С чего начать изучение организма человека
С чего начать изучение организма человека
Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии
План изложения нового материала
1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками
2. История развития науки
3. Методы,применяемые в изучении науки
4. Потребности человека
5. Условные плоскости, оси, отделы человека
Порок развития — это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.
2. История анатомии
3.В изучении анатомии применяются методы:
В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.
4. Потребности человека
5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии
Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную
Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии
А n а t о m е – рассечение
Ответить на вопросы :
1.Дать определения,что такое анатомия, физиология
2.что такое норма, порок развития, уродство?
3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины
4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?
5.назовите методы изучения анатомии и в чем они заключаются
12 книг, которые доступно объясняют, как функционирует наше тело
Мы находимся в своём теле всю жизнь, но при этом не знаем, как работают наши органы, для чего в организме протекают определённые процессы, какие скрытые опасности есть у наших вполне безобидных, на первый взгляд, привычек. Школьная программа не вмещает в себя столько полезной информации, а это значит, что большинство людей слабо представляет, как функционирует их тело. И пусть знать всё на свете и нереально — в наших интересах получить как можно больше ответов на свои вопросы и начать более осознанно относиться к себе и своему организму. Мы подготовили подборку отличных книг, которые просто и понятно объясняют, как работает твоё тело.
1. Гевин Френсис. Путешествие хирурга по телу человека
Книгу Гевина Френсиса можно посоветовать всем. Она будет одинаково понятна и интересна и тем, кто совсем не разбирается в анатомии, и тем, кто не пропустил ни одного урока биологии в школе. Автор пишет о человеческих органах и частях тела, затрагивая истории из личного опыта работы хирургом: про своих пациентов, происшествия, случившиеся с ними, их переживания и ошибки, которые привели к возникновению той или иной болезни. Доктор обращается к истории медицины, делится с читателями интересными фактами и сопровождает свой рассказ многочисленными иллюстрациями.
Эта книга может стать для тебя своеобразным путеводителем по собственному телу. Она доступным языком объяснит даже самые сложные понятия.
2. Йаэль Адлер. Что скрывает кожа. 2 квадратных метра, которые диктуют, как нам жить
Потрясающая книга, которая объясняет информацию доступно и с юмором. Как раз то, что нужно, для такой серьёзной темы. Йаэль Адлер детально рассматривает самый крупный человеческий орган, занимающий площадь почти 2 кв. метра. Мы редко задумываемся о том, сколько функций ежесекундно выполняет наша кожа: она защищает нас от внешних раздражителей, вступает в контакт с окружающей средой, определяет температуру, щупает предметы, помогает выводить жидкость из нашего тела, служит для определения нашего физического и психического состояния. Пора разузнать об устройстве и работе кожи чуть больше, чтобы лучше понимать себя и свой организм.
3. Скотт Карни. Всё в твоей голове. Экстремальные испытания возможностей человеческого тела и разума
Что заставляет нас испытывать себя на прочность, закаляет нас, повышает выносливость, продлевает нашу жизнь и стирает пределы возможностей нашего разума? Ответы на эти вопросы даёт журналист и антрополог Скотт Карни в своей книге. Он решил узнать, как люди выживают в условиях экстремального холода или жары, обходятся несколько суток без пищи или избавляются от болезней, которые считаются неизлечимыми. Книга Карни — это целое журналистское исследование внутреннего потенциала, который был заложен в человеке в процессе эволюции.
4. Стивен Гандри. Парадокс растений. Скрытые опасности «здоровой» пищи: как продукты питания убивают нас, лишая здоровья, молодости и красоты
Книга, написанная одним из лучших кардиохирургов и трансплантологов детских сердец, стала бестселлером New York Times и в кратчайшие сроки заняла первое место в рейтинге Amazon. Доктор Гандри утверждает, что многие продукты, считающиеся полезными, могут причинить вред организму. Он описывает, что происходит в нашем теле, когда мы едим, и почему мы сталкиваемся с возникновением болезней, ослаблением иммунитета, набором или потерей веса и воспалительными реакциями.
5. Джеймс Хэмблин. Если бы наши тела могли говорить. Руководство по эксплуатации и обслуживанию человеческого тела
У каждого человека есть перечень вопросов о своём организме, которые периодически заставляют его испытывать тревогу за своё здоровье. Это вопросы о вреде татуировок; о том, как на нас влияют гормоны; о старении и смерти, о болезнях, химических процессах и т. д. Правдивые ответы на них есть в книге доктора медицинских наук Джеймса Хэмблина. Она поможет читателю разобраться в медицине, избавиться от беспокойства и понять свой организм.
6. Регина Хаух, Михаэль Хаух. Иммунитет. Всё о нашем супероргане, работа которого не видна
В книге Регины и Михаэля Хаук содержится вся известная учёным информация об иммунной системе человека — от строения до ошибок иммунитета, причин их возникновения и возможностей укрепить его. Авторы отвечают на многие популярные вопросы, например почему организм защищается лучше по утрам, как грязь и пыль влияют на иммунитет, действительно ли важно ставить прививки детям и т. д. Вся информация изложена максимально доступно, что позволяет начать использовать полученные знания сразу после прочтения.
7. Джон Фарндон. Большое путешествие по телу человека
Наверное, одна из самых ярких и доступных книг про устройство организма человека. Джон Фарндон объясняет всё, что может вызвать у нас вопросы: как работают нервы, что такое клетки и ткани, для чего нужно пить и есть, зачем человек заболевает, как организм лечится, как мозг думает, откуда в нас схожесть с родителями. Ответы на все эти и другие вопросы удобно распределены по отдельным блокам и снабжены большим количеством иллюстраций.
8. Джон Фарндон. Твой фантастический мозг
Ещё одна отличная книга Фарндона, которая объяснит, как устроен мозг, как он управляет нашими мыслями и действиями, какова связь разума с нервной системой, за что отвечают различные участки мозга. Мозг — это компьютер, причём самый сложный и удивительный из всех, которые только можно себе представить. И разбираться в том, как он функционирует, очень интересно.
9. Кен Окона-Менса. Взламывая анатомию
Наш организм функционирует без выходных, взаимодействуя с окружающим миром, заставляя все органы и части тела работать слаженно. Нам не мешало бы узнать больше об устройстве и работе нашего организма, чтобы иметь представление о том, что может помочь нам, а что, напротив, принесёт вред. Кен Окона-Менса доступным языком пишет обо всём, что происходит внутри нас: он объясняет сложную медицинскую терминологию, отвечает на интересующие многих вопросы, иллюстрирует свои слова наглядными примерами. Ещё одна обязательная к прочтению книга о том, что должен знать каждый.
10. Сергей Вялов. О чём молчит печень. Как уловить сигналы самого крупного внутреннего органа, который предпочитает оставаться в тени
Потрясающая книга доктора Вялова об органе, о котором мы знаем не так уж много. Автор делится десятками фактов о том, как работает печень, что может стать причиной возникновения её болезней, как проблемы с печенью могут отражаться на работе целого организма. Каждая тема сопровождается таблицами и схемами, которые доходчиво объясняют сложную медицинскую информацию.
11. Хайдер Варрайч. Сердце, которое мы не знаем. История важнейших открытий и будущее лечения сердечно-сосудистых заболеваний
Огромное количество людей ежегодно умирает именно из-за проблем с сердцем и сосудами. Сердце — важнейший орган человеческого тела и одновременно один из самых уязвимых. Книга американского кардиолога Хайдера Варрайча детально описывает строение и функции сердца и коронарных сосудов, рассказывает о самых распространённых болезнях, об их диагностике и безопасном лечении. Всё, что нужно знать о сердце, есть в этой потрясающей книге.
12. Билл Брайсон. Тело. Руководство пользователя
Билл Брайсон написал, пожалуй, один из самых удивительных путеводителей по устройству и функционированию человеческого организма. Написанная простым языком, с множественными отсылками к истории медицины, анатомическими анекдотами и фактами, которые поразят даже того, кто уже давно интересуется строением тела, эта книга может стать настольной для всех, кто следит за своим здоровьем.
Как постигать медицину: анатомия
Путь в тысячу миль начинается с одного маленького шага. В противовес этому афоризму хочется сказать, что путь к успеху в медицине начинается сразу с многокилометрового марафона. После поступления в медицинский университет мы видим, что на пороге оного нас встречает одна из самых необъятных дисциплин — анатомия. Приняв нас в свои хладные объятия, она окутывает до самого конца лечебной деятельности. Никто не сможет обойти эту науку: ни теоретик, ни практик, даже пациенту придется столкнуться с «делением на части» своего единого организма. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать о необходимости скрупулезного изучения этой парадоксально точной и индивидуальной дисциплины. В этом пособии мы попробуем разобрать основные правила и инструменты, которые помогут будущим и действующим докторам в изучении этого непростого предмета. С первого взгляда может показаться, что вещи, указанные в этой статье, вы уже многократно слышали, однако помните, что именно наиболее очевидными вещами пренебрегают, и из таких деталей и строится общая картина.
Чем по своей сути является анатомия?
Анатомия (от греч. ἀνα- «вновь; сверху» + τέμνω «режу, рублю, рассекаю») — фундаментальная наука, изучающая строение организма. Но, как говорил академик А.И. Струков: «Функция без структуры немыслима, структура без функции бессмысленна». Именно поэтому в рамках анатомии нужно рассматривать функции тех или иных органов и систем (физиология), а также заглядывать в смежные предметы, изучающие строения на меньшем уровне (гистология). По моему мнению, учить анатомию, не заглядывая в другие дисциплины, — сизифов труд.
Итак, мы можем вывести первое правило, которое является к тому же первым инструментом:
Изучение смежных дисциплин
Все мы были первокурсниками и понимаем, что программы в университете хватает с головой. Далеко не у всех есть свободное время, силы и возможности читать что-то помимо тех книг, что выдали в университетской библиотеке. Однако при обучении гораздо продуктивнее обращаться к так называемой клинической анатомии. Читаете анатомию глаза — смотрите этот раздел в офтальмологических учебниках. Читаете анатомию сердца — смотрите кардиологию и какой-нибудь атлас по коронароангиографии. Читаете анатомию костей — смотрите атлас рентгеноанатомии. Учите синтопию — КТ/МРТ атласы (названия учебников и авторов приведены далее).
Хорошим примером является спланхнология (наука о внутренних органах); если понять принцип работы, к примеру, печени (белоксинтезирующая, дезинтоксикационная и т.д.), то можно с легкостью объяснить особенность ее анатомии — прохождение воротной вены сквозь оную. Так же и наоборот: зная, что воротная вена собирает кровь от ЖКТ, несложно догадаться, что из нее нужно извлечь максимум питательных веществ. Какой орган способен на это? Конечно же печень. Для полного освоения нормальной физиологии настоятельно рекомендую учебник Гайтона А. К. и Холла Д. Э. «Медицинская физиология», 2-е издание, 2018. Довольно доступный и полноценный учебник, считается отличным началом для освоения медицины в целом, ибо содержит в себе не только информацию по физиологии, но и по другим фундаментальным отраслям медицины. Также можете обратиться к следующей книге С. Зильбернагль, А. Деспопулос «Наглядная физиология».
По гистологии рекомендую читать гистологический атлас Жункейра и Карнейро. Также неплох учебник Кузнецова и Мушкамбарова «Гистология, цитология и эмбриология», 2005. Читается взахлеб, как художественная литература, однако очень скуден по количеству фотографий микропрепаратов, поэтому приходится подсматривать в различные электронные:
или печатные атласы:
Полный список хорошей литературы по вышеупомянутым дисциплинам вы можете найти в соответствующих гайдах.
Таким образом, зная только функцию органа, вы сможете описать примерное его строение. Зная только строение, можно предположить функцию, которую этот орган выполняет. Так что, изучая анатомию, не ленитесь заглядывать в книги других дисциплин.
Рисовать. Больше рисовать. Еще больше рисовать
Кажется, этот пункт настолько очевиден, что его можно было бы и не включать, однако в этом гайде мы рассмотрим и совсем примитивные вещи.
Логично, что выучить анатомию просто по тексту невозможно. Именно поэтому существует огромное количество всевозможных атласов, схем, рисунков.
Все, что требуется для лучшего понимания и запоминания — перерисовка или создание схем. Не важно, насколько хорошо вы рисуете, не стесняйтесь взять в руки карандаш или ручку. Делайте это для себя, чтобы вы сами могли ориентироваться в своих рисунках. После того, как нарисовали все, что можно, делайте схемы. Не зря существует поговорка, что все гениальное — просто. Чем проще рисунок, тем проще его запомнить, и, соответственно, тем проще его воспроизвести в голове. Нарисовав несколько десятков рисунков, вы, во-первых, будете идеально знать то, что учили (вам начнет это даже сниться), а, во-вторых, вы научитесь рисовать. Это может пригодиться вам в будущем.
Несмотря на то, что существует неисчислимое количество наглядных пособий и атласов, кое-что все-таки выделить можно:
Первые 3 указанных атласа знает каждый человек, связанный с медициной, потому что это основа. К сожалению, пользоваться лишь одним атласом не получится, так как зачастую в каждом из них не хватает рисунков. Используя более двух источников, вы увидите больше ракурсов, начнете лучше ориентироваться в пространстве, поэтому вы не просто заучите, но и поймете анатомию. Вдобавок к классическим атласам я рекомендую книги, которые содержат в себе фотографии результатов лучевой диагностики, что пригодится вам как в изучении анатомии, так и в вашей дальнейшей врачебной практике. Тем более, по большей части, учебники учат нас «норме» — тому, что встречается чаще всего. Однако анатомия парадоксально точна и индивидуальна одновременно. Существует множество различных аномалий развития, которые в атласах встречаются не так часто, но в жизни с ними приходится сталкиваться чуть ли не ежедневно–еженедельно.
Не стоит забывать, что мы живем в 21 веке и анатомия сильно шагнула вперед благодаря высоким технологиям. Одним из самых серьезных нововведений я считаю появление 3D атласов с множеством функций: выделение отдельных областей и органов, пироговские разрезы, удаление каких-либо структур и добавление оных, вплоть до визуализации патологические процессов. Далее приведены основные источники, которые невероятным образом помогут вам в обучении и на которые стоит сделать основной упор при подготовке:
И в дополнение еще парочка неплохих сервисов с видеолекциями, 3D атласами и прочими приятными вещами:
Конечно же, делая упор на рисунки, нельзя забывать про текст. На вашей кафедре нормальной анатомии вам скорее всего выдадут либо кафедральный учебник, либо учебник Сапина/Синельникова. В учебнике М. Р. Сапина огромное количество текста и мало иллюстраций, соответственно, запомнить без другой литературы будет практически невозможно. В учебнике Р. Д. Синельникова количество иллюстраций больше, однако по личному опыту могу сказать, что их хватать все равно не будет. Лично я учился по учебнику Сапина, использовал дополнительно 3 атласа и остался доволен.
Повторюсь, все мы прекрасно понимаем тот факт, что у первокурсников и так весь шкаф завален книгами и что времени на чтение другого совсем нет. Этот раздел был написан потому, что необходимость в этих источниках у вас обязательно появится. Это вопрос времени. Все вышеуказанные атласы и ресурсы нельзя назвать необходимыми. Они представлены для облегчения запоминания скучной и сухой информации, написанной на выцветших страницах университетских учебников. Используя эти ресурсы, вы скорее всего уменьшите время на изучение определенной темы, потому что будете не просто ее заучивать, но и отчасти понимать.
