С чего начать маркетинговое агентство
Как мы открывали маркетинговое агентство.
Ну вот мы и вернулись в социал медиа, чтобы вывернуть все кишочки трушного маркетингового агентства.
Кто- то нас знает, кто-то не очень. Посвящать нашим тельцам целую статью- слишком жирно. В ходе унылого и, реже, драйвового повествования вы узнаете нашу сториз.
Быть собственниками маркетинговых агентств- такое себе удовольствие. У автора текста нет раздвоения личности. Просто мы делаем бизнес вдвоем. Агентство иногда напоминает не команду, а взвод. Полк в битве за клиента, а потом в битве с клиентом.
Как мы видели маркетологов:
В общем, глянули мы на это все и зажглись до зуда и жжения. Тем более, бэкграунд у нас был неплохой.
За спиной построение хищных отделов продаж в телекоммуникациях в b2c сегменте. Мы точно звонили вам с отличными новостями о том, что у вас появилась возможность всей жизни. Можно сказать, даже единственный шанс. Шанс купить прямо сейчас окно в возможности. Самый инновационный и быстрый интернет в стране.
Учили продавать даже школьников и еле- дышащих олдов. Риск был один- чтобы к вечеру отдел естественным образом не уменьшился.
Что давала нам компания для продаж? Телефоны. Все.
Отдел работал за чизбургер и чупик с жевкой. И генерировал столько бабла, что нас носили на руках. Носили на руках и ненавидели. Ненавидели все отделы. Ненавидели все смежные подразделения. Все потому, что мы заносили в компанию кислород в виде мешков с бабками и заставляли всех вокруг работать. Закончилась эта эпопея с работой по найму в тот момент, когда компания перестала успевать оценивать наш вклад. Своей маленькой и ушлой командой мы дружно слились в еще более отвратительные приключения (для большинства наших читателей).
За годы до открытия маркетингового агентства…
Это самый, как нам тогда казалось, трэшовый способ зарабатывать. Чтобы вы понимали, как работала схема: собираешь людей, которые могут ходить. Если ходить не могут- учишь ходить, а потом запомнить мантру из 200 слов. Как сейчас помнится: «Плановая проверка по пенсионной реформе, откройте пожалуйста….»
Собирается дрим-тим, которая обладает ключевой компетенцией- они умеют ходить. А потом, через пару дней после собеседования- эти люди вместе с нами уезжали в презентабельные апартаменты в каком-нибудь максимально удаленном от дома городе. Причина проста: шанса не пройти стажировку уже нет, до дома сотни километров)))
Апартаменты были люксшалман. Ну за 1-2К в сутки на 7-12 человек.
А дальше макароны на завтрак и с 8 утра в поля по падикам. Мы сутками гоняли по чужому городу, чтобы забрать своих менеджеров из полиции, которых закрывали в квартирах, спускали на них собак. Но мы делали свое дело. Мы зарабатывали.
Незадолго до открытия агентства
Почесав репу, мы открыли магазинчик с китайчатиной массового потребления. Ламзаки, пилки Шелль, плойки Бэйбилис. До сих пор родня пользуется нашими товарными остатками. Говорят: «сносу нет нашим пилкам». Ясен день, ведь мы снабдили их таким количеством пилок. Столько ороговелой кожи организм не в состоянии сгенерировать. Причем, нескольким поколениям.
Замутили магазинчик и начали «лить свой первый трафик» с авито. Хоть мы и крючились от тех «крох», которые выходили с продаж оффлайн- магазина и авито, но копеечку зарабатывали. Дальше все по классике: жадность довела до покупки курсов от мега-таргетологов. Тогда мы не понимали какую дичь купили. Не знали ничего о трафике. Чтобы вы понимали, наш учитель с упоением и на полном серьезе рассказывал о трафике с Биглиона и похожих купонаторов! Делайте раз- делайте два!
Там было даже про доски объявлений- прямо целый блок! Нас учили лить трафик с «Бегуна» и «мощных тизерок». Мягко говоря, выкупили не свежак. Но мы до сих пор благодарны тем парням, которые продали нам «бизнес с Китаем с 7000 процентной накруткой за пару дней»
Ну че, как обычно, парни инвестировали в знания.
Благо, услышали слово «таргетированная реклама» именно на этих курсах. Но именно о таргете там было только слово. Этого было достаточно, чтобы поджечь наши булки. Остальное мы сделали сами.
Мы научились работать с поисковой рекламой. Первые продажи пилок Шелль мы сделали именно благодаря Яндекс- поиску и немного РСЯ. Но объем заявок был на том уровне, когда и самим обрабатывать впадлу и менеджера нанимать рано. 4-7 заявочек стабильно капало в нашу доморощенную ЦРМ-систему типа «Блокнот» классификации «эксэль» уровня «мастер».
Ну а так как мы никогда не славились своим трудолюбием- решили перескочить порочный малый объем заявок с целью найма персонала.
А где объем в нашем клубе? Верно, в таргетированной рекламе.
Запаслись пирожками, термосками с кофе и мешочком денег и айдавай весело сливать бюджеты. Причем, головы наши не нашли ничего умнее, как брать товары (офферы) с партнерских сетей и лить на те же товары. Нам же говорил Учитель:
В итоге, заявки на эти увлекательные товары у нас получались по цене Бэнтли- каждая.
Нелохой бизнес (подумали мы) И ринулись в поиски вменяемого партнера в команду. Поиск быстро дал результат. Мы нашли эксперта. Он был топ. Он сказал: «пацаны, я ща майтаргет настрою по технологии сЁгун. Лиды хлынут, я в доле» Мы такие: «ну норм, давай»
По этой технологии мы слили 3000 рублей за 4 минуты. 1 сЁгун-лид на постельное белье вышел в 3000 рублей. При цене на сайте в 2900.
Что-то в этом есть, подумали мы, но отказались от таких партнерств)))
Дальше был бесконечный тест товаров и поиск партнеров. Мы же не отбитые. В итоге нашли и партнеров и несколько прибыльных связок. Нам повезло, потому что бюджет к тому времени был на исходе.
А дальше дела пошли в гору. Мы масштабировались до сотен отправок в день. А дальше был Новый Год, который был самым счастливым и несчастным одновременно. С сентября по декабрь 2016 мы отправили столько товаров, что сносило голову от успеха. Ну и как обычно, пришел январь (читать с той же грустью, что и Шуфутинский), кассовые разрывы, рост процента невыкупа, падение спроса, взлет стоимости лидов. Жир, который мы накапливали на своих боках и карманах стремительно растапливался те злополучные месяцы.
Большой офис, огромный штат: менеджеры, упаковщики, рекламный расход и минусовой результат. Мы были вынуждены лить трафик почти в минус, потому что на наших плечах сидели люди, а деньги были заморожены в товарных остатках.
Абзац про успех очень быстро закончился)))) Несмотря на это, мы все-таки, заработали деньжат в товарном бизнесе. Но шли мы через такие тернии к звездам. И по всем законам логики должны были стать просто Трансформаторами товарного бизнеса. Но уже то, что не скаманулись- тоже хорошо.
За день до открытия маркетингового агентства
Дальше мы работали уже как арбитражники. Просто продавали готовые лиды (заявки) со своей наценкой. И жили они долго и счастливо. До тех пор, пока не устали забивать партнеров, которые покупают заявки. Если не провел воспитательную беседу с партнером- упал аппрув (процент принятых к оплате заявок), или сбились сроки платежей. В общем, когда мы поняли, что за сотку нанялись менеджерами в свою же закрытую партнерскую программу- снова взгрустнули.
С того момента мы твердо решили больше не нести ответственность за качество обработки наших заявок чужими отделами продаж. К чужим лидам отношение халатное. Так как мы вкладывали в рекламу свои деньги и получали заявки. А эту заявку наш партнер должен был прозвонить, продать свой товар и только такая заявка шла нам в оплату.
Это был самый бесячий момент. Ты заставляешь людей зарабатывать свои деньги. И мы приняли одну единственно верную политику, которая работает в бизнесе.
Знаете ее? «Сначала кэш падает на наш счет, а потом мы начинаем разговаривать…Это предоплата… Да, это стопроцентная предоплата, детка»
А где можно брать предоплату? Конечно, в маркетинговых услугах! К тому времени мы перелопатили столько офферов, что не было такого кейса, где мы не добывали заявки. Вопрос всегда стоял только в зукупе и обработке. Ну.. И мы такие…. КАМОН! Мы же просто такую жарищщу надолбим сейчас за КЛИЕНТСКИЙ бюджет, да с нашим опытом и уверенностью.
Глаза в форме долларов… И в следующем посте мы закончим всю прелюдию.
Хоть кто-нибудь наш лонгрид осилил? Хоть точку в коммент поставьте))) Старались парни, дело делали.
Маркетинговое агентство как бизнес. Плюсы и минусы
Что происходит в современной России в сфере предпринимательства? Какие основные метаморфозы переживает рынок? Не будем говорить о плохом, сконцентрируемся на самых амбициозных вещах и сделаем вывод, как извлечь из этого плюсы.
В период с 2016 и по 2017 года мы наблюдаем следующую тенденцию: активный рост количества предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса. Что самое интересное, рост числа предпринимателей в 2018 году не только сохранит нынешний темп, но и ускорится. Благодаря этой тенденции происходит стремительный рост конкуренции практически в каждой нише. Для потребителя это однозначный плюс, так как конкуренция способствует формированию наилучшего продукта и предложения по лучшей цене, но для предпринимателей условия как никогда тяжелые.
Как же выжить бизнесу в условиях жесткой конкуренции? Как бы не был хорош продукт, нужно правильно идентифицировать целевую аудиторию и максимально эффективно выстраивать коммуникации. На помощь этому приходит маркетинг. Благодаря маркетинговым стратегиям, бизнес может узнать, как выйти на рынок с наибольшим выхлопом, какие клиенты платят больше, и как сделать так, чтобы они больше платили, как миновать острые углы в плане прямой конкуренции. Маркетинговые исследования так же ответят на такие вопросы как дешевле всего связываться и привлекать клиента, какие каналы продаж работают наиболее эффективно, и куда следует вкладывать деньги. Специалисты в этой области все больше ценятся, а спрос на маркетинговые услуги несказанно растет, начиная с малого и заканчивая крупным бизнесом. Поэтому это отличная возможность построить успешное дело на данной потребности.
Важно понимать, что сам маркетинг тоже претерпел значительные изменения, на смену классическим инструментам пришел интернет-маркетинг, и именно специалисты в этой области наиболее ценны. На дворе 21 век, по факту мы давно отошли от газет, многих оффлайновых инструментов, а в 2017 году интернет-маркетинг и вовсе обогнал телевидение по количеству рекламодателей и бюджетам. Современный человек уже не представляет свою жизнь без ежедневного серфинга социальных сетей, поиска информации и виртуального общения. Бизнесу это тоже интересно. Поэтому сейчас наиболее востребованные услуги это:
Какие плюсы маркетингового агентства как бизнеса?
— огромная емкость рынка. Абсолютно каждый бизнес нуждается в маркетинговых решениях. Помимо этого, в следствии того, что представителей бизнеса становится все больше, емкость рынка также растет из года в год;
— большие чеки. Маркетинговые услуги высоко ценятся, так как это инструмент, который приносит бизнесу деньги. Помимо этого, рынок практически не сформирован, очень мало компаний, которые могут оказать действительно качественные услуги;
Какие минусы маркетингового агентства как бизнеса?
— На рынке рекламных услуг тяжело выжить и занять свою долю рынка. Так получается, потому что компании выходящие на рынок и не предлагают ничего нового, поэтому клиенты предпочитают работать с прежними агентствами.
— Сложность открытия рекламного агентства в мелких городах заключается в отсутствии квалифицированных кадров.
— Большая конкуренция на рынке рекламы, где есть большие игроки. Чтобы противостоять конкурентам придется тщательно продумать не только план реализации своего бизнеса, но и саму концепцию его существования, цели и задачи.
— Высокий уровень экспертности у топ-менеджмента. Необходимо постоянно обновлять и интегрировать новые знания в работу.
Готовый бизнес по франшизе
Проанализировав всех участников рынка, которые имеют франчайзинговое предложение, мы отдельно выделили франшизу маркетингового агентств Jast Agency. И на это есть ряд причин.
Во-первых, условия, которые предлагаются партнерам наиболее лояльные. Это касается, как и старта работ (стартовые инвестиции и цена одни из самых низких на рынке) так и формата в целом. Приобретя франшизу, Вам будет с нуля поставлена фирма, будут налажены бухгалтерия и весь документооборот. Головной офис займется подготовкой своего нового партнера, наладит структуру работы и в течение 10 дней выведет на рынок. То есть по истечению этого срока партнер Jast Agency уже сможет полноценно вести деятельность, продавать и реализовывать услуги.
В-третьих, Jast Agency регулярно проводит обучение партнеров и интегрирует новые инструменты, что позволяет партнерам агентства всегда быть конкурентоспособными.
На данный момент компания поставила перед собой новые глобальные цели:
Подводя черту, можем сказать, что если у Вас есть интерес к данному роду деятельности и амбиции компании для Вас близки, то Вы имеете реальную возможность стать партнером перспективной команды.
Как открыть своё digital-агентство и не провалиться
Рассказываем, как подготовиться к открытию digital-агентства и помогать компаниям развиваться в интернете.
Выберите направление работы
У каждого digital-агентства свои функции и приоритеты, которые они определили ещё на старте или выработали с опытом. Варианты направлений выглядят так:
Агентство может предлагать все услуги из этого списка или работать только по двум-трём направлениям. Для тех же, кто уже точно определился с выбором, Skillbox проводит практический курс «Профессия Digital-агентство: открытие, продвижение и продажи».
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства
CRM-маркетинга Out of Cloud.
Digital-агентства отвечают за присутствие компании в интернете: делают сайты, фирменные стили, брендинг и занимаются продвижением. Список услуг формируете вы сами, опираясь на тренды рынка. Экспериментальным путём владельцы бизнеса выясняют, что продаётся лучше, а какие услуги стоит вовсе исключить.
Digital-агентства также проводят аналитику, разрабатывают стратегии продвижения и создают контент. Так работает Nimax. Есть агентства, которые фокусируются на чём-то одном. Например, делают акцент на performance-маркетинг, как Ingate, на retention-маркетинг, как Out of Cloud, или на контент, как ребята из «Сделаем».
Как позиционируют себя digital-агентства
DIGITAL-АГЕНТСТВА | НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ |
---|---|
Red Collar | Digital-агентство, делают сайты и создают образ бренда |
Nimax | Digital-агентство, делают все от разработки до аналитики и продвижения с помощью видеоконтента |
Mokselle | Маркетинговое агентство |
«Сделаем» | Digital-агентство, но делают акцент на контенте |
Red Keds | Креативное агентство |
Главное, чтобы не было противоречий между вашим позиционированием и услугами, которые вы оказываете. Это запутает не только клиентов, но и сотрудников.
Не ставьте слишком жёстких ограничений
В digital-агентства обращаются компании, которые хотят создавать или развивать свой продукт в интернете. Вашими клиентами могут быть банки, магазины, строительные компании или образовательные платформы. Например, банку нужен фирменный стиль, магазину техники — аналитика и маркетинговая стратегия, онлайн-школе — контент для блога, SMM и таргетированная реклама.
Думайте про потенциальных клиентов и целевую аудиторию агентства, но не выбирайте слишком узкую нишу. Например, если откроете агентство в маленьком городе и будете заниматься только продвижением строительных компаний, окажется, что их всего пять, и поток клиентов скоро закончится.
Чтобы вы могли развивать digital-агентство, не выбирайте слишком узкую нишу в самом начале.
Сначала — функции,
потом — команда, а не наоборот
Структура агентства зависит от услуг, которые оно оказывает. Если хотите создавать сайты, наймите разработчика и дизайнера. Если будете заниматься продвижением, то нужны маркетолог и SMM-специалист. Любому агентству пригодится sales-менеджер, чтобы искать клиентов и продавать услуги, и аккаунт-менеджер, чтобы общаться с клиентами.
Кого брать в команду, зависит от целей и возможностей. Так выглядит структура крупного агентства с командой более 700 сотрудников.
База знаний для предпринимателей
Мы сделали подборку полезных материалов, которые помогут открыть digital-агентство.
Как создать digital-маркетинговое агентство с нуля?
Саша Лаковникова – digital-эксперт с 10-летним опытом, соосновательница агентства Control Digital, эксперт по маркетингу в «Нетологии», рассказала о непростом пути к успеху в digital-маркетинге и дала советы тем, кто мечтает открыть собственное дело.
Control Digital мы открыли в 2013 году втроем c экс-коллегами. Таких историй тысячи – ребята осознают, что достигли потолка на прошлом месте работы, – и решают испытать предпринимательскую удачу. В этом плане нам повезло: у нас было сработавшееся и сбалансированное трио – у меня был опыт менеджмента проектов на уровне кампаний с Microsoft, моя коллега классно продавала, третий сооснователь отлично разбирался в таргетированной рекламе и SMM.
Наш старт был бодрым и самоуверенным. Через пару месяцев мы получили контракт на 700 000 рублей. Конечно, почувствовали себя царями горы… и, слава богу, нам хватило ума отложить эти деньги в «подушку». Потому что еще через два месяца этого клиента мы потеряли. И понеслось: вскоре ушел соучредитель, который занимался продажами, еще через полгода – грянул кризис (2014-2015 годов) и уволился наш первый ключевой сотрудник – талантливый SMM-специалист: послал волшебный мир рекламы к чертям, побрился налысо и уехал путешествовать по Индии.
Мы съехали из офиса и начали работать из дома – каждое утро, ровно в 10 утра, я просыпалась от звонка в дверь моего соучредителя Жени Ищука. Женя заходил, снимал куртку, ставил на стол в моей гостиной пол-литра энергетика и раскладывал ноутбук. Мы сохранили офисный режим 5/2, сцепив зубы: каждый из нас взял на себя рутинные менеджерские задачи. Никто не был готов расстаться с мечтой о собственном бизнесе – это упрямство нас спасло. Мы продолжали отчитываться друг другу вдвоем, вести финучет в Excel и ставить задачи Basecamp, – и перебивались крошечными зарплатами, медленно проедая подушку. Я до сих пор благодарна Жене за его поддержку: пока я нервничала, он, приходя с опухшими от бессонных ночей глазами (у Жени в то время родился первый ребенок), продолжал повторять после каждого совещания: «И мы снова молодцы!».
Наконец, случилась победа: нам удалось заключить долгосрочный контракт с крупным холдингом на 160 000 рублей/мес. Это было первым глотком кислорода, и дальше маховик раскачался: подкопив еще немного, мы наняли менеджера по продажам, инвестировали остатки подушки в PR – и дело пошло в гору. В какой-то момент мы решились податься в рейтинг digital-агентств Tagline – и попали в подборку ТОП-70 SMM-агентств! К 2019 году оборот агентства уже составлял около 20 миллионов рублей, и мы работали с банком «Санкт-Петербург», KFC, Pizza Hut, сетью «Доктор Борменталь», Цирком на Фонтанке, «Молочной культурой».
Мы называем себя – «бутиковое» агентство. Это значит, что к каждому проекту – персонализированный подход, цены выше среднего, а команда – небольшая. С самого начала мы не хотели строить «конвейер». Но четкой модели команды в голове не было, поэтому, конечно, учились на своих ошибках. И вот, что мы поняли:
1) «Хотите бутиковое агентство? Набирайте в команду опытных специалистов или отдавайте задачи на аутсорс»
Многие консалтинговые и маркетинговые агентства выращивают профессиональных сотрудников из стажеров в течение 2-3 лет, платя микро-зарплату и мотивируя работать сверхурочно. Но такая схема плохо подходит “бутику”: нужны ресурсы на обучение, программа обучения и система квалификации знаний, интересные проекты и понятная схема карьерного роста по деньгам и обязанностям. Иначе – все талантливые сотрудники будут уходить, достигнув потолка реализации способностей или зарплаты (как сделали и мы сами когда-то). А вот наличие или недостаток высокопрофессиональных рук инхаус повлияют на LTV проектов – ваш главный показатель успеха. Мы несколько раз обжигались на том, что проектов продавалось больше, чем было квалифицированного ресурса внутри. Дальше – либо зашивались учредители, либо уходили заказчики. Решение лежало на поверхности: договориться с талантливыми фрилансерами «на объем» или парт-тайм. Так, например, мы круто повысили уровень дизайна клиентских материалов, а когда похожих задач стало много – взяли человека в штат.
2) Качайте сейлз-ресурсы одновременно с продвижением агентства
Долгое время и продвижением агентства, и продажами занималась я в одиночку – не делайте так! Это путь к жесткому выгоранию. Большинство обращений, которые приходят в бутиковые агентства, – обращения с «сарафана». Конверсия в заключение такого контракта высокая (у нас – около 30%), но это всегда экспертная продажа, которая требует времени и интеллектуальных ресурсов.
Соответственно, я не только выступала и принимала на себя входящие обращения, но и и писала коммерческие предложения. Заниматься PR-ом и партнерствами, чтобы постоянно увеличивать поток обращений, а параллельно обдумывать и прописывать горящие КП, опережая конкурентов, – это крайне тяжело, и эмоционально, и интеллектуально.
Когда основную силу на подготовку и верстку предложений взяла на себя команда, конверсия в сделки выросла, а сами сделки стали заключаться быстрее. Теперь продавец не разрывается между поездками на новые встречи и сочинением коммерческого предложения на мультиканальную стратегию.
На развитие небольшого маркетингового агентства в первую очередь будет работать «сарафан».
Когда мы искали холодных клиентов через лендинг и контекстную рекламу это потерпело полный провал.
Конкуренция за клиента в аукционе очень высока, а конверсия в контракт – низкая. Клиент, который, не заморачиваясь, кликает на объявления в поиске (а не выбирает через рейтинги или знакомых) – с большой вероятностью ищет самое дешевое решение. Эксперимент с ppc-трафиком был одним из самых болезненных в истории агентства.
А вот некоторые мои удачные выступления на конференциях тянули за собой «хвост» новых обращений в течение полутора лет. Поэтому хорошим бонусом будет интерес хотя бы одного из основателей к публичным выступлениям. Это может стать и каналом привлечения клиентов, и основой личной профессиональной репутации (впрочем, эти два пункта взаимосвязаны). Многие сильные фрилансеры и топ-менеджеры агентств борются за приглашение выступить на крупном профессиональном мероприятии. Лучшие выступления могут приносить ощутимые репутационные бенефиты помимо потока клиента: например, я получила приглашение стать членом жюри «Премию Рунета» после того, как выступила на Russian Internet Week.
Выступление на Europe+Asia International Event Forum, 2018 год
– Личный бренд тоже подтягивает регулярные обращения в агентство – но имейте в виду, что если к вам пришли через личный бренд, скорее всего, клиент захочет работать лично с вами. А если человек, строивший личный бренд в связке с агентством, решит уйти – то агентство может потерять ощутимую часть лидов.
Еще одна из находок – работать с постоянным партнером (или несколькими), дополняющим компетенции вашего агентства. Для нас таким партнером стала дружественная веб-студия: мы приводим клиентов им – а они нам, и часто мы работаем на совместных проектах. Например, синхронизированная с партнером разработка сайта под рекламную кампанию спасает кучу нервов и денег всем трем сторонам: нам, им, клиенту.
Новички часто думают, что всемирно известные бренды в портфолио – это признак большого заработка компании. На самом деле, опытные агентства часто идут в тендеры с крупными брендами ради PR: ты работаешь за себестоимость (корпорация почти всегда будет демпинговать) – делаешь красивый кейс – ставишь в портфолио, пиаришь везде – на шоу-кейс и «важный» логотип собираешь других клиентов из этой ниши.
Я считаю, что нам очень повезло, когда мы с ребятами открывали Control Digital. Один крупный клиент настолько сработался с нами как с менеджерами еще в предыдущем агентстве, что сразу решил перезаключить контракт с нами (уже кофаундерами). Это показательная история про важность хорошего человеческого коннекта: никто никого не переманивал, не демпинговал, решение было на стороне клиента – и компания продолжает работать с нами уже 8-й год.
В реальности будьте готовы к тому, что клиенты вашей мечты будут неохотно менять подрядчиков. Шанс просто так зайти, «открыв ногой дверь», отодвинуть конкурента со словами «сейчас вы увидите, что такое настоящий маркетинг» – и получить контракт – минимален.
При этом работать с крупными клиентами несложно – достаточно не гнушаться небольшими заказами white-label на субподряде у других агентств. Это хороший способ научиться внутренней кухне ответственных заказов: риски минимальны, но зато можно быстро прокачаться в переговорах и понять, как устроены маркетинговые кампании, в которых задействовано много человек.
А вот добиться, чтобы тебя звали в тендеры и работать напрямую – намного сложнее. В этом случае отлично поможет медийность, например, участие в рейтингах. Как работают рейтинги: заполняешь гигантскую анкету на 10-20 страниц с финансовыми и бизнес-показателями, свидетельствами компетенций команды, перечисляешь клиентов, ждешь еще пару-тройку месяцев – и, если достижений хватило – входишь в подборку лучших. Наше попадание в ТОП-70 SMM-агентств России в Tagline и RuWard – благодаря крутому кейсу с AmRest, приличным оборотам рекламных бюджетов, тонне выступлений и публикациям в прессе – принесло регулярные приглашения в тендер от крупных компаний.