С чего начать работу социального педагога в школе
Материал по работе с документацией. (помощь начинающему социальному педагогу школы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №56 «г.Чебоксары
Материал по работе с документацией.
(помощь начинающему социальному педагогу школы)
Работа социального педагога
Титушиной Натальи Валерьевны
Социальный педагог – это новый тип педагога.
В 1990 г. было принято решение на Коллегии Комитета государственного образования о введении специальности «социальный педагог». Назревшие проблемы общества требовали специалиста по работе с детьми семьей и молодежью по разным направлениям социальной защиты.
В современных условиях социальный педагог востребован в различных социальных структурах: школе и семье, в приюте и детском доме, в различных реабилитационных центрах, в исправительных учреждениях для правонарушителей. В каждом из этих учреждений свои особенности работы социального педагога, везде к его личности предъявляются единые требования. Социальному педагогу должны быть присущи гуманность и доброжелательность, тактичность, выдержка и самообладание, справедливость, наблюдательность, инициатива и ответственность, организованность и смелость. Ум и образование, эрудиция, знание среды, гражданственность и гуманизм, профессиональная честность и непринятие дискриминации личности, чувство собственного достоинства являются условиями успеха в работе социального педагога. Социальный педагог – сотрудник определенной социальной службы, учебного заведения, отсюда его ответственность как государственного служащего и обязательное знание его обязанностей.
Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь свое мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному.
Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знание и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус.
Кроме того, в современных общественных условиях социальный педагог должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитанника.
Задачи школьного социального педагога.
Введение ставки социального педагога в школе определяет статья 55 Закона «Об образовании».
В отличие от учителя – предметника место социального педагога в школе не за учительским столом в кабинете, а в школьном клубе, в секции, на «тусовке», в разновозрастном отряде, там, где можно влиять на ребенка. Только здесь, во внеучебной обстановке, он может выявить детей – аутсайдеров, с девиантным поведением и других испытывающих сложности в адаптации к окружающей их жизни, изучить их личностные особенности и определить возможные пути помощи им. Сегодня, когда алкоголизм и наркомания, правонарушения среди подростков – обычное явление, учреждение должности социального педагога очень актуально.
Задачами школьного социального педагога являются:
создание здорового климата в коллективе;
гуманизация межличностных отношений;
содействие реализации способностей каждого;
защита интересов личности;
организация досуга, включение в социально полезную деятельность;
поддержка постоянной связи с семьями учащихся;
защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности;
выполнение роли посредника, связующего звена между детьми и взрослыми между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения;
содействие взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влиять на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания.
Социальный педагог, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями, становится организатором внеучебного времени школьника, курирует работу различных секций и клубов, трудовых, туристических и краеведческих отрядов. Он координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона; периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и о возможных путях оказания ему помощи; руководит подготовкой и составлением плана социальной работы школы.
Особого внимания требует от социального педагога дети, исключенные из школы. Он помогает устроить их в другую школу, освоится в новом коллективе.
Социальный педагог выявляет школьников, работающих в учебное время, способствует возвращению их в школу, проверяет выполнения трудовых норм, в том числе его оплату. Он контролирует получение многодетными семьями социальных привилегий, в числе которых: школьные завтраки, школьная одежда, возмещение транспортных расходов.
Подросток часто не знает социальных норм поведения. Современная школа, социальный педагог, осуществляя социальную защиту, должны дать учащимся знания об их правах, о социальных гарантиях при обучении и в трудовой деятельности, экономических и социальных нормах использования труда подростков и молодежи в условиях рынка.
Под социальными гарантиями предполагаются: заработная плата не ниже прожиточного уровня, пенсии, пособия, право на труд, бесплатное образование и медицинское обслуживание, право на жилище и отдых.
Работа школьного социального педагога с документацией.
Часто при вступлении в должность у социального педагога возникает вопрос: с чего начать знакомство, как выстроить систему работы, какие стратегии можно использовать для профилактического воздействия на учащихся. Работу необходимо выстраивать постепенно и планомерно. На начальном этапе работы в школе социальный педагог должен:
ознакомиться с основными направлениями, содержанием деятельности образовательного учреждения, в котором предстоит работать;
изучить нормативные документы, определяющие деятельность учреждения (структуру, устав, программы, концепции);
ознакомиться с содержанием деятельности школьного социального педагога; ознакомиться с должностными инструкциями;
составить перспективный план работы на год, утвердить его у директора школы.
Социальный педагог обязан знать контингент тех семей, с которым предстоит работать.
В начале каждого учебного года социальный педагог предоставляет списки в различные службы.
В центр помощи семье и детям направляются:
-статистические данные по всем категориям малообеспеченных семей;
-развернутые списки, содержащие все данные по каждой категории семей.
В инспекцию по делам несовершеннолетних предоставляются:
-списки учащихся школы, состоящих на внутришкольном контроле, в КПДН, ОПДН; (см. в приложении)
-списки неблагополучных семей (см. в приложении);
-план совместной работы социального педагога и ОПДН.
Методисту в отдел образования в начале учебного года направляется следующая документация:
-списки неблагополучных семей;
-списки учащихся школы, находящихся на учете в школе, КПДН, ОПДН.
Эффективность деятельности социального педагога в школе зависит от успешности его сотрудничество со школьным психологом, классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе.
В работе социального педагога очень важна информация. Информацию социальный педагог получает из: ОПДН, КПДН, кабинета охраны детства, ЦСРН, ЦПП «Семья», из ТОУО и т.д. Важно поддерживать связь с этими службами и обязательно посещать мероприятия, проводимые для социальных педагогов.
Должностная инструкция социального педагога
Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики социального педагога, утвержденной приказом Мин. образования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995г.
№ 662/1646 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Мин. труда России от 22 ноября 1995г. № 65).
Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором школы.
Социальный педагог должен иметь как минимум среднее профессиональное образование.
Социальный педагог подчиняется непосредственно директору школы.
В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией и законами РФ, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования, воспитания, охраны здоровья, профориентации, занятости и социальной защиты обучающихся (воспитанников); трудовым законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).
Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
Основными направлениями деятельности социального педагога являются:
социально-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе и по месту жительства обучающихся (воспитанников);
реализация и контроль за реализацией мер социальной помощи и зашиты обучающихся (воспитанников);
осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающихся (воспитанников).
Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:
выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников) и школой, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников);
организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;
способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;
осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
взаимодействует с учителями, родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными и иными организациями в оказании помощи обучающимся (воспитанникам), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации;
выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий поведения образовательного процесса;
систематически повышает свою профессиональную квалификацию;
участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;
проходит периодические бесплатные медицинские обследования;
соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
Социальный педагог имеет право:
участвовать в управлении школой в порядке, определенном Уставом школы;
на защиту профессиональной чести и достоинства;
знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;
на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
свободно выбирать и использовать методы и методики социально-педагогической работы;
аттестоваться на добровольной основе на соответствующую категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
В установленном законодательством РФ порядке социальный педагог несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время социально-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся (воспитанников) во время проведения подобных мероприятий.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей социальный педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.
Взаимоотношения. Связи по должности.
6.1. работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели, и утвержденному директору школы;
6.2. планирует свою работу на каждый год и каждую учебную четверть. План утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;
получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, педагогическими и медицинскими работниками школы, родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников), а также с органами опеки (попечительства) и социальной защиты.
Памятка социальному педагогу в работе с подростками,
склонными к правонарушениям.
Поддерживать тесную связь с ОПДН, КПДН.
Привлекать работников ОПДН для проведения бесед на правовую тему с учащимися и родителями.
Взаимодействовать со школьным психологом в работе с подростками, склонными к правонарушениям.
Взаимодействовать с классными руководителями.
Ежедневно контролировать учебу, поведение и посещаемость учебных занятий учащихся, склонных к правонарушениям.
Собирать материал о поведении подростков, склонных к правонарушениям в школе и вне школы.
Охватить всех подростков, склонных к правонарушениям, занятиями по интересам в секциях и кружках.
Задействовать подростков, склонных к правонарушениям, в подготовке и проведении школьных мероприятий.
Проводить беседы с родителями подростков, склонных к правонарушениям.
Посещать подростков на дому.
Наладить совместную работу со школьным психологом в работе с подростками, склонными к правонарушениям.
Постоянно проводить индивидуальные беседы с подростками.
Еженедельно проводить заседания Совета помощи.
Изучать психологический климат в семьях подростков.
По необходимость установить контакт с руководством предприятий, на которых работают родители подростков из неблагополучных семей.
Контролировать проведение бесед на правовые темы на классных часах.
Постоянно проводить профилактическую антиалкогольную, гигиеническую работу.
Поддерживать тесную связь с детским наркологом, специалистами из ЦПП «Семья».
20.Выступать перед педагогическим советом школы с информацией о работе по данной категории учащихся.
Документы необходимые для работы соц. педагога:
План и анализ соц. педагогической работы.
Списки учащихся по статусам.
Работа с детьми находящимися под опекой.
Индивидуальная работа с учеником.
Журнал регистрации протоколов заседаний Совета помощи.
Журнал индивидуальной работы социального педагога.
Журнал регистрации заявлений на льготное питание.
Журнал регистрации и учета актов ЖБУ.
Журнал регистрации постановки (снятия)на(с) ВШУ учащихся.
Журнал регистрации постановки (снятия) на (с)ВШУ семей, находящихся в СОП.
Журнал учета лекций и бесед.
Журнал регистрации выдачи приглашений на совет помощи
Докладные и объяснительные записки.
Список учащихся школы.
18.Характеристики на учащихся.
19.Методические рекомендации для классных руководителей, учителей.
Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении
Социальный педагог – это относительно молодая должность, она была введена в 2000 году, но несмотря на это социальный педагог, особенно в крупных городах, есть в каждой школе. Но я не сказала бы, что данная должность является престижной, востребованной или интересной. В ней, как и в любой профессии, есть свои особенности, положительные и отрицательные стороны, о которых стоит рассказать.
Содержание
Так кто же такой социальный педагог? Зачем он нужен в школе? Какие функции выполняет? И как устроиться на должность «социальный педагог»? Все ответы Вы найдете в данной статье. Итак, поехали!
Социальный педагог образовательного учреждения — это педагог-профессионал, исследователь, общественный деятель, в основах деятельности которого лежат Положения «Хартии ООН о правах человека», «Конвенция ООН о правах ребенка», Конституция, другие законы Российской Федерации и нормативно-правовые документы.
Для родителей
Не секрет, что в школах учатся разные категории семей, разные дети и родители у этих детей тоже разные. В классах часто случаются конфликты, ссоры, драки, выяснения отношений между детьми и между родителями. Раньше всеми подобными вопросами занимался классный руководитель, а иногда подключали завучей или даже директора. Сейчас же система немного изменилась, хоть и сохранила основные моменты.
Социальный педагог – это человек, который выполняет функцию классного руководителя для всей школы, но уклон делается в сторону разбора нарушений Устава школы или правонарушений. Как правило, социальный педагог работает с определенными детьми «группы риска» и их родителями, но также разбирается и в достаточно серьезных единичных случаях.
Есть несколько основных случаев, когда социальный педагог начинает вести работу с семьей и ребенком:
Любое из этих нарушений означает, что к разбору ситуации классным руководителем подключается социальный педагог, который будет беседовать как с детьми, так и с родителями. Он ведет определенную документацию, фиксирующую проступки учеников и проведенную работу по каждому случаю. Так, например, социальный педагог при беседе с родителями заполняет соответствующий акт, где необходима подпись всех присутствующих на беседе, также в арсенале имеется протокол и для беседы с детьми.
Если вас в школу приглашает социальный педагог, не стоит сильно волноваться и приходить в школу с адвокатом. Это обычная беседа, на которой вас проинформируют о случившемся лично, опишут последствия и ответственность за проступок, расскажут о дальнейших путях решения данного вопроса, дадут вам рекомендации. Вы можете отказаться от выполнения рекомендаций, но вы должны понимать, что за все последствия вашего решения и действий вашего ребенка отвечать будете вы сами.
Если беседы с родителями и ребенком ни к чему не приводят, социальный педагог организовывает Совет профилактики, на которых приглашают родителей и учеников, которые совершили тот или иной проступок. На данном Совете присутствует вся администрация школы, которая обсуждает дальнейшие действия с учеником. В результате беседы ученика могут поставить на внутришкольный контроль (ВШК).
Если ребенок поставлен на ВШК, с ним работают социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог, завучи, специалисты других организаций, а положительной динамики нет, и ребенок продолжает совершать проступки и правонарушения, то школа (в лице социального педагога) может писать соответствующие письма с просьбой о помощи и содействии в решении вопроса в полицию, КДН, органы опеки и др. организации, сообщая о сложившейся ситуации. Тогда велика вероятность постановки ребенка на учет в полицию, постановка семьи на учет в различных организация и т.д. (зависит от ситуации).
Для тех, кто хочет работать социальным педагогом
Куда пойти работать психологу без опыта? В школу социальным педагогом!
Психологам часто предлагают работу социальным педагогом, но это все-таки не совсем то, что нужно. Можно сказать, что смысл работы психолога и социального педагога чуть ли не противоположный. Даже если привести самый грубы пример, то сразу станет все ясно.
Психолог ищет причины, чтобы разрешить конфликт, понять, что происходит с ребенком. Социальный педагог объясняет, какая ответственность будет у ребенка, если он что-то совершил, и в некоторых случаях он и реализует эту ответственность (например, постановка на ВШК). Но психологические моменты в работе найти можно, ведь не каждому дано найти верные рычаги для родителей, правильно объяснить им ситуацию, или найти причину поведения ребенка, дать ему верные рекомендации.
Так что, если у вас совершенно нет опыта, работа социальным педагогом поможет вам многое переосмыслить и понять. Вы будете плотно сотрудничать с психологом школы, часто общаться с родителями, искать способы контакта с детьми. Это в любом случае вам будет полезно как психологу.
В чем суть работы
Грубо говоря, вам придется грозить всем пальцем и говорить, что их теперь ждет. Хоть социальный педагог (в теории) должен много общаться с детьми, узнавать, как у них дела в семье, с учебой, с друзьями, на деле все происходит иначе. Акцент делается на работу с документами и беседы с детьми по поводу совершенных ими проступков.
Особенности работы
По сути, 18 часов рабочего времени должно быть направленно на изучение документации, законов и положений, которых очень много, заполнению бумаг и отчетов, которых тоже не мало, т.е. на методическую работу. И остальные 18 часов на работу с детьми. Но в реальной жизни выходит все иначе.
Нагрузка у социального педагога просто бешеная, очень часто он выполняет даже работу других сотрудников, особенно часто работу классных руководителей. При этом времени катастрофически не хватает, приходится регулярно перерабатывать, естественно, за это вам платить никто не будет.
Поэтому все, что успевает делать соц. педагог, это разбор ежедневных «полетов» с детьми и вызов родителей по каждому такому случаю, заполнение (почти ежедневное) бумаг и отчетов, организация профилактических лекций и занятий. А на все остальное времени не хватает совсем.
Это сложная и отчасти неблагодарная работа. Вы сразу же попадаете в эпицентр негатива и агрессии. К вам с добрыми вестями не придут, а придут жаловаться, грубить, упрекать, заявлять о совершенстве своего ребенка (даже если этот ребенок устроит драку). Со многими родителями очень сложно найти общий язык, потому что каждый из них убежден, что это школа должна воспитывать их ребенка, что это школа виновата в том, что происходит. Особенно сложно сейчас, когда школу лишили почти всех прав. Но это, конечно, мое субъективное мнение.
В данной работе нет оценок качества или показателей (например, у учителей есть успеваемость). Вся ваша профилактическая работа с учениками не поддается оцениванию, вы можете только говорить, а человек сам решает, как ему поступать. Ничего плохого не сделал – ребенок молодец, сделал что-то плохое – школа виновата (и вы в том числе). И поверьте мне, любая организация или любая проверка вам об этом скажет или даст понять другим образом. В каждом случае, начиная от травмы в летнее время и заканчивая суицидом, будет виновата только школа, и вам со всем эти придется разбираться.
Но не стоит пугаться. Возможно, вам понравится данная работа. Я знаю социальных педагогов, которые горят этим, помогают детям в сложных ситуациях, помогают родителям в вопросах воспитания. Как ни крути, работа с детьми приносит радость и удовлетворение.
Условия работы
Социальный педагог работает в отдельном кабинете, причем чаще всего его кабинет расположен на некотором расстоянии от администрации школы. Это связано с некоторыми особенностями работы.
Соц. педагог работает 36 часов в неделю, имеет нормированный рабочий день, длительность которого обговаривается с директором школы. Например, можно сделать график таким образом, что будут 4 рабочих дня по 8 часов и 1 рабочий день будет сокращенным. В графики обязательно отражаются приемные часы для родителей, как правило, 1 час 1 раз в неделю. Но всем нужно понимать, что прием родителей ведется почти ежедневно в любое время.
Стоит отметить, что профессия социального педагога в школе не имеет схемы карьерного роста, она формально относится к администрации школы. Как правило, вы так и будете «сидеть» на этом месте, если не захотите кардинально поменять свою работу. Но есть приятный бонус в виде почти двухмесячного отпуска.
Требования к образованию
Социальный педагог должен иметь официальный документ, подтверждающий то, что он может преподавать в школе. Чаще всего на эту должность берут именно учителей, которые получают дополнительную «корочку» об образовании для возможности работать в данном направлении. Но возможны и другие варианты.
Например, вы дипломированный психолог. Для того, чтобы устроится на работу социальным педагогом, вы должны пройти переквалификацию на специальность «Социальный педагог», т.е. пройти курсы, после которых у вас будет документ. Также от вас потребуют документ об образовании учителя, если у вас в дипломе не будет это указано, т.е. вам нужно будет пройти еще одни курсы.
Зарплата
Социальный педагог является в первую очередь педагогом, т.е. имеет педагогическое образование (имеет право преподавать именно в школе, а не в ВУЗах). Поэтому очень часто человек, занимающий должность «социальный педагог», работает в школе и на другой должности, например, учителем.
Это связано, как минимум, с тем, что зарплата социального педагога, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Если вы молодой специалист и пошли работать в данную сферу (не имея опыта работы), ваша заработная плата будет около 15-17 тыс. рублей. Ставка социального педагога может увеличиваться, это связано с образованием (есть ли магистратура), опытом работы в данной области, квалификацией. Некоторые учреждения позволяют брать дополнительную нагрузку, например, ведение внеурочной деятельности. Молодым специалистам в течение нескольких лет при определенных условиях могут выплачивать пособия (1000-3500 руб).