С чего начинается духовная жизнь

Как начать духовную жизнь

Самый началь­ный этап, первое, чему мы должны научиться, – это каждое вос­кре­се­нье быть в храме. Если мы этому не научимся, мы не научимся нико­гда ничему. Если чело­век не посе­щает храм хотя бы раз в неделю, то ни о какой духов­ной жизни вообще речи быть не может, за исклю­че­нием осо­бен­ных обсто­я­тельств: чело­век служит в армии, лежит в боль­нице и так далее. Но явля­ется ли посе­ще­ние храма каждое вос­кре­се­нье духов­ной жизнью? Нет, конечно, нет. Можно всю жизнь каждое вос­кре­се­нье ходить в храм и так ничего и не понять; но и без этого невоз­можно.

В мате­ма­тике исполь­зу­ется такое поня­тие: необ­хо­ди­мое и доста­точ­ное усло­вие. Так вот это усло­вие необ­хо­ди­мое, но не доста­точ­ное. А что же еще? Нужно научиться читать утрен­ние и вечер­ние молитвы, молитвы перед едой и после еды. Если мы себя еще к этому не при­учили, ника­кого сле­ду­ю­щего шага сде­лать невоз­можно. Но даже если мы уже регу­лярно, не опус­кая нико­гда, читаем молитвы утрен­ние, вечер­ние, перед едой, после еды, на всякое дело, после вся­кого дела, можно ли это назвать молит­вой? Конечно, нет, избави Бог, кто так думает, – это еще не молитва, это просто чтение пра­вила, более или менее вни­ма­тель­ное. Но без этого необ­хо­ди­мого шага мы не сможем при­бли­зиться к Цар­ствию Небес­ному.

Дальше нужно испра­вить свою жизнь по вет­хо­за­вет­ным запо­ве­дям, кото­рые даны были за пол­торы тысячи лет до Христа. Если мы этого не сде­лаем, мы вообще, строго говоря, не можем даже в храм ходить. Какие это запо­веди? Знай Бога еди­ного, не покло­няйся другим богам, чти Его. Что это значит? Это значит, что в нашей жизни Бог должен быть на первом месте. Ни дача, ни работа, ни друзья – ничто, а только Бог. Пока этого нет, ни о какой духов­ной жизни речи тоже быть не может. «Не сотвори себе кумира»– это подоб­ная запо­ведь, то есть ничто не должно от нас засло­нять Бога: ни чело­век, ни пред­мет, ни какое-то заня­тие. «Помни день суб­бот­ний» – это отно­сится как раз к вос­крес­ному посе­ще­нию храма. Не убивай, не блуди, не ври, не зави­дуй, не воруй – если какую-то из этих древ­них, дохри­сти­ан­ских запо­ве­дей мы нару­шаем, то как же мы можем стать хри­сти­а­нами? Если мы врем, зави­дуем, не дай Бог, еще блудим, мы нахо­димся вне Церкви. Поэтому надо этим запо­ве­дям научиться.

А если чело­век научится вет­хо­за­вет­ным запо­ве­дям, уже не будет уби­вать, воро­вать, блу­дить, врать, тво­рить себе кумира, будет ходить каждое вос­кре­се­нье в храм – будет ли это духов­ная жизнь? Нет, избави Бог так думать, это будет только шаг по направ­ле­нию к ней. Юноша бога­тый пришел к Иисусу и сказал: я все это имею с дет­ства. Но все-таки он не стал уче­ни­ком Хри­сто­вым, то есть испол­не­ния вет­хого закона для хри­сти­а­нина еще недо­ста­точно. А мы даже из него мно­гого еще не умеем делать – и уже меч­таем о том, чтобы у нас была чистая молитва и так далее. Это совер­шенно невоз­можно. В духов­ной жизни можно идти только по сту­пе­ням, от более про­стого к более слож­ному, как в любом деле, возьми хоть фигур­ное ката­ние или архи­тек­туру.

Раньше, лет триста тому назад, если чело­век не постился в среду и пят­ницу, уж не говоря о том, чтобы, напри­мер, Успен­ский пост не соблю­дать, он не счи­тался членом Церкви. Один из вопро­сов на испо­веди был: как ты соблю­да­ешь пост? А для многих из нас и это еще трудно, мы забы­ваем иногда, что пост идет. Боль­шой ли это грех, если чело­век не помнит о посте? Да нет, в этом нет греха, это просто сви­де­тель­ствует о том, что жизнь Церкви для чело­века чужда; он зани­ма­ется какими-то своими делами и так далек от Церкви, что о ней забы­вает. Его соб­ствен­ная жизнь настолько увле­ка­тельна, что жизнь Церкви для него пред­став­ляет инте­рес побоч­ный. Это сви­де­тель­ство несо­вер­шен­ства дан­ного чело­века. Поэтому, если мы стре­мимся к тому совер­шен­ству, кото­рое нам Гос­подь пред­пи­сы­вает, тогда, конечно, надо эту неис­прав­ность обя­за­тельно устра­нить.

Но и соблю­де­ние поста по всем пра­ви­лам, по всем уста­вам – это еще не есть духов­ная жизнь. А что же такое духов­ная жизнь? Духов­ная жизнь не зави­сит от чело­века, она пода­ется Богом, если чело­век соблю­дает неко­то­рые усло­вия. Усло­вия эти есть запо­веди Хри­стовы. Пред­ста­вим себе, что мы уже научи­лись вет­хо­за­вет­ные запо­веди испол­нять, соблю­даем закон, соблю­даем поря­док, чин, то есть стали по всему бла­го­че­сти­выми иуде­ями. Тогда нам нужно сде­лать сле­ду­ю­щий шаг – научиться испол­нять запо­веди Хри­стовы. Нам надо изу­чить Нагор­ную про­по­ведь, посмот­реть, что Гос­подь от нас тре­бует. А Он тре­бует от нас новой нрав­ствен­но­сти. Он гово­рит: «Не нару­шить пришел Я закон, но испол­нить»– то есть вос­пол­нить, новое содер­жа­ние туда влить, еще боль­шее. Влить в мехи новое, моло­дое вино запо­ве­дей Хри­сто­вых. Тут уже совер­шенно другие тре­бо­ва­ния: о любви к врагам, напри­мер, о про­ще­нии обид. И вот если чело­век испол­нит эти тре­бо­ва­ния, испра­вит свои поступки, слова, мысли и чув­ства, если он по устро­е­нию своей души станет сродни Христу, тогда Гос­подь по Своей мило­сти все­ляет в него бла­го­дать Божию. Это все­ле­ние бла­го­дати Божией в чело­века и есть духов­ная жизнь.

Когда чело­век сам, своими соб­ствен­ными уси­ли­ями пыта­ется что-то сде­лать, то, есте­ственно, ничего не полу­ча­ется. Поэтому многие из нас очень удив­ля­ются: что же такое, вот я пра­вила читаю-читаю, а все у меня вни­ма­ние рас­се­и­ва­ется, все мне какие-то злые мысли при­хо­дят, какие-то нечи­стые помыслы оса­ждают. И не пони­мает чело­век, что изба­виться от этого он может только по бла­го­дати Божией, без нее это невоз­можно. А бла­го­дать Божия поэтому и назы­ва­ется бла­го­дать, что это благой дар от Бога. А как дар можно вос­хи­тить? Невоз­можно, потому что он пре­вы­шает всякую мыс­ли­мую, воз­можно дости­жи­мую чистоту чело­века. Дар – это всегда даре­ние. И все дело в том, захо­чет ли Гос­подь как лич­ность нам этот дар дать или не захо­чет. Какими мы должны для этого стать? Вот в чем задача жизни хри­сти­а­нина: стать таким, чтобы Гос­подь ему дар этот дал.

Свя­тыми отцами заме­чено, что если чело­век усерд­ствует в бла­го­че­стии, изо всех сил ста­ра­ется запо­веди Хри­стовы испол­нять, ста­ра­ется про­щать, никого не осуж­дать, всем ока­зы­вать любовь, ста­ра­ется быть таким, каким его хотел бы видеть Гос­подь, то Гос­подь, видя его усер­дие, начи­нает ему в этом помо­гать и помо­гает до тех пор, пока чело­век не осво­бо­дится от своего про­шлого, вет­хого чело­века. И тогда для него начи­на­ется новая жизнь во Христе. Вот так посте­пенно, начи­ная с малого и кончая вели­ким, каждый дости­гает в свою меру, кто сколько потру­дится. Для каж­дого из нас есть оби­тель в Цар­ствии Небес­ном; каждый может этого достичь, надо просто сде­лать выбор: а что для тебя слаще? Цар­ствие Небес­ное, о кото­ром ты не знаешь, что это такое, но выби­ра­ешь просто по одному дове­рию слову Божию, или грех, всю сла­дость и горечь кото­рого ты уже вкусил и испы­тал? Вот два пути, два образа жизни.

Источник

Как начать духовно развиваться и прийти к гармонии с собой

В статье рассказывается:

Духовность – важная составляющая человеческой жизни. Она напрямую связана как с психоэмоциональным состоянием, так и с физическим. Проявляясь у каждого в своей форме, духовность обладает удивительной энергией. Она способна возродить веру в себя и других людей, дарит надежду, вселяет ощущение единения, укрепляет наши цели и наделяет жизнь смыслом.

Не так-то просто идти этим путем, ведь он невероятно труден. Порой возникают сомнения: не оставить ли все так, как есть, ведь привычная жизнь комфортна, хотя порой многое в ней нас не устраивает. Но, выбрав рост, вы уже не сможете вернуться к прежней жизни, вы пойдете вверх по ступням развития. Прочитайте наши советы, как начать духовно развиваться, и вы поймете, что в современном мире это именно то, чего не хватает многим из нас.

Понятие духовного развития

Для начала разберемся, что такое духовный рост. Он происходит только тогда, когда вы устанавливаете контакт со своей душой, начинаете слышать свой внутренний голос. Возможно, в первое время вам будет трудно этого добиться. Советуем вам каждый день выделять время для себя, находить возможность побыть наедине с собой. Тогда этот процесс пойдет быстрее. Со временем вы почувствуете, что пришли к гармонии с собой и миром. Вы откроете в себе источник силы, который позволит вам жить более полной и счастливой жизнью, стать хозяином своей судьбы.

С чего начинается духовная жизнь. Смотреть фото С чего начинается духовная жизнь. Смотреть картинку С чего начинается духовная жизнь. Картинка про С чего начинается духовная жизнь. Фото С чего начинается духовная жизнь

Так вы сможете лучше узнать и понять себя, свои сильные и слабые стороны, научитесь принимать себя. Духовный рост означает, что вы будете гармоничной личностью, у которой тело, разум и душа живут в согласии и стремятся к единым целям. Не стоит думать, что стремление к духовному росту сделает вас человеком «не от мира сего», «белой вороной» или что вам придется отказаться от своих привычных дел и постоянно медитировать в позе лотоса. Это распространенные заблуждения.

Не менее ошибочно полагать, что для разрешения вопроса «Как начать духовно развиваться?» вам придется жить по правилам и заповедям какой-либо религии. Процесс духовного развития не означает, что вы непременно придете к Богу, станете верующим человеком.

Разумеется, мы не хотим сказать, что религии не должно быть места в вашей жизни. Есть такие люди, которым она действительно помогает духовно расти. Но в целом духовный рост – это процесс увеличения вашей осознанности и понимания того, каким именно человеком вы являетесь. Он дает ключ к вашей внутренней сущности, с которой вы пока можете быть совсем не знакомы.

Основы духовного развития

Препятствия на пути духовного развития

Как самостоятельно развиваться духовно, с чего начать? Начните с того, чтобы убрать возможные препятствия. У большинства людей есть какие-либо психологические проблемы, в основном идущие из детства. Они серьезно мешают духовному развитию. Например, вы можете не верить в себя, считать себя никчемным человеком, не доверять окружающим, не подпускать их к себе, замыкаться в своем мирке потому что родители с детства не верили в вас.

С чего начинается духовная жизнь. Смотреть фото С чего начинается духовная жизнь. Смотреть картинку С чего начинается духовная жизнь. Картинка про С чего начинается духовная жизнь. Фото С чего начинается духовная жизнь

Это может произойти, если в вашем детстве родители демонстрировали, что не верят в вас. Они могли окружать вас чрезмерной опекой, принимать за вас решения, заявляя, что сами вы обязательно решите неверно.

Если ваши родители были излишне тревожными и требовали от вас полного послушания, чтобы вы не влипли в неприятности, во взрослом возрасте вам будет трудно обрести душевный покой.

Если ваши родители были суровыми и требовательными, вам будет трудно освоить навык безусловной любви. Ведь если вы выросли в атмосфере строгости, неодобрения, критики, у вас нет внутренних ресурсов на любовь к другим людям. Она всегда начинается с любви к себе, но ваши родители сделали многое для того, чтобы вы себя любить не умели.

Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной

С чего начинается духовная жизнь. Смотреть фото С чего начинается духовная жизнь. Смотреть картинку С чего начинается духовная жизнь. Картинка про С чего начинается духовная жизнь. Фото С чего начинается духовная жизнь

Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.

Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.

Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа. Скачивай и используй уже сегодня:

С чего начинается духовная жизнь. Смотреть фото С чего начинается духовная жизнь. Смотреть картинку С чего начинается духовная жизнь. Картинка про С чего начинается духовная жизнь. Фото С чего начинается духовная жизнь

Пошаговая инструкция “Как совершить финансовый прорыв”

5 шагов для привлечения денег в жизнь за 2 недели

С чего начинается духовная жизнь. Смотреть фото С чего начинается духовная жизнь. Смотреть картинку С чего начинается духовная жизнь. Картинка про С чего начинается духовная жизнь. Фото С чего начинается духовная жизнь

Руководство “Как построить здоровые отношения”

5 ошибок, которые убивают любовь

С чего начинается духовная жизнь. Смотреть фото С чего начинается духовная жизнь. Смотреть картинку С чего начинается духовная жизнь. Картинка про С чего начинается духовная жизнь. Фото С чего начинается духовная жизнь

Инструкция по поиску своего предназначения

16 вопросов, которые помогут найти свое дело

С чего начинается духовная жизнь. Смотреть фото С чего начинается духовная жизнь. Смотреть картинку С чего начинается духовная жизнь. Картинка про С чего начинается духовная жизнь. Фото С чего начинается духовная жизнь

Чек-лист “Как гарантированно исполнить желание за 30 дней”

7 уроков для достижения жизни Мечты

Для того чтобы быть осознанным человеком, нужно не иметь психологических проблем, подталкивающих к уходу от реальности, мешающих быть «здесь и сейчас». Проблемы психики заставляют человека подавлять эмоции, прятать свои желания. Но без контакта с эмоциями и окружающей реальностью осознанность невозможна.

Если вы понимаете, что у вас есть психологические проблемы, но вам хочется духовно развиваться, постарайтесь избавиться от них. Обратитесь к профессиональному психологу, работающему в технике КПТ-терапии или владеющему гештальт-терапией. Подойдите к выбору специалиста разумно и взвешенно, чтобы найти того, кто действительно поможет в восстановлении вашей психики.

Положительные стороны духовного развития

Если вы заинтересовались понятием духовного роста, это важный момент в вашей жизни. А если вы задались вопросом, как начать духовно развиваться, значит, сделали большой шаг на пути к счастливому и гармоничному существованию.

Когда вы начнете это делать, то сразу «убьете нескольких зайцев». Вы начнете больше верить в себя и в свои силы. Вы сблизитесь с людьми и сможете обрести новых друзей. Вы начнете лучше осознавать окружающую реальность и понимать, каково ваше место в ней. Конечно, будут и трудности. Но если вы станете рассматривать их как дополнительные возможности для духовного роста, то извлечете из них пользу. Ведь трудности показывают ваши слабые места, а значит, вы понимаете, куда направить усилия, где наращивать душевную броню.

Духовный рост поможет вам стать внутренне спокойным и целостным человеком, научит безусловной любви к окружающим, поможет поверить в себя. Все это будет очень полезно на вашем жизненном пути. Если ваш духовный рост будет идти последовательно и устойчиво, вас не сломят никакие беды и проблемы. Вы всегда сможете черпать силу из веры в себя и из любви к миру. Там, где другой человек сломается и опустит руки, вы только станете сильнее.

13 советов по духовному развитию

Желание духовно развиваться не означает, что вы должны отказаться от материнства или от любимой работы, уйти от мирской суеты в ашрам и отрешиться от всего материального. Чтобы начать духовно развиваться, нужно поставить себе цель стремиться к гармонии во всех сферах вашей жизни, будь то личные отношения, карьера или здоровье. С каких именно действий начать? Мы расскажем вам о самых эффективных.

С чего начинается духовная жизнь. Смотреть фото С чего начинается духовная жизнь. Смотреть картинку С чего начинается духовная жизнь. Картинка про С чего начинается духовная жизнь. Фото С чего начинается духовная жизнь

Приглашение на Субботнюю Перезагрузку действует только до 01 января 10:00

Введи e-mail, на который придет приглашение:

Как гарантированно исполнить любую мечту за 30 дней

С чего начинается духовная жизнь. Смотреть фото С чего начинается духовная жизнь. Смотреть картинку С чего начинается духовная жизнь. Картинка про С чего начинается духовная жизнь. Фото С чего начинается духовная жизнь

Основатель крупнейшей онлайн-школы осознанности «Поток»

С чего начинается духовная жизнь. Смотреть фото С чего начинается духовная жизнь. Смотреть картинку С чего начинается духовная жизнь. Картинка про С чего начинается духовная жизнь. Фото С чего начинается духовная жизнь

Бедный человек не тот, у которого нет
ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.

С чего начинается духовная жизнь. Смотреть фото С чего начинается духовная жизнь. Смотреть картинку С чего начинается духовная жизнь. Картинка про С чего начинается духовная жизнь. Фото С чего начинается духовная жизнь

Какая твоя истинная мечта?

Возможно все! В моей школе более 100,000 людей уже исполнили свои самые заветные мечты.

10 техник для духовного развития на каждый день

Как же духовно развиваться мужчине или женщине, с чего начать? Сейчас мы расскажем вам про десять простых техник для духовного развития, которые подойдут любому человеку, независимо от пола. Их можно выполнять каждый день. С помощью этих техник вы избавитесь от упадка сил и грустного настроения, на душе у вас будет свободно и радостно. Даже если сейчас вы проходите через какие-то жизненные сложности, эти техники помогут вам быть в ресурсном состоянии и видеть позитивные стороны ситуаций.

Дыхание и счет помогут вам избавиться от вспыхнувшего напряжения и агрессии. Однако если по какой-то причине после практики вы продолжаете чувствовать бурление негативных эмоций, не сдерживайте их. Выскажите обидчику все, что хочется ему сказать. Подавлять эмоции очень вредно и опасно для организма, это приводит к психосоматическим заболеваниям.

Что бы вокруг вас ни происходило, пусть у вас в приоритете будут ваше здоровье и душевный покой.

Практика вопросов позволит вам двигаться вперед по пути самосовершенствования и лучше понять, как же начать духовно развиваться.

Жизнь в Потоке. Как понять, что ты в Потоке, простой тест!

С чего начинается духовная жизнь. Смотреть фото С чего начинается духовная жизнь. Смотреть картинку С чего начинается духовная жизнь. Картинка про С чего начинается духовная жизнь. Фото С чего начинается духовная жизнь

Воздух. Эту практику можно также выполнять на улице или на балконе. Подставьте лицо ветру, поднимите голову к небу и закройте глаза. Представьте, как ветер уносит ваши тревоги и печали, очищая место для радостных событий и позитивных эмоций.

Вода. Эту практику вы с удовольствием выполните вечером после долгого дня. Наполните ванну тёплой водой, а если у вас мало времени, то просто примите душ. Погрузитесь в потоки воды, ощутите ее спокойствие, прочувствуйте, как ваше тело расслабляется, как душа становится умиротворённой. Почувствуйте, как вода смывает с вас усталость, волнения, все неприятности дня.

Огонь. Для выполнения этой практики вам потребуется свеча. Зажгите ее и смотрите на огонь. Сделайте свой взгляд как можно более пристальным и сосредоточенным, не моргайте и ни на что не отвлекайтесь. Представляйте, как огонь превращает в пепел и золу все ваши негативные эмоции, обиды, пустые мечты, сожаления о прошлом. Мысленно сожгите это все и смело смотрите в будущее.

Если вы задумались о том, как начать духовно развиваться, значит, готовы сделать важную инвестицию в свое будущее. Все практики и техники по саморазвитию помогут вам быть в мире с собой, поддерживать позитивный настрой, мыслить четко, не поддаваясь страхам и заблуждениям.

С чего начинается духовная жизнь. Смотреть фото С чего начинается духовная жизнь. Смотреть картинку С чего начинается духовная жизнь. Картинка про С чего начинается духовная жизнь. Фото С чего начинается духовная жизнь

Поймите главное: все, что нужно для духовного развития, не приходит извне, оно уже находится у вас внутри. Это наша душа, чувства и помыслы. Духовное развитие происходит у человека тогда, когда он старается мыслить и поступать по совести и не теряет контакта со своей душой. Это постоянный путь, с которого нельзя сворачивать, а не единоразовая акция.

Источник

О главных признаках правильной духовной жизни

С чего начинается духовная жизнь. Смотреть фото С чего начинается духовная жизнь. Смотреть картинку С чего начинается духовная жизнь. Картинка про С чего начинается духовная жизнь. Фото С чего начинается духовная жизнь

Однажды меня кто-то спросил: «Как понять, что я веду правильную церковную жизнь? Некоторые часто ходят в церковь, молятся, участвуют в богослужениях, Таинствах, но я не вижу заметных изменений в их жизни, точнее, наблюдаю то же, что и в миру, ожидал от них чего-то большего. Какие признаки правильной церковной жизни?»

Не могу сказать, что существует определенное количество признаков. Подсчеты делает Бог, потому что изменения бывают внутренние, тайные, сокрытые от внешней среды. С одной стороны, о происходящем в тайниках твоей души знаешь только ты и Бог, а с другой, нечто определяется по твоему поведению с супругой или супругом, с детьми, с окружающими. Некоторые пожилые люди говорят: «Я с самого детства хожу в храм». И что? Каков результат? Чего ты достиг за эти годы? Нельзя же сказать, что посещаю тренажерный зал, скажем, 5 лет и 5 месяцев, имел вес 80 кг, а сейчас 110 кг. Учу уже много лет английский, а в аэропорту не могу трех слов связать. Когда ты говоришь, что находишься рядом с Христом, то будут плоды, по-другому никак. Твоя внутренняя жизнь так или иначе проявится вне. Приближаясь к Христу, ты счастье обретаешь не вовне, а внутри себя, то есть не печалишься из-за тех или иных событий, не разочаровываешься по пустякам. Кто-то что-то скажет – обижаешься, плохая погода на улице – впадаешь в меланхолию, человек же, преуспевающий в духовной жизни, ощущает мир и спокойствие в глубине своего сердца, и это проявляется во всех его действиях. Святой Исаак Сирин говорил: «Представь себе, что говоришь пьяному: у тебя загорелся дом». Тот отвечает: «Ничего, пусть горит». Это, конечно, метафора. Твое же опьянение, твое счастье – это то, что Церковь называет блаженством. Когда имеешь блаженство Святого Духа в себе, никакие внешние факторы не могут нарушить твой внутренний покой.

Вспоминаю слова матушки Гавриилы: «Не родился еще такой человек, который бы повредил моей душе, отнял бы мою радость». Почему так? Конечно же, были люди, которые ей досаждали, обижали, причиняли беспокойство, клеветали на нее. Как ты себя ведешь с другими – твоя проблема. Как я отвечаю – моя жизненная позиция. Жизненная позиция – это тема выбора. Я хочу и отвечаю именно так. Если ты начинаешь нервничать и кричать, я смотрю на тебя, по словам преподобного Порфирия, как на раненого человека, ударившегося и истекающего кровью. Если я тебя вижу таким, то и мое поведение должно быть соответствующим. Нам следует становиться рассудительными, знать как свою душу, так и брата своего.

Однажды давно я разгневался на одного человека и общался с ним грубо. Тот на меня спокойно смотрел. По прошествии длительного времени я спросил у него: «Как ты вытерпел тогда все то, что я тебе говорил?» «Я понял, что у тебя какая-то проблема. И не хотел тебя огорчать еще больше, не хотел тебя обижать», – ответил он. Спокойно выслушай ближнего своего, но не впутывайся в его проблему. Это не значит, что ты пренебрежительно отнесешься к нему, попытайся его понять.

Однажды отец Паисий переправлялся на корабле с Дафни в Уранополис. Ему предложили отдельную комнату для монахов, чтобы избежать мирских людей. На что геронда ответил: «Как так? Почему я должен сидеть один, разве что-то скрываю? Мы же все одинаковы». Это очень важный момент. Следует осознать, что мы все братья во Христе и движемся к одной цели. Насколько духовно возрастаешь, настолько и соединяешься со своим ближним. Понимая слова Христа, что значит быть слугой для брата своего, осознаешь, что значит омыть ноги другому.

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевод с новогреческого Сергея Рудько

Источник

Для начинающих церковную жизнь

После Кре­ще­ния чело­век ста­но­вится чле­ном Церкви, а член­ство в любом обще­стве или орга­ни­за­ции пред­по­ла­гает нали­чие прав, обя­зан­но­стей и ответ­ствен­но­сти. Цер­ковь важ­нее любой зем­ной орга­ни­за­ции, так как имеет незем­ное про­ис­хож­де­ние и ее Гла­вой явля­ется Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Кре­ще­нием откры­ва­ется дверь в Цар­ство Небесное…

Что делать после Крещения?

— Прежде всего осо­знать, что после Кре­ще­ния чело­век ста­но­вится чле­ном Церкви, а член­ство в любом обще­стве или орга­ни­за­ции пред­по­ла­гает нали­чие прав, обя­зан­но­стей и ответ­ствен­но­сти. Цер­ковь важ­нее любой зем­ной орга­ни­за­ции, так как имеет незем­ное про­ис­хож­де­ние и ее Гла­вой явля­ется Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Кре­ще­нием откры­ва­ется дверь в Цар­ство Небес­ное и чело­веку дается право в эту дверь войти и при усло­вии испол­не­ния обя­зан­но­стей, кото­рыми явля­ются запо­веди Божии, насле­до­вать жизнь веч­ную. Ответ­ствен­ность озна­чает ответ или отчет о про­де­лан­ной работе по испол­не­нию обя­зан­но­стей, кото­рый каж­дый чело­век даст Богу на част­ном суде, то есть по окон­ча­нии зем­ной жизни и на все­об­щем Страш­ном суде, кото­рый будет после Вто­рого При­ше­ствия Хри­ста Спа­си­теля на землю. Путь ука­зан, дверь открыта, оста­ется только при­ло­жить уси­лия, чтобы по этому пути пойти, то есть начать воцерковление.

Как быть, если чув­ству­ешь себя неуве­ренно при посе­ще­нии храма, боясь сде­лать что-то не так?

— Не надо этим сму­щаться. Неуве­рен­ность быстро прой­дет, если начать регу­лярно ходить в храм. Чтобы больше узнать о пра­ви­лах пове­де­ния в храме можно при­об­ре­сти в цер­ков­ной лавке соот­вет­ству­ю­щую литературу.

Не сле­дует оби­жаться, если кто-то в храме не вполне кор­ректно сде­лал заме­ча­ние, напри­мер о том, что не той рукой и не так постав­лена свеча или что-то дру­гое сде­лано не верно. Надо поста­раться таких людей не осуж­дать, а ска­зать им: «Про­стите Хри­ста ради». Или отойти молча, помо­лив­шись: «Гос­поди! Про­сти мне грехи мои, как и я этому чело­веку прощаю!»

Что озна­чает слово «воцер­ко­в­лен­ный»?

— Воцер­ко­в­лен­ный хри­сти­а­нин — это тот, кто ясно пони­мает цель хри­сти­ан­ской жизни — спа­се­ние. Он сораз­ме­ряет свои мысли и поступки с Еван­ге­лием и Свя­щен­ным Пре­да­нием, хра­ни­мым Цер­ко­вью. Для такого чело­века хри­сти­ан­ского — норма жизни, пост для него не про­сто огра­ни­че­ние в пищи и питии, но и время пока­я­ния о своих гре­хах, цер­ков­ные празд­ники — время тор­же­ства о собы­тиях, име­ю­щих пря­мое отно­ше­ние к Про­мыслу Божию о спа­се­нии чело­века, а глав­ное — к нему самому.

Воцер­ко­в­ле­ние чело­века прямо вли­яет на его слу­жеб­ные и лич­ные отно­ше­ния. Они ста­но­вятся ярче, глубже и ответ­ствен­нее. Нару­шая цер­ков­ные уста­нов­ле­ния, он пони­мает, что посту­пает не про­сто непра­вильно, но обед­няет и губит этим свою жизнь. И при пер­вой же воз­мож­но­сти он при­бе­гает к Таин­ствам Испо­веди и При­ча­ще­ния, видя в них един­ственно воз­мож­ное лекар­ство для исце­ле­ния своей души. Нако­нец, воцер­ко­в­лен­ный чело­век — это тот, кто ощу­щает себя сыном Церкви, для кото­рого вся­кое отда­ле­ние от нее мучи­тельно и тра­гично. Нево­цер­ко­в­лен­ному чело­веку лишь пред­стоит обре­сти в себе такое сынов­ное чув­ство и понять, что вне Церкви нет спасения.

С чего начать воцерковление?

— Молитва, посе­ще­ние храма, регу­ляр­ное уча­стие в Таин­ствах Испо­веди и При­ча­ще­ния — явля­ются нача­лом и осно­вой цер­ков­ной жизни пра­во­слав­ного христианина.

Какие могут быть пре­пят­ствия на пути воцерковления?

— Пре­пят­стви­ями на пути воцер­ко­в­ле­ния могу слу­жить те соблазны и нестро­е­ния, кото­рые ино­гда встре­ча­ются в цер­ков­ной жизни. Эти соблазны и пороки бывают дей­стви­тель­ные, реаль­ные, но бывают и кажу­щи­еся, наду­ман­ные. Но в любом слу­чае для пра­виль­ного отно­ше­ния к ним необ­хо­димо все­гда пом­нить о том, что Цер­ковь по своей при­роде одно­вре­менно и небес­ная, и зем­ная. Небес­ное в Церкви — это дей­ству­ю­щий в ней Гос­подь, Его бла­го­дать, Его угод­ники и бес­плот­ные ангель­ские силы. А зем­ное — люди. Поэтому и в церкви можно столк­нуться с чело­ве­че­скими недо­стат­ками, совер­шенно «зем­ными» инте­ре­сами, немо­щами людей. В этом слу­чае очень легко соблаз­ниться и разо­ча­ро­ваться. Но надо попы­таться это пра­вильно понять. Люди при­хо­дят в цер­ковь спа­саться, но при этом они не ста­но­вятся авто­ма­ти­че­ски свя­тыми. Они при­но­сят сюда свои болезни, стра­сти, свои гре­хов­ные навыки. Мно­гие с Божией помо­щью побеж­дают себя, свои худые наклон­но­сти, но на это ино­гда ухо­дят годы.

Также необ­хо­димо знать, что враг спа­се­ния все­гда стре­мится поссо­рить, раз­об­щить людей, вос­ста­но­вить их друг про­тив друга. И тут глав­ное его ору­жие — это ложь. Он пока­зы­вает то, чего реально нет, мел­кие про­махи пред­став­ляет страш­ными преступлениями.

Надо все­гда пом­нить, что очень мно­гое зави­сит от того, с каким помыс­лом, с каким внут­рен­ним устро­е­нием оце­ни­вает чело­век окру­жа­ю­щую его реаль­ность. Заме­ча­тельно рас­суж­дает о том, на сколько зави­сит оценка этой реаль­но­сти от «помысла», ста­рец Паи­сий Афон­ский: «Когда неко­то­рые гово­рили мне, что соблаз­ня­ются, видя в Церкви много непо­до­ба­ю­щего, я отве­чал им так: «Если спро­сить муху, есть ли здесь в окрест­но­стях цветы, то она отве­тит: «Насчет цве­тов не знаю. А вот кон­серв­ных банок, навоза, нечи­стот вон в той канаве пол­ным-полно». И муха нач­нет по порядку пере­чис­лять тебе все помойки, на кото­рых она побы­вала. А если спро­сить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрест­но­стях какие-нибудь нечи­стоты?», то она отве­тит: «Нечи­стоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много бла­го­ухан­ных цве­тов!». И пчела нач­нет пере­чис­лять тебе мно­же­ство раз­ных цве­тов — садо­вых и поле­вых. Видишь: муха знает только о помой­ках, а пчела — о том, что непо­да­леку рас­тет лилия, а чуть подальше рас­пу­стится гиацинт.

Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а дру­гие на муху. Те, кто похож на муху, в каж­дой ситу­а­ции выис­ки­вает что-то пло­хое, и зани­ма­ются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доб­рого. Те, кто похож на пчелу, нахо­дят доб­рое во всем». «Если хочешь помочь Церкви, исправь себя самого, и сразу испра­вится одна частичка Церкви. Если бы это все, есте­ственно, испра­ви­лась бы Церковь».

Чело­век, осуж­да­ю­щий чужие недо­статки и грехи, сам со вре­ме­нем при­хо­дит в пол­ное духов­ное рас­строй­ство и никому таким обра­зом помочь не может, а может только навредить.

И, напро­тив, хри­сти­а­нин, про­во­дя­щий вни­ма­тель­ную жизнь, рабо­та­ю­щий над собой, борю­щийся со сво­ими стра­стями, ста­но­вится доб­рым при­ме­ром и помощ­ни­ком для тех, кто нахо­дится рядом с ним. И в этом (в том, чтобы делать то, к чему при­зван каж­дый на своем месте, ста­ра­ясь, чтобы это было по Богу) заклю­ча­ется самая реаль­ная польза, кото­рую может при­не­сти веру­ю­щий чело­век всей Церкви.

Как и с чего начать духов­ную жизнь?
— «Обра­тись к Гос­поду и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои пре­ткно­ве­ния. Воз­вра­тись ко Все­выш­нему, и отвра­тись от неправды, и сильно воз­не­на­видь мер­зость» ( Сир. 17:21–23 ).

Духов­ная жизнь — это внут­рен­няя жизнь. Надо больше вни­мать внут­рен­нему состо­я­нию души, состо­я­нию сове­сти, стре­миться жить по запо­ве­дям Божиим, посто­янно сле­дить за мыс­лями, чув­ствами, никого не осуж­дать, ни на кого не раз­дра­жаться и всех прощать.

Для жела­ю­щего начать духов­ную жизнь необходимо:

1) Обра­титься с молит­вой к Богу, прося Его даро­вать чистую, глу­бо­кую веру, без кото­рой нет спа­се­ния души.

2) При­об­ре­сти Свя­щен­ное Писа­ние и про­чи­тать Новый Завет. При­чем, про­чи­тав его пер­вый раз пол­но­стью, вновь открыть сна­чала и каж­дый день читать по одной или две главы, не торо­пясь, вни­ма­тельно, раз­мыш­ляя над про­чи­тан­ным, ста­ра­ясь вник­нуть в смысл зало­жен­ного в тек­сте Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Хорошо и полезно при этом читать Тол­ко­ва­ния на Новый Завет (напри­мер, блаж. Фео­фи­лакта Бол­гар­ского).

Можно начи­нать зна­ком­ство со Свя­щен­ным Писа­нием с про­чте­ния Дет­ской Биб­лии, в кото­рой про­стым доступ­ным язы­ком изло­жена вся исто­рия вза­и­мо­от­но­ше­ний Бога и чело­века, кратко и ясно опи­саны зем­ная жизнь Гос­пода Иисуса Хри­ста и Его уче­ние о Цар­ствии Божием.

Жела­тельно также при­об­ре­сти и про­чи­тать «Закон Божий», состав­лен­ный про­то­и­е­реем Сера­фи­мом Сло­бод­ским, книгу, в кото­рой объ­яс­ня­ются основы веро­уче­ния, запо­веди Божии, основ­ные молитвы, пра­вила пове­де­ния в храме.

3) Начать чте­ние свя­то­оте­че­ских книг, состав­ля­ю­щих сокро­вищ­ницу духов­ных знаний.

Под­бор свя­то­оте­че­ской лите­ра­туры для чте­ния есть дело сугубо инди­ви­ду­аль­ное, совер­ша­е­мое по бла­го­сло­ве­нию духов­ного настав­ника, но есть авторы, чьи труды, понятны и полезны всем. Это епи­скоп Фео­фан Затвор­ник, свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский. Из совре­мен­ных авто­ров — книги архи­манд­рита Иоанна (Кре­стьян­кина). И, конечно, душе­по­лезно для всех читать жития святых.

4) Для того чтобы начать обу­че­ние молитве, необ­хо­димо при­об­ре­сти «Пра­во­слав­ный молит­во­слов» — сбор­ник молитв, состав­лен­ных свя­тыми отцами, людьми, всю свою жизнь посвя­тив­шими слу­же­нию Богу и настолько очи­стив­шими свои души, что Гос­подь сотво­рил их сосу­дами Бла­го­дати, про­вод­ни­ками Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Можно ска­зать, что Сам Дух Божий про­дик­то­вал свя­тым отцам тек­сты молитв, кото­рые Цер­ковь впо­след­ствии вклю­чила в сбор­ник для все­об­щего употребления.

5) Соблю­дать уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью пост­ные дни и все мно­го­днев­ные посты.

6) Регу­лярно участ­во­вать в таин­ствах Испо­веди и При­ча­ще­ния. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной явля­ется частота При­ча­ще­ния один раз в три недели. Воз­можно это делать и чаще, испро­сив бла­го­сло­ве­ния у священника.

7) Необ­хо­димо молить Бога о даро­ва­нии духов­ного руко­во­ди­теля — свя­щен­ника, кото­рому можно было бы дове­рить свою душу для духов­ного руководства.

Чего надо осте­ре­гаться, чтобы не повре­дить своей душе?
— Не сле­дует всту­пать в пре­ния и слу­шать сек­тан­тов, убеж­да­ю­щих, что их вера — самая правильная.

Прежде, чем войти в незна­ко­мый храм, надо узнать, не «слу­жат» ли в нем раскольники.

Не сле­дует ходить для молитвы и к «ино­слав­ным» (т.е. не пра­во­слав­ным христианам).

Нельзя общаться с пред­ста­ви­те­лями оккуль­тизма, «Белого брат­ства», «Бого­ро­дич­ного цен­тра», мор­мо­нами, восточ­ными и псев­до­во­сточ­ными криш­на­и­тами, рери­хов­цами, экс­тра­сен­сами, кол­ду­нами и «баб­ками», мно­го­чис­лен­ными «пра­во­слав­ными цели­те­лями». Обще­ние с ними нано­сит силь­ный вред не только духов­ному, но и телес­ному здоровью.

Не нужно слу­шать людей, рас­про­стра­ня­ю­щих раз­лич­ные суе­ве­рия. Не стоит брать ни у кого само­дель­ных, пере­пи­сан­ных от руки или отпе­ча­тан­ных на машинке молитв и закли­на­ний, хоть даю­щий и будет убеж­дать: «Это очень силь­ная молитва!» Если же что-то подоб­ное уже взято, надо подойти к свя­щен­нику и пока­зать ему, свя­щен­ник ска­жет, как с этим поступить.

Со всеми про­бле­мами сле­дует обра­щаться к духов­нику или к слу­жа­щему в храме свя­щен­нику. Не надо оби­жаться на свя­щен­ника, если пока­жется, что он ока­зал недо­ста­точно вни­ма­ния, важно пом­нить о том, что есть и дру­гие люди, кото­рые также нуж­да­ются в пас­тыре. Надо ста­раться вни­ма­тельно слу­шать про­по­веди свя­щен­ни­ков, читать пра­во­слав­ную духов­ную лите­ра­туру, в кото­рой можно найти ответы на все каса­ю­щи­еся духов­ной жизни вопросы.

Не сле­дует увле­каться поли­ти­че­скими стра­стями — народ имеет таких пра­ви­те­лей, каких заслу­жи­вает по сво­ему духов­ному состо­я­нию; изме­нять нужно, прежде всего, свою соб­ствен­ную гре­хов­ную жизнь, улуч­шит каж­дый себя — улуч­шится и окру­жа­ю­щий мир.

Важно пом­нить, что у чело­века нет ничего дороже соб­ствен­ной души, не стоит увле­каться без­удерж­ной пого­ней за мир­скими цен­но­стями, отни­ма­ю­щими силы и время, опу­сто­ша­ю­щими и уби­ва­ю­щими душу.

Нужно бла­го­да­рить Бога за все посы­ла­е­мое: радо­сти и скорби, здо­ро­вье и болезни, богат­ство и нужду, так как все при­хо­дя­щее от Него есть благо; и даже скор­бями, подобно горь­кому лекар­ству Гос­подь исце­ляет гре­хов­ные язвы чело­ве­че­ских душ.

Встав на путь хри­сти­ан­ской жизни, надо не мало­ду­ше­ство­вать, не суе­титься, «Ищите же прежде Цар­ства Божия и правды Его» ( Мф. 6:33 ) — все необ­хо­ди­мое даст Гос­подь в свое время.

Во всех своих поступ­ках и сло­вах надо руко­вод­ство­ваться глав­ной запо­ве­дью любви к Богу и ближним.

Можно ли хри­сти­а­нину пить вино?
— «Вино полезно для жизни чело­века, если будешь пить его уме­ренно. Что за жизнь без вина? Оно сотво­рено на весе­лие людям. Отрада сердцу и уте­ше­ние душе — вино, уме­ренно упо­треб­ля­е­мое вовремя; горесть для души — вино, когда пьют его много, при раз­дра­же­нии и ссоре. Излиш­нее упо­треб­ле­ние вина уве­ли­чи­вает ярость нера­зум­ного до пре­ткно­ве­ния, ума­ляя кре­пость его и при­чи­няя раны. На пиру за вином не упре­кай ближ­него и не уни­жай его во время его весе­лья: не говори ему оскор­би­тель­ных слов и не обре­ме­няй его тре­бо­ва­ни­ями» ( Сир. 31:31–37 ). «И не упи­вай­тесь вином, от кото­рого бывает рас­пут­ство» ( Еф. 5:18 ).

Почему куре­ние — грех?
— Куре­ние потому при­зна­ется за грех, что эта при­вычка, име­ну­е­мая даже в свет­ском обще­стве вред­ной, пора­бо­щает себе волю чело­века, застав­ляет вновь и вновь искать сво­его удо­вле­тво­ре­ния, в общем, имеет все при­знаки гре­хов­ной стра­сти. А страсть, как известно, достав­ляет душе чело­века только новые муки, лишает ее сво­боды. Ино­гда куриль­щики гово­рят, что сига­рета помо­гает им внут­ренне успо­ко­иться и сосре­до­то­читься. Однако известно, что нико­тин дей­ствует раз­ру­ша­юще на мозг и нерв­ную систему. А иллю­зия успо­ко­е­ния воз­ни­кает потому, что нико­тин ока­зы­вает еще и тор­мо­зя­щее воз­дей­ствие на рецеп­торы голов­ного мозга. Гре­хов­ным явля­ется все, чем чело­век нано­сит вред сво­ему здо­ро­вью. Здо­ро­вье — дар Божий.

Чем опасна нецен­зур­ная брань?
— Слово играет боль­шую роль в жизни чело­века, кото­рый, в отли­чие от всех осталь­ных живых существ назван суще­ством сло­вес­ным. Слово есть вопло­щен­ная мысль и выра­же­ние чувств чело­века. У каж­дого чело­ве­че­ского слова есть свой дух, сокро­вен­ное содер­жа­ние, кото­рое вли­яет на душу чело­века в зави­си­мо­сти от того, какое это слово. Слова молитв обла­го­ра­жи­вают и при­бли­жают душу к Богу, а гряз­ные и нечи­стые слова при­бли­жают душу к тем неви­ди­мым суще­ствам, кото­рые сами нечи­сты. Известно, что одер­жи­мость нечи­стыми духами ино­гда про­яв­ля­ется в виде жут­кого сквер­но­сло­вия. И потому тот, кто при­учает себя про­из­но­сить сквер­ные слова, невольно скло­няет самого себя к одер­жи­мо­сти. Дей­стви­тельно, не одер­жи­мость ли тот слу­чай, когда матер­шин­ники уже про­сто не могут гово­рить без сквер­ных слов, и если вынуж­дены в опре­де­лен­ных усло­виях долго сдер­жи­вать себя, то чув­ствуют внут­рен­нее побуж­де­ние к мату, как будто внутри кто-то тре­бует про­из­не­сти злое слово. Так что погу­бить свою бес­смерт­ную душу можно про­стой при­выч­кой про­из­но­сить нечи­стые слова. «Ибо от слов своих оправ­да­ешься, и от слов своих осу­ди­шъся» ( Мф. 12:37 ).

Нака­жет ли Бог тех, кто смот­рит телевизор?
— Цер­ковь не запре­щает смот­реть теле­ви­зор, она пре­ду­пре­ждает, как опасно быть зави­си­мым от теле­ви­зора. Даже не говоря о пере­да­чах, раз­ру­ша­ю­щих созна­ние и души детей и взрос­лых. Надо уметь выби­рать, что полезно, а что вредно и губи­тельно для души. Есть немало и хоро­ших пере­дач, в том числе пра­во­слав­ных, но немало в дру­гих пере­да­чах и откро­вен­ного раз­вра­ще­ния, наси­лия, нена­ви­сти к чело­веку. Надо уметь вовремя нажать кнопку. «Все мне поз­во­ли­тельно, но не все полезно; все мне поз­во­ли­тельно, но ничто не должно обла­дать мною» ( 1 Кор. 6:12 ).

Могут ли пра­во­слав­ные хри­сти­ане содер­жать в своем освя­щен­ном жилище собаку?
— Мне­ние о недо­пу­сти­мо­сти нахож­де­ния собак в квар­ти­рах и иных поме­ще­ниях, где есть иконы и дру­гие свя­тыни явля­ется суе­ве­рием. Собака, равно как и иные не опас­ные для людей живот­ные, могут жить в жилище хри­стиан. При этом необ­хо­димо пред­при­ни­мать меры предо­сто­рож­но­сти, чтобы домаш­ние питомцы не имели доступа к свя­ты­ням (ико­нам, свя­тым кни­гам, анти­дору, свя­той воде и т.д.).

В чем раз­ница между рели­гией и наукой?
— Рели­гия и наука — две раз­ные и оди­на­ково закон­ные обла­сти чело­ве­че­ской жизни. Они могут вхо­дить в сопри­кос­но­ве­ние, но про­ти­во­ре­чить друг другу они не могут. Рели­гия дви­жет науку в том смысле, что она про­буж­дает и поощ­ряет дух иссле­до­ва­ния. Сама Биб­лия учит: «Сердце разум­ного ищет зна­ния, уста же глу­пых пита­ются глу­по­стью» ( Притч. 15:14 ). «Послу­шает муд­рый — и умно­жит позна­ния, и разум­ный най­дет муд­рые советы» ( Притч. 1:5 ).

Обе — рели­гия и есте­ствен­ная наука — тре­буют для сво­его обос­но­ва­ния веры в Бога, только для рели­гии Бог стоит в начале, а для науки — в конце всего мыш­ле­ния. Для рели­гии Он явля­ется фун­да­мен­том, для науки — вен­цом раз­ра­ботки миро­со­зер­ца­ния. Чело­век нуж­да­ется в есте­ствен­ных нау­ках для позна­ния, а в рели­гии — для дей­ство­ва­ния (пове­де­ния).

Для чего чело­век живет на земле?
— Зем­ная жизнь дана чело­веку для под­го­товки к жизни веч­ной. Под­лин­ный смысл жизни может заклю­чаться лишь в том, что не исче­зает со смер­тью чело­века, поэтому искать этот смысл надо в благе не для тела, а для бес­смерт­ной души — в ее доб­ро­де­тель­ных каче­ствах, с кото­рыми она пой­дет к Богу. «Ибо всем нам должно явиться пред суди­лище Хри­стово, чтобы каж­дому полу­чить соот­вет­ственно тому, что он делал, живя в теле, доб­рое или худое» ( 2 Кор. 5:10 ). Душа бес­смертна, и насла­ждаться при­об­ре­тен­ным даром бла­го­дати смо­жет вечно. «Бла­го­да­тию вы спа­сены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хва­лился. Ибо мы — Его тво­ре­ние — созданы во Хри­сте Иисусе на доб­рые дела, кото­рые Бог пред­на­зна­чил нам испол­нять» ( Еф. 2:8–10 ). Однако, чтобы душа смогла насла­ждаться не только здесь, на земле, необ­хо­димо ее про­све­щать, вос­пи­ты­вать, обу­чать, чтобы духовно воз­рас­тать и совер­шен­ство­ваться, чтобы она смогла вме­стить ту радость, кото­рую Гос­подь преду­го­то­вил всем любя­щим Его.

Именно в поиске добра и тво­ре­нии его, посте­пен­ном, но неуклон­ном взра­щи­ва­нии в душе всей пол­ноты любви, на кото­рую она по своей при­роде спо­собна, в посту­па­тель­ном про­дви­же­нии души на пути к Богу — в этом обре­та­ется един­ствен­ный истин­ный, непре­хо­дя­щий смысл жизни чело­века. Цель жизни — под­ра­жа­ние Хри­сту, стя­жа­ние Духа Свя­того, посто­ян­ное бого­об­ще­ние, позна­ние и испол­не­ние воли Божией, то есть в бого­упо­доб­ле­нии. Цель жизни дости­жима при усло­вии вопло­ще­ния глав­ного смысла ее, кото­рый заклю­ча­ется в непре­стан­ном воз­рас­та­нии в любви к Богу и людям: «Воз­люби Гос­пода Бога Тво­его…, и ближ­него тво­его, как самого себя» ( Мк. 12:30–31 ). При­мер все­со­вер­шен­ной жерт­вен­ной любви дал Сам Спа­си­тель, пойдя на крест­ные стра­да­ния ради спа­се­ния всех людей (см. Ин. 13:15 ). «Подобны будьте мне, как я Хри­сту» ( 1 Кор. 4:16 ).

Если нет стрем­ле­ния к этому, то жизнь, с хри­сти­ан­ской точки зре­ния, бес­цельна, бес­смыс­ленна и пуста. Но чтобы стя­жать Духа Свя­того, надо очи­стить сердце от стра­стей и, прежде всего, от гор­дыни — матери всех поро­ков и грехов.

Всю зем­ную жизнь чело­век дол­жен посвя­тить заботе о своей бес­смерт­ной душе, кото­рая будет жить вечно, а не о теле и не о при­об­ре­те­нии зем­ных вре­мен­ных благ. «Какая польза чело­веку, если он при­об­ре­тет весь мир, а душе своей повре­дит?» ( Мк. 8:36 ).

Источ­ник: Пра­во­слав­ная газета, Екатеринбург.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *