С чего начать работу экологу на предприятии

Экология на предприятии: что стоит сделать по экологии в первую очередь (часть первая)

В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)

Любая хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (далее также – ОС). При этом отрасль природоохранного законодательства призвана ограничить такое воздействие, установив обязательные к соблюдению участниками общественных отношений требования.

С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть фото С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть картинку С чего начать работу экологу на предприятии. Картинка про С чего начать работу экологу на предприятии. Фото С чего начать работу экологу на предприятии
Рис. Виды обращения с отходами на предприятии

Для целей настоящей статьи все природоохранные требования могут быть отнесены к одной из следующих групп:

Разрешительная документация: оформление

Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.

Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.

Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:

С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть фото С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть картинку С чего начать работу экологу на предприятии. Картинка про С чего начать работу экологу на предприятии. Фото С чего начать работу экологу на предприятии

Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам

Соответствующие разрешительные документы называются:

При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.

Разрешительная документация: последствия неполучения

Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:

Постановка объекта на государственный учет

С 1 января 2015 года необходимость постановки любого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим, является обязательным природоохранным требованием (п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В рамках постановки объекта на государственный учет производится присвоение каждому объекту одной из четырех категорий, от отнесения к которым зависят количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды.

С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть фото С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть картинку С чего начать работу экологу на предприятии. Картинка про С чего начать работу экологу на предприятии. Фото С чего начать работу экологу на предприятии

Рис. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям

Так, все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п.1 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»):

Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:

Организация экологической службы и производственного контроля

Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия, в отличие подобных специальных требований в области охраны труда, устанавливающих обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации).

В природоохранном законодательстве вопросам организации экологической службы до 1 января 2015 года был посвящен пункт 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливавшего обязанность хозяйствующего субъекта представлять в орган государственного экологического надзора сведения об организации экологической службы и лицах, ответственных за осуществление производственного экологического контроля. В настоящее время подобное требование сохранилось в пункте 3 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.
С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть фото С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть картинку С чего начать работу экологу на предприятии. Картинка про С чего начать работу экологу на предприятии. Фото С чего начать работу экологу на предприятии
Рис. Экологическая документация и действия ответственных за экологию сотрудников

При этом экология на предприятии может воплощаться в различных структурных единицах организации: отдел, департамент, управление и т.д.

Однако часто хозяйствующие субъекты избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:

В настоящее время ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит лишь косвенное упоминание о необходимости организации структурного подразделения предприятия, фактически выполняющего функции экологической службы.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 67 указанного Федерального закона программа производственного экологического контроля [разрабатываемая и утверждаемая хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I-III категорий, см. раздел статьи «Постановка на государственный учет»] должна содержать сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.

Однако до момента постановки эксплуатируемых объектов на государственный учет (не ранее утверждения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к конкретной категории), указанное положение статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» остается фактически неприменимым.

Обучение в области охраны окружающей среды

Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:

При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.

С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть фото С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть картинку С чего начать работу экологу на предприятии. Картинка про С чего начать работу экологу на предприятии. Фото С чего начать работу экологу на предприятии

Рис. Удостоверение «Повышение квалификации по программе «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» (72 ч.)

Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности).

Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.

Источник

С Чего Начать Начинающему Экологу?

Приветствую, уважаемые друзья! Заметка от моей помощницы по развитию группы “Экологическая Безопасность” Ксении Ралдугиной.

С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть фото С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть картинку С чего начать работу экологу на предприятии. Картинка про С чего начать работу экологу на предприятии. Фото С чего начать работу экологу на предприятии

Первые шаги начинающего эколога

Вспоминая себя в первые 2 недели работы в должности эколога, прекрасно понимаю панику начинающего специалиста-эколога. Вы пришли в новый коллектив, работать надо, но что делать и как – совершенно непонятно. Когда я в первый свой рабочий день пришла в офис, мне показали стол, заваленный папками, и руководитель мне объявил: «Я не знаю, что тебе делать, но вот все, что осталось от предыдущих экологов – разбирайся». Вот это была паника! Первые недели 2-3 голова просто кипела! И самое трудное, что и спросить-то не у кого было, так как эколог, как правило, один на предприятии! Наверное, у каждого в работе была такая ситуация.

Поэтому я и решилась написать несколько советов начинающим специалистам!

• Самое главное – без паники! Чем больше паники, тем меньше пользы! Попробуйте познакомиться с коллегами, узнайте, как устроена работа в офисе, понаблюдайте за людьми, не хватайтесь за все и сразу, все равно не успеете!
• Нормативные документы в области экологии! Это то, без чего специалисту экологу вообще никуда! Основанием вашей деятельности в области экологии является законодательство, касающееся вопросов охраны окружающей среды. В связи с этим необходимо иметь доступ и изучить актуальные законы, постановления, СТБ, ТКП, СанПиН и т.п. Проще всего создать для себя нормативную базу, на которую вы сможете опираться и прослеживать изменения.
• Интернет! Есть несколько отличных сайтов, на которых можно получить информацию. В том числе и Блог-Инженера.РФ Антона Хабирова, который освещает информацию в доступном виде, просто и понятно.
• Сайты с надзорных органов. Для начинающего эколога невероятно полезны. Существует несколько официальных сайтов, их ссылки приведены ниже:

https://76.rpn.gov.ru/ Росприроднадзор
https://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики
https://www.gosnadzor.ru/ Ростехнадзор
и другие.

Также следует учитывать, что согласно специфике любого предприятия существуют основные направления его воздействия на окружающую среду.
Таковыми являются:

• загрязнение атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв;
• использование природных ресурсов;
• физические факторы (шум, тепловое излучение и т.п.).

Для того, чтобы определить, какое воздействие на окружающую среду оказывает предприятие, и, соответственно, какими законодательными актами регламентируется его деятельность, необходимо изучить предприятие: его структуру, производственные процессы, имеющуюся документацию по вопросам охраны окружающей среды.

Вооружившись схемой территории организации с расположением зданий и сооружений, рекомендую совершить обход территории предприятия. Основные цели данного обхода:

• ознакомление с деятельностью предприятия;
• знакомство с ответственными лицами на производстве;
• обнаружение имеющихся нарушений (о них, конечно, пока будет судить сложно, но вы попытайтесь).

Желательно пригласить с собой кого-то из производственников, например, главного инженера. Этот человек, как правило, всегда в курсе текущих событий.
На экскурсии обращаем свое внимание на отходы: какие отходы образуются, как складируются, есть ли площадка временного хранения, сколько контейнеров, как установлены и т.д.

Ищем источники выбросов. Под трубами могут оказаться кузнецы, котельные, очистное оборудование – все это стационарные источники выбросов.

Важно найти точку сброса. Может быть, в водный объект, а может просто в колодец, согласованный с водоканалом.

Попутно в разговорах изучаем технологию. Что, собственно, делает ваше предприятие, какова технология, что за оборудование и сырье используется.
После ориентирования на местности необходимо посмотреть документы, которые оставлены в офисе.
Перечень внутренней документации, которая должна быть в той или иной форме приведена ниже:
• Инструкции и положения. Утверждены ли они, с кем согласованы.
• Приказы, кого и за что назначали ответственным.
• Обученные – кого, чему и когда обучали.
• Переписка с надзорными органами.
• Протоколы анализов (производственный контроль – бывает по воде, почве и воздуху, есть еще различные санитарные контроли).
• Договоры на передачу отходов (полигон, ртутные лампы, масла, аккумуляторы и пр. в зависимости от перечня отходов).

С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть фото С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть картинку С чего начать работу экологу на предприятии. Картинка про С чего начать работу экологу на предприятии. Фото С чего начать работу экологу на предприятии

Перечень документов, предоставляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при проверке управлением регионального государственного экологического надзора

1. Основные документы, характеризующие объект хозяйственной деятельности:

С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть фото С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть картинку С чего начать работу экологу на предприятии. Картинка про С чего начать работу экологу на предприятии. Фото С чего начать работу экологу на предприятии

1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
2. Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;
3. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
4. Устав юридического лица;
5. Учредительный договор юридического лица;
6. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации;
7. Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
8. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
9. Документы на землепользование;
10. Имеющиеся лицензии;
11. Структуру предприятия: основные и вспомогательные производства;
12. Перечень арендаторов;
13. Раздел ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) в проекте на строительство объекта;
14. Заключение государственной экологической экспертизы по проекту на строительство объекта;
15. Акт ввода объекта в эксплуатацию.

2. Документы, свидетельствующие об организации производственного экологического контроля на предприятии:

1. Распорядительный документ об организации экологической службы на объекте хозяйственной и иной деятельности;
2. Распорядительный документ о назначении лица, ответственного за проведение производственного экологического контроля;
3. Материалы, характеризующие результаты производственного экологического контроля.

3. Документы по результатам проверок соблюдения требований природоохранного законодательства органами государственного экологического контроля:

1. Акты по результатам предыдущих проверок;
2. Предписания органов государственного экологического контроля об устранении нарушений требований природоохранного законодательства;
3. Протоколы об административных правонарушениях, постановления о наложении штрафа;
4. Приказы по предприятию и планы мероприятий по устранению нарушений, установленных в актах проверок;
5. Отчеты о выполнении предписаний.

4. Формы государственной статистической отчетности:

1. № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;
2. № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды».
3. № 2-тп (токсичные отходы) «Об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления».

5. Документы в области охраны атмосферного воздуха:

1. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
2. Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ);
3. План-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов;
4. План мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ;
5. Ежегодное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;(если требуется)
6. Ежегодная пояснительная записка о неизменности количества источников выбросов загрязняющих веществ, качественного и количественного состава выбрасываемых веществ, неизменности технологического процесса, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов, сохранения объемов выпускаемой продукции, определенных на год разработки и установления нормативов допустимых выбросов;(если имеется)
7. Технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно плану-графику контроля;
8. Отчет о выполнении плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ;
9. Первичная учетная документация по охране атмосферного воздуха:
• ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»,
• ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»,
• ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»;
10. Приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа и о его функциях;
11. Должностные инструкции для персонала обслуживающего установки очистки газа;
12. Паспорта на каждую установку очистки газов;
13. Результаты проверок технического состояния установок очистки газов;
14. Акты проверки соответствия фактических параметров работы газоочистного оборудования проектным;
15. Инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа;
16. Приказ о порядке ведения журналов учета работы установок очистки газов;
17. График планово-предупредительного (текущего) ремонта установок очистки газа;
18. Режимные карты на котлоагрегаты;
19. Паспорта на дыхательные клапаны резервуаров с нефтепродуктами;
20. Документация по реализации мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), включающая:
• приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов;
• журнал регистрации приема предупреждений о НМУ;
• план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих атмосферу;
21. Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств, включающая:
• журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств;
• журнал ежедневного расхода горючего;
• журнал пройденного километража;
• журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям;
• журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями;
• график технического обслуживания автотранспортных средств.

6. Документы в области использования и охраны водных объектов:

1. Приказ по предприятия о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений и о его функциях;
2. Балансовая схема прямоточного и оборотного водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измере¬ния забора (приема) и сброса воды, а также точек передачи ее другим потребителям;
3. Паспорта на очистные сооружения;
4. Планы работ по проверке эффективности работы очистных сооружений;
5. Инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений; первичную учетную документацию по использованию воды;
6. Договор на водопользование;
7. Решение о предоставлении водных объектов в пользование;
8. Согласованные лимиты на водопользование;
9. Норматив предельно допустимых сбросов веществ (НДС) или на временно согласованный сброс веществ (ВСС), поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам;
10. Схема-график аналитического контроля за работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты;
11. План мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами;
12. Ежегодное разрешение на сброс загрязняющих веществ;
13. Ежегодная пояснительная записка, содержащая в себе информацию о неизменности технологических процессов, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов и сохранения объемов выпускаемой продукции, определенной на год разработки и установления нормативов допустимых сбросов;
14. Ежегодный технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, в соответствии со схемой-графиком контроля;
15. Ежегодный отчет о выполнении Плана мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, с указанием освоенных средств;
16. Документация по реализации мероприятий на случай экстремального загрязнения водного объекта включающая в себя план ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта.

7. Документы в области контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр:

1. Лицензия на право пользования недрами;
2. Землеустроительная документация;
3. Геолого-маркшейдерская документация;
4. Документы, подтверждающие осуществление регулярных платежей за пользование недрами;
5. Горный отвод на участок недр, предоставленный в пользование;
6. Технический проект разработки месторождения полезных ископаемых;
7. Регистрация участка недр, как опасного промышленного объекта;
8. Ежегодные утвержденные нормативы потерь ОПИ;
9. Согласованные планы рекультивации участков недр.

8. Документы по обращению с отходами производства и потребления:

1. Приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами;
2. Приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, на обучение или переподготовку;
3. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами;
4. Платежные документы на вывоз отходов;
5. Свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.);
6. План проводимых (планируемых) мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды;
7. Перечень отходов образующихся на предприятии (учет отходов ведется с использованием федерального классификационного каталога отходов);
8. Результаты определения класса опасности образовавшихся отходов;
9. Паспорта опасных отходов, с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО);
10. Лицензия на деятельности по обращению с опасными отходами;
11. Свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;
12. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
13. Лимиты на размещение отходов;
14. Мероприятия по наблюдению за состоянием окружающей среды на объектах (местах) хранения, захоронения отходов и о периодичности их осуществления;
15. Ежегодные технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах.

9. Документы лаборатории предприятия по контролю воздействий на окружающую среду:

10. Документы в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ):

Желаю вам удачи в работе, коллеги! В добрый путь!

Источник

Алгоритм действий начинающего эколога на предприятии

Связаться с автором, либо заказать услуги в области охраны окружающей среды Вы можете, написав на электронный адрес erilingleb@tut.by

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ НАЧИНАЮЩЕГО ЭКОЛОГА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Часть первая. Ознакомительная.

Шаг 1. Знакомство с предприятием, производством.

Познакомьтесь со своим предприятием, обойдите все цеха, познакомьтесь с начальниками цехов, различных служб и т.п. Пока просто познакомьтесь. Обходя территорию предприятия, сразу оцените в общих чертах:

• не разливаются ли ГСМ на почву,

• не происходит ли несанкционированных рубок.

• как происходит сброс вод.

Шаг 2.Знакомство с отчетностью и документооборотом по экологии.

• какие документы заполняются,

• какие документы должны заполняться и не заполняются,

• кто ответственный и за какие вопросы,

• как рассчитывается экологический налог,

• какие штрафы давались предприятию (любо должностным лицам),

• какие выданы предписания,

• когда были проверки и по каким вопросам и когда будут.

Шаг 3.Знакомство с организацией мероприятий по экологии по направлениям.

Посмотрите, все ли сделаны необходимые документы по каждому из направлений:

В области охраны атмосферного воздуха

— проведена ли инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, когда получено разрешение, не просрочено ли, те ли выбросы производятся на предприятии, что и в разрешении?

— разработан ли том ПДВ?

— разработаны ли паспорта на газоочистные установки, своевременно ли проводится проверка их эффективности?

— разработаны ли паспорта на системы вентиляции?

-ведется ли учет (ПОД-1-3)?

В области обращения с отходами

— получено ли разрешение на хранение/захоронение отходов? Не просрочено ли?

— составляются ли сопроводительные паспорта при вывозе отходов?

— проводится ли инвентаризация отходов?

— ведется ли раздельный сбор?

— разработан ли весь необходимый пакет документов (инструкция, нормативы и пр.)?

— оборудованы ли места хранения отходов?

В области водопользования

— если есть свои скважины и разработаны ли проекты зоны санитарной охраны, проводятся ли анализы?

— получено ли разрешение на спецводопользование (в необходимых случаях)?

— как проводится первичный учет воды и кто за него отвечает?

— разработаны ли нормативы водопользования?

— как обстоят дела с нормативами допустимых сбросов (в случаях необходимости)?

-как осуществляется контроль за сбросами?

-ведутся ли ПОД-6 (7),8?

— не происходит ли проливов ГСМ и как они ликвидируются?

— положено ли твердое покрытие в предполагаемых местах проливов?

— не было ли предписаний по рекультивации почвенного слоя и как они выполнены?

— проведен ли учет объектов растительного мира и согласно какого постановления?

— не просрочена ли учетная документация?

— удалялись ли объекты растительного мира и получалось ли для этого разрешение?

— как осуществляется уход, озеленение?

— попадает ли предприятие под категорию тех, для которых устанавливаются границы санитарно-защитной зоны?

— были ли предписания на эту тему?

— разработан ли и согласован проект санитарно-защитной зоны предприятия?

— соблюдается ли план мероприятий, указанный в проекте?

Производственные экологические наблюдения

— разработана ли инструкция ПЭК?

— установлен ли список ответственных?

— как это отражено в приказах,

— назначены ли ответственные лица?\

— проведены ли инструктажи и есть ли росписи в журналах?

— разрабатываются ли планы-графики ПЭК и планы природоохранных мероприятий?

-проводится ли локальный мониторинг (в необходимых случаях), аналитический контроль (отбор проб и проведение измерений)?

— разработан ли и насколько полностью внесена в него информация о предприятии, велся ли?

— нет ли недостающих разделов?

-сдается ли необходимая отчетность?

— назначены ли ответственные приказами?

Часть вторая. Анализ.

Шаг 4.Разработка плана действий.

Оценив ситуацию, разработайте для себя оптимальный план действий.

Разбейте вопросы на:

а) такой-то учет не ведется, а необходимо вести, необходимо сдавать такую-то отчетность;

б) в таких-то цехах нарушают такое-то законодательство в области охраны окружающей среды;

в) такие-то документы не разработаны, а их разработка необходима.

Часть третья. Работа с руководством.

Шаг 5. Подготовка и встреча с руководством предприятия.

Идя на прием к руководителю предприятия вы должны быть тщательно подготовлены. Ваша информация должна содержать следующие данные по предприятию:

• расписываете, что именно не так,

как можно это исправить.

• готовые предложения по каждому вопросу,

• докладные о необходимых мерах.

Часть четвертая. Практическая.

Шаг 6. Наведение порядка, приучение работников к требованиям в области охраны окружающей среды и поддержание достигнутого.

Дальше начинайте осуществление своих планов.

Назначение ответственных и проведение инструктажей

Снятие с себя ответственность за чужие нарушения

Наведение порядка в отчетности

Заставлять работать тех, кто является ответственным

Отрегулируйте сбор информации:

— о потребленной воде

Постоянно требуйте необходимую информацию

Инспекционные проверки своего предприятия

Указание недостатков, требование исправления

В случае нарушения:

— не соблюдение раздельного сбора отходов,

-вывоз отходов без сопроводительных паспортов,

— не скашивание травы или не уборка территории и т.д.

Составляется докладная записка руководству

Освобождение себя от ответственности, которая существует на Вас по умолчанию

Внедрение системы актов-предписаний

Личная работа по разработке документов

Проведение семинаров для своих сотрудников ( возможно привлечение работников сторонних специализированных организаций)

В какой последовательности все делать? В принципе, важно все. В первую очередь:

— чтобы разрешения были действующими, непросроченными,

— за правильным обращением с отходами, растительным миром и пр.,

— за содержанием территории предприятия,

— за своевременностью контроля (пробоотбора и т.п.), если таковой обязательный.

• Начните одновременно с выбросов, отходов, почвенного слоя и производственных экологических наблюдений.

• Далее проведите учет объектов растительного мира (без сторонней организации не обойтись) и составление документации по воде.

• Закажите проект санитарно-защитной зоны (эти работы стоят дорого).

• Ну и, конечно же, постоянно следите за соблюдением требований законодательства.

Связаться с автором для консультаций и заказа услуг можно по е-мэйл erilingleb@tut.by

Цитата
Глеб Ерилин пишет:
Алгоритм действий начинающего эколога на предприятии

Спасибо большое за статью. С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть фото С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть картинку С чего начать работу экологу на предприятии. Картинка про С чего начать работу экологу на предприятии. Фото С чего начать работу экологу на предприятииПрямо по полочкам разложено! С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть фото С чего начать работу экологу на предприятии. Смотреть картинку С чего начать работу экологу на предприятии. Картинка про С чего начать работу экологу на предприятии. Фото С чего начать работу экологу на предприятииЕё надо давать читать всем выпускникам, когда они заявление о приеме на работу пишут!Что б знали, что их ждет.

Цитата
Александра Толочко пишет:
в области охраны окружающей среды в строительстве

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *