С чего начать карьеру бухгалтера
Развитие в бухгалтерской профессии. Шагаем вверх по карьерной лестнице
Эта тема не перестает быть популярной и будоражит мысли не только штатных бухгалтеров, но и аутсорсеров. В этой статье поговорим об очевидных и новейших перспективах бухгалтерского работника. Отвечу на вопросы, как сделать первый шаг и решиться на свою модернизацию.
Для начала каждому нужно определиться, решиться, найти в себе силы на изменения. Причины по которым стоит задуматься о карьерном росте или смене направления могут быть разными, личными и не очень:
Кстати, если вы почувствовали эмоциональное выгорание, есть 10 простых советов, как выйти из этого состояния:
Если вы созрели для преображения, то перед вами встает другая проблема — как расти. Всё верно. Сначала определитесь с целью, потом исходя из требований и своих ресурсов, найдется короткий путь. Действуем по формуле: «Вижу цель, не вижу препятствий».
Теперь посмотрим на ассортимент профессий и направлений для развития бухгалтера. Двигаться можно не только по вертикали, по горизонтали, но и по диагонали.
Самый очевидный рост — это рост от бухгалтера на отдельном участке до главбуха
Что будет. Выбираете кресло главбуха, тогда помимо тяги к цифрам и отчетам запаситесь желанием учиться и повышать квалификацию, копите операционный опыт. В хорошую крупную компанию без профессиональных знаний не попасть. Налоговый кодекс станет вашей настольной книгой, а от вас потребуют супер стрессоустойчивость, педантичность и живое операционное мышление. Главбух должен справляться со своими подчиненными, оптимизировать налоги и отвечать за финансовое благосостояние компании.
Как добиться. Рекомендую читать профессиональную литературу, общаться со знакомыми главбухами. Расширяйте кругозор, например, изучайте тайм-менеджмент и профильные программы.
Инвестируйте в свое образование, закаляйте нервную систему для будущих авралов и дедлайнов, потому что под вами работают не всегда пунктуальные сотрудники.
Альтернатива бухучету — учет финансов
Что будет. После главной бухгалтерской должности можно замахнуться и на кресло директора, но только финансового. К знаниям бухгалтерии прибавляйте азы экономической теории, стратегического планирования, маркетинга, каналов продаж и т.п. И опять в вашей компетенции управление не только цифрами, но и людьми.
Как добиться. Помогите руководству разглядеть в себе потенциального финдира, даже если этой должности еще нет в штате. Не ждите предложений о повышении, а сами стройте себе дорогу. Показывайте свои достижения, делая акцент на эффективности и пользе от вашей работы. И куда же без обучающих курсов, наставничества и стажировок, изучения специализированных программ. Финдиректорами не рождаются, а становятся, переходя из профессий бухгалтеров и экономистов.
Должность бухгалтера на фрилансе — тоже профессия
Что будет. Кроме движения вверх внутри организации, можно двигаться вверх только параллельно к основной работе. Так поступают бухгалтеры на фрилансе. Многие сохраняют официальное место работы и удаленно обслуживают бухгалтерию на стороне. Может случиться, что вторая работа начнет «перетягивать одеяло» на себя, не только потому что зарплату вы устанавливаете себе самостоятельно, но и проекты могут становиться более интересными, захватывающими и масштабными.
Как добиться. Научиться искать клиентов и продавать свои услуги правильно. Совмещение двух специализаций потребует навыков планирования и тайм-менеджмента. У вас два варианта: развиваться на ощупь, руководствуясь интуицией, или под покровительством опытных наставников.
Также как удаленно вести клиентов, вы можете проходить обучение онлайн в Школе бухгалтерского бизнеса, не отрываясь от рабочих процессов.
Растущий фрилансер = будущий владелец своего дела
Что будет. Хотите ставить задачи, добиваться результатов, интерпретировать и объяснять подчиненным нюансы законодательства, открывайте свой бухгалтерский бизнес на аутсорсе. Это путь для тех, кто ставит амбициозные цели не только в саморазвитии, но и в размере получаемого дохода. В отличие от работы на «дядю», вы имеете полный карт-бланш (неограниченные полномочия), и несете ответственность за себя и подчиненных.
Как добиться. Вам необходимо разбираться не только в бухгалтерии, но и во всех сферах, которые окружают любой полноценный бизнес: экономика, маркетинг, аналитика, тайм-менеджмент. Меняйте мышление подчиненного на собственника. Здесь как никогда понадобится психологическая подготовка и мотивация. Для построения своего бизнеса используйте все предыдущие рекомендации, а также развивайте управленческие скилы.
Всему этому и даже больше обучают в Школе ББ. Обучение подходит для бухгалтера любого уровня, а результат у всех одинаковый: свой бизнес, коуч или успешный бухгалтер-аутсорсер.
Что-то новенькое
Мир изменился, границы между профессиями стираются и размываются. Благодаря всепоглощающей автоматизации и it-технологиям, вчерашний бухгалтер может работать на многих фронтах: экономика, финансовый анализ, бюджетирование, аудит, налоговый менеджмент, международные проекты.
Не покидая стен родного работодателя, можно перепрофилироваться в одного из узких специалистов таких как: финансовый аналитик, аудитор, налоговый консультант.
Выбирайте направление, исходя из своих исходных данных. А если вы оказались не своей среде обитания, то только неуемное желание и тяга к знаниям помогут добиться результата. Как это было у меня.
Фокус внимания должен быть на выбранную специализацию, потому что экспертность один из главных аргументов и для роста в карьере и для развития своего бизнеса. Хороших бухгалтеров много, а высокооплачиваемых экспертов мало и они нарасхват.
Что нужно знать начинающему бухгалтеру?
Перед тем как начать осваивать профессию бухгалтера, стоит выяснить, что обязан знать каждый работник этой сферы. Согласно установленным в РФ нормативам, к обязательным для бухгалтера относятся знания:
Все это можно выучить и за месяц. Но бухгалтерское мастерство познается на практике. Поэтому в данной статье мы обойдем теорию и назовем 3 практических аспекта, с которыми бухгалтеру-новичку стоит быть осторожным.
На что обратить внимание начинающему бухгалтеру?
Одно из главных правил – сдать отчетность в срок. Здесь на помощь приходят программы для формирования отчетности «1С». Специальные формы помогают делать это автоматически, что сэкономит вам время. Но не стоит забывать, что программные решения не наделены интеллектом, а значит не застраховывают вас от ошибок на 100%. Поэтому перед отправкой отчетности проверяйте соответствие заполненных строк в разных формах – при проверке именно этому чаще всего уделяют внимание налоговые инспекторы.
А чтобы избежать недочетов и научиться исправлять уже допущенные ошибки, обучитесь работе в «1С» у профессионалов. Сотни сотрудников бухгалтерии отмечают положительные результаты после прохождения курсов по бухучету в «1С». Это один из лучших способов повысить свой уровень компетентности, ведь решения «1С» используют свыше 80% организаций в РФ. С уверенностью можно говорить, что начало работы бухгалтером – это начало работы с «1С».
Есть одна история, которая способна отучить от привычки затягивать со сдачей отчетности. Однажды бухгалтеру предстояло сдать отчетность за I квартал. 29 апреля, в понедельник, дело шло к сдаче декларации по налогу на прибыль. Оставалось совсем немного – добавить завершающие штрихи. Но пятничным утром компьютер просто не включился вследствие заражения вирусом. В итоге труды многих часов сотен московских бухгалтеров были стерты. Выходные дни превратились в 48-часовой рабочий хаос, чтобы 29-го апреля к полудню можно было сдать достоверный отчет. Сдать отчетность в срок удалось благодаря наличию на руках необходимых первичных документов.
Очевидно, стоит задуматься о цене риска.
В работе с «первичкой» важно отслеживать законодательные изменения. Например, чтобы на всех документах были своевременно проставлены необходимые по законодательству визы, а также порядок, которым регламентируются кассовые операции. Все недочеты в первичных документах налоговая и руководство спрашивает именно с бухгалтера.
Когда поток «первички» слишком большой, кажется, что некоторые операции можно отложить и отразить позже. Например, завтра или послезавтра – ничего страшного не случится. Однако бывают ситуации, когда коллега не успел доделать кассовую книгу и ушел на больничный. В таком случае замещать его предстоит вам. Ваши обязанности расширятся до «восстановления» кассы по чекам ККТ, но, помимо этого, у вас и своих задач хватает. Особенно тех первичных документов, которые вы решили отложить на завтра.
Как стать хорошим бухгалтером быстрее?
У экспертов бухгалтерии «ГЭНДАЛЬФ» есть для вас несколько советов.
Научиться бухучету с нуля можно на специальном курсе «1С:Бухгалтерия 8». Практическое освоение бухучета с самого начала». После прохождения курса в «ГЭНДАЛЬФ» вы получите диплом Учебного центра и свидетельство фирмы «1С».
С полным перечнем курсов Учебного центра «ГЭНДАЛЬФ» вы можете ознакомиться на нашем сайте.
«Мне нравится искать ошибки»: сколько зарабатывает старший бухгалтер
В Кирове
Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.
Еще я не хотела, чтобы в роду у кого-то была такая же профессия: все мои родственники работают в разных областях. Поэтому после школы я поступила в университет на специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит».
В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.
В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.
На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.
После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.
Суть профессии
Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.
Еще я проверяла документы по кассе. Занималась сверкой взаиморасчетов с поставщиками. Отвечала за проверку входящих счетов-фактур. От того, правильно ли они оформлены, зависело возмещение НДС. Если каких-то документов не хватало, не было оригиналов или в них содержались ошибки, я связывалась с отделом снабжения и с поставщиками, просила прислать нужные бумаги или что-то исправить.
Когда я звонила, то от страха сначала даже заикалась.
Обычно отдел снабжения не любил выполнять такие задачи: «Вам надо — сами и разбирайтесь». Приходилось доканывать их каждый день или звонить самой поставщику, но тогда это расценивалось мной как поражение: не смогла воздействовать на других сотрудников, чтобы они выполнили свою работу качественно. А так как в первое время я плохо ориентировалась и не была уверена, что правда на моей стороне, приходилось постоянно спрашивать совета старших коллег. В целом они терпимо и понимающе относились к моим вопросам, но за спиной, скорее всего, обсуждали меня всячески.
Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.
Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.
Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.
Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.
Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.
Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.
Хотя на работу ходили и в пятницу, но уже «за идею».
На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.
Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.
Искала работу полгода, активно — три последних месяца на «Хедхантере». Сложность была в том, что я не хотела, чтобы на старом месте работы узнали о моем поиске, поэтому на вакансии откликалась только я, в открытом доступе работодатели мое резюме не видели. Ради каждого собеседования надо было ехать в Киров — два с половиной часа в один конец. На дорогу уходило очень много времени. Сначала долго не могла найти место, которое меня бы устраивало, а в конце поиска была уже нарасхват, несколько приличных компаний готовы были меня взять.
Место работы
Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.
Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.
Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.
Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.
Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.
С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.
Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.
Программу мы не освоили до сих пор. Каждую неделю что-то для себя открываем.
У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.
Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.
Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.
Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.
Я не считаю мою работу монотонной. Мне нравится узнавать, как в программе правильно провести какую-то операцию. Каждый день происходит что-то интересное, возникают новые задачи, которые надо оперативно решить. Я привыкла к цифрам, они не утомляют меня. Чтобы лишний раз не напрягать глаза, максимально использую возможности «Экселя»: выгружаю в него данные из бухгалтерской программы, применяю различные комбинации клавиш — и он считает вместо меня.
Кто он — успешный главбух: разбираемся, что помогает строить карьеру и как стать профи
Сколько бы песен не было спето, сколько бы анекдотов не было рассказано, одно остается неизменным — профессия бухгалтер не исчезнет никогда. Люди, именуемые бухгалтерами (в переводе с немецкого «держатели книги»), не только сдают отчеты и считают деньги, они обеспечивают жизнедеятельность каждой организации.
В этой статье мы расскажем о том, какие шаги нужно совершить начинающему бухгалтеру до кресла главбуха. Опытные главбухи узнают, как повысить профессионализм, а заодно и размер зарплаты.
Смысл и предназначение главного по бухгалтерии
Главный бухгалтер — это правая рука генерального директора. В некоторых компаниях значимость главбуха зашкаливает, про таких можно сказать: голова компании — директор, а шея — главбух.
В обсуждении финансово-хозяйственной деятельности или заключении крупных сделок прислушиваются к мнению главбуха.
В его руках сосредоточена власть над всеми документами, от его профессионализма зависит финансовое благосостояние всей организации.
От ошибок никто не застрахован, но благодаря многостороннему и многоуровневому контролю их можно свести к минимуму. В эпоху компьютеризации и автоматизации большую часть документов и отчетов проверяет искусственный интеллект бухгалтерских программ. Но за работой бездушной машины должен следить профессионал во всех смыслах этого слова.
Как избежать ошибок в учете, и если допустили, то как правильно их исправить, можно узнать на любом из курсов Контур.Школа. «Порядок исправления ошибок в бухгалтерской отчетности» разбирают на бесплатных видео уроках.
Ключевые обязанности и навыки главы бухгалтерии
Главбух может быть в единственном числе, порой обязанности бухгалтера на себя берет директор или предприниматель. Кто бы не отвечал за бухгалтерский учет, он обязан:
А кто говорил, что будет легко?
Следующий перечень обязанностей в большей степени относится к главбухам крупных компаний, руководящим штатными бухгалтерами на разных участках:
Да, может показаться, что главбухи — супермены. Но они ими не рождаются, не прилетают из космоса, а постоянно учатся и совершенствуются. Чтобы не уступить кресло главбуха кому-то из коллег, будьте готовы повышать свой уровень знаний.
Как вырасти до главбуха
Здесь одного желания мало, только терпение и постоянное обучение помогут добраться до верхней ступеньки в бухгалтерской профессии.
Посещайте всевозможные тренинги, курсы, программы, вебинары.
Первым шагом в освоении профессии главбуха должно стать получение сертификата профстандарта. Для этого потребуются специальные курсы повышения квалификации.
Главное не стесняться себя показывать — нашли способ оптимизировать расходы, узнали о новых льготах для вашей сферы деятельности, придумали, как упростить документооборот — расскажите боссу. Возможно придется переступить через собственную робость и неуверенность, но после первой удачи, вы поймете — все было не зря. К тому же вас заменят, выделят среди остальных сотрудников.
В процессе продвижения в карьере надо обязательно следить за изменениями, мониторить новости, разбираться в очень разных вопросах. При появлении новых курсов выбирайте необходимые и полезные для вашей сферы. Без обучения и повышения квалификации — никуда.
Опасаться работать главным бухгалтером надо лишь тому, кто не имеет необходимого опыта и уровня знаний. Уровень знаний всегда можно подтянуть, а опыт наработать.
Качества настоящего главбуха
Если вы претендуете на кресло главбуха, нужно наладить отношения с коллегами-бухгалтерами (ведь они ваши будущие подчиненные) и мотивировать их собственным примером.
Мало одного умения руководить, раздавать задания и поручения. Главбух это разносторонняя личность (не путайте с раздвоением личности). Нужно уделять время обучению и повышению квалификации.
На курсах повышения квалификации вы получаете не только новую информацию по ведению бухучета, но и приобретаете навыки использования современных технологий, которые упростят работу и сэкономят время.
Бухгалтерия — это судьба! Кипит каждый день работа: нужно все рассчитать, свести, все проверить, перепроверить, отправить и при этом ничего не забыть и не нарушить закон.
Держать руку на пульсе изменения налогового законодательства и иных государственных решений, напрямую связанных с отраслью и могущих влиять на ведение бизнеса. Своевременно сообщать актуальную информацию руководству.
А вот за выполнение последних двух предложений не стыдно и добавку к зарплате просить!