С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной отцы и дети
Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) Роман «Отцы и дети» (1862) (стр. 4 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света; верила, что если в светлое воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит; верила, что черт любит быть там, где вода, и что у каждого жида на груди кровавое пятнышко; боялась мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек и почитала сверчков и собак нечистыми животными; не ела ни телятины, ни
(И. С. Тургенев «Отцы и дети»)
В1. В каком месте происходит действие в приведённом отрывке?
В2. Выпишите из описания Арины Власьевны слова, которые передают отношение к ней автора.
В3. Отец Базарова, представляясь аркадию, говорит о своей бывшей военной службе и о людях, с которыми он встречался: «Тех-то, в южной-то армии, по четырнадцатому, вы понимаете (и тут Василий Иванович значительно сжал губы), всех знал наперечёт». Кого он имеет в виду?
В4. Похож ли Базаров образом мыслей, характером отношений с людьми на свою мать? Ответ дайте словом «да» или «нет».
В5. Часть характеристики литературного героя или персонажа, целью которой является раскрытие особенностей его речи, складывается из самой речи героя и из описания её индивидуальности писателем-автором. Это..
В6. Из реплики Василия Ивановича выпишите слова, которые свидетельствуют о характерных особенностях его речи.
В7. Как называется выразительная подробность в создании образа героя, несущая важную художественную и идейную нагрузку (например: взрезанный арбуз напоминал Арине Власьевне голову Иоанна Предтечи)?
С1. Что отличает родителей Базарова от родителей Аркадия и в чём их сходство?
С2. Какие произведения русской литературы наполнены мыслями о союзе жены и мужа, близким тургеневским мыслям?
В1. В доме Базарова
В2. Настоящая дворяночка прежнего времени
В5. Речевая характеристика
В6. Полагаю, пора в объятии к Морфею
В7. Художественная деталь
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России.
(И. С. Тургенев «Отцы и дети»)
В1. К какому жанру принадлежит произведение, из которого взят отрывок?
В2. Приведенный отрывок представляет собой описание природы. Как называется такое описание в художественном произведении?
В3. Приведенный отрывок взят из финальной части произведения, в которой рассказывается о судьбах героев после завершения основного сюжета. Как по-другому называется такой финал художественного
В4. Слово «равнодушная» (природа) взято в приведенном отрывке в кавычки. Это цитата: здесь Тургенев обращается к стихотворению поэта, который много раз упоминается и цитируется на страницах «Отцов и детей». Запишите фамилию этого поэта.
В5. Установите соответствие между тремя персонажами произведения и их высказываниями о главном герое отрывка — Базарове. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.
1) Базаров умен и знающ.
2) гордец, циник, нахал; самолюбие какое противное
В) Николай Петрович
3) он хищный, а мы с вами ручные
4) Ваш сын — один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался.
В6. Установите соответствие между тремя репликами Базарова и словами, которые в них пропущены (они даны в именительном падеже). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.
Б) Природа не храм, а мастерская, и человек в ней.___
В) _________ гроша медного не стоит.
В7. Как называется прием синтаксически сходного расположения элементов речи в соседних предложениях или частях предложений (например, Железная ограда ее окружает; две молодые елки
посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле или Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?)?
С1. Что, по-вашему, дает возможность для сближения приведенного отрывка со стихотворением в прозе?
С2. В каких еще произведениях литературы мы встречаемся с философскими размышлениями о жизни и смерти и как они перекликаются с приведенным отрывком (или с произведением И. С.Тургенева в целом)?
B7 параллелизм; синтаксический параллелизм
При перечислении признаков, сближающих этот фрагмент со стихотворением в прозе, ученик может указать на способы ритмизации прозы, среди которых и синтаксический параллелизм, и анафоры, и особый порядок слов в предложениях. Можно заметить обилие тропов. Можно сосредоточиться на сгущенном лиризме, «небытовом» тоне высказывания или на лейтмотивности развития образов (это сложнее, но вполне по силам продвинутым учащимся).
Отвечая на вопрос С2, ученик может обратиться к таким произведениям, как «Евгений Онегин» А. С.Пушкина (финалы 2 и 6 глав), «Герой нашего времени» М. Ю.Лермонтова, «Обломов» И. А.Гончарова, «Война и мир» Л. Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф. М.Достоевского, и другим программным произведениям. Интересным будет ход в продолжение ответа на вопрос №1: сопоставить фрагмент с собственно лирическими произведениями (например, тем же стихотворением А. С.Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», из которого и пришла цитата о «равнодушной» природе).
ЕЩЁ ВАРИАНТ ЗАДАНИЙ К ДАННОМУ ОТРЫВКУ
В1. В какой части романа И. С.Тургенева находится данное описание?
В2. Как называется описание природы, имеющее в произведении важное художественное значение?
В3. Какой приём использует автор в описании: «Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде…»?
В5. Как называется вопросительное предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа?
В6. Выпишите из текста приведённого отрывка словосочетание, представляющее собой скрытую цитату из стихотворения А. С.Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».
В7. Какой знак препинания в приведённом отрывке из романа «Отцы и дети» помогает передать раздумье, то, что невозможно с нужной глубиной высказать словами?
С1. Как вы понимаете тему приведённого отрывка и как различные средства художественной выразительности помогают её раскрытию?
С2. Приведённый отрывок из финала романа И. С.Тургенева «Отцы и дети» в жанровом отношении близок к его «Стихотворениям в прозе», В чём проявляется эта близость? В каких произведениях русской литературы имеются лирические отступления, передающие авторские чувства, отношение к происходящему, размышления о мире? Каким именно вопросам эти отступления посвящены?
В1. Последняя глава, финал
В5. Риторический вопрос
В6. Равнодушная природа
ЕЩЁ ВАРИАНТ ЗАДАНИЙ К ДАННОМУ ОТРЫВКУ
В1. Как называлось направление философской мысли, приверженце которого был Евгений Базаров?
В2. Назовите имя друга Базарова, впоследствии не разделившего убеждений своего идейного наставника.
В3. Как называется средство художественной выразительности, использованное Тургеневым («два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень»)?
В4. Назовите изобразительно-выразительное средство, которым И. С.Тургенев воспользовался при описании заброшенного кладбища: «каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу».
В5. Укажите термин, которым в литературе называется художественный приём, позволивший автору создать образ одушевлённой, живущей собственной жизнью природы: «цветы… безмятежно глядят… невинными глазами», «немой камень» и др.
В6. Прочитайте отрывок со слов «Неужели их молитвы..» до конца фрагмента. Какой приём, усиливающий эмоциональное звучание текста, дважды встретился в нём?
В7. Как называется изобразительное средство, которое представляет собой цепь понятий или определений с постепенным нарастанием значимости: «…страстное, грешное, бунтующее сердце..»?
В6. Риторический вопрос
Прошло шесть месяцев. Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря. В окнах марьинского дома зажигались
огни; Прокофьич, в черном фраке и белых перчатках, с особенною торжественностию накрывал стол на семь приборов. Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой; а в самый тот день Николай Петрович давал прощальный обед своему брату, который отправлялся по делам в Москву. Анна Сергеевна уехала туда же тотчас после свадьбы, щедро наделив молодых.
успел уже полюбить ее без памяти. Перед концом обеда он встал и, взяв бокал в руки, обратился к Павлу Петровичу.
– Ты нас покидаешь. ты нас покидаешь, милый брат, – начал он, – конечно, ненадолго; но все же я не могу не выразить тебе, что я. что мы. сколь я. сколь мы. Вот в том-то и беда, что мы не умеем говорить спичи! Аркадий, скажи ты.
– Нет, папаша, я не приготовлялся.
– А я хорошо приготовился! Просто, брат, позволь тебя обнять, пожелать тебе всего хорошего, и вернись к нам поскорее!
Павел Петрович облобызался со всеми, не исключая, разумеется, Мити; у Фенечки он, сверх того, поцеловал руку, которую та еще не умела подавать как следует, и, выпивая вторично налитый бокал, промолвил с глубоким вздохом: «Будьте счастливы, друзья мои! Farewell!» <Прощайте! (англ.).>Этот английский хвостик прошел незамеченным, но все были тронуты.
– В память ____________, – шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
В1. К какому жанру принадлежит произведение, из которого взят отрывок?
В2. В главе, из которой взят отрывок, рассказывается о судьбах героев после завершения основного сюжета. Как называется такая итоговая, заключительная часть художественного произведения, его финал?
В3. Запишите фамилию героя (в именительном падеже), которую нужно вставить вместо пропуска.
В4. Выпишите из текста слово, которым, наряду со словом «тост», обозначают короткую застольную речь приветственного характера.
В5. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в отрывке, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
В6. Установите соответствие между тремя персонажами и репликами, которые они произносят в произведении. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Николай Петрович
1) Достаточно одного человеческого
экземпляра, чтобы судить обо всех других.
Люди что деревья в лесу.
2) Пилюля горька — а проглотить ее нужно. Вот теперь наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю
3) Посмотри, сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли?
Самое печальное и мертвое — сходно с самым веселым и живым.
4) Я люблю то, что вы называете комфортом, и в то же время я мало желаю жить. Примирите это противоречие, как знаете.
В7. Как называется описание природы в художественном произведении (с такого описания начинается приведенный отрывок)?
С1. Почему, с вашей точки зрения, Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух?
С2. В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в которых семья собирается за столом, и как они перекликаются с приведенным отрывком (или с произведением И. С.Тургенева в
Отвечая на вопрос С1, ученики могут рассказать о «столкновениях» Базарова с каждым из присутствующих за столом, вспомнить историю с Фенечкой и дуэль. Аркадия и самому может быть неловко произносить имя Базарова (а не только из-за дяди или Фенечки): слишком быстро он забыл своего друга, на которого когда-то почти молился. Да и тост за него сам он произнести не догадается — это сделает Катя, которая, кстати, сразу поняла и определила для себя Базарова («мы с вами ручные, а он хищный»). Таким
образом, выполняя это задание, мы даем возможность ученику продемонстрировать знание текста и связать воедино некоторые его нити (что не позволяет делать форма теста).
Для ответа на вопрос С2 ученик может вспомнить произведения, проникнутые «мыслью семейной» и попытаться определить, что такое само понятие семьи для тех или иных авторов. В момент семейного сбора за столом атмосфера, основа семьи выражается очень ярко, поэтому писатели регулярно изображают подобные сцены. Для сопоставлений ученикам подойдут «Капитанская дочка» А. С.Пушкина (обед Гринева, во время которого он знакомится с Машей), «Война и мир» Л. Н.Толстого (например, именины Ростовых), «Белая гвардия» М. А.Булгакова (вечер у Турбиных). Стоит обратить внимание и на рассказы А. П.Чехова («Ионыч», «О любви») и на его пьесы. По контрасту можно вспомнить обеды у помещиков Собакевича и Манилова («Мертвые души» Н. В.Гоголя). Необычным и странным может стать сопоставление со сценой поминок по Мармеладову («Преступление и наказание» Ф. М.Достоевского).
С чего начинается этот отрывок?
Открывается описание печальной
Как удаётся автору передать эту картину?
Взгляд автора движется постепенно, останавливаясь на ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как меняется интонация высказывания?
Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ автор постепенно возвышает голос ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие средства использует при этом автор?
Это создаётся и __________________________________________________
______________________________________________________ средствами __________________________________________________________________и лексическими ____________________________________________________ ______________________________________________________________________
5.Почему Тургенев завершает скорбную картину описания страданий старичков риторическими вопросами? «Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных, преходящих споров и ссор ___________________________________________
Он как бы говорит нам: ______________________________________________________
Задание 6. Работа с иллюстрациями к роману «Отцы и дети»
Сопоставьте образы Евгения Базарова, созданные художниками П.М.Боклевским и К.Р.Рудаковым. Какие черты характера героя подчеркнуты художниками? Найдите портретные характеристики героя в тексте романа и выразительно прочитайте их. Какой из портретов героя более соответствует вашему представлению о Базарове? Обоснуйте свой ответ, приводя цитаты из текста романа.
К. Рудаков. 1948-1949П.Боклевский.1870-е
Рассмотрите изображения Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых (художник П.М.Боклевский). Какие черты характера героев подчеркнул автор портретов? Удалось ли, на ваш взгляд, ему передать различи в характерах братьев? Обоснуйте свой ответ. Найдите портретные характеристики героев в тексте романа и выразительно прочитайте их. Соответствуют ли образы, созданные художником, вашему представлению о героях? Обоснуйте свой ответ, приводя цитаты из текста романа.
Павел Петрович Кирсанов Николай Петрович Кирсанов
Фёдор Иванович Тютчев: жизнь и творчество (1803-1873) |
Задание 1. Прочитайте и проанализируйте стихотворения Ф.И.Тютчева
«О, как убийственно мы любим…»
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя.
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья.
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло.
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвел
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.
Прочитайте стихотворение. Какие эмоции оно у вас вызывает: радость, грусть, тоска, восхищение, разочарование, ожидание прекрасного? (Подчеркните выбранные вами варианты ответа)
Когда стихотворение написано? Кому посвящено? ______________________________________________________________________________________________________
Определите жанр стихотворения
Выпишите из стихотворения эпитеты
_______________________________________________________метафоры____________________________________________
сравнения_____________________________________________
архаизмы______________________________________________
Охарактеризуйте их особенности.
Найдите, в каких строках стихотворения используется прием контраста.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Для чего автор использует этот прием? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы определите основные особенности композиции этого стихотворения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы понимаете следующие словосочетания: «судьбы ужасный приговор»______________________________________________________________________, «убийственно любить»
«буйная слепота страстей»
Какой видится любовь Ф.И.Тютчеву? В чем новизна и своеобразие такого видения любви?
Каким вам представляется лирический герой стихотворения? Что позволило вам сделать такой вывод?
«Я встретил Вас, и все былое…»
Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло.
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, –
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты.
Как после вековой разлуки
Гляжу на вас, как бы во сне, –
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне.
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, –
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.
Прочитайте стихотворение. Какие эмоции оно у вас вызывает радость, грусть, тоска, восхищение, разочарование, ожидание прекрасного? (Подчеркните выбранные вами варианты ответа)
Как появилось это стихотворение? Кому посвящено это стихотворение?
Какова композиция стихотворения? Покажите части стихотворения в тексте.
Выпишите из стихотворения художественные средства, которыми пользуется Ф.И.Тютчев:
антитеза____________________________________________________________ метафоры______________________________________________________________ риторическое восклицание
Сопоставьте стихотворения: Ф.И.Тютчева «Я встретил вас – и все былое…» и А.С.Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Какой мотив объединяет эти стихотворения?
Какие строки стихотворения точнее всего, на ваш взгляд, характеризуют тютчевское восприятие любви?
Афанасий Афанасьевич Фет: жизнь и творчество (1820-1892) |
Задание 1. Прочитайте и проанализируйте стихотворения А.А.Фета
«Ещё майская ночь…»
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Тема урока «Анализ эпизода из романа « Отцы и дети»
Тема урока «Анализ эпизода из романа « Отцы и дети».
Сегодня на уроке мы с вами в рамках подготовки к ЕГЭ произведем анализ отрывка из романа, подготовимся к выполнению заданий части В и С, выясним отношение автора к главному герою романа.
На экране и на столах отрывок из романа. Выразительное чтение отрывка учителем.
— Что представляет собой данный отрывок? Каково его место в общей структуре произведения?
( Это эпилог романа. Последняя страница романа. Ей предшествуют страницы, посвященные смерти Базарова и страницы, повествующие о дальнейшей судьбе других героев романа.)
— Что лежит в основе эпилога?
( Картина сельского кладбища. 1\3 эпилога занимают картины природы.)
— Какова обычно роль пейзажа в худ. произведении?
( Картины природы гармонируют с чувствами и переживаниями героя или оттеняют их.) Тургенев заканчивает свой роман философским описанием природы. Он имел философское образование и даже защитил диссертацию.
В художественном мире Тургенева природа часто жестока по отношению к человеку, способна разрушить его счастье или жизнь.
Вернемся к тексту. Перед нами картина сельского кладбища.
— Какова тональность данного отрывка? Меняется ли она?
( Открывается описание печальной картиной сельского кладбища, но постепенно тон меняется, от тоскливых нот автор постепенно возвышает голос до торжественного пафоса. Затем снова скорбная картина – описание страданий одиноких стариков Базаровых.
— Какие средства выразительности помогают передать настроение в начале отрывка?
Эпитеты : здесь царит вечный покой, вид печальный.
— Какая часть речи передает ощущение запущенности, заброшенности?
Глаголы: канавы заросли, деревянные кресты поникли и гниют, овцы безвозбранно бродят по могилам, 2-3 ощипанных деревца дают скудную тень.
Описание заброшенного кладбища прерывается многоточием…. И вот перед нашим взором могила Базарова.
— Какой прием использует здесь автор?
— Какие контрастные картины создает автор?
Овцы безвозбранно бродят по могилам.
2-3 ощипанных деревца
Животные не топчат ее, только птицы садятся и поют на заре.
Молодые елки, цветы растут
—- Какую роль играет контраст?
—- Какие еще средства выразительности использует автор, рисуя могилу Базарова?
( Олицетворение: « цветы безмятежно глядят на нас своими невинными глазами».Этот прием позволяет автору создать образ природы, живущей своей собственной жизнью.
— Кроме лексических, какие еще средства выразительности использует автор, описывая могилу Базарова?
( Средства синтаксиса. Различные виды синтаксических конструкций. СПП с однор. придаточными: «Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное.» СБП: « Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле.) Благодаря этим синтаксическим конструкциям меняется тональность, строки начинают звучать торжественно.
— Найдите еще выраз. средство синтаксиса, усиливающее эмоциональное звучание текста и помогающее понять мысль автора.
( Риторический вопрос: « Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?»)
— В этом последнем предложении есть еще одно средство выразительности, представляющее собой цепь определений с постепенным нарастанием значимости. Какое?
( Градация: Сердце страстное, грешное, бунтующее.)
—- В этом же последнем предложении мы опять наблюдаем контраст. Где?
( С одной стороны, страстное, грешное, бунтующее сердце, а с другой, равнодушная природа и цветы, которые глядят на нас своими невинными глазами. Это они говорят о вечном примирении и жизни бесконечной.
—- Только вот о какой жизни? И о примирении кого с кем?
( Наверное, о бесконечном продолжении жизни природы. Человек смертен, а природа вечна. Может, о вечности человеческих ценностей. А может быть, что споры отцов и детей вечны, именно из этих споров и столкновений и состоит жизнь.
О примирении человека и природы, человека с миром, с самим собой)
Эпилог наполнен глубоким философским смыслом. Надо сказать, что Тургенев не дает нам ответ, он предлагает своим читателям поразмышлять.
—Почему последние строки романа звучат грустно и в то же время величественно, торжественно?
( В последних строчках звучит проникновенный голос автора. Так можно говорить только о дорогом человеке. Не о борьбе, не о бунте Базарова говорит автор, а о примирении. В конце романа Тургенев любит своего героя, сочувствует ему, скорбит о нем. « Когда я писал заключительные строки, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись», писал Тургенев.