С чего начать развитие бизнеса
11 конкретных советов тем, кто хочет открыть свое дело
Просто сделай это
Успешный бизнес — это не врожденный талант и не дело случая. Это набор навыков, гибкость мышления и постоянная концентрация.
Вот конкретные шаги, которые помогут начинающим бизнесменам.
Менять окружение
Пробовать, а не думать
Планы полезны, если не путать их с реальными действиями. Легко погрязнуть в мыслях об идеальном продукте, но так его и не сделать. Перфекционизм занимает много времени и задерживает прибыль.
Если бы автоконцерны ждали изобретения автоматической коробки передач вместо продаж первых автомобилей, они бы далеко не уехали. Дайте объявление на «Авито» или во Вконтакте, даже если продавать еще нечего — так вы определите спрос.
Выбрать свою нишу
Рассматривайте разные варианты. Если разбираетесь в телефонах, вам не нужно открывать вторую «Евросеть», возможно, ваша ниша — блог на Ютубе с обзором новинок, ремонтная мастерская или индивидуальный дизайн гаджетов.
Делать то, что приносит деньги
Вокруг важного вертится много дел-паразитов: они создают иллюзию работы и отвлекают фокус на себя.
Не начинайте с печати визиток, аренды офиса и продвижения сайта — делайте то, что приносит прибыль. Выложите пост в соцсети, подайте объявление в газету, предложите купить друзьям.
Просчитать риски
Риск напрямую связан с прибылью, но предприниматели рискуют с умом. Бизнес — это не казино. Не пробуйте то, на чем тысячу раз прогорали другие. Для грамотного риска нужно видеть барьеры и компетенции команды, чтобы их преодолеть.
Если в вашем городе открывали 10 антикафе, но все закрыли в течение года, вряд ли все поголовно неудачники, а у вас получится. Если нет явного преимущества бизнес-идеи, шанс стать успешным предпринимателем близок к нулю.
Составить бюджет
Перед запуском в бизнес-плане должен появиться ряд чисел. Сколько продавать, чтобы выходить в ноль? Сколько продавать, чтобы отбить вложения за 1, 2, 3 года?
Нанять профессионалов
Бизнес с друзьями прекрасен только на этапе планирования: люди должны попадать в команду из-за профессионализма, а не по дружбе. Не бойтесь нанимать сотрудников умнее себя. Ваша задача — управлять бизнесом, а не быть лучшим специалистом.
Найти ментора
Ментор — опытный бизнесмен с беспристрастным взглядом со стороны. Он увидит слабые места, поможет предотвратить ошибки и подскажет возможности для роста, которые начинающие предприниматели упускают. Ищите ментора-практика с опытом в вашей сфере. Кажется, что выращивать конкурента глупо, но это не так. Бизнесмены с радостью делятся знаниями с коллегами. Такая практика развита в Европе и постепенно приходит к нам.
Сделать заявление
Пункт дополнительной мотивации для отчаянных. Разместите на страницах в соцсетях пост о цели открыть бизнес к определенному числу. Страх публичного провала и интерес знакомых помогут двигаться вперед.
Сложно, но можно! 12 шагов на пути к своему делу
⏱ Время прочтения — 6 минут
Страх и неуверенность в себе — эти чувства испытывают многие из решившихся на открытие бизнеса. Предприниматели всех возрастов и с разным уровнем опыта сталкиваются с внутренними сомнениями, потому что психологически это очень сложно — воплотить идею, живущую в голове, в реальность. Но страх — это не плохо. Как ни странно, он является помощником любого начинающего предпринимателя. Импульс страха помогает людям избежать многих скрытых ловушек.
Как же бороться со страхами на пути к успеху своего дела?
1. Поймите, чего и почему вы боитесь.
Один из наиболее важных шагов к превращению страха из врага в союзника — определение источников беспокойства. Если новая идея пугает вас, найдите время, чтобы проанализировать и выяснить почему. Для этого задайте себе вопросы:
2. Станьте экспертом в выбранной области.
Если вы знаете ответы на вопросы — вам будут их задавать. И платить за это деньги (за ответы в виде реализованных задач).
3. Научитесь коммуницировать.
Любой бизнес — это общение с людьми: с сотрудниками, коллегами, клиентами. Если вы не умеете общаться, то вам однозначно будет очень сложно добиться успеха. Жизнь предпринимателя включает в себя разного рода выступления, постоянный нетворкинг, участие в различного рода ассоциациях, тусовках, даже не связанных с бизнесом. Для этого необходимо преодолевать страх публичных выступлений и боязнь общения.
4. Научитесь доверять и делегировать.
Один из основных страхов руководителя — страх потери контроля. Но если вы не научитесь доверять коллегам и сотрудникам, вы загоните себя в тупик: когда бизнес становится больше, часть функций просто необходимо передать другим людям.
Надо постепенно отпускать все нити контроля и все больше думать о стратегических вещах.
5. Не бойтесь ошибок.
Негативный опыт — тоже опыт. Если не получилось в этот раз, не значит, что не выйдет в следующий. Просто надо порефлексировать и понять, где вы просчитались. Именно вы. Если в числе виноватых в провале вы не видите себя, владельца бизнеса, вы совершаете большую управленческую ошибку. Во всех проблемах бизнеса всегда виноват его основатель, и только он. Если есть понимание этого, значит, можно проанализировать свои ошибки и исключить их при новой попытке.
6. Постоянно учитесь.
Непрерывное развитие — это обязательное требование для продолжения роста. Невозможно закончить обучение чему-либо: даже обладая статусом эксперта отрасли или направления, нужно стремиться к совершенству. Ничто не стоит на месте, и вам всегда будет чем дополнить свой багаж знаний.
7. Не бойтесь рисковать.
Самый безопасный и рациональный поступок — никогда не рисковать и всю оставшуюся жизнь работать на кого-то другого. Но вы-то уже решили для себя, что это не для вас? А значит, риск — ваше второе имя!
8. Ищите источники финансирования.
Быть владельцем бизнеса было бы проще простого, если бы каждый человек с идеей мог прийти в банк и мгновенно получить ссуду или привлечь «ангельского инвестора». Но мы живем не в мире мечты, и начинать свое дело многим приходится даже без необходимого стартового капитала. Так что примите как данность — на какое-то время поиск денег станет одной из основных ваших задач.
9. Просчитайте свою целевую аудиторию.
Опасения из разряда «а вдруг мой бизнес не привлечет клиентов» адекватны. Страшно рискнуть предложить свои навыки миру, не будучи уверенным, что они будут оценены. Если вы с азартом и душой подойдете к своему делу, последовательно выполняя план, вы добьетесь результатов. Но изначально изучите рынок на тему спроса и составьте маркетинговый план по продвижению товара или услуги.
10. Не стремитесь быстро окупить вложения.
Если вы инвестируете в свой бизнес и не видите немедленной отдачи, продолжайте работать. Если вы сдадитесь и «уйдете из дела» до того, как получите первую прибыль, вы никогда не узнаете, а была ли ваша идея перспективной — не стоит сдаваться в самом начале пути.
11. Найдите единомышленников.
Опытные предприниматели не советуют нанимать друзей и родственников — вы не сможете быть с ними объективными. Но что точно нужно делать, так это привлекать в свою команду близких по духу и ценностям людей. Для этого составьте некий презентационный документ — распишите свою услугу и то, чем она полезна людям, какую миссию должны нести ваши сотрудники.
На начальном этапе собирайте команду своими силами — так вы быстрее оцените, подходит ли вам человек по ценностям. Таким образом вы наберете костяк команды — людей, которые будут вдохновлять вас и разделять тяготы стартапа. Когда бизнес разрастется, важно, чтобы ценности и миссия были прописаны и на сайте, и в документах, и транслировались вашей командой — такими образом вы будете привлекать только близких по духу людей, а чужаки отсеются сами.
12. Определитесь — а вы точно предприниматель?
Итак, вы всё делаете по плану, стараетесь, но страхи тормозят ваше развитие — вы всегда напряжены и взвинчены.
Если, еще не начав свое дело, человек уже испытывает огромный страх, то высока вероятность тяжелых эмоциональных реакций на неизбежные сложности — отказ в регистрации, открытии счета, рекламации клиента, убытки, судебные иски, возможное банкротство и так далее.
Истинный предприниматель не идентифицирует волнение от запуска новой деятельности как страх. Бизнесмен видит долгожданное начало проекта, который он придумал, а потом простраивал сценарий запуска. У него постоянно задействован поисковый механизм — он ищет, скорее, даже рыщет возможности запуститься. По словам Юлии Осиповой, правильное ощущение — «не могу не начать», потому что под это сложились условия.
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи ⏫
Секреты успешного бизнеса
Статистика безжалостна: из сотни компаний более 90 прекращает свое существование. Даже успешные и зрелые бизнесмены могут рассказать пару историй о том, как на старте их проекты умирали.
Почему от ошибок никто не застрахован?
Почему даже заведомо успешное дело может провалиться?
Все дело в так называемом успехе в бизнесе.
Это способность бизнесмена достигать целей, которые были поставлены им до начала реализации своей идеи или уже во времена существования дела. Цели у каждого свои, поэтому и критериев успешности бизнеса единых не существует. Также нет и единой формулы, расчеты по которой делают бизнес успешным. У каждого свой путь построения дела жизни, поэтому критерии измерения успеха будут различаться.
