С чего начать работу педагога организатора в школе

Несколько советов начинающему педагогу-организатору.

А как быть педагогу, только что назначенному на должность организатора? Ведь даже если у него есть опыт внеклассной и внешкольной работы, он объективно сразу не скажет выполнить всех требований, предъявляемых к личности и к должности одного из руководителей школы. И в педагогическом институте особенностям этой работы не учили, практике воспитательной деятельности уделялось там мало внимания. Да и в институтском дипломе значится: «.присвоена квалификация учителя.» (такого-то предмета).

Ответить на этот вопрос поможет опыт лучших организаторов. Рассмотрим для примера опыт организаторов школы М 9 Новгорода Ф. М. Пименовой, школы № 23 Новгорода В. Н. Аверкина, школы № 1 г. Сосногорска Республики Коми И. И. Михалева, Разумеется, начали эти товарищи с изучения директивных документов, относящихся к деятельности организатора, с чтения литературы, с осмысления опыта своих предшественников и, что особенно ценно, с анализа собственных знаний, умений и навыков. Последнее особенно важно: у каждого педагога (в том числе и начинающего) есть сильные стороны, какие-то индивидуальные яркие способности в той или иной области знаний или сфера деятельности, к которой организатор испытывает особое стремление. Так, Ф. М. Пименова, будучи хорошим учителем истории, начала с создания краеведческого музея Новгорода в своей школе, вовлекла в эту работу большое число ребят, учителей, родителей, общественников. Она хорошо знала музейное дело, любила работать с историческими документами, видела конкретную конечную цель этой работы, составила ее своеобразную идеальную модель, к созданию которой целенаправленно стремилась.

В. Н. Аверкин – учитель физвоспитания – начал с серьезной и всесторонней подготовки группы школьников для почетного караула у Вечного огня. Когда первая группа ребят перед заступлением на пост шла по улицам Новгорода, она вызвала восхищение жителей, товарищей, учителей торжественностью п безукоризненностью шага, четкостью линий, красотой одежды и строя. Впоследствии школьники взволнованно рассказывали о выполнении своей почетной обязанности, о военно-патриотической работе, проводимой ими при подготовке ритуала. Ребята, окрыленные романтикой нового для них дела, чувствовали себя героями, увлекали за собой новые группы школьников, желающих, как и их одноклассники, ходить в торжественном строю, развивать военно-патриотическую работу.

Первым делом, с которого начал работу (географ по образованию) И. И. Михалев, был молодежный вечер старшеклассников. Сам организатор – большой любитель и знаток музыки, песен, танцев. Он зажег ребят идеей по-настоящему эстетичного, музыкального, хорошо оформленного школьного вечера отдыха, в подготовку которого были вовлечены практически все старшеклассники.

Как видим, достоинства и умения каждого из названных организаторов совершенно разные, однако все они использовали сильные стороны своей личности для подъема детской и учительской инициативы, для пробуждения самодеятельности, для воодушевления людей на внеклассную и внешкольную работу, для создания интереса, хорошего настроя, внимания к этой стороне деятельности школы, к себе. Создав определенный авторитет, эти педагоги последовательно стали развивать все направления, стороны, участки воспитательной работы, учась сами, уча других, и достигли в своей деятельности как организаторы немалых успехов в сравнительно небольшие сроки. Исходя из изложенного, разумно рекомендовать начинающему организатору добиваться успехов, опираясь на сильные стороны своей личности, и на их основе выработать целостный стиль деятельности.

Источник

Педагог-организатор в школе: обязанности и должностная инструкция

С чего начать работу педагога организатора в школе. Смотреть фото С чего начать работу педагога организатора в школе. Смотреть картинку С чего начать работу педагога организатора в школе. Картинка про С чего начать работу педагога организатора в школе. Фото С чего начать работу педагога организатора в школе

Воистину не перечислить всех талантов, которыми должен обладать педагог-организатор в школе! Обязанности его весьма многочисленны, а вот заработная плата не всегда соответствует нагрузке. В большинстве общеобразовательных учреждений не предусмотрена отдельная ставка для данной должности, поэтому этот функционал берут на себя преподаватели-предметники за дополнительную оплату.

Необходимые требования к должности

Чтобы приступить к исполнению своих обязанностей педагога-организатора в школе, преподаватель должен соответствовать определенным критериям. На данную должность назначается учитель, обладающий как минимум двухлетним стажем педагогической работы и как минимум средним профессиональным образованием. Желательно, чтобы у него была и квалификационная категория. Он обязан знать всю нормативную и законодательную базу РФ, связанную с вопросами образования.

Опора и поддержка для учеников

Среди должностных обязанностей педагога-организатора в школе основной является активное содействие личностному развитию школьников, формирование у них талантов и общей культуры. Для этого ему нужно постоянно изучать психологические и возрастные особенности детей и подростков, а также их интересы. В задачи преподавателя также входит создание всех необходимых условий для творческой реализации учеников в виде различных объединений, направленных на совместную деятельность.

С чего начать работу педагога организатора в школе. Смотреть фото С чего начать работу педагога организатора в школе. Смотреть картинку С чего начать работу педагога организатора в школе. Картинка про С чего начать работу педагога организатора в школе. Фото С чего начать работу педагога организатора в школе

Учитель, выполняющий в школе организаторскую функцию, должен поддерживать инициативы в сфере досуга, исходящие от самих школьников. Зачастую он создает специальное объединение, в котором учащиеся могут тем или иным образом влиять на ее работу. В некоторых случаях организатор привлекает к работе с учениками их родителей, общественных деятелей, а также работников различных культурных и спортивных учреждений. В его обязанности также входит планирование каникулярного отдыха учеников и оказание поддержки тем из них, кто хочет вести трудовую деятельность.

Права педагога

Педагог-организатор в школе, обязанности которого весьма обширны, имеет и свои права. Речь идет не только о стандартном трудовом пакете, но и о возможности выносить на совещания и планерки собственные предложения, направленные на улучшение деятельности учреждения. Также он может запрашивать различную документацию от специалистов смежных подразделений, необходимую ему для выполнения своих обязанностей.

Как бы его коллеги ни отнекивались, педагог-организатор, согласно своей должностной инструкции, имеет право привлекать их для проведения различных мероприятий, а также к решению вопросов, которые были возложены на него. В некоторых образовательных учреждениях человек, занимающий данную позицию, имеет большое влияние на администрацию и может требовать от нее помощи в выполнении собственных задач.

На первый взгляд кажется, что обязанности педагога-организатора в школе не предполагают слишком большой ответственности, но это не так. Помимо качественного выполнения своего функционала, он отвечает за моральное и духовное развитие учащихся, что требует от него огромной самоотдачи и умения выстраивать рабочий процесс таким образом, чтобы все планы своевременно исполнялись.

С чего начать работу педагога организатора в школе. Смотреть фото С чего начать работу педагога организатора в школе. Смотреть картинку С чего начать работу педагога организатора в школе. Картинка про С чего начать работу педагога организатора в школе. Фото С чего начать работу педагога организатора в школе

В некоторых случаях преподаватель может нести даже материальный ущерб, например, если за ним закреплен кабинет с различным имуществом. Впрочем, на должность школьного организатора чаще всего принимаются очень ответственные люди, которые стараются не допускать нарушений в своей работе, поскольку прекрасно понимают последствия своих ошибок.

Общий функционал

Функциональные обязанности педагога-организатора в школе напрямую зависят от типа общеобразовательного учреждения. Как правило, такая должность есть в тех заведениях, где дополнительное образование является сложной и структурированной системой, куда вовлечены ученики, преподаватели и родители. Преподаватель обязан уметь привлекать детей к различной деятельности таким образом, чтобы ее цель и итоговый результат полностью соответствовали ожиданиям педагогического коллектива и родителей.

С чего начать работу педагога организатора в школе. Смотреть фото С чего начать работу педагога организатора в школе. Смотреть картинку С чего начать работу педагога организатора в школе. Картинка про С чего начать работу педагога организатора в школе. Фото С чего начать работу педагога организатора в школе

Параллельно с этим педагог также должен вести воспитательную работу, результатом которой является наличие у каждого ребенка возможности раскрыть свои таланты. Детям нужно быть готовым к совместной коммуникации друг с другом, уметь выбирать актуальные для себя ценности и формировать доброжелательную и доверительную атмосферу в коллективе. При необходимости учитель, исполняющий обязанности организатора в школе, должен выполнять представительскую функцию, а именно – вести с различными государственными и негосударственными учреждениями диалог, направленный на защиту прав детей.

Педагогическая основа работы

За последние несколько лет существенно изменились требования к должностным обязанностям педагога-организатора: ОБЖ в школе также чаще всего преподается именно им. Таким образом, он должен научить школьников не только безопасности жизнедеятельности, но и ответственности за окружающий мир. Такому преподавателю нужно ставить во главу своей работы гуманистическую идеологию воспитания, чтобы добиться высоких результатов.

Труды Макаренко, Макиавелли и прочих экспертов педагогического мастерства будут основными в списке настольных книг организатора. Если же рассматривать современные теоретические положения педагогики, то определенного внимания заслуживают труды В. Андреева, И. Колесниковой, И. Якиманской, В. Бездухова. Ученые считают, что преподаватель должен быть широко развитой личностью, обладающей умением расположить к себе абсолютно любого ребенка и взрослого.

Через досуг в культуру

Вся культурно-досуговая деятельность, которая осуществляется в общеобразовательном учреждении, всегда соответствует методикам воспитания. Педагог-организатор в школе, в обязанности которого входит ее реализация, должен выстраивать работу таким образом, чтобы в ходе нее юные россияне формировали привязанность к культуре своей страны. С помощью проверенных досуговых методик дети смогут научиться понимать и анализировать общемировой культурный фонд, а также уважать малые народности и их особенности.

С чего начать работу педагога организатора в школе. Смотреть фото С чего начать работу педагога организатора в школе. Смотреть картинку С чего начать работу педагога организатора в школе. Картинка про С чего начать работу педагога организатора в школе. Фото С чего начать работу педагога организатора в школе

Важно, чтобы при организации досуга была учтена свобода личности ребенка. В идеале он самостоятельно может выбрать время, место и форму проведения своего отдыха. Предоставить детской индивидуальности шанс раскрыться и не оставить дитя наедине со своими мыслями – главная задача учителя. Главными конкурентами преподавателей-организаторов являются компьютерные игры. Учителя обычно показывают детям и другие варианты отдыха, которые могут быть на порядок интереснее и полезнее.

Досуг должен быть доступным, а интересным он будет, если в нем примет участие как можно больше детей. Желательно, чтобы он был организован по принципу самодеятельности, тогда все участники процесса могут реализоваться не только в индивидуальной, но и в коллективной деятельности. При грамотной организации культурно-досугового процесса человек постепенно может стать активной личностью, которая живет в гармонии с собой и социумом.

Главные помощники

С чего начать работу педагога организатора в школе. Смотреть фото С чего начать работу педагога организатора в школе. Смотреть картинку С чего начать работу педагога организатора в школе. Картинка про С чего начать работу педагога организатора в школе. Фото С чего начать работу педагога организатора в школе

Подход к каждому

Все мероприятия, проводящиеся в стенах общеобразовательного учреждения, должны быть построены на возрастных и поведенческих особенностях учащихся. За это также отвечает педагог-организатор в школе, типичные должностные обязанности которого учитывают необходимость использования различных форм развлекательных мероприятий. В частности, для учеников до 10 лет следует применять те из них, при которых дети получают точные указания, а также чувствуют себя защищенными.

С чего начать работу педагога организатора в школе. Смотреть фото С чего начать работу педагога организатора в школе. Смотреть картинку С чего начать работу педагога организатора в школе. Картинка про С чего начать работу педагога организатора в школе. Фото С чего начать работу педагога организатора в школе

Подростки, чей возраст составляет от 14 до 17 лет, стремятся выработать собственную индивидуальность и продемонстрировать ее всему миру. Организатор здесь нужен в качестве более опытного товарища, который может дать хороший совет. В качестве наиболее интересных мероприятий для детей следует использовать вечера авторской песни, дискотеки, тренинги и разные формы полезной для социума деятельности.

Прочие варианты развития школьников

Родители стремятся всесторонне развивать своих детей, поэтому школьники часто занимаются получением дополнительного образования. Достаточно часто работа соответствующего подразделения зависит от педагогов-организаторов в школах, обязанности и зарплата последних в случае успешного формирования учебных программ могут значительно вырасти. Совсем необязательно речь идет о наборе детей на освоение какой-либо дополнительной дисциплины, это было актуально лет 10-15 назад.

Преподаватели, сумевшие подготовить своих учащихся к участию в различных конкурсах и мероприятиях, могут занести успехи своих подопечных в собственное портфолио. Последнее обычно помогает в получении новой категории, а также педагогических наград различного типа и уровня. Чем больше у педагога наград, тем выше его шансы на более высокую зарплату и карьерный рост, поэтому он сам должен быть в этом заинтересован.

Чем отличается работа российских педагогов от белорусских?

С чего начать работу педагога организатора в школе. Смотреть фото С чего начать работу педагога организатора в школе. Смотреть картинку С чего начать работу педагога организатора в школе. Картинка про С чего начать работу педагога организатора в школе. Фото С чего начать работу педагога организатора в школе

Квалификационные требования в Белоруссии

Если обязанности педагога-организатора в школах в Беларуси и России схожи, то требования к нему существенно различаются. В России преподаватель, занимающий эту должность, обязан иметь высшее педагогическое образование, которое может быть заменено средне-специальным в сочетании с профильной переподготовкой. Стаж работы в данном случае роли не играет.

Риски для преподавателя

Совмещение двух ответственных должностей никогда не проходит бесследно. Если учитель успешно выполняет обязанности педагога-организатора, ОБЖ в школе может преподаваться спустя рукава. Неважно, какому именно предмету он учит, если не достигнуть гармонии, уроки этого преподавателя будут проходить бесцельно и неинтересно. Именно поэтому школьные администрации стараются выделять отдельную ставку для данного функционала или же привлекать на позицию организатора опытного педагога, у которого давно налажен процесс преподавания.

В качестве подручного средства такой учитель может использовать своих помощников из числа наиболее ответственных старшеклассников, которым можно делегировать определенный функционал. Поначалу придется контролировать выполнение поставленных задач, но в дальнейшем это окупится сторицей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *