С чего начинается этот отрывок открывается описание печальной
С чего начинается этот отрывок?
Открывается описание печальной
2.Как удаѐтся автору передать эту картину?
Взгляд автора движется постепенно, останавливаясь на
Как меняется интонация высказывания?
Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот
постепенно возвышает голос
Какие средства использует при этом автор?
Это создаѐтся и ______________________________________________________ средствами
5.Почему Тургенев завершает скорбную картину описания страданий старичков риторическими вопросами? «Неужели их молитвы,их слѐзы бесплодны?Неужели любовь,святая, преданная любовь не всесильна?»
Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных, преходящих споров и ссор
_________________________________________________________. Он как бы говорит нам:
_ _________________________________________________________________. И в этом смысле
Задание 6. Работа с иллюстрациями к роману «Отцы и дети»
1. Сопоставьте образы Евгения Базарова, созданные художниками П.М.Боклевским и К.Р.Рудаковым. Какие черты характера героя подчеркнуты художниками? Найдите
портретные характеристики героя в тексте романа и выразительно прочитайте их. Какой из портретов героя более соответствует вашему представлению о Базарове? Обоснуйте свой ответ, приводя цитаты из текста романа.
К. Рудаков. 1948-1949 П.Боклевский.1870-е
2. Рассмотрите изображения Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых (художник П.М.Боклевский). Какие черты характера героев подчеркнул автор портретов? Удалось ли, на
ваш взгляд, ему передать различи в
характерах братьев? Обоснуйте
свой ответ. Найдите портретные характеристики героев в тексте романа и
выразительно прочитайте их.
Соответствуют ли образы, созданные художником, вашему
представлению о героях? Обоснуйте свой ответ, приводя цитаты из текста романа.
Павел Петрович Кирсанов Николай Петрович Кирсанов
Фёдор Иванович Тютчев
(1803 – 1873)
Задание 1. Прочитайте и проанализируйте стихотворения Ф.И.Тютчева «О, как убийственно мы любим…»
Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
1. Прочитайте стихотворение. Какие эмоции оно у вас вызывает: радость, грусть, тоска, восхищение, разочарование, ожидание прекрасного? (Подчеркните выбранные вами варианты ответа)
2. Когда стихотворение написано? Кому посвящено?
Рабочая тетрадь к изучению русской литературы 2 половины 19 века
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский автотехнический колледж»
РАБОТА С ТЕКСТОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ – ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНТНОГО ЧИТАТЕЛЯ
к изучению русской литературы II половины XIX века:
студента группы ___________________________________
Рассмотрено на заседании цикловой
комиссии филологических дисциплин
Протокол № 3 от 25.10.2018
Председатель цикловой комиссии
______________ М.Н. Тарасова
Автор-составитель: М.Н.Тарасова, преподаватель ОБПОУ «КАТК».
Работа с текстом художественного произведения – путь к формированию компетентного читателя : Рабочая тетрадь к изучению русской литературы II половины XIX века (А.Н.Островский, И.А.Гончаров, И.С.Тургенев) / сост. М.Н.Тарасова. – Курск: ОБПОУ «КАТК», 2018. – 35с.
Рабочая тетрадь содержит задания, направленные на контроль знаний текстов художественных произведений указанных авторов. Представленные задания носят многофункциональный характер, что позволяет студенту выявить не только тему, идею произведения, но и почувствовать красоту языка, выявить роль деталей, выполняющих существенную функцию, определить проблему, обозначенную автором, наметить пути её решения. С целью повышения мотивации студентов задания проиллюстрированы, что в некоторой степени способствует и облегчению их выполнения. Такая комплексная работа с текстом направлена на формирование компетентного читателя.
Рабочая тетрадь предназначена для студентов, обучающихся по специальностям среднего профессионального образования.
Рабочая тетрадь по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» (литература, 10 класс)
Задание 1. Дополните план сочинения на тему «Базаров – демократ-разночинец».
1.Вступление. Общественно-политическая обстановка в России 60-х годов 19 века.
2. Базаров – демократ-разночинец:
3. Тургенев о Базарове.
Задание 2.Пользуясь предложенными материалами, напишите вступление к сочинению на тему «Базаров – демократ-разночинец».
1855 – поражение России в войне с Турцией.
50-60гг. – в России начинают развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозит крепостной строй. По этому вопросу произошел раскол между либералами и демократами.
Появление романа «Отцы и дети» произошло в переломную эпоху для России. Таких этапов и таких произведений в истории страны было немного. Роль и место тургеневского романа можно сравнить разве только с комедией «Горе от ума». Ведь произошла не просто смена одного поколения другим, произошла смена «веков». Навсегда, безвозвратно уходит дворянское влияние на жизнь общества. И роману было суждено выполнить функцию иллюстрации, комментариев к этой переломной эпохе. Он как бы объяснял читателям, что же происходит вокруг. Кто правит веком. Кто пришёл на смену.
Итак, история авторского замысла, историческая обстановка в стране говорят о том, что роману было предопределено cыrpaтъ серьёзную роль в жизни общества. Он, конечно, не мог примирить общественных разногласий, но каждый читатель находил в нём ответы на свои вопросы. Конкретные социальные ответы на конкретные социальные вопросы. Правда, вопросы были одинаковые, а ответы разные.
Двойственный конфликт романа (социальный и философский) очевиден нам сегодня.
По мнению многих современников, Базаров изначально задуман как пародия на Добролюбова (умершего в 1861 году), как литературная месть. Этy версию поддерживает и объясняет Н. Чернышевский.
Задание 3*. Используя речевую характеристику Базарова и предложенный текст, напишите отрывок из дневника Базарова, охватывающий любой период из его жизни: в Петербурге, в Марьино, в Никольском, перед смертью.
Образец. 7 ИЮНЯ. Губернский гopoд. Встретил на балу сегодня фигуру.
На остальных баб не похожа. У ней такие плечи, каких я не видывал давно. Интересно, к какому разряду млекопитающих она относится? Завтра Аркадий везёт меня к ней в гостиницу.
План рецензии на третье задание.
Соответствие речевой характеристике героя (тема, лексика, интонация);
соответствие логике характера героя;
соответствие авторскому стилю;
общее впечатление (речевые и грамматические ошибки, пожелания, оценка).
Проследите, много ли общего между героями? Какие характеристики их совпадают? Какие выводы можно сделать, проанализировав таблицу?
Имеющий своё мнение
Задание 5*. Проанализируйте диалог Е.Базарова и П.П.Кирсанова из 10 главы, выпишите авторские ремарки, сформулируйте правила ведения диалога.
Задание 6. Запишите ответ на вопрос, пользуясь предложенным материалом.
Почему появление литературного произведения вызвало такие бурные споры в обществе?
Полемический роман Тургенева был создан в переломное для страны время; вневременное, вечное звучание; автор затрагивал очень актуальные проблемы современной жизни.
Борьба Тургенева с самим собой, его трагическую неспособность сделать идеологический и человеческий выбор, встать на ту или иную сторону; нет и не может быть верного ответа на вопрос, кто прав. С болью осознаёт поколение уходящих свою слабость; напрасно так уверено в своих силах молодое поколение; в борьбе «отцов» и «детей» не бывает победителей. Проигрывают все. Но если нет борьбы, нет прогресса. Если нет отрицания прошлого, нет будущего.
Задание 7. Используя высказывания Тургенева, напишите заключение к сочинению на тему « Базаров – демократ-разночинец».
«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!»
4. Тургенев рассуждает в редакции «Современника»:
Задание 8. Пользуясь материалами, составьте связный текст на тему «Речевая характеристика Евгения Базарова».
Ответьте на следующие вопросы.
1.С чего начинается этот отрывок?
Открывается описание печальной _____________________________________________________________________________
2.Как удаётся автору передать эту картину?
Взгляд автора движется постепенно, останавливаясь на __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Как меняется интонация высказывания?
Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ автор постепенно возвышает голос __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Какие средства использует при этом автор?
Это создаётся и ______________ средствами ____________________________________________и лексическими _____________________________________________________________________________.
5.Почему Тургенев завершает скорбную картину описания страданий старичков риторическими вопросами?
Скорбная картина описания страданий одиноких старичков подробна, эпична и завершается риторическими вопросами: «Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?», ведущими нас к философскому выводу ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных, преходящих споров и ссор _________________________________________________________. Он как бы говорит нам: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
6. Как связаны предложения в тексте? Какие средства связи использует автор, чтобы избежать повторов?
Автор использует __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С чего начинается этот отрывок?
Открывается описание печальной
Как удаётся автору передать эту картину?
Взгляд автора движется постепенно, останавливаясь на ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как меняется интонация высказывания?
Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ автор постепенно возвышает голос ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие средства использует при этом автор?
Это создаётся и __________________________________________________
______________________________________________________ средствами __________________________________________________________________и лексическими ____________________________________________________ ______________________________________________________________________
5.Почему Тургенев завершает скорбную картину описания страданий старичков риторическими вопросами? «Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных, преходящих споров и ссор ___________________________________________
Он как бы говорит нам: ______________________________________________________
Задание 6. Работа с иллюстрациями к роману «Отцы и дети»
Сопоставьте образы Евгения Базарова, созданные художниками П.М.Боклевским и К.Р.Рудаковым. Какие черты характера героя подчеркнуты художниками? Найдите портретные характеристики героя в тексте романа и выразительно прочитайте их. Какой из портретов героя более соответствует вашему представлению о Базарове? Обоснуйте свой ответ, приводя цитаты из текста романа.
К. Рудаков. 1948-1949П.Боклевский.1870-е
Рассмотрите изображения Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых (художник П.М.Боклевский). Какие черты характера героев подчеркнул автор портретов? Удалось ли, на ваш взгляд, ему передать различи в характерах братьев? Обоснуйте свой ответ. Найдите портретные характеристики героев в тексте романа и выразительно прочитайте их. Соответствуют ли образы, созданные художником, вашему представлению о героях? Обоснуйте свой ответ, приводя цитаты из текста романа.
Павел Петрович Кирсанов Николай Петрович Кирсанов
Фёдор Иванович Тютчев: жизнь и творчество (1803-1873) |
Задание 1. Прочитайте и проанализируйте стихотворения Ф.И.Тютчева
«О, как убийственно мы любим…»
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя.
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья.
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло.
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвел
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.
Прочитайте стихотворение. Какие эмоции оно у вас вызывает: радость, грусть, тоска, восхищение, разочарование, ожидание прекрасного? (Подчеркните выбранные вами варианты ответа)
Когда стихотворение написано? Кому посвящено? ______________________________________________________________________________________________________
Определите жанр стихотворения
Выпишите из стихотворения эпитеты
_______________________________________________________метафоры____________________________________________
сравнения_____________________________________________
архаизмы______________________________________________
Охарактеризуйте их особенности.
Найдите, в каких строках стихотворения используется прием контраста.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Для чего автор использует этот прием? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы определите основные особенности композиции этого стихотворения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы понимаете следующие словосочетания: «судьбы ужасный приговор»______________________________________________________________________, «убийственно любить»
«буйная слепота страстей»
Какой видится любовь Ф.И.Тютчеву? В чем новизна и своеобразие такого видения любви?
Каким вам представляется лирический герой стихотворения? Что позволило вам сделать такой вывод?
«Я встретил Вас, и все былое…»
Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло.
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, –
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты.
Как после вековой разлуки
Гляжу на вас, как бы во сне, –
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне.
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, –
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.
Прочитайте стихотворение. Какие эмоции оно у вас вызывает радость, грусть, тоска, восхищение, разочарование, ожидание прекрасного? (Подчеркните выбранные вами варианты ответа)
Как появилось это стихотворение? Кому посвящено это стихотворение?
Какова композиция стихотворения? Покажите части стихотворения в тексте.
Выпишите из стихотворения художественные средства, которыми пользуется Ф.И.Тютчев:
антитеза____________________________________________________________ метафоры______________________________________________________________ риторическое восклицание
Сопоставьте стихотворения: Ф.И.Тютчева «Я встретил вас – и все былое…» и А.С.Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Какой мотив объединяет эти стихотворения?
Какие строки стихотворения точнее всего, на ваш взгляд, характеризуют тютчевское восприятие любви?
Афанасий Афанасьевич Фет: жизнь и творчество (1820-1892) |
Задание 1. Прочитайте и проанализируйте стихотворения А.А.Фета
«Ещё майская ночь…»
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Тема урока «Анализ эпизода из романа « Отцы и дети»
Тема урока «Анализ эпизода из романа « Отцы и дети».
Сегодня на уроке мы с вами в рамках подготовки к ЕГЭ произведем анализ отрывка из романа, подготовимся к выполнению заданий части В и С, выясним отношение автора к главному герою романа.
На экране и на столах отрывок из романа. Выразительное чтение отрывка учителем.
— Что представляет собой данный отрывок? Каково его место в общей структуре произведения?
( Это эпилог романа. Последняя страница романа. Ей предшествуют страницы, посвященные смерти Базарова и страницы, повествующие о дальнейшей судьбе других героев романа.)
— Что лежит в основе эпилога?
( Картина сельского кладбища. 1\3 эпилога занимают картины природы.)
— Какова обычно роль пейзажа в худ. произведении?
( Картины природы гармонируют с чувствами и переживаниями героя или оттеняют их.) Тургенев заканчивает свой роман философским описанием природы. Он имел философское образование и даже защитил диссертацию.
В художественном мире Тургенева природа часто жестока по отношению к человеку, способна разрушить его счастье или жизнь.
Вернемся к тексту. Перед нами картина сельского кладбища.
— Какова тональность данного отрывка? Меняется ли она?
( Открывается описание печальной картиной сельского кладбища, но постепенно тон меняется, от тоскливых нот автор постепенно возвышает голос до торжественного пафоса. Затем снова скорбная картина – описание страданий одиноких стариков Базаровых.
— Какие средства выразительности помогают передать настроение в начале отрывка?
Эпитеты : здесь царит вечный покой, вид печальный.
— Какая часть речи передает ощущение запущенности, заброшенности?
Глаголы: канавы заросли, деревянные кресты поникли и гниют, овцы безвозбранно бродят по могилам, 2-3 ощипанных деревца дают скудную тень.
Описание заброшенного кладбища прерывается многоточием…. И вот перед нашим взором могила Базарова.
— Какой прием использует здесь автор?
— Какие контрастные картины создает автор?
Овцы безвозбранно бродят по могилам.
2-3 ощипанных деревца
Животные не топчат ее, только птицы садятся и поют на заре.
Молодые елки, цветы растут
—- Какую роль играет контраст?
—- Какие еще средства выразительности использует автор, рисуя могилу Базарова?
( Олицетворение: « цветы безмятежно глядят на нас своими невинными глазами».Этот прием позволяет автору создать образ природы, живущей своей собственной жизнью.
— Кроме лексических, какие еще средства выразительности использует автор, описывая могилу Базарова?
( Средства синтаксиса. Различные виды синтаксических конструкций. СПП с однор. придаточными: «Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное.» СБП: « Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле.) Благодаря этим синтаксическим конструкциям меняется тональность, строки начинают звучать торжественно.
— Найдите еще выраз. средство синтаксиса, усиливающее эмоциональное звучание текста и помогающее понять мысль автора.
( Риторический вопрос: « Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?»)
— В этом последнем предложении есть еще одно средство выразительности, представляющее собой цепь определений с постепенным нарастанием значимости. Какое?
( Градация: Сердце страстное, грешное, бунтующее.)
—- В этом же последнем предложении мы опять наблюдаем контраст. Где?
( С одной стороны, страстное, грешное, бунтующее сердце, а с другой, равнодушная природа и цветы, которые глядят на нас своими невинными глазами. Это они говорят о вечном примирении и жизни бесконечной.
—- Только вот о какой жизни? И о примирении кого с кем?
( Наверное, о бесконечном продолжении жизни природы. Человек смертен, а природа вечна. Может, о вечности человеческих ценностей. А может быть, что споры отцов и детей вечны, именно из этих споров и столкновений и состоит жизнь.
О примирении человека и природы, человека с миром, с самим собой)
Эпилог наполнен глубоким философским смыслом. Надо сказать, что Тургенев не дает нам ответ, он предлагает своим читателям поразмышлять.
—Почему последние строки романа звучат грустно и в то же время величественно, торжественно?
( В последних строчках звучит проникновенный голос автора. Так можно говорить только о дорогом человеке. Не о борьбе, не о бунте Базарова говорит автор, а о примирении. В конце романа Тургенев любит своего героя, сочувствует ему, скорбит о нем. « Когда я писал заключительные строки, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись», писал Тургенев.