С чего начать изучение немецкого языка в 5 классе
Немецкий самостоятельно: с чего начать учить язык?
Время чтения: 9 мин
Какие они, первые шаги в изучении немецкого (и не только)? Какой учебник выбрать? Где взять дополнительные материалы по немецкому? Как тренировать разговорную речь и письмо? Об этом и многом другом читайте в нашем сегодняшнем материале!
Если вы задались целью изучать немецкий язык, то перед вами обязательно возникнет вопрос, как его лучше учить: в группе, индивидуально с преподавателем или самостоятельно. Некоторые отдают предпочтение самостоятельному изучению языка по разным причинам: отсутствие времени для посещения групповых курсов, нехватка средств на оплату занятий, желание «двигаться в своем темпе» без особых рамок, и так далее.
Выбираете именно такой формат? Мы уважаем ваш выбор и хотим помочь вам выстроить свои занятия так, чтобы они проходили максимально эффективно. Сегодня рассмотрим, какие учебные пособия станут надежными помощниками в освоении новых знаний, а также дадим рекомендации, как организовать обучение.
С чего начать учить язык
Итак, вы решили изучать немецкий язык самостоятельно. Первое, что мы рекомендуем сделать – взять за основу учебник. Простое, казалось бы, решение, но, тем не менее, далеко не каждый решает начать с этого важного шага.
Условно учебники немецкого языка можно разделить на два типа:
И в тех, и в других, есть как минусы, так и плюсы.
Немецкие учебники направлены на развитие разговорных навыков. В них вы найдете настоящую немецкую речь, разговорные фразы. Грамматика берется непременно и сразу применяется в разговоре. К таким учебникам относятся, к примеру, Themen neu, Themen aktuell, Delfin, Schritte, Lagune, Menschen. Но что является недостатком немецких учебников, так это то, что грамматика не всегда прорабатывается как следует. То есть упражнений для формирования грамматического навыка не всегда бывает достаточно.
Этот недостаток, однако, с лихвой можно восполнить, воспользовавшись каким-нибудь российским учебником. Вот здесь-то вы найдете «грамматический рай». Масса всяческих упражнений, переводов. Все направлено на формирование и закрепление грамматических навыков. Но, к сожалению, к навыку говорения это не имеет ни малейшего отношения, да и лексика чаще всего давно устарела.
Исходя из этого, самое лучшее – совмещать учебники немецкие и российские. Возможно, вам будет сложно самостоятельно заниматься «с нуля» по немецким учебникам: там все по-немецки, как ни странно. Так что если у вас совсем нет опыта в изучении языка, то имеет смысл для начала воспользоваться каким-нибудь российским пособием. Там все очень подробно разложено по полочкам.
Фонетика
Не пренебрегайте фонетикой! Ваше произношение – это то, что собеседник слышит, прежде всего, и из чего, собственно, у него складывается первое впечатление о том, как вы владеете языком.
Скажите, чью речь вам будет проще воспринимать: человека, у которого хорошее произношение и немного грамматических ошибок, или того, у кого отвратительное произношение, но отличная грамматика? Пожалуй, единого ответа здесь быть не может, но всё же можно сказать: «встречают по произношению, а провожают уже по грамматике» 🙂
Да, повторение слов за диктором не самое увлекательное занятие. Но, во-первых, это послужит вам замечательной тренировкой правил чтения на начальном этапе. А во-вторых, это избавит вас от подробного чтения «вводного фонетического курса», который есть почти во всех отечественных самоучителях.
Мы советуем следующие учебники для постановки произношения: Middleman Doris „Sprechen Hören Sprechen», Gerhard G.S. Bunk „Phonetik aktuell», издательство Ассимиль «Немецкий без труда сегодня» („Deutsch ohne Mühe heute»). Все четко и ясно, есть упражнения на каждый звук. Так, учебник выбрали, произношение тренируем…
Грамматика
Что касается грамматики, тут все просто: в любом самоучителе масса всего для тренировки грамматических структур. Но можно использовать и что-нибудь дополнительно. Из отечественных учебников рекомендуем: Алиева С. К. «Грамматика немецкого языка в таблицах и схемах», Овчинникова А.В., Овчинников А.Ф. «500 упражнений по грамматике», Тагиль И.П. „Deutsche Grammatik in Übungen» и „Deutsche Grammatik». В последних двух книгах вы найдёте много упражнений на каждое правило с подробным объяснением.
Грамматик немецких издательств тоже масса: Chr. Lemke и L. Rohrmann „Grammatik Intensivtrainer A2″, S. Dinsel и S. Geiger „Großes Übungsbuch Grammatik», естественно, Dreyer Schmitt „Lehr- und Übungsbuch der deutschen Grammatik». Начинать с нее мы не рекомендуем: для начинающего там очень много незнакомой лексики. Но в дальнейшем она точно пригодится.
Лексика
Но, к сожалению, такие правила как, например, «к мужскому роду относятся названия природных явлений (ветров, осадков)» или «все существительные с окончанием «-ung» – женского рода» и еще два десятка подобных способов определения рода у существительных не всегда смогут вам помочь. Поэтому род имен существительных НАДО ЗАУЧИВАТЬ. Без этого никуда.
Каждое немецкое существительное имеет артикль (который зависит от его рода). Запоминаем артикли с помощью увлекательной игры. Сумеете пройти все уровни?
Разговорный навык
Ну что ж. Вроде все выучили – 40 первых слов, пару грамматических правил, произношение потренировали. Итак, теперь самое главное. Надо начать говорить. Для разговора нужен собеседник. Так как вы изучаете язык самостоятельно, вариантов у вас не так и много. Первый ваш собеседник – это вы сами. Да, для начала вам придется ГОВОРИТЬ С САМИМ СОБОЙ.
Во-первых, вы себя всегда выслушаете (как говорится, всегда приятно поговорить с умным человеком), не будете торопиться и сможете достроить фразу без суеты, спокойно.
И, постепенно пополняя лексический запас и изучая все новые грамматические правила, усложняйте предложения. Описывайте все, что происходит вокруг, что вы видите и слышите. Так вы разберетесь с заучиванием артиклей (особенно, когда пойдут немецкие падежи) и с грамматикой. Выстроится монологическая речь.
Для диалогической речи все же ищите реального собеседника. На форумах полно людей, которые ищут, с кем поговорить на изучаемом языке. Идите туда, найдете кучу друзей. Опять же, соцсети открывают много новых возможностей. Можно найти носителей языка, просто приятных собеседников. Кстати, в Телеграм-канале Deutsch Online есть чат для живого общения на немецком, присоединяйтесь.
Но и здесь есть свои особенности. Да, с носителем языка вы сможете побороть языковой барьер, изучите много разговорных обиходных фраз, но вот получить ответ на вопрос «почему здесь говорится так, а не так» вы сможете не всегда, ведь носители языка не изучали методику его преподавания, да и не все помнят школьные правила. Так что мы также советуем подключать индивидуальные занятия с преподавателем, который подскажет, например, согласно какому правилу предложение строится так, а не иначе.
В Deutsch Online вы можете записаться на индивидуальные занятия немецким языком с сертифицированными преподавателями из России и Германии. Наши менеджеры помогут подобрать того, кто подойдет именно вам, и уже с первых занятий вы начнете строить путь к своим целям. Запишитесь прямо сейчас, позвонив по телефону 8 (800) 350 03 83 (звонок по России бесплатный), или пройдите по ссылке для записи онлайн!
Письменная речь
Немаловажную роль в изучении языка играет письменная речь. Данный навык также поможет в дальнейшем успешно сдать международный экзамен на знание немецкого.
Если вы уже взяли за основу какой-то учебник, то подобного рода задания точно будут в рабочей тетради. Отдельно помочь с развитием навыков письменной речи может пособие Hueber Verlag „Lesen & Schreiben“ всех уровней. Там вы найдете различного рода задания: составление списка покупок, написание поздравительной открытки, правильное оформление почтового конверта и многое другое.
Кстати, не лишними будут пособия по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Оттуда можно взять клише для письменной части и типовые задания. Для примера приведем пособие издания «Просвещение»: Макарова Н.И., Ветринская В.В. «ОГЭ. Немецкий язык. Письменная часть».
Материал готовили
Алена Кирпичева, Анастасия Чебанова, команда Deutsch Online
20 лайфхаков, которые помогут выучить немецкий
Тем, кто начинает учить немецкий после английского, кажется, что этот язык — мука. Неправильный порядок слов, артикли, отделяемые приставки и падежи, от которых зависят окончания. В конце концов, слово «девочка» оказывается среднего рода. Журналист Ольга Кузьменкова на своей странице в фейсбуке предложила 20 простых советов, которые помогут побороть все сложности в изучении не только немецкого, но и других языков.
0. Сначала про словарь. Словарь нужен всегда, но требования к нему сильно зависят от языка
Для немецкого нужен такой, где указан род существительного, форма множественного числа и сочетаемость глаголов с предлогами. Гугл-транслейт не подходит. Подходит, например, «Мультитран». И, конечно, duden.de. Хотя последний такой медленный, что жутко бесит.
1. На начальном этапе очень важно выучить правильные артикли
В будущем слова с уровня А1 часто будут попадаться в новых формах на следующих уровнях, а потом и в журнале Der Spiegel (der Zug — der Bezug — der Verzug; der Satz — der Ansatz — der Beisatz).
2. Проще всего учить артикли, подключая зрительную память
3. Все новые слова нужно группировать по родам
4. Если много времени проводите дома — развешивайте там списки новых слов (рассортированных по цветам, естественно)
Списки должны быть на уровне глаз в тех комнатах, где вы больше всего проводите времени. Быстрее всего учатся те слова, что попадают на дверцу холодильника, на дверцу шкафчика с чашками или на стену напротив рабочего места. Бумажек должно быть много.
5. Форму множественного числа надо писать сразу рядом с новыми словами
6. Немецкий язык похож на русский словообразованием, и этим надо пользоваться
Если в словаре несколько вариантов перевода, выбирайте тот, который ближе по словообразованию к немецкому слову (например, для слова grundlegend стоит выучить вариант «основополагающий», а не «решающий»; для слова überschütten — «осыпать»).
7. Приучите себя обращать внимание на перевод/значение приставок, суффиксов и запоминать их
Ab- = от-, bei- = при-, zer- = раз- и так далее. Ищите перевод слова, который учитывает перевод приставки (ver-hindern — пред-отвращать; ver-muten — пред-полагать; ver-treten — пред-ставлять интересы, а не «защищать» их).
8. Старайтесь понять и запомнить неочевидное значение предлогов
9. Падежи. Не пытайтесь выучить все падежи сразу и бегите от преподавателя, если он попытается объяснить вам все падежи за раз
Сначала — винительный, он часто бывает нужен и с ним меньше всего возникает проблем. Месяца через полтора беритесь за дательный. Когда почувствуете, что поняли оба, можно браться за родительный (хотя к этому моменту вы уже и так про него всё поймёте).
10. Если вопрос «куда» — это винительный. Если вопрос «где» — это дательный
Это, к счастью, объясняют всем. Но не всем объясняют, что это правило работает и для глаголов. Может, потому, что для понимания этой закономерности требуется абстрактное мышление. Если глагол имеет явное или скрытое значение движения, скорее всего, он требует после себя винительного падежа. Это как будто бы все тот же вопрос «куда» (denk an mich — думай обо мне (= иди ко мне в мыслях). Если финальная точка движения важнее, чем процесс движения, нужен дательный — это как будто бы всё тот же вопрос «где». Sag mir — скажи мне (= «мне» тут важнее, чем всё остальное).
11. Начинайте читать неадаптированные под ваш уровень тексты с первого дня изучения языка
В первые пару месяцев читайте книги по методу Ильи Франка: одно предложение на немецком, одно — на русском. Потом абзац целиком. Начиная с уровня А2 (через 3-5 месяцев изучения языка с нуля), переходите на массовые (не элитарные) газеты. Читайте рубрики про жизнь: колонки с советами про отношения, рецепты, спорт, лайфстайл. Постепенно усложняйте, переходите на лонгриды. Найдите издания с лёгким и понятным языком. Например, подойдёт швейцарский Das Magazin. Даже не думайте браться за Der Spiegel, это слишком сложно.
12. Некоторые советуют на первых порах читать про себя, чтоб не заучивать неправильное произношение
По-моему, это фуфел! Лучше как раз читать вслух, причём громко вслух. Так вы будете привыкать к своему голосу, когда говорите на иностранном языке. И ещё так вы сможете тренировать мышцы губ-языка-гортани, с помощью которых вам надо научиться произносить новые звуки.
13. Чтение, письмо, говорение и восприятие языка на слух — разные навыки и тренируются по-разному
Исключение составляет, пожалуй, только письмо. Письмо отлично тренирует речь. На начальных этапах даже лучше, чем само говорение. Поэтому пишите больше сочинений. Неважно, что вам «обычно» не задают письменные домашние задания. Попросите себе дополнительное, письменное задание на дом. Пишите не очень много, но часто.
14. Пишите от руки все, что хотите понять и запомнить
Артикль, форму множественного числа, сочетание «глагол с предлогом» — всё это нужно прописывать.
15. Старайтесь раз в месяц (или в неделю, если хватает дисциплины) устраивать ревизию и выписывать в тетрадь все новые слова, которые встречались в распечатках и учебнике
Учить их не надо. Надо один раз прочитать и выделить маркером те слова, которые могут вам ещё не раз пригодиться (короче говоря, ищем базовую лексику). Время от времени надо просто вальяжно пролистывать тетрадку и повторять слова, выделенные маркером. Когда тетрадь закончится, скорее всего, вы обнаружите, что вы знаете 90% из тех слов, что вы никогда не выделяли маркером.
16. На начальном этапе постарайтесь выучить побольше микрослов, добавляющих смысла и связей в предложении
Это предлоги, частицы и прочее (es, auch, noch, schon, mit, denn, überall, zu). Они помогут обходиться своим маленьким, но гордым словарным запасом.
17. На следующих уровнях выписывайте и учите побольше устойчивых выражений
Во-первых, это красиво. Во-вторых, с их помощью получается говорить быстрее и увереннее.
18. Используйте язык каждый день
Можно всего по десять минут, но каждый день. Неважно как: хоть пишите, хоть читайте, хоть слушайте ужасный немецкий хип-хоп (из него я узнала все матерные слова).
19. Чтобы поддерживать язык, обязательно продолжайте на нём читать
Если хватит силы воли на то, чтобы систематически выписывать новые слова из прочитанного, будет совсем супер. Вообще, приучите себя смотреть в словарь всегда. Даже если вам кажется, что вы поняли слово из контекста и видели его 150 раз до этого. Всегда лучше проверить в словаре ещё раз.
20. Не хотите учить немецкий — не учите
Вообще ничего не делайте через силу. Подождите, пока появится настроение.
Как обучить ребенка языку
Время чтения: 9 мин
Какие существуют методики обучения детей иностранному языку? Что делать, чтобы увлечь ребенка и привить интерес к языкам? Какие приемы самые эффективные? Данная статья также будет полезна преподавателям, работающим с детьми и желающим разнообразить свои занятия.
Родители, чьи дети изучают иностранный язык, хоть раз задавались следующим вопросом: как внедрить иностранный язык в повседневную жизнь, чтобы ребенок мог в игровой форме продолжать обучение даже вне учебного класса. Сегодня мы вместе постараемся ответить на этот вопрос.
Особенности обучения детей
Давайте чуть подробнее рассмотрим особенности обучения детей.
Итак, если мы говорим об обучении детей иностранному языку, то стоит отметить, что методика обучения будет отличаться от методики обучения взрослых. Сухая теория, правила, термины – всё это, скорее, оттолкнет ребенка от изучения языка, покажется скучным и сложным. Игровая форма обучения – то, что понадобится нам при работе с детьми. Что же можно предложить юным ученикам?
Обратите внимание! Все нижеперечисленные идеи могут быть изменены вами в зависимости от потребностей ребенка, изучаемой темы и ограничиваются только вашей фантазией. Не бойтесь экспериментировать!
Как разнообразить урок иностранного языка для детей
Кубики
Их легко найти в магазинах, да и сделать самим вполне реально. Это могут быть кубики с буквами, с цифрами, геометрические фигурки разной формы. Их можно использовать для составления слов из букв, для объяснения порядка слов в предложении (например, треугольник – подлежащее, квадрат – сказуемое и так далее), для объяснения счета, прочтения сложных чисел. Если у вас уже есть дома обычные кубики, то вы можете наклеить на них нужные буквы или цифры, распечатанные на принтере. Играйте с ребенком, кто составит больше слов или кто назовет самое длинное число.
Фигурки
Наглядность – вот, что нужно при работе с детьми. Им важно всё видеть и щупать. У всех дома найдутся игрушки или фигурки в виде животных, например. Изучите с ребенком названия этих животных на немецком языке. Идя по улице, играйте с ребенком, называйте животных, которых видите, птиц, насекомых. Усложните задание и считайте, сколько кошек вы сегодня увидели, а сколько собак. Необязательно использовать образ животного. Можно взять для наглядности фрукты, овощи, предметы одежды.
Мемори
Мемори – известная многим игра на развитие памяти. Вам понадобятся карточки (опять же, вы можете распечатать их самостоятельно) с парными изображениями. Это могут быть тематические карточки: только фрукты, только транспорт или только еда. Вы можете подбирать изображения под ту тематику, которую проходите с ребенком. (Например, немецкая лексика по темам есть в специальном разделе нашего сайта). Разложите карточки хаотично изображением вниз. Ребенку нужно будет найти, где лежат одинаковые карточки, запоминая, где до этого были изображения, которые он уже переворачивал. Как только пара найдена, ребенок называет по-немецки, что изображено на картинке.
А карточки для изучения немецкого языка для взрослых вы можете найти на нашем сайте:
Также в запоминании слов могут помочь мнемотехники. Об этом у нас есть отдельная статья.
Задания на соотнесение
Задания на соотнесения также весьма разнообразны и легки в реализации. Вы можете взять те же карточки с животными и предложить ребенку показывать изображение животного, которого вы называете. Либо возьмите яблоки (можно конфеты, бананы, всё, что можно посчитать) и дайте ребенку задание посчитать количество предметов на немецком языке (соотнести цифру и количество предметов).
Развивающие книги
Если вы зададитесь целью найти развивающие книги для детей, то наверняка найдете много интересного. Есть книги с озвучкой. Например, на странице нарисовано животное, а после нажатия на кнопку звучит его название на немецком языке. В книгах есть удобные стишки для запоминания слов, считалочки. Сейчас можно многое заказать онлайн, даже из Германии, так что не беспокойтесь, если не нашли ничего подходящего в книжном магазине. Детские книги очень красочные и, наверняка, полюбятся юным ученикам.
Вам также могут быть полезны наши подборки:
Мультфильмы / песни
Просмотр мультфильмов на иностранном языке поможет ребенку привыкнуть к звучанию иностранном речи, различать интонацию. Часто в самих мультфильмах встречаются легкие для запоминания песни, которые вы можете разучить с ребенком. Как правило, они имеют запоминающийся мотив и несложную лексику. Можете петь их с ребенком в дороге либо дома.
Вам также могут быть полезны наши подборки:
Ваш ребенок “просел” в немецком и нуждается в помощи? Проведите новогодние каникулы с пользой и получите дополнительные уроки и подарки за покупку курсов немецкого языка для школьников до 9 января 2022! Приглашаем вас ознакомиться с программами обучения на нашем сайте (по ссылке выше) или позвонив по телефону 8 (800) 350 03 83 (звонок по России бесплатный).
Раскраски
Казалось бы, что общего у раскрасок и иностранного языка. Так кажется только на первый взгляд. Как же можно внедрить это задание в изучение иностранного языка? Например, диктуйте ребенку, каким цветом раскрасить картинку, называя цвета на немецком языке. Либо пусть части картинки будут пронумерованы, а каждому номеру соответствует определенный цвет (например, 1 – grau, 2 – gelb, 3 – rosa). В качестве разнообразия попробуйте такое задание: говорите, сколько яблок нужно закрасить на картинке. Bemal zwei Blumen, fünf Bücher, drei Löwen!
Вам также могут быть полезны наши материалы:
Рисование под диктовку
Немного другая форма работы, но тоже связанная с рисованием. Здесь ребенку предстоит рисовать что-то под диктовку. Вы говорите ребенку на немецком языке, кого или что рисовать, какого цвета, какие есть детали. Zeichne eine schwarze Katze! Sie ist groß. Sie hat zwei Kätzchen. Sie spielen im Garten. Можно дать волю фантазии. Пусть ребенок рисует сам, а потом представит вам свою картинку на немецком языке, как на выставке. С трех лет ребенку уже хочется делать всё самостоятельно, так позвольте ему это при помощи данного упражнения.
Узнай звук
Найдите в интернете различные примеры звуков (самолёт, корова, море, барабан и т.д.). Включайте ребенку звук, а он пусть назовёт вам слово на немецком языке, соответствующее источнику звука. Das war das Flugzeug. Ich höre das Meer. И это задание можно усложнить. Спросите ребенка, где можно услышать такой звук, что он представляет, когда его слышит. Это упражнение помогает развивать фантазию, а также соотносить звуковые образы с визуальными.
Повседневные глаголы
Разучите с ребенком глаголы повседневного общения (например, geben, helfen, nehmen, kaufen) и иногда говорите свою просьбу на немецком языке. Gib mir bitte dein Spielzeug! Kannst du mir helfen? От вас не требуется вести беседу на немецком языке, но такие спонтанные включения немецкого языка в повседневное общение помогут ребенку в дальнейшем быстро реагировать на иностранные фразы, не тратя время на переключение с одного языка на другой.
Приложения
Конечно же, без них никуда. Их огромное множество. Приложения включают все вышеперечисленные формы работы, вам остается только выбрать, какое подходит именно вам. Но не увлекайтесь приложениями для телефона или компьютера, поберегите зрение ребенка.
Описание картинок
Когда ребенок говорит уже не отдельными словами, а может складывать их в предложения, предложите следующую игру: описать увиденное. Вы можете использовать картинки, а можете выполнять это упражнение, гуляя в парке и описывая деревья. Можно даже находиться дома и описывать, где лежит какой-то предмет в комнате, какого цвета предметы мебели и так далее. На первых этапах не требуется составлять сложные предложения, но вы можете постепенно усложнять задание. Сравните: Der Tisch ist groß. Der Tisch, der in der Ecke steht, ist groß, aber sehr praktisch.
«Крокодил»
Игра, знакомая многим, может пригодиться и при изучении иностранного языка. Для нее не понадобится ровным счетом ничего из инвентаря. Для тех, кто с данной игрой не знаком, кратко расскажем правила: один игрок показывает загаданное слово, не произнося при этом ни звука, а остальные его отгадывают. Вы можете меняться ролями – сначала вы загадываете слово, потом выступаете в роли отгадывающего. Ich denke, das ist ein Apfel. Stimmt das?
Мы рассмотрели с вами несколько идей, как сделать изучение иностранного языка интересным и легким для ребенка и мотивировать его к изучению языка. Смело пользуйтесь данными упражнениями, но не забывайте, что обучение должно происходить ненавязчиво. Не перегружайте ребенка, но регулярно уделяйте минут 10 в день на занятие иностранным языком. Со временем это войдет в привычку, и вы сможете увеличивать время занятия. Viel Erfolg!
А для тех, кто хочет правильно спланировать обучение ребенка иностранному языку, чтобы в дальнейшем он смог, например, поступить на профильный факультет или даже учиться в университете в Германии, мы подготовили материал «Когда и как ребенку учить язык«.
Материал готовила
Анастасия Чебанова, команда Deutsch Online