С чего начать цифровую трансформацию
4 этапа цифровой трансформации
May 17, 2019 · 3 min read
С чего начать цифровую трансформацию для создания уникального клиентского опыта и какие задачи должны быть решены компанией на каждом этапе? Делимся схемой 4-х этапов цифровой трансформации, которая помогает понять, что и зачем.
Клиентский опыт — это не только интервью, записи на стикерах и рабочие сессии с тестированием прототипов. Источником клиентского опыта в цифровую эпоху становятся данные, которые собирает компания. Данные оптимизируют бизнес-процесс и делают возможность создавать более сфокусированные и нужные людям предложения. Именно ради сбора клиентских данных и оптимизации рабочего процесса и заваривают кашу под названием “цифровая трансформация”.
4 этапа цифровой трансформации
1. Начало циф р овой трансформации. Однажды, к нам обратился клиент с запросом на разработку мобильного приложения. Вскоре мы узнали, что у клиента таких приложений было разработано аж целых 4 штуки. И ни одно из них не было полезно клиентам. Как выяснилось, большинство сценариев в мобильном приложении заканчивалось приглашением “принести бумажные документы к нашим менеджерам”. Проблема была не в работоспособности мобильного приложения, а в том, что в компании не был пройден самый первый этап цифровой трансформации, а именно — автоматизация рабочих процессов и устранение бумажного документооборота.
На первом этапе также проводится подготовка команд к работе в цифровой экосистеме: обучение, оценка персонала, переподготовка и внедрение новой культуры.
Задачи 1-го этапа: автоматизация рабочего процесса; обучение команд и внедрение новой командной культуры взаимодействия.
Активные участники процесса — департаменты и представители компании: #Бизнес-спонсоры #Digital Transformation Team #HR #IT
2. Оптимизация через переход к цифровым решениям. Покупка цифровых решений и переход на платформенные стандарты должны помочь в оптимизации бизнес-процессов. На этом этапе компания отказывается от неэффективных бизнес-процессов; инвестирует в инновации, которые станут основой создаваемой цифровой экосистемы и пересматривает свою бизнес-модель.
Задачи 2-го этапа: переход на новые бизнес-процессы; запуск департамента больших данных и машинного обучения; разработка алгоритмов получения данных и продуктовых метрик.
Активные участники процесса: #Бизнес-спонсоры #Big Data and ML Team #Product Design Team #Digital Transformation Team #IT
3. Монетизация данных. Что бы вы ни делали — всегда задавайте вопрос: “ЧТо я на этом заработаю?” Если — ничего, не делайте этого. Собираемые вами данные о клиентском опыте должны приносить вам ценную информацию. Не поленитесь сформулировать и записать, для чего вам данные о том или ином клиентском действии.
Главная задача этапа — собрать, оценить и показать финансовую ценность собираемых данных для бизнес-процесса. На этом этапе ваша команда должна заговорить на “языке кейсов”.
Задачи 3-го этапа: разработка метрик оценки клиентского опыта; внедрение системы метрик в работу департаментов и продуктовых команд; формулировка кейсов монетизации данных.
Активные участники процесса: #Бизнес-спонсоры #Service Design and User Experience Team #Product Design Team #Digital Transformation Team
4. Надежная цифровая экосистема. Метрики внедрены, алгоритмы сбора данных клиентского опыта разработаны, истории успеха помогают менять культуру компании. На этом этапе клиенты начинают ощущать всестороннюю заботу компании. Клиент оказывается в экосистеме цифровых решений, которые предугадывают его желания, оказывают сервис, который превосходит его ожидания и “думают” за клиента о самых сложных вопросах, превращая рутинные процедуры в интерактивное, быстрое и бесшовное омниканальное путешествие.
Этот этап полностью принадлежит дизайнерам — создателям новых впечатлений и возможностей. Продакт-оунеры ведут работу микрокоманд и создают огромное количество новых решений на основе данных.
Задачи 4-го этапа: постоянно взаимодействовать с клиентом и через систему данных внедрять новые решения и функции для создания устойчивой сервисной экосистемы.
Активные участники процесса: #Service Design and User Experience Team #Product Design Team
С чего начать цифровую трансформацию?
По роду своей деятельности, в последнее время часто сталкиваюсь с запросами – как провести цифровую трансформацию бизнеса. При этом упор делается на цифровизацию, на освоение новых цифровых технологий – искусственного интеллекта (AI), обработку больших данных (Big Data), интернет вещей (IoT), использование цифровых двойников, дополненной реальности и т.д., а иногда и вообще на сокращение затрат.
Как же так? Ведь под трансформацией бизнеса понимают коренное преобразование, которое включает в себя изменение убеждений, принципов и ценностей, то есть культуры бизнеса. Как специалист по трансформации бизнеса, я хорошо знаю, что при таких трансформациях, как Лин, ТОС или Agile, нужны значительные изменения в культуре.
Трансформация бизнеса связана с трансформацией корпоративной культуры
Например, при Лин и ТОС трансформации происходит отказ от локальной оптимизации в пользу ускорения потока. Уходит трепетное отношение к повсеместному повышению эффективности в использовании оборудования и персонала. Все это неминуемо меняет отношение к персоналу, оно становится больше основанным на уважении и доверии.
При ТОС трансформации в дополнение к этому также требуется отказ от детального производственного и проектного планирования (преодоление убеждения в обоснованности и выполнимости детальных производственных планов, длительности задач в проектах, производственных норм). Это делает решения ТОС применимыми в случаях, когда среда предприятия сталкивается с высокой вариабельностью и неопределенностью.
При Agile трансформации ставятся под сомнение такие «незыблемые» управленческие убеждения, как иерархия власти и принятия решений, необходимость непосредственного контроля персонала и наказаний за ошибки. Многие оперативные решения, их мониторинг и анализ переходят в ответственность команд, находящихся на передовой. Это происходит в результате того, что сам персонал стал намного более грамотным и компетентным и конкуренция на рынке возросла настолько, что короткий срок ввода новых продуктов и услуг превратился в конкурентное преимущество.
При этом известно, что 70-80% всех бизнес трансформаций провальны. И происходит это потому, что недостаточно внимания уделяется изменению культуры и мы имеем ситуацию «культура ест трансформацию на завтрак». Так неужели эти уроки до сих пор не усвоены? Неужели, вступая в эпоху цифровой трансформации мы будем идти по тем же граблям?
Таким образом, представление, когда цифровая трансформация не связана с культурными изменениями, показалось мне странным и я предпринял попытку разобраться с пониманием сути цифровой трансформации среди участников специализированных групп в социальных сетях. Для этого я задал один и тот же вопрос: «В чем именно вы видите изменение парадигмы бизнеса (включающее глубинные изменения принципов и установок) при цифровой трансформации?» сначала в группе «Фокусировка на главном» (получено 87 комментариев), а потом в специализированной группе «Цифровая трансформация компании» (получено 127 комментариев). Обсуждения оказались активными – людей это реально волнует.
Но единого мнения среди специалистов выделить не удалось. Основные группы представляют следующие мнения:
То есть налицо практически полное игнорирование того, что цифровая трансформация – это прежде всего трансформация бизнеса, а значит и его культуры.
Цифровая трансформация – коренное преобразование бизнеса
Является ли цифровая трансформация коренным преобразованием бизнеса? Да, безусловно является. Ведь она вызвана происходящими вокруг изменениями, и они носят кардинальный и даже глобальный характер.
Во-первых, значительно выросли вычислительные мощности, они стали дешевле и доступнее. Вы их можете просто арендовать на время. То есть вы можете обрабатывать огромные массивы данных недорого и за приемлемое время и получать информацию, основанную на фактах. Например, обработать всю информацию с камер наблюдения по всей стране и найти местонахождение конкретного автомобиля.
Во-вторых, получение больших данных за короткое время дает возможность очень быстро проверять свои решения на практике. Вам не нужно детально прорабатывать решение, вам лучше быстро проверять гипотезы, отвергая плохие и оставляя хорошие. Например, можете быстро проверять гипотезы по продвижению товара в интернет.
В-третьих, во многих случаях эти эксперименты можно проводить не на реальных объектах, а на цифровых моделях (цифровой двойник предприятия, изделия, станка).
В-четвертых, коммуникационные каналы позволяют прокачивать большие объемы данных, и вам становятся доступны практически все возможные эксперты и программы в текущем времени. Например, все статьи на конкретную тему, все похожие медицинские случаи. Это также ускоряет принятие решений.
Требуемая трансформация корпоративной культуры
Такие изменения в способах проектирования и принятия решений приводят к изменению требований не только к тому, как люди действуют, но самое главное – к тому, как они мыслят. Люди не умеют действовать вопреки своим мыслям и убеждениям.
Agile создан для разработки новых продуктов, характеристики которых заранее неизвестны. Цифровая трансформация в дополнение к этому предполагает корневое изменение гибкости, скорости в изменении самой бизнес модели предприятия, ее поведения на рынке. Можно так сказать, что цифровая трансформация позволяет создавать модели бизнеса, неизвестные на этапе перехода к ней.
Для получения этих возможностей, при переходе к цифровому предприятию, оно должно отказаться от убеждений:
Суть в том, что времена, когда это работало, прошли. Кстати, на многих рынках они прошли уже давно. А теперь появились технические возможности для того, чтобы компании могли строить и перестраивать свое поведение на рынках здесь и сейчас, проводя короткие эксперименты и получая быструю обратную связь.
Особенности цифровой трансформации для российского бизнеса
К сожалению, для российских предприятий ситуация обстоит намного хуже, чем для тех же развитых стран, имеющих больший опыт «капиталистического строительства». Дело в том, что у них гораздо больше предприятий, которые уже освоили культуру Лин и ТОС. А порядок их освоения, согласно постулатам спиральной динамики, может быть только таким:
Регулярный менеджмент → Лин (или ТОС) → Agile → Цифровая трансформация
Так вот, большое количество российских предприятий как раз находится на этапе развития, который можно обозначить как «регулярный менеджмент». Он характерен такими убеждениями и принципами, распространенными среди руководителей и персонала:
Понимаете, в чем дело? В странах западной демократии эти убеждения в большинстве своем уже преодолены (признаны ошибочными, ограничивающими результативность), а в России еще только предстоит это сделать. К сожалению, никакой национальный проект это не предусматривает. Не предусматривает этого и проекты по цифровой трансформации. В них предполагается, что цифровые технологии изменят и культуру. А так не работает. Культура – очень инертная субстанция, поскольку состоит из принципов и убеждений, от которых так просто не отказываются. С культурой требуется отдельная скрупулезная работа.
Но есть и еще одна трудность. Каждая отдельная компания уникальна в том смысле, что имеет уникальный набор убеждений и принципов и достаточно уникальную рыночную ситуацию. А это значительно усложняет задачу конкретному предприятию прийти к победе в цифровой трансформации. Каждое предприятие должно провести диагностику и понять (осознать) – какое именно у него актуальное ограничивающее убеждение. Инструменты для этого есть, это логические инструменты Теории ограничений. Но их мало кто знает и использует, а потому предстоит этап проб и ошибок, через который не все пройдут без потерь, а для некоторых эти потери будут стоить места на рынке. 70-80% провалов – тому свидетельство.
Выводы
Статья впервые опубликована в журнале «Эксперт Металлообработка» №3 2021.
Цифровая трансформация бизнеса в 2021 — условия, технологии, направления
Содержание:
Многие компании уже начали свою цифровую трансформацию. Согласно исследованию международного консалтингового агентства IDC, к 2022 году, несмотря на вспышку COVID-19, процесс цифровой трансформации охватит 65% мирового ВВП. Это привлечёт в сферу развития «цифровых» технологий и услуг более 6,8 триллиона долларов прямых инвестиций до конца 2023 года.
Пандемия фактически вынудила предприятия повышать эффективность работы и качество обслуживания. Это не просто ключевые цели в процессе перехода компании на цифровые технологии, но и важнейшие факторы, определяющие судьбу бизнеса в условиях экономического спада.
В этой статье мы объясним, что такое цифровая трансформация бизнеса, чем обусловлен этот процесс, в чём его польза и как начать практически двигаться по данному пути.
Что такое цифровая трансформация
Для бизнеса цифровая трансформация — это всеобъемлющий процесс интеграции цифровых технологий в новую или существующую производственную модель. Это определение может с успехом применяться и к другим сферам общественной жизни, например к государственному управлению или образованию.
Главная цель цифровой трансформации — приведение всей деловой активности в соответствие со стремительно меняющимся требованиями современного мира. Простыми словами, цифровая трансформация помогает бизнесу правильно принять даже самые радикальные внешние изменения и остаться конкурентоспособными в новой среде.
С началом цифровой трансформации компании, в ней могут появиться новые должности и профессиональные обязанности, особенно связанные со сферой ИТ. Например, руководитель цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer / CDTO), директор по цифровым технологиям (Chief Digital Officer / CDO), ИТ-директор (Chief Information Officer / CIO), технический директор (Chief Technical Officer / CTO), исследователь данных (Data Scientist / DS).
Цифровая трансформация и цифровизация
Цифровая трансформация бизнес-процессов не представима без цифровизации. Однако, не стоит путать эти понятия — между ними есть существенная разница.
Цифровизация или диджитализация — повсеместное внедрение в производство и различные сферы жизни новейших цифровых технологий. Это следующий логический шаг после оцифровки, то есть перевода информации в цифровой вид, а также оптимизации обработки оцифрованной информации. На практике цифровизация компании обычно воплощается в появлении или модернизации в ней IT-отдела.
Цифровая трансформация включает не только внедрение в производство новых технологий, но и изменение самой деловой культуры. Этот процесс может затронуть множество сфер — от управления бизнес-процессами и корпоративной культурой до создания новых моделей взаимодействия с клиентами.
Основные технологии цифровой трансформации
Что такое цифровой подрыв
Цифровой подрыв (digital disruption) или просто дизрупция — главный локомотив и основа цифровой трансформации. Это не что иное, как революционное преобразование производственных отношений, вызванное внедрением прорывных цифровых технологий и связанных с ними новых бизнес-моделей.
Этот процесс сопровождается существенными переменами в поведении потребителей и самом облике рынка. Дизрупция и цифровая трансформация требуют от предпринимателей серьезной переоценки взглядов на ведение бизнеса. Зато они дают прекрасный шанс получить решающее преимущество, даже в самой высококонкурентной сфере.
Причины цифрового подрыва
Технологические инновации
Важно понимать, что технологические новинки сами по себе не вызывают в бизнесе ни дизрупции, ни трансформации. Всё зависит от того, как цифровые технологии используются и осваиваются партнёрами, клиентами, конкурентами, другими заинтересованными сторонами.
Прорывные изобретения
Инновационные изобретения могут вызвать дизрупцию в любой сфере. Будь то наука, технологии или бизнес. Например, в прошлом к резким общественным переменам привело изобретение локомотива и печатного станка. А сегодня мы переживаем крупнейшую трансформацию всех сфер нашей жизни из-за изобретения смартфонов, соцсетей, приложений и других высокотехнологичных продуктов.
Поведение потребителей
Важность удобства и простоты во взаимоотношениях с бизнесом для потребителей — не новая идея. Эти факторы были важны и до интернет-эпохи. Цифровая трансформация просто придает новый импульс имеющимся тенденциям, позволяя бизнесу немедленно реагировать на изменения в поведении потенциальных покупателей, а также на процессы и потрясения в обществе.
Перемены в окружающем мире
Коммерческие организации — часть не только бизнес-процессов, но и природной среды. Поэтому любые экономические и законодательные перемены, развитие сотрудничества или даже пандемия могут потребовать цифровой трансформации.
Под натиском COVID-19 многие организации стали активно переводить свою инфраструктуру на облачные платформы. В процесс включились даже компании, которые прежде не планировали или откладывали этот переход на дальнюю перспективу.
Примеры цифровой трансформации и цифрового подрыва
Преимущества цифровой трансформации
Решения на основе достоверных сведений
Сегодня большинству организаций доступны огромные объёмы данных. Их можно превратить в ценные идеи по развитию бизнеса, а также использовать для принятия более взвешенных и оперативных решений.
Подход к управлению бизнес-процессами с опорой исключительно на анализ фактических данных носит название Data Driven («управляемый данными»). Он позволяет наиболее адекватно реагировать на стремительно меняющиеся запросы потенциальных клиентов, персонализировать предложение и развивать сервис в верном направлении.
Data Driven подход дает понимание, какие товары и услуги будут пользоваться спросом, еще до того как потребительский тренд проявит себя. Применение цифровых технологий для поиска инновационных путей вывода продуктов на рынок — это ключевое условие для процветания бизнеса в наши дни.
Повышение производительности
Цифровые технологии позволяет сотрудникам эффективнее выполнять основные задачи. С их помощью ключевые отделы компании, такие как HR и финансы, могут автоматизировать свои важнейшие задачи. Например, начисление зарплаты или обработку данных клиентов.
Цифровое сотрудничество и нетворкинг значительно облегчают взаимодействие различных подразделений и групп внутри организации. Помимо этого, цифровая трансформация позволяет наладить работу в удаленном режиме, а также открывает доступ к облачным услугам и сервисам, поставляющимся «под ключ» (SAAS).
Вовлечение потребителей
Развитие хороших отношений с клиентами — основа любого процветающего бизнеса. И цифровые инструменты существенно облегчают подобную задачу.
Цифровая трансформация может помочь улучшить имидж бренда за счёт более активной работы с клиентами на разных её этапах — от оперативного рассмотрения жалоб до запуска сезонных распродаж и акций. А это, в свою очередь, приведёт к более высоким бизнес-результатам.
Обеспечение информационной безопасности
Это важнейшая задача требует целого комплекса мер. Например, строгого контроля над процессом предоставления доступа к данным, соблюдения требований к их сохранности, а также обеспечения защиты от хакерских атак. Она едва выполнима, если в компании нет своего IT-отдела.
Очевидный выход в таких случаях — обратиться к сторонним специалистам по кибербезопасности. Предпочтительно делать выбор в пользу тех профессионалов, которые знакомы со спецификой предприятия. Они понимают задачи бизнеса и могут достичь поставленных целей наиболее эффективно.
Укрепление партнерских отношений
Большинство компаний взаимозависимы. Чтобы привлечь потребителей к своей продукции, они взаимодействуют со множеством партнеров — поставщиков, подрядчиков и специализированных консультантов. Конечно, общаться с ними можно и на основе физического документооборота, но это утомительно и неэффективно.
Цифровые технологии позволяют изменить и упростить этот процесс, сделав его прозрачнее, точнее и быстрее. Оптимизация внутреннего взаимодействия партнеров экономит их время и ресурсы, что приводит к укреплению взаимовыгодных отношений.
Развитие услуг по требованию
Гибридные IT-услуги, дающие расширенные возможности для нетворкинга и улучшающие качество обслуживания, востребованы сегодня бизнесом как никогда. Это касается не только удобства использования приложений для сотрудников и клиентов. Работа «on demand» сервисов немыслима без отлаженного механизма взаимодействия с IT-инструментами и IT-персоналом.
Этапы подготовки цифровой трансформации
Этап 1. Планирование
Практическое проведение цифровой трансформации начинается со стратегического планирования. Нужно понимать, какие задачи должны быть решены, какие ресурсы потребуются, как внедрение цифровых инструментов и инноваций повлияет на корпоративную культуру в целом.
Дорожная карта цифровой трансформации создаётся за три основных шага:
Этап 2. Обеспечение административным ресурсом
После определения цифровой стратегии бизнеса, нужно заручиться ее поддержкой у руководства. Понимание управленческим звеном всех нюансов предстоящего процесса и его последствий — один из главных признаков готовности компании к цифровой трансформации. Именно поэтому первые лица зачастую начинают принимать участие в цифровой трансформации еще на этапе составления ее стратегии, наряду с генеральным директором, CDO и ИТ-директором.
Этап 3. Выбор партнёров
Для успеха цифровой трансформации крайне важно правильно выбрать партнеров по производственной цепочке или стейкхолдеров.
Надёжный партнёр сможет:
Этап 4. Доведение плана до сотрудников
Чтобы создать условия для успешного прохождения цифровой трансформации в компании, нужно своевременно донести её ценность до персонала. Это обеспечит доверие к предстоящему процессу и его внутреннюю поддержку.
Убедитесь, что сотрудники получили ясную структурную схему и план перехода. К цифровой трансформации они должны быть подготовлены заранее.
Этап 5. Старт трансформации
Исполнение намеченной стратегии должно проходить на всех уровнях организации — от топ-менеджмента до рядового персонала. В процессе цифровой трансформации крайне важно сохранять фокус на поставленных бизнес-целях.
Управлением «цифровыми» изменениями должны руководить кросс-функциональные рабочие группы, которые формируют CDO. В их состав могут входить профессионалы с различными компетенциями. Но прежде всего — специалисты по стратегическому маркетингу, HR-менеджменту и дизайну потребительского опыта.
Такие тактические команды возглавят изменение корпоративной культуры. Они создадут фундамент для успешного внедрения цифровой операционной модели в производственные цепочки компании.
Заключение
Сегодня для бизнеса критически важно освоить цифровые технологии и экспериментировать с использованием соцсетей, анализом больших данных и облачными вычислениями. Ориентация на цифровую трансформацию даст предприятиям новые направления для развития, позволит обойти конкурентов и подготовит к переменам ближайшего будущего. Эта обзорная статья и приведённый начальный план цифровой трансформации поможет предпринимателям подойти этому процессу как можно более осознанно.
Успешная цифровая трансформация начинается с правильно подобранного хостинга. VDS от Eternalhost с быстрыми NVMe дисками, бесплатной DDoS защитой и техподдержкой 24/7 — гарантия высокой производительности и бесперебойной работы ваших веб-ресурсов!
5 шагов к цифровой трансформации вашего бизнеса
Цифровая трансформация – это одновременно и угроза, и возможность: под ее действием разоряются одни компании (например, Nokia или Kodak) и становятся всемирно известными другие (как Booking или Google). Мы рассмотрим план действий, который шаг за шагом может провести компанию от уязвимого положения к новым возможностям.
Шаг 1. Поменяйте ваше личное восприятие
Первый шаг в развитии – осознать, что же все-таки происходит. Вы должны внимательнее смотреть на окружающий мир, чтобы разглядеть тенденции и закономерности, которые меняют бизнес. По опыту работы с клиентами мы знаем, что это изменение больше похоже на персональное развитие, чем стратегический анализ.
Это очень важный момент. Трансформация — это то, что каждый должен принять, осознать и прочувствовать. От нее нельзя отгородиться процедурами или делегировать IT-менеджеру. В нее нужно погрузиться с головой! Это новый образ мысли. Вы должны сказать себе: «В будущем я не смогу быть менеджером без осознания этого».
Регулярно анализируйте внешнюю среду. Что происходит в мире? Что мы видим на рынках других стран? Что делают наши конкуренты? Кто новые игроки?
В дополнение руководители могут проверить, насколько легко и удобно (или на самом деле нет) стать клиентом компании. Ведь именно это – способ входа новых игроков на рынок.
После этого начать присматриваться.
Шаг 2. Найдите сторонников
После личного погружения в проблему вы должны вдохновить и мобилизовать всю свою организацию. Цель состоит в том, чтобы развивать компанию с учетом новых тенденций на рынке, с осознанием того, что земля горит под ногами и необходимо броситься на поиск новых возможностей. В первую очередь, это вопрос правильной оценки окружающей среды, которую невозможно сделать без привлечения на свою сторону менеджерской команды, сотрудников и собственников бизнеса.
Руководство компании должны быть теми, кто бросает вызов и задает правильные вопросы, которые двигают компанию вперед. Главная задача менеджерской команды – понять мир вокруг компании, включая потенциальные угрозы и возможности. В итоге их работы нужно убедиться, что руководство компании регулярно задает себе следующие вопросы:
Откуда может прийти переворот в нашей отрасли и в каком виде?
Насколько устойчива текущая бизнес-модель? Необходимо подвергнуть ее стресс-тесту на случай потенциального переворота.
Насколько устойчива вся система относительно потенциального переворота: ваша компания, цепочка поставок и отношения с клиентами?
Какова ваша стратегия реагирования? Вы будете сами инициировать трансформацию отрасли или быстро следовать за лидерами? Насколько вы успешны в реализации последних инноваций и реагировании на текущие угрозы?
В каком тонусе организация? Где встречается наибольшее сопротивление? Какие компетенции нужны и где можно их получить?
Вы должны регулярно собирать эту информацию и инициировать ее обсуждение. Речь идет о поиске общего языка для обсуждения трансформации. Важно понять, кто в команде может проявить инициативу и понять, где она наиболее востребована. Кто способен возглавить этот прорыв? Кто сможет вдохновлять? Как правильно распределить эти роли?
Шаг 3. Проработайте сценарии
Следующим шагом нужно приспособить бизнес к изменениям вокруг него. Можно начать с анализа того, где вы рискуете столкнуться с наибольшим напряжением. Поработайте с вашей бизнес-моделью, например, в виде ее визуальной модели, и проанализируйте ее наиболее уязвимые элементы. Это станет хорошей отправной точкой для разработки сценариев трансформации.
Самое сложное – взглянуть на свою организацию снаружи. Внутри компании может быть заинтересованность в том, чтобы избежать такого внимательного взгляда. Менеджеры смогут убедить друг друга в том, что бизнес-модель устойчива и вам ничего не угрожает, и верить в особые отношения с вашими клиентами, которые защитят от любых угроз. Однако история учит обратному. Трезвый взгляд снаружи очень важен на этом шаге. Для получения более объективного взгляда неплохой идеей будет пригласить внешних консультантов. Вы точно будете знать возможные источники угроз и сможете начать разрабатывать стратегии реагирования и сценарии действий.
Шаг 4. Обманите иммунитет своей компании
На следующем шаге нужно мобилизовать способность компании быстро меняться и быть гибкой. У каждой компании есть иммунитет к изменениям. Как и человек, компания проходит кривую изменений, которая начинается с отрицания, переходя в депрессию и потерю веры. Гораздо позже происходит принятие, позволяющее воспользоваться открывшимися возможностями. Соответственно, если вам придется совершить трансформацию компании, смена стиля руководства будет основным вызовом. Важно определить, будут ли новые инициативы зарождаться внутри или вне компании. Будет ли меняться сразу вся компания или будет реализовываться множество компактных инициатив вокруг нее?
Стоит рассматривать новые бизнес-модели и инновации как некий конвейер (так делают фармацевтические компании при разработке новых продуктов) – набор неизменных этапов, который нужно предпринять, чтобы вывести продукт на рынок. Так реализуют ускоренные инновации: «нащупывают» и проверяют новое, чтобы быстро принять решение о жизнеспособности каждой идеи. Такой подход сэкономит вам много времени на детальную проработку того, что действительно будет двигать компанию вперед.
Шаг 5. Дерзайте!
На этапе реализации важнейшее нововведение – это скорость. Нужно забыть о классическом «благообразном» инженерном подходе, когда «идеальный» продукт разрабатывается, тестируется и снова дорабатывается, прежде чем мы покажем его клиенту. У вас нет ни времени, ни ресурсов для этого. «Ошибайтесь быстро!» должно стать вашим девизом и это, возможно, будет самым большим культурным шоком для вашей компании. Вы должны научиться делать все быстро и легко, чтобы не растратить все ресурсы на одном направлении.
McDonalds – уважаемая и устоявшаяся компания, которая смогла ускорить инновации. Испытание нового блюда начинается с простого фото в паре ресторанов. Затем оценивается реакция клиентов на фото. Клиенты заказывают бургер, которого на самом деле еще не существует. Персонал отвечает, что этот продукт в разработке, благодарят за интерес и предлагают один из бургеров в меню бесплатно.
На фоне трех месяцев в дегустационной лаборатории с фокус-группой в попытках оценить интерес клиентов к новому продукту – это просто невероятный прорыв. Нужен только фотограф.
Дальше бургер начинает продаваться в нескольких заранее выбранных ресторанах. Он все еще не включен в сложную цепочку поставок компании, его просто готовят несколько поваров на кухне. В тестовом ресторане сразу можно оценить восприятие новинки. Только после подтвержденного успеха продукт будет полностью доработан и включен в логистический поток. Это быстрая и дешевая разработка. Если идея оказалась плохой, то это станет ясно очень быстро!