С чего начать на новом рабочем месте
Для тех, кто только устроился на новую работу: 14 советов
Экология жизни. Лайфхак: Что нужно делать, чтобы быстрее освоиться и с достоинством выдержать испытательный срок. В этом месяце.
В этом месяце тысячи людей найдут себе новую работу, где поначалу им придется пережить волнительные моменты, доказывая, что они достойны своего места.
«Первые три месяца на новой работе — это продолжение собеседования. С самого первого дня нужно доказывать свою состоятельность», — утверждает Аманда Огастин, консультант по трудоустройству портала TopResume.
Мы собрали для вас ее советы о том, что нужно делать на новом рабочем месте в первую неделю, чтобы добиться успеха.
1. Активно знакомьтесь с коллегами
Не стесняйтесь первым завязать знакомства. Здоровайтесь со всеми в лифте, столовой и даже уборной. В итоге это окупится.
Огастин советует: «Начните со своего окружения: тех, кто работает непосредственно с вами».
Ваша адаптация к новому коллективу в их же интересах, потому что ваша работа прямым образом связана с тем, что они делают.
2. Задавайте много вопросов
В первую неделю впитывайте как можно больше информации. Если вы собираетесь произвести большие перемены, сначала нужно понять, как тут все устроено, и заслужить доверие коллектива.
3. Будьте скромны
Никто не любит всезнаек, и даже если вы считаете себя самым лучшим работником на свете, вы наверняка не знаете абсолютно всего. Когда новый коллега или начальник предлагают вам помощь или совет, примите их.
Никогда не отвечайте, что в вашей прежней компании все делали иначе. Людям это ужасно не нравится.
Даже если вам действительно не нужна помощь, продемонстрируйте готовность выслушать чужой совет — это повысит самооценку ваших коллег (и, возможно, умерит их опасения на ваш счет). Кроме того, это может пригодиться в будущем, когда помощь понадобится по-настоящему.
4. Подружитесь с опытным коллегой
Узнайте, кто давно работает в компании и пользуется авторитетом в коллективе. Опытный сотрудник, который знает, как здесь все устроено, поможет ввести вас в курс дела.
«В каждой компании есть свой стиль общения и шутки для своих. Найдите того, кто поможет вам разобраться в принятых тут сокращениях и взаимоотношениях в коллективе», — советует Огастин.
Кроме того, вам нужен кто-то, кого можно спросить о всяких мелочах — не идти же к начальнику с вопросом, где лежит бумага для принтера.
5. Поймите, чего от вас ждут подчиненные и начальство
«Поговорите с начальником. Во время первой встречи постарайтесь понять, чего именно от вас ждут в первую неделю, месяц и квартал на новом месте», — советует Огастин.
В то же время, если вы сами являетесь руководителем, важно четко объяснить подчиненным, чего вы от них требуете. Не забывайте, что ваше поведение и стиль общения в первую неделю зададут тон всей работе.
6. Постарайтесь разобраться в отношениях внутри коллектива
Обращайте внимание на мелкие особенности поведения ваших коллег. Вполне вероятно, что кто-то из них метил на ваше место, так что будьте бдительны.
Постарайтесь подружиться с вашими сотрудниками и используйте их лучшие качества для общего блага, чтобы избежать конфликтов при формировании команды.
7. Узнайте, где лежит кофе
Для успешной работы всегда важно знать, где хранится кофе и как включается кофемашина. Также необходимо разобраться в неписаных правилах офисного этикета, нарушение которых может привести к настоящему взрыву в коллективе. Кто моет чашки? На каких полках хранятся общие печеньки?
8. Выясните, где можно купить еду на вынос
Изучите окрестности и выясните, где можно купить сэндвич, выпить со знакомым чашку кофе или съесть вкусный бизнес-ланч.
Кроме того, вы должны быть в курсе, где при необходимости можно купить лейкопластырь или лекарства.
9. Приглашайте на ланч разных людей
Дружба с коллегами принесет вам больше пользы, чем вы, возможно, думаете. И чем раньше вы начнете завязывать дружеские отношения, тем лучше.
Постарайтесь расширить круг вашего общения, и приглашайте разных людей составить вам компанию за ланчем или чашкой кофе. Новые знакомые покажут вам лучшие заведения в округе, что тоже является немаловажным плюсом.
К тому же, если вы в первую неделю будете покидать офис ради ланча, у вас выработается привычка выделять личное время по ходу рабочего дня. Отбросьте саму идею унылого поедания ланча на рабочем месте.
10. Будьте организованы и дисциплинированы
В первую неделю вы будете получать массу новой информации, и если с самого начала проявите усердие, вам будет намного проще влиться в процесс. Первые недели работы на новом месте — это отличное время, чтобы побороть свою неорганизованность.
11. Показывайте свои сильные стороны
«Поставьте себе задачу продемонстрировать те достоинства, о которых вы рассказывали на собеседование при найме», — советует Огастин.
Если вы сказали, что являетесь отличным SMM-щиком или превосходно работаете с данными, немедленно начните работу в социальных сетях или займитесь продвинутой аналитикой.
И фиксируйте все свои достижения. Записывайте все, что вам удалось сделать, все те случаи, когда вам удалось внести большой вклад в общее дело, и когда вашу работу положительно оценило начальство. Лучше сразу завести такую привычку: потом эта информация поможет вам при оценке эффективности вашей работы и переговорах о повышении зарплаты.
12. Будьте заметны настолько, насколько это возможно
Посещайте все доступные совещания и не стесняйтесь высказывать свое мнение. Благодаря этому вы не только поймете, кто и что имеет вес в вашей компании, но и другие привыкнут к вашему присутствию. Покажите, что вы являетесь экспертом в своей области, и коллеги будут знать, к кому в будущем обращаться за помощью.
13. Используйте социальные сети, чтобы упрочить свое положение на новом месте
Как только вас официально примут на работу, немедленно обновите соответствующие графы в своих социальных сетях и подпишитесь на обновления своей новой компании и коллег. Укрепляйте отношения с новыми знакомыми, добавляя их в друзья в твиттере и на LinkedIn
14. Напишите бывшим коллегам
Как ни странно, но первая неделя в новой компании— это идеальное время, чтобы связаться с людьми с ваших предыдущих мест работы.
«Напишите вашим бывшим коллегам и попросите их дать вам рекомендации для LinkedIn. Но все же собирать отзывы о себе лучшего всего тогда, когда вы еще не ищете новую работу», — советует Огастин. опубликовано econet.ru
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Как вести себя на новой работе ‒ 7 частых ошибок в первый день
Почему нельзя ожидать много от первого дня на работе, как влиться в коллектив, как справиться со стрессом и почему важно задавать вопросы
Новая работа ‒ это всегда стресс. Даже если пришёл на работу мечты.
Как настроиться на новую работу и адаптироваться в коллективе ‒ расскажем на примере самых частых ошибок новичков.
Страшно идти на новую работу
Все боятся первого дня на новой работе. Это понятно. Но давай разберёмся ‒ чего ты боишься.
Боюсь, что не понравлюсь
Не стоит. Никто не судит о человеке по первой встрече, а о специалисте ‒ по первому дню. Смотри, слушай, запоминай. Большего не тебуется.
Вдруг сделаю серьёзную ошибку
Вряд ли в первые дни и даже недели тебе доверят что-то по-настоящему сложное и ответственное. К тому же опытного сотрудника обязательно попросят присмотреть за новеньким.
Боюсь, что меня не примут коллеги
Зря. Обычно новичкам помогают быстрее освоиться.
Лови лайфхаки ‒ как справиться со стрессом:
Не рассчитал время и опоздал
Чтобы не проспать ‒ заведи все будильники, какие есть.
Выйди из дома на 15 минут раньше, чем нужно. А лучше всего проехать от дома до работы заранее ‒ причём в то же время, когда предстоит ехать на работу.
Если всё же опоздал ‒ это не конец света. Извинись и объясни причину.
Почувствовал себя одиноким и лишним
Не бойся привлечь к себе внимание. Поздоровайся с коллегами. Если никто не спешит показать тебе офис ‒ не стесняйся попросить об этом начальника или коллегу.
Тебе важны твоё рабочее место, кухня и туалет.
Не стоит прятаться за монитором, а для обеда выбирать момент, когда на кухне никого нет.
Когда заходишь ‒ поздоровайся с присутствующими. Первым.
Не задавал вопросов
Спрашивай обо всём. Если кажется, что вопросов слишком много ‒ просто задавай их разным людям. Если ответ очень важен ‒ записывай.
Узнай, как принято одеваться на работу, какие в компании правила поведения. Посмотри, как общаются между собой сотрудники. Спроси, как зовут всех в твоём отделе.
Старался доказать, какой ты умный
Рассказывать всем о своих достижениях ‒ не очень правильно. Профессионализм показывай в работе, а не на словах. Помни ‒ хвастунов нигде не любят.
Случаи из жизни сможешь озвучить позднее ‒ потерпи.
Решил, что не справишься
Ничего не понимаю на новой работе, делаю ошибки, боюсь не справиться ‒ это очень частые впечатления от первого дня.
Скорее всего, у тебя просто были завышенные ожидания. Но в первый день всем нелегко. Слишком много информации, впечатлений, волнения.
Не стесняйся записывать. Это значительно облегчит жизнь, правда.
Вёл себя неестественно
Часто новички боятся показать свои не самые сильные стороны.
Если плохо воспринимаешь информацию на слух ‒ проси повторить и записывай.
Если тебе тяжело общаться с незнакомыми людьми ‒ сведи общение к минимуму. Не забывай, потом придётся поддерживать имидж.
Помни: ты пришёл работать. Главное, чтобы тебя уважали как профессионала.
Конечно, не стоит уклоняться от общения. Веди себя, как обычно, но не будь слишком категоричным ‒ это всегда пугает.
Первое время на новой работе: как влиться в коллектив
Первый день
По традиции нового сотрудника коллегам представляет руководитель. Хорошо, если компания небольшая или в ней проводятся регулярные общие встречи. Тогда знакомство с окружающими произойдет быстрее. Если же вы выходите на работу в корпорацию, будьте готовы знакомиться с коллегами в течение нескольких недель, причем не только через руководителя, но и в процессе решения задач.
В первый день главное — чтобы вас представили тем, с кем вам придется общаться чаще всего и работать в тесном сотрудничестве. Постарайтесь их запомнить. Еще лучше — кратко запишите, как кого зовут и кто за что отвечает. Если вас не представили — не стесняйтесь подойти и познакомиться самостоятельно. Чем быстрее вы это сделаете, тем проще будет взаимодействовать дальше.
Если вы забыли чье-то имя, переспросите. Абсолютно нормально забыть кого-то, если вас представили двадцати людям за несколько часов.
Если в компании принято общаться в общем рабочем чате или в группе в социальной сети, проследите, чтобы вас туда добавили (иногда в суматохе руководители про это забывают). Лучше сразу же спросите об этом сами.
Попросите показать вам документы, которые регламентируют работу отдела или конкретно ваши трудовые функции, если такие есть. Конечно, вас и так должны ознакомить со всем, что понадобится для работы, а если в организации развитая корпоративная культура, то вам назначат еще и куратора из числа коллег, чтобы он ввел вас в курс дела и во всем поддерживал первое время. Но в суматохе про формальности могут и забыть, а если все коллеги в этот момент «в огне», то новичку приходится разбираться во всем самостоятельно. В таком случае важно проявить проактивность — от этого зависят ваши успехи на испытательном сроке.
Спросите у коллег, есть ли в офисе столовая или кухня и где еще они обедают. Лучше всего в первый день отправиться на обед в их компании, даже если обычно вы предпочитаете обедать в одиночестве. Совместный ланч — отличный повод для более неформального знакомства. Для начала можно поговорить на нейтральные темы — кто где живет, сколько добирается до работы, какие еще есть места для обеда поблизости.
Первая неделя
Главная ваша задача на первую неделю в общении с коллегами — всех запомнить, понять, кто есть кто и как вы с ними взаимодействуете. Коллеги тоже должны вас запомнить и понять, по каким вопросам они могут к вам обращаться.
На этом этапе не стоит выпячивать свои таланты, даже если вы уже видите, что в чем-то опытнее новых коллег. В первое время больше занимайте позицию наблюдателя и высказывайте свое мнение в разумных пределах, особенно если о нем никто не спрашивал. Гораздо важнее доказать, что вам интересны рабочие задачи, что вы не халтурите, а детально вникаете в процессы и учитесь новому — это важнейшие признаки настоящего профессионала на любой должности.
Задавайте вопросы. Главное правило коммуникации на первую неделю: «Не знаешь — спроси». Спрашивайте обо всем, что вызывает у вас хоть малейшие сомнения. Даже если вам кажется, что это глупые вопросы, помните, у вас индульгенция — вы тут новичок! Лучше разобраться, как правильно, чем сделать наугад. Все вокруг прекрасно понимают, что вы новый сотрудник, и даже ждут от вас этих вопросов.
Если вы пришли работать в новую для вас сферу и пока что не разбираетесь в процессе, попросите кого-то из коллег объяснить вам его пошагово. Это необязательно должен быть ваш руководитель или кто-то старше по должности. Возможно, полезнее будет поговорить с подчиненными или равными вам сотрудниками. Постепенно вы разберетесь, как всё происходит, сколько стоит, сколько требует времени на реализацию. Если вы менеджер, такие разговоры помогут вам оптимизировать процессы, которые вы ведете. Тут то, что вы новичок, может стать даже плюсом: со стороны слабые места подчас виднее, чем изнутри, когда человек ко всему привык и ему кажется, что всё идет как должно.
На встречах не стесняйтесь конспектировать самое важное. Поначалу будет очень много информации, которая окружающим понятна с полуслова, а для вас — темный лес. Это нормально: вы здесь недавно, вам еще только предстоит вникнуть во многие нюансы, разобраться во внутренних процессах. Особенно это касается крупных компаний со сложным устройством. Если что-то непонятно, но вы не хотите прерывать общее обсуждение своими вопросами, отметьте себе эти моменты и попросите коллег ввести вас в курс дела после соверщания.
В новом кругу всегда найдется кто-то, кто будет вам симпатизировать с первых дней и согласится уделить время на подсказки. Если совсем не знаете, к кому обратиться за помощью, спросите, кто в вашем коллективе был предыдущим «новеньким» до вас — у этого коллеги еще свежи воспоминания, как трудно было привыкать к новой обстановке, он лучше всех способен понять ваши ощущения и, скорее всего, не отмахнется, если вы попросите о помощи. Чтобы не отвлекать коллегу от работы, проще всего попросить его или ее составить вам компанию за обедом и задать накопившиеся вопросы в неформальной обстановке.
Ищите обратную связь. Каждый день подходить к начальнику с просьбой прокомментировать вашу работу не надо, это назойливость. Подойдите после первой недели (можно написать письмо). В следующий раз попросите «фидбэк» после первого месяца, а потом после трех месяцев. Хорошо, когда в компании и так организуют такие встречи с каждым сотрудником, например в конце испытательного срока. Обычно этим занимается HR-отдел. На таких встречах обсуждают ваши впечатления о работе, дают вам объективную оценку и вместе намечают возможные пути развития и цели на ближайший срок. Но даже если таких встреч не проводится, сами попросите руководителя встретиться с вами. Адекватный начальник никогда не отмахнется от новичка и найдет для него время.
Первый месяц
Наблюдайте за коллегами. Следите, как они ведут себя, как решают рабочие задачи, что принято в коллективе, а что не принято.
Разбирайтесь в ответственности и разграничивайте ее. Не выполняйте задачи, которыми должны заниматься другие. Бывают коллективы, где сотрудники пытаются спихнуть свои дела новичку. Научитесь говорить твердое нет, если вы уверены, что это не ваш функционал. И, наоборот, уточняйте прямым вопросом, чья это задача, если есть сомнения. В давно сложившихся коллективах все привыкли, кто за что отвечает, и начальник может поставить задачу «в пустоту», зная, что ее подхватит нужный человек. Если окажется, что в конкретном случае таким человеком должны были стать вы, потому что подобными задачами всегда занимался ваш предшественник, но вас об этом никто не поставил в известность, то вашей вины в этом, конечно, не будет. Но конфликтная ситуация обеспечена.
Второй и третий месяцы
Обычно только к концу испытательного срока вы понимаете, кто есть кто в офисе. Все первые три месяца вы новичок. Это же работает и в обратную сторону: коллеги присматриваются к вам и постепенно понимают, какой вы сотрудник, можно ли доверять вам задачи и положиться на вас. Обычно только после трех месяцев (а иногда и после полугода) вас начинают воспринимать всерьез, особенно если вы молодой специалист.
Помните, что окружающие не умеют читать мысли и не понимают вас с полуслова. Пока вы еще не на одной волне с коллегами, старайтесь доносить свои мысли как можно тщательнее и спокойнее. Шутки, кстати, не всегда помогают разрядить обстановку, чувство юмора — штука субъективная. Сначала лучше убедиться, к какому юмору привыкли в этом коллективе.
Эффект ложного консенсуса
Это одна из главных ошибок, которая может произойти с новичком в коллективе. Человеческий мозг склонен проецировать свой способ мышления на окружающих. Мы автоматически считаем, что окружающие мыслят так же, как мы, хотя это может быть совсем не так. Поэтому и возникают недопонимания при передаче информации — как устной, так и письменной.
Общаясь с коллегами в новом коллективе, объясняйте контекст ваших сообщений. «Сверяйте часы», чтобы убедиться, точно ли вы говорите об одном и том же. У каждого есть свои стандарты качества, рабочие инструменты, привычки. Переносить в новый коллектив стандарт, к которому вы привыкли на прежнем месте, и объяснять это фразой «А у нас было так…» — то же самое, что идти со своим уставом в чужой монастырь. И понятие «у нас» для вас теперь здесь, а не на прежнем месте, хотя осознание этого появляется не сразу.
Помните, что ваши коллеги могут думать совсем по-другому. Например, вы считаете, что после каждого совещания проводивший его менеджер должен писать короткое итоговое письмо всем, кто участвовал во встрече. А в компании так до вас никто не делал. Чтобы избежать недопониманий, обсудите с коллегами пользу таких писем.
Ну и самое главное. Вы пришли в эту компанию работать, а не заводить новых друзей и очаровывать окружающих. Ваш руководитель будет в первую очередь оценивать результаты вашей работы. Будьте доброжелательны, но не старайтесь всем угодить. Интересуйтесь происходящим, но не переходите личные границы. Это лучший способ освоиться в любом коллективе.
Как произвести хорошее впечатление, не переходя личных границ
Ведите себя естественно. Не пытайтесь казаться тем, кем вы на самом деле не являетесь.
Будьте вежливы. Соблюдайте ритуалы, установленные в коллективе. Если видите, что коллеги собирают на подарок кому-то в отделе, предложите принять участие. Не выступайте сразу с революционными идеями. Это не приветствуется ни в одном устоявшемся коллективе.
Меньше эмоций. Старайтесь на работе мыслить рационально, а не эмоционально. Что-то случилось? Отключайте эмоциональную реакцию и думайте, как решить проблему.
Сохраняйте нейтралитет. Скорее всего, через какое-то время вы найдете здесь друзей и союзников. Так же, как и противников. Всему свое время, но сначала держитесь нейтральной позиции. Не исключено, что в коллективе есть длящиеся конфликты и другие сложные отношения, о которых вы пока не знаете, и есть свои интриганы, которые могут попытаться сразу втянуть вас в эту, совершенно лишнюю для вас, историю.
Общаясь с коллегами, не расспрашивайте их про личную жизнь. Про свою тоже не стоит рассказывать в подробностях. Не участвуйте в офисных интригах и не интересуйтесь сплетнями, особенно если вы работаете в женском коллективе. Лучше предложите обсудить планы на выходные или новый фильм в кино.
Позаботьтесь о резюме
Выход на новую работу — повод обновить ваше резюме на hh.ru, указав в нем начало работы на новом месте. Возможно, стоит изменить видимость резюме. Если ваше резюме открыто всем работодателям, то его могут увидеть ваши коллеги по новой работе и подумать, что вы не собираетесь у них задерживаться и снова в поиске.
Есть несколько способов не оставлять резюме открытым для всех и в то же время не лишать себя еще более интересных предложений (вдруг такие появятся):
Чтобы настроить видимость резюме, войдите в него и нажмите на «Изменить видимость».
Урок 5. Выход на работу и адаптация на новом месте
Следующий шаг после того, как вы успешно прошли собеседование и вас взяли на вакантное место, это выход на работу. Как и в любом новом деле, вам потребуется некоторый период адаптации. Как его лучше пройти, как справиться с переходным периодом и новыми обязанностями, мы как раз и узнаем из этого урока.
Пройдя этот урок, вы поймете, чему посвятить первый день на новой работе, как влиться в новый коллектив, как пережить безболезненно адаптацию на новом месте и как не позволить втянуть себя в конфликты.
Содержание:
Перед тем, как перейти непосредственно к уроку, скажем, что выход на работу – это не повод расслабляться. Это столь же ответственный этап, как и все предыдущие этапы, и подходить к нему тоже следует ответственно.
С чего начать на новом рабочем месте?
В предыдущем уроке мы уже обсудили, что к первому рабочему дню нужно начинать готовиться сразу, как только прозвучал положительный вердикт о приеме на работу. Так, следует сразу выяснить такие вопросы, как организация рабочего места, компьютер, доступ в корпоративную сеть, кто вам покажет рабочее место и даст доступ в первый день работы и т.д.
Если этого почему-либо не удалось выяснить заранее (например, вам сказали, что все расскажут на месте), с этого и нужно начать свой первый день на работе. Не стесняйтесь переспрашивать и уточнять непонятные вам детали на этапе вводного инструктажа, чтобы потом не отвлекать каждую минуту новых коллег бесконечными вопросами. Не надейтесь полностью на память и делайте пометки в блокноте, что к чему. Запишите не только логины и пароли доступа в корпоративную crm, но и как зовут ваших новых коллег, с которыми вы уже успели познакомиться.
Само собой, не оставляйте после себя грязную чашку или обертку от печенья на видном месте. Спросите или присмотритесь и выясните сами, принято ли держать чашку у себя в ящике рабочего стола или можно поставить ее на полочку на общей кухне.
Не беспокойте начальника по мелочам, только если он не взялся сам лично объяснять вам все нюансы процесса, как это бывает в мелких фирмах. Как мы обсудили ранее, обычно хороший руководитель сам подойдет к новенькому в течение первого рабочего дня и поинтересуется, все ли нормально и нужна ли помощь.
После того, как разобрались со всеми организационными вопросами и получили все необходимое для работы, можно приступать непосредственно к работе. Скорее всего, на финальном этапе собеседования вы с вашим будущим руководителем затронули тему, с чего вам следует начать и чего от вас ждут в первую очередь.
Если пожелания были расплывчаты или вообще вас для того и взяли, чтобы вы разработали конкретный план действий под актуальную задачу, приступайте, не откладывая. Не откладывая – это значит, что у человека, вводившего вас в курс дела, нужно спросить разрешения подойти проконсультироваться еще раз, если окажется, что для выполнения ваших рабочих задач вам потребуется еще что-то.
Не обязательно, что именно этот человек и будет помогать по работе постоянно. Возможно, он просто подскажет, к кому можно обратиться по тому или иному вопросу. В идеале он же сообщит вашему будущему собеседнику, что в компании новый сотрудник (в смысле, вы) и он занимается такими-то задачами, для решения которых от сотрудника требуется то-то и то-то. В принципе, для старта этого должно быть достаточно.
Итак, подытожим вкратце, что нужно сделать на новом рабочем месте в первый день:
Решить организационные вопросы – рабочее место, компьютер, доступ, документы, знакомство с людьми, с которыми предстоит непосредственно взаимодействовать. | Записать всю необходимую для работы информацию, в том числе логины, пароли, названия рабочих папок, имена и должности коллег и прочее. | Решить вопрос с возможностью обратиться за консультацией – когда, к кому, по каким вопросам, принято ли это делать новым сотрудникам лично или нужно попросить, чтобы кто-то вас представил, и кто именно это сделает. | Приступить к работе по заранее оговоренному плану или взяться за составление плана своей работы, чтобы презентовать его руководству. В обоих случаях попытайтесь хотя бы примерно очертить, какой срок вам нужен, чтобы справиться с заданием, либо же составить план своей работы. |
По последнему пункту сразу уточним, что этот срок не должен быть большим. В первый день и даже месяц работы мало кто рискует отправить нового человека в полностью самостоятельное плавание. Поэтому на локальную задачу у вас не должно уходить много времени. Равно как и на составление плана на ближайшую неделю.
За более отдаленное планирование в первый день работы не беритесь. Если спросят, почему, скажите, что по итогам первой недели вы как раз и будете готовы составить план на месяц, квартал и набросать стратегию на первый год работы.
Это и будет ваша базовая адаптация на рабочем месте в новой компании. Однако это еще не все, что вам нужно сделать в первый день работы. Также вас ждет социальная адаптация в новом коллективе.
Разумеется, ее не стоит воспринимать полностью отдельно от ваших рабочих обязанностей. Однако свои нюансы все же у этого процесса имеются, поэтому мы рассмотрим его отдельным блоком.
Социальная адаптация в новом коллективе
Тут более всего уместно вспомнить известную поговорку, что «со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Это вовсе не означает, что вы должны полностью копировать модель поведения старожилов. Так, если все курят, не нужно тоже начинать курить. Если все пьют кофе, это не значит, что вы не можете пить чай. Однако уважать сложившиеся традиции и внутренний распорядок нужно обязательно.
Начинать адаптацию в новом коллективе нужно точно так, как и знакомство со своим новым рабочим местом: придерживаться тактики «смотреть и слушать» и «непонятно – спрашивай». Главное не бояться новых знакомств и неожиданных ситуаций, сохранять позитивный настрой и справляться с волнением, если таковое наблюдается. Как справиться с волнением, вы узнаете на нашей программе «Психическая саморегуляция». А сейчас подробнее остановимся собственно на вопросах социальной адаптации.
Основные этапы социальной адаптации в коллективе
Итак, как же происходит адаптация в новом коллективе? Традиционно она проходит в 3 этапа: усвоение норм, индивидуализация, интеграция. Что это значит? Давайте разбираться!
Как происходит адаптация в коллективе:
Усвоение норм – тут речь идет о неформальных нормах и правилах, царящих в новом для вас коллективе. Если формальные нормы – распорядок дня, иерархия подчиненности, должностные обязанности – вам расскажут на этапе вводного инструктажа, то неформальную обстановку вам придется изучить самостоятельно. Если вы будете внимательно смотреть и слушать, а когда непонятно, спрашивать, вы очень быстро поймете, кто тут неформальный лидер, чьи просьбы выполняются в первую очередь, кто чем живет и дышит. Задавать вопросы относительно неформальной стороны жизни коллектива можно для начала тому человеку, который проводил с вами вводный инструктаж. Разумеется, после того, как вы разберетесь с рабочими вопросами и своими основными обязанностями.
Для успеха адаптации важны последовательность и корректное прохождение каждого этапа. Так, слишком «выбиваться» из общего потока после того, как вам прозрачно намекнули, как должно быть, не стоит. И претендовать, чтобы вас приняли, как вы есть, раньше, чем будет понятно, чем это грозит коллективу, тоже не стоит. В противном случае команда своими коллективными усилиями может отбросить вновь прибывшего сотрудника на предыдущий этап.
Дресс-код
Отдельно стоит поговорить о таком аспекте адаптации, как соблюдение дресс-кода или формы одежды. Если вы трудоустроились в организацию со строгим дресс-кодом (банк, госучреждение) или на предприятие, где принята фирменная униформа (торговая сеть, медучреждение, автосервис), тут все понятно. Вы просто с самого первого дня ходите в том, в чем сказали или что выдали.
Большинство средних и мелких компаний не столь придирчивы, и офисный персонал вполне может приходить в обычной повседневной одежде. Во всевозможных материалах, посвященных дресс-коду, часто можно встретить рекомендацию не одеваться слишком вызывающе (хотя бы в первые дни работы).
Здесь есть тонкая грань: если вы первую неделю ходили в костюме и галстуке, а потом вдруг пришли в драных джинсах, такая непредсказуемость может напрячь намного больше, чем если бы вы сразу обозначили свою приверженность джинсовому стилю. Если дресс-код позволяет, лучше сразу начать с джинсовой одежды, если вы собираетесь ходить в ней в дальнейшем. В первый день лучше, конечно, надеть классические джинсы, а в пятницу первой рабочей недели прийти так, как вам удобно. Естественно, в пределах тех формальных и неформальных норм, которые вы усвоили.
Тут дело вот в чем: присматриваясь к вам и вашим привычкам, руководство может начать продумывать дополнительный функционал, который можно на вас возложить. Заметив, что вы всегда выглядите официально и респектабельно, вас могут захотеть взять с собой на переговоры с потенциальными клиентами. Естественно, не предупредив вас, потому что за первые дни работы к вашему неменяющемуся виду уже привыкли. А вы именно в день ответственных переговоров приходите в своих любимых рваных джинсах!
Никто как бы не виноват, и гипотетически вас должны были бы предупредить, но этого не случилось. В итоге руководство получит обманутые ожидания в отношении вас, а вы – отношение, которое ждет всех, кто обманывает чужие надежды. И не важно, что вы не собирались никого обманывать. Все будут ориентироваться на свои ощущения, а не на логику и здравый смысл. Поэтому лучше быть в меру предсказуемым и не стрессировать коллег частыми переменами.
К слову, несоответствие ожиданий и реальности является, согласно выводам американских психологов, исследовавших порядка 130 супружеских пар, наиболее частой причиной разводов [S. Sandhu, 2016]. Причем обоснованность ожиданий не имеет никакого практического значения, т.е. не важно, должны были вы соответствовать каким-то критериям объективно или человек сам себе что-то нафантазировал. Поскольку каждый человек един во всех своих проявлениях, обманутые ожидания вполне могут спровоцировать преждевременное расставание с сотрудником.
Это не должно беспокоить: если новый сотрудник дружелюбно настроен, успешно справляется с рабочими обязанностями и с честью выходит из конфликтных ситуаций, такие этапы, как индивидуализация и интеграция, будут пройдены успешно. Если, конечно, вовремя сориентироваться «на местности» в еще одном важном моменте.
Обеденные перерывы и дни рождения
В компаниях, где есть общий обеденный перерыв с фиксированным временем (например, с 13 до 14 часов) часто складываются свои традиции приема пищи. Поэтому, если вам с утра не представился случай выяснить, можно ли пить чай на рабочем месте или для этого есть специально отведенный уголок, и где принято держать свою чашку, сделайте это ближе к обеду. Заодно выясните, как тут принято обедать: брать еду из дома, ходить всем вместе в кафе, или каждый решает это для себя индивидуально.
Единых и обязательных рекомендаций нет. Часто бизнес-консультанты советуют поддержать компанию, если тут принято вместе ходить на обед в определенное кафе или столовую. В первый день именно так и стоит сделать, потому что в неформальной обстановке вам будет легче познакомиться с коллегами, рассмотреть и запомнить их в лицо, по именам и кто из какого отдела и чем занимается в компании.
Научиться быстро запоминать много новой информации можно на нашей программе «Мнемотехники», где вы освоите различные методы ассоциативного запоминания любых сведений, лиц, имен. Кроме того, и вашим новым коллегам будет проще запомнить вас, если вы хоть немного пообщаетесь неформально.
Разумеется, воздержитесь от критики, если еда в кафе вам не понравится. Лучше потом аккуратно поинтересуйтесь, есть ли, к примеру, в коллективе вегетарианцы и где они обычно обедают. Если нет, после этого вы можете «съехать» с темы совместных обедов, сказав, что доктор вам прописал диетическое питание и в ближайшее время вы вынуждены воздержаться от мясных блюд и супов. Такой вариант никого не обидит.
Если же в офисе принято приносить еду с собой и кушать прямо за рабочим столом, в первый день работы лучше выйдите в обед прогуляться и дайте людям спокойно обсудить вас у вас за спиной. Желание обсудить новенького все равно всегда есть, поэтому не мешайте. А на второй день можете тоже принести еду с собой и поддержать компанию совместным приемом пищи и общением.
Само собой, не приносите с собой в офис резко пахнущие продукты – сало, чеснок, копчености. Не стоит разогревать в офисной микроволновке рыбные блюда. Точно так же не стоит приносить еду, которой легко перепачкать все вокруг – арбуз, чернику, борщ, свекольный салат.
Бутерброды с колбасой, маслом и сыром плюс яблоко – оптимальный вариант для первого обеда. Потом можете потихоньку присмотреться к коллегам, и если они с удовольствием приносят на работу и едят, например, вареные сосиски и картофельное пюре, можете тоже разнообразить свое меню.
Если вы трудоустроились на новую работу в преддверии своего дня рождения, обязательно целенаправленно выясните, как здесь принято отмечать дни рождения. Не уповайте на то, что в оставшуюся до вашего ДР неделю случится чей-то день рождени, и вы сможете воспользоваться советом «смотреть и слушать». Лучше воспользуйтесь стратегией «непонятно – спрашивай». В идеале перепроверьте информацию хотя бы по двум каналам. Например, у себя в отделе и у одного из заместителей директора. Это исключительно во избежание розыгрышей, кои в молодежных коллективах случаются нередко.
Точно так не уповайте на то, что про ваш ДР забудут. Паспортные данные на этапе официального трудоустройства с вас точно потребуют. И даже неофициальное трудоустройство (это незаконно, но это есть!) предполагает некоторый минимум информации о человеке. Поэтому не ставьте себя в неловкое положение, когда вас пришел поздравлять весь коллектив, а вы даже не предложили коллективу конфеты или торт к чаю, как здесь принято. Коробка конфет вряд ли существенно подорвет даже самый скромный бюджет, а пройти период адаптации без подозрений в жадности точно поможет.
В целом, для начала вам будет достаточно быть опрятным, аккуратным, вежливым и корректным, чтобы у вас сложились нормальные отношения в новом коллективе. Если вы сможете в короткие сроки зарекомендовать себя знающим профессионалом и трудолюбивым сотрудником, новые условия работы откроют для вас новые возможности самореализации. Не исключено, что среди новых коллег вы найдете союзников, единомышленников и даже новых друзей, с которыми вместе пойдете по жизни.
Взаимодействие с руководством
И, конечно, полноценная адаптация на новом месте невозможна без правильно выстроенных отношений с начальством. В принципе, вы уже начали выстраивать отношения на этапе собеседования. И, судя по тому, что вас взяли на работу, у вас кое-что получилось. Сейчас осталось лишь не испортить впечатление, для чего стоит соблюдать несколько несложных правил.
Топ-5 правил общения с руководством:
1 | Выбирайте адекватный канал коммуникации – если ваш начальник «старой закалки» и предпочитает личное общение, не нужно его забрасывать электронными письмами. Если ваш начальник предпочитает, чтобы ему сначала расписали план предстоящей беседы в Viber, не нужно торчать у него под кабинетом просто так, не анонсировав заранее, чего вы хотите. Если в компании принято записываться на прием к генеральному директору заранее, не пытайтесь проскочить без записи. |
2 | Выбирайте подходящий момент для общения – не нужно требовать внимания, когда начальник занят решением других вопросов или находится в дурном расположении духа. |
3 | Сегментируйте информацию – в любой коммуникации, будь то электронная почта, Viber или личная беседа, обязательно уточняйте, что является проверенной информацией, а что вашими личными предположениями и оценочными суждениями в отношении перспективного планирования, рынка сбыта или предстоящего корпоратива. Иначе тут полшага до недоразумений, а то и репутации сплетника. |
4 | Учитывайте интересы руководства – если вы просите что-то, это «что-то» должно быть потенциально полезно для компании. Например, если вы хотите, чтобы вам оплатили участие в семинаре по email-маркетингу, не ограничивайтесь сообщением, что вам это очень интересно. Расскажите, что вы работаете над развитием коммуникаций с клиентами, и такой канал тоже есть резон тестировать. |
5 | Сосредоточьтесь на позитивных сторонах – поверьте, любому руководителю хватает проблем и без вас, и у руководителя проблем всегда больше, чем у рядового сотрудника. В придачу к общечеловеческим проблемам – семья, жена, дети, быт, автомобиль, ремонт – у начальника есть еще общение с проверяющими инстанциями и наблюдательным советом корпорации. Поэтому не грузите шефа без острой необходимости, а если грузите, всегда объясняйте его выгоду и почему без него этот вопрос не решить никак. |
В остальном, ваш шеф точно такой человек, как и любой другой. Поэтому традиционные стратегии общения – выяснение круга его интересов, любимых тем для разговора, кличек домашних животных – сослужит вам добрую службу и поможет избежать конфликтов в будущем.
Конфликтные стратегии
Помимо бытовых традиций, в любом коллективе есть свои центры влияния, формальные и неформальные лидеры, группы по интересам, которые в больших компаниях зачастую очень сильно конфликтуют. Чтобы предупредить возможные конфликты, рекомендуем изучить программу «Самопознание». Там же вы найдете эффективные тактики противодействия попыткам втянуть вас в конфликт.
Записавшись на программу, обязательно пройдите «Тест на поведение в конфликтах», потому что это поможет подобрать индивидуальную стратегию действий лично для вас. Все люди разные, тактических приемов поведения в конфликтных ситуациях множество, поэтому будет проще подобрать оптимальные варианты, если вы потратите несколько минут на прохождение теста. Пока же поговорим о конфликтных стратегиях в целом.
Конфликтные стратегии в первые дни работы
У нового сотрудника в этом плане есть определенное преимущество. Новый сотрудник всегда может тактично воздержаться от того, чтобы взять чью-то сторону или занять какую-то принципиальную позицию. Достаточно сослаться на то, что вы пока не вошли в курс дела, поэтому не можете сформировать собственное видение проблемы.
Вполне логично, что, если вы пока не обладаете полным массивом информации, вы не можете и даже не имеете права делать исчерпывающие выводы. Но, конечно же, надеетесь и даже уверены, что у всех взаимодействующих сторон получится найти консенсус. Произнести этот спич нужно спокойным уверенным голосом, который вы наработаете на нашем курсе «Развитие голоса и речи».
В большинстве случаев этого достаточно, чтобы противодействовать попыткам втянуть вас в уже сложившиеся разборки между центрами влияния. Прямые наезды в первый день работы, как правило, не грозят: вы присматриваетесь к коллективу, а коллектив к вам. Если же таковые случились, самое разумное, что можно сделать, это взять вину на себя, даже если вы не виноваты.
Что значит «взять вину на себя»? Например, на этапе инструктажа вам сказали, что за первичными документами нужно обращаться к Иванову, а Иванов грубо отвечает, что он не должен и не будет давать вам никаких документов. Тогда лучше извиниться и ответить, что вы, возможно, что-то неверно поняли, но вот Петров сказал, что за документами нужно обращаться к Иванову, т.е. к вам.
Если это не поможет, тогда идете к Петрову и точно так берете «вину» на себя, поясняя, что вы, возможно, чего-то не поняли, но вот Иванов утверждает, что он документы не дает. Важный момент: вас в этой ситуации должны интересовать исключительно документы и то, как вам их получить для работы, а не разборки Иванова и Петрова.
Ни в коем случае не демонстрируйте недовольство возникшей накладкой, даже если вас эти накладки, как и любого нормального человека, напрягают. И, по возможности, выясните все рабочие нюансы, не задействуя авторитет начальника. Как вы понимаете, условному Петрову поручил ввести вас в курс дела именно начальник, поэтому Петров тоже заинтересован найти консенсус. Поэтому наберитесь терпения и ждите результата.
Отношениям с начальником вредит как полное отсутствие самостоятельности, так и избыточная самонадеянность и попытки принимать самостоятельные решения по стратегическим вопросам ранее, чем вам дадут на это добро. А добро вам дадут после того, как смогут удостовериться, что вы вошли в курс дела. Это процесс постепенный, не одномоментный, и складываться он будет из небольших заданий, адекватных вашему уровню компетентности на каждый текущий момент.
Тем, кто «рвется в бой» или хочет «с места в карьер», скажем, что практически любая компания или организация, куда вы попадете в качестве наемного работника, успела наладить работу без вашего участия и как-то функционировала до вашего прихода. Поэтому не стоит брать на себя ответственность за восход солнца, а лучше сосредоточиться на своих непосредственных обязанностях.
В некотором смысле исключение составляют стартапы, но там, как правило, изначально формируется небольшая группа единомышленников. Поэтому при всех, даже самых мощных, разногласиях у стартаперов основа для поиска консенсуса более прочная, нежели у людей, сидящих на зарплате с 9 до 18 часов.
Кроме того, источником конфликтов могут стать неожиданные и непредвиденные ситуации, к которым оказались не готовы ни вы, ни ваши коллеги, ни ваше руководство. Это может быть все, что угодно, начиная от внезапного решения правительства о локдауне, когда все ранее достигнутые договоренности откладываются на неопределенный сок, и заканчивая внутренними проблемами компаниями.
Например, если командировки или публичные выступления на этапе трудоустройства не оговаривались, но вдруг возникла необходимость заменить заболевшего сотрудника, а старожилы заняты «под завязку» своей работой. Тогда самое время отправить с докладом на конференцию нового сотрудника, который пока не завяз в «текучке», но компетентен в проблемах отрасли, в целом.
Тут важны мотивация и самоконтроль, т.к. они помогают сохранять самообладание в неожиданных ситуациях. Если вы заинтересованы в работе и мотивированы достичь успеха, вы найдете возможность выручить своих работодателей даже по тем вопросам, которые изначально не оговаривались и в ваш круг обязанностей вроде как не входят.
Даже если это весьма затруднительно для вас, ни в коем случае нельзя не только грубить, но даже слишком явно подавать вид, как это вас затрудняет. Офис, конечно, не армия, где все принимают присягу и клянутся «стойко переносить тяготы и лишения воинской службы». Но и не курорт, где все для вас, а работа, на которой нужно работать и решать непредвиденно возникшие задачи. Поэтому, кстати, рекомендуем заранее пройти программу «Психическая саморегуляция» и быть готовым к любым ситуациям.
Для первых дней работы этих сведений будет достаточно, чтобы начать адаптироваться на новом рабочем месте, не конфликтовать и не быть втянутым в уже существующие разборки. Что делать дальше? Давайте посмотрим.
Как разрешать конфликты?
В какой-то момент вы уже не сможете прикрываться статусом новенького, которому нужно время, чтобы войти в курс дела. К слову, это может случиться достаточно быстро. Например, если в ваш отдел придет новый сотрудник буквально через неделю после вас. Так или иначе, со временем вам потребуются другие причины для неучастия в конфликтах, нежели необходимость вникнуть в ситуацию, или же аргументы для участия, если будут затронуты ваши рабочие интересы.
Конфликт рабочих интересов – это полностью нормальный рабочий процесс, если только не сопровождается оскорблениями, переходами на личности и прочими деструктивными проявлениями. У каждого специалиста может быть свое видение ситуации. Более того, вполне реально, что вас именно для того и взяли на работу, чтобы вы увидели внутренние процессы компании свежим взглядом. Поэтому обнаруженные недостатки – это не повод для критики и высокомерия с вашей стороны. И это не значит, что до вас все работали плохо. Возможно, на старте процесса были другие условия, ныне потерявшие актуальность, а команда по инерции движется в ранее заданном направлении.
Нюансов может быть превеликое множество, а разобраться с ними поможет специальная учебная программа «Конфликтология и управление конфликтами». Полезной будет ранее упоминавшаяся программа «Психическая саморегуляция». В частности, вы сможете в рамках этой программы пройти «Тест на эмоциональный интеллект», что даст вам представление о вашем потенциале к решению конфликтов.
Вкратце скажем, что в понятие «эмоциональный интеллект» входит умение слушать, умение сопереживать и умение вежливо и настойчиво отстаивать свою позицию. Наличие этих качеств заметно повышает шанс избежать конфликта там, где он не нужен, и решить конфликт в свою пользу там, где он неизбежен.
В рамках темы нашего урока «Выход на работу и адаптация на новом месте» мы можем дать общие ориентиры, что делать и чего не делать, чтобы не позволить конфликтам мешать вашей жизни и работе.
Топ-7 принципов успешного разрешения конфликтов: