественной войны Толстого или погрузиться в мир мистики Гоголя?
Во-вторых, определитесь с хронологией. Вы можете отправиться как в мир князя Игоря, так и порассуждать об актуальных проблемах вместе с современными авторами. Помните, что школьная программа — это лишь верхушка классической литературы, причем верхушка только русской классики. К слову, школьные программы не меняются уже десятки лет, и хотя туда включены многие хорошие классические произведения, многие из них остаются непонятыми учениками из года в год. Отойти от школьной программы — значит найти для себя что-то новое, поэтому не бойтесь начинать с менее известных произведений.
В-третьих, определите для себя, сколько времени вы готовы посвятить чтению. Советуем на чтение выделять хотя бы час в день. Помните, что книгу нужно читать регулярно. Если вы прочтете сегодня одну главу, а вторую только через 3 месяца, то вы просто-напросто забудете обо всем прочитанном и потеряете интерес к произведению, и еще у вас не сложится целостная картина.
И последний совет: читайте книги, читайте обязательно! Не бросайте читать книги, не останавливайтесь после первого не понарвившегося вам произведения. Уверены, вы найдете себе что-то по душе. Но если вы не знаете, с чего начать читать классику, предлагаем вам десятку лучших произведений русской литературы.
Десятка лучших классических произведений русской литературы
Необходимо начинать с более простых рассказов. При этом вы можете читать классику не только отечественного происхождения, это могут быть и произведения зарубежных писателей. Попробуйте начать с этих 10 классических произведений, которые легко читаются, их можно найти в любой библиотеке, они подойдут для любой возрастной группы, точно не оставят вас равнодушными, а некоторые из них даже не отнимут много вашего времени (что в целом классике не свойственно, к сожалению).
Пять шагов к пониманию классической литературы
Чтобы понимать и анализировать классику, нужно любить читать, развивать художественный вкус и поближе познакомиться с авторами и эпохой.
Начните с беллетристики
Корней Чуковский считал, что путь к «Евгению Онегину» начинается с детской литературы. Воспринимать сложные и многозначные тексты классических произведений, не имея читательского опыта, и в самом деле довольно сложно. Поэтому первый шаг к пониманию классики — это чтение беллетристики, то есть развлекательной литературы.
Известные, любимые многими поколениями юных читателей проверенные временем произведения в жанре приключений, детектива или фантастики, авторства Марка Твена или Жюля Верна, а также Джоан Роулинг и её цикл о Гарри Поттере — эти и подобные книги помогут полюбить сам процесс чтения, познакомится с разными сторонами жизни, увидеть героев в неожиданных обстоятельствах. У каждого человека есть та книга, что станет его проводником в мир литературы. Самое главное — отыскать её.
Читайте о современности
Понять и полюбить классическую литературу помогут произведения, описывающие наши современные реалии. Чем ближе действие к нашему времени, тем проще воспринимается книга: от читателя не требуется знание исторического и культурного контекста, он может ассоциировать героев с собой и своим окружением. На примере подобной книги неопытный читатель может потренироваться в анализе произведения: определить её идею, проблематику, авторскую позицию и языковые средства, которыми она выражена, и тем самым улучшить свои читательские навыки.
Подборку таких произведений можно составить самостоятельно. Я могу посоветовать следующий список:
Йорн Риэль «Мальчик, который хотел стать человеком»
Нина Дашевская «Я не тормоз»
Алексей Варламов «Лох»
Евгений Водолазкин «Лавр»
Дмитрий Быков «Июнь»
Хайтани Кэндзиро «Взгляд кролика»
Исигуро Кадзуо «Погребённый великан»
Полюбите стихи
Один из путей к пониманию классики — чтение стихов. Стихотворения, как правило, короче, чем рассказы, повести и тем более романы, но при этом эмоционально насыщены. Прочитав всего несколько строк, можно почувствовать авторское настроение и уловить образы, которые он стремился передать. Чтение стихов развивает литературный вкус, учит получать удовольствие не только от содержания, но и от формы произведения, неожиданной рифмы. Благодаря стихам читатель начинает видеть в тексте не только информацию, но и скрытые смыслы, а это умение — важная ступенька к пониманию классики.
