С чего начать изучение нейропсихологии
ТОП-20 курсов «Нейропсихолог» в 2021 году: обучение онлайн. Рейтинг, сравнение, стоимость.
1 место. Курс «Нейропсихология» — Высшая школа «Среда обучения»
Программа разработана для:
Дисциплины программы:
Компетенции по итогам обучения:
По окончании обучения выдаётся диплом ведущего психологического Московского вуза.
2 место. Курс «Клиническая психология: специализация по детской нейропсихологии» — ЧОУ ДПО «Институт возрастной нейропсихологии»
Программа рассчитана на 1306 академических часов, и её главная цель — это подготовка специалистов в области детской нейропсихологии. Обучение дает право и возможность ведения профессиональной деятельности в области детской нейропсихологии в различных учреждениях в зависимости от базового высшего образования.
Программа переподготовки состоит из двух блоков: теория и практика
Теоретический блок
Практический блок
Выдаваемый документ:
Диплом о прохождении профессиональной переподготовки по программе дополнительного образования.
3 место.Курс «Нейропсихология. Переподготовка. » — Институт организационной психологии
Программа готовит сертифицированных клинических психологов со специализацией “нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение”, сочетает в себе теоретический, технологический и практический аспект подготовки нейропсихолога.
Программа курса:
Курс «Нейропсихология» — Институт Практической Психологии и Психотерапии
Программа включает все компетенции в соответствии с профессиональным стандартом «Нейропсихолог».
Содержание:
16 дисциплин, направленных на глубокое усвоение знаний и получение профессиональной компетенции
Курс «Нейропсихология» — НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»
Данная программа профессиональной переподготовки предназначена для клинических психологов, выпускников специалитета по специальности «Психология», магистров психологии, бакалавров психологии, специалистов, магистров и бакалавров в области специальной психологии (дефектологии, олигофренопедагогики, логопедии и пр.)
Программа подразумевает подготовку слушателей к следующим видам профессиональной деятельности:
Целью программы является формирование у слушателей профессиональных компетенций, обеспечивающих эффективное решение практических, научно-исследовательских и научно-методических задач в области нейропсихологии.
По итогам обучения слушатели овладеют:
Курс «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» — НИУ ВШЭ
Целью освоения дисциплины является освоение студентами представлением о наиболее влиятельных нейропсихологических теориях в контексте исторического развития основных общепсихологических школ, а также об основных формах нарушений психических процессах, возникающих в связи с повреждениями головного мозга.
Содержание:
Планируемые результаты обучения
Курс «Практическая нейропсихология» — НАДПО
Цель программы – показать слушателю суть профессии нейропсихолога, дать теоретические знания и практические инструменты, необходимые для успешного выполнения трудовых обязанностей.
Слушатели приходят на данный курс, чтобы:
Учебный план:
По окончании обучения выдаётся диплом.
Курс «Практическая нейропсихология» — Национальный центр развития дополнительного образования
Нейропсихология исследует формирование, структуру, нарушения и восстановление высших нервных функций головного мозга и состояние психики.
Практической задачей нейропсихологии является анализ нарушений высших функций психики и методы их восстановления и развития.
Цель курса дистанционной профессиональной переподготовки – дать слушателям знания в области нейрофизиологии и функционирования головного мозга, познакомить с методами анализа и диагностики нарушений ВПФ, техниками восстановления высших функций с помощью нейропсихологии.
Программа:
6 месяцев (850 часов)
По окончании обучения выдаётся диплом.
Курс «Детская нейропсихология» — Онлайн-институт Smart
В результате прохождения курса вы:
Кому подойдет этот курс:
Программа курса:
4 модуля,18 онлайн лекций с записью и обратной связью, 10 практических заданий с проверкой экспертом
Курс «Нейропсихологическая диагностика и когнитивная коррекция детей и подростков» — Портал ДПО
Обучение включает в себя видео-презентации объёмом около 30 часов с подробно представленными преподавателями темами, а также живые вебинары в программе zoom в количестве 16 штук продолжительностью от 1,5 до 2,5 часов каждый, на которых слушатели могут получить ответы на все интересующие вопросы по теме.
Каждый из двух модулей обучения сопровождается организационными вебинарами, где могут быть получены ответы на вопросы по курсу, а также подробный разбор заполнения рабочих тетрадей и прохождения итогового тестирования.
Содержание:
Программа цикла:
Курс «Нейропсихологическая диагностика» — Нейропсихологический центр Норма плюс.
Краткое содержание курса:
Программа курса:
После прохождения обучения выдается сертификат Центра и супервизорская поддержка.
Курс «Детская нейропсихология» — АДПО
Эта программа для вас, если вам нужно:
Вы узнаете и научитесь
В ходе обучения Слушатели, будущие нейропсихологи, актуализируют знания по следующим проблемам:
Учебный план:
12 недель, 340 часов
Курс «Нейропсихология» — NBU
Программа обучения:
По окончании курса Вы получите пакет документов – официальный диплом, международное приложение на английском языке и квалификационный сертификат.
Курс «Нейропсихология» — Международная Академия Бизнеса
Программа обучения:
Курс «Нейропсихология» — АНО “НИИДПО”
Курс «Нейропсихологические основы эффективного обучения» — Фоксфорд
Этот курс для вас, если:
6 навыков, которые вы получите на курсе:
Программа курса:
С чего начать изучение нейропсихологии
Нейропсихология — наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.
Цель нейропсихологии — понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением человека.
Выделяют следующие задачи нейропсихологии:
История развития
В России и Советском Союзе большую роль в развитии клинической нейропсихологии сыграли Л.С. Выготский и А.Р.Лурия.
Л.С. Выготский – начал проводить первые нейропсихологические исследования в нашей стране.
А.Р.Лурия – создатель системы отечественной нейропсихологии и комплекса методов исследования лиц с поражением мозга.
Отрасли нейропсихологии:
Основными направлениями нейропсихологии являются следующие:
В настоящее время все шире развивается нейропсихологический подход при изучении здорового человека, например, исследование межполушарной асимметрии.
Основные принципы строения мозга.
Головной мозг– высший орган нервной системы. Он представляет собой единую систему, состоящую из дифференцированных отделов, которые выполняют различную роль в реализации психических функций. Головной мозг может быть условно подразделен на несколько уровней, каждый из которых осуществляет собственные функции. I уровень – кора головного мозга – осуществляет высшее управление чувствительными и двигательными функциями, преимущественное управление сложными когнитивными процессами. II уровень – базальные ядра полушарий большого мозга – осуществляет управление непроизвольными движениями и регуляцию мышечного тонуса. III уровень – гиппокамп, гипофиз, гипоталамус, поясная извилина, миндалевидное ядро – осуществляет преимущественное управление эмоциональными реакциями и состояниями, а также эндокринную регуляцию. IV уровень (низший) – ретикулярная формация и другие структуры ствола мозга – осуществляет управление вегетативными процессами.
В каждом полушарии имеется пять долей:
Существенно более развиты у человека по сравнению со всеми представителями животного мира, включая и высших приматов, лобные доли мозга — как их корковые отделы, так и подкорковые связи.
Воможности нейропсихологии
Опыт нейропсихологических исследований позволил перейти от работы с болезненными нарушениями психической деятельности человека к изучению психики здоровых людей. Оказалось, что в помощи специалиста, владеющего методами нейропсихологии нуждаются не только люди с локальными поражениями мозга, но и клиенты без органических патологий. Особенно наглядно это проявляется в работе с детьми. Решение некоторых профессиональных задач может быть гораздо эффективнее с применением данных нейропсихологии.
Нейропсихологические исследования показали, что несформированность тех или иных высших психических функций может быть связана либо с задержкой созревания определенных зон мозга, либо с недоразвитием межанализаторных связей. Поскольку в нейропсихологии функция рассматривается как сложная функциональная система, то нарушение любого звена этой системы и на любом уровне приводят к дефекту функции. Но механизмы этого нарушения будут разные. Раннее нейропсихологическое обследование ребенка дает возможность установить уровень сформированности его психических функций и готовности к обучению, поставить точный диагноз на основе научных данных и тем самым предупредить или уменьшить трудности обучения ребенка.
У детей к моменту обучения могут оказаться недостаточно сформированными отдельные психические функции или их звенья. Наиболее часто оказываются недостаточно сформированными динамика моторных процессов, пространственный праксис и гнозис, слухоречевая память, произвольная организация, программирование и контроль деятельности в целом. При этом недостаточно сформированные высшие психические функции или их звенья оказываются наиболее уязвимыми к неблагоприятным воздействиям социального или биологического характера и в этом случае подвергаются наибольшему нарушению. Нейропсихологический анализ психических функций у детей позволяет выявить возможные отставания в их развитии и предотвратить неуспеваемость.
Трудности обучения у детей с минимальными мозговыми дисфункциями могут быть связаны с множеством факторов. В свою очередь эти факторы отражают несостоятельность определенных звеньев психических функций вследствие их несформированности. Основой этой несформированности выступает незрелость или искаженное формирование их мозговой организации. В зависимости от того, какая именно функция мозга недостаточно сформирована, проявляются те или иные нарушения развития.
Для успешной коррекции дефекта необходимо выявление механизма и причин имеющихся у ребенка трудностей в обучении. Для этого явно недостаточно простой констатации факта нарушения психической функции и описания особенностей этого нарушения. Необходимо системное нейропсихологическое обследование. О методах нейропсихологического обследования более подробно расскажут мои коллеги. В результате нейропсихологического обследования должен быть сделан качественный анализ полученных результатов. Он включает изучение состояния личности, эмоционально-волевой сферы ребенка, описание двигательных качеств и того вида праксиса, который нарушен более грубо, описание речи и выделение именно того фактора, который оказывает основное воздействие на речь, выявление тех психических функций, которые имеют в основе своего нарушения тот же фактор, а также описание и анализ интеллектуальной деятельности. Такой системный анализ позволяет педагогам, психологам понять дефект, выделить его психологический аспект и организовать восстановительное и формирующее обучение.
О нейропсихологических методиках коррекции развития психических функций расскажут более подробно мои коллеги. А я перечислю основные положения нейропсихологии детского возраста по А.В.Семенович:
Нейропсихологическое сопровождение ребенка опирается на следующие положения нейропсихологии детского возраста (по А.В.Семенович):
В настоящее время нейропсихология активно развивается. Ее принципы и методы широко используются в работе со взрослыми и детьми. Последние направления в нейропсихологии направлены на использование науки в других областях. Например, в педагогике.
Нейропсихолог
Нейропсихолог занимается коррекцией тех или иных функций человеческой психики, что способствует улучшению их работы. Результатом его деятельности является восстановление речи, нормализация особенностей восприятия, мышления, а также различных высших функций психики. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Представитель этой профессии тесно сотрудничает с педагогами и клиническими психологами.
Особенности профессии
Работа нейропсихолога помогает клиенту адаптироваться к тем условиям жизни, в которых находится в данный момент. Официально выделяют две отрасли нейропсихологии: взрослая и детская. Вторая является более молодой и развивается очень быстро, пока что не имея официального ответвления. Именно поэтому для детских проблем с психикой в нейропсихологии используются те же методы диагностики, что и для взрослых.
Чаще всего нейропсихологи работают с детьми, которые страдают от:
Также этот специалист помогает детям с ограниченными умственными способностями врожденного характера или же тех, которые появились в течение жизни, к примеру, после травм. Для каждого ребенка нейропсихолог подбирает особую обучающую программу, благодаря которой и возможна эффективная коррекция функций психики. Она заключается в выполнении разнообразных заданий, направленных на улучшение внимания, памяти и др.
Клинический психолог в области нейропсихологии работает и со взрослыми пациентами. Они прибегают к помощи этого специалиста после поражений нервной системы, которая пострадала в результате заболеваний, физических и психологических травм. Важно помнить: этот специалист не является доктором.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
Минусы:
Важные качества
Касаемо человеческих, а не профессиональных качеств, представителю этой профессии требуется уметь расположить к себе пациента и установить с ним доверительные отношения. Обязательным условием является наличие эмпатии, но при этом умения абстрагироваться, не пропуская проблемы пациента через себя. Также необходимо иметь устойчивую нервную систему, так как в практике нередко попадаются трудные случаи заболеваний.
Нейропсихолог должен уметь работать с детьми, поскольку именно они составляют большую часть от всего количества пациентов. Необходимо терпение и выдержка.
Кроме того, представителю этой профессии потребуется постоянное повышение квалификации и самообучение. Преимущественная часть исследований в сфере нейропсихологии публикуется на английском, поэтому важно владеть знаниями этого языка. Кроме того, на различных семинарах международного уровня на этом языке можно будет обменяться опытом со специалистами из других стран.
Обучение на Нейропсихолога
Курсы
Чтобы стать специалистом данного профиля, сначала необходимо получить высшее образование по профессии «клинический психолог». Далее квалификацию нужно повысить в аспирантуре, параллельно с этим защитить кандидатскую диссертацию, а затем докторскую.
Место работы
После окончания учебы нейропсихологи устраиваются в государственные учреждения в качестве клинических психологов, а также в нейрохирургические клиники. Часто они выбирают должность педагога-психолога, работают в медико-психологических центрах. Кроме того, представителю этой профессии можно устроиться в частную клинику, где обычно предлагается гибкий график работы и высокий доход.
Оплата труда
Зарплата нейропсихолога на декабрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Зарплата нейропсихолога зависит от страны, региона, в котором он осуществляет свою деятельность. Непосредственно в Москве только что начавший осуществлять практику работник получает около 20000 рублей, а опытный специалист зарабатывает 50000 рублей. Оплата работы профессионального специалиста в области нейропсихологии может составлять более 90000 рублей. Те, кто осуществляют частную практику, могут зарабатывать гораздо больше, при том условии, что действительно обладают фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии.
Карьера
Одним из путей роста карьеры нейропсихолога является возможность стать главой отделения. Многие специалисты открывают частные кабинеты, а также занимаются научной деятельностью, которая нередко выходит за пределы страны. Это открывает большие перспективы в международной практике.
Профессиональные знания
Для клинического психолога в области нейропсихологии необходимо обладать знаниями в таких областях, как:
Особенное внимание стоит уделить разделам этих областей, которые ориентированы на детей.
Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов. В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать.
Известные люди этой профессии
Лурия Александр Романович — основатель отечественной нейропсихологии. Направление было открыто после исследований механизмов мозга у тех пациентов, которые страдали локальными поражениями этого органа, нередко в результате травм. Лурия выдвинул гипотезу о том, что нельзя корректировать только один участок мозга: необходимо осуществлять комплексную работу всех его узлов. Утвердил классификацию афазических расстройств, открыл несколько форм нарушений речи.
Величковский Борис Митрофанович — российский психолог, профессор нейропсихологии, начальник отдела нейрокогнитивных наук. Создал более 10 трудов, посвященных исследованиям в сфере психологии и нейропсихологии.
Дэвид Майерс. Американский социальный психолог. Автор известных трудов в области психологии, в том числе книги «Социальная психология», которая дает возможность понять основные принципы этой науки на очень простых примерах.
Что нужно знать собираясь на прием к детскому нейропсихологу
Нейропсихология – это научное направление, которое создалось на грани нейронауки и психологии, занимающееся изучением функционирования структур головного мозга и их связи с психическими процессами и формой поведения живых существ. Практическая нейропсихология используется в научно-исследовательских организациях, которые занимаются клиническими исследованиями, применяется в судебных и следственных учреждениях, в специализированных клиниках с направлением клиническая нейропсихология.
Практическая нейропсихология применяется в решении задач медицинской психологии: диагностике и реабилитации. Клиническая и теоретическая составляющие нейропсихологии действуют в неразрывном единстве, при изначальных условиях формирования и развития нейропсихологии.
Практическая нейропсихология пребывает на стадии развития, её основные направления определяются расширением области применения метода синдромной нейропсихологической деятельности к диагностике таких категорий больных, в которых нарушения психических функций слабее выражены, чем при опухолях и более диффузны в своем проявлении.
При этом нейропсихологическая квалификация структуры расстройств психики, требует систематизированного описания данных синдромной диагностики, содержащего то, что только вошло в практику, но не успело получить освещения в раньше опубликованных фундаментальных исследованиях.
В актуальное время начинает активно развиваться такое направление психологии, как нейропсихология индивидуальных различий, её еще называют дифференциальной нейропсихологией. Эта отрасль занимается изучением мозговой организации процессов психики и состояний здоровых личностей, на основе методических и теоретических достижений нейропсихологической науки. Актуальность метода нейропсихологического анализа психических функций у здоровых индивидов определяется практическими и теоретическими сведениями.
Главной теоретической задачей, возникающей в области нейропсихологии, встает необходимость ответа на вопрос о возможности распространения общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, которые сложились при исследовании последствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц.
Цены на нейропсихологию детского возраста
Виды занятий | Стоимость одного занятия / сеанса | Длительность одного занятия / сеанса | Рекомендуемое количество занятий/сеансов |
Индивидуальное нейропсихологическое занятие | 1000 руб. | 45 мин. | от 2 раз в неделю |
Групповое нейропсихологическое занятие | 800 руб. | 45 мин. | от 2 раз в неделю |
активно занимается вопросами нейропсихологии детского возраста. Наши специалисты проводят диагностику малышей, выявляют патологии и разрабатывают индивидуальные коррекционные программы. Мы используем актуальные методики детской нейропсихологии, позволяющие эффективно избавляться от существующих проблем.
Как проводится диагностика?
Нейропсихологическая диагностика осуществляется в светлом просторном кабинете, где нет посторонних людей или отвлекающих факторов и специалист остается с ребенком один на один.
При этом обстановка должна быть спокойной и доброжелательной: ребенок должен чувствовать себя комфортно.
Нейропсихолог общается с ребенком короткими фразами, простым языком. Это нужно для того, чтобы малыш лучше понимал, что от него хотят.
Диагностика проводится в игровой форме, в виде тестов и упражнений. Длительность ее проведения составляет:
Нейропсихологическая диагностика включает в себя исследования:
Когда нужно обратиться к специалисту
Нейропсихологическое обследование рекомендовано всем детям, планирующим поступление в первый класс. Оно позволит родителям узнать, готов ли малыш к освоению школьной программы и учебным нагрузками. Также необходимо посетить детского нейропсихолога если ребёнок:
Методы, которые использует детская нейропсихология, наиболее эффективны в дошкольном и младшем школьном возрастах. Поэтому лучше обращаться к специалисту, когда ребёнку от 3 до 12 лет. Современная детская нейропсихология объясняет это тем, что в раннем возрасте происходит формирование основных структур мозга, отвечающих за высшие психические функции.
Патологии, изучаемые наукой
Разберем основные патологии, которые входя в сферу деятельности нейропсихологии.
Нарушения особенно часто встречаются в сенсорной и двигательной сфере. Известно, что на формирование индивида, причем как в интеллектуальном плане, так и в психическом, непосредственное влияние оказывают структуры мозга, которые называют подкорковыми.
Ели у ребенка присутствует патология подкорковых образований, то он будет крайне быстро ощущать усталость при любой деятельности.
Кроме того, ему будет сложно сохранять внимание и концентрироваться на чем-либо, он постоянно будет отвлекаться.
Также могут быть проблемы с запоминанием какой-либо информации. Довольно часто присутствует нарушение тонуса мышц (он слишком высокий или же, наоборот, сильно снижен).
Детская нейропсихология проводит исследования и коррекционную деятельность таких нарушений, как:
Нейропсихологическая коррекция в
В первом приёме детский нейропсихолог проводит обследование ребёнка. Диагностика позволяет определить уровень развития ВПФ малыша, его потенциал и имеющиеся проблемы. В зависимости от выявленной патологии нейропсихологом разрабатывается индивидуальная программа коррекции. Она также учитывает возраст малыша, особенности его характера и личности. Индивидуальная коррекционная программа задействует классические методики нейропсихологии детского возраста, сенсорно-ориентированную терапию и приёмы из смежных наук (логопедии, психологии, педагогики, неврологии и пр.).
Специалист концентрируется не на последствиях, а на причинах, вызывающих сложности в обучении. Например, ребёнок допускает множество ошибок при письме. Это может быть связано не только с безграмотностью, но и с нарушением фонематического слуха, сложностями при концентрации, быстрой утомляемостью и так далее. Выявив причину проблемы, специалист подбирает наиболее эффективный способ её устранения. Заставляя малыша учить правила и переписывать диктанты по несколько раз, вы не добьётесь желаемого результата. Это только приведёт к отторжению, протестному поведению и возникновению комплексов.
Основы нейропсихологии
Развитие нейропсихологии, как самостоятельной дисциплины началось в 40-х годах. Этому способствовали некоторые причины, например, возникновение физиологических теорий (теория многоуровневого построения движений, концепция функциональных систем).
Системный подход к высшим психическим функциям и концепция о постоянных и изменчивых компонентах движения стали теоретической основой теоретических представлений других исследователей. Психолог А. Лурия использовал эти представления в авторской идеи о динамической локализации высших психических функций (ВПФ).
Развитие нейропсихологии связано с появлением теории культурно-исторического развития высших психических функций (ВПФ) Л. Выготского. Принципы теории, сформулированные Л. Выготским, положили начало многолетним исследованиям, которые проводил А. Лурия со своими коллегами.
В период Великой Отечественной войны нейропсихология начала развиваться наиболее ускорено. В то время было много раненных с различными поражениями головного мозга, что позволило проводить клинические проверки теоретических оснований науки.
Большой вклад в развитие нейропсихологии привнесла Б. В. Зейгарник. Она вместе с сотрудниками изучала патологии мыслительных процессов и аффективную сферу, случаи органических повреждений мозга.
Нейропсихология, как наука имеет определенные задачи. Она изучает изменения течения психических процессов в случаях локальных повреждений мозга, наблюдая при этом связь психической деятельности с определенным мозговым субстратом.
Нейропсихология посредством метода анализа выявляет общие структуры в разных психических процессах. Одной из основных задач нейропсихологии является ранняя диагностика поражений мозга.
Выделяют несколько видов нейропсихологии.
Клиническая нейропсихология исследует больных с локальными повреждениями мозга. Основной задачей является изучение синдромов при поражениях мозга. Обследования этой области имеют практическое значение для диагностики, психологического заключения о необходимости лечения, реабилитации и прогноза дальнейшего состояния больных. Метод нейропсихологического исследования есть основным методом клинической нейропсихологии.
Современная клиническая нейропсихология исследует синдромы, которые связаны с повреждением правого полушария, с нарушением глубинных мозговых структур, с расстройствами межполушарного взаимодействия. Современное развитие этого направления нейропсихологии ориентировано на развитие методов диагностики локальных повреждений мозга.
Экспериментальный тип нейропсихологии занимается исследованием различных форм расстройства процессов психики при локальных повреждениях мозга. Большой вклад в экспериментальную нейропсихологию внес А. Лурия, он хорошо изучил процессы памяти и речи. Он создал классификацию афазий, основанную на концепции о речевой деятельности человека, как сложной функциональной системы, со значительными дополнительными сведениями об организации памяти.
Современная экспериментальная нейропсихология занимается исследованиями особенностей расстройств эмоциональной сферы личности и когнитивных процессов при различных локализациях поражений мозга.
Нейропсихология развития – направление, которое занимается выявлением закономерностей развития главного мозга, что очень важно для диагностики повреждений мозга и выявления детской мозговой дисфункции. В разные периоды онтогенеза повреждения разных участков мозга проявляются по-разному. Исследования этой сферы позволяют найти закономерности психических функций, и подвергнуть анализу воздействие локализации поражения на психическую функцию относительно возраста.
Больше всего нейропсихологический анализ ориентирован на определение трудностей в обучении детей младших классов относительно минимальных мозговых дисфункций, приводящих к специфическому развитию функциональных систем психики, которые нехарактерны данному возрастному периоду и основываются на неуправляемом включении механизмов компенсации.
С помощью нейропсихологической диагностики можно выявить закономерности связи психических функций и мозга в онтогенезе и определить факторы, влияющие на отклонения в темпе развития какой-то психической функций.
Нейропсихология реабилитации занимается восстановлением деятельности ВПФ при локальных повреждениях мозга. Нейропсихология реабилитации в основном занимается разработкой методов для восстановления речи. Данные методы опирались на положение о том, что психическая функция может восстанавливаться через преобразование функциональной системы. Поврежденная функция начинает действовать с помощью сформированной системы психических средств, что предполагает новую мозговую организацию.
Современная реабилитационная нейропсихология применяется в работе с больными, перенесшими инсульт, травмы мозга и другие повреждения. Также занимается разработкой новых методов для восстановления речи. Работает над разработкой новых групповых, аудиовизуальных методов, которые воздействуют на эмоционально-личностную сферу пациентов.
Нейропсихология занимается достаточно сложными исследованиями, поэтому в связи с этим часто возникают определенные проблемы. Выделяют три основные проблемы нейропсихологии.
Проблема объекта. Ранее объектом нейропсихологии являлись пациенты с локальными повреждениями мозга. Однако последние исследования продемонстрировали, что методы нейропсихологии могут применяться также для изучения практически здоровых личностей.
Проблемы нейропсихологии включают трудности локализации, связанные с определением и классификацией областей мозга, что отвечают за отдельные стороны психической функциональной системы. Природа многих процессов главного мозга до сих пор считается неведомой.
Проблемы нейропсихологии включают трудности с определением нейропсихологического метода для исследования психических функций. А. Лурия создал нейропсихологическую методику для исследования больных и изучения различных психических функций и процессов. Проблема данного метода в том, что он не соответствует современным данным исследования.
Теоретическая сторона нейропсихологии представляет также методы нейропсихологии. Согласно с теорией системной структуры психических функций, любая являет собой функциональную систему, состоящую из множества звеньев.
Периодические нарушения одной и той самой функции проходят по-разному, зависимо от того какое звено будет пораженным. Собственно поэтому главной задачей в нейропсихологическом исследовании есть установление качественной специфики расстройства, кроме просто констатации факта повреждения работы какой-то функции. Процесс качественной квалификации симптома (анализа психической дисфункции) проводится посредством специального набора методов с использованием клинических данных.
Благодаря А. Р. Лурия наука значительно обогатилась, поскольку в нее вошли методы нейропсихологии, которые стали главным средством в клинической диагностике повреждений мозга. Эти методы ориентированы на изучение: личностных характеристик и поведения пациента; произвольных действий и движений; познавательных процессов (памяти, речи, мышления, восприятия).
Методы нейропсихологии, выделенные А. Р. Лурией, используют в своей деятельности психологи, педагоги и логопеды.
Выделяют также еще одну группу методов – это научные методы нейропсихологии, к ним входят сравнительно-анатомический и метод раздражения.
Сравнительно-анатомический метод нейропсихологического исследования ориентирован на определение зависимости способа жизни и поведения от особенностей структуры нервной системы, посредством данного метода определилась структура коры полушарий мозга, и выяснились принципы работы головного мозга.
Метод раздражения заключается в анализе специфики высших психических функций при прямом воздействии на мозг. Есть несколько видов данного метода: прямое, непрямое и раздражение отдельных нейронов мозга.
Метод прямого раздражения заключается в непосредственном воздействии на определенные участки коры, через электрический ток или механическое, химическое раздражение. Таким методом, было выделено расположение моторных зон коры у собак, также этот метод применяли к обезьяне и после этого на человеке. Несмотря на то, что исследования методом раздражения уже проводились ранее на человеке, сейчас он имеет ограничения касательно исследования человека, именно поэтому появился метод с непрямым раздражением (непрямой стимуляцией коры мозга).
Метод непрямого раздражения показывает колебания электрической активности отдельных частей мозга при влиянии на них разных факторов. Например, метод возбужденных потенциалов, при котором в ответ на воздействие регистрируются колебания ритмов в электроэнцефалограмме или микроэлектродный метод – это процесс внедрения электродов в нейроны мозга для определения их активности при разной степени воздействий.
Нейрокоррекция для детей: упражнения дома для начинающих в зависимости от возраста
Каждое упражнение рассчитано на определенный возраст. До 5-6 лет важно хвалить ребенка, даже если у него не получается. Постоянное напоминание о недостатках может отбить охоту заниматься. Позже дети могут распознавать ложные похвалы, поэтому следует стимулировать к успеху.
Обратите внимание! По этой теме было написано немало интересных книг. Одна из наиболее качественных — практическое пособие В. С. Колганова и Е. В. Пивоварова.
Полезные пособия для начинающих
По следующим примерам легко понять, что такое нейропсихологическая коррекция, упражнения ее представлены ниже.
Обратите внимание! Количество заданий, которые можно использовать, достаточно большое.
«Речка-берег»
Эта игра обычно используется на праздниках, но в нейропсихологии она изменена таким образом, что ее можно проводить и с одним участником.
Важно! Данное упражнение хорошо подходит для детей от 5 лет, чтобы развивать навыки реакции и внимания.
«Мама-робот»
Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.
Значение дидактических игр для подготовительной группы
Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов.
Дочь рассказывает маме как печь пирог
Для более старших детей можно использовать вариант упражнения с графическим диктантом. Ребенок рисует какой-то предмет на листочке в клеточку, повторяя только уже начертанные линии, позже этого объясняет маме, как по клеточкам нарисовать такой же.
Обратите внимание! Упражнения подходят для детей от 5 лет. Выполняются индивидуально и в парах. Способствуют развитию навыков планирования.
Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.
После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.
Игра для развития внимания «Корректор»
В первую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой журнал или книгу и выбрать в ней «неправильные» буквы, например, Ж, Й, Ъ. Причем делать это нужно за определенное время.
Обратите внимание! Если ребенок выполнил упражнение верно, похвалить его.
Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше. Игра очень полезна для невнимательных детей.
Поиск букв на время
«Молчу — шепчу — кричу»
Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.
Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.
«Прикосновения»
Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.
К сведению! Игра помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение у гиперактивных детей. Она подойдет и для детей младшего возраста.
Эффект от занятий обязательно будет, если выполнять все регулярно и правильно. Только нужно запастись терпением и, что бы ребенок не делал, реагировать спокойно.
Эта программа для вас, если вы:
Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 2 месяца (144 часа).