Способы достижения успеха в бизнесе
Конечно, одинаковых путей не бывает. Однако общие моменты достижения успеха выделить можно. Вот эти способы достижения цели:
Законы успеха в бизнесе
Бизнес — это среда, построенная на своих законах. Даже у успешности бизнеса есть свои законы. Их выделяют 5 штук. Каждый из них учитывает интересы клиента, ведь в конечном счете именно от него зависит работаете вы еще на рынке или вынуждены закрыться.
От чего зависит успех
Один из самых успешных бизнесменов США Харви Маккей считает, что успешность бизнеса зависит от трех факторов:
По его словам, значение имеет сфера, в которой работает компания. Вообще же он считает, что каждый человек наделен своими способностями, позволяющими ему решать задачи. И если способности будут правильно определены, то выбрать направление будет просто. А значит, успех неминуем.
Интересный факт: ученые из Гарвардского университета установили, что успех в бизнесе не связан с умственными способностями и финансами. Большую роль здесь играет способность человеческого мозга противостоять неудачам. Из этого можно сделать вывод, что залог успеха кроется в умении не сдаваться при первых проблемах и брать ответственность за свое сознание.
Как успех зависит от размера прибыли
Любой бизнес связан с получением прибыли. Но даже деньги не показатель его успеха. Как такое возможно? Все дело опять-таки в целях каждого отдельного человека. Кто-то хотел заработать 5 тыс. руб., но смог заработать 10 тыс. и это для него сверхуспех. А для того, кто стремился получить 20 тыс. руб. заработанные 10 тыс. равны неудачи. Некоторые бизнесмены и вовсе довольствуются малом, считая, что если дело не в убыток — то все в порядке.
Ошибки начинающих предпринимателей
Сколько предпринимателей, столько и ошибок. Но есть и основные пробелы. Главный из них — спешка, ведущая к тому, что бизнес не готов к запуску, но осознавать это и всматриваться в детали желания нет. Нужно быть внимательным на каждом этапе. Предстоит кропотливая работа: анализ рынка, расчет вложений и рентабельности (как на текущий момент, так и в перспективе). Помимо этой, часто встречаются и другие ошибки:
Проанализировав ошибки, можно сказать, что важнейшие качества успешного предпринимателя: энтузиазм, смелость, увлеченность идеей, авантюризм, гибкость и умение принимать решения.
Секреты, помогающие компании вести успешный бизнес
Как увеличить прибыль
Сперва стоит понять: в какой ситуации вы будете считать себя победителем. Какой исход дела станет для вас выигрышным. Затем нужно сделать ставку на свое конкурентное преимущество: оно должно быть настолько сильным, чтобы потребитель даже не стал смотреть в сторону других компаний.
Ниша должна быть не только низкоконкурентной, но и интересной вам. Самый успешный бизнес рождается у тех, кто горит своей идеей, заинтересован не в прибыли, а в процессе.
Можно ли увеличить прибыль без лишних усилий и суеты? Закон Парето: 20% усилий эквивалентны 80% результата. Оставшиеся 80% усилий дают лишь 20% выигрыша. Из этого стоит сделать вывод, что правильные действия принесут максимум пользы.
10 факторов успешного бизнеса
Эти советы, конечно, не сделают из любого человека бизнесмена. Однако помогут начинающим предпринимателям избежать главных ошибок, которые могут навредить на самом этапе становления компании.
Как организовать бизнес на дому
За время карантина и предприниматели, и наёмные сотрудники привыкли работать из дома. Это позволяет экономить деньги на аренду помещения, не тратить время на дорогу и зачастую работать в более комфортных условиях.
Все чаще работать из дома предпочитают не только представители креативного класса — юристы, программисты, копирайтеры, но и косметологи, парикмахеры, кондитеры, дизайнеры одежды, флористы.
Формально Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ запрещает вести из дома только миссионерскую деятельность, но есть и другие ограничения, связанные с конкретными видами деятельности. Некоторым предпринимателям, например, частным детективам и тем, кто ведет образовательную деятельность, нужно будет получить лицензию (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Массажистам, врачам и косметологам можно будет работать только в нежилом помещении с отдельным входом, которое находится на первом этаже.
Для начала предприниматель, который хочет запустить бизнес дома, должен:
Так советует поступить Валерия Сергиенко, старший юрист аутсорсинговой компании Acsour.
Преимущества бизнеса на дому
Дарья Смирнова, основатель интернет-магазина экологичных средств гигиены Ecowoman.space, решила организовать бизнес дома, чтобы сэкономить на аренде офиса, не тратить время на дорогу и сделать свой график работы более гибким. Предпринимательница выбрала ИП «доходы» из-за несложной сдачи отчетности.
«Дома меньше отвлекаешься и проще организовать комфортное рабочее место, — говорит предпринимательница. – Сама изоляция и домашнее одиночество со временем вызывают психологический дискомфорт, а это может снизить эффективность, сложнее организовать живую встречу с партнерами и логистику. Все это для меня не перекрывает плюсы ведения бизнеса».
Некоторые компании решили продолжить удаленную работу после нерабочих дней, вызванных пандемией. Например, юридическая компания «Кодест», оформленная как ИП, теперь по большей части работает из дома, лишь иногда используя офис как переговорную.
«Мы оказываем юридические услуги и большую часть времени проводим в судах, потому дистанционная работа оказалась очень удобной, — говорит Юлия Кочаровская, управляющий партнер юридической фирмы «Кодест». – Сотрудники не тратят время на передвижения до офиса и от офиса до судов в течение дня».
Какой способ ведения бизнеса выбрать
Сергей Скавронский, директор юридической фирмы «Пантей Консалт», советует при открытии бизнеса на дому в первую очередь определить, какие товары и услуги предприниматель будет продавать и кому (юридическим лицам или физическим лицам). Исходя из этого выбрать наиболее выгодную форму регистрации и определить, как будет оформляться сотрудничество с клиентом — подготовить типовой договор или обеспечить возможность выдачи чеков.
Когда лучше выбрать самозанятость
С 1 июля 2020 года налоговый режим для самозанятых распространился на всю страну, за исключением только некоторых регионов. Известно, например, что в Забайкальском крае законопроект о введении налога на профессиональный доход был отклонен.
Полный список регионов, где действует налоговый режим для самозанятых с 1 июля, мы публиковали ранее.
Что известно о преимуществах и условиях нового налогового режима:
«Выбирать самозанятость лучше тем, кто только начинает бизнес и не рассчитывает на начальном этапе своей предпринимательской деятельности на большое количество клиентов и высокие доходы», — предупреждает Михаил Кучин, партнер юридической компании «МОЖНО».
Минусы самозанятости
Когда лучше выбрать ИП
Формат ИП при всех своих плюсах и недостатках уже отработан и понятен.
Важный плюс ИП, по мнению Михаила Кучина, это более простое взаимодействие с юрлицами. «Заказчикам, кроме физлиц, предпочтительнее, чтобы у вас был статус ИП, так как наличие статуса самозанятого необходимо проверять перед каждой оплатой ваших услуг, — отмечает эксперт. – Если вы по какой-то причине снялись с учета или были сняты автоматически (так происходит при просрочке уплаты налога), вы становитесь для них обычным физлицом, с доходов которого нужно удержать НДФЛ и начислить взносы, а потом подать отчеты».
ИП доступны пять систем налогообложения:
Минусы ИП
Как регулируется бизнес на дому
По общим правилам бизнес на дому не должен мешать соседям и требовать специализированного помещения.
Пределы допустимого использования жилья в бизнес-целях регламентирует Жилищный кодекс РФ. Предпринимателю нельзя доставлять неудобства другим жильцам квартиры и дома, нарушать санитарные нормы и правила техники безопасности, причинять ущерб инженерному оборудованию или конструкции здания (ст. 17 ЖК РФ).
Нельзя использовать жилые помещения как нежилые, то есть открывать в них офисы, склады, содержать и разводить в них животных.
Безопасность товаров и услуг, в том числе и реализуемых на дому, контролирует Роспотребнадзор в рамках закона «О защите прав потребителей», особенно в случае жалоб или претензий покупателей.
К большинству распространенных профессий, которые часто предполагают удаленную работу, закон не выдвигает особенных требований — это относится к репетиторам, переводчикам, юристам, бухгалтерам, дизайнерам, программистам, копирайтерам.
Онлайн-сервисы для предпринимателя, которые автоматизируют работу ИП и ООО
Партнер юридической компании «МОЖНО» Михаил Кучин напоминает, что некоторые виды деятельности нужно согласовать с надзорными и контрольными органами, например, СЭС и пожарной инспекцией.
Например, кондитеры должны:
Основные правила организации бизнеса на дому
Пример личного опыта
«Пока мой ассортимент никак не ограничивали. Когда клиенты жалуются на качество товара, я стараюсь находить индивидуальные решения: предлагаю скидки, отправляю товар повторно, возвращаю деньги, — рассказывает Дарья Смирнова, основатель интернет-магазина экологичных средств гигиены Ecowoman.space. – Я всегда подробно разбираю претензию, анализирую, что именно не понравилось, и прошу прислать видео и фото. Это помогает совершенствовать ассортимент магазина и поддерживать лояльность клиентов.