📚 Планируете переход на домашнее обучение?
Пример гармоничного сочетания формы и содержания — фигурные стихи. Их писали многие поэты: Г. Державин, В. Брюсов, И. Рукавишников, А. Вознесенский и другие.
Кроме того, стихотворения дают представление и о культурном контексте, в них часто упоминаются разные подробности быта и образа жизни людей. Впоследствии это поможет в понимании более объёмных классических произведений. Например, прочитав стихотворение Пётра Вейнберга «На Невском проспекте», можно уловить особое настроение этой улицы, почувствовать характер проспекта. Это очень пригодится для понимания повести Н. Гоголя «Невский проспект», в которой Невский выведен в качестве самостоятельного персонажа.
Изучайте историю
Современным школьникам трудно понимать классику, потому что за сто или двести лет с момента написания произведения повседневная жизнь людей кардинально изменилась: другими стали обычаи, привычки, нормы, этикет. Из-за этого и персонажи, и события классических произведений кажутся далёкими и непонятными.
Здесь поможет изучение истории и культуры того периода, которому посвящено произведение, расширение кругозора в этом направлении.
Необязательно читать скучный учебник по истории — составить представление об эпохе помогут фильмы, ролики в интернете или другие книги писателей той эпохи. В любом произведении обязательно отражаются культурные реалии своего времени: быт, одежда, образ жизни разных сословий, любимые блюда и напитки. Помните, что авторы могут описывать не только свое время, но и прошлое, которому они не были свидетелями и которое изучали по историческим документам, воспоминаниям и мемуарам. Именно так, например, Пушкин написал «Капитанскую дочку».
Познакомьтесь с писателем
Необязательно подробно изучать всю его биографию или заучивать наизусть события и даты — это вряд ли продвинет вас в понимании классики. Однако некоторые детали биографии — те, которые имеют отношение к созданию конкретного произведения — могут дать ключ к пониманию его смысла или настроения. Например, стихотворения Пушкина, написанные в 1830 году в болдинской ссылке, обретают совершенно новое звучание, если знать, в каком эмоциональном состоянии в тот момент находился автор. Высланный в Болдино, Пушкин всей душой стремился обратно в Москву, где его ждала невеста Наталья Гончарова, и на этой волне эмоций и переживаний как раз и рождались его болдинские тексты. Среди них «Элегия»: «Но не хочу, о други, умирать; // Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать…», «Бесы», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы».
Иногда, читая биографию автора, можно узнать какую-нибудь деталь, которая сразу сделает его ближе, понятнее, интереснее. Например, Гоголь очень любил макароны-спагетти с сыром, Грибоедов был дипломатом и погиб во время исполнения посольской миссии в Персии, а Анна Ахматова сочинила свое первое стихотворение в 11 лет. Порой одна такая деталь способна перевернуть представление о писателе и начать иначе воспринимать его произведения.
Что нужно запомнить:
1. Чтобы понять и полюбить классику, нужно много читать, двигаясь от простой, развлекательной литературы к сложным произведениям.
2. Чтение стихотворений поможет развить художественный вкус и умение видеть скрытые смыслы.
3. Знание истории и культуры позволит лучше ориентироваться в событиях произведения, поступках и мотивах героев.
4. Знакомство с писателем и деталями его биографии сделает его книги ближе и понятнее.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
«Хочу понимать литературу»: с чего начать?
Если вам всегда хотелось профессионально разбираться в литературе и понимать, как автор выстраивает свое произведение, то эта подборка для вас. Журналист и преподаватель Виктория Одиссонова готовит школьников к ЕГЭ по литературе и знает, какие книги точно помогут читать осмысленно.
Одна из основных проблем, с которой сталкиваются не только выпускники школ перед ЕГЭ по литературе, но и взрослые читатели, – как понимать то, что ты читаешь? И возможно ли вообще вникнуть в авторский замысел без многих лет обучения на филфаке?
К счастью, да. И именно в последние годы стало появляться все больше книг, доступно и интересно объясняющих те «сложности» и тезисы, которые годами нас заставляли зубрить в школе, а затем и в университете. Конечно, ничто не заменит полноценного филологического образования, однако этих книг вполне может хватить на начальном этапе. Если вы хотите осмысленно читать, то вам подойдут эти рекомендации. Кстати, любители кино их тоже оценят.
«Искусство чтения: как понимать книги» Томаса Фостера и «Как читать книги» Мортимера Адлера
Универсальный рецепт в одной книге. Бывает ли такое? Скорее, уже не одно десятилетие подобную книгу пытаются написать. Конечно, попытка вместить весь секрет анализа литературы в одну книгу кажется весьма наивной, но почему хотя бы с этого не начать?
Книги Фостера и Адлера вышли со сходными названиями и перерывом в почти 40 лет. В этом смысле Адлер, конечно же, первопроходец по составлению универсальных рецептов. В 1966 году он предпринял попытку написать книгу, объясняющую основные запросы к литературоведам: как формируется читательская любовь к той или иной книге и как за текстом научиться видеть больше, чем текст?
Фостер основное внимание уделяет деталям в литературе: как научиться видеть символы, аллюзии и мотивы и понимать, что вообще они обозначают. Каждый блок книги преподавателя литературы одного из американских университетов выстроен как диалог с собственными студентами: очень живо и довольно просто.
«Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг», «Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе» Галины Юзефович
Многие больше все же прислушиваются к конкретным советам: а что читать? И на что обратить внимание в этом прочитанном? В таком случае можно смело искать рецензии или даже целые сборники с ними.
Например, у одного из самых популярных российских литературных критиков, обозревателя «Медузы» Галины Юзефович уже выходил сборник рецензий и рекомендаций по книгам «Удивительные приключения рыбы-лоцмана». В новой книге «Таинственная карта» собраны рецензии по абсолютно, казалось бы, разножанровым произведениям, выходившим в последние годы: начиная от всеми известного Пелевина, романам которого отведена аж целая глава, и заканчивая современной фантастикой и переводной литературой малоизвестных у нас, но от этого ничуть не менее интересных авторов (Йон Линдквист, Джон Краули и другие). Рассказ про каждого писателя содержит ответ на главный вопрос: «Как современная литература отражает наше время сегодня?»
«Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла, «Путешествие писателя» Кристофера Воглера
«Тысячеликий герой» – это книга американского исследователя мифологии, написанная в 1949 году, однако наибольшей популярностью она стала пользоваться в последние десятилетия (в 2011 году журнал Time наконец-то внес ее в список самых влиятельных книг).
Если вы хотите как-то обобщить предыдущий читательский опыт, объяснить многие подмечаемые вами сюжетные закономерности, то Кэмпбелл пишет именно об этом. Ведь большинство мифов и сказаний имеют в своей основе схожие истории и «путешествия» в них, по сути, одних и тех же героев. Подобное явление он назвал «мономифом», а все путешествие героя расписал поэтапно, тем самым подарив миру учебник, объединяющий в себе многие психологические (Фрейд, Юнг) и этнографические (Фрэзер, Боас) исследования.
Тем, кому Кэмпбелл может показаться немного устаревшим, лучше начать с Воглера. Ведь именно вдохновившись «Тысячеликим героем» американский продюсер Кристофер Воглер написал свою «методичку» для сценаристов и писателей.
Так что если вам кажется, что сюжеты книг начали повторяться, а каждая серия «Звездных войн» так или иначе сделана по одной «кальке», то вам не кажется: режиссер Джордж Лукас активно использовал наработки Кэмпбелла в своих фильмах, а уже книга Воглера стала настоящим учебником для написания «продаваемых» сюжетов фильмов и книг.
«Лекции по русской литературе», «Лекции по зарубежной литературе» Владимира Набокова
Для того чтобы лучше понимать современных авторов, попробуйте сначала понять писателей прошлого.
Однако если вам не хочется тратить свое время на детальное изучение жизни каждого, то попробуйте все и сразу, например, лекции по литературе. Среди самых известных сборников по теме стоит отметить, конечно же, ставшие уже классикой набоковские лекции по русской и зарубежной литературе, читаемые когда-то знаменитым писателем в Корнелльском университете американским студентам.
Особое внимание в своих лекциях автор популярной и по сей день «Лолиты» уделяет именно классикам литературы, чьи художественные приемы во многом влияли на всю последующую литературу. Так что если вы давно хотели разобраться, откуда же берутся все эти истории со злыми двойниками и при чем здесь вообще Стивенсон, то вам точно стоит прочесть Набокова.
«Лекции по русской литературе XX века» Дмитрия Быкова
Начать ориентироваться по писателям XX века поможет быковский многотомник. Дмитрий Быков не только известный автор и журналист. Многие знают и любят его педагогические проекты: лекции по литературе он читает то школьникам, то для широкой аудитории в лектории «Прямой речи». Был у него и проект для телеканала «Дождь» – «Сто лекций» о русской литературе XX века.
В своем четырехтомнике (в некоторых изданиях встречается версия в двух томах) на каждый год прошлого столетия Быков выбрал по одному выходившему в это время значимому произведению, так что есть отличная возможность и вспомнить Булгакова с Есениным со школьной программы, и даже убедиться, что Стругацкие тоже уже стали в один ряд с классиками (а ведь не так уж много времени прошло).
Кстати, для особо въедливых читателей, знакомых с классикой, в книге есть и рецензии на произведения менее известных сегодня авторов, например, того же Юрия Домбровского, чье имя советская литература всеми силами пыталась забыть.
«Исповедь литературоведа. Как понимать книги от Достоевского до Кинга» Николая Жаринова
Существует ряд книг, где литераторы и журналисты просто признаются в любви своим же книжным полкам. Возможно, это не много добавит ценности вашей способности глубоко и полноценно анализировать текст, однако сможет стать неплохой мотивацией для того, чтобы пересмотреть отношение к уже прочитанному.
Так, Жаринов, которого можно скорее назвать литературным блогером (у него свой канал на YouTube), чем просто литературным критиком, рассказывает про свой персональный опыт «проживания» классической литературы. Во многом он, конечно же, критикует современное образование, которое предлагает детям в 15–16 лет понимать психологизм Достоевского и тонкий юмор Чехова, и на собственном опыте объясняет, как возвращался к прочтению этих произведений спустя много лет, чтобы наконец-то в них разобраться.
«Камасутра книжника. Уроки чтения» Александра Гениса
Александр Генис – журналист, писатель и литературовед, который уже много лет живет в Америке. Однако в своем романе он возвращается ко многим классическим произведениям русской литературы. Если вам нравится следовать за самим витиеватым и забирающим вас в плен слогом автора, то книга Гениса вам точно понравится: его извилистые размышления соседствуют с краткими советами по существу. Задаваясь вопросом, как же все-таки читать классиков, он отвечает: «Толстого – порциями, Достоевского – залпом».
Почти любое произведение важно пробовать «переложить» на себя и свой опыт – это на примере собственного «читательского» мастерства и объясняет Генис. Именно это мастерство, по его убеждению, «шлифуется всю жизнь», но апогея так и не достигает, ведь истинная цель нашей читательского опыта – это получение настоящего удовольствия.
Так что читайте, не бойтесь что-то не понять или не заметить и получайте удовольствие от самого процесса!
Как полюбить читать и зачем это нужно
Рассказываем, с чего начать, чтобы списки школьной литературы не пугали неотвратимой необходимостью
Школьникам и студентам приходится много читать, чтобы получать высокие баллы на контрольных и экзаменах. Но неверно думать, что после написания итогового сочинения и сдачи ЕГЭ причин читать не остаётся. Тело человека эволюционировало под влиянием физической нагрузки, а умственные способности развиваются благодаря чтению. Как получать удовольствие от чтения и начать читать регулярно — об этом наша статья.
Что даёт чтение
Изобретательность
Режиссёры каждый год выпускают экранизации увлекательных произведений. Чтобы узнать хорошую историю, не обязательно читать текст. Однако разница есть: при просмотре кино человек получает готовые образы, а когда читает книгу — представляет события и героев сам. Во время чтения работает воображение, которое необходимо для решения творческих нестандартных задач в учёбе и в жизни.
Нил Гейман (писатель, автор книги «Звёздная пыль» и сценария к сериалу «Доктор Кто») в 2007 году участвовал в конференции научной фантастики и фэнтези в Китае. Долгое время подобная литература в КНР была под запретом. Гейман спросил у чиновника, почему власти изменили отношение к фантастике. Оказалось, что китайцы долгое время прекрасно изготавливали вещи по чужому замыслу, но были неспособны изобретать что-то своё. Правительство направило делегацию в Apple, Microsoft и Google, чтобы разгадать секрет креативности. Выяснилось, что все изобретатели в детстве увлекались чтением фантастики.
Лексикон
Словарный запас делят на активный и пассивный. Активным словарём человек пользуется в своей речи, пассивный — это все слова, которые он понимает. Благодаря синонимам в описаниях и контексту художественная литература расширяет список знакомых читателю понятий. Чтобы стать эрудитом, полезно также читать сноски, предисловия и примечания редакторов и переводчиков.
Кругозор
Художественная литература на родном языке знакомит читателя с культурой и историей своей страны. Переводы зарубежных авторов показывают мир глазами иностранцев, позволяют путешествовать по свету не выходя из дома, узнавать о жизни за границей то, что не заметно в туристической поездке.
Концентрация
Во время чтения приходится постоянно следить глазами за строчкой текста. Для людей, привыкших к яркому мельтешению на экране смартфона, делать это бывает непросто. При этом способность долгое время концентрировать внимание на одном деле крайне полезна: в отличие от многозадачности это помогает доводить дело до конца и экономит время.
Грамотность и мышление
Поскольку большинство людей опирается на зрительную память, регулярное чтение качественной литературы помогает запомнить, как пишутся слова. Правила орфографии забудутся, а зрительные образы останутся в памяти навсегда.
Пунктуацию при чтении усвоить сложнее, а вот развить чувство языка вполне возможно. Постоянно прочитывая, проговаривая удачные формулировки, согласования разных частей речи и витиеватых фраз, читатель учится различать языковые тонкости, чтобы затем использовать в собственной речи.
Если ученику предстоит давать развёрнутый ответ на ЕГЭ по гуманитарным предметам или решать задачи повышенной сложности на олимпиадах по математике и физике, чтение поможет «прокачать» необходимые навыки.
С чего начать читать
Найти книгу
Не стоит читать, чтобы одолеть школьный список литературы. Чтение прекрасно вне школы и домашних заданий. Если ни одна книга из учебного списка не вызывает интереса, можно немного схитрить. В крайнем случае книги по программе можно послушать в аудиоформате и посмотреть экранизацию. Это не заменит вдумчивого чтения, но поможет написать сочинение.
Лучше выбирать книгу на основе собственных увлечений. Юному учёному наверняка будет интересно прочесть автобиографию нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!». Любителям моды подойдут книги по истории костюма. Всем, кто хочет разобраться в себе и улучшить навыки общения, советуем обратить внимание на «Ты можешь больше, чем ты думаешь» Томаса Армстронга и другие книги этой серии.
Найти писателя
Иногда стоит познакомиться с жизнеописанием автора, чтобы заинтересоваться его работой. Писатель Даниил Хармс, хоть и сочинял детские стихи, детей не любил. Ему нравились маленькие гладкошёрстные собачки, которым он выдумывал причудливые клички, например, «Бранденбургский концерт».
Выбрать время
«Жаворонки», как правило, начинают с книги свой день, а «совы» обычно читают перед сном. Вдобавок к этому лучше брать книгу с собой и открывать её каждый раз, когда появляется минутка полистать мемы в интернете. Если читать в дороге и в минуты ожидания в течение дня, удастся быстрее втянуться в чтение.
Удобно устроиться
Кто-то любит читать лёжа на кровати, а кто-то сидя в кресле с чашечкой какао. Телевизор и компьютер нужно выключить, а телефон поставить на беззвучный режим или вовсе убрать в другую комнату, чтобы точно не отвлекал.
Читать стихи и афоризмы
Если тома художественной прозы пугают начинающего читателя, подойдут сборники мудрых изречений и стихов. Кстати, стихи — отличный способ пробудить образное мышление, ведь всего в несколько слов автор умудряется уместить идею целого произведения. Понравившиеся остроумные афоризмы отлично запоминаются, и их можно использовать в сочинениях и устных высказываниях на уроках.
Посмотреть кино
Любопытно посмотреть экранизацию прочитанной книги: совпадут ли визуальные образы героев в воображении читателя с тем, что представил режиссёр? Какие сюжетные линии останутся в фильме, а какими сценаристы пренебрегут?
Перечень новинок кино может подсказать, какую книгу выбрать для прочтения, чтобы быть в тренде. В разное время экранизации «Гарри Поттера», «Властелина колец», «Хроники Нарнии» и «Алисы в стране чудес» вызывали всплеск интереса к одноимённым книгам. Когда читаешь модное произведение, всегда найдётся, с кем его обсудить.
Завести дневник
Читательский дневник будет полезен при подготовке к письменным работам. В старших классах его можно вести в любом удобном формате, например, в виде ментальной карты.
Важно помимо названия произведения и автора выписывать значимые цитаты, свои собственные вопросы и оценки, догадки, заметки на тему истории и искусства. При подготовке к экзамену по литературе отдельно стоит выписывать тезисный план произведения.
Книги могут стать отличной темой для влога: при желании можно научиться интересно и ёмко давать рецензию или лаконично и остроумно пересказывать её содержание.
Обсуждать литературу
Даже школьник со скудным читательским опытом способен поддержать интересную беседу о литературе. Расспрашивать о книгах можно и членов семьи, и сверстников, и учителей, и случайных знакомых. Читает ли собеседник книги, почему да или почему нет? Какая произвела наибольшее впечатление и почему? Как он находит новые книги? Какую книгу обязательно советует прочитать каждому и зачем?
По мере прочтения книг можно обсуждать их в виртуальных и офлайн клубах, которые проходят в социальных сетях, на форумах в интернете и в библиотеках. Если в школе нет книжного клуба, его можно создать. Дискуссии о замысле автора, добре и зле, качестве переводов и экранизаций дарят интеллектуальное удовольствие, доступное только читающим.
Что делать, если читать трудно
Разберём основные проблемы и способы их решения.
Получается сложно и медленно
Когда не удаётся читать бегло или непонятно, как ставить ударение в словах из прошлой эпохи, интерес к книге падает. В этом случае полезно следить глазами по строчкам и одновременно слушать аудиокнигу, прочитанную актёром. Этот метод применяют в изучении иностранных языков, но и произведения на русском так тоже можно читать. Слушать профессионального чтеца — отдельное удовольствие, при этом школьник учится использовать интонации, делать паузы в речи, замечать акценты, которые мог бы не уловить сам.
Постоянно что-то отвлекает
Бывает что книга интересная, лёгкая или с юмором, а всё равно хочется оторваться, взять в руки телефон, или съесть что-нибудь — проблема в концентрации внимания. Нужно её тренировать: например, завести таймер для начала на 1 минуту и читать безотрывно. Если получается, то постепенно увеличивать время, пока не удастся читать, не отвлекаясь, полчаса.
Что запомнить
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter