С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

Урок истории в 5-м классе по теме «Начало истории Древней Греции»

Тип урока:

Вводный урок сообщения новых знаний с элементами самостоятельной работы и использованием мультимедийных технологий.

Ход урока

№ планаДеятельность учителяДеятельность учеников
1Учитель объявляет тему урока.Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
2Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Цивилизация созданная древними греками сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни появились именно благодаря им – грекам. Наши имена, науки, названия предметов все это дар, принесенный нам греками.

Давайте попробуем выяснить, что вы знаете о Греции? Какие памятники или произведения вы можете назвать?

3Учитель работает с настенной картой.

Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо – запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну – Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией.

Задание: Используя карту, определите местоположение Древней Греции.

Задание: Используя карту, выполните задание 1-5 на контурной карте.

Учащиеся следят за рассказом учителя по атласам.

Учащиеся делают вывод: Древняя Греция занимала юг Балканского полуострова, соседние острова, а также побережье Малой Азии.

Учащиеся работают с контурной картой.

Приложение №1.

4Прежде чем мы рассмотрим природу Древней Греции, давайте вспомним особенности природы стран Древнего Востока.

А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции и сравним их с природой стран Востока.

Учащиеся вспоминают природные условия Египта, Двуречья, Индии и Китая.

Учащиеся заполняют сравнительную таблицу: “Природные условия”.

Приложение №2.

5Задание: используя раздаточный материал и опираясь на знания, полученные ранее, попробуйте определить основные занятия древних греков. Какие природные условия наиболее сильно повлияли на занятия греков?

Рассказ учителя о роли оливковых деревьев и винограда в жизни древних греков.

Учащиеся работают с раздаточным материалом (Приложение №3) и делают вывод: Древние греки занимались ремеслом, мореплаванием, торговлей, выращиванием оливок и винограда.
6Вспомните, по каким историческим источникам ученые историки получают знания о прошлом?

Что такое мифы и к какому виду исторических источников они относятся?

Задание: Прочитайте миф о Минотавре и подумайте, какие факты являются достоверными, а какие вымысел?

Учитель рассказывает об истории о.Крит используя Мультимедийное учебное пособие “История 5 класс”. Урок 14: “Древняя Греция и ее обитатели”, пункт: “Остров Крит и его влияние на греческую культуру.”

На острове Крит существовала так называемая минойская цивилизация. Название этой цивилизации происходит от имени легендарного царя Миноса, который, согласно преданию, был первым и самым могучим правителем Крита. Правители Крита жили в огромных благоустроенных дворцах, самый знаменитый из которых раскопан археологами в городе Кноссе. Создатели минойской цивилизации нам не известны, а их родство с каким-либо другим народом древности пока установить не удалось. До сих пор не изучен язык и не расшифрована письменность минойских жителей Крита. Однако известно, что длительное время ахейцы в Греции находились под сильным влиянием минойской культуры.

Греки привозили с Крита разнообразную посуду и утварь из золота, серебра, бронзы, стекла и слоновой кости. При дворе ахейских правителей работали критские художники и ремесленники. Созданная ахейцами письменность внешне похожа на письменность минойского Крита.

Задание: как вы думаете, почему на о. Крит не нашли не одной крепости, а на Балканском полуострове каждый город был окружен крепостной стеной.

Учащиеся читают миф (учебник стр.113) и делают вывод: Фактами может быть то, что на о. Крит существовало государство, которым правил царь Минос, у него бал дворец в котором был лабиринт, греки платили дань царю Миносу.

Учащиеся делают вывод: остров Крит был единым государством и нападение могло произойти только с моря. В Греции государств было много и они враждовали между собой.

7Закрепление проводится в виде теста, как проверка усвоения знаний.Учащиеся выполняют тест.

Домашнее задание: § 24, подготовить сообщение об одном из мифов Древней Греции.

Творческое задание: составить меню жителя Греции.

Источник

«Зарождение греческой цивилизации» презентация

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Зарождение греческой цивилизации

Описание слайда:

План урока
Местоположение, природные условия Греции;
Миф о Тесее и Минотавре;
Кносский дворец;
Минойская цивилизация;

Описание слайда:

Местоположение, природные условия Греции
Древняя Греция
(Эллада) —на юго-востоке Европы с центром на Балканском полуострове, островах Эгейского моря и западном побережье Малой Азии.

Описание слайда:

Климат – теплый, засушливый;
Почва – каменистая;
Моря – Эгейское, Ионическое, Адриатическое;
Реки – нет;
Полезные ископаемые – медная,железная, серебряная руда; глина; разные породы камня;

Описание слайда:

Занятия греков
Ремёсла
Мореплавание
Рыболовство
Добыча соли из морской воды
Морская торговля
Разведение мелкого рогатого скота
Садоводство (оливки, виноград)

Описание слайда:

Миф о Тесее и Минотавре
Чтение мифа

Описание слайда:

Артур Эванс
английский археолог;

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Минойская цивилизация
Минойская или крито-микенская цивилизация — относящаяся к эгейской цивилизации бронзового века острова Крит (2700—1400 гг. до н. э.).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Презентация «древняя Индия» история 5 класс

Презентация по истории на тему «Древний Рим» (5 класс)

Презентация «Религия древних греков»

Презентация по истории по теме «Древнегреческий театр» (5 класс)

Проверочная работа по истории по теме «Древний Восток» (5 класс)

Контрольная работа по истории на тему «Жизнь первобытного общества» (5 класс)

Итоговая проверочная работа по истории Древнего мира по теме: «Древний Восток»

Методическая разработка по истории «Военные конфликты» 5-9 классы

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5425931 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии

Время чтения: 1 минута

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

История древнего мира. 5 класс

Географическое положение и природа Греции.

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 классГреция занимает южную часть Балканского полуострова.

Страна делится на три большие части — Северную, Среднюю и Южную Грецию.

В северной части находится область Фессалия. Там возвышается самая высокая гора Греции — Олимп.

Через горный Фермопильский проход из Северной можно попасть в Среднюю Грецию, где расположены области Беотия и Аттика.

Коринфский перешеек соединяет Среднюю Грецию с полуостровом Пелопоннес (Южная Греция). Здесь находятся области Мессения и Лаконика.

Обилие солнца и мягкий климат создают благоприятные условия для жизни. Но удобных для земледелия террито­рий мало. Горы и каменистая почва требовали от людей на­пряженного труда, прежде чем природа одаривала их своими плодами.

Почти всю территорию занимают горы, на склонах которых растут вечнозеленые кипарисы, олеандры и цветут дикие розы, нарциссы, ирисы.
Здесь удобных для жизни территорий было мало. Труднопроходимые горные хребты разрезали территорию на маленькие изолированные районы. Горы и каменистая почва требовали от эллинов каждодневного кропотливого труда.

Деятельность людей

В долинах сеяли пшеницу, выращивали виноград и оливковые деревья.

На склонах гор пасли овец и коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц.
На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей.

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 классО дин из греческих народов — ахейцы в начале II тыс. до н.э. расселились в Балканской Греции, основав многочисленные города-крепости.

Остров Крит и «Златообильные Микены »

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

Один из первых центров европейской цивилизации возник на острове Крит в Эгейском море на рубеже III и II тыс. до н.э.
В древнегреческих мифах сохранились предания о великом и мудром царе Миносе, который в далекой древности правил на острове Крит.

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 классС чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

Художник Джон Уотерхауз, 1898.

Тайно от отца она дала юноше острый меч и клубок ниток. Тесей привязал у входа в лабиринт конец нити и смело пошел по запутанным переходам Лабиринта, из которого еще никто не мог найти выход.

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

Расправившись с Минотавром, Тесей по нитке нашел выход из лабиринта и вместе с Ариадной и спасенными юношами и девушками на корабле бежал с острова на родину.

Однако в спешке Тесей забыл о своем обещании отцу заменить черные паруса на белые, если он, победив Минотавра, живым и невредимым вернется в Афины.

Нить Ариадны – путеводная нить

Запомни это выражение

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 классМногие археологи верили в правдивость сведений, сохранившихся в мифах.

Английский археолог Артур Эванс считал, что описание такого грандиозного сооружения не могло быть чистым вымыслом в XX века отправился на остров Крит и приступил к раскопкам. И он нашел то, что искал! На Крите было обнаружено несколько дворцов, которые были центрами древней цивилизации.

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 классС чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

Главным среди них был Кносский дворец высотой в два и три этажа, который раскинулся на огромную территорию в 16 000 кв. м.

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

Сотни помещений соединялись между собой многочисленными запутанными переходами, лестницами и галереями с мощными колоннами. Помещения в центре были мрачными и полутемными. Комнаты освещались лишь факелами или через специальные окна в крыше — световые колодцы.

Дворец Миноса был настоящим лабиринтом, в котором легко можно было заблудиться.

Крит имел мощный флот, который надежно защищал остров от набегов. Поэтому на Крите не было никаких укреплений. Дворцы окружали лишь сады и поля.

Современный вид Кносского дворца.

Опираясь на флот, Минос подчинил себе множество островов и городов, среди которых были Афины. Память об этом времени отразилась в легенде о кровожадном Минотавре.

Источник

История Древней Греции: периоды развития

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

История Древней Греции начинается с зарождения цивилизации и ранней государственности в III—II тысячелетий до н. э. и длится до падения эллинистических государств, захваченных Римом и Парфией. Итак, история Древней Греции условно делится на периоды, которые мы и рассмотрим в данной статье.

Минойский или Крито-Микенский период (2700 – 1400 гг до н.э)

Самая ранняя древнегреческая цивилизация возникла на острове Крит. Это была первая культура, возникшая в Европе. Археологи обнаружили трехэтажные дворцы, построенные в ту эпоху. Самым известным является Кносский дворец царя Миноса. Именно в его правление цивилизация достигла максимального расцвета, поэтому и период называют Минойским, а критян минойцами (больше о Минойском периоде вы можете узнать тут).

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 классКносский дворец царя Миноса

Каждый из найденных и изученных дворцов имеет уникальные черты, но у всех есть объединяющие особенности. Так, минойские дворцы были монументальными и многоэтажными сооружениями с внутренними дворами и массивными колоннами.

Прекрасно развитая система водоснабжения и канализации говорит о высоком уровне развития. Минойцы были жизнерадостным и артистическим народом. У них было превосходно развитое сельское хозяйство. Минойцы не только разводили скот и выращивали зерновые культуры, но и одомашнили пчёл, культивировали оливу и виноград. Также известно, что минойцы активно охотились на диких кабанов и птиц. Разнообразие продуктов привело к росту и улучшению здоровья критского населения. Не последнюю роль в процветании минойской цивилизации играло письмо. Минойцам принадлежат самые древние из найденных на Крите иероглифов. Никто не знает, был ли у местных особый язык или они заимствовали письмена из Месопотамии и Египта. Иероглифы долгое время использовались параллельно с линейным письмом А.

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

К тому же критяне были еще и выдающимися мореплавателями, имея прекрасный по тем временам флот. В Восточном Средиземноморье минойскому флоту не было равных: он безоговорочно влиял на все процессы, основывал колонии и боролся с пиратами.

Минойцы имели огромное влияние за пределами Крита, например на материковой Греции найдено немало ремесленных изделий, привезённых с острова. Минойцы наладили торговые связи, в том числе с Египтом, откуда завезли на Крит архитектурные идеи и папирус. Они поддерживали отношения с Сирией и Месопотамией. До сих пор фрески и прочие артефакты минойцев продолжают находить в разных точках — на Кипре, в Анатолии и даже в Израиле. Всё это указывает на высокий уровень организации и стремление к установлению контактов с другими народами.
Однако процветание цивилизации нарушила природная катастрофа. Это было сильнейшее извержение вулкана Тира (нынешний — Санторини). Мощная волна подземных толчков, докатилась до берегов Крита и привела к необратимым последствиям. Туча пепла и вулканической пыли накрыла остров. Оказались разрушены жилые кварталы и наиболее важные дворцы. Почти нетронутым остался только Кносский дворец. Впоследствии здесь зародилась династия, влиявшая на жизнь Крита до прихода Микенцев.

Вслед за разрушениями от вулкана пришла новая беда. С Севера на остров вторглись чужеземцы. В основном это были племена ахейцев и микенцев. Их назвали так по наиболее хорошо изученному центру — дворцовой цитадели и гробницам в Микенах (Пелопоннес). Это и есть предки греков. Захватив остров, они адаптировали линейное письмо минойцев к потребностям собственного языка. Они расселились по всему острову и заимствовали элементы критской (минойской) культуры. После этого Крит стал периферией греческой цивилизации, а ее центр перенесен на материковую часть.

Примерно в 1650-1100 гг до н.э. на материковой части существует Микенская цивилизация, которая находится под влиянием Крита. Микенцы переняли многие культурные навыки минойцев, искусство, а главное письменность. Однако микенцы гораздо воинственнее минойцев.

Наступает расцвет бронзового века. Основным материалом является бронза, она дорогая, потому что в Греции нет ни меди, ни олова, зато микенские кинжалы очень ценятся. Микенские правители жили во дворцах, но не таких, как критские, а с большими укрепленными стенами.

В это время возникают многие города Греции: Микены, Аргос, Спарта, Фивы, Афины. На микенских табличках можно прочесть имена некоторых божеств, таких как Посейдон, Аполлон, которые были известны позже.

К концу XIII — началу XII века микенская цивилизация переживает упадок. Ученые связывают это с климатическими изменениями.

Последнее успешное мероприятие микенских царей — это знаменитая Троянская война 1190 года до н.э. Микенцы объединились, отправились в поход на Трою, долгое время осаждали город на берегу пролива Дарданеллы и захватили его.

О Троянской войне мы знаем из археологических раскопок, Троянская война окончательно подорвала силы микенских государств, и в XII веке микенские царства пали в результате вторжения дорийцев. Дорийцы — тоже греки, это следующая волна колонизации.

Гомеровский период или «темные века» (XIIX вв. до н.э.)

Гомеровский период в древнегреческой истории получил название в честь прославленного поэта Гомера. Его «Илиада» и «Одиссея» стали главными источниками информации о тех временах.

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 классДревнегреческий поэт-сказитель Гомер

Итак, в XII в. до н.э. на территорию Греции вторглись греки-дорийцы. Освоившись на юго-востоке Пелопоннеса, они завладели островами архипелагов Спорады и Киклады, юго-западом Малой Азии и частью Крита,. Они вытеснили оставшееся минойское население с равнин в горные районы. Это завоевание привело к регрессу — резко сократилась численность населения, упал уровень жизни, пришли в упадок ремёсла и прекратилось строительство. Письменность также пришла в упадок, именно поэтому кроме гомеровских произведений не осталось ни одного письменного свидетельства.

Позже археологи будут отмечать скудность археологических материалов, назвав гомеровскую эпоху определением «Тёмные века». Дорийцам, поработившим народы, были интересны лишь военные навыки. Перенимать, а тем более развивать искусство или ремёсла они не собирались. Развитие получили только гончарное ремесло, кораблестроение и обработка металлов. Но именно с помощью дорийцев Греция перешла в Железный век — его добыча и обработка только начиналась. Металл стал легкодоступным и дешёвым, что было важным для развития общества.

История Древней Греции этого времени не самая лучезарная. Агрессия дорийских мореплавателей перечеркнула важные торговые связи. «Пиратские рейды» для них были причиной гордости, и некогда частые гости (египетские и финикийские корабли) теперь старались обходить греческие гавани стороной. К концу этой эпохи торговля начала налаживаться — как внешняя, так и внутренняя. Отличительная особенность гомеровского периода — возникновение Гомерического стиля в греческой вазописи. Иначе его называют геометрикой. Для него было характерно использование геометрических элементов на вазах, которые складывали из окружностей, меандров и крестов.

В конце гомеровского периода сюжеты становятся всё более замысловатыми и богатыми. На вазах появляется изображение состязаний атлетов, сцены из мифов, танцы. Стиль геометрики зародился в Афинах, а позже распространился на острова Эгейского моря и другие древнегреческие города.

Несмотря на минусы, Гомеровский период дал Греции немало хорошего. С помощью железных орудий удавалось обрабатывать большие площади земляных угодий, чем в бронзовый век. К концу периода выросла не только численность населения. Общественные отношения, торговля и ремёсла стали активно развиваться — накануне архаического периода Греция понемногу начала оправляться после прихода дорийцев.

Архаический период истории Древней Греции (VIII–VI вв. до н.э)

История Древней Греции отводит особое место Архаическому периоду. В эту эпоху были заложены основы культуры и развития общества, которые на протяжении следующих столетий непрерывно совершенствовались. Греция периода архаики — это совершенствование ремёсел и кораблестроение, появление настоящих денег и широкое распространение железа.

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

В архаический период обновилась культура Греции. Центром новой системы ценностей стала человеческая личность, появились новые литературные жанры. На смену эпосу пришла лирическая поэзия, которая описывала радость, горе и чувства. Также философия зародилась как наука в результате попыток греческих мыслителей понять, какое место в этом мире отведено человеку. Кроме того, в Греции тех времён развивалась живопись, и лучший пример — керамика, сохранившая удивительную по красоте роспись. В эпоху архаики получили широкое развитие главные виды древнегреческих ваз: гидрии для ношения воды, объёмные кратеры для смешивания вина с водой, овальные амфоры с двумя ручками и узкой шейкой, в которых хранили зерно, масло, вино и мёд. Форма сосудов полностью соответствовала их назначению, а роспись приобрела гибкие линии. Постепенно усложняется техника исполнения — она требует от художника большего мастерства.

Больше внимания стали уделять декорированию храмов и общественных зданий. Храмы строили на самых видных местах, поскольку они являлись центром не только духовной, но и политической деятельности. Именно в это время создали ордерную систему, которая предопределила развитие греческой архитектуры. В период архаики выделились два ордера: ионический и дорический. Последний характерен для греческих колоний в Южной Италии и на Пелопоннесе, а его происхождение связывают с городами Ионии.

Перемены во всех сферах обусловливались экономическим подъёмом. Использование железа позволило развить виноградарство и увеличить количество оливковой продукции. В результате излишки стали вывозить за пределы Греции, а получение прибыли стимулировало сельское хозяйство. Между полисами укреплялись связи, экономические преобразования заметно изменили Грецию. Как закономерный результат — появление денег, а количество земли уже не является показателем богатства. Во всех греческих полисах увеличилось количество ремесленников, торговцев, владельцев мастерских, крестьяне реализовывали продукцию на народных собраниях — города Греции начали формировать культурно, политически и экономически полноценное общество.

Темпы экономики росли быстро, и так же стремительно росло расслоение в обществе. В греческих полисах появились социальные группы и классы. Где-то такие процессы протекали интенсивнее, где-то медленнее. Например, в зонах, где большее значение имело сельское хозяйство. Самым первым выделился класс торговцев и ремесленников. Эта прослойка породила «тиранию» — приход к власти с применением силы. Но среди тиранов было много тех, кто всячески поддерживал развитие торговли, ремёсел, кораблестроения. И только потом появились настоящие деспоты, и явление приобрело отрицательный оттенок.

Особый этап архаического периода — Великая греческая колонизация. Бедняки, не смирившиеся с расслоением, искали лучшей жизни в новых греческих колониях. Правителям такое положение дел было выгодно: так проще было распространить влияние на новые земли. Наиболее распространена была колонизация южного направления: восток Испании, Сицилия, часть Италии, Корсика и Сардиния. На юго-восточном направлении заселялись Северная Африка и Финикия, а на северо-восточном — берега Чёрного и Мраморного морей. Событием, впоследствии повлиявшим на ход истории, стало основание Византия — города-прародителя великого Константинополя. Но его развитие и рост относятся уже к другим, последующим эпохам.

Классический период Древней Греции (500–323 гг. до н.э)

В этот период быстро расцвело искусство, литература, философия и политика. Классический период ограничен временем войн с двумя иностранными державами — Персией и Македонией. Несмотря на тяжелые потери греков, войны подтвердили жизнеспособность греческой цивилизации.

Победа эллинов над персами обеспечило грекам возможность свободного политического развития. Началось новое сотрудничество между разными городами-государствами и Афинами. Флот Афин сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Благодаря успешным войнам выросла экономика греческих городов, которая получила поддержку за счет массового использования обращенных в рабство чужеземцев.

Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. В домах богатых людей множится число слуг. В гос. управлении широко используется труд рабов-канцеляристов, а в Афинах также и труд полицейских. Значительная часть свободных людей в греческих городах смогли жить, не обременяя себя физическим трудом. А материальное обеспечение стало основанием для расцвета творческой деятельности художников, писателей, ученых.

За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества.

В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в Пелопоннескую войну, продлившуюся 27 лет. Война закончилась победой Спарты и поражением Афин. Афинам было запрещено иметь морской флот

Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи. Он был убит, и на трон взошел его сын Александр, в будущем — Македонский.

С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Смотреть картинку С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Картинка про С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс. Фото С чего начинается древнегреческая цивилизация 5 класс

Главным событием правления Александра Македонского стал Восточный поход. Во время этого похода греко-македонцы разгромили Персию. Кроме того, они покорили все страны Ближнего Востока — от Малой Азии, Финикии и Египта до северо-восточных границ Персии и западных областей Индии. Став во главе огромной державы, Александр укрепил ее внутреннее единство. Он имел абсолютную власть монарха. При этом на завоеванных землях непрерывно строились новые греческие города, например Александрия. Впоследствии они стали опорой Македонской монархии.

Всего через 12 лет Александр Македонский умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии. Таким образом, история Древней Греции переживает следующий свой этап развития.

Эллинистический период (323–30 гг. до н.э.)

История Древней Греции этого периода условно определяется как период от смерти Александра Македонского до присоединения Египта к Римской державе. После смерти Александра почти 50 лет продолжалась ожесточенная борьба за его наследство. Вражду вели его полководцы, которых называли «диадохи». В результате на развалинах империи Александра возникли три крупные державы. Это Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов. Их границы простирались от современной Турции до Афганистана.

Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром. Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки. Среди них была и Великая Александрийская библиотека, где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных. И обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н.э. попала под римское господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления.

После поражения, нанесенного в 197 году до н.э. римлянами Македонии в битве при Киноскефалах, Греция попала под влияние Рима, а уже с утверждением Римской империи (27 г. до н.э.) она стала римской провинцией Ахайя (кроме Афин, которые номинально считались свободным городом).

На этом история Древней Греции заканчивается. Захват римлянами в 30 г. до н. э. последнего эллинистического государства (Египетского царства, управляемого династией Птолемеев) означает конец эллинистического периода. К тому же наступает конец длительного развития всей древнегреческой цивилизации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *