С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной

С чего начинается этот отрывок?

Открывается описание печальной

2.Как удаѐтся автору передать эту картину?

Взгляд автора движется постепенно, останавливаясь на

Как меняется интонация высказывания?

Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот

постепенно возвышает голос

Какие средства использует при этом автор?

Это создаѐтся и ______________________________________________________ средствами

5.Почему Тургенев завершает скорбную картину описания страданий старичков риторическими вопросами? «Неужели их молитвы,их слѐзы бесплодны?Неужели любовь,святая, преданная любовь не всесильна?»

Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных, преходящих споров и ссор

_________________________________________________________. Он как бы говорит нам:

_ _________________________________________________________________. И в этом смысле

Задание 6. Работа с иллюстрациями к роману «Отцы и дети»

С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной

1. Сопоставьте образы Евгения Базарова, созданные художниками П.М.Боклевским и К.Р.Рудаковым. Какие черты характера героя подчеркнуты художниками? Найдите

портретные характеристики героя в тексте романа и выразительно прочитайте их. Какой из портретов героя более соответствует вашему представлению о Базарове? Обоснуйте свой ответ, приводя цитаты из текста романа.

С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальнойС чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной

К. Рудаков. 1948-1949 П.Боклевский.1870-е

2. Рассмотрите изображения Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых (художник П.М.Боклевский). Какие черты характера героев подчеркнул автор портретов? Удалось ли, на

ваш взгляд, ему передать различи в

С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальнойС чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной

характерах братьев? Обоснуйте

свой ответ. Найдите портретные характеристики героев в тексте романа и

выразительно прочитайте их.

Соответствуют ли образы, созданные художником, вашему

представлению о героях? Обоснуйте свой ответ, приводя цитаты из текста романа.

Павел Петрович Кирсанов Николай Петрович Кирсанов

С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной

Фёдор Иванович Тютчев

(1803 – 1873)

Задание 1. Прочитайте и проанализируйте стихотворения Ф.И.Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной

Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

1. Прочитайте стихотворение. Какие эмоции оно у вас вызывает: радость, грусть, тоска, восхищение, разочарование, ожидание прекрасного? (Подчеркните выбранные вами варианты ответа)

2. Когда стихотворение написано? Кому посвящено?

Источник

Рабочая тетрадь к изучению русской литературы 2 половины 19 века

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский автотехнический колледж»

РАБОТА С ТЕКСТОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ – ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНТНОГО ЧИТАТЕЛЯ

к изучению русской литературы II половины XIX века:

студента группы ___________________________________

С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной

Рассмотрено на заседании цикловой

комиссии филологических дисциплин

Протокол № 3 от 25.10.2018

Председатель цикловой комиссии

______________ М.Н. Тарасова

Автор-составитель: М.Н.Тарасова, преподаватель ОБПОУ «КАТК».

Работа с текстом художественного произведения – путь к формированию компетентного читателя : Рабочая тетрадь к изучению русской литературы II половины XIX века (А.Н.Островский, И.А.Гончаров, И.С.Тургенев) / сост. М.Н.Тарасова. – Курск: ОБПОУ «КАТК», 2018. – 35с.

Рабочая тетрадь содержит задания, направленные на контроль знаний текстов художественных произведений указанных авторов. Представленные задания носят многофункциональный характер, что позволяет студенту выявить не только тему, идею произведения, но и почувствовать красоту языка, выявить роль деталей, выполняющих существенную функцию, определить проблему, обозначенную автором, наметить пути её решения. С целью повышения мотивации студентов задания проиллюстрированы, что в некоторой степени способствует и облегчению их выполнения. Такая комплексная работа с текстом направлена на формирование компетентного читателя.

Рабочая тетрадь предназначена для студентов, обучающихся по специальностям среднего профессионального образования.

Источник

Рабочая тетрадь по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» (литература, 10 класс)

Задание 1. Дополните план сочинения на тему «Базаров – демократ-разночинец».

1.Вступление. Общественно-политическая обстановка в России 60-х годов 19 века.

2. Базаров – демократ-разночинец:

3. Тургенев о Базарове.

Задание 2.Пользуясь предложенными материалами, напишите вступление к сочинению на тему «Базаров – демократ-разночинец».

1855 – поражение России в войне с Турцией.

50-60гг. – в России начинают развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозит крепостной строй. По этому вопросу произошел раскол между либералами и демократами.

Появление романа «Отцы и дети» произошло в переломную эпоху для России. Таких этапов и таких произведений в истории страны было немного. Роль и место тургеневского романа можно сравнить разве только с комедией «Горе от ума». Ведь произошла не просто смена одного поколения другим, произошла смена «веков». Навсегда, безвозвратно уходит дворянское влияние на жизнь общества. И роману было суждено выполнить функцию иллюстрации, комментариев к этой переломной эпохе. Он как бы объяснял читателям, что же происходит вокруг. Кто правит веком. Кто пришёл на смену.

Итак, история авторского замысла, историческая обстановка в стране говорят о том, что роману было предопределено cыrpaтъ серьёзную роль в жизни общества. Он, конечно, не мог примирить общественных разногласий, но каждый читатель находил в нём ответы на свои вопросы. Конкретные социальные ответы на конкретные социальные вопросы. Правда, вопросы были одинаковые, а ответы разные.

Двойственный конфликт романа (социальный и философский) очевиден нам сегодня.

По мнению многих современников, Базаров изначально задуман как пародия на Добролюбова (умершего в 1861 году), как литературная месть. Этy версию поддерживает и объясняет Н. Чернышевский.

Задание 3*. Используя речевую характеристику Базарова и предложенный текст, напишите отрывок из дневника Базарова, охватывающий любой период из его жизни: в Петербурге, в Марьино, в Никольском, перед смертью.

Образец. 7 ИЮНЯ. Губернский гopoд. Встретил на балу сегодня фигуру.

На остальных баб не похожа. У ней такие плечи, каких я не видывал давно. Интересно, к какому разряду млекопитающих она относится? Завтра Аркадий везёт меня к ней в гостиницу.

План рецензии на третье задание.

Соответствие речевой характеристике героя (тема, лексика, интонация);

соответствие логике характера героя;

соответствие авторскому стилю;

общее впечатление (речевые и грамматические ошибки, пожелания, оценка).

Проследите, много ли общего между героями? Какие характеристики их совпадают? Какие выводы можно сделать, проанализировав таблицу?

Имеющий своё мнение

Задание 5*. Проанализируйте диалог Е.Базарова и П.П.Кирсанова из 10 главы, выпишите авторские ремарки, сформулируйте правила ведения диалога.

Задание 6. Запишите ответ на вопрос, пользуясь предложенным материалом.

Почему появление литературного произведения вызвало такие бурные споры в обществе?

Полемический роман Тургенева был создан в переломное для страны время; вневременное, вечное звучание; автор затрагивал очень актуальные проблемы современной жизни.

Борьба Тургенева с самим собой, его трагическую неспособность сделать идеологический и человеческий выбор, встать на ту или иную сторону; нет и не может быть верного ответа на вопрос, кто прав. С болью осознаёт поколение уходящих свою слабость; напрасно так уверено в своих силах молодое поколение; в борьбе «отцов» и «детей» не бывает победителей. Проигрывают все. Но если нет борьбы, нет прогресса. Если нет отрицания прошлого, нет будущего.

Задание 7. Используя высказывания Тургенева, напишите заключение к сочинению на тему « Базаров – демократ-разночинец».

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!»

4. Тургенев рассуждает в редакции «Современника»:

Задание 8. Пользуясь материалами, составьте связный текст на тему «Речевая характеристика Евгения Базарова».

Ответьте на следующие вопросы.

1.С чего начинается этот отрывок?

Открывается описание печальной _____________________________________________________________________________

2.Как удаётся автору передать эту картину?

Взгляд автора движется постепенно, останавливаясь на __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как меняется интонация высказывания?

Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ автор постепенно возвышает голос __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Какие средства использует при этом автор?

Это создаётся и ______________ средствами ____________________________________________и лексическими _____________________________________________________________________________.

5.Почему Тургенев завершает скорбную картину описания страданий старичков риторическими вопросами?

Скорбная картина описания страданий одиноких старичков подробна, эпична и завершается риторическими вопросами: «Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?», ведущими нас к философскому выводу ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных, преходящих споров и ссор _________________________________________________________. Он как бы говорит нам: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

6. Как связаны предложения в тексте? Какие средства связи использует автор, чтобы избежать повторов?

Автор использует __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

С чего начинается этот отрывок?

Открывается описание печальной

Как удаётся автору передать эту картину?

Взгляд автора движется постепенно, останавливаясь на ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как меняется интонация высказывания?

Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ автор постепенно возвышает голос ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие средства использует при этом автор?

Это создаётся и __________________________________________________

______________________________________________________ средствами __________________________________________________________________и лексическими ____________________________________________________ ______________________________________________________________________

5.Почему Тургенев завершает скорбную картину описания страданий старичков риторическими вопросами? «Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от буд­ничных, быстротечных, преходящих споров и ссор ___________________________________________

Он как бы говорит нам: ______________________________________________________

Задание 6. Работа с иллюстрациями к роману «Отцы и дети»

Сопоставьте образы Евгения Базарова, созданные художниками П.М.Боклевским и К.Р.Рудаковым. Какие черты характера героя подчеркнуты художниками? Найдите портретные характеристики героя в тексте романа и выразительно прочитайте их. Какой из портретов героя более соответствует вашему представлению о Базарове? Обоснуйте свой ответ, приводя цитаты из текста романа. С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной

К. Рудаков. 1948-1949П.Боклевский.1870-е

Рассмотрите изображения Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых (художник П.М.Боклевский). Какие черты характера героев подчеркнул автор портретов? Удалось ли, на ваш взгляд, ему передать различи в характерах братьев? Обоснуйте свой ответ. Найдите портретные характеристики героев в тексте романа и выразительно прочитайте их. Соответствуют ли образы, созданные художником, вашему представлению о героях? Обоснуйте свой ответ, приводя цитаты из текста романа.

Павел Петрович Кирсанов Николай Петрович Кирсанов

С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальнойС чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной

Фёдор Иванович Тютчев: жизнь и творчество (1803-1873)

С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной

Задание 1. Прочитайте и проанализируйте стихотворения Ф.И.Тютчева

«О, как убийственно мы любим…»

Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя
.
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья
.
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло
.
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвел

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей
.

С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальнойПрочитайте стихотворение. Какие эмоции оно у вас вызывает: радость, грусть, тоска, восхищение, разочарование, ожидание прекрасного? (Подчеркните выбранные вами варианты ответа)

Когда стихотворение написано? Кому посвящено? ______________________________________________________________________________________________________

Определите жанр стихотворения

Выпишите из стихотворения эпитеты

_______________________________________________________метафоры____________________________________________

сравнения_____________________________________________

архаизмы______________________________________________

Охарактеризуйте их особенности.

Найдите, в каких строках стихотворения используется прием контраста.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Для чего автор использует этот прием? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы определите основные особенности композиции этого стихотворения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы понимаете следующие словосочетания: «судьбы ужасный приговор»______________________________________________________________________, «убийственно любить»

«буйная слепота страстей»

Какой видится любовь Ф.И.Тютчеву? В чем новизна и своеобразие такого видения любви?

Каким вам представляется лирический герой стихотворения? Что позволило вам сделать такой вывод?

«Я встретил Вас, и все былое…»

Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло.

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, –

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты.

С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной

Как после вековой разлуки
Гляжу на вас, как бы во сне, –
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне.

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, –
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.

Прочитайте стихотворение. Какие эмоции оно у вас вызывает радость, грусть, тоска, восхищение, разочарование, ожидание прекрасного? (Подчеркните выбранные вами варианты ответа)

Как появилось это стихотворение? Кому посвящено это стихотворение?

Какова композиция стихотворения? Покажите части стихотворения в тексте.

Выпишите из стихотворения художественные средства, которыми пользуется Ф.И.Тютчев:

антитеза____________________________________________________________ метафоры______________________________________________________________ риторическое восклицание

Сопоставьте стихотворения: Ф.И.Тютчева «Я встретил вас – и все былое…» и А.С.Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Какой мотив объединяет эти стихотворения?

Какие строки стихотворения точнее всего, на ваш взгляд, характеризуют тютчевское восприятие любви?

Афанасий Афанасьевич Фет: жизнь и творчество (1820-1892)

С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной

Задание 1. Прочитайте и проанализируйте стихотворения А.А.Фета

«Ещё майская ночь…»

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной

С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной

С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной

С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Тема урока «Анализ эпизода из романа « Отцы и дети»

С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Смотреть картинку С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Картинка про С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной. Фото С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной

Тема урока «Анализ эпизода из романа « Отцы и дети».

Сегодня на уроке мы с вами в рамках подготовки к ЕГЭ произведем анализ отрывка из романа, подготовимся к выполнению заданий части В и С, выясним отношение автора к главному герою романа.

На экране и на столах отрывок из романа. Выразительное чтение отрывка учителем.

— Что представляет собой данный отрывок? Каково его место в общей структуре произведения?

( Это эпилог романа. Последняя страница романа. Ей предшествуют страницы, посвященные смерти Базарова и страницы, повествующие о дальнейшей судьбе других героев романа.)

— Что лежит в основе эпилога?

( Картина сельского кладбища. 1\3 эпилога занимают картины природы.)

— Какова обычно роль пейзажа в худ. произведении?

( Картины природы гармонируют с чувствами и переживаниями героя или оттеняют их.) Тургенев заканчивает свой роман философским описанием природы. Он имел философское образование и даже защитил диссертацию.

В художественном мире Тургенева природа часто жестока по отношению к человеку, способна разрушить его счастье или жизнь.

Вернемся к тексту. Перед нами картина сельского кладбища.

— Какова тональность данного отрывка? Меняется ли она?

( Открывается описание печальной картиной сельского кладбища, но постепенно тон меняется, от тоскливых нот автор постепенно возвышает голос до торжественного пафоса. Затем снова скорбная картина – описание страданий одиноких стариков Базаровых.

— Какие средства выразительности помогают передать настроение в начале отрывка?

Эпитеты : здесь царит вечный покой, вид печальный.

— Какая часть речи передает ощущение запущенности, заброшенности?

Глаголы: канавы заросли, деревянные кресты поникли и гниют, овцы безвозбранно бродят по могилам, 2-3 ощипанных деревца дают скудную тень.

Описание заброшенного кладбища прерывается многоточием…. И вот перед нашим взором могила Базарова.

— Какой прием использует здесь автор?

— Какие контрастные картины создает автор?

Овцы безвозбранно бродят по могилам.

2-3 ощипанных деревца

Животные не топчат ее, только птицы садятся и поют на заре.

Молодые елки, цветы растут

—- Какую роль играет контраст?

—- Какие еще средства выразительности использует автор, рисуя могилу Базарова?

( Олицетворение: « цветы безмятежно глядят на нас своими невинными глазами».Этот прием позволяет автору создать образ природы, живущей своей собственной жизнью.

— Кроме лексических, какие еще средства выразительности использует автор, описывая могилу Базарова?

( Средства синтаксиса. Различные виды синтаксических конструкций. СПП с однор. придаточными: «Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное.» СБП: « Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле.) Благодаря этим синтаксическим конструкциям меняется тональность, строки начинают звучать торжественно.

— Найдите еще выраз. средство синтаксиса, усиливающее эмоциональное звучание текста и помогающее понять мысль автора.

( Риторический вопрос: « Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?»)

— В этом последнем предложении есть еще одно средство выразительности, представляющее собой цепь определений с постепенным нарастанием значимости. Какое?

( Градация: Сердце страстное, грешное, бунтующее.)

—- В этом же последнем предложении мы опять наблюдаем контраст. Где?

( С одной стороны, страстное, грешное, бунтующее сердце, а с другой, равнодушная природа и цветы, которые глядят на нас своими невинными глазами. Это они говорят о вечном примирении и жизни бесконечной.

—- Только вот о какой жизни? И о примирении кого с кем?

( Наверное, о бесконечном продолжении жизни природы. Человек смертен, а природа вечна. Может, о вечности человеческих ценностей. А может быть, что споры отцов и детей вечны, именно из этих споров и столкновений и состоит жизнь.

О примирении человека и природы, человека с миром, с самим собой)

Эпилог наполнен глубоким философским смыслом. Надо сказать, что Тургенев не дает нам ответ, он предлагает своим читателям поразмышлять.

—Почему последние строки романа звучат грустно и в то же время величественно, торжественно?

( В последних строчках звучит проникновенный голос автора. Так можно говорить только о дорогом человеке. Не о борьбе, не о бунте Базарова говорит автор, а о примирении. В конце романа Тургенев любит своего героя, сочувствует ему, скорбит о нем. « Когда я писал заключительные строки, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись», писал Тургенев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *