С чего начать изучение маркетинга

С чего начать изучать маркетинг? [что не расскажут в «универах», на работе или на MBA]

С чего начать изучать маркетинг? С такого рода вопросом ко мне довольно часто обращаются не только студенты, но и люди вполне состоявшиеся, жаждущие познания или люди в счастливом состоянии желания смены рода деятельности. Итак, база знаний огромна, источников получения информации огромное количество, но с чего начать?

С чего начать изучать маркетинг? С такого рода вопросом ко мне довольно часто обращаются не только студенты, но и люди вполне состоявшиеся, жаждущие познания или люди в счастливом состоянии желания смены рода деятельности. Итак, база знаний огромна, источников получения информации огромное количество, но с чего начать изучение маркетинга?

Определившимся с профессией коллег я могу лишь посоветовать: «заходите завтра», поскольку сегодня текст, советы и рекомендации новичкам. С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетинга

«Сопричастность» – это не профессия

Полагаю, что начать погружение в маркетинг стоит с осознания того, что маркетолог это вовсе не профессия. Это состяние души. Такие же «не профессии»: математик, философ, юрист, экономист. Почитайте о сопричастности (эмпатии). Я, например, смотрю по ТВ рекламу. всю. Она стимулирует мысль. Большинство же людей она просто раздражает.

Если это у вас есть – все хорошо, можно читать дальше. Если этого нет – идите в юристы, бухгалтера, там эмпания не так важна, там важны иные, так же очень важные и правильные человеческие качества.

Ну вот. вы и начали изучать маркетинг. С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетингаПоехали дальше?

Быть маркетологом не выгодно

Что такое маркетинг?

Базис или основа («от печки»)

В общем и целом, маркетинг – это наука, с одной стороны, и философия – с другой. А чем же занимаются маркетологи? В маркетинге есть несколько направлений. Все маркетинговые специалисты заняты, спецализируются в одной из областей маркетинга. Какую часть, какое направление маркетинга выбрать?

В маркетинге несколько краеугольных камней, на которых стоит весь маркетинг. Ознакомление с ними в этой заметке поможет нам с вами понять, что же такое маркетинг и выбрать одно из направлений, которое и будем изучать в дальнейшем, поскольку знать все – не возможно, обладать умениями во многих областях – это не знать и не уметь, по настоящему, ничего.

Первый краеугольный камень маркетинга – промоушн микс

Первый закладной камень в фундаменте маркетинга называется «комплекс маркетинговых коммуникаций» (промоушн-микс).

Если прочтете определение термина «промоуш микс» в словаре маркетолога, то воочию увидите четыре направления деятельности маркетинговых специалистов – четыре вектора по которым идет комплексная работа по продвижению марок и товаров, по компенсации недостатков бизнеса и менеджмента проекта, по созданию условий для создания спроса и его удовлетворения.

Смело выбирайте одно из направлений! Выбрав, изучите его, поймите из какого числа менеджментов он состоит, какого рода умения потребует и какого вида механики маркетинга вам придется изучить.

Второй камень – комплекс маркетинга

Промоушн в комплексе маркетинга – это и есть комплекс промотирования (коммуникационный кит).

Плейс
в комплексе маркетинга – это менеджмент продвижения товаров по маркетинговому каналу (дистрибьюция, торговые точки, интернет-торговля и прочиет точки контакта покупателя с товаром);

Прайс
в комплексе маркетинга все также относится к торговому маркетингу. Анализ цен и ценообразование, ценовое позиционирование – все это относится к торговому маркетингу;

Третий камень – брендинг

Четвертый камень – позиционирование

Что бы картина предстала окончательно, стоит упомянуть про четвертый камень в фундаменте маркетинга – про концепцию позиционирования. Имеющий четкую позицию в голове, умеющий ее средствами маркетинга доносить до покупателей и потребителей всегда имеет и клиентов и деньги.

Таким образом досконально значить то, что описано выше про краеугольные камни в фундаменте маркетинга – означает прочно стоять и не шататься под дуновением разнообразных ветров и течений, вносящих сумбур и сомнения в головы ваших некоторых малообразованных коллег, пытающихся заниматься маркетингом.

А что тогда означает: «заниматься маркетингом»?

Я не упомянул про продажи, а некоторые «искушенные» коллеги или будущие коллеги, конечно же, сейчас про это вспомняли. А что с продажами?

Про продажи и маркетинг

А продажа – это самое важное в маркетинге! Да да! Продажи – продажи важны для бизнеса и это обязанность продавцов. Лет двести назад, когда и еще маркетологов не было, за продажи несли ответственность продавцы и, с появлением маркетологов, с продажами ничего не поменялась. Продажа – это последняя стадия коммуникации с покупателем, обмен товара на его денежный эквивалент. Очень важно, что бы продавец работал «в связке» с торговым маркетологом. Однако, обмен товаров на их денежный эквивалент – это лишь торгово-финансовая операция. Следить за финансовыми потоками и товарной логистикой, иметь навыки ведения переговоров и опыт заключения коммерческих контрактов – это не маркетинг. Вот тут про это написано.

Нет, конечное важно, чтобы любой кто коммуницирует с рынком, имел навыки маркетолога, а маркетолог понимал бы принципы работы продавца. Но продажи и маркетинг-менеджмент – это разный менеджмент.

Однако, как сказал выше, во многих торговых компаниях, вынуждено, маркетологами работают продавцы. Именно они и, пусть и ущербно, но занимаются промоушеном, директ-маркетингом, стоят на выставочных стендах и «рисуют» презентации, не умело, но составляют и оформляют коммерческие предложения.

Верно ли использовать продавцов вместо рекламы? Нужно ли из того, кто умеет убеждать и подписывать договоры, делать маркетолога? Думаю нет, но это, увы, данность и практика, с которой, как с постоянным отсутствием необходимых и достаточных средств на маркетинг, вы еще столкнетесь!

Горизонтальная и вертикальная карьера

Про торговый маркетинг

Вот и всё, полагаю, что именно с этого и стоит начать изучать маркетинг. Удачи, коллеги!

Источник

Как стать маркетологом с нуля

С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетинга

С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетинга

Как с нуля стать маркетологом? Потерять миллион!

Сейчас объясню подробнее.

Если вы хотите стать маркетологом, вы уже маркетолог. Почти. Дело за малым: образование и опыт.

Это два пути, которые не исключают друг друга, но открывают совсем разные двери.

1. Первый путь – высшее образование. В вузе вы получаете базовые знания и учитесь нетворку. Это отличный фундамент (только если дело не касается курсов от инфоцыган).

Дело в том, что бесконечно возникающие курсы и мастер-классы от самопровозглашенных гениев маркетинга помогают вам разве что потратить кругленькую сумму, а могут и навредить в работе. Например, кейс со «взломом системы»: мол, чтобы сэкономить на НДС, нужно просто прикрутить другой регион, например, Беларусь. На деле вас просто заблокируют или оштрафуют. Это микропример расхожих лайфхаков, которые воспринимаются как гениальная, неизвестная ранее информация, передающаяся, как письма счастья в школе. Попадаться на эти ловушки не стоит. Выбирайте хороший вуз или сразу переходите к пункту 2, что даже важнее.

2. Второй путь – практика, и это самое ценное и интересное. Вы можете получить образование, и у вас будет диплом маркетолога.

Но как стать маркетологом, который не вредит, а помогает организациям, – это уже вопрос практики, которая всегда будет превалировать над знаниями. Это как в учебе на хирурга или летчика: вы должны «отпрактиковать», «налетатать» и «пооперировать» сколько-то часов.

В маркетинге вы должны перепробовать разные кейсы, поэкспериментировать, а самое главное – спустить рекламные бюджеты. Именно потерянный рекламный бюджет учит вас не допускать ошибок. Только неуспешные кейсы вас чему-то учат, если у вас что-то прекрасно получилось с точки зрения обучения, вы все сделали правильно, но не взяли себе жирный кусок опыта.

Маркетинг — это больше не про верные решения, а про обходы ловушек.

Сколько надо, мягко говоря, «потратить»? Примерно после миллиона слитого бюджета у вас сформируется какое-то понимание в диджитале. Если мы говорим про офлайн-маркетинг – около пяти слитых миллионов.

Вы никогда не забудете эти цифры, улетевшие в форточку, и всегда будете в мыслях возвращаться к ним, садясь за очередную смету. Однако опыта у вас будет с каждым разом все больше, и понимание, как сделать из минного поля «лакшери резорт» придет само.

Удачи и больше практики: practice makes perfect!

С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетинга

С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетинга

Ниже подборка бесплатных курсов, которые погрузят вас в основы интернет-маркетинга, его базовый инструментарий. Сервисы позволяют получить новые навыки и сертификаты, подтверждающие вашу компетенцию в продуктах.

1. Google Навыки (курс + сертификация) – вводный курс в интернет-маркетинг.

2. Skillshop With Google – специализации по инструментам Google.

3. Яндекс школа (курсы + сертификация) – сочетайте разные форматы обучения: онлайн-курсы, статьи, вебинары, кейсы и конференции или выберите эксперта по обучению.

4. Facebook Blueprint (курсы + сертификация) – полный курс по управлению бизнес-инструментами в инфраструктуре продуктов FB.

5. Target.My.com. Онлайн-курсы (уроки + сертификация) – вводные базовые знания по таргетированной рекламе в экосистеме mail.ru.

6. Образовательные курсы VK – простым языком о возможностях площадки.

7. OWOX Academy (курс + сертификация) – откройте для себя мир маркетинг-аналитики и начните уже нормально работать с данными в моделях атрибуции.

8. MindBox (курсы + сертификация) – если вы еще не в курсе, как работают триггерные персональные коммуникации, умные товарные ленты и как автоматизировать рассылки, то вам очень нужен этот курс.

9. CallTouch личный сертификат (документация + сертификация) – вам очень нужно знать, как работает коллтрекинг и делается речевая аналитика.

10. Figma уроки – мастхэв-инструмент для прототипирования, верстки и подачи визуального контента.

11. Wikium тренажеры для мозга – зарядка для ваших когнитивных функций и просто хороший инструмент отвлечься от текущей операционки.

С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетинга

Дальше вам нужно понимание: в какую область двигаться; стать широким специалистом и подниматься на руководящие должности, либо горизонтальное развитие в узкую специализацию.

Для руководителя с компетенциями в интернет-маркетинге нужно несколько скиллов:

Это все нужно для оценки текущего состояния конкретного бизнеса.

Это если совсем широкими мазками. Идеально все-таки иметь представление, как работает применяемый инструментарий в том или ином канале привлечения/обработки/удержания/продажи/послепродажного обслуживания.

И главное – не бояться делать ошибки на стадии планирования и реализации. Если вы контролируете то, чем занимаетесь, то все можно оперативно исправить. Удачи!

С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетинга

Как основатель нескольких стартапов не понаслышке знаю о важности маркетинга. Хороший маркетолог на вес золота – найти такого сложно, а от него очень сильно зависит успешность продукта. Выскажу свое мнение по поводу того, как стать востребованным маркетологом.

Небольшое наблюдение: в нашу компанию нанимались стажерами-маркетологами как студенты и выпускники топовых вузов, так и самоучки. Самоучки, или люди, которые не изучали маркетинг как основную специальность, справляются намного эффективнее. Так что я не считаю, что 4 года в условном ВШЭ сделают из тебя конкурентоспособного специалиста, и справиться можно без вышки.

Как мне видится становление маркетологом с нуля:

1. Обучиться базовым скиллам: письменная грамотность, минимальное владение фотошопом, уверенное владение экселем и все в этом духе. Это можно изучить бесплатно, материала на эту тему полно в свободном доступе. На что стоит сделать акцент – умение писать хорошие тексты, так как в маркетинге ОЧЕНЬ много текстов: сделать пресс-релиз, написать письмо, оформить пост и даже сторис. Рекомендую читать профильную литературу на эту тему. «Пиши, сокращай», к примеру. И учиться у лучших: подписаться на блоги и телеграмм-каналы крутых маркетологов и с разборами интересных кейсов.

Про крутых маркетологов могу поделиться своим мнением. В первую очередь хочется упомянуть Говарда Шульца, сам проходил его онлайн-курс, остался доволен: много полезных знаний и прям основ-основ. Из русскоговорящих могу отметить Романа Виаса и Александра Постановича. Оба очень активно ведут соцсети, их тоже бывает полезно почитать.

2. Курсы. Возможно, звучит избито, но курсы действительно могут быть полезны. Особенно если в курсе много практики. Если есть финансовая возможность, не вижу смысла пренебрегать курсами. Главное, конечно, искать качественные курсы, а не принимать участие в инфоцыганских интенсивах.

