С чего начать карьеру
Вперед к карьере: с чего начать?
Процесс трудоустройства — это тоже работа, которая требует сил, терпения и сосредоточенности. Каждый шаг, если он выверен с точностью до миллиметра, приблизит вас к карьерной вершине. Так с чего же начать? О том, как подготовиться к поиску первой работы, рассказывает карьерный консультант, руководитель молодежного направления hh.ru Ирина Святицкая.
«Мы вовлечены в рабочий процесс до 70% своего времени. А значит, к поиску работы мечты необходимо подходить осознанно и полностью этот процесс контролировать». Ирина Святицкая
День выборов: стажировка или подработка?
Для начала определитесь, какой вид занятости вам больше подходит: подработка, стажировка или основная работа.
Первые шаги: начинайте с малого
Перед тем как приступить к поиску работы, изучите рынок труда. Это поможет понять актуальные тренды, востребованность той или иной специальности, увидеть, каких навыков вам не хватает и оценить себя как специалиста.
Генеральная уборка соцсетей
Многие из нас практически живут в социальных сетях, а они порой говорят о человеке лучше любого детектора лжи. HR-специалисты из репутационных соображений все чаще мониторят странички соискателя во «ВКонтакте», Facebook или Instagram, прежде чем пригласить на собеседование. Поэтому взгляните на контент глазами работодателя: если вы хотите стать учителем, вряд ли обилие снимков с бокалом в руке вызовут желание объявить на вас «охоту».
Кроме того, ваша страница в сетях — идеальный и абсолютно бесплатный инструмент, с помощью которого можно заложить имиджевый, репутационный и профессиональный фундамент. Регулярно проводите гигиеническую чистку аккаунта: удаляйте (помещайте под замок или ограничивайте аудиторию) компрометирующие репосты. Обратите внимание на группы, в которых состоите. Бывает, что несколько лет назад вы подписались на безобидный паблик, но за это время он сменил название, направление и теперь публикует треш-контент. Имеет смысл отписаться, чтобы не нанести урон будущей карьере. Наполните свою страничку информацией, которая будет позиционировать вас как перспективного сотрудника, например: пишите на тему будущей профессии, делитесь впечатлениями о прослушанных профессиональных вебинарах, курсах, конференциях, прочитанных книгах.
Обратите внимание на свои фотографии в мессенджерах. И такая мелочь порой играет большую роль. Представьте: человек претендует на должность генерального директора. У него отличный послужной список и прекрасные рекомендации. Но в его профиле — снимок в купальнике или плавках на мальдивском пляже. Это может свести на нет все планы найти престижную работу, особенно если вы нацелились на крупную корпорацию. Аватарки должны быть нейтральными или нести в себе деловой посыл.
Карьерный план: наметьте первые шаги к карьерным вершинам
Карьерный план помогает определиться со стратегией продвижения себя как специалиста. Его можно сформировать как на 3 года, так и на 20 лет. Детально распишите, к какому возрасту и в какой компании (частной, государственной, трансатлантической) вы хотели бы работать, на какой позиции и с каким доходом. И уже от этого «пляшите»: наметьте шаги, которые приблизят к осуществлению задуманного. Хотите к 30 годам стать финансовым директором в международном холдинге? Изучите соответствующие вакансии на hh.ru: обратите внимание на то, какое образование и навыки ждут от соискателей. Проштудируйте резюме специалистов, которые уже имеют соответствующий опыт работы: какие проекты ведут/вели, где дополнительно прокачивали скиллы, какими из своих достижений особенно гордятся. Такой анализ поможет осмыслить ваши потребности как будущего профессионала. Внесите эти пункты в свой план.
Важно понимать, что данная инструкция по применению — не монументальное произведение, а живой организм, который можно и нужно корректировать в зависимости от обстоятельств. Например, в прошлом году никто не ожидал пришествия пандемии, которая серьезно изменила расклады на рынке труда. Поэтому время от времени корректируйте карьерный план.
Как построить успешную карьеру: советы HR
Какими качествами нужно обладать, чтобы построить карьеру? Что на рынке труда ценится выше: профессиональные компетенции, опыт или умение общаться? Как чувство юмора способствует продвижению вверх? И корректно ли обсуждать с руководителем свои планы на будущую должность? На эти и другие вопросы отвечают опытные HR-эксперты Ростелекома.
Существуют разные правила построения карьеры для молодых и опытных специалистов, но среди них можно выделить несколько универсальных. Они помогут вам, если вы только устраиваетесь в компанию, осваиваете новую профессию или идете на повышение.
Многие соискатели стремятся оставить о себе хорошее впечатление во время собеседования. Это хорошо и похвально. Презентуйте себя на высоком уровне, но никогда не обманывайте. Расскажите честно, где и кем вы работали раньше, какие обязанности выполняли и почему хотите устроиться на новую должность.
Есть расхожий стереотип, что при выборе новой сферы деятельности новичку будут мало платить. Это не всегда так. Новичком мы можем назвать и студента, желающего подработать, и взрослого специалиста, который пришел осваивать новую профессию. Возможно, у человека уже есть опыт и стаж, и трудовой путь он начинает не с нуля.
Я верю, что масштаб личности определяется масштабом проблемы, которая способна вывести его из себя. Проблемы есть в любой деятельности, будь то маркетинг, продажи или подбор персонала. Все мы каждый день сталкиваемся с непростыми задачами. И когда у вас за спиной есть наработанный опыт, вас сложно выбить из состояния равновесия, и вы методично решаете одну проблему за другой – знайте, это ваша козырная карта. Потому что платят нам компенсацию за ту ответственность, которую мы на себя берем. Оцените свой потенциал. Честно себя спросите: а какие риски я способен и готов на себя взять?
Сегодня нам не хватает доброго, хорошего, здорового чувства юмора. Все слишком серьезны, напряжены и нацелены на результат. Но жить в постоянном напряжении трудно и вредно. Помните, все болезни от нервов.
Постарайтесь относиться к себе с иронией, живите и работайте с легкостью в душе, умейте посмеяться над ситуацией. Если вы вспомните людей, с которыми вам приятно общаться, то, скорее всего, с ними вы много смеетесь. Если вы на встрече вы будете часто шутить, это поможет снять психологическое напряжение и быстрее достичь взаимопонимания.
Единственный нюанс – не шутите над собеседником, особенно если перед вами деловой партнер или будущий работодатель. Лучше сыронизируйте над ситуацией, над собой или на какую-то отвлеченную тему. Мы никогда не знаем, как незнакомый человек отнесется к шуткам в свой адрес.
Как построить карьеру
7 правил успеха для карьеристов, которые хотят достигнуть успеха и остаться при этом собой
Единственная профессия, в которой начинают сразу с самого верха, — это рытье ям.
Неизвестный автор
В сознании постсоветского человека слово «карьера» имеет отрицательный и иногда даже ироничный оттенок. Карьеристом называют человека, который, двигаясь по карьерной лестнице, не останавливается ни перед чем. Он строит карьеру ради самой карьеры. Но мы с вами знаем, что за словом «карьера» может стоять не только статус в обществе или финансовая выгода. Руководящая должность вместе с новым уровнем ответственности дает более интересные творческие задачи, возможность влиять на будущее компании и развивать ее, новое качество жизни для себя и своих близких.
Как построить карьеру
1. Выберите подходящую профессию
Начинать, конечно, нужно с выбора направления, в котором вы хотите двигаться. Перед подростком открыты все пути, он может выбирать практически любое направление для самореализации. Но после того, как он выберет образование и закончит колледж или вуз, вариантов для самореализации станет в 100 раз меньше. Получив образование, он уже поднялся на одну ступеньку по карьерной лестнице, и чтобы пойти в другом направлении, придется начинать заново.
Для выбора профессии важно сложить пазл из своих интересов, способностей и особенностей личности. Возможно, вы интроверт, интересующийся IT? Или экстраверт, который любит животных? Для каждого сочетания качеств можно подобрать целый список подходящих профессий, в которых вы будете с удовольствием развиваться.
Чтобы выбрать подходящий вуз, читайте статью Куда поступить после 11 класса >>
Чтобы найти подходящий колледж, читайте статью Куда поступить после 9 класса >>
4. Общайтесь и сотрудничайте
Выбирайте правильных людей для общения. Дело не в простой выгоде, а в том, что ваш круг общения влияет на ваши действия и мысли. Мудрый наставник в одной компании стоит высокой зарплаты в другой.
В понятие networking входит не только деловое знакомство с человеком, но, что труднее, поддержание долгосрочных отношений с ним. Вовремя поздравить с днем рождения, с повышением или с тем, что ребенок пошел в первый класс. Поддерживать дружеские отношения бывает трудозатратно. В этом вам помогут соцсети, современный инструмент карьерного роста.
5. Соблюдайте бизнес-этику
Чтобы расти по карьерной лестнице, важно, чтобы все окружающие, и не только начальство, видели в вас надежного и деятельного человека. Известный писатель и бизнес-консультант Ричард Темплар в своей книге «Правила карьеры» описал личные качества человека, который двигается по службе. Нет-нет, идти по головам не обязательно, просто работайте над собственным имиджем.
Каким должен быть «карьерист» (психология общения на работе)
Где можно учиться, чтобы применить это в работе:
• Самообучение (дома, в библиотеках, с помощью онлайн-курсов и приложений в телефоне).
• Обучение в университете (первое, второе высшее образование, курсы повышения квалификации, «вольные слушатели» на университетских курсах). У нас есть статья о высшем образовании онлайн. Стоит оно того или нет? >>
• Общение в профессиональных группах (интернет-сообщества, коворкинги).
• Тренинги (социальных, волевых, интеллектуальных компетенций; индивидуально и в группах).
• Путешествия.
• Физическое развитие и спорт.
• Книги.
Уоррен Баффет, американский миллиардер, Игорь Манн, знаменитый российский маркетолог, Олег Тиньков, российский банкир и многие другие бизнесмены в один голос говорят о пользе книг, и особенно бизнес-книг, для карьерного роста.
Если вам интересна тема самообразования, почитайте нашу статью о концепции Lifelong learning >>
7. Обещайте меньше, а делайте больше
Вы знаете, что на выполнение задачи вам понадобится 3 дня, озвучьте начальнику, что требуется 5. Во-первых, вы предусмотрите возможные трудности. Во-вторых, сделать позже дедлайна гораздо хуже, чем раньше. Даже если кто-то упрекнет вас в затягивании сроков, честно скажите, что вы всегда закладываете запас на непредвиденные обстоятельства.
Полученный запас времени используйте на то, чтобы сделать качественнее и лучше, чем от вас ждут. Обещали разработать логотип компании к следующему совещанию? Отрисуйте макет фирменного стиля с примерами документов и страниц сайта. Требуется представить финансовый отчет за месяц? Сделайте полноценную презентацию. Пусть это будет приятным сюрпризом для начальства и плюсом в вашу карьерную копилку.
Как сделать карьеру мужчине
Наши советы подойдут «карьеристам» любого возраста и любого пола. Но во всем мире слово «карьера» в большей мере относится к мужчинам. Мужчине получить должность топ-менеджера проще, чем женщине. Ни в одной стране женщины не лидируют на руководящих постах. У этого есть и обратная сторона медали.
Дело в том, что от молодого человека общество с детства ждет, что он будет строить карьеру и доберется по служебной лестнице до самых верхов. Антон Павлович Чехов выразил это очень метко: «Настоящий мужчина состоит из мужа и чина». При выборе профессии стереотип о карьерном успехе мешает молодым людям выбирать специальности с горизонтальной карьерой. К сожалению, многие родители до сих пор отправляют юношей на военные, технические, экономические или управленческие специальности со словами: «Ты сначала нормальную профессию получи, а потом будешь на своей гитаре бренчать».
В какой сфере можно строить карьеру мужчине, читайте в статье Лучшие мужские профессии >>
Как сделать карьеру женщине
Как достичь самореализации и остаться женщиной, читайте в статье Лучшие женские профессии >>
Как быть востребованным на рынке труда
Без различий в наборе soft skills все выпускники одного факультета, получившие одинаковое образование, могли бы претендовать на одну и ту же должность и работу. И выполняли бы эту работу одинаково. Очевидно, что это не так.
Наиболее востребованными сегодня считаются 4 компетенции, их еще называют 4К: коммуникабельность, командная работа, критическое мышление, креативность. Каждую из этих компетенций можно развить с помощью различных упражнений и решения практических задач.
Желаем вам успешного карьерного роста в той профессии, которая вам по душе. А если вы хотите определиться, двигаетесь ли вы в правильном направлении, то приходите к нам на консультации в Центр и онлайн. Выбирайте методику по возрасту:
• Профориентатор (для абитуриентов)
• Профкарьера (для студентов и выпускников вузов)
• Профконсультант (для взрослых работающих специалистов)
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи о карьере, подпишитесь на нашу рассылку.
Что советуют опытные руководители начинающим и тем, кто хочет сделать карьеру
Летом мы провели опрос среди подписчиков нашей рассылки. Задали восемь важных вопросов о работе, карьере и саморазвитии. Получили 185 ответов от людей, которые либо сейчас занимают руководящие посты, либо были руководителями в прошлом.
Некоторые признания и советы нас удивили и снова подтвердили, что нет единого рецепта профессионального благополучия. Но мы все равно решили поделиться результатами.
Эта статья будет полезна тем, кто только привыкает к роли начальника и находится в поиске профессиональных ориентиров. Подойдет она и тем, кто решил уйти в самостоятельное плавание и начать свое дело. Вы только задумались, в какую сферу пойти, каких экспертов послушать и какую книгу прочесть перед сном, а мы уже собрали для вас дельные рекомендации.
Самая типичная тактика руководителей любого уровня — пытаться все контролировать. Насколько она верна и как вы сами относитесь к такому микроменджменту? Пожалуйста, пройдите небольшой опрос, а в благодарность получите скидку на образовательный курс от онлайн-школы 4Brain.
Первый вопрос, который мы задали нашим подписчикам, касался выбора профессии. Ведь это ключевой пункт в карьере, точка отсчета для будущих профессиональных успехов. Обычно этот сложный для многих вопрос возникает уже после школы, когда предстоит поступление в вуз.
Но иногда бывает, что выбор затягивается: юноши уходят в армию или решают взять паузу, потому что не чувствуют к чему-то склонности. Как выяснилось, больше половины опрошенных (56%) прислушивались к своему сердцу при выборе будущей профессии, остальные оценивали финансовые и карьерные перспективы.
Большинство экспертов по кадрам поддерживают выбор специальности на основе склонностей, так как на нелюбимой работе человек, скорее всего, карьеру не сделает. Однако не стоит забывать и про финансовую составляющую. Невостребованная специальность может оставить человека без необходимого для комфортной жизни достатка, что также вряд ли сделает его счастливым.
Интересно, какие профессии выбрали наши подписчики и хотели бы они что-то поменять? Рассказываем. Оказалось, что многих все устраивает. А работают люди, которые получают полезную рассылку Мегаплана, в самых разных областях: от журналистики и IT-сферы до строительной отрасли и космической инженерии.
Есть и такие люди, которые хотели бы поменять профессию, но считают, что уже поздно. Кардинально что-то менять в зрелом возрасте действительно сложно, но все-таки можно и даже полезно. Поэтому вооружайтесь нашими советами и находите деятельность, которая будет приносить вам и удовольствие, и доход.
Поговорим о том, как должен действовать сотрудник, дождавшись повышения или перейдя на руководящую должность в новый коллектив. Почти половина наших подписчиков (47%) считает, что, когда вас повышают, первым делом нужно рассказать подчиненным о своих планах и приоритетах в работе.
На новом месте тоже лучше сначала наладить с сотрудниками коммуникацию, а уже потом продумывать план действий и делегировать ряд задач подходящим для этого работникам. Однако 35% опрошенных, напротив, уверены, что необходимо сначала разобраться с собственными задачами, которые предстоит решать на новом месте, и только потом ближе знакомиться с коллективом.
Впрочем, не все опрошенные хотели бы занимать руководящий пост. Как оказалось, среди тех, кому довелось стать начальником, очень много недовольных. Основная причина в том, что на высокой должности у них резко прибавилось работы, а с ней и ответственности. А вот свободного времени у многих при этом совсем не осталось.
К тому же не у всех оправдались финансовые ожидания. Некоторым оказалось сложнее управлять людьми, чем просто выполнять определенный круг обязанностей. Конечно же, среди наших подписчиков есть и счастливые успешные руководители. Один из них рассказал, что на новой должности он получил больше свободы в принимаемых решениях и наконец смог реализовать себя в роли начальника.
Если вас повысили, а у вас пока нет соответствующего опыта, нужно чем-то или кем-то вдохновляться, чтобы реализовать себя на новом месте. Около 15% наших подписчиков считают, что нужно брать пример с бывшего шефа. Более 20% копируют известных предпринимателей. Примерно столько же людей обращались за помощью к консультантам. И почти четверть участников опроса полагает, что на новой работе стоит руководствоваться собственным чутьем.
Многие предложили свои варианты. Среди популярных рекомендаций — чтение специализированной литературы. Также советуют прислушиваться к своим подчиненным, непрерывно учиться и искать мудрого наставника. А вот новые знания лучше всего, по мнению участников опроса, брать из книг (38%) или получать, посещая специализированные курсы (32%) и конференции (16%). При этом многие написали нам, что хорошо бы использовать все источники сразу, но при этом важно учиться фильтровать поступающую информацию.
Мы попросили вас назвать любимые книги или авторов. В результате опроса выявились два абсолютных фаворита: книги «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки и «45 татуировок менеджера» Максима Батырева. Также в ответах вы неоднократно вспоминали Дейла Карнеги.
Наши подписчики, кроме книг, из профессионального интереса читают деловую прессу, а также получают информацию в специализированных группах и на каналах в соцсетях. Среди часто упоминаемых СМИ можно выделить «Коммерсантъ», «Ведомости», РБК, CNews, а также такие сайты, как vc.ru и habr.com. Что приятно, многие из вас отметили блог Мегаплана как источник полезных знаний и идей.
Начинающие руководители, как выяснилось, совершают одни и те же ошибки. Во-первых, попадая на руководящий пост, многие убеждены, что некоторые задачи лучше, проще и быстрее по-прежнему выполнить самостоятельно, вместо того чтобы делегировать сотрудникам.
В итоге новоиспеченный менеджер все делает сам, не делегируя задачи подчиненным. Бывают и обратные ситуации, когда новый шеф вообще не погружается в детали работы, перекладывая всю ответственность на подчиненных. Однако перед вышестоящим руководством отвечать придется в итоге не сотрудникам, а именно руководителю.
Что любопытно, почти половина наших подписчиков считает, что, находясь на посту главы компании, совершенно необязательно самому быть экспертом в том, чем она занимается. Гораздо важнее показатели предприятия. Они, по мнению 48% участников опроса, и демонстрируют уровень компетентности директора. Впрочем, встречалось и мнение, что все зависит от ситуации.
«Смотря какая отрасль. Где-то управленцы могут отлично справляться без специальных знаний. Если они участвуют в тактических действиях и планах, то, конечно, нужно разбираться или быть, по крайней мере, компетентными в некоторых вопросах. Редко где требуются экспертные навыки, если только речь не идет о микропредприятиях», — поделился один из подписчиков нашей рассылки.
Мы попросили назвать уважаемых отраслевых экспертов. Так как наши подписчики работают в самых разных сферах, то и имена были самые разные. Перечислять все мы не будем. Но, что интересно, кто-то вспомнил Иосифа Сталина и отметил Владимира Путина.
Также некоторые решили не называть конкретных имен, зато перечислили качества, которые могут свидетельствовать о том, что перед вами эксперт. Среди таких качеств, например, умение собирать хорошую команду и идти в ногу со временем. Кроме того, вы написали, что цените тех, кто достигает финансового результата, а также предпринимателей self-made.
А еще мы попросили назвать людей, которые повлияли на участника опроса как на профессионала. И снова десятки ответов. Впрочем, многие снова решили не называть конкретных фамилий, а сообщили, что вдохновлялись своими руководителями. Также некоторые назвали родителей. А кто-то набивал собственные шишки и считает, что это тоже полезно:
«Никто из экспертов не повлиял как на профессионала. Получила опыт „через грабли“». Потом обратилась к опыту известных людей, поняла, что была права, пришла к правильным решениям и выводам. Училась в том числе у своих руководителей и коллег», — поделилась одна из подписчиц рассылки.
Мнения разделились: большинство (60%) считают, что вести личный аккаунт в социальных сетях нужно, если это необходимо для работы. При этом некоторые написали нам, что эту обязанность лучше поручить профессионалу.
Мы также решили узнать, какими мессенджерами и социальными сетями пользуются руководители в повседневной жизни. Как оказалось, почти 60% наших подписчиков предпочитают WhatsApp и Telegram. А вот среди соцсетей
фаворитом оказался Instagram — его назвали 50% опрошенных. Еще 40% отметили, что используют Facebook и почти столько же (39%) VK.
Напоследок мы попросили участников опроса дать советы тем, кто только начинает профессиональный путь. Многие написали, что самое главное — ничего не бояться, но много трудиться и не забывать отдыхать.
«Трудись и трудись, но никаких нервов. Ни одна работа не стоит здоровья и душевного благополучия. Это, в конце концов, просто работа, а не смысл существования», — написал один из участников опроса.
Нельзя, по мнению большинства, также откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. А еще всем без исключения советуют постоянно учиться и развиваться. Кроме того, стоит больше слушать свое сердце.
«Не слушай никого. Иди туда, куда ты хочешь. Не смотри на финансовую сторону вопроса. Занимайся только любимым делом, не бойся рисковать. Иди на врача или писателя — что тебе ближе». Вдохновляет, не так ли?
Отдельно хочется выделить еще один комментарий. По словам этого подписчика, важно гореть своим делом и не отступать:
«Сейчас я РОП в IT. Мой путь начался от кальянщика в рваных, потому что единственных, штанах. Когда со смены я шел домой со стертыми в кровь ногами, я не думал о том, что пора остановиться, и шел дальше, пешком до дома голыми ногами по асфальту — просто обувь натирала. И я думал только об одном: „Сейчас мне сложно, больно. Но это закончится. Я перестану есть супы из пакета и куплю штаны. Главное — идти дальше“».
Руководитель — не только президент большой корпорации. Предприниматель с двумя наемными работниками, владелец кофе-точки — уже руководитель. Я видел, как люди совершали все вышеперечисленные ошибки. Вместо обретения свободы и радости жизни вешали на себя нагрузку за тех двух бариста.
Когда я первый раз стал начальником отдела (а дело было в Сбербанке много лет назад), то, помню, совсем не понимал, что надо делать и как себя так вести, чтобы быть похожим на начальника. Потом задача за задачей, вовлекаешься в процесс. Принимаешь одно решение за другим. Так незаметно привыкаешь к новой роли и понимаешь, что от тебя зависит развитие событий: все пойдет или по одному сценарию, или по другому.