С чего начать туристический бизнес с нуля
Пошаговая инструкция как открыть турагентство с нуля
Туристическая сфера, несмотря на то что она уже в течение нескольких лет испытывает определенные трудности, остается достаточно прибыльной. Заняться туристическим бизнесом может любой человек, у которого нет больших сбережений. Кроме того, такая предпринимательская деятельность приносит много положительных эмоций, ведь появляется возможность оказывать людям помощь в организации отдыха. Однако есть все-таки некоторые нюансы, которые следует учитывать, чтобы не потерять вложенные в этот бизнес средства. Мы расскажем вам обо всех тонкостях, как открыть турагентство с нуля, чтобы вы сделали все правильно.
Особенности туристического бизнеса
Перед тем как открыть турфирму, необходимо понимать, что такое туристическое агентство, в чем заключается суть его деятельности. Прежде всего, необходимо усвоить значение некоторых понятий.
Туристическая фирма — это учреждение, выполняющее посредническую роль между туристическим оператором и человеком, который желает отправиться в поездку. Оно может выполнять обязательства:
Вы также должны знать перед тем, как открыть турфирму в России, что будет входить в обязанности вашего предприятия. Как правило, туристическое агентство предоставляет такие услуги:
Оформлять клиентам визы в соответствии с требованиями туроператора, с которым заключен договор. Если что-то сделано неправильно, ответственность за это должна возлагаться на туристическое агентство.
Выдавать клиентам полный пакет документов, необходимых для осуществления поездки:
Далее мы представим вам пошаговую инструкцию как открыть турагентство с нуля.
Преимущества и недостатки
К основным плюсам туристического бизнеса можно отнести:
Теперь рассмотрим несколько отрицательных моментов, о которых следует знать перед тем, как открыть туристическую фирму:
Регистрация деятельности
Туристическое агентство можно регистрировать, как юридическое предприятие ООО или как частное учреждение ФЛП.
Чтобы зарегистрировать в государственном реестре новое учреждение, достаточно одного резидента, который может осуществлять продажу туров внутри страны и за рубежом.
Придется получить письменное обязательство любого банковского учреждения, который поручится оплатить услуги туристического оператора в том случае, если этого не сможет сделать туристическое агентство (без этой гарантии ни один оператор не согласится сотрудничать с агентством). Однако банк выдаст соответствующую гарантию только в том случае, если учредитель туристической фирмы предоставит пакет документов, в который будут входить:
Необходимо разработать специальные клиентские договора, которые вы будете заключать с клиентами, которые будут заказывать у вас туры. В этих договорах должно быть прописано все: дата внесения оплаты, дата выдачи туристического ваучера.
Нужно будет также разработать правила для туристов: кто их будет встречать в стране, куда они отправляются, сопровождать, проводить экскурсии. Желательно эти правила включать в клиентский договор, чтобы турист подписывал документ, ознакомившись с ними.
Также рекомендуется заключить договор со страховой компанией, однако, это необязательный момент. Если вы хотите, чтобы ваши клиенты были застрахованы, то лучше им предоставлять медицинский полис и другие виды страховок на имущество (например, на автомобиль).
Рекомендует заключить субагентский договор с любой авиакомпанией, через которую вы будете покупать билеты для своих клиентов. Это очень выгодно, потому что в таких случаях авиакомпании предлагают множество выгодных бонусов.
Составьте приблизительный бизнес план как открыть турфирму, чтобы знать, какие вас ждут расходы, как нужно действовать, чтобы они быстрее возместились и стали превращаться в стабильно высокие доходы.
Критерии выбора месторасположения
Можно открыть туристическую фирму в центральном районе города. Желательно при этом, чтобы:
Можно открыть туристическое агентство в здании бизнес-центра. Что надо чтобы открыть турфирму в таком учреждении:
Можно выбрать помещение для фирмы в торговом центре. Дадим вам несколько основных рекомендаций, с чего начать туристический бизнес в таком заведении:
Можно открыть туристическую фирму в спальном районе своего города:
Оборудование помещения и интерьера
В помещении вашей фирмы всегда должно быть чисто и уютно. Это необходимо для того, чтобы ваши клиенты, приходя в офис, могли в нем полностью расслабиться и отдохнуть. Особенно это касается ситуаций, когда собирается очередь из людей. Нужно разложить на столиках разные журналы, каталоги, кофеварки. Повесьте также на стенах разные интересные вещи, которые вдохновят ваших клиентов отправиться в путешествие.
Чтобы открыть турагентство с нуля без опыта работы, нужно закупить мебель и необходимую технику. Необязательно выбирать дорогие модели, подойдет и экономичный вариант, лишь бы все это выглядело прилично и красиво. Вам понадобятся:
Финансовые вложения
Важно учитывать, что ответ на вопрос, сколько стоит открыть турагентство, зависит в большей степени от того, в каком городе вы проживаете. Ведь если вы живете в мегаполисе, то плата за аренду помещения будет выше, чем в провинции. В месяц на аренду только придется тратить около 30–60 тыс. рублей.
На то, чтобы привести выбранное помещение в порядок (оно должно соответствовать определенным стандартам), купить в него нужную мебель, технику и оформить все необходимые документы, вам понадобится иметь в личном распоряжении примерно 200 000 рублей.
Чтобы раскрутить свое туристическое агентство, вам потребуется не менее 100 000 рублей. Однако отметим, что эта сумма относительна, она больше зависит от канала, который будет осуществлять рекламную кампанию.
Также, рассуждая над вопросом, сколько стоит открыть турфирму, нужно знать, что вам придется еще платить заработную плату своим сотрудникам. Как правило, она должна составлять 15 тысяч рублей стабильно и еще 20% от месячной прибыли туристического агентства.
Учитывайте также, что ближайшие 6 месяцев после того, как вы откроете агентство, оно не будет приносить вам никакой прибыли. Поэтому вам нужно иметь в запасе какие-то финансовые средства, за счет которых вы сможете выстраивать бизнес.
Примерная прибыль
Если вы научитесь реализовывать более 500 путевок в год, то ежемесячно ваше туристическое агентство будет получать прибыль в 50–100 тысяч рублей. Этого достаточно для того, что зарекомендовать себя, как пользующийся популярностью сегмент туристического бизнеса. Чем больше вы продадите турне, тем больше сможете зарабатывать. Если вас такие расклады устраивают, то не раздумывайте долго, стоит ли открывать турагентство, и сразу же приступайте к делу.
Сроки окупаемости бизнеса
Второй по значимости вопрос тех, кто решил открыть турагентство в 2022 году с нуля, за какой период времени оно окупится. Здесь нужно отдавать себе отчет, что этот момент в большей степени зависит от того, как вы стартуете. Если вы будете с первых дней создавать большой товарооборот турне, то за первый год работы заработаете 600—800 тысяч рублей, а это значит, что вернете вложенные личные средства.
Однако опытные предприниматели, которые уже давно крутятся в этой сфере, утверждают, что срок окупаемости туристической фирмы составляет 2 года, как минимум. Но мы не советуем вам равняться на чьи-то достижения. Если вы серьезно подошли к вопросу, как открыть турфирму с нуля в России, то вы найдете способ, как быстро раскрутиться, чтобы вернуть себе вложения и начать получать прибыль.
Выводы и советы
В завершении этой статьи о том, как открыть турагентство, хотим дать вам несколько полезных советов, как быстро раскрутить свой бизнес и получать на нем стабильно высокий доход:
Посвятите себя полностью выбранному делу, чтобы добиться успеха за короткое время. Верьте в свои силы и делайте максимум, что от вас зависит!
«Открыли Сочи, но все ждут Турцию». Как живет туристический бизнес
Спросили у турагентств из разных городов, как пережили пандемию коронавируса, выгодно ли работать только по России и какие планы дальше.
«Утром продали тур за 17 000 рублей на человека, а вечером этот же — за 29 000»
Мария Блиялкина, владелица туристического агентства «Гранат»
В феврале клиенты агентства начали отменять туры в Китай. Тогда мы думали, что этим всё и ограничится. Паника началась 15 марта: пошли разговоры, что коронавирус везде, а границы будут закрывать. Люди бросились отменять туры, теряя деньги, но кто-то летел, потому что уже потратил много денег и не хотел терять отпуск.
Поэтапно стали закрываться разные страны, а самолеты летели пустыми, чтобы забрать туристов, у которых заканчивались путевки.
Где-то в это время мы продавали туры по России, а с конца марта приостановили всю работу. Я знаю агентства, которые до последнего продавали туры в другие страны, мы решили так не рисковать, потому что не были уверены, улетят самолеты или нет.
Снова продавать туры мы начали 20 июня, когда стало известно, что открывается Краснодарский край: там сняли режим изоляции, отменили двухнедельный карантин для приезжающих и открыли гостиницы, но оставили масочный режим.
22 июня я улетела в Сочи, чтобы посмотреть обстановку и понять, куда и на каких условиях мы будем отправлять клиентов. До последнего было непонятно, нужны ли справки о том, что человек не болен коронавирусом и об его эпидемиологическом окружении, но оказалось, что не нужны.
Получается, мы не продавали туры весь апрель, май и почти весь июнь, за это время выручка упала на 90%, ее просто не было. Всё, чем мы занимались, — это сидели дома и перебронировали туры, которые не состоялись из-за пандемии. Всё перебронирование шло на четыре—пять месяцев вперед, но с предупреждением, что может сдвинуться и дальше. Когда начали закрывать границы, первые две недели мы возвращали деньги, но потом туроператоры приостановили возвраты и выдали гарантийные письма — по ним до конца 2021 года мы сможем отправить людей по отмененным турам.
Пока мы отправляем клиентов в Краснодарский край и Крым, затем, когда снимут карантин, будем продавать туры на Алтай, в Карелию, Калининград, Питер и Москву.
Российские направления, а других и нет, сейчас очень популярны. Когда открыли Краснодарский край, все туры на две недели вперед раскупили за два дня, причем цены заметно выросли в первый же час после новости о снятии карантина.
Когда открыли Краснодарский край, все туры на две недели вперед раскупили за два дня
После этого цены стали расти два—три раза в день — так происходит из-за повышенного спроса и отсутствия альтернативы. Например, утром продали тур за 17 000 рублей на человека, вечером звонит клиент и говорит, что с ними поедет еще один человек. Я смотрю, а место стоит уже 29 000 рублей.
Думаю, люди устали сидеть дома, а цены не пугают: кто путешествовал ранее, тот так и будет путешествовать. Мы же надеемся на сентябрь, когда, возможно, откроют границы. Но и российским направлениям рады: с них зарабатываем больше, чем с заграницы, продавать их легче, а времени тратим на это меньше. Такими темпами очень скоро выйдем на докризисный уровень.
«Мы продаем на 35% больше, чем в прошлом году»
Юлия Григорьева, исполнительный директор компании «Раша Дискавери» — агентства приключенческого туризма по России
Два месяца у нас почти не было оплат от клиентов, но был запас прочности, на который мы жили. Мы потеряли часть команды: пришлось временно уменьшить зарплаты, поэтому некоторые люди ушли. С другой стороны, нам хватило ресурсов, чтобы осуществить возвраты: всем клиентам, которые хотели вернуть средства за туры, мы отдали деньги, около трети согласились перенести забронированные программы на другие даты.
Сейчас мы снова продаем туры и уже три недели у нас просто бум по заявкам, на 35% больше, чем в прошлом году. Мы пытаемся справиться с потоком запросов и оплат, сейчас ищем новых членов команды.
Мы пытаемся справиться с потоком запросов и оплат, сейчас ищем новых членов команды
Если говорить об изменениях в запросах, сейчас стало больше индивидуальных туров, когда люди хотят специальную программу для своей семьи или компании. По направлениям интересы самые разные — это Алтай, Камчатка, Карелия, плато Путорана, близлежащие к Москве территории. В этом летнем сезоне мы создали новые туры в арктические регионы, например, в Ненецкий автономный округ. Проработали маршруты в Воронежскую, Орловскую область, есть новые предложения по Карелии. Где-то пришлось отказаться от проведения программ, не все регионы готовы открыться для туризма: например, в Адыгее и на Кавказе пришлось отменять заезды.
В этом году к нам приходят люди, которые привыкли отдыхать на заграничных курортах, а сейчас ищут для себя альтернативу и решают прийти к нам, чтобы попробовать приключенческий активный отдых.
Мы не можем говорить, что в настоящий момент мы в кризисе, сейчас всё стабилизируется. Тем не менее есть недополученная весной прибыль — где-то около 50 млн рублей в обороте. Думаю, до конца года мы это компенсируем и выйдем на уровень прошлого года. На нас работает эффект отложенного спроса: долгое время люди не знали, что будет дальше, а сейчас всех как прорвало.
Коронавирус немного изменил нашу работу по проведению туров: мы везде соблюдаем постановления властей, иногда они противоречивы, но мы стараемся следовать, как можем. Например, в гостевых домах на маршрутах — бесплатные маски и санитайзеры, в машинах — менее плотная посадка.
Думаем, регионы и дальше будут открываться. Мы ждем сохранение повышенного спроса и надеемся, что получим объемы прошлого года, возможно даже с приростом. При этом ни один тур у нас не подорожал: цены такие же, как и были до пандемии.
«Мы ждем Турцию — это самое хлебное направление»
Александр Халаимов, владелец турагентств в Белгороде и Курске
Три месяца мы работали с нулевой выручкой, но продолжали снимать офис и платить зарплаты из сбережений. Чтобы восстановиться, пытались взять льготный кредит, но нам отказали три банка — думаю, это потому что туризм сильно пострадал, банки не хотят кредитовать, боятся, что мы совсем разоримся.
Сейчас мы продаем туры по России, но люди не хотят покупать на дальние даты, все продажи идут на июль, а отели в Сочи и Крыму на это время уже переполнены. На наши заявки приходят отказы: мест нет. Больше всего туров покупают в Москве, потому что по многим путевкам вылеты из Москвы. А из нашего Белгорода одна авиакомпания на Крым, одна в Сочи — в общем, мало рейсов. Получается, регионам туров не остается.
Плюс у людей принято по турам летать в другие страны, а по России обычно самостоятельно бронируют отель и покупают билеты, мы тут не нужны.
Мы общаемся с туристами и видим, что люди боятся выезжать за границу, даже когда ее откроют. Мне кажется, СМИ нагнетают, что там везде опасно, а вот в России отдыхать безопасно. Мы же ждем, когда откроют Турцию — это самое хлебное направление, в том году туда слетали семь миллионов россиян.
Думаю, восстанавливаться после пандемии мы будем полтора—два года, но это если не станет хуже. Этот летний сезон уже упущен, с сентября начнется низкий сезон и только с весны будет оживление.
«Мы надеемся, что границы откроют в сентябре»
Ольга Турицына, владелица туристического агентства «Страновед»
Мы не работали три месяца и снова начали 12 июня. У нас было два офиса в Екатеринбурге: один пришлось закрыть, другой оставили, но договорились, что нам снизят плату на 50% на четыре месяца. Еще мы часть сотрудников отправили в отпуск без содержания, а часть оставили на полной ставке. Нас выручила государственная субсидия: как ИП я получила ее на себя и сотрудников, два раза по 12 130 рублей. В итоге мы ушли в минус 70 000 рублей, это без учета недополученной прибыли.
До пандемии коронавируса мы почти не продавали туры по России. Считаю, что лучше Турция, чем Сочи или Анапа: мне важно предложить людям комфорт за минимальные деньги, а в России я этого дать не могу.
Исключение — клиенты, которые по работе невыездные, им мы продавали туры по России. Сейчас же вся Россия невыездная, поэтому в этом году пришлось переквалифицироваться на российское направление.
В целом это неплохо: комиссия агентства за туры по России на 2—3% выше, чем в другие страны. А еще по России никто не просит большие скидки, а по Турции просят постоянно, потому что туры туда продают все, высокая конкуренция.
Комиссия агентства за туры по России на 2—3% выше, чем в другие страны
Когда продаешь туры по России, радует, что нет разницы курса валют: не нужно следить, что упало, что повысилось, как изменилась итоговая стоимость тура. А туры в другие страны очень привязаны к этому: если не внести сразу 100% оплаты, потом из-за скачка курса можно заметно переплатить. Например, в марте, когда евро с 70 рублей резко поднялся до 77 рублей, туры сразу же подорожали на 20 000—30 000 рублей. Это не вина агентств, но негатив получаем и отрабатываем мы.
Но и с российскими турами цены постоянно меняются. Когда мы начали работу 12 июня, туры продавались задешево: например, Сочи за 10 000 рублей с перелетом и проживанием. Как только объявили, что в Краснодарском крае отменили карантин и справки по прилете, цены резко начали расти.
У туроператоров работает динамическая система прайсов. Роботы на сайтах видят, сколько людей смотрят и покупают те или иные туры, и меняют стоимость в зависимости от спроса. В итоге цены выросли в два—три раза, но пока в пределах адекватного.
Туры в другие страны мы сейчас не продаем или продаем на осень, но с минимальным авансом в тысячу рублей. Как только откроют границы и начнут летать чартеры, спрос на зарубежные направления превысит Россию, и мы вернемся на докризисный уровень. Надеюсь, границы начнут открывать первого сентября, а вот полное восстановление, если ничего не изменится, произойдет не раньше, чем через год.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Как открыть турфирму?
С чего начать
Самый простой способ открыть турфирму — купить франшизу «Слетать.ру».
Но если же Вы все-таки хотите сделать это самостоятельно — предлагаем Вам пошаговую инструкцию от эксперта компании «Слетать.ру» Ивана Пасечника.
Туризм, несмотря на все пережитые недавно трудности, остаётся крайне привлекательной сферой бизнеса. Он дает возможность открыть свое дело при небольших инвестициях и связан с массой позитивных эмоций: помогать людям устроить отдых, а после слышать их позитивные впечатления — очень приятно. И тем не менее, турбизнес — «крепкий орешек». Чтобы не обломать об него копья, а точнее не потерять все деньги, нужно очень взвешенно и серьёзно подойти к открытию своего турагентства.
Прежде всего, необходимо выяснить, как устроен и из чего состоит туристический рынок. Владелец бизнеса должен решить: работать ему с франчайзером или как самостоятельное агентство. Открываясь самостоятельно, вы берёте на себя больше рисков. Во-первых, неизвестные турфирмы не вызывают доверия, а значит им нужны более серьёзные усилия и бюджеты на продвижение. Во-вторых, придётся самостоятельно решать вопросы приобретения технологий, связанных с поиском и бронированием туров. И в-третьих, так сложнее работать с туроператорами — поставщиками туристического продукта.
В современных условиях эффективнее открываться не самостоятельно, а под брендом крупной сети турагентств.
Сетевые турфирмы, предлагающие франшизу, можно подразделить на основные категории, каждая из которых имеет свои ответвления.
При выборе франчайзера важно обратить внимание на его опыт и специфику ведения бизнеса. Некоторые компании имеют высокий риск банкротства в период кризиса. Это связано с тем, что в ряде ситуаций туроператор может требовать предоплату за туры в размере до 100%, в то время как туристы зачастую оплачивают их по частям, а УК сети не имеет достаточной финансовой «подушки безопасности» на такой случай.
Нет определённой формулы открытия турагентства, которое 100% будет прибыльным. Любое дело предполагает налаживание бизнес-процессов, и поэтому определённой гарантией успеха зачастую становится грамотный менеджмент и, конечно, амбициозность самого турагентства.
Перед открытием турагентства важно проанализировать наличие целевой аудитории. Если вы собираетесь открываться в крупном городе — Санкт-Петербурге, Москве или другом миллионнике — анализировать его целиком не имеет смысла. Выберите наиболее привлекательный район и оцените, насколько востребована ваша фирма будет именно в нём.
Ещё один важный элемент подготовки — анализ конкурентной среды. Выясните, какие агентства есть поблизости, что они предлагают, каковы ваши конкурентные преимущества и отличия от них. Вы даже можете прийти в турфирму-конкурента как тайный покупатель, если вам это действительно нужно.
Объем инвестиций
Вложения в открытие турфирмы, как правило, сравнительно невелики: этот бизнес не требует дорогостоящего оборудования или закупки товаров. И тем не менее, объём инвестиций может быть очень разным. Основные статьи расходов при открытии турагентства — аренда офиса, покупка техники, затраты на продвижение и оплата взноса, если вы открываете агентство по франшизе.
Чем больше город, тем выше сумма вложений в аренду. Арендная ставка в 2016 году в среднем составляет порядка 1,5–2 тыс. рублей за 1 кв. м, но в Москве и Санкт-Петербурге она может быть несколько выше — в среднем от 2,5 до 4 тыс. рублей. Таким образом, минимальный объём затрат на аренду составит около 30–60 тыс. рублей.
Личный опыт
Для качественного обслуживания клиентов и минимизации очередей в офисе оптимально работать двум менеджерам одновременно. Чтобы разместить два рабочих места и комфортную зону ожидания, требуется помещение площадью от 15 кв.м.
Не забудьте, что помещению, скорее всего, понадобится ремонт. Даже если оно в хорошем состоянии, его потребуется привести к определённым стандартам. К примеру, наши офисы обязательно должны быть забрендированы в соответствии с гайдлайном. Соблюдение данных требований позволяет создать комфортную атмосферу для клиентов и менеджеров и повышает лояльность туристов к бренду в целом.
Что касается расходов на мебель и технику, здесь возможен большой разброс по сумме инвестиций. Вы можете купить недорогую мебель и б/у-технику или выбрать более дорогие варианты.
Не забудьте о расходах, связанных с регистрацией агентства. Вам нужно будет оформить ИП или ООО и заплатить госпошлину, открыть банковский счёт (за что банк возьмёт комиссию), набрать штат, оформить сотрудников в трудовой инспекции и пенсионном фонде. Если будут использоваться не бланки строгой отчётности (БСО), а касса, то ее требуется зарегистрировать. Что касается расчётно-кассового обслуживания, то Слетать.ру, например, сотрудничает с крупнейшими российскими банками и предлагает выгодные условия для франчайзи.
Усреднённые затраты на открытие турагентства «Слетать.ру» (с мебелью, техникой и ремонтом) составят порядка 150–200 тыс. рублей.
Бюджет на продвижение турфирмы опять же может быть разным: существуют как дорогостоящие способы, так и каналы, которые не требуют никаких инвестиций. В среднем, нужно заложить на эту статью расходов порядка 100 тыс. рублей в первые 4–6 месяцев работы.
Среди постоянных расходов турагентства — фонд оплаты труда менеджеров. Их зарплата складывается из оклада и процентов от продаж. В Санкт-Петербурге или другом крупном городе менеджер может получать 15–20 тыс. рублей оклада + 10–20% от прибыли агентства. Если мы говорим про небольшой город, то соотношение составит 10–15 тыс. рублей оклада + 10–20% от прибыли.
При этом, рассчитывая объём инвестиций, нужно твердо понимать, что в первые полгода агентство может работать без прибыли. А это значит, что нужна некая финансовая «подушка». Поэтому не стоит вкладывать в дело свои последние средства. Также предпринимателю нужно понимать, за счёт чего он сам будет жить. Деньги не должны быть связаны с его текущими затратами, необходим чёткий бюджет, выделенный на развитие бизнеса.
Пошаговая инструкция
На начальном этапе развития турагентства очень важный момент — продвижение. Чтобы оно сработало наилучшим образом, нужно понять, какие каналы привлечения туристов наиболее эффективны в конкретном случае.
Посмотрите, какие потенциальные партнёры есть рядом с вашим турагентством. Туристическая аудитория смежна с аудиторией сферы досуга — ресторанов, кафе, баров, салонов красоты и т.д. Вы можете наладить контакт с представителями таких бизнесов и проводить совместные акции, тратя минимум средств. Например, можно совместно предоставлять скидки клиентам, печатать двойные визитки, подготовить и разместить на столах тейбл-тенты с информацией о партнере и т.д.
Имейте в виду, что туристы приходят в офис, рядом с которым живут или работают. А потому важно донести информацию о своём открытии и существовании до жителей близлежащих домов. Если вы открылись в спальном районе, можно сделать почтовую рассылку. Причём это должна быть не попытка продать тур, а красиво оформленное приглашение посетить ваш офис.
Постарайтесь задействовать местные СМИ: расскажите в них о своём открытии, регулярно давайте объявления. Помните, что продвижение должно быть постоянным, оно не должно прекращаться никогда. Иначе не будет притока новых туристов.
Первые клиенты — ваши знакомые, поэтому нужно всех их обзвонить.
Все эти методы продвижения не требуют больших инвестиций, поэтому обязательно используйте их. Если же у вас предусмотрен бюджет на продвижение, используйте контекстную рекламу. Она работает очень эффективно, главное — найти компанию, которая сможет грамотно её провести. Также нужно разобраться в таких инструментах, как создание посадочной страницы и SEO. Учтите, что рекламная кампания должна быть рассчитана на два-три месяца или с некой периодичностью, например, один месяц раз в полгода. При наличии средств вы можете подключить рекламу на радио и ТВ. Но нужно изучать аудиторию и эффективность такой рекламы.
Вам вовсе необязательно задействовать все возможные каналы продвижения, достаточно только самых эффективных. Чтобы их выявить, считайте конверсию — сколько туристов приходит с рекламных кампаний, сколько из них в итоге доходит до продаж и сколько денег вы вложили в том или ином случае.
Личный опыт
Люди проводят очень много времени в социальных сетях и не хотят покидать комфортное пространство. ВКонтакте, Facebook и другие аналогичные площадки — современный, популярный и бюджетный канал привлечения туристов. Слетать.ру разработала специальный модуль поиска туров в соцсетях. Таким образом, турист может искать туры там, где ему удобно, и оттуда же отправлять заявки на выбранные путевки.
Если вы открыли агентство в небольшом городе, имеет смысл выходить на аудиторию в градообразующих предприятиях, договариваться с их руководством и отделом досуга, предлагать участие сотрудников в интересных мероприятиях и т.д. Помните, что туризм не ограничивается только зарубежными направлениями, можно продавать и внутренние. Они хорошо подходят, чтобы «приучать» аудиторию к себе в частности и к поездкам через турагентства в целом, постепенно переводя клиентов на зарубежные пакетные туры.
Определившись с форматом работы, местом для открытия и каналами продвижения, нужно приступить к поиску менеджеров. Чтобы определить сколько человек потребуется вам в штат, нужно понять, насколько велика ваша клиентская база и сколько людей будут приходить в офис. Чаще всего в турфирме работают 1-2 менеджера. Один из них привлекает клиентов, звонит, приглашает в офис, обрабатывает заявки, другой — продаёт туры в офисе, работает с пришедшими туристами, ведёт дальнейшую работу по продаже. Нужно понимать, что туристы, приходя в офис, не всегда сразу же покупают тур. Чаще они просто узнают информацию, и, чтобы довести сделку до конца, с ними необходимо поддерживать общение.
Бизнесменам не стоит самостоятельно браться за продажу туров. Предприниматель должен думать стратегически, продвигать турагентство, следить за развитием, смотреть, чего не хватает бизнесу и т.д. Если уйти с головой в продажи туров, то бизнесом управлять будет невозможно.
В современной турфирме важна автоматизация процессов, связанных с поиском и бронированием туров и обработкой входящих заявок. Менеджерам турагентства приходится искать подходящие туры сотни раз за день. Для этого можно использовать «поисковики», которые есть на сайте каждого уважающего себя туроператора. В этом случае менеджеру придётся фактически работать вручную, открывать множество сайтов и вкладок, чтобы найти подходящий тур у разных поставщиков, а за это время цена может измениться. Кроме того, на работу с одним туристом будет уходить слишком много времени.
Сегодня существуют специальные поисковые системы, которые «собирают» в себе предложения от всех туроператоров. Они позволяют аккумулировать всю информацию в одном информационном пространстве и экономят время менеджеров. При выборе такого сервиса нужно быть внимательными: в нем могут «хромать» актуальность и достоверность. Система должна в онлайн-режиме загружать и обновлять информацию о составе пакета и его цене, мгновенно актуализировать данные о местах в отеле и на рейсе.
Личный опыт
Слетать.ру разработала систему поиска туров, которая содержит предложения от всех крупнейших туроператоров и обновляет данные о путевках в режиме реального времени. Агентство может установить сервис на свой сайт и промотировать в социальных сетях. В таком случае львиную долю работы по поиску тура делает сам турист. В результате время на работу менеджера с одним клиентом сокращается с 2 часов до 40 минут.
Другой важный момент — бронирование тура. Гораздо удобнее, когда агентство не самостоятельно общается с туроператорами, а использует услуги центра бронирования. В Слетать.ру создан собственный ЦБ, который упрощает работу турагента, увеличивает скорость обслуживания клиентов, позволяет хранить данные по всем заявкам в одном месте, повышает защищенность баз туристов и обеспечивает более высокий процент с продаж и дополнительные бонусы при выполнении плана.