С чего начинается наблюдение
Наблюдение как метод психологии
Метод наблюдения универсален и применяется в любой науке, используется он и в социальной психологии.
Метод наблюдения в социальной психологии – это сбор информации о социально-психологических явлениях путем непосредственного восприятия и регистрации.
Целенаправленно и систематически изучаются факты поведения и деятельности человека. Наблюдение может быть использовано как ведущий метод, например, при исследовании конфликта. Может применяться как вспомогательный метод, например, для сбора или контроля данных. Классическим примером наблюдения является изучение жизни бродяг Н.Андерсона, работы У.Уайта по исследованию жизни эмигрантов, В.Б.Ольшанского, который изучал ценностные ориентации молодых рабочих.
Классификация методов наблюдения
Рисунок 1. Классификация методов наблюдения
В зависимости от того, какую позицию занимает наблюдатель, выделяют включенное и невключенное наблюдение.
Метод включенного наблюдения применяется тогда, когда наблюдатель является активным участником изучаемого события. Невключенное наблюдение – это наблюдение за ситуацией со стороны.
Результаты исследований, их важность и весомость, зависят от того насколько правильно и четко организовано наблюдение. При включенном наблюдении исследователь контактирует с группой, находится в ней в качестве полноправного члена. Он имеет большую возможность вникнуть и понять происходящие процессы, увидеть контекст наблюдаемой ситуации. Иными словами, проводится более глубокое наблюдение. Но с другой стороны, при включенном наблюдении снижается рефлексивность. Исследователь не имеет возможности подняться над ситуацией, посмотреть на нее с точки зрения аналитики. Включенное наблюдение бывает разных видов, это зависит от того, насколько информированы члены группы о присутствии наблюдателя, а также известны ли им цели и задачи наблюдения.
Наблюдатель может осуществлять наблюдение открыто и инкогнито. Если применяется открытый способ наблюдения, то следует иметь в виду, что естественный ход наблюдаемого события будет нарушен. Э.Мэйо описывал эксперименты, которые он проводил в 1920-х гг на предприятии компании «Вестерн Электрик» в США. Он отмечал, что присутствие наблюдателей вело к повышению производительности труда рабочих, в то время как задачей психологов было исследование причин снижения производительности труда. Автор отмечал изменения в поведении рабочих, которые знали, что за ними наблюдают.
Наблюдение может быть организовано в естественной среде (полевое) и в условиях лаборатории с применением различного рода оборудования (экспериментальное).
Скрытое включенное наблюдение
Скрытое наблюдение наиболее интересно, среди ученых проходят активные дискуссии на этот счет. В лабораторных условиях скрытое наблюдение проводят при помощи зеркал Гезелла с односторонней проводимостью света. Дискутируется тема этической стороны при проведении скрытого полевого наблюдения. Происходит вторжение в личную жизнь наблюдаемых. В зарубежных руководствах рекомендовано ограничивать такое наблюдение публичными ситуациями: улица, кафе, кинотеатр.
В качестве примера приведем работу Л Фестингера. Психологи произвели внедрение в религиозную общину, которая предсказывала стихийные бедствия и уничтожение большей части Северной Америки в определенный день. Задачей психологов было наблюдение за членами организации после того, как предсказание не сбудется. Наблюдатели отметили, что после того, как предсказание не сбылось, члены общины продолжали активно действовать и обращали других людей в свою веру, призывали покаяться и утверждали, что именно их действия, связанные с покаянием, предотвратили катастрофу. То есть предсказание, которое не сбылось, только укрепило взгляды членов общины. Л Фестингером была разработана теория когнитивного диссонанса.
Скрытое включенное наблюдение описано во многих работах психологов. В России эту методику подробно описал В.Б.Ольшанский. В 1960-х годах он изучал ценностные ориентиры молодых рабочих, используя метод скрытого наблюдения. Несколько месяцев он работал слесарем-сборщиком на одном из московских заводов.
Включенное наблюдение-инкогнито хорошо раскрыто в работе Э.Гоффмана, который в 1960-е гг. проводил исследования в психиатрической больнице. Впечатление, которое производится на окружающих, необходимо контролировать, эту тактику Гоффман назвал управлением впечатлением. Больные шизофренией, неплохо владеют данной тактикой, утверждает ученый.
Существует еще один вид наблюдения – спровоцированное.Этот вид находится между полевым и лабораторным и проводится в естественных условиях. Спровоцированное наблюдение близко к методу естественного эксперимента, который предложил А.Ф.Лазурский. В 1980-е гг Л.Петерсон в США проводил наблюдение за детьми, исследуя проявления альтруизма.
Техника наблюдения
Наблюдения бывают стандартизированными и не стандартизированными.
Первый вид предполагает наличие формализованной техники: разработанного списка объектов и признаков наблюдения, определения условий и ситуаций наблюдения, инструкций и руководств для наблюдателя, кодификаторов для регистрации данных. Данные обрабатываются и анализируются при помощи математических статистических методов. Существуют методики СИМЛОГ, Р.Бейлза, Л Картера, П.Экмана.
Если проводится наблюдение нестандартизированного типа, специально разработанная схема не применяется. Определяются лишь общие направления наблюдателя, где результат наблюдения отражается в свободной форме, непосредственно при восприятии или через время по памяти.
Наблюдения можно классифицировать по упорядоченности, выделяют случайные, систематические, сплошные, выборочные. По характеру фиксации наблюдения бывают констатирующего и оценивающего характера, а также смешанные. По временной организации можно выделить лонгитюдное, периодическое и одиночное наблюдение. Лонгитюдным называют наблюдение, которое проводится в течение долгого времени, обычно нескольких лет. Для фиксации результатов лонгитюдного наблюдения более всего подходят дневники наблюдателя. Периодическое наблюдение наиболее распространено, проводится в течение заданных промежутков времени. Одиночное наблюдение – это описание отдельного случая, уникального или типичного.
Методика проведения конкретного наблюдения может содержать в себе несколько типов, например, полевое, систематическое и поисковое.
Объект и предмет наблюдения
Объектом наблюдения являются люди, малые группы, большие социальные общности и процессы, происходящие в них.
Предметом наблюдения являются поведенческие проявления вербального и невербального характера отдельного человека или группы в определенной ситуации.
Для записи наблюдений используются категории, которые соответствуют целям и задачам исследования.
Категории – понятия, которые определяют наблюдаемые явления, они определяются операционально, не имеют пересечений с другими категориями и имеют одну и ту же степень общности.
Классической системой категорий является схема Р. Бейлза.
Рисунок 2. Система категорий Р.Бейлза
Единица наблюдения может быть подведена под категорию не только после окончания наблюдения, но и в процессе наблюдения. Именно так происходит при работе с методикой Бейлза. Надежность метода зависит от того, насколько сложна или проста схема наблюдения. Чем меньше единиц наблюдения, тем надежнее схема. Хорошо, когда признак в схеме конкретен, его легче фиксировать. Надежность схемы зависит от сложности умозаключений наблюдателя при классификации выявленных признаков.
А – область эмоциональных выражений позитивного характера;
В,С – области постановки и решения задачи;
D – область эмоциональных выражений негативного характера;
а – ориентационные проблемы;
b – проблематика оценки мнений;
c – проблематика контроля;
d – проблематика нахождения решения;
e – проблематика преодоления напряженности;
f – проблематика интегрирования.
К недостаткам метода можно отнести:
Чтобы результаты наблюдения были более надежными, необходимо использовать эффективные схемы наблюдения, технические средства фиксации данных. Также большую роль играет тренированность наблюдателя и минимизация эффекта его присутствия.
Наблюдение (психология)
Содержание
Общие сведения
Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Предмет наблюдения
То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.
Средства наблюдения
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.
Классификация наблюдений
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.
По систематичности различают
Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:
По фиксируемым объектам
По форме наблюдения
Осознанное наблюдение
При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.
Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.
Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.
Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.
Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.
Неосознанное внутреннее наблюдение
При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).
Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США. Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., 1956), разработавшего теорию когнитивного диссонанса.
Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.
Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.
Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.
Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.
Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).
Неосознанное внешнее наблюдение
При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).
Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.
При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.
Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.
Наблюдение окружающей среды
Этический кодекс APA и наблюдения
Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
Наблюдение как метод исследования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие наблюдения как метода исследования
Одним из самых распространенных и часто встречаемых методов исследования является наблюдение. Данный метод познания легок в применении, не требует дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения используется в сочетании с другими методами, такими как беседа, эксперимент и т.д.
Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).
Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта.
Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования.
Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков. Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.
Итак, методом наблюдения может пользоваться исследователь, у которого развита наблюдательность, мышление, умение точно и полно выражать явления и события.
Несмотря на то, что метод наблюдения кажется простым, его проведение требует не только определенных знаний и умений от исследователя, но также длительной и серьезной подготовки.
Готовые работы на аналогичную тему
Целью проведения наблюдения является изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя.
Одной из особенностей наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследователя к объекту наблюдения. Именно поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимально объективного результата.
Виды наблюдения
Классификация наблюдения как метода исследования.
По включенности исследователя в процесс наблюдения:
Прямое наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, то есть действует вместе с испытуемыми. Степень вовлечения исследователя в процесс может быть разным:
Опосредованное наблюдение (косвенное) – вид наблюдения, при котором исследователь не принимает непосредственного участия в процессе. Например, исследователь наблюдает за тем, как испытуемые выполняют самостоятельное задание (решают задачу, собирают пазл и т.д.).
Самонаблюдение – процесс, заключающийся в созерцании собственных внутренних процессов и их внешнее проявление. Например, в качестве самонаблюдения может выступать задание педагога составить самофотографию собственной рабочей недели, то есть записать все дела, которыми испытуемый занимался в течение недели.
Сложность, и в то же время, уникальность метода самонаблюдения заключается в том, что исследователь должен «проникнуть» внутрь собственных психических процессов и явлений. Сложность его заключается в том, что иногда исследователю трудно выразить свои чувства и переживания.
По длительности наблюдения:
Систематические наблюдения – осуществляются регулярно в течение конкретного временного отрезка (периода).
Систематические наблюдения могут быть:
Несистематические наблюдения – проводятся при необходимости. Чаще всего не организуются заранее, наблюдение осуществляется за неожиданной ситуацией или явлением.
По форме наблюдения:
Таким образом, наблюдение как метод исследования имеет несколько видов. Выбор вида наблюдения зависит от поставленной цели исследования и особенностей испытуемых объектов и явлений.
Требования к организации наблюдения
Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:
Наблюдение (метод)
Наблюдение – целенаправленное, систематическое восприятие исследуемого объекта, на основе регистрации избранных единиц (показателей, признаков), характеризующих особенности изучаемого явления (проявления поведения личности, коллектива, отдельные акты, психические реакции, речевые действия, операции деятельности и т. п. ). Разработчики методики наблюдения: М. Я. Басов, П. П. Блонский, А. С. Залужный, В. Штерн и др. (20-30 гг. ), Д. Томас, Э. Мэйо, К. Левин, В. Б. Ольшанский и др.