Наглядность
Какими красочными не были бы атласы и электронные аналоги оных, они никогда не сравнятся с реальностью. Поверьте, артерии не совсем красные, а вены не совсем синие. В живом организме очень сложно дифференцировать эти структуры лишь по цвету. Именно поэтому вам нужно посещать морг в университете или за его пределами. Попробуйте найти патологоанатома, который сможет водить вас в морг и покажет анатомию, как она есть. С первого же вскрытия и препарирования вы увидите огромную пропасть между «бумагой» и «материей». Предложите свою помощь в подготовке материалов для студентов, и вы сможете быть в непосредственной близости от наглядной анатомии.
Но тем не менее, далеко не у всех будет возможность найти контакты с врачами-патологоанатомами, особенно с теми, кто пустит с удовольствием в морг. Именно для этого в университетах на кафедре анатомии есть препараты и трупы. Не стесняйтесь подходить к ним с учебником/атласом/конспектом в руках. Нужно использовать все виды запоминания (зрительную, слуховую, тактильную) для того, чтобы не потеряться в большом объеме информации. Обычно у таких препаратов собирается большое количество студентов, но вам это лишь на руку, потому что среди них скорее всего найдется отличник, который с радостью объяснит ту или иную структуру. Кроме того, вы можете напроситься на кафедре нормальной анатомии на самостоятельное препарирование анатомических препаратов. Вы будете изготавливать готовые препараты по отдельным темам (сосудисто-нервный, мышечный, костный препараты), а следовательно, будете изучать полное топографическое строение той или иной области. Смотрите, трогайте, спрашивайте, формируйте пространственное мышление, и вы добьетесь результатов.
Учите сразу на латыни
Во-первых, изучая латынь, вы сильно облегчите себе медицинскую жизнь в дальнейшем — многие заболевания, синдромы, симптомы, препараты несут в своем названии всю необходимую информацию. Во-вторых, постоянное использование другого языка стимулирует работу мозга. В-третьих, если вы хотите не только быть, но и производить впечатление квалифицированного специалиста, то латынь прекрасно вам в этом поможет. В-четвертых, переводить с латыни на русский проще, нежели наоборот (субъективное мнение автора). В-пятых, учить надо термины не откуда-то абстрактно (даже современные и особенно отечественные учебники иногда дают термины по давно устаревшей ПНА), а из актуальной Номенклатуры.
Основные проблемы при изучении
У каждого предмета есть свои нюансы в изучении: гистологию придется представлять перед глазами, можно перепутать тип эпителия, расположение слоев в тканях, физиологию придется понимать, а в анатомии можно просто запутаться.
Основная проблема анатомии — огромное количество структур, при запоминании которых мозг может отказаться раскладывать их по полочкам и упорядочивать. Решить эту проблему можно разными способами, даже простым зазубриванием, однако это не приведет к полному запоминанию и воспроизведению спустя годы. Лично я рекомендую выписывать и систематизировать информацию, написанную в учебниках и атласах. Учите ангиологию? Обратитесь к схемам Вебера. Сделайте схему крупной артерии, от нее стрелочки, которые являются ее крупными ветвями. От них такие же стрелочки с более мелкими разветвлениями. Попробуйте упростить всю информацию, ее будет легче запомнить.
Другая проблема анатомии — малое количество времени. Наверное, это можно будет считать вредным советом, но я все же рекомендую вам рационально исключать что-то из вашего внимания. Если трезво смотреть на ситуацию, то у всех был или будет момент полного отсутствия времени для изучения чего-либо. Решением этой проблемы будет «вычеркивание» из списка необходимой для запоминания темы. Учите сердце, но зачет уже через пару часов? Сделайте упор на основные моменты анатомии сердца: коронарные артерии, клапанный аппарат, полости сердца, проводящая система оного. Перикард, скелетотопию, иннервацию оставьте в покое. К изучению этой части темы вы всегда успеете вернуться, но, когда поджимают сроки, лучше заняться рациональным исключением чего-либо. Тем более, в спешке запоминания всего подряд вы сможете запутаться даже в том, что очень хорошо знали. Однако не забывайте, что вернуться к изучению пробелов вам в любом случае придется, так что не откладывайте это в долгий ящик. Да и вообще желательно не попадать в ситуацию отсутствия времени. Учите анатомию по полчаса в день вместо того, чтобы просидеть целый день и ночь перед зачетом. Постоянная стимуляция мозга к работе дает хорошие результаты.
Ну и наконец самая главная проблема изучения анатомии — утрата знаний. Спустя некоторое время вы поймете, что практически все ранее изученное бесследно исчезло в просторах вашего разума. Это нормально, ведь наш мозг устроен таким образом, что та информация, которую мы не используем, «стирается», чтобы на ее место поместить более необходимые знания.
Заключение
Как вы видите, никаких секретов в изучении нет. Придерживаясь этих несложных принципов, вы сможете сильно облегчить себе этот кажущийся непосильным труд и станете лучше ориентироваться в информации в своей голове. Осмелюсь сказать, что вы превратите эту информацию в знания, а знания в мудрость. Не останавливайтесь никогда на достигнутом: выучить анатомию полностью никогда не получится, но всегда нужно пытаться. Если вы не будете пренебрегать вышеописанными советами, то никогда операционное поле не будет для вас пропастью незнания, а жалобы пациента на боль никогда не заставят вас сомневаться в диагнозе.
Никто и никогда не даст вам самой секретной информации, овладев которой вы будете знать все. Все потому, что этой информации нет. Весь ваш результат будет зависеть от вашего собственного желания.
И помните, что не стыдно знать мало — стыдно не тянуться к знаниям.
Анатомия и физиология человека, базовые знания
Человек – наиболее продвинутое в развитии живое существо, обитающее на Земле. Это открывает возможности самопознания и изучения строения собственного тела. Анатомия изучает строение человеческого тела. Физиология изучает функционирование органов и всего человеческого организма.
Тело человека – это некая иерархическая последовательность, от простого к сложному :
Похожие по структуре клетки объединяются в ткани, которые имеют свое четкое назначение. Каждый тип ткани складывается в определенные органы, которые также несут в себе индивидуальные функции. Органы, в свою очередь, складываются в системы, которые регулируют жизнедеятельность человека.
Каждая, из 50 триллионов микроклеток в теле, выполняют определенную функцию. Для того чтобы плотнее понимать анатомию и физиологию человека, необходимо рассмотреть все системы организма.
Полноценно существовать человеку помогают 12 систем :
Скелетная или опорно-двигательная (кости, хрящи, связки) система
Основой нашего передвижения является скелет, который является главной опорой для всего остального. К скелету крепятся мышцы, присоединяются они с помощью связок (мышцы умеют растягиваться, связки нет) благодаря этому кость может быть поднята или отодвинута.
Разбирая свойства скелетной системы можно отметить, что главное в ней – это опора для тела и защита внутренних органов. Опорный скелет человека включает в себя 206 костей. Главная ось представляет собой 80 костей, добавочный скелет состоит из 126.
Типы костей человека
Всего бывает четыре типа костей:
Кости скелетной системы человека
Основные кости скелетной системы человека :
— Череп;
— Нижняя челюсть;
— Ключица;
— Лопатка;
— Грудина;
— Ребро;
— Плечевая;
— Позвоночный столб;
— Локтевая;
— Лучевая;
— Кости пясти;
— Фаланги пальцев кисти;
— Таз;
— Крестец;
— Бедренная;
— Коленная чашечка;
— Большая берцовая;
— Малая берцовая;
— Кости предплюсны;
— Кости плюсны;
— Фаланги пальцев стопы.
Строение скелета человека
В строение скелета различают :
— Скелет туловища. Состоит скелет туловища из позвоночника и грудной клетки.
— Скелете конечностей (верхних и нижних). Скелете конечностей принято делить на скелет свободных конечностей (руки и ноги) и скелет пояса (плечевой пояс и тазовый пояс).
Скелет рук состоит из :
— плеча, состоящего из одной кости, плечевой;
— предплечья, которые образуют две кости (лучевая и локтевая) и кисти.
Скелет ноги делится на три отдела :
— бедро, которое состоит из одной кости, бедренной;
— голень, образованную малоберцовой костью и большеберцовой костью);
— стопу, которая имеет в своем составе предплюсну, плюсну и фаланги пальцев.
Плечевой пояс образуют две парные кости :
Скелет тазового пояса состоит из :
— парных тазовых костей.
Скелет кисти образуют :
— запястья;
— пястья;
— фаланги пальцев.
Строение позвоночника человека
Человек стал прямоходящим благодаря особенному строению его позвоночника. Он проходит по всему туловищу и упирается в таз, где постепенно заканчивается. Последней костью является копчик, предполагается, что раньше это был хвост. В человеческом позвоночном столбе находится 24 позвонка. Через него проходит спиной мозг, который соединяется с головным мозгом.
Позвоночник разделяется на отделы, всего их пять :
— шейный отдел состоит из 7 позвонков;
— грудной отдел состоит из 12 позвонков;
— поясничный отдел состоит состоит из 5 позвонков;
— крестцовый отдел состоит из 5 позвонков;
— копчиковый состоит из 4-5 рудиментарных позвонков сросшихся между собой.
Мышечная система
Мышечная система состоит из трех видов :
— Скелетные (поперечно-полосатые);
— Гладкие;
— Мышцы сердца.
Поперечно-полосатые мышцы
— Поперечно-полосатая мышечная ткань имеет высокую скорость сокращения, поэтому она выполняет все двигательные функции.
Поперечно-полосатые мышцы это :
Гладкие мышцы
Гладкая мышечная ткань, сокращается автономно под воздействием адреналина и ацетилхолина, и скорость сокращения заметно ниже. Гладкие мышцы выстилают стенки органов и сосудов и отвечают за внутренние процессы, например переваривание пищи, движение крови (за счет сужения и расширения сосудов).
Мышцы сердца
Нервная система
Нервная ткань служит для приёма и передачи электрических импульсов.
Нервная ткань имеет три типа :
— Первый тип воспринимает сигналы из внешней среды и отправляет их в центральную нервную систему. Самое большое количество рецепторов находится во рту.
— Второй тип контактные нейроны их основная задача принимать, обрабатывать и передавать информацию, также он может сохранять проходившие по нему импульсы.
— Третий тип двигательные их еще называют эфферентные, они доставляют импульсы к рабочим органам.
Нервная система управляется головным мозгом и состоит из миллиардов нейронов. Головной мозг, в сочетании со спинным, образуют центральную нервную систему, а нервы представляют собой периферическую систему.
Модно выделить несколько основных нервных окончаний :
— Головной мозг;
— Черепно-мозговой нерв;
— Нерв, идущий к руке;
— Спинномозговой нерв;
— Спинной мозг;
— Нерв, идущий к ноге.
Эндокринная система
Эндокринная система – это совокупность биологически активных элементов, которые регулируют рост, вес, размножение и многие другие жизненно важные процессы организма. Гормоны – это химические посредники, выделяемы эндокринной системой в кровь. Железы эндокринной системы расположены в черепно-мозговой коробке, грудине и в брюшной полости.
Выделяют главные части эндокринной системы :
— Гипофиз;
— Эпифиз;
— Щитовидная железа;
— Тимус (вилочковая железа);
— Надпочечник;
— Поджелудочная железа;
— Яичники (вырабатывают женский половой гормон);
— Семенники (вырабатывают мужской половой гормон).
Кровеносная система
Кровеносная система – одна из основных человеческих систем.
Система кровообращения представлена :
— Сердцем;
— Кровеносными сосудами;
— Кровью.
Сердце – это, так называемый, насос, который качает кровь, в одном направлении, по кровеносной сети. Длина кровеносных сосудов в человеческом организме составляет около 150 тысяч километров, каждый из которых выполняет индивидуальную функцию.
Крупные сосуды системы кровообращения :
— Яремная вена;
— Подключичная вена;
— Аорта;
— Легочная артерия;
— Бедренная вена;
— Сонная артерия;
— Верхняя полая вена;
— Подключичная артерия;
— Легочная вена;
— Нижняя полая вена;
— Бедренная артерия.
Лимфатическая система
Лимфатическая система фильтрует межклеточные жидкости и уничтожает болезнетворные микробы. Основные функции лимфосистемы – это дренаж тканей и защитный барьер. Лимфатическая система пронизывает 90% тканей тела.
Качественная работа лимфосистема происходит за счет следующих органов :
— Грудной приток, впадающий в левую подключичную вену;
— Правый лимфатический приток, впадающий в правую подключичную вену;\
— Вилочковая железа;
— Грудной проток;
— Селезенка – своего рода кровяное депо;
— Лимфатические узлы;
— Лимфатические сосуды.
Пищеварительная система
Основная и главная функция пищеварительной системы – это процесс переваривания пищи.
Процесс переваривания пищи включает в себя 4 этапа :
— Заглатывание;
— Переваривание;
— Всасывание;
— Выведение отходов.
Каждому этапу пищеварения помогают определенные органы, из которых и состоит пищеварительная система.
Дыхательная система
Для правильной жизнедеятельности человеку необходим кислород, который попадает в организм благодаря работе легких – основных органов дыхательной системы. Первостепенно воздух поступает в нос, далее, после чего, проходя глотку и гортань, попадает в трахею, которая, в свою очередь разделяется на два бронха и входит в легки. Благодаря газообмену клетки постоянно получают кислород и освобождаются от, вредного для их существования, углекислого газа.
Покровная система
Покровная система – это живая оболочка человеческого тела. Кожа, волосы и ногти являются «стеной» между внутренними органами человек и внешней средой.
— Кожа является водонепроницаемой оболочкой, способной поддерживать температуру тела в пределах 37 градусов. Кожный покров защищает внутренние органы от инфекции и вредоносных солнечных лучей.
— Волосы защищают кожу от механических повреждений, охлаждения и перегрева. Волосяной покров отсутствует лишь на губах, ладонях и стопах ног.
— Ногтевые пластины несут в себе защитную функцию чувствительных кончиков пальцев рук и ног.
Репродуктивная система
Репродуктивная система спасает человеческий вид от вымирания. Мужские и женские органы размножения различны по своим функциям и строению.
Мужская половая система состоит из следующих органов :
— Семявыводящий проток;
— Уретра;
— Яичко;
— Придаток яичка;
— Половой член.
Строение женской половой системы кардинально отличается от мужской :
— Матка;
— Фаллопиева труба;
— Яичник;
— Шейка матки;
— Влагалище.
Выделительная система
Выделительная система – выводит из организма исходные продукты обмена веществ, предотвращая его отравление. Выделение вредных веществ происходит с помощью легких, кожи, печени и почек. Основная, это мочевыделительная система.
Мочевыделительная система состоит из следующих органов :
— 2 почки;
— 2 мочеточника;
— Мочевой пузырь;
— Мочеиспускательный канал.
Иммунная система
Человеческому организму постоянно угрожают болезнетворные вирусы и бактерии, иммунная система является достаточно надежной защитой против такого воздействия. Иммунная система – это совокупность лейкоцитов, белых клеток крови, они распознают антигены и помогают в борьбе с патогенными микроорганизмами.
В заключение
На протяжении многих столетий представление о строении и функционировании человеческого организма кардинально менялось. Благодаря наблюдениям и появлению анатомической науки стало возможным глобальное изучение физиологии человека.