Безопасность товара подтверждают сертификаты соответствия либо на товар, либо на материалы, из которого он произведен. Я продаю экологичные многоразовые товары, экологичность одноразовых средств гигиены Eco by Naty подтверждают сертификаты производителя».
Вопрос ответственности
Если предприниматели никак не оформляют бизнес на дому, они несут административные и уголовные риски. В остальном требования к бизнесу на дому не отличаются от требований к обычному бизнесу и зависят от сферы деятельности.
«Контроль качества такого маленького бизнеса со стороны государственных органов практически отсутствует, так как они физически не могут проверять каждого маленького предпринимателя, – говорит директор юридической фирмы «Пантей Консалт» Сергей Скавронский. – Если потребитель пожалуется на такого предпринимателя, к нему может прийти самая настоящая государственная проверка».
Сложности при ведении бизнеса на дому
У предпринимателей, которые организуют бизнес на дому, могут возникать сложности из-за неподходящей для дома сферы деятельности, жалоб соседей, несоблюдения требований надзорных органов, уклонения от уплаты налогов и ведения бизнеса без регистрации.
По мнению Сергея Скавронского, предприниматели, которые работают из дома, часто сталкиваются со сложностями при оформлении формы вида деятельности, расчете и уплате налогов, оформлении договоров с клиентами.
«На данный момент существует множество вариаций на тему, какой бизнес можно вести из дома: изготавливать свечи, варить мыло, печь торты, заниматься репетиторством, делать сайты, оказывать консалтинговые услуги — всеми этими видами деятельности можно заниматься из дома, — говорит Валерия Сергиенко, старший юрист аутсорсинговой компании Acsour. – Глобальных юридических сложностей для того, чтобы организовать и вести свой бизнес на дому, нет. Ряд сложностей связан с соблюдением правил СанПиН при организации производства пищевой продукции или косметических услуг и услуг маникюра. Также довольно часто возникают конфликты с соседями, особенно если у вас присутствует какой-либо источник дополнительного шума».
«Выбор неподходящей для домашних условий деятельности становится главным препятствием для официального оформления бизнеса со всеми вытекающими последствиями, включая привлечение к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, — говорит Ольга Сулим, адвокат и председатель коллеги адвокатов «Сулим и партнеры». – Жалобы соседей или других собственников помещения обычно становятся следствием нарушения санитарных норм и правил из-за запахов, шума или дополнительных расходов на электроэнергию или водоснабжение. Также опасно игнорировать существующие нормы, определяющие безопасность и качество предлагаемых товаров и услуг».
По словам Сулим, основная юридическая сложность для владельцев домашнего бизнеса — незаконная предпринимательская деятельности, отказ от регистрации в качестве ИП или самозанятого и уклонение от налогов. «Активное онлайн-продвижение позволяет контрольным органам организовать контрольную закупку и привлечь предпринимателей к ответственности», — предупреждает эксперт.
В некоторых видах деятельности для определенных задач все-таки приходится арендовать офис или назначать места встреч вне дома. Например, в компании «Кодест» офис иногда используют как переговорную, потому что не все клиенты готовы заключать договор онлайн. Также возникают сложности с передачей документов и доверенностей. «Мы хотели бы сохранить домашний формат работы, — Юлия Кочаровская. – Но я понимаю, что совсем без офиса работать у нас не получится».
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как составить бизнес-план
Инструкция и образец документа
Я эксперт по бизнес-планированию.
Вот о чем расскажу в статье:
Что такое бизнес-план
Это документ, в котором раскрывается перспектива развития предприятия или проекта с отражением основных этапов и всех существенных рисков.
В бизнес-плане содержатся:
Зачем нужен бизнес-план
На мой взгляд, это ошибка. Если действовать без плана, предварительной проработки ниши и проекта, то возрастает риск потерять деньги и даже прогореть.
Основные виды бизнес-планов
Есть 5 основных видов бизнес-планов: внутренние, или для себя, для инвесторов, для получения банковского кредита или господдержки и антикризисные.
Составление бизнес-плана для себя. Такие планы предназначены исключительно для внутреннего применения, поэтому обычно их оформляют в произвольной форме. Основная цель работы — понять и оценить перспективы и риски реализации проекта.
Составление бизнес-плана для инвесторов. Цель составления — привлечь внешнее финансирование на реализацию проекта.
Иностранные инвесторы, как правило, требуют, чтобы бизнес-план был оформлен по международным стандартам UNIDO — про них еще расскажу. Отечественные инвесторы редко просят использовать какие-то конкретные стандарты. Главное для них — понять и оценить:
Бизнес-планы для кредитования в банках. Форму документа и требования к бизнес-плану лучше уточнить у кредитного консультанта: в разных банках методические рекомендации отличаются.
Если готовите бизнес-план, чтобы обратиться сразу к нескольким кредиторам, то ориентируйтесь на международные стандарты UNIDO. Большинство банковских требований основаны именно на этих стандартах, так что получится более или менее универсальный документ. А при необходимости вы относительно легко адаптируете его к требованиям конкретного кредитора.
Советую заранее настроиться на длительную работу: скорее всего, бизнес-план придется корректировать — и не один раз. Рассмотрение кредитных сделок часто затягивается, а условия меняются на ходу. Приходится корректировать сроки реализации проекта, стоимость оборудования и сырья, отпускные цены, параметры кредита и другие показатели.
Бизнес-планы для получения господдержки. Есть множество государственных программ поддержки малого бизнеса. Например, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, начинающих предпринимателей и безработных граждан, которые хотят открыть свое дело.
Антикризисные бизнес-планы разрабатываются для предприятий в тяжелом финансовом состоянии — предбанкротном или банкротном. Основная цель — объяснить кредиторам, как компания собирается выходить из кризиса, предложить варианты решения споров в судебном и досудебном порядке.
Самые известные стандарты бизнес-планирования
Подразделение ООН по промышленному развитию UNIDO разработало свои стандарты бизнес-планирования — они наиболее популярны в России. Но есть и другие стандарты, например от Европейского банка реконструкции и развития, международной аудиторской компании KPMG. Я подробно расскажу о стандартах UNIDO и кратко — про остальные.
Бизнес-план по стандартам UNIDO включает следующие разделы:
Резюме нужно, чтобы кратко донести самую важную информацию о проекте. Например, вы приносите бизнес-план очень занятому инвестору. Он открывает документ в самом начале, за несколько минут прочитывает резюме и уже примерно понимает суть и перспективы бизнеса, источники финансирования, необходимый размер инвестиций и сроки запуска. Последующие разделы просто более подробно раскрывают информацию из резюме.
Далее необходимо подробно описать компанию, которая организует проект. В это описание входит информация об отрасли, активах компании, системе управления и количестве сотрудников.
В следующем разделе надо рассказать о продукции и услугах, которые предлагает или будет предлагать компания. Если предприятие выпускает разные товары, то опишите каждый вид. Здесь же для наглядности стоит показать фотографии продукции.
Затем следует раздел про продажи и маркетинг, который содержит:
В разделе с планом производства нужно сделать анализ производственного процесса с описанием:
Дополнительно план производства может содержать полный расчет себестоимости продукции с указанием постоянных и переменных издержек, а также информацию о потребности в работниках и их квалификации.
В разделе с организационным планом прописываются сроки реализации проекта, структура управления, состав и квалификация руководства.
Следующий раздел — финансовый план. Он содержит финансовые расчеты, прогноз выручки и себестоимости реализации продукции. Здесь необходимо привести:
Далее нужно оценить эффективность проекта. Вот что следует указать в этом разделе:
Важный раздел — гарантии и риски компании. Здесь указывается информация, как и чем компания гарантирует возврат привлеченного финансирования. Также стоит подробно описать риски и форс-мажорные ситуации, которые способны повлиять на реализацию проекта.
И последний раздел — приложения, где размещают информацию, которая не вошла в другие разделы. Например, это могут быть громоздкие графики, таблицы, схемы, эскизы, диаграммы, рисунки и фотографии.
Бизнес-план по стандарту BFM Group. Стандарт разработала компания BFM Group, которая занимается бизнес-планированием и инвестиционным консалтингом. Фактически это просто расширенная версия требований UNIDO с акцентом на текущем анализе рыночного и финансового положения компании и внедряемого продукта.
Требования BFM Group к бизнес-планам делают упор на:
Бизнес-план по стандарту KPMG. KPMG входит в четверку крупнейших аудиторских компаний в мире. Помимо аудита компания занимается консалтингом, в том числе и бизнес-планированием.
В KPMG разработали стандарты планирования, которые популярны в мире, но не в России. Отличительная черта — акцент на подробном описании различных маркетинговых показателей с раскрытием финансовой информации о реализации проекта. А вот производственные и технические моменты раскрываются не так глубоко, как в других стандартах.
Как научиться составлять свою схему бизнес-плана
Разработку бизнес-плана можно разделить на 4 этапа: анализ рынка, сбор исходных данных, формирование финансовой модели и написание плана.
На этом этапе нужно изучить рынок, на котором собираетесь работать. Начинать проект без детальной аналитики — прямой путь к провалу. Вы вложите деньги, а потом может выясниться, что продукт никому не интересен. Например, у конкурентов он лучше или дешевле или под него нет покупателей — емкость рынка очень маленькая.
Изучение ситуации на рынке. Если вы планируете заходить на крупные рынки, то можете приобрести готовое маркетинговое исследование.
Если же вы собираетесь работать на локальном рынке или в какой-то узкой сфере, то найти готовое исследование вряд ли получится. Тогда стоит самостоятельно проанализировать рынок:
Недостающую информацию советую брать из экспертных оценок в СМИ, данных Росстата и других госорганов.
Если нет желания заниматься этим самостоятельно, закажите анализ в специализированной компании. Маркетинговое исследование, как правило, содержит следующую информацию:
Использование SWOT-анализа в бизнес-планировании
SWOT-анализ помогает понять, какие факторы внешней и внутренней среды влияют на компанию и что с этим делать.
SWOT — это аббревиатура, которая расшифровывается так:
Суть анализа в том, что все факторы, которые могут воздействовать на компанию, оцениваются и разбиваются по четырем группам: S, W, O и T. SWOT-анализ универсален, гибок и прост. Но есть и недостатки — субъективность оценок и отсутствие числовых показателей.
Определение сильных и слабых сторон своего проекта. Допустим, мы открываем фитнес-центр в небольшом городе с населением в 100 тысяч человек.
Вот мы провели исследования и выяснили, что наши сильные стороны:
Слабые стороны будут такими:
Определение возможностей и угроз. Допустим, к основным возможностям проекта мы отнесли:
Прежде чем садиться писать бизнес-план, нужно:
Это минимальный и неполный перечень информации, которая нужна для планирования. У каждого проекта свои нюансы и особенности, поэтому могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если вы собираетесь заниматься импортом или экспортом, то стоит изучить таможенные ставки и условия работы с партнерами из разных стран.
Всегда есть соблазн действовать быстро и решительно, дескать, начнем, а там по ходу дела разберемся. Такой подход ведет к провалу — лучше не спешить. Запросите коммерческие предложения от поставщиков, пообщайтесь с инженерами, технологами, бухгалтерами, юристами и другими специалистами. На одном лишь выборе системы налогообложения можно сэкономить миллионы либо понести огромные убытки.
Для расчетов подойдет и обычный «Эксель», но это долго, муторно и легко ошибиться. Поэтому я пользуюсь специальными программами и сервисами, которые помогают детально просчитать весь проект.
Плюсы: просто и удобно пользоваться, есть даже бесплатные сервисы.
Минусы: вы берете кота в мешке — сложно предугадать, насколько точно будет считать купленная таблица. Например, мы нашли в ней несколько ошибок, написали разработчику, но он исправил только часть из них.
«Альт-Инвест Сумм» — программа, которая безошибочно считает финансовую модель. Она позволяет разрабатывать бизнес-планы по стандартам UNIDO, ведущих российских банков, институтов развития, например ФРП, ТОСЭР, ОЭЗ.
Минусы: цена и ориентированность разработчика на крупных корпоративных клиентов.
Если нужен бизнес-план под один конкретный проект, то приобретать такую программу невыгодно.
Project Expert создает практически любые отчеты с графиками и диаграммами и идеально подходит для построения финансовой модели проектов в сфере производства, торговли и услуг. А вот для сложных цикличных ниш вроде сельского хозяйства его функций не хватает. Тогда приходится дополнительно использовать «Эксель».
Общие требования к документу. В бизнес-план обязательно следует включить описание идеи, а также маркетинговый, организационный и финансовый разделы. В приложениях стоит разместить наглядный вспомогательный материал: графики, таблицы, диаграммы, фотографии объектов. Визуальные элементы привлекут внимание человека, который будет это читать, и помогут ему быстро вникнуть в суть проекта. Все остальные требования зависят от стандартов оформления документа.
Готовый пример бизнес-плана. Для примера я разработал бизнес-план условного фитнес-центра в небольшом городе. Все расчеты делал в Project Expert, а сам документ оформлял по стандартам UNIDO.
Этот образец можно использовать
как шаблон бизнес-плана
PDF, 689 КБ
Типичные ошибки при составлении бизнес-плана
Неправильное оформление. Если вы пишете план не для себя, а для банка, внешнего инвестора или государственных органов, то уточните требования к оформлению документа, составу и содержанию разделов. Иначе вам вернут его и попросят переделать.
Бизнес-план слишком громоздкий. Нормальный документ — это 25—40 страниц. Старайтесь писать лаконично и без воды, особенно когда план предназначен для внешнего инвестора. Иначе читатель устанет, пока доберется до сути.
Непроверенные или очень приблизительные данные в плане. Не стоит брать цифры с потолка, писать примерно и на глаз. Если документ предназначен для внешнего использования, то будьте готовы, что информацию проверят. Предприниматель может слегка приукрасить цифры, чтобы точно получить финансирование. Однако это опасно: если уличат в обмане, то добиться положительного решения по проекту будет куда сложнее.
Обещание резкого роста выручки или прибыли без четкого обоснования. Даже когда вы чувствуйте и верите, что бизнес взлетит, не стоит обещать сказочный рост. Исключение — если есть достоверные сведения, которые подтверждают оптимистичные прогнозы. Иначе человек, который будет изучать план, усомнится и решит, что проект не учитывает жизненных реалий.
Длинное описание всем известных и понятных услуг или продукции. Такие описания делают план водянистым, похожим на студенческий реферат, портят общее впечатление от него. Если оказываете стандартные услуги, сосредоточьтесь на раскрытии преимуществ, за счет которых планируете обойти конкурентов.
План не уделяет внимание конкурентам. Не стоит самонадеянно писать, что у проекта не будет конкурентов. Со стороны такой план покажется недостаточно проработанным или оторванным от реальности. Исключения из этого правила бывают редко — только если вы предлагаете рынку кардинально новый продукт или услугу.
Где взять готовый бизнес-план и стоит ли это делать
Вряд ли получится скачать чужой план из интернета и построить по нему бизнес: любой проект уникален — в каждом случае своя финансовая модель и нюансы, которые не учтены в готовых вариантах.
Но не скажу, что готовые планы совсем бесполезны. Их можно использовать:
Вот где можно скачать готовые бизнес-планы.
Агрегатор бизнес-планов. На этом сайте в открытом доступе представлены около 1000 готовых бизнес-планов. Проекты собраны с разных ресурсов и структурированы по рубрикам. Скачивать бизнес-планы можно бесплатно.
Использовать их для запуска реального бизнеса не стоит, но можно взять за основу и переработать под свой проект.
Я видел несколько бизнес-планов от РБК — они были детально проработаны, содержали развернутое маркетинговое исследование и финансовую модель в «Экселе».
Составлять бизнес-план самому или заказать у профессионалов
На рынке бизнес-планирования много исполнителей разной квалификации. Поэтому стоимость работ сильно варьируется: студент-фрилансер напишет план за три тысячи, а ведущая аудиторская компания может запросить даже несколько миллионов рублей. Выбирайте исполнителя в зависимости от ваших задач и бюджета. Для некоторых задач лучший исполнитель — это собственник или руководитель организации.
Когда стоит составлять бизнес-план самостоятельно. Если вы разрабатываете документ для себя или внешнего инвестора, то основу этой работы необходимо делать самостоятельно.
Бывает, что заказчик надеется только на внешних экспертов и ставит им задачу «нарисовать» план под привлечение финансирования. И практически всегда это снижает шансы на успех проекта — я лично сталкивался с подобными ситуациями, когда работал инвестиционным консультантом.
Инвесторам важно, чтобы их деньгами распоряжался тот, кто полностью погружен в свой проект. Если же бизнес-план приносит человек, который не просчитал каждую цифру, не оценил риски, не спрогнозировал денежные потоки, не изучил рынок, это чувствуется. Никакой эксперт не сможет так глубоко понять специфику проекта и все нюансы, как тот, кто его реализует.
Привлекать консалтинговые компании стоит только на финальном этапе, когда вы уже собрали всю информацию и осталось ее правильно упаковать и красиво подать.
Если же бизнес-план предназначен для внутренних целей, то тем более важно разработать его своими силами — хотя бы ради того, чтобы разобраться в собственном бизнесе.
Когда лучше заказать бизнес-план. Если план нужен для банков и институтов развития, советую обратиться в консалтинговую компанию, которая уже решала подобные задачи.
Требования к документу устанавливаются инструкциями банков и институтов развития. Разобраться в этих требованиях и регламентах сложно, а если сделать что-то не так, то бизнес-план отклонят по формальным причинам. Поэтому доверяйте эту работу только опытным разработчикам — иначе рискуете впустую потратить время.
Учитывайте, что специалист по бизнес-планированию не владеет всеми аспектами вашего бизнеса и вряд ли разберется сам. Поэтому наилучший результат дает совместная работа внешних консультантов и представителей заказчика.
Но в любом случае данные по инвестиционным вложениям и расходованиям государственного финансирования всегда предоставляет заказчик. Причем сведения должны быть реальными, ведь по расходам предстоит отчитываться.
При заказе обязательно обсудите с исполнителем вопрос доработок и сопровождения бизнес-плана до момента принятия. Допустим, вы покажете документ чиновникам, а они найдут там ошибки. Важно, чтобы исполнитель оставался с вами в постоянном контакте и оперативно вносил правки в документ.