С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетинга

Насчет того, как отличить инфоцыганские курсы от нормальных: боюсь, только по отзывам и рекомендациям авторитетов, хотя бы тех, о которых я рассказал выше. Отзывы на специальных сайтах достаточно легко накрутить, так что я бы опирался на мнение экспертов в этой области. К счастью, они довольно часто рассказывают, что думают о тех или иных курсах.

3. Стажировки. Компании постоянно ищут стажеров в маркетинговый отдел, потому что в этой сфере, несмотря на ее мнимую популярность, просто чудовищная нехватка кадров. Идите стажироваться, даже если не очень уверены в своих знаниях: компании тратят много времени, чтобы объяснить всё практически с нуля. Чтобы попасть на стажировки, чаще всего нужно написать мотивационное письмо или выполнить творческое задание. Для подготовки к этим испытаниям могу только посоветовать книги: «Основы маркетинга», Филип Котлер и «Маркетинговые войны» Джек Траут, Эл Райс.

4. Практика. Ничто не поможет лучше, чем попытаться что-то сделать «своими руками». Разобраться в настройках таргетинга, развивая свой блог или паблик, узнать, какой контент лучше заходит на примере собственных сторис. Помню, в новостях был случай, когда несколько парней креативно вели аккаунт булочной в Питере, а булочная об этом даже не знала – они вели его неофициально. Продажи булочной росли, про парней узнали, и их тут же завалили предложениями о работе креативные агентства. При том, что ни у кого не было маркетингового образования – это то, о чем я говорил в начале. Я бы и сам с удовольствием взял к себе в компанию сотрудника с таким бэкграундом.

Вот такая вот вышла подборка советов, надеюсь, будет полезно.

С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетинга

Давайте попробуем с позиции «что бы я сделал, если бы решил стать маркетологом в 18 лет».

В 18 лет очень тяжело понять, кем ты хочешь стать в будущем, поэтому очень часто студенты ошибаются с выбором направления обучения в университетах. Мой случай не исключение. Я закончил бакалавриат по направлению «инженер-программист», но если бы в 18 лет знал, что захочу стать интернет-маркетологом, то совершенно точно пошел бы получать высшее образование в другой вуз и на профильную специальность. Сейчас я общаюсь со многими начинающими и матерыми интернет-маркетологами и могу сказать, что и тем, и тем часто не хватает маркетинговой базы – фундамента, который как раз закладывают в соответствующих вузах.

Далее, после обучения в университете и в идеале прохождения стажировки, я бы устроился в агентство, которое специализируется на интернет-маркетинге. Во многих из них при трудоустройстве проводятся свои программы обучения для новичков, которые помогают и адаптироваться, и на практике разобраться с рынком услуг, которые мне предстояло бы оказывать на моей новой работе. К тому же опыт работы в агентстве позволил бы мне поработать с разными проектами и сферами бизнеса, что важно с точки зрения расширения профессионального кругозора и получения разностороннего опыта для любого специалиста.

Из общения с коллегами знаю, что мало кто из сотрудников агентств продолжает работать на своем месте больше 3 лет, поэтому через 3-4 года я бы отправился в «свободное плавание», освоив все необходимые для этого навыки.

Ну а тут уже 2 варианта: либо оказывать услуги своими руками, либо создавать собственную команду и применять весь положительный опыт работы в агентстве на себе. В моем случае они реализуются поэтапно, не мешая друг другу.

С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетинга

Свой путь я начала с поступления на вечернее отделение социологического факультета МГУ для возможности совмещения учебы и работы. Мой выбор остановился на этой специальности, потому что мне нравятся гуманитарные и социально-экономические направления.

После первой сессии я составила открытое резюме (доступное для просмотра всем зарегистрированным на портале работодателям), еще не до конца понимая, кем и где я хочу работать. Профессия маркетолога сама нашла меня – я была приглашена на собеседование в системный интегратор INTACT. Из-за отсутствия опыта работы меня взяли по программе стажировки – одной из многих, которые часто проводит компания. Ко мне был приставлен наставник, мой непосредственный руководитель, который до сих пор направляет и курирует меня, даже спустя 2,5 года работы. В период стажировки я проходила активное обучение маркетингу, его направлениям, брендингу, и другие вводные обучения, в том числе по тайм-менеджменту. Я освоилась за короткий период времени и достаточно быстро стала получать более крупные и важные задачи и проекты.

С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетинга

В профессии маркетолога, лично для меня, есть много преимуществ: во-первых, маркетолог находится в непосредственной близости от начальства, а также держит связь со всеми департаментами компании, во-вторых, большое количество самых разнообразных задач. Например, я, помимо задач из традиционного маркетинга (таких, как сувенирная продукция, презентации, брендинг) занимаюсь также организацией клиентских мероприятий.

Если говорить о том, какой путь должен пройти человек, чтобы прийти в профессию маркетолога, то я бы, безусловно, отметила важность какого-либо образования. Это может быть высшее образование по таким специальностям, как социология, маркетинг или реклама, либо различные курсы, которые дадут больше прикладного опыта и помогут найти то направление, которое тебе интереснее.

Несмотря на то что, по моему опыту, большая часть знаний и навыков приобретается на рабочем месте, в профессии маркетолога необходима эрудиция, здоровый перфекционизм, широкий кругозор и умение общаться с разными типами людей. Для маркетолога очень важно уметь коммуницировать, аналитически мыслить, возможно, в чем-то быть излишне скрупулезным и ответственным.

Людям, которые хотят с нуля стать маркетологами, я бы посоветовала пробовать, расширять свой кругозор и не бояться получить «неправильный» или «ненужный» опыт, поскольку такого не бывает. При составлении резюме нужно не бояться указывать свои самые, на первый взгляд, небольшие достижения, как, например, умение писать тексты или активное участие в общественной жизни.

С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетинга

Работаю интернет-маркетологом чуть больше года. До этого работала с документами, училась в вузе на бизнес-аналитика и мечтала уйти в IT.

У меня был блог, и я уже много начитала материала об интернет-маркетинге. Документы тогда совсем надоели. У компании, где я работала, был сайт, на тот момент убитый лендинг, потом что-то вроде сайта-галереи. Собралась с духом и вызвалась заняться его продвижением. И дико втянулась. Полностью вела сайт, решала, какие продукты будем продвигать, анализировала конкурентов и рынок.

Попросила оплатить мне полугодовое обучение в онлайн-школе по интернет-маркетингу. Целыми днями читала книги, статьи, смотрела множество видео-уроков, выступлений спикеров. Ходила на тематические конференции и выставки. Вкладывала все свое время в развитие.

В какой-то момент поняла, что достигла потолка. Тогда начала искать новую работу. Нашла компанию-разработчика ПО. Как и мечтала, работаю в IT-компании. В трудовой книжке гордо красуется «маркетолог».

С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетинга

На моем примере могу сказать, что если хотите стать интернет-маркетологом с нуля, то начните с самообразования и той компании, где уже работаете. Предложите помощь по сайту для начала или полное ведение, как это сделала я. Не стоит полагаться исключительно на онлайн-школы, они не панацея. Все свои главные знания я приобрела с помощью самообразования и на практике, методом тестирования гипотез и тыканья на все кнопки.

Я бы не хотела миновать никакие этапы своего пути к маркетингу, поскольку они привели меня туда, куда я хотела попасть. Было сложно, страшно, хотелось все бросить много раз из-за неуверенности в своих силах и знаниях. Но всё получилось, и это круто!

Подведем итоги

1. Мнения практиков о необходимости высшего образования для старта в профессии маркетолога разделились примерно 50/50. Одни уверены, что фундаментальная вузовская база нужна, другие считают, что и без нее вполне можно справиться с работой, и даже может лучше получиться. Так что, если вы привыкли подходить к делу основательно, то можете поступать в вуз, чтобы изучать классику маркетинга, а потом уже набираться практического опыта.

2. Другой путь – самостоятельное изучение основ маркетинга и его инструментария. Это можно сделать, подписавшись на каналы и блоги известных маркетологов, и воспользоваться онлайн-курсами «Яндекса», Google, ВК, Facebook, Figma. Если есть возможность заплатить за учебу, не стоит пренебрегать курсами известных агентств и компаний.

3. Дальше, если уже есть хотя бы минимальное представление о том, что и как надо делать, – стажировка. Многие компании набирают новичков, не имеющих никакого опыта, и растят маркетологов буквально с нуля.

4. Креативный вариант начала карьеры маркетолога: раскрутить какой-либо продукт (свой аккаунт, канал кофейни на соседней улице, сайт компании, в которой работаете совсем не на позиции маркетолога) и использовать результаты уже для своего продвижения в бизнесе.

И еще один важный вывод. Если решили с нуля стать маркетологом, не бойтесь делать ошибки: большие и маленькие провалы – это тоже опыт, и очень ценный, потому что вы точно будете знать, как не надо делать, а это уже много.

Источник

Как новичку стартовать в digital-маркетинге : самостоятельное обучение

С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетинга

София Гаитбаева ppc.world (до 2021 года)

Чтобы стать врачом, юристом или преподавателем, необходимо окончить вуз. А что мы знаем о том, как начинают свою карьеру специалисты по digital-рекламе? Где учатся и набираются опыта, чтобы приступить к работе? Или опыт не так уж нужен, и стартовать можно без него? На эти вопросы нет однозначного ответа, потому что путь каждого специалиста уникален.

Кто-то ворвался в digital без навыков, на одном энтузиазме и сумел прокачаться в процессе работы. Другие же, прежде чем начать карьеру, проходили курсы, стажировались или занимались самообучением. Мы собрали истории PPC-специалистов, которые пришли в профессию разными способами. В этом материале мы расскажем о том, как начать карьеру в digital с помощью самостоятельного обучения.

Самостоятельное обучение не требует финансовых затрат со стороны новичка. В интернете сейчас можно найти буквально всё. В сети огромное количество российских и зарубежных ресурсов, форумов, чатов в Telegram, YouTube-каналов, блогов, где можно узнать про рекламу и интернет-маркетинг.

Кроме того, и сами рекламные платформы заинтересованы в увеличении количества рекламодателей, и потому создают собственные обучающие программы и курсы, пройти которые можно бесплатно, по окончанию сдать тест и получить сертификат. Вот несколько для начинающих:

лекции о рекламе от команды «ВКонтакте»;

онлайн-курс по рекламе в myTarget;

Больше полезных курсов и ресурсов для обучения контекстной рекламе мы собрали в материале.

О поиске информации

Как правило, всё это дает базовые знания про маркетинг и рекламу. На начальном уровне можно обойтись простыми бесплатными уроками и справкой от рекламных систем, но позже потребуется искать что-то более продвинутое, например, чтобы узнать, как конкретный инструмент работает в той или иной тематике.

И в этом заключается основная сложность самостоятельного обучения — необходимо самостоятельно искать, фильтровать и структурировать информацию, а это непросто: информации много, но далеко не вся она качественная.

Ограничиться только статьями на русском языке тоже вряд ли получится, ведь большая часть новинок и трендов идет с Запада. Многие опытные специалисты регулярно читают зарубежные отраслевые издания, чтобы как можно раньше узнавать об обновлениях и перенимать полезные подходы. Так делает специалист по контекстной рекламе Елена Червонец. Она начала изучать контекст 11 лет назад, когда не было тренингов, курсов и видео на YouTube. Всё обучение — по справкам рекламных систем и материалам Google Академии. Но когда Елене захотелось углубиться в тему, она перешла на зарубежные источники.

С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетинга

Елена Червонец специалист по контекстной рекламе, chervonets.pro

Когда я начинала работать в Google Ads, мне очень не хватало опыта более продвинутых специалистов. Хотелось подсмотреть какие-то классные и интересные лайфхаки, секреты, методики. В России тогда было немного таких продвинутых специалистов по Google Ads, и я начала активно искать эту информацию в зарубежных источниках. Я читала статьи американских рекламных агентств, лидеров мнений в PPC и маркетинге. Моими учителями стали Ларри Ким (Larry Kim), Нил Патель (Neil Patel) и Авинаш Каушик (Avinash Kaushik).

Наиболее полезным для меня оказались практические знания в контексте:именно рабочие стратегии и варианты применения тех или иных рекламных инструментов. Теория это, конечно, прекрасно, но часто она не имеет ничего общего с практикой. Информация о том, что и как работает в разных нишах, всегда очень ценна.

Еще одним источником информации могут стать форумы, тематические сообщества в соцсетях, чаты в Telegram. Интернет-маркетолог Святослав Слюсарь начинал изучать таргетированную рекламу в группах «ВКонтакте», исследовал опыт специалистов на форумах и задавал вопросы в ветках разных тем, а также смотрел записи уроков.

О практике

Вторая сложность самостоятельного обучения состоит в том, что теорию не всегда удается переложить на практику. Тут два варианта. Первый — попробовать рекламировать собственный проект, и тогда придется вкладывать в это свои деньги. Святослав Слюсарь продвигал собственную тату-студию, а уже затем стал искать клиентов на стороне среди знакомых тату-мастеров и владельцев салонов. Хотя первые попытки были не совсем удачными, он сумел набраться опыта, чтобы в дальнейшем начать настраивать более эффективные кампании.

Второй вариант — найти клиента. Искать заказчиков можно через биржи фриланса, в тематических группах в соцсетях, в чатах или даже через сарафанное радио и знакомых. Дадим несколько источников, где можно попробовать найти первых клиентов:

Клиенты могут оказаться даже ближе, чем вы думаете. Елена Червонец рекомендует, в первую очередь, узнать у друзей и знакомых, не нужна ли им реклама. Для вас это первый кейс, для них — бесплатная настройка.

Конечно, немногие согласятся сотрудничать с новичком без опыта, даже если он прочитал много статей про digital-маркетинг и получил сертификат от рекламной системы. Результаты такого продвижения могут не вполне удовлетворить заказчиков, да и сами начинающие специалисты часто опасаются обращаться к потенциальным клиентам и запускать первые кампании. Но практика обязательна, поэтому, если вы решили освоить всё самостоятельно, начинайте работать и не бойтесь набивать шишки.

С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетинга

Елена Червонец специалист по контекстной рекламе, chervonets.pro

Я начинала работать с контекстной рекламой, когда занимала должность руководителя дилерской сети в одной небольшой литовской компании. Однажды ко мне подошел мой директор и сказал: «Лена, нас надо продвинуть в интернете». До сих пор помню эту фразу. Я начала изучать новое для себя направление и практиковаться в рекламном аккаунте моей компании. Это и был мой первый клиент.

Спустя год я поняла, что мне хочется большего. Я решила брать дополнительные проекты на стороне и начала искать клиентов на биржах фриланса. Буквально через неделю я нашла своего второго клиента — русскоязычных ребят из Дубаи (я, кстати, до сих пор с ними работаю). А потом закрутилось. Я довольно легко находила новые проекты. Но в тот период совершила типичную ошибку всех новичков на фрилансе — устанавливала слишком низкую цену за работу. Однако даже несмотря на это, мой заработок на фрилансе довольно быстро сравнялся с моим доходом от офисной работы. А когда офис закрылся, я просто приняла решение остаться на фрилансе.

О дисциплине

Еще одна задача — как начать и не бросить. Нужно уметь дисциплинировать себя и регулярно выделять время на занятия. Следуйте рекомендациям, чтобы не терять фокус при обучении:

Определите цели. Научиться интернет-рекламе — не самая понятная цель. Необходимо понять, зачем, в течение какого срока и что конкретно вы хотите изучить. Например, «я хочу течение полугода научиться настраивать рекламу в Директе, чтобы сдать тест на сертификат и попробовать устроиться на работу в агентство». Также не забывайте, что цель должна быть реалистичной. Вряд ли получится освоить три рекламными системы и перейти к практике за несколько недель.

Попробуйте технику «Работа помидорами». Поставьте таймер на 25 минут, в течение которых вы интенсивно обучаетесь или практикуетесь, а следующие пять минут отдыхайте. В течение 25 минут вы должны быть полностью погружены в работу и ни на что не отвлекаться. Отключите все уведомления в мессенджерах и соцсетях, не отвлекайтесь на ленту новостей, видео в YouTube, разговоры с друзьями и т. д. Можно оставить уведомления только для тех контактов, которые требуют срочного ответа.

Планируйте. Составьте четкий план обучения с конкретными этапами и датами. Чтобы удобнее было отслеживать, что вы уже сделали и над чем еще предстоит поработать, заведите привычку записывать свои задачи на день, на неделю, на месяц. Можно воспользоваться планировщиками задач, такими как Todoist, Firetask, Any.do и т. д.

Читайте по теме

Рекомендации для тех, кто хочет учиться самостоятельно

Мы попросили специалистов дать несколько советов для тех, кто выбрал самостоятельное обучение.

С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетинга

Елена Червонец специалист по контекстной рекламе, chervonets.pro

Если вы решили пойти по пути самостоятельного изучения контекстной рекламы, я советую начать со Школы Директа. Также делюсь списком зарубежных бесплатных ресурсов, где можно получить сертификат:

Constant Contact by Social Media 101;

С чего начать изучение маркетинга. Смотреть фото С чего начать изучение маркетинга. Смотреть картинку С чего начать изучение маркетинга. Картинка про С чего начать изучение маркетинга. Фото С чего начать изучение маркетинга

Святослав Слюсарь интернет-маркетолог

Что могу порекомендовать начинающим специалистам:

Создайте список новостных ресурсов, которые нужно читать каждый день. Обновлений в маркетинге много, и необходимо следить за ними каждый день, чтобы обладать актуальной информацией. Например, недавнее появление таргетинга в TikTok. Если поймать момент и пробовать такие инструменты сразу, как только они появились, можно выйти на рынок с этой услугой. Немногие агентства предлагают работать с TikTok, еще меньше специалистов знают, что при первом запуске можно получить 300$ на первую рекламную кампанию. Обладая актуальной информацией, можно опередить других маркетологов

Составьте список ресурсов — личные блоги, подборки статей, форумы — с обсуждением разных тем и каждый день их просматривайте.

Выделите определенные периоды для углубленного изучения одной темы. Например, месяц погружения в Google Ads. В это время не изучайте ничего по другим темам, чтобы не переключаться. Новости читайте по всем темам, но расширяйте знания только в одной выбранной.

Начните вести собственный блог или Telegram-канал для себя и своих знакомых. Цель не в том, чтобы стать популярным обозревателем, а в том, чтобы научиться писать на профессиональные темы. Например, нашли интересный материал, попробовали на практике и пересказали в своем блоге. Интересных тем полно. Например, до сих пор нигде не вижу информацию про то, что в Facebook можно отключить 20% НДС от всех платежей. Хотя заметка интересная. Темы можно искать на крупных иностранных форумах, потому что большинство российских каналов пересказывают то, что подсмотрели там.

Нарисуйте MindMap обучения. Это поможет визуально отобразить, какие направления в маркетинге существуют и что можно изучать. Составьте план того, что нужно читать, пробовать и смотреть. Больше пишите и выносите все мысли в блокнот.

Итого

Основное преимущество самостоятельного обучения — в том, что оно бесплатно. Но часто такой вариант обучения не дает начать зарабатывать максимально быстро на своих знаниях, отмечает Елена Червонец. По ее мнению, на курсах можно получить требуемые знания за 2-3 месяца, а при самостоятельном обучении на то же самое понадобится около года. Так что стоит помнить, что платить деньгами чаще всего выгоднее, чем своим временем.

С ней согласен Святослав Слюсарь. Он отмечает, что приходится тратить много времени на поиск информации. Ту же информацию можно получить гораздо быстрее, если найти человека, который в теме, или хорошие курсы. Сложно организовать рабочий процесс и дисциплинировать себя, также есть риск потратить много времени на изучение материала, который не принесет пользы.

Если вы понимаете, что вы справитесь с организацией рабочего процесса и не будете отлынивать, готовы самостоятельно искать и фильтровать информацию, в том числе из зарубежных источников, а также сможете найти клиентов или вложиться в продвижение собственного проекта, то самостоятельное обучение будет полезно и принесет свои плоды.

Составьте список российских и зарубежных источников об интернет-маркетинге, регулярно мониторьте их на предмет полезных статей и свежих новостей, чтобы быть в курсе обновлений. Изучайте техники тайм-менеджмента и внедряйте их, чтобы сделать обучение более продуктивным. Когда чувствуете, что готовы к практике, начните искать клиентов. В первую очередь, обратитесь к знакомым, возможно, им нужна реклама. Также поищите заказы на биржах фриланса, попробуйте устроиться на работу в агентство или на сторону клиента.

Если же ваша задача — максимально быстро обучиться и начать работать с клиентами, лучше делать это на качественных курсах. О них мы поговорим в следующем материале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *