С чего начинается духовная жизнь
Как начать духовную жизнь
Самый начальный этап, первое, чему мы должны научиться, – это каждое воскресенье быть в храме. Если мы этому не научимся, мы не научимся никогда ничему. Если человек не посещает храм хотя бы раз в неделю, то ни о какой духовной жизни вообще речи быть не может, за исключением особенных обстоятельств: человек служит в армии, лежит в больнице и так далее. Но является ли посещение храма каждое воскресенье духовной жизнью? Нет, конечно, нет. Можно всю жизнь каждое воскресенье ходить в храм и так ничего и не понять; но и без этого невозможно.
В математике используется такое понятие: необходимое и достаточное условие. Так вот это условие необходимое, но не достаточное. А что же еще? Нужно научиться читать утренние и вечерние молитвы, молитвы перед едой и после еды. Если мы себя еще к этому не приучили, никакого следующего шага сделать невозможно. Но даже если мы уже регулярно, не опуская никогда, читаем молитвы утренние, вечерние, перед едой, после еды, на всякое дело, после всякого дела, можно ли это назвать молитвой? Конечно, нет, избави Бог, кто так думает, – это еще не молитва, это просто чтение правила, более или менее внимательное. Но без этого необходимого шага мы не сможем приблизиться к Царствию Небесному.
Дальше нужно исправить свою жизнь по ветхозаветным заповедям, которые даны были за полторы тысячи лет до Христа. Если мы этого не сделаем, мы вообще, строго говоря, не можем даже в храм ходить. Какие это заповеди? Знай Бога единого, не поклоняйся другим богам, чти Его. Что это значит? Это значит, что в нашей жизни Бог должен быть на первом месте. Ни дача, ни работа, ни друзья – ничто, а только Бог. Пока этого нет, ни о какой духовной жизни речи тоже быть не может. «Не сотвори себе кумира»– это подобная заповедь, то есть ничто не должно от нас заслонять Бога: ни человек, ни предмет, ни какое-то занятие. «Помни день субботний» – это относится как раз к воскресному посещению храма. Не убивай, не блуди, не ври, не завидуй, не воруй – если какую-то из этих древних, дохристианских заповедей мы нарушаем, то как же мы можем стать христианами? Если мы врем, завидуем, не дай Бог, еще блудим, мы находимся вне Церкви. Поэтому надо этим заповедям научиться.
А если человек научится ветхозаветным заповедям, уже не будет убивать, воровать, блудить, врать, творить себе кумира, будет ходить каждое воскресенье в храм – будет ли это духовная жизнь? Нет, избави Бог так думать, это будет только шаг по направлению к ней. Юноша богатый пришел к Иисусу и сказал: я все это имею с детства. Но все-таки он не стал учеником Христовым, то есть исполнения ветхого закона для христианина еще недостаточно. А мы даже из него многого еще не умеем делать – и уже мечтаем о том, чтобы у нас была чистая молитва и так далее. Это совершенно невозможно. В духовной жизни можно идти только по ступеням, от более простого к более сложному, как в любом деле, возьми хоть фигурное катание или архитектуру.
Раньше, лет триста тому назад, если человек не постился в среду и пятницу, уж не говоря о том, чтобы, например, Успенский пост не соблюдать, он не считался членом Церкви. Один из вопросов на исповеди был: как ты соблюдаешь пост? А для многих из нас и это еще трудно, мы забываем иногда, что пост идет. Большой ли это грех, если человек не помнит о посте? Да нет, в этом нет греха, это просто свидетельствует о том, что жизнь Церкви для человека чужда; он занимается какими-то своими делами и так далек от Церкви, что о ней забывает. Его собственная жизнь настолько увлекательна, что жизнь Церкви для него представляет интерес побочный. Это свидетельство несовершенства данного человека. Поэтому, если мы стремимся к тому совершенству, которое нам Господь предписывает, тогда, конечно, надо эту неисправность обязательно устранить.
Но и соблюдение поста по всем правилам, по всем уставам – это еще не есть духовная жизнь. А что же такое духовная жизнь? Духовная жизнь не зависит от человека, она подается Богом, если человек соблюдает некоторые условия. Условия эти есть заповеди Христовы. Представим себе, что мы уже научились ветхозаветные заповеди исполнять, соблюдаем закон, соблюдаем порядок, чин, то есть стали по всему благочестивыми иудеями. Тогда нам нужно сделать следующий шаг – научиться исполнять заповеди Христовы. Нам надо изучить Нагорную проповедь, посмотреть, что Господь от нас требует. А Он требует от нас новой нравственности. Он говорит: «Не нарушить пришел Я закон, но исполнить»– то есть восполнить, новое содержание туда влить, еще большее. Влить в мехи новое, молодое вино заповедей Христовых. Тут уже совершенно другие требования: о любви к врагам, например, о прощении обид. И вот если человек исполнит эти требования, исправит свои поступки, слова, мысли и чувства, если он по устроению своей души станет сродни Христу, тогда Господь по Своей милости вселяет в него благодать Божию. Это вселение благодати Божией в человека и есть духовная жизнь.
Когда человек сам, своими собственными усилиями пытается что-то сделать, то, естественно, ничего не получается. Поэтому многие из нас очень удивляются: что же такое, вот я правила читаю-читаю, а все у меня внимание рассеивается, все мне какие-то злые мысли приходят, какие-то нечистые помыслы осаждают. И не понимает человек, что избавиться от этого он может только по благодати Божией, без нее это невозможно. А благодать Божия поэтому и называется благодать, что это благой дар от Бога. А как дар можно восхитить? Невозможно, потому что он превышает всякую мыслимую, возможно достижимую чистоту человека. Дар – это всегда дарение. И все дело в том, захочет ли Господь как личность нам этот дар дать или не захочет. Какими мы должны для этого стать? Вот в чем задача жизни христианина: стать таким, чтобы Господь ему дар этот дал.
Святыми отцами замечено, что если человек усердствует в благочестии, изо всех сил старается заповеди Христовы исполнять, старается прощать, никого не осуждать, всем оказывать любовь, старается быть таким, каким его хотел бы видеть Господь, то Господь, видя его усердие, начинает ему в этом помогать и помогает до тех пор, пока человек не освободится от своего прошлого, ветхого человека. И тогда для него начинается новая жизнь во Христе. Вот так постепенно, начиная с малого и кончая великим, каждый достигает в свою меру, кто сколько потрудится. Для каждого из нас есть обитель в Царствии Небесном; каждый может этого достичь, надо просто сделать выбор: а что для тебя слаще? Царствие Небесное, о котором ты не знаешь, что это такое, но выбираешь просто по одному доверию слову Божию, или грех, всю сладость и горечь которого ты уже вкусил и испытал? Вот два пути, два образа жизни.
Как начать духовно развиваться и прийти к гармонии с собой
В статье рассказывается:
Духовность – важная составляющая человеческой жизни. Она напрямую связана как с психоэмоциональным состоянием, так и с физическим. Проявляясь у каждого в своей форме, духовность обладает удивительной энергией. Она способна возродить веру в себя и других людей, дарит надежду, вселяет ощущение единения, укрепляет наши цели и наделяет жизнь смыслом.
Не так-то просто идти этим путем, ведь он невероятно труден. Порой возникают сомнения: не оставить ли все так, как есть, ведь привычная жизнь комфортна, хотя порой многое в ней нас не устраивает. Но, выбрав рост, вы уже не сможете вернуться к прежней жизни, вы пойдете вверх по ступням развития. Прочитайте наши советы, как начать духовно развиваться, и вы поймете, что в современном мире это именно то, чего не хватает многим из нас.
Понятие духовного развития
Для начала разберемся, что такое духовный рост. Он происходит только тогда, когда вы устанавливаете контакт со своей душой, начинаете слышать свой внутренний голос. Возможно, в первое время вам будет трудно этого добиться. Советуем вам каждый день выделять время для себя, находить возможность побыть наедине с собой. Тогда этот процесс пойдет быстрее. Со временем вы почувствуете, что пришли к гармонии с собой и миром. Вы откроете в себе источник силы, который позволит вам жить более полной и счастливой жизнью, стать хозяином своей судьбы.
Так вы сможете лучше узнать и понять себя, свои сильные и слабые стороны, научитесь принимать себя. Духовный рост означает, что вы будете гармоничной личностью, у которой тело, разум и душа живут в согласии и стремятся к единым целям. Не стоит думать, что стремление к духовному росту сделает вас человеком «не от мира сего», «белой вороной» или что вам придется отказаться от своих привычных дел и постоянно медитировать в позе лотоса. Это распространенные заблуждения.
Не менее ошибочно полагать, что для разрешения вопроса «Как начать духовно развиваться?» вам придется жить по правилам и заповедям какой-либо религии. Процесс духовного развития не означает, что вы непременно придете к Богу, станете верующим человеком.
Разумеется, мы не хотим сказать, что религии не должно быть места в вашей жизни. Есть такие люди, которым она действительно помогает духовно расти. Но в целом духовный рост – это процесс увеличения вашей осознанности и понимания того, каким именно человеком вы являетесь. Он дает ключ к вашей внутренней сущности, с которой вы пока можете быть совсем не знакомы.
Основы духовного развития
Препятствия на пути духовного развития
Как самостоятельно развиваться духовно, с чего начать? Начните с того, чтобы убрать возможные препятствия. У большинства людей есть какие-либо психологические проблемы, в основном идущие из детства. Они серьезно мешают духовному развитию. Например, вы можете не верить в себя, считать себя никчемным человеком, не доверять окружающим, не подпускать их к себе, замыкаться в своем мирке потому что родители с детства не верили в вас.
Это может произойти, если в вашем детстве родители демонстрировали, что не верят в вас. Они могли окружать вас чрезмерной опекой, принимать за вас решения, заявляя, что сами вы обязательно решите неверно.
Если ваши родители были излишне тревожными и требовали от вас полного послушания, чтобы вы не влипли в неприятности, во взрослом возрасте вам будет трудно обрести душевный покой.
Если ваши родители были суровыми и требовательными, вам будет трудно освоить навык безусловной любви. Ведь если вы выросли в атмосфере строгости, неодобрения, критики, у вас нет внутренних ресурсов на любовь к другим людям. Она всегда начинается с любви к себе, но ваши родители сделали многое для того, чтобы вы себя любить не умели.
Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной
Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.
Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.
Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа. Скачивай и используй уже сегодня:
Пошаговая инструкция “Как совершить финансовый прорыв”
5 шагов для привлечения денег в жизнь за 2 недели
Руководство “Как построить здоровые отношения”
5 ошибок, которые убивают любовь
Инструкция по поиску своего предназначения
16 вопросов, которые помогут найти свое дело
Чек-лист “Как гарантированно исполнить желание за 30 дней”
7 уроков для достижения жизни Мечты
Для того чтобы быть осознанным человеком, нужно не иметь психологических проблем, подталкивающих к уходу от реальности, мешающих быть «здесь и сейчас». Проблемы психики заставляют человека подавлять эмоции, прятать свои желания. Но без контакта с эмоциями и окружающей реальностью осознанность невозможна.
Если вы понимаете, что у вас есть психологические проблемы, но вам хочется духовно развиваться, постарайтесь избавиться от них. Обратитесь к профессиональному психологу, работающему в технике КПТ-терапии или владеющему гештальт-терапией. Подойдите к выбору специалиста разумно и взвешенно, чтобы найти того, кто действительно поможет в восстановлении вашей психики.
Положительные стороны духовного развития
Если вы заинтересовались понятием духовного роста, это важный момент в вашей жизни. А если вы задались вопросом, как начать духовно развиваться, значит, сделали большой шаг на пути к счастливому и гармоничному существованию.
Когда вы начнете это делать, то сразу «убьете нескольких зайцев». Вы начнете больше верить в себя и в свои силы. Вы сблизитесь с людьми и сможете обрести новых друзей. Вы начнете лучше осознавать окружающую реальность и понимать, каково ваше место в ней. Конечно, будут и трудности. Но если вы станете рассматривать их как дополнительные возможности для духовного роста, то извлечете из них пользу. Ведь трудности показывают ваши слабые места, а значит, вы понимаете, куда направить усилия, где наращивать душевную броню.
Духовный рост поможет вам стать внутренне спокойным и целостным человеком, научит безусловной любви к окружающим, поможет поверить в себя. Все это будет очень полезно на вашем жизненном пути. Если ваш духовный рост будет идти последовательно и устойчиво, вас не сломят никакие беды и проблемы. Вы всегда сможете черпать силу из веры в себя и из любви к миру. Там, где другой человек сломается и опустит руки, вы только станете сильнее.
13 советов по духовному развитию
Желание духовно развиваться не означает, что вы должны отказаться от материнства или от любимой работы, уйти от мирской суеты в ашрам и отрешиться от всего материального. Чтобы начать духовно развиваться, нужно поставить себе цель стремиться к гармонии во всех сферах вашей жизни, будь то личные отношения, карьера или здоровье. С каких именно действий начать? Мы расскажем вам о самых эффективных.
Приглашение на Субботнюю Перезагрузку действует только до 01 января 10:00
Введи e-mail, на который придет приглашение:
Как гарантированно исполнить любую мечту за 30 дней
Основатель крупнейшей онлайн-школы осознанности «Поток»
Бедный человек не тот, у которого нет
ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.
Какая твоя истинная мечта?
Возможно все! В моей школе более 100,000 людей уже исполнили свои самые заветные мечты.
10 техник для духовного развития на каждый день
Как же духовно развиваться мужчине или женщине, с чего начать? Сейчас мы расскажем вам про десять простых техник для духовного развития, которые подойдут любому человеку, независимо от пола. Их можно выполнять каждый день. С помощью этих техник вы избавитесь от упадка сил и грустного настроения, на душе у вас будет свободно и радостно. Даже если сейчас вы проходите через какие-то жизненные сложности, эти техники помогут вам быть в ресурсном состоянии и видеть позитивные стороны ситуаций.
Дыхание и счет помогут вам избавиться от вспыхнувшего напряжения и агрессии. Однако если по какой-то причине после практики вы продолжаете чувствовать бурление негативных эмоций, не сдерживайте их. Выскажите обидчику все, что хочется ему сказать. Подавлять эмоции очень вредно и опасно для организма, это приводит к психосоматическим заболеваниям.
Что бы вокруг вас ни происходило, пусть у вас в приоритете будут ваше здоровье и душевный покой.
Практика вопросов позволит вам двигаться вперед по пути самосовершенствования и лучше понять, как же начать духовно развиваться.
Жизнь в Потоке. Как понять, что ты в Потоке, простой тест!
Воздух. Эту практику можно также выполнять на улице или на балконе. Подставьте лицо ветру, поднимите голову к небу и закройте глаза. Представьте, как ветер уносит ваши тревоги и печали, очищая место для радостных событий и позитивных эмоций.
Вода. Эту практику вы с удовольствием выполните вечером после долгого дня. Наполните ванну тёплой водой, а если у вас мало времени, то просто примите душ. Погрузитесь в потоки воды, ощутите ее спокойствие, прочувствуйте, как ваше тело расслабляется, как душа становится умиротворённой. Почувствуйте, как вода смывает с вас усталость, волнения, все неприятности дня.
Огонь. Для выполнения этой практики вам потребуется свеча. Зажгите ее и смотрите на огонь. Сделайте свой взгляд как можно более пристальным и сосредоточенным, не моргайте и ни на что не отвлекайтесь. Представляйте, как огонь превращает в пепел и золу все ваши негативные эмоции, обиды, пустые мечты, сожаления о прошлом. Мысленно сожгите это все и смело смотрите в будущее.
Если вы задумались о том, как начать духовно развиваться, значит, готовы сделать важную инвестицию в свое будущее. Все практики и техники по саморазвитию помогут вам быть в мире с собой, поддерживать позитивный настрой, мыслить четко, не поддаваясь страхам и заблуждениям.
Поймите главное: все, что нужно для духовного развития, не приходит извне, оно уже находится у вас внутри. Это наша душа, чувства и помыслы. Духовное развитие происходит у человека тогда, когда он старается мыслить и поступать по совести и не теряет контакта со своей душой. Это постоянный путь, с которого нельзя сворачивать, а не единоразовая акция.
О главных признаках правильной духовной жизни
Однажды меня кто-то спросил: «Как понять, что я веду правильную церковную жизнь? Некоторые часто ходят в церковь, молятся, участвуют в богослужениях, Таинствах, но я не вижу заметных изменений в их жизни, точнее, наблюдаю то же, что и в миру, ожидал от них чего-то большего. Какие признаки правильной церковной жизни?»
Не могу сказать, что существует определенное количество признаков. Подсчеты делает Бог, потому что изменения бывают внутренние, тайные, сокрытые от внешней среды. С одной стороны, о происходящем в тайниках твоей души знаешь только ты и Бог, а с другой, нечто определяется по твоему поведению с супругой или супругом, с детьми, с окружающими. Некоторые пожилые люди говорят: «Я с самого детства хожу в храм». И что? Каков результат? Чего ты достиг за эти годы? Нельзя же сказать, что посещаю тренажерный зал, скажем, 5 лет и 5 месяцев, имел вес 80 кг, а сейчас 110 кг. Учу уже много лет английский, а в аэропорту не могу трех слов связать. Когда ты говоришь, что находишься рядом с Христом, то будут плоды, по-другому никак. Твоя внутренняя жизнь так или иначе проявится вне. Приближаясь к Христу, ты счастье обретаешь не вовне, а внутри себя, то есть не печалишься из-за тех или иных событий, не разочаровываешься по пустякам. Кто-то что-то скажет – обижаешься, плохая погода на улице – впадаешь в меланхолию, человек же, преуспевающий в духовной жизни, ощущает мир и спокойствие в глубине своего сердца, и это проявляется во всех его действиях. Святой Исаак Сирин говорил: «Представь себе, что говоришь пьяному: у тебя загорелся дом». Тот отвечает: «Ничего, пусть горит». Это, конечно, метафора. Твое же опьянение, твое счастье – это то, что Церковь называет блаженством. Когда имеешь блаженство Святого Духа в себе, никакие внешние факторы не могут нарушить твой внутренний покой.
Вспоминаю слова матушки Гавриилы: «Не родился еще такой человек, который бы повредил моей душе, отнял бы мою радость». Почему так? Конечно же, были люди, которые ей досаждали, обижали, причиняли беспокойство, клеветали на нее. Как ты себя ведешь с другими – твоя проблема. Как я отвечаю – моя жизненная позиция. Жизненная позиция – это тема выбора. Я хочу и отвечаю именно так. Если ты начинаешь нервничать и кричать, я смотрю на тебя, по словам преподобного Порфирия, как на раненого человека, ударившегося и истекающего кровью. Если я тебя вижу таким, то и мое поведение должно быть соответствующим. Нам следует становиться рассудительными, знать как свою душу, так и брата своего.
Однажды давно я разгневался на одного человека и общался с ним грубо. Тот на меня спокойно смотрел. По прошествии длительного времени я спросил у него: «Как ты вытерпел тогда все то, что я тебе говорил?» «Я понял, что у тебя какая-то проблема. И не хотел тебя огорчать еще больше, не хотел тебя обижать», – ответил он. Спокойно выслушай ближнего своего, но не впутывайся в его проблему. Это не значит, что ты пренебрежительно отнесешься к нему, попытайся его понять.
Однажды отец Паисий переправлялся на корабле с Дафни в Уранополис. Ему предложили отдельную комнату для монахов, чтобы избежать мирских людей. На что геронда ответил: «Как так? Почему я должен сидеть один, разве что-то скрываю? Мы же все одинаковы». Это очень важный момент. Следует осознать, что мы все братья во Христе и движемся к одной цели. Насколько духовно возрастаешь, настолько и соединяешься со своим ближним. Понимая слова Христа, что значит быть слугой для брата своего, осознаешь, что значит омыть ноги другому.
Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевод с новогреческого Сергея Рудько
Для начинающих церковную жизнь
После Крещения человек становится членом Церкви, а членство в любом обществе или организации предполагает наличие прав, обязанностей и ответственности. Церковь важнее любой земной организации, так как имеет неземное происхождение и ее Главой является Господь наш Иисус Христос. Крещением открывается дверь в Царство Небесное…
Что делать после Крещения?
— Прежде всего осознать, что после Крещения человек становится членом Церкви, а членство в любом обществе или организации предполагает наличие прав, обязанностей и ответственности. Церковь важнее любой земной организации, так как имеет неземное происхождение и ее Главой является Господь наш Иисус Христос. Крещением открывается дверь в Царство Небесное и человеку дается право в эту дверь войти и при условии исполнения обязанностей, которыми являются заповеди Божии, наследовать жизнь вечную. Ответственность означает ответ или отчет о проделанной работе по исполнению обязанностей, который каждый человек даст Богу на частном суде, то есть по окончании земной жизни и на всеобщем Страшном суде, который будет после Второго Пришествия Христа Спасителя на землю. Путь указан, дверь открыта, остается только приложить усилия, чтобы по этому пути пойти, то есть начать воцерковление.
Как быть, если чувствуешь себя неуверенно при посещении храма, боясь сделать что-то не так?
— Не надо этим смущаться. Неуверенность быстро пройдет, если начать регулярно ходить в храм. Чтобы больше узнать о правилах поведения в храме можно приобрести в церковной лавке соответствующую литературу.
Не следует обижаться, если кто-то в храме не вполне корректно сделал замечание, например о том, что не той рукой и не так поставлена свеча или что-то другое сделано не верно. Надо постараться таких людей не осуждать, а сказать им: «Простите Христа ради». Или отойти молча, помолившись: «Господи! Прости мне грехи мои, как и я этому человеку прощаю!»
Что означает слово «воцерковленный»?
— Воцерковленный христианин — это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни — спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианского — норма жизни, пост для него не просто ограничение в пищи и питии, но и время покаяния о своих грехах, церковные праздники — время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное — к нему самому.
Воцерковление человека прямо влияет на его служебные и личные отношения. Они становятся ярче, глубже и ответственнее. Нарушая церковные установления, он понимает, что поступает не просто неправильно, но обедняет и губит этим свою жизнь. И при первой же возможности он прибегает к Таинствам Исповеди и Причащения, видя в них единственно возможное лекарство для исцеления своей души. Наконец, воцерковленный человек — это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, для которого всякое отдаление от нее мучительно и трагично. Невоцерковленному человеку лишь предстоит обрести в себе такое сыновное чувство и понять, что вне Церкви нет спасения.
С чего начать воцерковление?
— Молитва, посещение храма, регулярное участие в Таинствах Исповеди и Причащения — являются началом и основой церковной жизни православного христианина.
Какие могут быть препятствия на пути воцерковления?
— Препятствиями на пути воцерковления могу служить те соблазны и нестроения, которые иногда встречаются в церковной жизни. Эти соблазны и пороки бывают действительные, реальные, но бывают и кажущиеся, надуманные. Но в любом случае для правильного отношения к ним необходимо всегда помнить о том, что Церковь по своей природе одновременно и небесная, и земная. Небесное в Церкви — это действующий в ней Господь, Его благодать, Его угодники и бесплотные ангельские силы. А земное — люди. Поэтому и в церкви можно столкнуться с человеческими недостатками, совершенно «земными» интересами, немощами людей. В этом случае очень легко соблазниться и разочароваться. Но надо попытаться это правильно понять. Люди приходят в церковь спасаться, но при этом они не становятся автоматически святыми. Они приносят сюда свои болезни, страсти, свои греховные навыки. Многие с Божией помощью побеждают себя, свои худые наклонности, но на это иногда уходят годы.
Также необходимо знать, что враг спасения всегда стремится поссорить, разобщить людей, восстановить их друг против друга. И тут главное его оружие — это ложь. Он показывает то, чего реально нет, мелкие промахи представляет страшными преступлениями.
Надо всегда помнить, что очень многое зависит от того, с каким помыслом, с каким внутренним устроением оценивает человек окружающую его реальность. Замечательно рассуждает о том, на сколько зависит оценка этой реальности от «помысла», старец Паисий Афонский: «Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «Насчет цветов не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот вон в той канаве полным-полно». И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!». И пчела начнет перечислять тебе множество разных цветов — садовых и полевых. Видишь: муха знает только о помойках, а пчела — о том, что неподалеку растет лилия, а чуть подальше распустится гиацинт.
Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а другие на муху. Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивает что-то плохое, и занимаются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всем». «Если хочешь помочь Церкви, исправь себя самого, и сразу исправится одна частичка Церкви. Если бы это все, естественно, исправилась бы Церковь».
Человек, осуждающий чужие недостатки и грехи, сам со временем приходит в полное духовное расстройство и никому таким образом помочь не может, а может только навредить.
И, напротив, христианин, проводящий внимательную жизнь, работающий над собой, борющийся со своими страстями, становится добрым примером и помощником для тех, кто находится рядом с ним. И в этом (в том, чтобы делать то, к чему призван каждый на своем месте, стараясь, чтобы это было по Богу) заключается самая реальная польза, которую может принести верующий человек всей Церкви.
Как и с чего начать духовную жизнь?
— «Обратись к Господу и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои преткновения. Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость» ( Сир. 17:21–23 ).
Духовная жизнь — это внутренняя жизнь. Надо больше внимать внутреннему состоянию души, состоянию совести, стремиться жить по заповедям Божиим, постоянно следить за мыслями, чувствами, никого не осуждать, ни на кого не раздражаться и всех прощать.
Для желающего начать духовную жизнь необходимо:
1) Обратиться с молитвой к Богу, прося Его даровать чистую, глубокую веру, без которой нет спасения души.
2) Приобрести Священное Писание и прочитать Новый Завет. Причем, прочитав его первый раз полностью, вновь открыть сначала и каждый день читать по одной или две главы, не торопясь, внимательно, размышляя над прочитанным, стараясь вникнуть в смысл заложенного в тексте Божественного Откровения. Хорошо и полезно при этом читать Толкования на Новый Завет (например, блаж. Феофилакта Болгарского).
Можно начинать знакомство со Священным Писанием с прочтения Детской Библии, в которой простым доступным языком изложена вся история взаимоотношений Бога и человека, кратко и ясно описаны земная жизнь Господа Иисуса Христа и Его учение о Царствии Божием.
Желательно также приобрести и прочитать «Закон Божий», составленный протоиереем Серафимом Слободским, книгу, в которой объясняются основы вероучения, заповеди Божии, основные молитвы, правила поведения в храме.
3) Начать чтение святоотеческих книг, составляющих сокровищницу духовных знаний.
Подбор святоотеческой литературы для чтения есть дело сугубо индивидуальное, совершаемое по благословению духовного наставника, но есть авторы, чьи труды, понятны и полезны всем. Это епископ Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Из современных авторов — книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина). И, конечно, душеполезно для всех читать жития святых.
4) Для того чтобы начать обучение молитве, необходимо приобрести «Православный молитвослов» — сборник молитв, составленных святыми отцами, людьми, всю свою жизнь посвятившими служению Богу и настолько очистившими свои души, что Господь сотворил их сосудами Благодати, проводниками Божественного Откровения. Можно сказать, что Сам Дух Божий продиктовал святым отцам тексты молитв, которые Церковь впоследствии включила в сборник для всеобщего употребления.
5) Соблюдать установленные Церковью постные дни и все многодневные посты.
6) Регулярно участвовать в таинствах Исповеди и Причащения. Наиболее распространенной является частота Причащения один раз в три недели. Возможно это делать и чаще, испросив благословения у священника.
7) Необходимо молить Бога о даровании духовного руководителя — священника, которому можно было бы доверить свою душу для духовного руководства.
Чего надо остерегаться, чтобы не повредить своей душе?
— Не следует вступать в прения и слушать сектантов, убеждающих, что их вера — самая правильная.
Прежде, чем войти в незнакомый храм, надо узнать, не «служат» ли в нем раскольники.
Не следует ходить для молитвы и к «инославным» (т.е. не православным христианам).
Нельзя общаться с представителями оккультизма, «Белого братства», «Богородичного центра», мормонами, восточными и псевдовосточными кришнаитами, рериховцами, экстрасенсами, колдунами и «бабками», многочисленными «православными целителями». Общение с ними наносит сильный вред не только духовному, но и телесному здоровью.
Не нужно слушать людей, распространяющих различные суеверия. Не стоит брать ни у кого самодельных, переписанных от руки или отпечатанных на машинке молитв и заклинаний, хоть дающий и будет убеждать: «Это очень сильная молитва!» Если же что-то подобное уже взято, надо подойти к священнику и показать ему, священник скажет, как с этим поступить.
Со всеми проблемами следует обращаться к духовнику или к служащему в храме священнику. Не надо обижаться на священника, если покажется, что он оказал недостаточно внимания, важно помнить о том, что есть и другие люди, которые также нуждаются в пастыре. Надо стараться внимательно слушать проповеди священников, читать православную духовную литературу, в которой можно найти ответы на все касающиеся духовной жизни вопросы.
Не следует увлекаться политическими страстями — народ имеет таких правителей, каких заслуживает по своему духовному состоянию; изменять нужно, прежде всего, свою собственную греховную жизнь, улучшит каждый себя — улучшится и окружающий мир.
Важно помнить, что у человека нет ничего дороже собственной души, не стоит увлекаться безудержной погоней за мирскими ценностями, отнимающими силы и время, опустошающими и убивающими душу.
Нужно благодарить Бога за все посылаемое: радости и скорби, здоровье и болезни, богатство и нужду, так как все приходящее от Него есть благо; и даже скорбями, подобно горькому лекарству Господь исцеляет греховные язвы человеческих душ.
Встав на путь христианской жизни, надо не малодушествовать, не суетиться, «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» ( Мф. 6:33 ) — все необходимое даст Господь в свое время.
Во всех своих поступках и словах надо руководствоваться главной заповедью любви к Богу и ближним.
Можно ли христианину пить вино?
— «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе — вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души — вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны. На пиру за вином не упрекай ближнего и не унижай его во время его веселья: не говори ему оскорбительных слов и не обременяй его требованиями» ( Сир. 31:31–37 ). «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Еф. 5:18 ).
Почему курение — грех?
— Курение потому признается за грех, что эта привычка, именуемая даже в светском обществе вредной, порабощает себе волю человека, заставляет вновь и вновь искать своего удовлетворения, в общем, имеет все признаки греховной страсти. А страсть, как известно, доставляет душе человека только новые муки, лишает ее свободы. Иногда курильщики говорят, что сигарета помогает им внутренне успокоиться и сосредоточиться. Однако известно, что никотин действует разрушающе на мозг и нервную систему. А иллюзия успокоения возникает потому, что никотин оказывает еще и тормозящее воздействие на рецепторы головного мозга. Греховным является все, чем человек наносит вред своему здоровью. Здоровье — дар Божий.
Чем опасна нецензурная брань?
— Слово играет большую роль в жизни человека, который, в отличие от всех остальных живых существ назван существом словесным. Слово есть воплощенная мысль и выражение чувств человека. У каждого человеческого слова есть свой дух, сокровенное содержание, которое влияет на душу человека в зависимости от того, какое это слово. Слова молитв облагораживают и приближают душу к Богу, а грязные и нечистые слова приближают душу к тем невидимым существам, которые сами нечисты. Известно, что одержимость нечистыми духами иногда проявляется в виде жуткого сквернословия. И потому тот, кто приучает себя произносить скверные слова, невольно склоняет самого себя к одержимости. Действительно, не одержимость ли тот случай, когда матершинники уже просто не могут говорить без скверных слов, и если вынуждены в определенных условиях долго сдерживать себя, то чувствуют внутреннее побуждение к мату, как будто внутри кто-то требует произнести злое слово. Так что погубить свою бессмертную душу можно простой привычкой произносить нечистые слова. «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишъся» ( Мф. 12:37 ).
Накажет ли Бог тех, кто смотрит телевизор?
— Церковь не запрещает смотреть телевизор, она предупреждает, как опасно быть зависимым от телевизора. Даже не говоря о передачах, разрушающих сознание и души детей и взрослых. Надо уметь выбирать, что полезно, а что вредно и губительно для души. Есть немало и хороших передач, в том числе православных, но немало в других передачах и откровенного развращения, насилия, ненависти к человеку. Надо уметь вовремя нажать кнопку. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( 1 Кор. 6:12 ).
Могут ли православные христиане содержать в своем освященном жилище собаку?
— Мнение о недопустимости нахождения собак в квартирах и иных помещениях, где есть иконы и другие святыни является суеверием. Собака, равно как и иные не опасные для людей животные, могут жить в жилище христиан. При этом необходимо предпринимать меры предосторожности, чтобы домашние питомцы не имели доступа к святыням (иконам, святым книгам, антидору, святой воде и т.д.).
В чем разница между религией и наукой?
— Религия и наука — две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут входить в соприкосновение, но противоречить друг другу они не могут. Религия движет науку в том смысле, что она пробуждает и поощряет дух исследования. Сама Библия учит: «Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью» ( Притч. 15:14 ). «Послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» ( Притч. 1:5 ).
Обе — религия и естественная наука — требуют для своего обоснования веры в Бога, только для религии Бог стоит в начале, а для науки — в конце всего мышления. Для религии Он является фундаментом, для науки — венцом разработки миросозерцания. Человек нуждается в естественных науках для познания, а в религии — для действования (поведения).
Для чего человек живет на земле?
— Земная жизнь дана человеку для подготовки к жизни вечной. Подлинный смысл жизни может заключаться лишь в том, что не исчезает со смертью человека, поэтому искать этот смысл надо в благе не для тела, а для бессмертной души — в ее добродетельных качествах, с которыми она пойдет к Богу. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2 Кор. 5:10 ). Душа бессмертна, и наслаждаться приобретенным даром благодати сможет вечно. «Благодатию вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение — созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф. 2:8–10 ). Однако, чтобы душа смогла наслаждаться не только здесь, на земле, необходимо ее просвещать, воспитывать, обучать, чтобы духовно возрастать и совершенствоваться, чтобы она смогла вместить ту радость, которую Господь предуготовил всем любящим Его.
Именно в поиске добра и творении его, постепенном, но неуклонном взращивании в душе всей полноты любви, на которую она по своей природе способна, в поступательном продвижении души на пути к Богу — в этом обретается единственный истинный, непреходящий смысл жизни человека. Цель жизни — подражание Христу, стяжание Духа Святого, постоянное богообщение, познание и исполнение воли Божией, то есть в богоуподоблении. Цель жизни достижима при условии воплощения главного смысла ее, который заключается в непрестанном возрастании в любви к Богу и людям: «Возлюби Господа Бога Твоего…, и ближнего твоего, как самого себя» ( Мк. 12:30–31 ). Пример всесовершенной жертвенной любви дал Сам Спаситель, пойдя на крестные страдания ради спасения всех людей (см. Ин. 13:15 ). «Подобны будьте мне, как я Христу» ( 1 Кор. 4:16 ).
Если нет стремления к этому, то жизнь, с христианской точки зрения, бесцельна, бессмысленна и пуста. Но чтобы стяжать Духа Святого, надо очистить сердце от страстей и, прежде всего, от гордыни — матери всех пороков и грехов.
Всю земную жизнь человек должен посвятить заботе о своей бессмертной душе, которая будет жить вечно, а не о теле и не о приобретении земных временных благ. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мк. 8:36 ).
Источник: Православная газета, Екатеринбург.