Цель наблюдения как метода профессионального отбора – выявить профессионально значимые особенности психологических процессов путем изучения и сопоставления внешних проявлений деятельности человека, мимики, речи и результатов его труда. Это определенным образом организованное восприятие, обусловленное задачей, стоящей перед наблюдателем, и сущностью рассматриваемого явления.
Важнейшими признаками отражающими сущность научного наблюдения, являются: замысел, соотнесение с другими методами исследования, осмысление результатов, контроль. Наблюдение является основой планирования эксперимента – метода наиболее адекватного для установления причинно-следственных отношений.
Применительно к целям профессионального отбора военных специалистов, задачей наблюдения является создание поведенческого «портрета» индивида и сопоставление его с психологическим «портретом», полученным в результате тестирования.
Наблюдение осуществляется по заранее разработанному плану, в котором должны быть определены черты личности или «отрезки поведения», подлежащие оцениванию: общее интеллектуальное развитие, нервно-эмоциональная устойчивость, физический статус, манеры поведения, характерологические особенности и т. д.
Особенности метода
1. Состав процедуры:
а) определение задачи и цели (для чего, с какой целью? );
б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать? );
в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать? );
г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как фиксировать наблюдаемые явления? );
д) детальная фиксация получаемой информации с использованием средств регистрации;
е) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат? какие выводы следуют из полученной информации? ).
2. Возможные задачи наблюдения:
предварительная ориентировка в объекте;
выдвижение рабочих гипотез и их проверка;
уточнение результатов, полученных с помощью других методов;
иллюстрация концептуальных положений.
3. Объект наблюдения:
отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия;
большие и малые группы, общности.
4. Ситуации наблюдения:
естественные и искусственные (лабораторные, экспериментальные);
управляемые и неуправляемые наблюдателем;
спонтанные и организованные;
стандартные и нестандартные;
нормальные и экстремальные;
различающиеся по видам деятельности и общения.
5. Предмет наблюдения – вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации:
а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;
б) выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;
в) движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения;
г) физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка;
д) сочетание перечисленных признаков.
6. Типы наблюдения:
Наблюдение бывает чисто житейское, бессистемное и целенаправленное. В управленческой деятельности под наблюдением понимают научное наблюдение. В научных исследованиях применяются дистантное (невключенное) и включенное наблюдение.
Включенное наблюдение предполагает наблюдение «изнутри» социальной группы, когда наблюдатель становится полноправным её членом. Такое наблюдение уже давно применяется в социологических исследованиях. Включенное наблюдение обладает большими достоинствами. Оно дает возможность вскрывать многие сокровенные стороны изучаемого человека.
Однако включенное наблюдение не всегда возможно и уместно.
Наряду с ним активно используется и дистантное наблюдение, т.е. наблюдение со стороны. При таком наблюдении субъект деятельности не становится участником группы, где он изучает какую-нибудь личность. Свое поведение он организует значительно проще: главное, что от него требуется – это остаться незамеченным со стороны изучаемого лица.
открытое и скрытое (инкогнито);
стандартизированное и нестандартизированное (дневниковое);
полевое (естественные условия) и лабораторное;
случайное и систематическое;
ограниченное и длительное;
сплошное и выборочное;
констатирующее и оценивающее;
внешнее и внутреннее (самонаблюдение);
контролируемое (регистрация по заранее отработанной процедуре) и неконтролируемое;
7. Методы обработки результатов наблюдения:
сопоставление с другими наблюдениями.
8. Основные принципы:
четкая формулировка цели;
выбор единиц наблюдения;
выбор способов наблюдения в зависимости от характера изучаемых действий людей и типа социальной ситуации;
разработка соответствующей схемы наблюдения;
разработка способов фиксации наблюдаемых единиц;
использование технических, стенографических, символьно-графических средств;
выражение воспринимаемых фактов на операциональном языке, доступном другим наблюдателям;
возможность проверки объективности и надежности наблюдения другими исследователями и другими методами;
сочетание качественных и квантифицированных характеристик наблюдаемого объекта.
9. Единицы квантификации:
общее число контактов в течение определенного времени;
количество высказываний или невербальных актов в течение определенного времени;
10. Преимущества и недостатки наблюдения.
Достоинства:
непосредственное восприятие и фиксация актов социального поведения;
отражение конкретных процессов в конкретных ситуациях;
более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения;
возможность проверки опосредованных способов (анкет и опросников);
снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты;
возможность целостной оценки социальной ситуации.
Недостатки:
сильное влияние установок и психических состояний наблюдателя;
перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы;
утомление вследствие монотонии;
влияние наблюдаемых лиц;
трудности интерпретации вследствие искажений;
значительные затраты времени;
ошибки личностного и психологического происхождения:
а). гало-эффект, основывающийся на обобщенном впечатлении наблюдателя, оценке в «черно-белых красках»;
б). эффект снисхождения, который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку происходящему;
в). ошибка центральной тенденции, которая заключается в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов, т. к. крайние признаки поведения встречаются реже;
г). логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тес
ноте связи каких-либо качеств человека («любезность»= «добродушие»);
д). ошибка контраста, т. е. подчеркивание черт наблюдаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя;
е). стереотипы первого впечатления, профессионального, этнического, возрастного планов.
Для руководителя наиболее характерно наблюдение за собеседником в ходе делового общения. Наблюдение – это всегда восприятие действий и операций воспринимаемого лица. В процессе наблюдения на нас каждую секунду обрушивается очень обширная информация, однако схватываем мы лишь незначительную часть.
Из всей возможной информации мы неизменно производим отбор, который зависит от нашей направленности и особенностей нашей личности. Мы часто воспринимаем то, что думаем воспринять и интерпретируем воспринятое так, как нам хочется. Это закономерность наблюдения, которую руководитель обязан учитывать, чтобы избежать субъективности.
Он должен:
а) знать особенности своей личности по наблюдению за людьми;
б) вести наблюдение различными способами;
в) планировать наблюдение.
По способности наблюдать всех людей делят на три группы:
а) те, кто правильно оценивает самих себя. Эти люди обладают высоким интеллектом и чувством человечности;
б) те, кто правильно оценивает своих друзей и знакомых. Эти люди менее общительны, чем предыдущие, но обладают более артистичной натурой;
в) те, кто лучше оценивает незнакомых людей. Эти люди умны, художественно одарены, но не вполне приспособлены к социальной жизни.
В целом считается, что сходство в деятельности собеседников ведет к более точному взаимопониманию. Однако это правило имеет и свои границы: объективнее оценивает человек, обладающий более высоким уровнем эмпатии (оптимум уровня знакомства!)
Наблюдение начинается уже при первом знакомстве с обследуемым. Учитывается то, как он входит, как садится, как смотрит на эксперта, как принимает беседу.
Отмечаются особенности походки:
быстрая походка с размахиванием рук указывает на энергичность, целеустремленность, решительность; медленная походка с опущенным взглядом, еле волоча ноги – указывает на угнетенное состояние, депрессию; подчеркнутое интенсивное движение руками, подбородок приподнят, ноги – словно деревянные, походка – принужденная, рассчитанная на то, чтобы произвести впечатление, – все это указывает на самодовольство, демонстративность, помпезность, свойственные данному индивиду; стремительная походка, руки на бедрах – соответствуют вспышкам энергии, стремлению достичь своих целей кратчайшим путем за наименьшее время; очень медленная походка в медитативной позе: голова опущена, руки сцеплены за спиной, задумчивое выражение лица – указывает на озабоченность решением какой-либо проблемы.
Выражение лица несет существенную информацию о душевном состоянии и личностных свойствах обследуемого. Агрессивно-жесткий человек, как правило, смотрит прямо в глаза, широко открыв свои, губы твердо сжаты, брови нахмурены, разговаривает сквозь зубы, почти не двигая губами. Мягкий уступчивый человек смотрит из под прикрытых век, не выдерживает взгляда в упор. В процессе общения собеседники смотрят друг другу в глаза, в среднем, от 30 до 60 процентов времени. Люди с развитым абстрактным мышлением стремятся к большему количеству контактов глаз по сравнению с конкретно мыслящими индивидуумами. Люди в большой степени склонны к контакту при выслушивании речи собеседника, чем когда говорят сами. Они также отводят глаза, когда задают вопросы, от которых они чувствуют себя неудобно, ощущают вину. С другой стороны, когда люди испытывают злобу, агрессию или уходят в защиту, продолжительность контактов взора резко возрастает.
В процессе наблюдения могут быть отмечены мимические компоненты, существенные для составления поведенческого и психологического «портретов» обследуемого.
Эти компоненты отражают:
неуверенность (ищущий вопрошающий взгляд, полуоткрытый рот, как будто вопрос или высказывание не договорены до конца);
гнев (наморщенный лоб, сдвинутые брови, раздувающиеся ноздри, желваки на скулах);
депрессию (застывшее грустное выражение лица, заторможенность, опущенные углы рта, тусклый безразличный взгляд);
эйфорию (радостное выражение лица, блестящие живые глаза);
сензитивность (слезы на глазах, выражение робости, длительное сохранение ориентировочной реакции);
низкое интеллектуальное развитие (бедная, стереотипная мимика, полуоткрытый рот, непонимающий взгляд, неадекватные эмоциональные проявления, бессмысленная улыбка, дурашливый смех);
галлюцинаторные восприятия (взгляд долгое время устремлен в одном направлении, поза прислушивания, бормотание) и др.
Имеет значение пантомимика обследуемого: осанка, поза, жестикуляция, автоматизированные элементарные (тики) и генерализированные (вздрагивание и т. п. ) двигательные реакции, общая двигательная активность.
Сгорбленная осанка, опущенная голова, застывшая мимика – чаще всего указывают на депрессивное состояние, возможны идеи самообвинения, мысли о самоубийстве.
Горделивая осанка, поднятый подбородок, взгляд свысока – указывают на самодовольство и честолюбие человека. Если такая осанка сочетается с украшением символическими знаками, это может указывать на наличие у индивида бредовых идей самовозвеличивания.
Скрещенные на груди руки указывают, как правило, на защитную позицию человека. Скрещенное положение рук может быть и не связано с позицией защиты, а являться элементом комфортной позы. В этом случае кисти рук расслаблены. Определенно о защитной позе свидетельствует сочетание скрещенных на груди рук со сжатыми кулаками или напряженными пальцами. Защитную позицию усиливает скрещенное положение ног. Если в положении сидя «нога на ногу» человек покачивает верхней, это обычно указывает на то, что ему наскучила ситуация.
Об отсутствии защитной позиции свидетельствуют: расслабленные руки, расстегнутая куртка (пиджак и т. п. ), наклон корпуса в сторону собеседника. О заинтересованном внимании говорит легкий наклон головы, взгляд, устремленный на собеседника. Когда человек утрачивает интерес, положение головы выпрямляется, плечи сначала поднимаются, затем опускаются, взляд начинает блуждать по сторонам, часто корпус собеседника принимает ориентацию в сторону выхода из помещения.
Демонстративное выражение скуки – полное безразличие, жест «голова в руке», т. е. голова лежит на ладони, глаза полуприкрыты.
Жест «рука подпирает щеку», поза роденовского «Мыслителя», обычно указывает на состояние размышления о чем-то. Жесты: потирание подбородка в процессе беседы, снимание очков и тщательное протирание их стекол, захватывание носа в неплотно сжатую горсть, соединенное с прикрыванием глаз – свидетельствуют о протекании сложного процесса размышления (оценивания), о большой сосредоточенности над принимаемым решением.
Касание носа или легкое потирание его, обычно указательным пальцем, выражает сомнение или затруднительное положение. У некоторых лиц эквивалентным по значению являются жесты касания мочки уха, протирания глаз. Если собеседник опирается подбородком на кисть руки, при этом указательный палец вытянут вдоль щеки (по носогубной складке), а остальные располагаются ниже рта, это, как правило, свидетельствует о критическом подходе к словам партнера. Если этот жест сопровождается наклоном тела от партнера – тон оценки явно негативный.
Комплекс жестов отрицательной оценки: сложенные на груди руки, отклонение тела назад, скрещенные ноги, отворачивание лица в сторону («нос воротит») или наклон головы вперед, взгляд исподлобья (взгляд «поверх очков») – сигнал о неэффективности выбранной тактики беседы. В этом случае предпочтительнее отказаться от «лобовой атаки» и оставить «больные» вопросы до более благоприятного момента, перевести разговор в другое русло, чтобы снизить напряжение собеседника.
Если человек не старается смотреть на собеседника, то, скорее всего, он что-то скрывает. На это указывает также жест «рука (чаще левая) прикрывает рот» после реплики, как если бы человек хотел остановить свою речь, но слова уже слетели с губ. О том, что человек скрывает свои намерения, может свидетельствовать поза, когда локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой – кисти рук, расположены прямо перед ртом.
Наоборот, если пальцы кистей рук соединены наподобие купола (одноименные пальцы прикасаются кончиками друг к другу), это означает доверительность и уверенность в себе. Руки могут быть соединены таким образом на разных уровнях. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях (в положении сидя) или чуть выше пояса (стоя). Лица, занимающие руководящее положение, как правило, держат руки тем выше, чем выше их ранг. Более мягкая форма этого жеста – пальцы накладывают друг на друга (пальцы одной кисти прикрывают пальцы другой кисти), обычно, также означает доверие.
Жест «руки сжимают друг друга» (кисти охватывают одна другую, пальцы напряжены) наблюдается, когда человек попал в сложную переделку, например, должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него.
Тесно сцепленные руки, пальцы переплетены – жест подозрительности и недоверия. Если при сцепленных руках большие пальцы начинают массировать друг друга, это указывает на потребность в усилении уверенности, тенденцию к перестраховке. Для женщин типичный жест потребности в усилении своей уверенности – медленное и изящное поднимание рук к шее. Если надето ожерелье, то рука притрагивается к нему, как бы проверяя, на месте ли оно. Похожее или более энергичное движение у мужчины на завершающем этапе маскируется тем, что рука поглаживает шею или поправляет сзади воротник рубашки («жарко под воротничком»). Этот жест бывает связан с чувством облегчения после миновавшей опасности, с разрешением неприятной ситуации.
Поза «руки на бедрах» (в положении стоя), или «одна рука опирается на колено предплечьем, другая – ладонью» (в положении сидя), – указывает на готовность к действиям: выполнению задания, завершению разговора, принятию решения.
В процессе наблюдения у испытуемого могут быть выявлены разнообразные автоматизированные элементарные движения (мигание, наморщивание лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также – покашливание, «хмыкание», «хрюкающие» звуки (так называемые респираторные тики). Эти редуцированные двигательные акты возникают в результате фиксации того или иного защитного действия, первоначально имевшего целесообразный характер. В некоторых случаях такие невротические тики сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжением, навязчивым стремлением к их повторению, то есть являются элементами симптомокомплекса невроза навязчивых состояний. Если сопутствующих психопатологических явлений не наблюдается, то эти двигательные автоматизмы называются психопатологически недифференцированными невротическими тиками.
Определенное диагностическое значение имеет оценка общей двигательной активности. Высокая двигательная активность, достигающая уровня двигательной расторможенности, характерна для лиц с преобладанием гипертимных черт характера. Лиц шизоидного типа отличает скованность движений, застывание в определенных фазах движений, двигательные стереотипы, ритуальные движения и автоматизмы. Лицам эпилептоидного типа свойственна определенная контрастность в психомоторике: медлительность, тяжеловесность, плохая переключаемость движений и, в то же время, импульсивность, склонность к бурным двигательным разрядам. Для лиц, находящихся в состоянии депрессии, характерны вялые замедленные движения.
Важную информацию, отражающую состояние и свойства испытуемого, несут особенности голоса и речи: сила и тембр голоса, интонация, темп речи, плавность. Возбуждение, гнев, восторг вызывают усиление и повышение тона голоса. Неуверенность, сомнения приводят к замедлению речи, растягиванию слов. Удивление, испуг сопровождаются непроизвольными восклицаниями. Волнение, страх вызывает дрожание голоса, усиление заикания. Невротическое заикание, как правило, связано с перенесенными острыми психическими травмами (сильный испуг в детстве, разлука с родителями, внезапное изменение привычного жизненного стереотипа – например, определение в детские ясли, сад и т. д. ). Помимо заикания, может наблюдаться другое нарушение речи, так называемое спотыкание (potern). Спотыкание связано не с судорогами артикулярных мышц, разнообразными нарушениями темпа и ритма речи (ускоренная, захлебывающаяся, неравномерная по ритму). При этом наблюдаются также дефекты артикуляции (смазанность речи), неожиданные колебания громкости, монотонность, затрудненное нахождение слов, нечеткая формулировка фраз, беспорядочная перестановка смысловых ударений. В генезе спотыканий большое значение имеет остаточные явления ранних органических поражений головного мозга.
Интонация подчас более информативна, чем содержание речи. Одна и та же словесная формулировка может быть высказана в спокойно-дружеском, бесстрастно-описательном, настойчиво-просящем, насмешливом, жалобном или возмущенном тоне.
Темповые особенности речи являются важнейшими признаками темперамента человека: для подвижного типа характерна быстрая, стремительная речь, почти без пауз; для инертного – замедленная, с длительными паузами. Замедленная, вязкая, обстоятельная речь, с частыми персеверациями, склонностью к деталям типична для эпилептоидов.
Замедленная, примитивная речь с длительными паузами, отражающими затруднения в формулировании самых элементарных фраз, свойственна лицам с низким интеллектуальным развитием. Медленная тихая, иногда еле слышная, речь, как бы через силу шевелящиеся губы – отличают лиц, находящихся в состоянии депрессии.
В процессе наблюдения могут быть отмечены внешние признаки вегетососудистых реакций: покраснение или побледнение кожных покровов, гипергидроз или сухость кожи, тремор век и пальцев, изменение ритма дыхания и др. Выраженность этих реакций указывает на определенную эмоциональную лабильность индивида или на значимость для него актуальной ситуации.
Учитывая многозначность связей внешних признаков и субъективной психической реальности, индивидуальную специфичность поведенческих и вегетативных реакций, возможность симуляции, диссимуляции и установочного поведения испытуемых, следует придерживаться следующих правил наблюдения:
при наблюдении какой-либо значимой особенности поведения в той или иной ситуации, надо попытаться зафиксировать эту особенность при повторении ситуации, а также в других ситуациях, отличающихся от первоначальной. Такой подход позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей; не спешить с выводами. Любое предположение относительно психической реальности, вызвавшей то или иное поведение, требует проверки, сопоставления с альтернативными гипотезами; рассматривать частные условия появления наблюдаемого поведения в сопоставлении с общей ситуацией (процесс обследования, возрастные особенности и т. д. ), что позволяет более точно понять смысл наблюдаемого; регистрацию данных наблюдения желательно производить постфактум, чтобы не внести дополнительные искажения в наблюдаемое поведение. Запись должна быть фактологичной, содержать не только выводы, но также описание ситуации и зафиксированное явление; результаты наблюдения учитываются при вынесении заключения о профессиональной пригодности. Они оцениваются в комплексе со всеми имеющимися данными об испытуемом.
Наблюдения обычно дополняются рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относится, в частности, фотографирование или киносъемка рабочей позы и выражения лица обследуемого, показаний наблюдаемых им приборов и индикаторов, направлений взора и рабочих движений. Важно все это делать так, чтобы не отвлекать его от работы, не сковывать его действия, не делать их менее естественными. Для регистрации речи может использоваться магнитофон.
Наблюдение может быть уточнено помощью замеров. Это могут быть замеры времени и последовательности труда и отдыха в течение всего рабочего дня или суток (фотография рабочего дня), замеры времени выполнения отдельных действий и движений (хронометраж). Кроме того, в практике наблюдения применяются замеры латентных периодов различных сенсомоторных и сенсоречевых реакций, включенных в изучаемую деятельность. Для этой цели используются те же указанные выше технические средства. В процессе наблюдения производятся также замеры физиологических показателей человека: частоты пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активности сердца, головного мозга, мышц и т. д.
Большое значение при наблюдении принадлежит анализу ошибочных действий обследуемого. Анализ характера ошибок, причин их возникновения позволяет наметить реальные пути их устранения.
Целенаправленное и систематическое применение метода наблюдения за внешними проявлениями деятельности военнослужащего в период службы позволяет уточнять результаты других методов изучения его профессионально важных качеств (направленности личности, характера, способностей и других).
Обладая несомненными достоинствами, метод наблюдения имеет и один существенный недостаток. Наблюдение не вносит изменений в изучаемую деятельность, поэтому в ходе его не всегда могут проявится именно те ситуации, которые больше всего интересуют исследователя.
Наблюдение за поведением больного. Этот старейший способ психологического исследования сохраняет первостепенное по важности место в медицинской психологии. Фактически он сопровождает многие другие методы исследования (собирание анамнеза, выполнение тестов и др. ). Его главное преимущество в том, что более всех других методов психологической диагностики, используемых в медицинской психологии, наблюдение позволяет увидеть поведение больного во всей широте его проявлений и, следовательно, получить о больном наиболее полное представление. Мало того, наблюдение уже в самом процессе исследования позволяет разделить в поведении больного важное и малосущественное и обратить особое внимание на первое.
Недостатки метода наблюдения в том, что оно требует много рабочего времени, а результаты его еще более, чем при других методах психологической диагностики, зависят от опыта исследователя и его индивидуальной способности – наблюдательности прежде всего. Наконец результаты наблюдения трудно поддаются количественной оценке. Попытки формализовать результаты наблюдения ведут к тому, что в той или иной степени утрачивается первое преимущество этого метода – возможность видеть поведение во всей полноте его проявлений. Задачей наблюдения как метода психологической диагностики является оценка двух показателей – психического состояния больного и особенностей его личности. Пользуясь методом наблюдения, следует всегда помнить, что оно, будучи даже самым искусным, отнюдь не гарантирует от ошибок, которых здесь бывает не меньше, чем при других методах психологической диагностики. При наблюдении приходится сталкиваться не только со случаями симуляции, т. е. нарочитым изображением каких-либо расстройств или особых форм поведения.
Гораздо чаще приходится встречать диссимуляцию, т. е. намерение утаить проявления своей болезни, особенности своего состояния, свои переживания, свое отношение к чему-либо и даже черты своего характера. Близко к симуляции и диссимуляции примыкает установочное поведение, которое отличается от них тем, что поставленная цель достигается более искусными путями.
Наблюдение требует постоянного стремления к объективности со стороны самого наблюдателя. Наблюдатель должен непрестанно следить за собой, проверять самого себя, не являются ли те или иные его оценки, заключения, изложение наблюдавшихся фактов в поведении обследуемого плодом его, наблюдателя, пристрастности, проявлением симпатии или антипатии к объекту наблюдения. Полностью устранить влияние данного фактора вряд ли возможно, но постоянно стараться ограничить его действие необходимо. Требуются опыт, выработка определенных навыков наблюдательности.
Наблюдение как метод психологической диагностики начинается с первого контакта с обследуемым. Уже здесь могут достаточно отчетливо выступить общительность или замкнутость, живой, веселый нрав или склонность к унынию, тревожная озабоченность или нарочитая бравада, подчеркнутая деликатность или быстро утрачиваемое чувство дистанции, неторопливая обстоятельность или суетливость в мыслях и действиях, болтливость либо осторожная осмотрительность в ответах, сдержанность в проявлении чувств или эмоциональная лабильность. Все это дает немало материала и для оценки психического состояния, и для суждения о личности, в особенности о типе акцентуации характера.
Во время ответственного осмотра обследуемого специалистами перечисленные и другие особенности поведения могут выступить с еще большей полнотой.
Регистрация наблюдений может осуществляться двумя основными способами. Все виденное можно записывать «свободным текстом» в виде неформализованной записи или отмечать на специально разработанных картах и схемах. Важно иметь ввиду, что при изложении результатов наблюдения виде неформализованной записи она должна содержать толь наблюдавшиеся факты, а не мнение наблюдателя о них. Специального рассмотрения требует использование для наблюдения за обследуемыми различных технических средств (видеомагнитофоны, скрытые камеры и т.п. ). Прежде всего надо отдавать себе отчет, что это – не методы наблюдения, а только технические его приемы. Все трудности оценки результатов остаются прежними. Кроме того, хотя психологическое наблюдение за больным должно быть по возможности малозаметным и во всяком случае ненавязчивым, но ни в коем случае оно не должно быть тайным, что недопустимо по этическим соображениям.
Наблюдение применяется при всех видах профессионального отбора.
При индивидуальном наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки) военнослужащего, позволяющие оценить военную и военно-профессиональную направленность, морально – психологические и другие профессионально важные качества.
Предметом изучения при наблюдении за группой военнослужащих (учебным подразделением, расчетом, экипажем, боевым постом) являются характер межличностных отношений, структура группы, стадия развития группы.
При наблюдении за военнослужащим оцениваются поступки и действия, связанные:
с выполнением распорядка дня, точностью выполнения приказов (распоряжений) начальников, требований служебных инструкций, характера подчинения приказам;
с познавательной активностью (успеваемость, активность на уроках, стремление к совершенствованию знаний, умений и навыков);
с особенностями поведения в группе (статус в группе, характер общения, поведение в конфликтных ситуациях, отношение к формальному лидеру);
с характером индивидуальных увлечений, склонностей.
При наблюдении за группой военнослужащих оцениваются поступки и действия членов группы, связанные: c отношением к целям воинской деятельности; с отношением к распоряжениям прямых (непосредственных) начальников оценкой их личности; с характером межличностных отношений в группе; c характером межгрупповых отношений.
При наблюдении за военнослужащими, являющимися неформальными лидерами или пользующимися авторитетом среди военнослужащих группы, оценивается характер и направленность лидерства.
Особое внимание обращается на военнослужащих, у которых наблюдаются: жалобы на усталость, ухудшение памяти, затруднения мышления, ощущения тяжести в голове, головные боли, боли в области сердца при выполнении объема обычной служебной (учебной) нагрузки; ухудшение или потеря аппетита, расстройства сна; снижение контроля над эмоциями; изменение общего фона настроения (неадекватное ситуации понижение или повышение); сокращение круга контактов, интересов, безразличие к себе и окружающим.
Такое поведение может служить признаком проявления нервно – психической неустойчивости или суицидальных тенденций военнослужащего, поэтому такие военнослужащие подлежат включению в «группу риска» и для них обязательна консультация у врачей – психоневрологов (психиатров), психологов части для последующего решения вопроса о профессиональной пригодности.
Наиболее активно на первом этапе отбора наблюдение, в интересах профессионального отбора, следует использовать: в пути следования команд пополнения; в период адаптации военнослужащего к военной службе; при неблагоприятном для военнослужащего развитии событий в личной жизни, служебных взаимоотношениях и (или) в отношениях внутри группы военнослужащих.
Наблюдение за действиями, поступками и поведением военнослужащих на втором этапе отбора осуществляют прямые (непосредственные) начальники и обучающий состав учебных воинских частей при отборе личного состава караулов и спецподразделений, кандидатов на сержантские (старшинские) должности, перед окончанием базовой подготовки в учебных частях, перед увольнением в запас военнослужащих.
Оценки поступков и действий по результатам наблюдения являются экспертными оценками и дополняют (уточняют) другие методы изучения профессиональной пригодности военнослужащих.
HАБЛЮДАЕМЫЕ СИТУАЦИИ ПО ИЗУЧЕHИЮ МОЛОДЫХ СОЛДАТ С ОТКЛОHЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕHИЕМ
Ситуация наблюдения | Вид наблюдения | Категория наблюдения | Единицы наблюдения | Наблюдатель |
Перерывы во время занятий | Скрытое включенное | Тематика разговоров: пьянство; секс; агрессия; корысть и другая. | Продолжительность разговоров по каждой теме (можно периоду наблюдения); яркие эмоциональные проявления (какие, количество раз) | Подготовленный из рядового или сержантского состава |
Личное время военнослужащих | Скрытое невключенное | Заинтересованность Группы общения военнослужащих инициаторы общения | Состав групп (постоянный, переменный); кто инициатор общения (сколько раз за период наблюдения) | Военный психолог, социолог, подготовленный офицер, прапорщик |
Kонфликт | Открытое невключенное | Конфликтующие стороны зачинщики конфликта распределение других ролей; | Продолжительность конфликта (время); интенсивность (количество каких-либо действий в единицу времени); динамика (продолжительность отдельных этапов в развитии конфликта); средства достижения своих целей, используемые сторонами. наименование и частота использования) | Военный психолог командир |
В качестве пояснения к таблице необходимо заметить, что регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки предмета наблюдения являются категориями наблюдения. Категории наблюдения могут быть описательными и оценочными. Описательные категории наблюдения фиксируют конкретные фактические проявления количественно-качественных показателей объекта, например, количество проступков, совершенных военнослужащим за определенный период. Оценочные категории наблюдения фиксируют оценку наблюдателем состояния проявляемых свойств. Так, реакция сослуживцев на высказывание воина (положительная, отрицательная или нейтральная) может служить косвенным показателем его авторитета.
Данные категории конкретно проявляются в единицах наблюдения. Единицами наблюдения принято считать доступные наблюдению простые или сложные действия объекта наблюдения, например: каждый факт пререкания, грубых действий, уклонений от выполнения хозяйственных работ и т. д.
Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы:
а) карточка наблюдения предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, закодированном виде. В ходе наблюдения наблюдатель может использовать несколько карточек (по одной на каждую единицу наблюдения);
б) протокол наблюдения предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. он отражает в себе алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;
в) дневник наблюдения – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.
Примерный перечень вопросов, фиксируемых в регистрационных документах:
Наблюдаемые. Кто они, сколько их? Род занятий, характер взаимоотношений? Структура коллектива?
Цели действий наблюдаемых. В чем состоят основные функции участников действий? Какие цели преследуют (официальные, неофициальные)? Какие цели участников совпадают с задачами коллектива, с целями других участников, какие не совпадают?
Поведение. Что и как конкретно делают? Каково содержание выполняемых действий? Каковы стимулы и мотивы, вызывающие участие в действии, ту или иную форму поведения? Как внешне выражается эмоциональное отношение к действию? Каковы: напряженность, постоянство, продолжительность отдельных форм поведения? Каков эффект отдельных форм поведения? Что следует за ним и как он воспринимается самим наблюдаемым и другими участниками действия? Как меняется действие после достижения определенного результата?
Частота и продолжительность наблюдаемых ситуаций. Когда возникла ситуация и как долго она длилась? Уникальная или повторяемая? Часто возникает? В каких показателях может быть зафиксирована? Что вызывает ее и что сдерживает ее возникновение? Насколько типична?
Данные о процедурах наблюдения и оценка их эффективность Краткие сведения о наблюдателе, в том числе сколько раз проводил наблюдение ранее?
Время заполнения методических документов наблюдения, регистрация данных (до, после наблюдения, когда именно).
Выполнение требований программы. Отклонения условий наблюдаемой ситуации от заданных в программе. Какие требования удалось выполнить?
Оценка инструментария. Случаи трудностей фиксации признаков, их отнесения к выделенным категориям наблюдения.
Оценка эффективности. Необходимость повторного наблюдения или проверки данных другими методами. Использование приемов, повышающих эффективность наблюдения. Рекомендации по дальнейшему применению метода наблюдения для решения данной исследовательской задачи.
При записи результатов наблюдения наряду с вышеописанным инструментарием может использоваться также кино и видеоаппаратура. Запись производится чаще всего в ходе наблюдения В отдельных случаях, когда по условиям обстановки это невозможно, запись производится по свежим впечатлениям сразу же после наблюдаемых событий.
В заключение следует отметить, что непосредственно наблюдать можно лишь внешние проявления человека в процессе деятельности При этом ряд существенных психологических компонентов. определяющих поведение, не имеет внешних проявлении и, следовательно, не может быть выделен методом наблюдения. Нельзя, например, с его помощью выявить ход мыслительной деятельности, скрытые эмоциональные состояния. В связи с этим даже в тех исследованиях, где метод наблюдения является ведущим, применяют ряд форм метода опроса, другие дополнительные методы.