С чего начать знакомство с театром
С чего начать знакомство с традиционным театром
Как выбрать спектакль для первого похода в театр взрослому или ребёнку, какой театр считается традиционным и чем его виды различаются между собой
Театр принято делить на классический и современный, но это довольно спорная классификация. Даже если какую-то пьесу ставят на разных сценах годами или десятилетиями, каждая постановка будет считаться отдельным произведением искусства. При этом сама по себе пьеса или исходный роман может считаться литературной классикой, как, например, произведения Шекспира или Чехова. Но многочисленные постановки остаются лишь вариантами интерпретации.
Поэтому правильнее разделять театр на традиционный и современный. Для первого характерны привычные театральные атрибуты: наличие сюжета, актёров, сцены, декораций и костюмов. На примере московских постановок мы создали универсальную инструкцию для каждого, кто только решился на знакомство с театром. К слову, билеты на спектакли можно приобрести на МТС Live, пройдя по ссылке в названии представления.
Драматический театр
В отношении театра термин «драматический» обозначает, что историю зрителю рассказывают через актёрскую игру: словами, жестами, мимикой, интонацией. В драматическом театре иногда используют музыку, хореографию или визуальные эффекты, но главными остаются режиссёрское видение и актёрская интерпретация. Жанр спектакля может быть любым: трагедия, комедия, буффонада, пантомима или их смесь. Спектакли обычно ставят по литературным произведениям, чаще всего по пьесам, но не обязательно — режиссёр может взять за основу роман, повесть, сказку или даже поэму.
Выбирая постановку для первого похода в драматический театр, стоит для начала определиться, для чего вы туда отправляетесь и что ожидаете получить от похода.
Посмеяться
Можно просто выбрать специализирующиеся на комедии Театр имени Вл. Маяковского или Театр Сатиры. Или заглянуть в Театриум на Серпуховке и Театр имени Моссовета. Смело можно идти на любой спектакль «Квартета И», представления с участием Константина Райкина или Григория Сиятвинды. Либо на постановки по пьесам комиков и сатириков — например, Бернарда Шоу, Надежды Тэффи или А. П. Чехова.
Вспомнить или переосмыслить классику литературы
Надёжнее выбрать спектакль по книге, которую вы уже читали, и заранее посмотреть отзывы. Для первого знакомства с классикой в театре хорошо подходят Театр имени А. С. Пушкина, МХАТ имени Горького и Малый театр.
Познакомиться с московскими театрами
Если вы никогда не были в Большом театре, то с него же можно и начать. А можно с любого театров с историей: «Современник», МХТ имени Чехова, Мастерская Петра Фоменко — почти безошибочные варианты.
Увидеть интерпретацию современных книг
Если вам нравятся произведения Пелевина или повесть «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева, знакомство с театром можно начать со спектакля по любимой книге. Правда, режиссёры редко ставят литературные произведения дословно — диалоги героев, их внешность и характер могут измениться.
Увидеть любимых актёров вживую
Если видите на театральной афише любимого актёра, смело покупайте билеты. Особенно если этот артист задействован в какой-то нетипичной роли, как Ингеборга Дапкунайте в премьерном спектакле «Идиот» Театра Наций. Примечательно, что актриса играет князя Мышкина. Этой осенью стоит также обратить внимание на спектакль «Двое» — в нём милейшая Роза Хайруллина внезапно перевоплотится в Чарли Чаплина, а компанию на сцене ей составят Максим Виторган, Евгений Стычкин и Максим Суханов.
Музыкальный театр
Если в драматическом театре основой для постановок обычно служит литературное произведение, то в музыкальном всё строится на музыке в разных её проявлениях. Литературная основа тоже есть почти всегда, но сюжет передается не столько актёрской игрой, сколько хореографией или пением. К традиционному музыкальному театру относятся опера, балет, оперетта и мюзикл.
Опера
Этот жанр больше подойдёт тем, кто может с удовольствием и подолгу слушать классическую музыку. Почти все диалоги персонажей в опере включают в себя вокальные пьесы для одного голоса — арии. Их текст иногда сложно разобрать из-за специфики оперной манеры пения, к тому же часто это происходит на языке оригинала. Благо во всех крупных театрах во время оперы параллельно с арией идут субтитры на русском. Учитывайте это при выборе билета, чтобы видеть не только сцену, но и один из экранов с переводом. Обратите внимание, есть ли в зале колонны или другие детали интерьера, загораживающие обзор.
Начинать знакомство с оперой лучше с классики: «Травиаты», «Тоски», «Кармен», «Евгений Онегин».
Балет
Это танцевальный спектакль, построенный на классической хореографии. Чаще всего персонажи в нём вообще не разговаривают — все эмоции и перипетии сюжета выражаются через движение.
В России одна из сильнейших балетных школ в мире, поэтому хотя бы раз в жизни это стоит увидеть. Основная сцена в Москве — это Большой театр. Хороший выбор балетной классики и в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Начать можно с любого балета Чайковского, «Ромео и Джульетты» Прокофьева, «Жизели», «Дона Кихота», «Баядерки», «Гаянэ».
Существуют и детские постановки, например, «Три поросёнка» в театре имени Натальи Сац. В них костюмы ярче, сюжет понятнее, а отношения между персонажами менее трагические.
Если же хочется современной хореографии, стоит обратить внимание на шоу балета «TODES» или танцевальный спектакль Ляйсан Утяшевой. Много интересного и на фестивалях современной хореографии.
Мюзикл и оперетта
Эти два жанра очень похожи между собой — для обоих характерны лёгкий комедийный сюжет и обилие вокальных номеров. Оперетта обычно ближе к академической музыке и классическим сюжетам, но гораздо легче для восприятия, чем опера.
В мюзикле же стиль музыки может быть любым: от джаза до панк-рока. В постановках часто используют хореографические номера, спецэффекты и акробатику. В жанре есть своя классика: например, «Иисус Христос — суперзвезда». Нередко ставят классику литературы — «Анну Каренину», «Преступление и наказание» и «Пляшущих человечков». Из громких хитов прямо сейчас на сцене МДМ идёт мюзикл «Шахматы» — история соперничества русского и американского гроссмейстеров от трёх выдающихся авторов: Тима Райса (создателя мюзиклов «Иисус Христос — суперзвезда», «Эвита» и «Король Лев») и Бенни Андерcсона с Бьорном Ульвеусом (авторов песен и участников группы ABBA, композиторов мюзикла «Mamma Mia!»).
Кукольный театр
Этот вид театра относится к древнейшим в мире и за столетия своей истории оброс множеством вариантов исполнителей: персонажей могут изображать марионетки или куклы-великаны, тростевые или перчаточные куклы. Сейчас активно используются в некоторых спектаклях также механические куклы-автоматы, изображающие людей, животных, птиц.
Чаще именно детей водят на кукольные спектакли, ведь они могут стать отличным вариантом для первого знакомства с театром. Главное, на что стоит обратить внимание — это рекомендованный возраст зрителей: не все кукольные спектакли ориентированы на малышей. Трёхлетний ребенок вряд ли поймёт сказки Пушкина, а десятилетнего, скорее всего, уже не заинтересует «Курочка Ряба».
Но в театрах кукол дают спектакли и для взрослых. Например, пронзительный «Мальчик у Христа на ёлке» в Московском театре кукол, в котором 21 сентября начнётся «Достоевский фест». Можете себе представить «Преступление и наказание» в исполнении марионеток? Тогда стоит сходить хотя бы из любопытства.
Обычно кукольные спектакли дают в театрах с многолетней историей, оказаться в них на откровенно плохой постановке практически невозможно. Московский театр кукол, Театр кукол имени Образцова, Московский детский театр марионеток и Сказочный театр предлагают очень обширный репертуар для разных возрастных групп.
Как пройти в искусство: какие шаги предпринять, чтобы начать знакомство с театром
Преподаватель Московской школы нового кино, обладатель степени Master of Arts совместной программы Университета Гете во Франкфурте и Университета София Антиполис в Ницце понимает про театр и снаружи и изнутри. В этом году проект самой Анны был номинирован на «Золотую Маску». Виртуальный «Спектакль в коробочке» лаборатории Вокруг Да Около, был номинирован в категории «Эксперимент». Премьера спектакля прошла в ноябре 2019 года в венецианском пространстве фонда V–A–C «Дзаттере», но в конкурсной программе участвовала онлайн-версия проекта, созданная вместе с Летним фестивалем искусств «Точка доступа».
Анна, почему вас интересует современный театр, как вы пришли к нему?
Я 20 лет хожу в театр и уже забыла, зачем я все это начала. В театре всегда остается много неизвестных. То непонятное, что рождается в процессе живого исполнения, что каждый раз обещает быть разным, это меня интересует. Зазор между видимым и невидимым, тем, что заготовлено, и тем, что рождается спонтанно. Шестичасовой перформанс знаменитого исландского художника Рагнара Кьяртанссона «Печаль победит счастье» был показан на сцене Театра им. Вл. Маяковского в октябре 2019 года. В этой работе, повторяя фразу «Печаль победит счастье», художник покачивается под восьмитактовую грустную мелодию, которая постепенно нарастает до кульминации — а потом начинается заново В чем принципиальное отличие современного театра от классического? Может ли классическая постановка хрестоматийного произведения быть современной?
Мне всегда очень интересно, что имеют в виду, когда говорят о классическом и современном театре. Как это противостояние понимается? Произошла какая-то подмена в языке, и мы начали называть театр, по примеру танца – современным. Но в танце это термин, а в театре – нет. На самом деле, чаще всего зрители понимают очень конкретные вещи, когда говорят о современном театре – обычно это меню из нескольких блюд. Например, актеры раздеваются или, наоборот, одеты в современные костюмы, или режиссер дописывает оригинальный текст. Это меню не меняется из года в год, так же, как и вопрос, почему Гамлет ходит в джинсах. Театр не может быть несовременным, потому что спектакль происходит здесь и сейчас. Те, кто говорят о «классическом» театре, ещё и имеют в виду историческую правдоподобность, хотят видеть исторические костюмы, реквизит. И если это не реконструкция, это немного странный запрос. Меня часто спрашивают, на что сходить, и если эти люди мне не очень знакомы, я начинаю издалека – прохожусь по вопросам из меню.
«Гамлет | Коллаж» – спектакль Робера Лепажа, в котором все роли исполняет Евгений Миронов. Его герои как бы замкнуты в пространстве запрограммированного куба-конструктора, на котором проецируется то зала дворца, то библиотека, то беседка сада, то кабинет, то корабельная каюта
Чем спектакль отличается от перформанса?
Интересно, что сегодня жанры смешиваются, и уже непонятно, откуда что и как происходит. Но главным отличием можно было бы назвать текст или драматическую основу. А перформанс подчиняется только сценарию – там больше выбора, больше свободы и зрителю как будто позволено действовать. Сама архитектура театра, устройство зала и сцены устроены так, чтобы не позволить зрителю вмешаться в действие. Вы не можете подняться во время действия и начать доказывать Отелло, что Дездемона ему не изменяла. Все главные режиссерские теории XX века перепридумывают роль зрителя в спектакле, придумывают стратегии нового зрительского участия. Какие стратегии? Вот Константин Станиславский, например, ставит ужасно неудобные деревянные стулья в зал, чтобы, как минимум, заснуть было бы неудобно. В театре зритель практически всегда пассивен, в перформансе – наоборот.
«ГЭС-2 Опера», показанная в Московском энергетическом институте соединила в себе всевозможные жанры искусства. Прежде чем взяться за проект, режиссер Всеволод Лисовский изучил исторические материалы и много общался с бывшими сотрудниками электростанции. В основе либретто, которое написал поэт Андрей Родионов, — воспоминания человека, который некогда работал на ГЭС-2. Спектакль был номинирован на «Золотую маску» в прошлом году в категории «Эксперимент»
Как считаете, как выглядит театр будущего, после пандемии?
Спектакль «Сережа» Дмитрия Крымова в этом году получила две Премии «Золотая Маска» – «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Мария Смольникова)
С какими бы работами советовали бы познакомиться для того, чтобы понять, что сейчас происходит в сфере театрального искусства? На каких авторов и артистов обратить внимание?
С чего начать знакомство с современным театром
Как выбрать спектакль для первого похода в театр взрослому или ребёнку, какой театр считается современным и чем его виды различаются между собой
Театр можно разделить на традиционный и современный, но чётко разграничить их невозможно: нет объективных показателей. Например, постановка по пьесе Шекспира, сюжет которой перенесён в наше время, кажется более новаторской, чем версия той же пьесы с классическими декорациями и костюмами. Но этот же спектакль видится более традиционным по сравнению с иммерсивным шоу, в котором может не быть сцены, актёров и внятного сюжета.
К современному театру можно отнести все приёмы, для которых только относительно недавно появилась техническая возможность организации: ледовые шоу, аудиоспектакли, подводный театр и другие. И, конечно, современный театр формирует тренды последних десятилетий: пластический, документальный и иммерсивный театр.
А как избежать неловких ситуаций в театре и подготовиться к первому походу на спектакль, выбрать правильные места и найти ответы на другие театральные вопросы вы можете в нашем кратком гиде.
Пластический или физический театр
В таком театре главное средство выражения — это тело актёра. Иногда движения исполнителей складываются в танец. Порой, кроме движения, ещё есть диалоги или монологи, но не обязательно. Все элементы, кроме пластики актёров, могут дополнять общую картину, помогать восприятию или задавать контекст, но движение всё равно остаётся главным.
Многие представляют пластический театр как малопонятные абстрактные зарисовки, но это совсем не так. Акцент на движении и хореографии — это лишь выбор формы, содержание при этом может быть любым.
Пластические спектакли нередко ставят по классическим произведениям. Например, «Демон» по мотивам поэмы Лермонтова и гоголевский «Ревизор» в Театре имени Ермоловой, «Калигула» по мотивам пьесы Камю или «Воскресение» по пьесе Л. Н. Толстого. Но встречаются и постановки, оставляющие гораздо больший простор для фантазии, как, например, «Вариации статики» во МХАТе имени Горького.
Для первого похода на пластический спектакль лучше всего выбрать знакомый сюжет или конкретный спектакль, о котором вы слышали и хотели бы составить собственное мнение.
Документальный театр
Документальная пьеса — один из самых молодых театральных трендов. Суть таких постановок — в размышлении на тему реально произошедших событий. Актёры отыгрывают их на сцене или используют только в качестве контекста, завязки истории. Например, нередко используется техника вербатим — речь важного для сюжета человека заранее записывают и используют в качестве реплики или целого монолога в спектакле. Драматург может задействовать и другие документальные материалы: видеозаписи, колонки газет, фотографии, интервью. Главная задача документальной пьесы — это приглашение подумать о каком-то явлении или проблеме.
Оплот документального театра в Москве — это Театр.doc. Спектакль здесь может быть построен на разговоре с реальным человеком или на пьесе современного драматурга. В любом случае страшный, комичный или пронзительный реализм проявит себя. Если вам любопытен такой формат, можно начать с пьесы «Язычники», спектакля «Человек из Подольска» или комедии «Летние осы кусают нас даже в ноябре».
Существуют также документальные пьесы, на которые можно ходить с детьми, к примеру, на «Пушкина и деньги» в Театр.doc.
Иммерсивный театр
К иммерсивным можно отнести все спектакли, подразумевающие вовлечение зрителя. В этом направлении не стоит ждать никаких традиционных театральных атрибутов — существуют спектакли и вовсе без актёров, сцены или зрительного зала. Декорациями могут служить заброшенный цех, огромный парк или целый город.
Зрителя по нужному маршруту ведут голос гида в наушниках или указатели на стенах, а смена локаций выстраивается в какой-то сюжет самостоятельно. Постановщик может как переводить наблюдателя от одной сцены к другой, так и предоставить ему полную свободу передвижения. Нередко зрители участвуют в сюжете спектакля: их просят надеть костюм или маску, актёры вступают с ними в разговоры или дают задания.
Знакомство с этим направлением лучше начинать с постановок, в которых есть хоть какие-то традиционные элементы: стены театра, актёры, музыка, хореография. Например, Иммерсивный танго-театр, спектакль «Женщина и невропатолог» в Центре имени Мейерхольда или опера-променад «Пиковая дама» в TROYKA Multispace.
Для вошедших во вкус — в Москве сейчас богатейший выбор самых разных иммерсивных форматов: аудиоспектакли на улицах города или в лесу, постановка-подкаст и саунд-спектакль о жизни птиц, танцевальные действа и диалоги зрителей между собой. Есть даже детские иммерсивные постановки, например, «Министерство магии» в настоящей дворянской усадьбе.
Ледовые шоу
Такие шоу можно отнести к музыкальному театру, только не на сцене, а на катке. Ставят их профессиональные фигуристы, большинство ролей тоже исполняют спортсмены. Это один из самых зрелищных видов музыкального спектакля — много пространства, световые эффекты, акробатика. Такие постановки отлично подходят для походов с детьми.
В Москве, например, можно сходить на «Щелкунчика» Евгения Плющенко, «Лебединое озеро» Татьяны Навки или на Новогоднее шоу Ильи Авербуха.
Как начать разбираться в современном театре Самые актуальные московские театры, режиссёры и универсальные постановки для любого уровня подготовки
The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. Этот выпуск — для тех, кто ничего не понимает в современном театре, но хочет исправиться. Эксперт рассказал нам, за творчеством каких театральных режиссёров сегодня обязательно стоит следить и в какие московские театры можно ходить почти на любую постановку.
Алексей Крижевский
журналист, главный редактор портала ТеатрALL
Вокруг театра почему-то существует некое поле сакрализации. Книгу мы просто берём с полки или скачиваем в интернете и читаем. Но театр считается очень возвышенной областью, к которой нужно по-особенному готовиться, хотя это и не совсем так. Просто нужно уточнить для самого себя, что хочется увидеть — к счастью, предложения разнообразные и, несмотря на все усилия государственных ведомств, театр в России процветает.
По отношению к классическим сюжетам временная дистанция постоянно увеличивается, поэтому для современного режиссёра классика — это всегда поле для интерпретаций. Когда режиссёр ставит «Гамлета», он подразумевает, что все читали пьесу в школе. Поэтому он расставляет акценты, может перенести его в современность или, наоборот, решить какую-то проблему в подчёркнуто классических костюмах и декорациях. Любой режиссёр ищет резонанса: с эпохой, в которой он живёт, с обществом, в котором он создаёт эту постановку, и с тем обществом, куда он приезжает на гастроли.
Если хочется смотреть классику, её нужно сначала прочесть, а потом пойти посмотреть, как её понимают режиссёры. И именно в этом случае начнётся правильная зрительская работа — зритель тоже участник представления. Поэтому для того, кто прочитал, например, «Гамлета», я могу порекомендовать спектакль «Гамлет | Коллаж» в «Театре наций». Его поставил великий кино- и театральный режиссёр Робер Лепаж, а все роли исполняет Евгений Миронов, который находится внутри очень причудливого пространства.
Бывают постановки с интересными заявками. Например, то, что Камбербэтч играет в «Гамлете», — это априори интересно, что бы там ни вышло. Если человек самостоятелен в своих поисках или выделяет для себя каких-то звёзд, если хочется ловить всё новое, конечно, стоит идти. Составлять собственное мнение. У английского и американского театра одна традиция, а ещё есть европейский театр, где у каждой страны свои особенности.
Для того чтобы быть в курсе лучших постановок, можно смотреть и список номинантов «Золотой маски». Выдвижение на премию и лауреатство там — это безусловная рекомендация. Сама премия является в некотором роде министерством театра: самая активная, прозрачная и при этом самая мощная театральная институция. У них множество экспертов, которые ездят по стране и отбирают лучшие театры. Это отработанный механизм, который помогает ловить, отбирать, отмечать какие-то выдающиеся явления. Это главный эксперт, которому, безусловно, можно верить, по крайней мере в этом году точно.
Если хочется знать what’s hot, what’s new на московской театральной сцене, стоит следить за несколькими площадками в Москве, у которых есть то, что по-английски называется словом vibe: они всё время возмущают информационную среду, постоянно создают вокруг себя какие-то колебания.
Самые актуальные московские театры и спектакли, которые стоит посмотреть в них в первую очередь
«Театр наций»
Что смотреть в первую очередь: «#СонетыШекспира», «Жанна», «Идиот»
Изначально был придуман как гастрольная обменная площадка, как театр, который много работает с внутренним российским содержанием, даже региональным, и делает международные проекты. Театр, за которым нужно следить. Из ближайших важных премьер — «Идиот» с Ингеборгой Дапкунайте, где она будет играть князя Мышкина.
«Гоголь-центр»
Что смотреть в первую очередь: «Кому на Руси жить хорошо», «Мёртвые души», «(М)ученик»
По моему мнению, здесь не было вообще ни одного плохого спектакля за последние года полтора. Есть цикл «Русские сказки», «Кому на Руси жить хорошо», есть «Обыкновенная история», «Хармс. Мыр». Они прекрасно работают с классикой XIX и XX века, есть у них и хорошие современные спектакли.
МХТ имени Чехова
САЙТ: Mxat.ru
Что смотреть в первую очередь: «№ 13D»,
«Мушкетёры. Сага. Часть первая», «Идеальный муж»
В МХТ работают одновременно три сцены, которые загружены почти каждый день. Там есть и театральный артхаус, и современная драма, всё время идёт лабораторная работа. Это постоянно действующий, активный и многообразный механизм. И там есть, конечно, спектакли по классическим сюжетам. Всё время, что театр возглавляет Табаков, труппа находится в хорошем состоянии — им интересно работать, они активны.
«Театр.doc»
Что смотреть в первую очередь: «Язычники»,
«Краткая история русского инакомыслия»
Ещё одно место, известное всем, к сожалению, по разным поводам. Очень долго «Театр.doc» был в авангарде театра как такового. Зародился он как документальный театр, в котором было главенство одного метода — глубинные интервью с реальными людьми из реальной жизни и постановки по реальным диалогам о реальных вещах. Но постепенно он перестал этот формат чтить как канон, а стал с ним играть. Так появился театр, в котором очень много экспериментируют с реальностью. Здесь давали жизнь многим текстам. Например, пьеса Анны Яблонской «Язычники», которую поставила Лера Суркова, имела такой отклик, что сейчас идёт во многих больших и серьёзных театрах.
Центр имени Мейерхольда
Что смотреть в первую очередь: «Сван»,
«Алиса и государство»
И ещё одна важнейшая точка вайба. Практически в одиночку занимается развитием таких жанров, как стендап и сторителлинг, которые сейчас имеют большой отклик и помогают театру наводить мосты с телевидением. То, что делают в ЦИМе, конечно, больше артхаус, но они помогают развитию этого жанра в нашем культурном поле. Так как это ещё и проектная площадка, ЦИМ принимает в свой репертуар самые разные вещи, так что за разнообразием стоит идти сюда.
«Мастерская Брусникина»
Что смотреть в первую очередь: «Наташина мечта», «Выключатель»
Тот случай, когда театр делает не режиссёр, а педагог. Дмитрий Брусникин сейчас набрал новый курс, а его выпускники этого года стали почти отдельным театром и получили прописку в театре-студии «Человек». Сам театр продолжает играть свои спектакли, но основное содержание туда поставляет труппа Брусникина. Это такая удивительная труппа, которая, с одной стороны, очень пластична и может работать с разными режиссёрами, а с другой — всегда сохраняет собственное лицо. У них есть привитые им навыки, характерные черты и почерк, которые они сохраняют в любой постановке. Также у них появился некий профиль — стихотворная драматургия. С режиссёром Юрием Муравицким они сделали спектакль «Переворот», в «Театр.doc» есть их постановка «Выключатель» по пьесам Максима Курочкина, а сейчас они доводят до ума стихотворную пьесу «Сван» в Центре имени Мейерхольда.
Актуальные спектакли можно выбирать и по режиссёрам, ведь они могут ставить в разных театрах. Персоналий, за которыми стоит следить, на самом деле очень много, но есть какие-то имена, которые в этом году стали ньюсмейкерами. Прежде всего это Константин Богомолов, у которого прямо сейчас в МХТ выходит новый спектакль «Мушкетёры. Часть первая», а также Кирилл Серебренников, Юрий Квятковский, который многим памятен по «Копам в огне», Максим Диденко и Тимофей Кулябин, известный как автор скандального «Тангейзера», который будет ставить в Большом театре «Дона Паскуале».
Что читать в интернете
Журнал «Театр»
Журнал «Театр» читать стоит, чтобы сформировать себе вызов, даже если не всё там будет понятно. Он не делает никаких скидок на степень посвящённости, при этом там умеют писать понятно, жёстко, современно и умно. Отдельно можно отметить колонку театроведа и главного редактора журнала Марины Давыдовой.
Портал «ТеатрAll»
Относительно молодое интернет-издание о театре с ежедневной подборкой новостей, гидами по актуальным московским спектаклям и другой интересной информацией.
Театральная критика
Хронику театральных событий и рецензии на свежие постановки стоит читать в разделе «Театр» на сайте Colta, а также в блогах театральных критиков Дины Годер и Павла Руднева, которые на постановки ходят практически каждый день. Все эти авторы пишут о театре доступно, во многом потому, что не только воспринимают его как зрители, но и понимают внутреннюю кухню.
Где смотреть спектакли, если не в театре
Проект TheatreHD
Арт-объединение CoolConnections организовало в кинотеатрах России трансляции спектаклей из знаменитых театров мира. При составлении расписания проводится большая кураторская работа, выбирается самое важное, о чём необходимо составить своё мнение.
Театральная медиатека «Гоголь-центра»
Благодаря стараниям «Гоголь-центра», некоторые лучшие мировые спектакли можно посмотреть не выезжая за пределы Москвы. В коллекции медиатеки есть записи постановок Тадеуша Кантора, Питера Брука, Ромео Кастелуччи, Кшиштофа Варликовского, Джорджо Стрелера. Сама видеоколлекция доступна всем желающим по паспорту. Фонд регулярно обновляется, а на его базе проводятся лекции — ближайшая, например, посвящена немецкой танцовщице Пине Бауш.
Иллюстрация: Настя Григорьева